Как написать и подать апелляционную жалобу в гражданском процессе?

Если решение суда первой инстанции еще не вступило в законную силу, есть шанс его оспорить. Чтобы запустить процесс обжалования по гражданскому делу, потребуется грамотно оформить и в срок подать письменный документ – апелляционную жалобу. Она будет обрабатываться в судебном органе высшего ранга, а жалобщик при наличии весомых оснований имеет все шансы услышать новый приговор.

Кто и куда подает жалобу?

Право обжалования судейского определения установлено ст. 34 ГПК РФ и распределяется между такими сторонами:
  • истцом;
  • ответчиком;
  • прокурором;
  • лицами, чьи права и интересы затронуты принятым судом решением;
  • законными представителями лиц-участников дела.
Согласно ст. 321 ГПК РФ, подается апелляция через суд, который принял решение, подлежащее опротестованию. Далее оно передается в суд второй инстанции со всеми материалами дела. Вот вариант для примера: если решение по иску было принято в Тверском районном суде Москвы, жалоба будет обрабатываться в суде высшего ранга – Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда. Вместе с тем она подается непосредственно в Тверской суд, работники которого далее перенаправят дело в Судебную коллегию.

Заявитель имеет право подать свою жалобу сразу в апелляционный орган, однако, это станет причиной затягивания процесса, ведь документ всё равно будет направлен в суд низшей инстанции, чтобы к нему прикрепили все материалы по делу и вновь отправили в апелляционный орган.

Сроки подачи

Направить жалобу по гражданскому делу разрешается на протяжении 1-го месяца со дня, когда судом был принят приговор в окончательном виде. Подать документ разрешается через приемную суда или по почте заказным письмом. Во втором случае следует учесть следующие нюансы:
  • жалоба принимается, если была отправлена за 24 часа до последнего дня отведенного месяца, что указано в ч. 3 ст. 108 ГПК;
  • дата подачи документа определяется по штемпелю на конверте;
  • чтобы подтвердить факт отправки жалобы, стоит сохранить квитанцию или иные документы о приеме у вас заказного письма.
Можно ли подать жалобу, если истек отведенный для этого срок? Это удастся успешно сделать в одном случае – предварительно восстановив срок обжалования. Для этого потребуется обратиться в суд низшей инстанции с заявлением, именуемым ходатайством. В нем нужно указать причину пропуска срока, которая должна быть уважительной. Например, такой считается тяжелая болезнь или судебные недоработки, в том числе следующие:
  • заинтересованное лицо получило копию решения суда уже после периода обжалования или за несколько дней до его исхода, поэтому на изучение всех материалов и составление жалобы не осталось времени;
  • судья, выносимый приговор, не разъяснил порядок и срок опротестования решения.
Подать ходатайство нужно с самой жалобой. Если оно будет рассмотрено утвердительно, материалы дела будут направлены в апелляционный орган, а все участники дела получат соответствующее уведомление. Если же ходатайство будет отклонено, заявитель имеет право его опротестовать в кассационном порядке.

Адвокат Михаил Давыдов поможет сориентироваться в сроках подачи жалобы в следующем видео:

Как составить апелляционную жалобу? (образец)

Документ необходимо грамотно оформить, иначе можно получить отказ в его рассмотрении.

Жалоба состоит из нескольких частей и составляется в таком порядке:

1. Вводная часть . Она также именуется «шапкой», которая оформляется в верхнем правом углу. Здесь указывается:

  • наименование и местонахождение апелляционного органа;
  • данные о суде, куда подавался иск, а именно – название, адрес;
  • Ф.И.О. (если жалобщик – физическое лицо) или название компании (если жалобщик – юридическое лицо), адрес проживания и прописки, контактные данные;
  • данные о сторонах-участках дела;
  • название документа по центру – «Апелляционная жалоба», а снизу также по центру можно указать такое уточнение – «на решение суда по гражданскому делу»;
  • с новой строки справка по делу – номер акта, дата составления и состав суда, который принимал решение по делу.
2. Описательная часть (мотивированная) . Описывать суть дела не стоит, ведь все материалы по нему имеются у судьи. Кратко указываются, какие ошибки были допущены судом и требуют пересмотра. Стоит опираться на ст. 330 ГПК, в которой указаны все основания, на базе которых судейское решение подлежит отмене или корректировке. Эта часть должна быть короткой и состоять из тезисных изложений моментов, с которыми не согласен жалобщик, например:
  • неправильно трактовались весомые для дела обстоятельства;
  • нормы материального/процессуального права принимались некорректно;
  • дело рассматривалось без заинтересованных сторон, которые не были предварительно извещены о судейском заседании;
  • при рассмотрении дела не были учтены приведенные доказательства;
  • в деле нет протокола заседания суда и проч.
3. Резолютивная часть (просительная) . Она начинается со слова «Прошу». Исходя из предыдущей части, формируются требования, которые в обязательном порядке должны пролегать в рамках полномочий апелляционной инстанции, что указано в ст. 328 ГПК. Так, можно изложить такие требования:
  • отменить старое решение полностью (частично) и принять новое;
  • внести правки по всему решению или в определенной части;
  • отменить старое решение полностью (частично) и закрыть судопроизводство полностью (частично);
  • внести правки по всему решению (в определенной части) и закрыть судопроизводство полностью (частично).


