Как спастись от панической атаки. Избавиться от панических атак, невроза и ВСД навсегда? Выбросить ПА из головы

Эмоции – это часть нашей жизни, отказываясь от них, мы обделяем себя. Что влияет на нашу эмоциональную жизнь? В чем ценность эмоциональных переживаний? Эти и другие вопросы мы обсудили с профессором Альфридом Лэнгле, автором экзистенциально-аналитической теории эмоций, которая представлена в его монографии «Что движет человеком?»

Вся наша жизнь сопровождается эмоциями - мы удивляемся, радуемся, тревожимся, грустим. Кто-то привык проявлять свои эмоции, кто-то склонен держать их под контролем, но главное что мы способны их переживать. Невозможно почувствовать настоящую радость без ощущения радости, осознать потерю близкого человека без боли утраты. Через свои эмоции мы проживаем жизнь и если с ними что-то не так, мы теряем способность быть в этом мире по-настоящему.

- Что же такое эмоции и почему они так важны для человека?

- Эмоции – это чувства, внутренние движения, в которых мы переживаем поток нашей жизни. Чувства дают нам понять, каковы на самом деле наши отношения с жизнью, они связывают нас с бытием. Переживая красивый закат или вкусный обед, мы чувствуем приятные эмоции, показывающие, что мы находимся в хороших отношениях с жизнью. Напротив, страдая от утраты или от болезни, у нас возникают негативные эмоции или аффекты, свидетельствующие, что мы в плохих отношениях со своим бытием.

- А в чем заключается разница между эмоциями и аффектами?

- Терминология не является общепринятой в психологии. В экзистенциальном анализе мы разводим их следующим образом, аффект вызван конкретным опытом, конкретным переживанием, а эмоции приходят изнутри. Например, гнев или агрессия, возникают из-за какого-то внешнего стимула, так захватывающий фильм вызывает аффекты, а мое внутреннее спокойствие – это эмоция, которая приходит из моей собственной души, как радость или любовь. В то же время, эротические чувства являются аффектами, и хорошо, когда аффекты и эмоции встречаются, когда мы любим кого-то и одновременно испытываем эротические чувства к этому человеку.

- Являются ли аффекты и эмоции врожденными?

- Сама способность испытывать аффекты или эмоции является врожденной, это как способность говорить. Но мы учимся говорить только в рамках определенной культуры, точно также мы учимся эмоциям в той среде, в которой живем, и наши приобретенные навыки накладываются на эту врожденную способность.

- Возможно ли контролировать свои эмоции?

- Да, конечно. Но нам нужно дифференцированно к этому подходить, так как под контролем находится далеко не все. Мы не можем контролировать саму эмоцию, когда она уже возникла и заранее предугадать ее характер. Но мы можем контролировать то, как мы с ней обходимся, по крайне мере, этому можно научиться. Ребенок не владеет этой способностью, но в процессе развития он приобретает необходимые навыки обхождения с эмоциями. Но, все же, мы не можем контролировать какое именно чувство, возникнет в той или иной ситуации. И в некоторых случаях эмоции могут быть очень беспокоящими. Например, я иду на вечеринку и ожидаю каких-то приятных эмоций, но вместо этого, сижу там и чувствую себя одиноким, неполноценным, непривлекательным. Я не могу по собственному желанию изменить вектор своих эмоций, они свободны и возникают сами по себе. Но в моих силах контролировать, как я с ними обхожусь, я могу либо не обращать на них внимание, либо позволять им происходить.

- Эмоции – это наши друзья или враги?

- Эмоции как наши глаза. Глаза – это наши друзья или враги? Иногда глазам приходится видеть вещи, которые нам не нравятся. И в таких случаях мы можем сказать, что они – наши враги. В другой раз наши глаза видят приятные вещи и тогда они являются нашими друзьями. Но в действительности глаза и не друзья, и не враги, они нейтральны. Так и наши эмоции имеют нейтральный характер. Эмоции – это форма восприятия. А способность воспринимать необходима нам так же, как способность видеть. И нам хуже живется без глаз или без эмоций.

