Как заполнить дополнительный бланк егэ. Основные правила заполнения бланков егэ. Использование бланков - строго по инструкции

Во всем нашем мире есть основа – это касается как физических вещей, так и нефизических. Оказывается, даже в обычном слове есть основа. Что такое основа слова? Мы вам ответим кратко на этот вопрос, тем более, что в нашем ритме жизни мы часто забываем правила русского языка. Основа слова в лингвистике означает ту часть слова, которую мы не можем самостоятельно изменить. А если изменяем, то этим нарушаем правила русского языка. Основа слова показывает нам, какое значение этого слова лексическое. Проще говоря, основа слова - это его часть без окончания и без формообразующих суффиксов (если такие в слове есть). Так, в слове "восьмой" основой слова будет "восьм", в слове "наша" - "наш", в слове "пустыня" - "пустын". В словах, которые не изменяются, основой будет все слово целиком. Примеры таких слов: "мечтая", "высоко" (в роли наречия).

Как правильно выделить основу слова

Для того чтобы правильно выделить основу слова, вам следует учитывать не только звуковую часть слова, но и буквенную. Сначала определите окончание слова, затем - формообразующие суффиксы, если они есть. Вся остальная часть слова, кроме этих, и является основой. Давайте посмотрим на примере. В слове "читали" выделяем окончание "и", "л" - это формообразующий суффикс у глаголов в прошедшем времени. Отсекаем эти части слова и получаем основу - "чита".

Основа слова бывает непроизводной и производной. Непроизводная основа - это нерасчленимая на другие морфемы основа, она состоит только из одного корня. Например, в слове "леса" основа "лес" состоит из одного корня, поэтому она является непроизводной. А в слове "перебежать" основа "перебеж" состоит из приставки и корня, то есть делится на морфемы, поэтому такая основа будет производной. Также выделяют производящие основы - это основы, от которых производятся новые слова. Например, непроизводная основа "лес" является производящей для слова "лесистый".

178. Рассмотрите схему. Назовите часть слова, с которой вы ещё не познакомились. Верно, это основа. Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?

179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у неё маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

  • Найдите в тексте слова с корнем ящер- . Запишите эти слова группами: в одну - однокоренные слова, в другую - формы одного и того же слова.
  • Выделите в словах все значимые части слова.

Страничка для любознательных

Словообразовательный словарь

Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит.

Посмотрите, как даны в нём слова: все значимые части слов отделены друг от друга, а первым даётся слово, от которого образованы однокоренные слова.

180. Рассмотрите форзац «Словообразование». Прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый .

  • Спишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них известные вам части слова.

181. Прочитайте Памятку 5 «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разберите по составу слова мастерица, перышко, дошкольный .

Обратите внимание! Цифра 2, стоящая справа от слова, показывает, что его нужно разобрать по составу.

182. Прочитайте.

      замок - замок
      собака - щенок
      сырник - сырок
      Томск - томичи
      семь - семья
      водолаз - вода
      рука - ручка 2
      снегирь - снежок 2
      город - города
      мороз - холод

  • Какие пары слов являются однокоренными?

183. Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов.

Звёздочка, подсвечник, оленята, пришкольный, почки, зёрнышко, заморозки, подорожник, облако, дочка, кормушка, поездка.

  • Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова.

184. Прочитайте.

Р..сунок, к..ртоф..ль, г..рох, п..м..дор, ст..лица, в..сток, д..рога, з..вод, р..кета, за..ц, тв..рог, ч..рный, н..ябрь, м..л..ко.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
  • Подберите как можно больше однокоренных слов к одному из этих слов.

185. Прочитайте. Найдите в предложениях лишние слова и объясните, почему они лишние.

1. По облачному небу плывут облака. 2. Ребята строят из снега снежную крепость. 3. Осенью деревья сбрасывают осенние листочки.

  • Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

186. Прочитайте.

Однажды Ослик, Поросёнок и Медвежонок пекли пироги . И вдруг Ослик сказал: «А вы знаете, недавно я читал старую книгу. Там лодки назывались так - пироги . Наверно, их тоже пекли?»

(Г. Цыферов)

  • Как бы вы ответили на вопрос Ослика?
  • Являются ли выделенные слова однокоренными? Объясните свой ответ.
  • Подберите к слову пироги однокоренные слова. Запишите.

пи ро́г

187. Прочитайте. Назовите слово.

Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить , приставку, как в слове поехать , суффикс, как в слове ночка , окончание, как в слове книга .

