Какими бывают причины миграции населения. Лекция: Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций Причины миграции населения в прошлом и настоящем

Миграция - это механическое перемещение населения, связанное с временным или постоянным изменением места жительства. По территориальному признаку миграции подразделяют на внутренние (внутригосударственные), транзитные и внешние (межгосударственные, международные). Одним из типичных примеров современных транзитных миграций является Израиль, который стал как бы «трамплином» для выезда мигрантов (преимущественно, еврейской национальности) в другие страны. В отношении межгосударственной миграции используют такие понятия, как эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну). В соответствии с этим, выезжающих называют эмигрантами, въезжающих - иммигрантами. С периода Великих географических открытий и до средины XX в. постоянным и главным районом эмиграции была Европа. С ее территории только за 100 лет (со средины XIX по средину XX столетия) выехали, в основном в Америку и в меньшей степени в Австралию и Новую Зеландию, более 60 млн. чел. В период рабовладения мощные миграционные потоки были насильственно организованы в Америку из Африки. Многие из них не могли даже и подумать о своём будущем, а тем более не владели информацией где купить пневмокорсет для поясницы Spinal Doctor .

Во второй половине XX в. география миграционных потоков претерпела существенные изменения, и Европа из центра эмиграции превратилась в один из основных центров иммиграции. Основой этого стали существенные изменения, происходящие в причинах миграций населения.

В большой совокупности причин, определяющих миграционные процессы, ведущую роль, с точки зрения величины миграционных потоков, всегда занимали экономические. До середины XX в. они, в зависимости от исторического периода, в большей или меньшей степени были связаны с освоением новых территорий, разработкой природных ресурсов и сооружением различных хозяйственных объектов. Во второй половине XX в. основной экономической причиной миграций, в основном межгосударственных, стал поиск работы. Именно это наиболее существенно сказалось на изменении географии миграционных потоков. Самый мощный из них направляется из стран Юго-Западной и Южной Азии, а также Северной Африки в развитые государства Европы, преимущественно Западной. В эти же страны стремятся в поисках работы мигранты из бывших социалистических государств. Третий из наиболее крупных миграционных потоков, связанных с поиском работы, уже давно направлен из стран Латинской Америки в США и, в гораздо меньшей степени, Канаду.

Миграционный потоки, связанные с поиском работы велики и нередко нелегальны, что заставляет экономически развитые страны осуществлять строгую миграционную политику, направленную на ограничение иммиграции. Критерии, ограничивающие въезд, у разных государств имеют определенные отличия, но чаще всего - это возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, семейное положение и т.п. Реально, не имеет ограничений только такая причина миграции, которая получила название «утечки умов», или «утечки мозгов».

Еще одной, практически постоянно действующей причиной миграций населения, являются войны и появление, так называемых, «горячих точек», в которых существует угроза жизни людей. Военные действия в настоящее время активно ведутся в Ираке, Афганистане и ряде других стран мира. Статус «горячих точек» сохраняют Чеченская Республика, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, зона израильско-палестинского конфликта и многие другие районы мира. О влиянии этого фактора можно судить уже по тому, что, по подсчетам историков, за весь период существования человеческой цивилизации, лишь четыре года не было ни одной войны.

Весьма значительны миграции населения по этническим, или, как иногда говорят, национальным причинам. Особенно они усилились после развала СССР и Мировой системы социализма. В наибольшей мере подобные миграции проявляются в бывших республиках Советского Союза, а также в странах, образовавшихся в границах СФРЮ.

Во второй половине XX в. значительных размеров достигли миграции, обусловленные возвращением на историческую родину. Часто с этим отождествляют и такую причину миграций, как воссоединение семей, хотя это довольно редко сочетается друг с другом. Наиболее интенсивные миграционные потоки, обусловленные этими причинами, направлены в Израиль и Германию, в основном, из бывшего СССР.

В последней четверти двадцатого столетия, в связи с существенным ухудшением состояния окружающей среды, увеличились миграции, обусловленные экологическими причинами. Особый резонанс в этом отношении вызвала авария на Чернобыльской АЭС. Активно выезжает население из прибрежных районов Аральского моря, в связи с его постепенным исчезновением, возрастает отток населения из многих крупных и крупнейших городов развитых стран по причине ухудшения их экологии.

В результате активной политики, прежде всего развитых государств, имеет устойчивую тенденцию к росту «утечка умов», особенно из бывших социалистических и развивающихся стран.

Сравнительно небольшое количество людей меняет свое местожительство по политическим мотивам. Это может происходить как добровольно, так и по принуждению. В последнем случае это называется «депортация». Чаще ей подвергаются нелегалы, т.е. люди, незаконно проживающие на территории страны, реже - политики и общественные деятели.

Миграционные процессы оказывают очень серьезное влияние прежде всего на динамику численности населения в отдельных регионах и странах. Наряду с этим, при большом потоке иммигрантов это сказывается на культуре, быте и других социальных проявлениях жизнедеятельности человека. Именно поэтому для ряда стран очень актуальна, проводимая ими, миграционная политика, о которой упоминалось ранее.