- Что происходит с человеком, когда он блокирует свои эмоции?

Этот человек чувствует себя отделенным от жизни. Такая жизнь утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Хотя в утрате эмоций есть и свое преимущество, без них человек меньше страдает. То, что причиняет боль перестает беспокоить, человек уже этого не чувствует. И это является главной причиной, по которой люди утрачивают свои эмоции. Они защищаются от переживаний, которые ранят их настолько сильно, что это становится невыносимым. И поэтому, они автоматически исцеляют себя, блокируя собственные эмоции.

- Получается, что человек перестает «быть». Блокирование эмоций связано с психологической смертью человека?

- Иногда это выглядит именно так, но во многих случаях, люди, отказавшись от своих эмоций, могут быть вполне социально успешными. Но с их внутренней жизнью все обстоит иначе, они больше не могут полноценно быть в отношениях с собой и с другими. Они становятся холодными, а для партнера это выглядит так, как будто человек эмоционально умер. Это типичная ситуация, при которой возникают психосоматические расстройства, потому что человек утрачивает чувствительность к собственному психологическому и соматическому состоянию. В некоторых случаях это приводит к перегрузке, слишком большому стрессу, который и вызывает подобные симптомы.

- В чем заключается разница между эмоциями и чувствами?

- Мы используем слово чувства, как более общий термин, который включает в себя эмоции и аффекты.

- Некоторые люди очень жизнерадостные, некоторые сдержанные. Существует ли понятие эмоциональной нормы?

С позиции экзистенциальной психологии, нормальная эмоциональная жизнь – это такая жизнь, которая соответствует мне. При этом у человека есть ощущение собственной свободы, по отношению к своим эмоциям и он чувствует, что они адекватны его реальному состоянию. В противоположном случае, мы говорим о болезненности эмоциональных проявлений. Например, когда человек находится в кругу друзей и все вокруг смеются, но ему грустно, так как происходящее напоминает ему какой-то неприятный эпизод из детства. В этой ситуации человек не открыт реальности и не может пережить то, что в действительности происходит вокруг, он фиксируется на своих эмоциях. При здоровой же эмоциональной жизни человек позволяет эмоциям свободно течь в соответствии с реальностью.

- Как, на ваш взгляд, эмоции связаны с интуицией?

- Интуиция – это тоже своего рода эмоция, благодаря которой в сознании возникают некоторые содержания. В настоящее время интуицию часто называют эмоциональным интеллектом.

- Можно ли полагаться на эмоции при принятии своих решений? И какую роль в этом играет интуиция?

Все зависит от того, как человек хочет жить. Если он хочет проживать полноценную жизнь, то очень важно доверять своим эмоциям при принятии решений. Если человек предпочитает жить как робот, для того, чтобы функционировать, то эмоции будут ему только мешать. С экзистенциальной точки зрения, правильнее полагаться на эмоции, принимая решения, потому что мы рассматриваем их, как одну из способностей восприятия. У нас есть не только пять чувств и интеллект для восприятия каких-то содержаний, мы также располагаем эмоциями для переживания действительности. Точно так же, как через глаза мы чувствуем электромагнитные волны, через эмоции мы обнаруживаем качество реальности. Например, взаимоотношения могут быть теплыми или холодными, и эти качества отражаются в эмоциях. Включение эмоций расширяет наши возможности, мы больше узнаем о реальности благодаря нашим чувствам, в отличие от ситуации, в которой мы опираемся только на мышление. Поэтому ориентироваться на эмоции при принятии решений просто жизненно необходимо. Более того, деятельность, которая является результатом таких решений приносит больше удовлетворения.

Что касается интуиции, то это особого рода чувство, которое дает информацию о чем-то, чего еще нет. Это восприятие чего-то не существующего, но возможного, это предвосхищение реальности и эмоциональный взгляд на развитие ситуации, которая наиболее вероятна. Поэтому, если мы учитываем нашу интуицию при принятии решений, они становятся более адекватными реальности. Я знаю многих умных и влиятельных людей, которые занимаются экономикой, это и финансовые аналитики, и директора банков, и брокеры. Они признаются, что часто опираются на свою интуицию при принятии решений, и примерно в 4 из 5 случаев она их не подводит. Когда же решение принимается на основании рациональных выводов - в 3 из 5 случаев оно оказывается неверным.