4. Приложения . Это часть с классификацией бумаг, которые прикрепляются к жалобе. Например, это квитанция об уплате госпошлины или бумаги-доказательства, которые ранее не были продемонстрированы в суде или были отклонены. При этом важно отметить, что если прилагаются такие доказательства, необходимо также составить ходатайство о них.

5. Заключительная часть . В конце документа жалобщик ставит свою подпись и дату его составления, которая обязательно должна соответствовать дате подачи бумаг.

В составлении грамотного заявления помогут такие правила:

  • одна жалоба может относиться только к одному судейскому определению;
  • оформляется документ только в деловом официальном стиле с употреблением юридических терминов, включая «истец», «ответчик», «заявитель» и проч.
  • при изложении материалов стоит применять выдержки и цитаты из материала дела;
  • при изложении ошибок суда и своих требований стоит отсылаться на законодательные нормы.

Госпошлина

В гражданском процессе при подаче жалобы требуется уплатить государственный взнос, о котором сказано в подпункте 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. В нем указано, что размер взноса составляет 50% от стоимости госпошлины при подаче иска неимущественного характера. Так, если физическое лицо при подаче такого иска уплачивает 300 рублей, то при подаче жалобы – 150 рублей. Для юридического лица данные показатели равны 6000 и 3000 рублей соответственно.

Предварительная форма жалобы

В ГПК РФ ничего не сказано о предварительной жалобе, как и в других нормативных актах, поскольку это неофициальный документ, который также называется «краткой» жалобой и часто применяется в юридической практике. Как правило, такая бумага подается в качестве письменного уведомления об амбициях заявителя запустить процесс опротестования. Часто это необходимо в тех случаях, когда суд произносит резолютивную часть приговора, а далее затягивает его выпуск в полном виде.

Такую бумагу судья оставляет без движения и дает жалобщику время на подачу жалобы в полной корректной форме. Так, пока заявитель вносит необходимые правки, судья должен вынести полный приговор. При подаче предварительной жалобы стоит оплатить госпошлину, но в обязательном порядке надо сохранить квитанцию об оплате. В будущем при подаче полной жалобы не потребуется повторно вносить взносы, а достаточно к пакету документов приложить уже имеющую квитанцию.

Порядок и сроки рассмотрения

После того как жалобщик подает собранный пакет документов, запускается процедура его обработки:
  • Суд низшей инстанции определяет, можно ли отправить жалобу на дальнейшее рассмотрение или требует возврата, например, если период подачи истек. Если всё в порядке, на жалобе ставится печать, а далее она подшивается к материалам дела и передается в высший судебный орган.
  • Представители апелляционного суда изучают дело и извещают лиц-участников о дате, времени и месте судебного разбирательства.
  • По правилам п. 1 ст. 327.2 ГПК жалоба рассматривается в период до 2 месяцев. Отсчет времени начинается с даты, когда дело было передано в апелляционный орган.
  • При наличии весомых оснований, суд исполняет требования жалобщика, в том числе отменяет или изменяет «непригодное» решение. В число таких оснований можно отнести, например, искаженное толкование прилагаемых к делу доказательств или правовых норм.
  • На финише процесса опротестования принимается апелляционное определение. Если в его рамках предполагается отмена решения или его изменения, то оно вступает в силу согласно с правками, соответствующими принятому определению.
  • Если жалобщик не доволен тем, как закончилась процедура обжалования, он может обратиться в судебный орган высшей инстанции с .
Заинтересованные стороны судейских разбирательств обладают правом подать апелляционную жалобу по гражданскому делу. Чтобы пересмотр дела прошел успешно, стоит уделить максимальное внимание грамотному оформлению и подаче данного документа.