Одним из наиболее важных показателей, характеризующих миграционные процессы, является «сальдо миграции». Оно может быть положительным (когда въезд превышает выезд), отрицательным (если наоборот), либо нулевым, если эти показатели равны. Например, в Республике Беларусь в 2003 г. сальдо было положительным и составило 8,3 тыс. человек.

Международные миграции населения были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существования. Основные черты географии международных миграций с течением времени менялись.

В XIX в. главным очагом эмиграции была Европа, из которой около 30 млн человек выехали в США, Канаду, Австралию, Южную Америку, Южную Африку. Значительными были также переселения из Китая преимущественно в Юго-Восточную Азию и из Индии в некоторые районы Африки и Южной Америки. В первой половине XX в. (до Второй мировой войны) прежние тенденции и направления миграций в основном сохранились. Европа снова дала около 30 млн мигрантов, которые выехали примерно в те же заморские регионы. В годы Второй мировой войны преобладали принудительные и вынужденные миграции. А после нее география международных миграций стала постепенно изменяться. Наряду с межконтинентальными начали возрастать и внутриматериковые миграции. Появились совершенно новые центры привлечения и оттока мигрантов, обусловленные главным образом экономическими факторами.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что географические сдвиги в международных миграциях происходят на фоне их бурного количественного роста. Еще в 1965 г. общая численность международных мигрантов в мире составила 75 млн человек, в 1975 г. она увеличилась до 85 млн, в 1985 г. – до 105 млн, в 1990 г. – до 120 млн, а затем выросла еще больше. При этом в 1990 г. на развитые страны приходилось 55 млн, а на развивающиеся – 65 млн всех международных мигрантов, а среднегодовые темпы роста численности мигрантов составили 2,5 %.

Распределение международных мигрантов по существующим регионам мира показано в таблице 61.

Таблица 61

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МИГРАНТОВ ПО РЕГИОНАМ МИРА

Анализ таблицы 61 показывает, что внеконкурентное первое место по общему количеству мигрантов занимает зарубежная Азия – самый многонаселенный регион Земли. По доле мигрантов во всем населении выделяется Австралия и Океания – самый малонаселенный регион. Особый интерес представляют показатели, содержащиеся в последней колонке таблицы, позволяющие констатировать, что в роли главных поставщиков мигрантов в современном мире выступают зарубежная Азия, Латинская Америка и Африка, а в роли главных принимающих районов – Северная Америка, зарубежная Европа, Австралия и Океания.

Недавно А. Е. и Н. А. Слука опубликовали интересные данные, по которым можно судить о соотношении двух главных факторов динамики населения – естественного прироста и внешних миграций – в отдельных регионах мира на протяжении 1990-х гг. Оказалось, что в Европе (включая Россию) именно миграции обеспечивали 87 % общего прироста населения, тогда как естественный прирост – всего 13 %. В Северной Америке аналогичное соотношение составляло 33:66, в Австралии и Океании 17:83, а в Африке, Азии и Латинской Америке миграции, напротив, приводили к убыли населения, которая компенсировалась естественным приростом.

От анализа таблицы 61 логично перейти к изучению главных мировых миграционных потоков. Картографирование таких потоков, даже схематическое, – непростое дело, поэтому подобные карты и картосхемы в научной литературе довольно редки. Можно сослаться на картосхему, приведенную в энциклопедическом словаре «Народонаселение» (рис. 48). Прежде всего, в общетипологическом плане она позволяет выделить следующие главные направления международных (преимущественно трудовых) миграций:

Рис. 48. Основные направления международных миграций в 80-х – начале 90-х гг. XX в.

1) миграции из развивающихся в экономически развитые страны;

2) миграции в пределах экономически развитых стран;

3) миграции в пределах развивающихся стран;

4) миграции из стран с переходной экономикой в экономически развитые страны.

Миграции из развивающихся в экономически развитые страны были и остаются преобладающими. К ним относятся в первую очередь трудовые миграции из афро-азиатских стран в Западную Европу, из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в США. Более частный пример подобного рода – притяжение рабочей силы в ЮАР из соседних стран. Примерами миграций между экономически развитыми странами могут служить перемещения трудовых ресурсов из стран Южной Европы в страны собственно Западной Европы. К числу трудовых миграций в пределах развивающихся стран относятся потоки мигрантов из Северной и Восточной Африки, из Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии в страны Персидского залива. Менее значительный центр притяжения мигрантов сформировался и в Латинской Америке, где в качестве стран притяжения рабочей силы (преимущественно сезонной) выступают Аргентина, Бразилия и Венесуэла. Много иностранных рабочих трудится также в новых индустриальных странах Азии. Что же касается потоков мигрантов из стран Восточной Европы и СНГ на Запад, то они оформились только в 1990-х гг.