- Обычно эмоции сопровождаются мимикой и жестами. Почему же нам бывает трудно понять другого человека?

- Иногда может быть трудно понять других людей, но во многих случаях это совсем не сложно. Мы понимаем когда человек жестами говорит нам «да» или «нет». Если человек машет рукой, то другой понимает, что его зовут подойти ближе. Эти простые жесты являются общими практически для всех. Но в некоторых странах они очень специфичны и могут вызывать непонимание у людей из других культур. Например, в Персии, когда хозяин жестом предлагает гостям съесть еще что-нибудь и европейский гость это легко принимает, то тем самым он обижает хозяина. Гость должен отказаться три раза, иначе у хозяина возникает чувство, что гость использует его. Он начинает думать, что к нему пришли не столько для того, чтобы пообщаться, а сколько для того, чтобы поесть. Точно также, когда я протягиваю русской женщине руку для рукопожатия, этот жест ей кажется странным. В тоже время, если я не протягиваю руку, то как австриец чувствую, что веду себя невежливо.

- Почему важно понимать состояние другого человека?

Когда я понимаю состояние другого, его грусть или радость, то это позволяет мне быть ближе к нему. И если другой человек чувствует тепло от того, что его понимают, то это очень ему помогает, поддерживает его, дает ему силы и углубляет взаимоотношения. Без понимания эмоционального состояния другого взаимоотношения становятся затрудненными, слабыми и запутанными.

- Могут ли эмоции быть опасными для здоровья?

Я бы не согласился с тем, что эмоции могут быть опасными для здоровья. Но способы, которыми мы обходимся с нашими эмоциями, могут быть опасными, как например, непринятие человеком своих эмоций. Я уже говорил, сама по себе эмоция – это всего лишь форма восприятия, а восприятие в свою очередь, является связью с реальностью. Как может восприятие быть опасным, если оно соответствует реальности? Напротив, если мы не способны воспринимать реальность, это гораздо хуже, потому что мир воздействует на нас вне зависимости от того воспринимаем мы его или нет. Поэтому, я бы сказал, что эмоции никогда не угрожают нашему здоровью и только неправильное обхождение с ними может быть опасным, что, к сожалению, происходит довольно часто. В результате у нас может возникнуть депрессия или тревога, которая является свидетельством того, что мы находимся в плохих отношениях с реальностью. Так называемые, патологические чувства в действительности являются сигналами о том, что что-то в нашей жизни находится под угрозой, что нам не следует продолжать жить также, как мы жили до этого.

Всегда ли мы можем удержать эмоции под контролем? Почему иногда говорят о слишком эмоциональном человеке, что он вышел из себя?

Да, мы действительно можем оказаться в ситуации, когда утрачиваем контроль над нашими эмоциями или аффектами. В эволюционном смысле это имеет позитивное значение, потому что часто эмоции оказываются более спасительными для нашей жизни, чем мышление и контролируемое поведение. Во всех ситуациях, когда мы сталкиваемся со слишком мощным стрессом, мы очень медленно приходим к результату, если опираемся только на рациональные выводы. Необходимо провести слишком большую работу по обработке информации, чтобы прийти к представлению о том, какое поведение будет в данной ситуации адекватным. Во всех подобных случаях срабатывает защитная система нашей психики и у нас возникают защитные реакции. Тогда, источником нашего поведения в этих ситуациях являются эмоции или аффекты, которые мы не контролируем. Или другой пример, я встречаю давнего знакомого на улице и в этой ситуации мне не хочется контролировать свои чувства, я хочу испытывать радость и воодушевление. Если бы все свое поведение мы могли бы контролировать, то наша жизнь была бы стерильной и бесплодной. Но конечно, умение жить, состоит и в том, чтобы грамотно обходиться с эмоциями. Необходимо научиться тому, чтобы у человека всегда было маленькое пространство согласиться или не согласиться с теми чувствами, которые он испытывает, так чтобы жить в соответствии с ними. Например, когда я вижу своего друга на улице, я ощущаю чувство радости и даю свое внутренне согласие на то, что происходит. Я говорю: «О, это очень сильное чувство, я удивлен, но готов с удовольствием пережить его, я даю этому чувству право быть». Но в других ситуациях, когда меня переполняют какие-то агрессивные реакции, я также могу использовать эту крохотную возможность принять решение относительно моих чувств и спросить себя - согласен ли я с этой агрессией или нет. Мастерство состоит в том, чтобы прожить эмоцию с внутренним согласием, или, в тех случаях, когда внутреннего согласия нет - удержать ее.