  • Что обозначает составленное слово? Запишите его. Выделите все значимые части в этом слове.
  • Придумайте загадку такого же типа.

188. Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь, какие пословицы здесь зашифрованы.

  • Запишите составленные пословицы.

189. Прочитайте словосочетания.

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио.

  • Запишите. Найдите в каждом словосочетании неизменяемое слово. Подчеркните его.

Обратите внимание! Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

шо ссе́

190. Прочитайте. Объясните, что объединяет слова каждой пары?

  • Нарисуйте схему состава выделенного слова.

191. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

(В. Бианки)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выделите в тексте три части соответственно плану:
    1. Одинокий скворечник.
    2. Прощальная песенка.
    3. В далёкий путь.
  • Напишите изложение текста по плану.

Каждое слово в русском языке можно разобрать на части: какие-то слова состоят из корня и окончания, в каких-то есть приставка или суффикс, а также то и другое. И у каждого слова есть основа, которая является одной из главных его частей. Учащимся 3 класса важно понять, что такое грамматическая основа, как ее найти и какое значение она имеет для словообразовательного процесса, а поскольку выделение этой части слова может вызвать затруднения, тема должна быть изучена внимательно.

Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет

Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.

Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.

Часто у учеников вызывает затруднение выделение основы в словах на -ий, таких как лисий. Суффикс ий ошибочно принимается за окончание и выносится за пределы основы. Чтобы проверить вызывающее сомнение слово, нужно его просклонять: окончание изменится, суффикс останется в составе слова.

Производные и непроизводные основы

Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.

Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.

Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.

Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.

Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.

Что мы узнали?

Такое понятие, как основа слова, не настолько простое, как принято считать. Так, чтобы ее выделить, нужно найти окончание – та часть слова, которая будет ему предшествовать, и является основой. В то же время есть ряд слов, основа которых является прерывистой, то есть ее часть располагается за окончанием, а не перед ним. Узнав, что такое основа слова в русском языке, ученики также узнают, что она может быть непроизводной и производной. В первом случае речь идет об основе, которая не образована ни от какого другого слова, во втором – о непроизводной основе со словообразующими элементами. Непроизводная основа в такой ситуации называется производящей и в большинстве случаев начинает цепочку однокоренных слов. Существует правило, согласно которому у каждой производной основы есть производящая.

Основа - ядерная часть слова, с которой связано его вещественное, лексическое значение. Это структурный элемент слова, который характеризуется устойчивостью, стабильностью морфемного состава. Ср.: сильн ый - силен - сильн ее - силн ейший .

Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми мор-фемами (дерев о, бел ый) или включать в свой состав корень и сло-вообразовательные аффиксы (находк а, приказа ть, заговоро о). Ос-новы неизменяемых слов равны всему слову: пальто, вверх, из-за .

Основа - операционная единица анализа слов, позволяющая разграничить грамматические формы и лексические единицы, выявить производящую базу для производных.

Существует широкое и узкое понимание термина «основа сло-ва». Узкое понимание встречается в школьной практике препода-вания русского языка, где основой слова принято считать часть слова без окончания: умн ый, весель е, рассказывающ ий.

В вузовской же практике под основой слова понимают часть слова без формообразующих аффиксов, т. е. из состава основы исключаются флексии и формообразующие суффиксы: чита ющий, дума я, писа ть, говори л и т. п.

Основы слова неоднородны; они различаются:

1) по характеру структурной целостности;

2) по количеству корней, входящих в их состав;

На основании различных дифференцирующих признаков вы-деляют следующие типы основ:

1) компактные — прерывистые;

2) простые — сложные;

3) членимые — нечленимые.

Компактные основы характеризуются структурной целостно-стью: приговори ть, выдумк а, син ий.

Прерывистые основы отличаются нарушением структурного единства. Это основы, «разорванные» формообразующими аффик-сами: умыва ться , как ой-либо , колыш ущийся .

Основы, включающие в свой состав один корень, называют-ся простыми ; объединяющие несколько корней — сложными . Ср.: лесник лесозаготовк а.

Основы, содержащие один морф, т.е. далее неделимые на морфы, называются нечленимыми : дубо, беж, вдруг и т. п. Осно-вы, состоящие из нескольких морфов, называются членимыми : покупк а — основа слова включает в свой состав три морфа (пре-фикс по-, корень -куп- и суффикс -к-), она способна делиться на морфемы и поэтому признается членимой.

Любая основа может быть охарактеризована по признакам всех трех дифференцирующих уровней. Например: основа слова кораб-лестроение — кораблестроениј компактная, сложная, членимая; целоваться — целова...ся — прерывистая, простая, членимая; ложка ложк — компактная, простая, нечленимая.