В итоге можно утверждать, что основными районами притяжения мигрантов в современном мире являются Западная Европа, Северная Америка, страны Персидского залива, Австралия, ЮАР, новые индустриальные страны Азии, некоторые латиноамериканские страны, а также Израиль. В роли же главных поставщиков мигрантов выступают некоторые страны Южной (Индия, Пакистан, Бангладеш), Юго-Восточной (Индонезия, Филиппины, Таиланд) и Юго-Западной (Иран) Азии, Северной и Тропической Африки, Южной Европы, а также Мексика и некоторые другие страны Латинской Америки.

Россия стала страной массовых международных миграций только накануне и после распада СССР. Эмиграция из России достигла максимума в 1990 г., когда страну покинуло более 700 тыс. человек. В 1991 и 1992 гг. эмиграция также превышала 600 тыс., но позднее снизилась до уровня 300–350 тыс., затем 200 тыс., а в 2005–2006 гг. – 75–50 тыс. человек. Примерно 1/2 эмигрантов направляется в другие страны СНГ и страны Балтии и 1/2 – в страны Запада. Из тех, кто уезжает на Запад, более 70 % оседают в Германии, 4 – в Израиле и 7 % – в США. Демографы подразделяют эмигрантов из России на две основные группы: 1) этнических эмигрантов (евреи, немцы, греки, армяне), которые выезжают на постоянное жительство, и 2) трудовых эмигрантов, которые покидают страну в поисках приемлемой работы на постоянной или временной основе. Причина роста эмиграции в обоих случаях, а в особенности во втором, объясняется в первую очередь изменением социально-экономических условий жизни – кризисом экономики, снижением жизненного уровня, ростом безработицы.

Приток иммигрантов в Россию, составлявший в начале 90-х гг. XX в. примерно 1 млн человек в год, затем снизился до 500 и далее до 200 тыс. Практически все иммигранты прибывают в Россию из других стран СНГ и стран Балтии, т. е., по выражению Б. С. Хорева, являются «вторичными» мигрантами, по причинам экономического, социального, психологического, национального характера не адаптировавшимися в регионах бывшего Союза и вынужденными вернуться в Россию. Отмечается также приток в Россию временной иностранной рабочей силы в количестве примерно 300 тыс. человек в год. Основными ее поставщиками на российский рынок труда выступают пять стран: Украина, Белоруссия, Турция, Китай и КНДР. Но в целом миграционный приток населения лишь частично восполняет его естественную убыль.

Утечка умов»

Во второй половине XX в. при характеристике международных миграций населения стали употреблять еще один термин – «утечка умов», или «утечка мозгов» (англ. Brain drain). Он означает миграцию людей интеллектуальных профессий – ученых, инженеров, медицинских и других специалистов, творческой интеллигенции, а также потенциальных работников этих профессий (студентов, аспирантов, стажеров). Все они могут мигрировать на длительный срок, по контрактам, а могут уезжать и на постоянную работу со сменой гражданства.

Интеллектуальная миграция началась на рубеже 40-50-х гг. XX в. Затем она прошла в своем развитии несколько этапов, отражавших этапы самой НТР и изменения в международной обстановке.

Первый этап «утечки умов» охватывал вторую половину 1940-х гг., когда из побежденной Германии в США в полупринудительном порядке было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и других подобных специальностей.

Второй этап – это 1950-е гг., когда начался массовый добровольный отъезд талантливых ученых и выпускников университетов из ФРГ, Великобритании, Италии, в меньшей степени из Франции, в США, а также в Канаду и Австралию. В результате только США в 1950-е гг. получили дополнительно не менее 100 тыс. высококвалифицированных специалистов. А многие научные школы Западной Европы при этом заметно обеднели. Но в любом случае «утечка умов» на этом этапе происходила из одних экономически развитых стран в другие.

Третий этап, охватывавший период времени с начала 1960-х до конца 1980-х гг., внес в географию международных интеллектуальных миграций очень большие изменения. На этом этапе главной питательной средой подобных миграций стали развивающиеся страны, в особенности азиатские, но также латиноамериканские и африканские. По некоторым оценкам, только в 60-70-х гг. XX в. из этих регионов в США, Великобританию, Канаду и Австралию переселилось 700–800 тыс. специалистов из стран развивающегося мира – ученых, инженеров, врачей, медицинского персонала, программистов и др. В наибольшей степени «утечка умов» затронула Индию (инженеры и врачи), Филиппины (медсестры), а также Китай, Республику Корею, Египет, Алжир, Нигерию, страны Вест-Индии. К этому нужно добавить десятки тысяч студентов-«невозвращенцев» из развивающихся стран, которые после окончания учебы в США, Канаде, Великобритании так и остались там, не возвратившись на родину. Надо ли говорить о том, что подобная интеллектуальная эмиграция нанесла слаборазвитым странам-донорам большой экономический, да и не только экономический, ущерб. По оценкам ООН, финансовые потери развивающихся стран за последние 30 лет составили более 60 млрд долл.

Четвертый этап, начавшийся в конце 1980-х гг., продолжается до сих пор. «Утечка умов» в это время охватила в первую очередь страны Центрально-Восточной Европы и СНГ, откуда началась массовая эмиграция ученых, технических специалистов, людей свободных профессий в США, Канаду, ФРГ, Израиль и некоторые другие страны.