- А как, на ваш взгляд, переживание ценностей связано с эмоциональной жизнью человека?

Мы принимаем ценности как раз посредством своих эмоций. В экзистенциальном подходе ценности рассматриваются, как то, что вызывает у человека положительные эмоции. То, что вызывает негативные чувства не является ценностью. Но почему переживание ценностей связано с эмоциями? Потому что ценности – это то, чем питается жизнь, а эмоция представляет собой восприятие качества той или иной вещи, идеи, реальности. Таким образом, эмоция говорит мне обладает ли необходимым качеством тот или иной объект, чтобы служить питанием для моей жизни.

Завершая наше интервью, мне бы хотелось дать короткое определение эмоций. С экзистенциальной точки зрения, эмоции – это органы восприятия того, что является важным для человеческого бытия.

Альфрид ЛЭНГЛЕ д-р медицины и философии, психотерапевт, глава школы экзистенциального анализа и логотерапии, президент интернациональнго общества логотерапии и экзистенциального анализа.

Беседовала экзистенциальный психолог Галина Тимонова

Чувства и эмоции — весьма близкие понятия. И я частенько сталкиваюсь с тем, что для многих людей это слова-синонимы. Действительно, можно сказать: я чувствую радость или я радуюсь. И в одном случае это вроде бы про чувства, а в другом — про эмоции. При этом, и то и другое может быть и про чувства, и про эмоции. Или скажем чувство раздражения или эмоция раздражения. Можно сказать и так, и так. В любом случае — скорее всего вас поймут.

Однако для решения некоторых задач, эти понятия полезно развести.

Разница между чувствами и эмоциями

«Обожаю этот фильм!» — всем понятно, что это скорее всего про эмоции.

А вот «Я его так люблю, что без него жить не могу» — на самом деле — если строго разделять — тоже скорее эмоция, чем чувство.

«Я злюсь на тебя» — тоже эмоция.

Итак, определимся. Эмоции — ситуативны. То есть — зависят от ситуации. Чувства — это поток.

Эмоции кратковременны. «Я злюсь на тебя», » Я в удивлении», «Я восхищаюсь», «Я обожаю тебя». Обычно это эмоциональная реакция на какую-то конкретную ситуацию. И отражает особенности конкретной ситуации.

Чувства — нечто более сокровенное, глубинное. Чувства живут потоком, под волнениями проявляющихся эмоций. Чувства более говорят о самом человеке, чем о какой-то конкретной ситуации.

Мы порой путаем эмоции и чувства. К примеру, мама волнуется за сына. Чувство — любовь, а локально проявленная эмоция — тревога, волнение.

Или, скажем, молодой человек злится, что девушка не ответила на его письмо. Злость — это эмоции. А чувство — это то, что она ему нравится. И скорее всего, девушка не перепутает!

То есть разница — в сути, протекании, скорости и длительности процессов.

Разницу, например, можно определить по выражению лица человека.

Если лицо быстро сменило выражение и быстро вернулось в исходную (спокойную) позицию — это эмоция. Если лицо изменилось и медленно возвращается в исходную позицию (или не возвращается вообще) — чувство. Разумеется, что между этими «медленно» и «быстро» нет четкой границы. Как нет четкой границы и между самими понятиями.