Производное слово. Признаки производного слова


Словообразование, или дериватология (от лат. derivatum "произ-веденное, производное"), — раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных слов, способы их образова-ния и их объединения (группировки).

Основным объектом рас-смотрения в словообразовании является производное слово (дери-ват). Производные слова — это слова, значение и звучание кото-рых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов; ср.: студенчество студент, перечитать читать . Производное слово семантически и формально выводит-ся из другого родственного слова, которое мотивирует его.

Это прекрасно отражено, например, в следующем диалоге:

— Этот [гриб], — говорит мама, — называется подберезовик. Видите, он под березой растет. Потому он так и называется — подберезовик. А вот это — маслята. Посмотрите, какие у них шапочки блестящие.

— Ага, — говорят девочки, — как будто маслом намазаны. (Л. Пантелеев)

Мотивирующее слово и дериват связаны отношениями слово-образовательной мотивации.

Это отношения между двумя однокоренными словами, при которых значение одного из них:

1) либо определяется через значение другого: переводить ® пе-реводчик ("тот, кто переводит"), слон ® слоненок ("детеныш слона");

2) либо тождественно другому во всех семантических компо-нентах, кроме частеречного значения, ср.: нежный ® нежно, ти-хий ® тихо ;

3) либо полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Афганистан ® Афган, препо-даватель ® препод .

Мотивирующее и мотивированное слова составляют словооб-разовательную пару. Мотивированным в этой паре признается сло-во, которое формально и семантически сложнее однокоренного: оленьо ® оленина, тракторо ® тракторист, пекарьо ® пекарня . Слово пекарня , например, формально «длиннее» (на суффиксаль-ный отрезок -н-) и семантически сложнее слова пекарь :оно вклю-чает в себя семантический компонент "место".

В том случае, если оба слова совпадают по количеству фор-мальных компонентов, мотивированным признается слово, семантически более сложное; ср.: истор-иј(я) ® истор-ико ("специ-алист по истории"), меланхол-и (я) ® меланхол-ико .

Для того чтобы верно определить направление мотивации и выделить мотивирующее слово, необходимо использовать прием развернутого толкования производного слова: пахарь "тот, кто пашет" (мотивирующее слово — пахать), сахарница "вместили-ще для сахара" (мотивирующее слово — сахар), парусить "наду-ваться подобно парусу" (мотивирующее слово — парус), неизбеж-ный — "такой, которого нельзя избежать" (мотивирующее слово — избежать).

При толковании производных слов используются типовые оп-ределения, или «словообразовательные перифразы» (А. И. Моисе-ев), которые состоят из двух частей: обобщенной (родовой), представленной обычно местоименным блоком (тот, кто...; то, что...), и видовой, выделяющей отличительный признак: препо-даватель "тот, кто преподает". «Правильно составленная пери-фраза позволяет установить саму производность толкуемого сло-ва, производящее слово и направленность производности» 1 . Воз-можны и другие типы толкований, выделяющих мотивирующее слово: морской "относящийся к морю", безбилетный — "не име-ющий билета", бодрость "свойство по значению прилагательно-го бодрый", обанкротиться "стать банкротом".

Итак, если в морфемике противопоставляются друг другу чле-нимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничи-ваются слова производные и непроизводные.

Производное слово характеризуется рядом признаков .

1. Дериват обладает свободной связанной членимостью: водя-ной ® водянистый, бочка ® бочар . Слова, характеризующиеся не-достаточной членимостью, в современном языке являются непро-изводными: буженина, смородина .

2. Важнейший признак производного слова — словообразова-тельная мотивированность. Как уже отмечалось, семантика и форма деривата базируются на другом слове. Как отмечал Г. О. Винокур, «значение слов с производной основой всегда определимо по-средством ссылки на значение соответствующей первичной осно-вы». Критерием производности слова (критерий Г.О. Винокура) признается обязательное существование в языке мотивирующей данный дериват единицы: «...О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная».

3. Производное слово имеет бинарную (двухкомпонентную) структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание . С точки зрения морфемного состава в нем выделяется пять морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва -ть ) , и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ни- ). Структура производного, таким образом, всегда бинарна. В ней выделяется производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.

Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.: сеять ® сеятель, сеять ® засеять; терпеть ® терпение; радовать ® радоваться .