Всего же, по оценкам экспертов ООН, за послевоенный период (до середины 1990-х гг.) «утечка умов» привела к перемещению во всем мире примерно 2 млн человек.

В географической и экономической литературе уже не раз предпринимались попытки изучить и объяснить причины (факторы, условия) «утечки умов». Ученые пришли к выводу о том, что основная причина интеллектуальной миграции – как одной из разновидностей трудовой миграции в условиях особого внимания к качеству трудовых ресурсов – заключается в экономических преимуществах, которые приобретают мигранты-интеллектуалы в новой стране пребывания по сравнению со страной-донором.

А. Стокер в книге «Работа иностранцев» приводит следующий пример-сравнение: филиппинские медсестры в своей стране могут рассчитывать на месячную зарплату в 150 долл., тогда как в США их зарплата может составить 2,5 тыс. долл. в месяц. Однако далеко не все специалисты высокой квалификации уезжают с единственной целью хорошо заработать. Многие просто вынуждены покидать свою страну, потому что в ней они вообще не могут найти работу по специальности, реализовать свой научно-технический и общеинтеллектуальный потенциал. Впрочем, к этому нужно добавить и целый ряд внеэкономических причин «утечки умов» – социальных, расово-этнических, политических и др.

Что же касается географии этого процесса, то решающее воздействие на него оказывали и продолжают оказывать Соединенные Штаты, которые были и остаются главным центром притяжения интеллектуальных мигрантов, привлекая примерно 2/3 от их общей численности. Еще в середине 1960-х гг. в США был принят новый иммиграционный закон, стимулировавший приток специалистов из развивающихся стран. В 1990-х гг. была принята специальная поправка к иммиграционному закону, увеличившая квоту для специалистов высшей и высокой квалификации из бывшего СССР до 50 тыс. человек в год.

В результате доля иммигрантов среди всех квалифицированных специалистов составляет в США около 1/5, а среди инженеров – даже 2/5. Поскольку в США затраты на подготовку одного специалиста обычно значительно выше, чем в других странах, такой приток интеллектуалов позволяет им экономить многие миллиарды долларов. Уже не раз отмечалось, что за 100 лет существования Нобелевской премии лауреатами ее стали примерно 400 человек, из которых половина приходится на США. Но очень многие из американских лауреатов – это эмигранты, в том числе и в первом поколении (например, всемирно известные экономисты – выходцы из России – С. Кузнец и В. Леонтьев).

Россия в 1990-х гг. вошла в состав ведущих мировых поставщиков интеллектуальных кадров для заграницы. В результате затяжного социально-экономического и политического кризиса, массовой невостребованности, невозможности реализовать знания и опыт в собственной стране, постоянного финансового дефицита, инфраструктурной необеспеченности науки и образования, с одной стороны, и возникновения небывалой ранее открытости, с другой, в 1990-х гг. страну покинули сотни тысяч научных работников разного ранга, включая перспективную научную молодежь. Большинство из них уехало насовсем, многие – в длительные командировки по всякого рода грантам. (К этим потерям нужно добавить и тех, кто не уехал за границу, а перешел из науки и образования в коммерческие, управленческие и другие подобные структуры.) Итогом всех этих процессов стало то, что за годы реформ число занятых в российской науке уменьшилось в два раза. Подобный отток ученых и специалистов из страны не только наносит ей огромный материальный ущерб, но и обедняет ее интеллектуальный потенциал, создавая тем самым реальную угрозу для национальной безопасности.

>>География: Мы характерезуем размещение и миграцию населения

Мы характерезуем размещение

и миграцию населения

1. Размещение и плотность нaселения: очень большие контpacты.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% тepритории земной суши. Наряду с этим около половины обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 человек на 1 км 2 .

Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши. Это прежде вceгo области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселили и ocвоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными ресурсами территории, где они создали разные типы антропогенных ландшафтов.

Пример. Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях и равнинах, расположенных на высоте до 500 м над уровнем моря, которые занимают только 28% земной суши, горные области заселены значительно слабее, хотя из этого правила есть и искключения. . С глубокой древности большое воздействие на расселение людей оказывает их занятость в сельском хозяйстве.

Пример. Развитие трудоемкого рисосеяния на поливных землях привело к формированию крупнейших cгycтков населения в Bocточной и Южной Азии. И в наши дни плотность сельского населения здесь повсеместно превышает 200 человек на 1 км 2 , достигая в отдельных районах 1500-2000 человек и более.

С началом развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Eвропе и США. В некоторых промышленных районах плотность населения также достигает 1000-1500 человек на 1 км 2 . Наконец. на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к тpaнспортным и торговым путям.

Пример. В 200- километровой полосе вдоль побережий морей I и океанов сосредоточено более половины человечества, а в 50-километровой, которая занимает вceгo 12% суши, почти 30% (см. рисунок 15). В отдельных преимущественно остроных и полуостровных странах этот показатель значительно выше. .

Средняя плотность населения Земли 48 человек на 1 км 2 .
Но, как вы понимаете, за этим средним показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными странами.