По сути — эмоции — это маленькие частички чувств. А чувства — основа вспыхивающих эмоций.

Зачем эмоции?

Об эмоциях говорить легче. Ведь это поверхностный пласт. Эмоции — на поверхности, чувства — в глубине. Если человек специально не прячет эмоции — то они очевидны. Впрочем, значение конкретной эмоции тоже можно понять только в контексте чувства, которое под эмоцией. В контексте того чувства, которое выражает данная эмоция.
Можно сказать, что эмоции существуют для того, чтобы проявлять во внешний мир чувства.

Но как часто, вырванные из контекста чувств эмоции нас подводят! И возникает: «Ну я же совсем не это хотел сказать!».

Также и с интерпретацией эмоций и чувств другого человека. Вырванные из контекста, они могут очень сильно исказить восприятие человека, с которым вы общаетесь.

Как пример. Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Но в общем и целом, можно сказать, что от природы эмоции служат нам передатчиком информации о чувствах. И если связь между чувствами и эмоциями не нарушена, а сами чувства человеком осознаются, то и понимают человека хорошо, и отношения с людьми у него складываются так, как ему хочется.

Зачем чувства?

Чувства считаются более интимными, они более глубинны. О них труднее говорить. И порой сам человек не может осознавать чувства, которые им движут.

Чувства можно передать на языке эмоций. Но очень часто получается, что именно этот язык подводит.

О том, зачем нам чувства, можно говорить много и долго. О чувствах в контексте волшебства и сотворения гармоничного мира вокруг себя я еще напишу. А вот самый простой, «человеческий» вариант определения:

Мы воспринимаем окружающий мир чувствами, а реагируем на него — эмоциями.

Маски

Застарелые и, как правило, неосознаваемые чувства (возникшие когда-то просто как эмоция, но подавленные, забытые, ушедшие в глубину) становятся масками на лице. Особенно это становится заметным с возрастом. Исходное выражение лица человека (в спокойном состоянии) отражает его глубинные чувства в отношении всего мира. Поэтому у одних людей — мимические морщинки скорее напоминают улыбку, у других — боль, страх, гнев, обиду.

Чувствовать или эмоционировать?

Эмоции и чувства хоть и разные вещи, но во многом схожие.
А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Чем больше человек в эмоциях, тем меньше он чувствует. Вспомним! Эмоционировать — это проявлять. А чувствовать — это воспринимать.

Разучившись чувствовать, мы теряем те самые нюансы жизни и отношений с людьми, которые и составляют саму жизнь. Человек переключается на рациональное мышление — от головы, от ментала. И не видит текущего развития событий.

В отношениях мужчины и женщины, к примеру, женщина перестает чувствовать мужчину. А в результате ему кажется, что она не заботится о нем, а грубо влезает в его жизнь.

В отношениях между родителями и детьми на месте помощи и поддержки оказывается жесткий прессинг и подавление.

В отношениях человека и мироздания теряются нюансы и мир оказывается должен…

Быть открытым и быть в безопасности

Быть открытым. Для большинства людей это тема проявления чувств. Не локальных эмоций, а тех самых — сокровенных и глубинных чувств. Как часто я слышу: «я открыт миру, но… почему-то реакция людей, мира — очень отличается от ожидаемой.»

Вот тут мы приходим к самой острой теме — неосознаваемые чувства.

Если неосознаваемых чувств нет, то наш посыл в мир всегда будет услышан. Услышан именно так, как мы реально хотим. А это волшебство и исполнение желаний (если рассматривать в контексте Мироздания), это гармония в отношениях с людьми (и близкими, и друзьями, и коллегами, и даже просто встречными).

Когда чувства осознаваемы, они находятся в гармонии с рациональным, с менталом. О теле, здоровье и энергетике я даже говорить не буду — очевидно.

Поэтому быть открытым зачастую такая сложная и почти нереальная задачка для многих.

И поэтому в череде занятий о волшебстве, способностях и ресурсах, которые я предлагаю на занятиях «затесалась» именно эта тема — «чувства и эмоции».