Производящая база может быть представлена и основами не-скольких слов: белоснежный бел ый как снег ; снегопад снег о + пад ать; гололед гол ый и лед о.

Словообразовательный формант (дериватор) — наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым про-изводное слово отличается от производящего. Это важнейший эле-мент структуры производного слова. Словообразовательный фор-мант — это, во-первых, средство выражения деривационного зна-чения, во-вторых, конкретное средство образования деривата на основе той или иной производящей базы, ср.: учить ® учитель; нос ® переносица; автор ® соавтор; колос ® колоситься .

Мы видим, что во всех рассмотренных примерах формантами являются аффиксы и их сочетания. Однако круг формантов в язы-ке значительно шире.

В качестве формантов (дериваторов) в современном русском языке выступают:

1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбина-ции — перечитать; читатель; учить/ся; разбежаться );

2) сокращение (усечение) производящей основы (специалист ® спец; магнитофон ® маг ) ;

3) устойчивый порядок компонентов при сложении и единое главное ударение (быстрорастворимый; вагон-ресторан );

4) изменение (обычно сужение) морфологической парадигмы (т.е. системы грамматических форм) слова, связанное с перехо-дом из одной части речи в другую (мороженое, ученый, кругом существительное ® наречие ® предлог).

Все форманты соответственно делятся на два больших класса: аффиксальные и безаффиксные (операционные).

К аффиксальным формантам относятся словообра-зовательные аффиксы и их сочетания, к безаффиксным:

1) сокращение (усечение) производящей основы (маг, зав );

2)ус-тойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся, вагон-ресторан) ;

3) переоформление морфологической парадигмы (учительская, будущее) . Возможно и сочета-ние формантов разных типов в одном деривате, см., например, слова видик, мультик (при их образовании усечение сочетается с суффиксацией).

И формообразующего аффикса: сосн , пустын , восьм -ой , наш , занимательн -ый , чита . В неизменяемых словах основа равна слову: высоко , мечтая . В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

  • глагольные формы, содержащие постфикс -ся / -сь учащ -ие -ся ;
  • основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то / -либо / -нибудь как -ой -то ;
  • основы некоторых сложно-составных существительных шкаф -а -купе ;
  • основы сложных числительных сем -и -десят -и .

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня : город , стол , жёлт -ый . Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса . Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами : хлеб-н -ый ; с одной или несколькими приставками : пере-лет ; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н -ый ). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил является производящей для слова сильн ый .

Литература

  • Огекян И. Н., Волчек Н. М., Высоцкая Е. В. и др. «Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература» - Мн.: Изд-во Современный литератор, 2003. - 992 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основа слова" в других словарях:

    основа слова - 3.5 основа слова: Часть слова, используемая для образования новых слов со сходным значением. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    основа слова - основа словоизменения; основа формообразования; словоизменительная основа) Общая часть форм слова или всей парадигмы словоизменения. Например: зайчонок, зайчонка, зайчонку и т. д …

    Часть слова, в которой содержится его лексическое значение и которая остается, если отнять окончание и формообразующий суффикс. Основа инфинитива. Основа настоящего времени. Основа непроизводная. Основа, в составе которой не выделяются живые… … Словарь лингвистических терминов

    Часть слова без окончания. У существительного одна основа, у глагола – две: инфинитива и настоящего времени. От первой образуются формы прошедшего времени, в т. ч. причастия и деепричастия; от второй – личные формы, она видна в формах… … Литературная энциклопедия

    основа слова в морфемике Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    основа слова в морфемике - Общая часть всех словоформ одного и того же слова, которая остается по отсечении окончания, постфикса те и формообразующих суффиксов … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

    Основа многозначный термин: Основа слова в морфологии. Грамматическая основа предложения в синтаксисе. Основа (система нитей ткани). Основа киноплёнки целлулоидная лента, на которую поливается фотоэмульсия. Основа … … Википедия

    Основа: Основа слова Основа ткани продольная система нитей в ткани. Основа (Харьков) исторический район Харькова. Основа (живопись) … Википедия

    основа инфинитива (прошедшего времени) - Основа слова без формообразующего суффикса инфинитива. Оканчивается О.и. на гласную букву … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    основа настоящего (будущего простого) времени - Основа слова, полученная после отбрасывания окончаний в формах глагола настоящего времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Слова. Том 3. Духовная борьба , Паисий Святогорец. Книга "Духовная борьба"-третий том" Слов" преподобного Паисия Святогорца - путеводитель по морю духовной жизни. Люди мучаются от переживаний, бессониц, душевных болезней, а причина тому их…