Пример. Чаще вceгo в качестве самой густонаселенной страны мира называют Бангладеш, где показатель плотности населения уже превысил 1000 человек на 1 км 2 . Но в небольших, преимущественно островных, государствах он еще выше: в Сингапуре более 6500, на Мальдивских островах 1100, на Мальте 1200 человек на 1 км 2 . (А в Moнако 16400 человек на 1 км 2 !)

Еще более велики различия в распределении населения и eгo плотности в пределах некоторых стран.

Пример. В Канаде 2/3 населения живет в южной 150-километро вой зоне, протянувшейся вдоль границы с США и образующей главную полосу расселения. В ceверной части страны 1 человек приходится на 2025 км 2 территории. Такие же контрасты заселенности характерны и для Австралии (см. рисунок ] 6). Определенная численность и плотность населения необходимые предпосылки для развития каждой страны. Но совершенно не правы те ученые, которые преувеличивают роль плотности населения и даже устанавливают прямую зависимость между нею и уровнем социально-экономичеcкoгo развития. (Задание 9.)

2. Миграции населения: их виды и география.

Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во все.н мире оказывают его nеремещения, называемые миграциями населения. «Люди, писал Н. Н. Баранский, не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». главная причина миграций экономическая, но они вызываются также политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века прежде Bceгo в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX в. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием)) части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу .

Bceгo с начала эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек. . Второй очаг змиграции сложился в Азии.

Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу ХХ в. достигли масштабов новoгo «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций экономическая, когда люди уезжают в поисках новoгo места приложения труда , лучшей жизни.

Такие миграции получили название трудовых миграций. В результате в начале XXI в. за пределами своих стран постоянно или временно работают уже 3540 млн человек, а с учетом членов семей, сезонников и нелегальных эмигрантов в 45 раз больше. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется uз развивающихся в экономuчески развитые страны.

Но трудовые миграции существуют также между экономически развитыми и между развивающимися странами.

Главная причина такoгo рода международных миграций paбочей силы большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между -экономически развитыми и развивающимися странами. Однако в США, Западной Европе иммигранты, особенно молодежь, нередко вынуждены браться за самую трудную, низкооплачиваемую и непрестижную работу. Конечно, их можно встретить и на современных предприятиях. Но большинство оседает либо в шахтах и на стройках, либо в сфере услуг, становясь продавцами. разносчиками, офиuиантами. лифтерами, сторожами, шоферами, уборщиками мусора и т. п.

Ныне в мире существуют четыре главных центра притяжения трудовых ресурсов. Во-первых, это Западная Европа (особенно Фрг, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы, Западной Азии и Северной Африки; в 90x гг. значительно возрос также приток мигрантов из Восточной Европы и стран CHГ.

Во-вторых, это США, где только легальная иммиграция (преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) составляет примерно 1 млн человек в год, а нелегальная и тoгo больше.В-третьих, это нефтедобывающие страны Персидcкoгo залива, в общей численности трудовых ресурсов которых трудовые мигранты (из Египта, Индии, Пакистана и других стран) намнoгo превышают местное население. В-четвертых, это Россия. Странами со значительной иммиграuией остаются также Канада, Австралия и в еще большей степени Израиль, нaceление котopoгo на 2/3 увеличивается за счет иммиграционного притока в значительной мере из стран СНГ (Задание 10.)

Во второй половине ХХ в. появилась новая форма внешних миграuий, которая в отличие от прежней «утечки мускулов» получила наименование «утечка умов» (или «перекачка мозгов»).

Сущность ее заключается в переманивании иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квaлификаuии. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов «интеллектуалов» также стали развивающиеся страны. «Утечка умов» крайне отрицательно сказывается на экономике и культуре этих стран, где прослойка интеллигенции и так еще малочисленна. В конце 80-x начале 90-х гг. в связи с политическим и экономическим кризисом усилилась «утечка умов» из России, Украины, других стран, входивших ранее в СССР.

Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже исчисляется десятками миллионов человек. Понятно, что люди бегут прежде вceгo из районов острых политических и военных конфликтов.

Пример. На пороге ХХI в. по количеству беженцев, покинувших страну, особо выделялись Афганистан, Израиль (Палестина) и Руанда, где их количество исчислялось миллионами. От 500 тыс. до 1 млн беженцев покинуло Югославию, Ирак. А внутренних беженцев (вынужденных переселенuев) больше вceгo было в Cyдане, Анголе и Колумбии, где продолжались этнополитические «разборки» .

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения бывают нескольких видов. К ним относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что eгo стали называть «великим переселением народов ХХ в.». Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций xaрактерен прежде вceгo для больших по территории стран с резким и контрастами плотности нaселения России, Казахстана, Канады. Бразилии, Австралии и Китая.

В последнее время все более массовым становится отток людей из разного рода «горячих точек», включая не только военно-политические конфликты, но и районы экологического бедствия.

По существу, это те же беженцы (например, экологические беженцы), но обычно их называют nеремещенными лицами.