Работаем с чувствами!

Тема занятия «Чувства и эмоции. Зачем они нужны? Почему мы закрываем чувства или отказываемся чувствовать? Как быть открытым и быть в безопасности? Хочу или должен?»

Занятия проводятся, как обычно, с 19.00 до 22.00 (возможно — до 22.30). Стоимость участия — 1000 руб.

На занятиях я предлагаю очень интересное диагностическое упражнение. С помощью него вы сможете осознать, какие чувства привлекают именно вас. Вы почувствуете это телом, не головой. И — как следствие — поймете, что можно изменить в жизни, чтобы стать счастливее. После этой диагностики, мы сможем поработать с теми чувствами, которые вы хотели бы принять, на волне которых хотите жить.

Вторая половина занятия — как обычно — работа с вашими личными запросами через мини-ресурсные-театры. И в контексте чувств.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 100%; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #ff6500; color: #ffffff; width: auto; font-weight: bold; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В нашем обществе есть одно из негласных табу: разговаривать о чувствах. Клиенты, ещё не привыкшие к «психологическим штучкам», на вопрос: «А что ты почувствовал?» — в ответ смотрят с искренним удивлением и непониманием. И на вопрос о собственных чувствах отвечают одинаково: «мне было неприятно», «плохо мне было», а, ну вот ещё недавно в моём личном хит-параде ответов появился вариант: «дискомфортно». Когда психолог задаёт уточняющие вопросы, клиент искренне удивляется. А это-то зачем? Мне же просто плохо. Ну, сделайте что-нибудь. Чтобы перестало быть просто плохо и стало просто хорошо. Ты ж специалист, психолог, тебе деньги плачены.

Так не бывает. Превратить «просто плохо» в «просто хорошо», без того, чтобы разобраться и детализировать внутреннюю ситуацию клиента – невозможно. Вот как вы себе представляете: приходит пациент к врачу, говорит «да у меня просто болит», на вопросы о локализации и характере боли – возмущается: «При чём тут это!»; если же врач задаёт вопросы о, казалось бы, не связанных с болью предметах (работе, питании, режиме, заболеваниях в роду) – презрительно усмехается: «Ну вот, опять эти ваши медицинские штучки». Ты ж врач, ты лечи давай, а не спрашивай о постороннем.

А для психолога трудность ещё и в том, что в повседневном языке сегодня практически отсутствуют слова, выражающие эмоции и чувства. Иногда мне кажется, что всё богатство возможностей русского языка съежилось до «плохо», «хорошо» и «нормально». А ведь, к примеру, даже отрицательные чувства и эмоции имеют в русском множество наименований: ярость, гнев, обида, грусть, подавленность, раздражение, тоска, апатия, презрение, печаль, тревога, брезгливость, ненависть, скорбь, уныние, разочарование, омерзение, скука, обида, возмущение, отвержение, боль, горе, брошенность и т.п. Сравните это со скупым: «Дискомфортно мне. Плохо».

Даже в ответ на прямой вопрос о чувствах люди часто не отвечают прямо. В ответ на «Что ты чувствуешь?» или «что с тобой происходит» просто начинают рассказывать истории из жизни: «И тогда начальница стала против меня интриговать и меня выгнали с работы, а на мне висел большой кредит…», «Муж сперва начал выпивать, потом ушёл к другой женщине. А я осталась одна с тремя детьми…». Рассказчик подразумевает, что ну всё же понятно! Ты спрашиваешь, что со мной – ну вот это со мной случилось. Ведь ушёл же муж, а не Нобелевскую премию получил и не принёс в семью. Значит, что-то плохое должно переживаться, да? Для психолога, как ни странно, это не очевидно, и он задаёт вопросы: «Скажите, а что вы чувствуете, когда мне об этом рассказываете?» – Остановившийся взгляд, удивление на лице. «Ну как это – что чувствую?» – удивляется клиент. Плохо. Мне было плохо. Дискомфортно. И неприятно.