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, География для 10 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
1 Цель: формирование знаний о миграционных процессах в мире, их причинах и значении
2 Задачи урока Обучающая: формирование умений работать с различными источниками информации, участвовать в обсуждении предложенных вопросов, готовить краткие устные сообщения, выделять по итогам занятия выводы

Развивающая: развитие умений учащихся составлять и анализировать карты, схемы, текст учебника; умений и навыков работы с контурными картами

Воспитывающая: развитие эстетического вкуса, чувства толерантности

3 Планируемые результаты обучения: создание единого представления о населении мира, развитие творческого мышления и вариативности мышления
4 Личная значимость изучаемого материала для школьников Достижение положительного результата в учебной деятельности: формирование чувства успеха, умения общаться, умения ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления, умения сотрудничества и взаимопомощи
5. План урока 1. Орг. момент

2. Мотивационно-целевой этап (формулирование целей)

3. Процессуально-содержательный этап

4. Рефлексивно-оценочный этап

6. Методы и приемы обучения Частично-поисковый, беседа
7. Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, групповая
8. Форма урока практикум с применением интерактивной доски
9. Приемы деятельности учителя организация выбора деятельности учащихся и их организации, ведение беседы, подведение итогов
10. Познавательные задания и вопросы Карточка-инструкция содержит задания, предусматривающие актуализацию знаний по данной теме, задания для выполнения на контурной карте
11. Организация деятельности учащихся Работая коллективно формулируются цели работы, вспоминают ранее изученный материал. Индивидуально учащиеся выполняют практическую работу
12. Развитие умений учащихся Вести познавательную деятельность, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, развивать умения работать с интерактивной доской. Учатся рационально выполнять задания, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
13 Основные понятия и термины урока
  • Миграция
  • Эмиграция
  • Иммиграция
  • Гастарбайтер
  • Репатриация
  • Депортация
14 Источники информации карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки
15 Оборудование интерактивная доска, презентация , контурные карты, карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки

Ход урока

Содержание деятельности Цель Организационные формы Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный момент
2. Мотивационно-целевой этап.
Знакомство с темой урока, эпиграфом, постановка целей урока. Обобщить имеющиеся знания. Найти противоречия.

Построить план работы

Коллективная работа. Постановка вопроса.

Демонстрация презентации.

Озвучивание своих точек зрения по данному вопросу.
3. Актуализация знаний (задание 1)
Индивидуальная работа по вариантам Обобщить имеющиеся знания. Самостоятельная работа Постановка задач Работа над заданиями
Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь, работать с картой. Индивидуальная работа. Дополняет выступления. Выступают с отчетом о работе при помощи интерактивной доски
3. Процессуально-содержательный этап (задание 2-4)
Практическая работа Формирование умения работать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации Консультирует по необходимости Выполняют практическую работу
4. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов деятельности. Формирование умения делать выводы. Коллективная работа. Беседа. Демонстрация презентации. Ответы на вопросы.

Карточка-инструкция
Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в мире

Эпиграф:

Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.
Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.

Н. Н. Баранский

Цели работы:

  • Установить главные направления миграций в мире.
  • Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.

Ход практической работы

Задание 1. Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу

Вспомните и выполните следующие задания

Приведите примеры (работа с картой)

Задание 2. Пользуясь учебником, составьте в тетради таблицу главных стран и регионов эмиграции и иммиграции.

Страны, регионы эмиграции Страны, регионы иммиграции

Задание 3. На основе заполненной таблицы, выполните в контурной карте:

Укажите на контурной карте главные страны и регионы эмиграции и иммиграции населения.

Стрелками покажите направления миграций.

Задание 4. Приведите примеры и отметьте на контурной карте "горячие точки". Какие миграционные процессы они вызвали?

Сделайте вывод: объясните причины миграционных процессов в мире (какие центры притяжения населения сформировались здесь, каковы причины этих миграций)

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.

    Миграция населения - переселение людей из одного места проживания в другое.

    Главная причина - экономическая, но также на переселение оказывают влияние и политические, национальные, экологические и другие причины.

    Миграции подразделяют на внутренние и внешние.

    Внешние миграции:

    а) эмиграция: выезд из одной страны на постоянное место жительства в другую;

    б) иммиграция: въезд в страну на постоянное жительство.

    Внешние миграции возникли в глубокой древности, имели продолжение в средние века - прежде всего в связи с географическими открытиями, но наибольшее развитие переселения получили в эпоху капитализма.

    Очагом массовой эмиграции стала Западная Европа, где шло разорение мелких производителей (крестьян, ремесленников), и росла безработица.

    За период 1815 - 1915 гг. из Европы в другие части света переселилось 35-40 млн. человек, главным образом в США и Канаду, и некоторая часть - в Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, в отдельные страны Африки.

    После второй мировой войны и крушения колониальной системы география внешних миграций заметно изменилась.

    США продолжают оставаться важным центром иммиграции, куда привлекается рабочая сила в основном из Латинской Америки и из Азии.

    Западная Европа превратилась в главный район притяжения рабочей силы - как из стран Средиземноморья (Испании, Португалии, Италии, Югославии), так и из государств Азии (Турции, Индии, Пакистана).

    Таким образом, широкое распространение получила трудовая миграция.

    Новый крупный район трудовой миграции сложился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграционного насоса» выступают нефтедобывающие государства - Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Ливия; а поставщиками трудовых ресурсов являются как другие (отличные от выше перечисленных) арабские страны (Египет, Йемен и др.), так и многие неарабские государства Азии (Индия, Пакистан и др.).

    В связи с распадом СССР и образованием новых суверенных государств произошло увеличение миграций в Россию и за её пределы.

    Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций, которая получила название «утечка мозгов», что представляет собой переманивание иностранных учёных, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации из развитых и развивающихся стран Европы (в частности из России и государств СНГ) в США.

    Внутренние миграции (внутригосударственные), их виды:

    а) из села в город: развиты во всех странах планеты, но особый размах они приобрели в развивающемся мире.

    Потоки сельских жителей устремляются в города в поисках лучшей доли. Это ведёт к «взрывному» росту крупнейших городов.

    б) из города в село: преобладают в основном в развитых странах мира; из переполненных, задымлённых городов в пригороды, а частично и в сельскую местность.

    в) из одного района страны в другой район: этот вид миграций связан с освоением новых территорий (в США, Канаде, Австралии, России, Бразилии, Китае), с появлением районов межнациональных конфликтов, военных действий и т.п.

    г) кочевничество (в развивающихся странах Африки, Азии).

    д) «маятниковые миграции»: ежедневное передвижение людей из пригорода на работу в город и обратно.

    2. Общая экономико-географическая характеристика КНР.

    Китай - государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии.

    Площадь территории - 9561 тысяч кв. км (III место в мире).

    Столица - г. Пекин.

    Страна состоит из 21-ой провинции, 5-и автономных районов и 3-х городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

    Экономико-географическая характеристика КНР (Китайской Народной Республики):

    1) экономико-географическое положение:

    Территория Китая имеет протяжение с востока на запад в центральной и восточной частях Азии - 5700 км, с севера на юг - 3650 км.

    Государство граничит со многими странами: Россией, Монголией, КНДР, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом.

    Некоторые границы проходят по высокогорью, и поэтому очень трудно доступны. Другие же горные границы имеют межгорные долины, удобные для налаживания межгосударственных экономических связей. Часть из границ проходит по равнинам.

    Китай имеет обширную морскую границу - моря Тихого океана (Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское), которые позволяют круглогодично налаживать связи как со странами Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, так и с Россией, Северной и Южной Америкой и Австралией.

    2) природные условия и ресурсы:

    · рельеф: на западе и северо-западе страны - горный (Тибет, Гималаи, Тянь-Шань), на востоке - равнинный (Великая Китайская равнина);

    · минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны; страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена и т.п.

    · почвы: желтозёмы и краснозёмы, аллювиальные на речных долинах, коричневые, горно-луговые и т.д.; наибольшим плодородием обладают почвы на востоке страны, особенно в долинах рек;

    · земельные ресурсы: на востоке государства большая часть земель занята под пашню, частично в центре и на западе - пастбищами; имеются малоиспользуемые земли;

    · климат: умеренный, субтропический и тропический климатические пояса;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания риса, сои, хлопчатника, чая, пшеницы;

    · воды: реки - Янцзы, Хуанхэ и др.;

    · водные ресурсы: огромны, таят в себе самые крупные в мире запасы гидроэнергии, хотя обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения небольшая - 2.5 - 5 тыс. кубометров за год;

    · природные зоны: переменно-влажные леса, лесостепи и степи, области высотной поясности, пустыни и полупустыни;

    · лесные ресурсы: леса занимают не более 1/3 территории страны;

    · ресурсы Мирового океана: моря вблизи берегов Китая достаточно богаты рыбой и морепродуктами, со дна океана идёт добыча каменного угля, нефти.

    3) население:

    а) численность - 1160 млн. человек;

    б) плотность населения: на востоке - до 600 человек/кв.км; в районе Тибета (на западе) - 1-2 чел./кв.км; средняя плотность по стране - 108 чел./кв.км;

    в) тип воспроизводства - I ; рождаемость - 20-25 человек на 1000 жителей; смертность - 5-10 чел. на 1000 жителей; естественный прирост - 15 чел. на 1000 жителей.

    Проводится активная демографическая политика на снижение рождаемости с лозунгом «Один ребёнок в семье».

    г) преобладание мужского населения;

    д) большое количество детей и молодёжи;

    е) религии - конфуцианство, даосизм, буддизм;

    ё) КНР - многонациональная страна, хотя более 90 % её жителей - это китайцы.

    Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны (тибетцы, уйгуры и др.).

    ж) уровень урбанизации - невысокий (около 30 % от общего числа населения).

    Но несмотря на это в Китае большое количество городов - «миллионеров» - около 40; они расположены в основном на востоке страны; это города: Пекин, Шанхай, Харбин, Чаньчунь, Шэньян, Нанкин и т.д.

    з) трудовые ресурсы - огромны (почти 500 млн. человек) и избыточны.