Есть разница между «рассказать историю» и «описать свои чувства по поводу случившегося». История – это последовательность фактов. Кто куда пошёл, что сделал, чем закончилось. Чувства – это отношение к ним человека. (Отчасти потому и не срабатывает совет «рассказать друзьям», а не сходить к психологу. Друзьям будет рассказана история – то есть, последовательность действий. А о своих чувствах и переживаниях по поводу случившегося ни сам рассказчик сказать не додумается, ни выслушивающий его друг не спросит. А именно обсуждение чувств и может принести облегчение в болезненных переживаниях, а не сотый пересказ знакомой истории).

Есть такое понятие – алекситимия, то есть невозможность распознавать и выражать свои эмоции. Соответственно, проблема в том, что либо человек свои чувства и эмоции не узнаёт, либо – как безъязыкий: что-то смутное переживает, но назвать их человеческими словами не в состоянии.

Ни один человек не рождается, сразу умея назвать все эмоции правильным словом. Сперва они для него сливаются в единый «дискомфорт»: младенчик, которому что-то не понравилось, истошно голосит, а молодая мама мечется – что не так? Мокрый? Кушать хочет? Животик болит? Неудобно? Постепенно мама научается слышать в крике малыша конкретный запрос (вот так детёныш вякает, когда проснулся и хочет внимания, а вот так неудержимо орёт, когда голоден и требует молока). В норме, когда ребёнок ещё подрастёт, то мама обучит его словам, которыми мы, члены социума, кодируем свои чувства: «Ты злишься», «Ты обиделся», «Тебе больно», «Ты растерян» и т.п. То есть, именно родители обучают ребёнка тому, как называются чувства, им переживаемые. Неназванные чувства так и остаются для человека смутным, неясным внутренним волнением, которое он может только грубо отнести к спектру «хорошее», «плохое» или «да вроде всё нормально».

  • В некоторых семьях существуют «табуированные чувства» (например, «на маму злиться нельзя!»). И, что совсем уж потрясающе, некоторые семьи даже гордятся этим. Дескать, мы не злимся, не обижаемся, никогда не раздражаемся, не повышаем голос… А что ребёнок весь в аллергии, муж изменяет напропалую и мама-невротик, ну бывает. Зато мы культурные и приличные люди и не злимся друг на друга. Нет, нет, мы совсем не злимся.
  • Иногда родителям просто не кажется важным расширять «алфавит чувств» ребёнка. Ну отличает он «плохо» и «хорошо», ну и ладно. Важнее научить его всем школьным наукам (да чтобы пятёрки приносил), и вести себя правильно. Для мальчиков заготовлено объяснение «да что ты как баба» (мальчики не плачут, не переживают, они чётко и по-пацански рапортуют: «Так точно!»). К девочкам обычно снисходительнее, им можно и плакать, и переживать, но объяснять им, что происходит в душе юного человека, родители тоже не особенно напрягаются. Достаточно того же ассортимента из «плохо», «хорошо» и «нормально».

Часто умение разбираться в собственных ощущениях и переживаниях представляется «несерьезным». Вот материальные ценности, успехи в учёбе и социальные достижения – это да, это можно «на хлеб намазать». А чувства… Пфе. Пусть ими лоботрясы всякие занимаются, богема и иждивенцы.

В этом корни ситуации, когда человек, казалось бы, полностью социально успешный, обеспеченный, умный и состоявшийся – несчастен. Его всю жизнь учили быть социально адаптированным в обществе, достигать успеха и достатка. Теперь, когда всё это получено, человек оглядывается, и оказывается, что «радио есть, а счастья нет». Он всегда жил, говоря себе: «Соберись, тряпка; нечего страдать, дело надо делать». И, не умея разбираться в собственных чувствах, оказался героем поговорки: «тот, кто долго карабкался по лестнице успеха, может обнаружить, что она прислонена не к той стене». И, что самое-то страшное, у него нет даже слов, чтобы это выразить, и нет привычки прислушиваться к своим чувствам, чтобы понять, что с ним происходит.