    4) экономическое хозяйство страны:

    За последнее время Китай превратился в крупное индустриальное государство. Хотя среднедушевые показатели производства остаются невысокими, тем не менее, по темпам развития КНР лидирует среди великих держав.

    Была провозглашена и реализуется программа «четырёх модернизаций»:

    Промышленности;

    Сельского хозяйства;

    Обороны;

    Науки и техники.

    а) промышленность:

    По общему объёму промышленного производства Китай вышел на 4-5 место, а по количеству промышленных предприятий (750 тысяч!) и числу занятых в них - на первое место в мире.

    · горнодобывающая: страна обладает всеми видами минеральных ресурсов, по добыче многих из них лидирует в мире (уголь, железная руда и т.д.);

    · энергетика: в целом КНР по производству электроэнергии вышла на II место в мире (после США и России). Однако, она использует лишь 1/12 часть производимой в мире энергии, несмотря на то, что в этом государстве проживает 1/5 населения всего мира.

    3/4 электроэнергии производится на ТЭС, идёт развитие ГЭС и АЭС.

    · чёрная металлургия: имеет хорошую сырьевую базу. Основную продукцию дают крупные заводы полного металлургического цикла (в городах Аньшань, Пекин, Ухань).

    · цветная металлургия: основу составляет выплавка алюминия, меди, свинца и цинка.

    Но наблюдается диспропорция местоположения добычи руды, получения из неё концентратов (в глубинных, слабоиндустриализированных районах на юго-западе и в центре страны) и выплавки металлов, которая приурочена к экономически развитым районам на северо-востоке и востоке государства.

    · машиностроение: выпускает широкий ассортимент продукции, но уровень используемой им техники и технологий пока недостаточно высок; имеется много изношенного оборудования, низка производительность труда.

    В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, средств связи и т.п. (расположены в городах Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин).

    · химическая промышленность: опирается на производство минеральных удобрений, конструкционных материалов и продукции бытовой химии.

    · лёгкая промышленность: из её отраслей наиболее развита текстильная. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает I место в мире (г. Шанхай).

    б) сельское хозяйство: важнейшая отрасль экономики КНР; в нём занято 400 млн. человек.

    Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство; в нём резко преобладают зерновые, занимающие до 80 % всех посевов.

    Выращивают:

    Рис на огромных площадях земли на юге страны и в долинах Янцзы;

    Пшеницу на Великой Китайской равнине, в пойме реки Хуанхэ;

    Картофель, батат, овощи, фрукты - повсеместно;

    Хлопчатник - в районе бассейна рек Хуанхэ и Янцзы;

    Чай на террасированных склонах гор на юге и востоке страны.

    Животноводство: находится на 2-ом плане, однако, по поголовью скота КНР входит в число ведущих стран мира: более 2/5 мирового поголовья свиней, 1/5 рабочего скота, 1/6 овец и коз. Разводят лошадей, быков, волов, ослов, мулов, буйволов.

    в) транспорт: примерно половина грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный вид перевозок, хотя его роль и уменьшается.

    Увеличивается доля морского, автомобильного, трубопроводного, авиационного транспорта.

    Присутствует гужевой, вьючный и особенно велосипедный транспорт.

    5) внутренние различия, выделяют 3 района:

    · Приморье: экономически высокоразвитое;

    · Центральные провинции: среднеразвитые;

    · Западные и Северо-Западные районы: слаборазвитые.

    6) внешние экономические связи:

    За последние десятилетия КНР широко «открывается» внешнему миру.

    Налаживаются экономические связи не только со странами азиатско-тихоокеанского региона, но и с государствами Северной и Южной Америки, Африки, Европы и конечно с Россией.

    На внешний рынок поставляются: продукция лёгкой промышленности (одежда, ткани, обувь, шёлковые и шерстяные изделия), полезные ископаемые (уголь, олово, ртуть, железная руда и т.п.), сталь, продукция машиностроительной и химической промышленности.

    3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.

    Во-первых: определяем по карте «Энергетика мира» основные страны по добыче угля, ими являются: Китай, США, Австралия, Россия, Индия, Польша, ФРГ, ЮАР, Украина, Казахстан.

    Во-вторых: находим по той же карте основные государства-экспортёры угля; это следующие страны: США, Австралия, ЮАР, страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан), Польша, Канада.

    В-третьих: используя ту же карту, выделяем страны-импортёры (ввоз) угля: Япония, страны Западной Европы (Франция, Германия, Великобритания и др.).

    Из выше приведённых данных делаем соответствующий вывод:

    1) в общей добыче угля преобладают экономически развитые страны;

    2) в экспорте угля главную роль играют государства, имеющие лучшие условия для разработок (добыча открытым способом (наиболее экономически дешёвая), небольшая глубина залегания и значительная мощность пластов);

    3) в импорте угля преобладают: Япония (у которой практически отсутствуют собственные запасы угля) и страны ЕЭС (в которых либо нет крупных запасов, либо их добыча уменьшается, вследствие их истощения).

    Билет № 19