Что же важного в чувствах, раз без них так плохо? Зачем учиться их распознавать? Чувства всегда указывают на какую-то нереализованную потребность человека. И чем сильнее переживаемое чувство – тем более неудовлетворена потребность.

Например, одна коллега рассказывала, что сильно недолюбливала знакомую. Просто физически терпеть не могла. Вроде та была милой девушкой, вежливой и очень красивой… Ага! Красивой. После некоторого исследования собственного состояния коллега поняла: она очень завидует той девушке. Девушка занималась фитнесом, «качала железо» и выточила совершенно дивную фигурку на силовых тренажёрах. Коллега же только начала заниматься спортом, фигуркой похвастаться не могла и спортивных достижений тоже не имела. Дело было не в девушке, а в том, что коллега ощущала: «у неё есть то, чего я так хочу, а у меня – нет». И острая зависть отравляла общение с той девушкой. Осознав природу чувств, коллега спокойнее стала относиться к знакомой и меньше прогуливать собственные тренировки. Точёной фигурки у неё до сих пор нет, но и на девушку она больше не раздражается.

Я вот искренне считаю, что импортные сериалы (в первую очередь, латиноамериканские) сослужили нашему социуму хорошую службу: там герои не столько делают что-то, сколько обсуждают свои чувства и переживания по поводу немногих произведённых действий. Из серии в серию. И это зрелище, надо сказать, затягивает. И, надеюсь, обучает нас хоть немного справляться с чувственной немотой нашего общества.

Говорите о чувствах! И слушайте, слушайте себя и других. Это лучший способ стать ближе с любимыми людьми и детьми, и лучший способ понять, что с самим собой происходит. Первые сигналы того, что что-то не так, что в жизни происходит нечто неподходящее, приходят именно из этой области. Если научиться прислушиваться к себе, то ситуация, при которой «вроде всё нормально, но что-то мне хреново» не возникнет и не разовьётся в большую нерешаемую проблему. Чувства – это важно.

Понравилась статья? Хотите получать новые тексты по e-mail?
Подпишитесь на обновления

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция - более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции - результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера - Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое - обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое - о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое - отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай - через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

"Миром правят эмоции. Вся судьба цивилизации находится во власти человеческих чувств.

Люди в своих действиях руководствуются не столько разумом, сколько порывами души".

Наполеон Хилл.

Как Вы думаете, сколько эмоций способен испытывать человек?

Психологи выделяют несколько базовых эмоций: радость, гнев, печаль, удивление, отвращение, стыд, вина. И у каждой эмоции есть своя шкала оттенков.

Например, разная степень страха имеет своё название: испуг-страх-ужас-паника. То же самое относится и к другим эмоциям.

Вот такая богатая у нас палитра для того, чтобы нарисовать свою собственную жизнь!

Причём тут эмоции, спросите Вы?

Да ведь именно эмоции и являются теми красками, которые создают полотно наших дней. Именно они в конечном счёте определяют, как Вы будете оценивать прошедшие годы, бросив взгляд назад. То, что не было эмоционально окрашено, быстро забывается. Помним мы лишь то, что является значимым, а, следовательно — вызывает сильные эмоции!

Эмоции такая же неотъемлемая часть жизни, как дыхание. Они позволяют нам:

  • Адаптироваться к окружающему миру и выживать;
  • устанавливать контакт с другими живыми существами;
  • регулировать поведение;
  • определять настроение и настрой.

Эмоции позволяют нам переживать реальность.

Можно сказать, что мы всегда смотрим на мир через увеличительное стекло эмоций.

Если у нас приятные эмоции, то нам кажется, что мир добрый и прекрасный, а все люди вокруг — исключительно замечательные и дружелюбные.

Если мы смотрим через увеличительное стекло в плохом настроении, то нам кажется, что всё вокруг мрачное и враждебное, а окружающее пространство — на редкость неприятное местечко во Вселенной…

Известный профессор психологии Кэрол Изард считает, что " …именно эмоции определяют образ жизни и задают программы познания и поведения" .

Что же такое эмоции?

Эмоции — это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизни и связаны с нашими потребностями.

Можно сказать, что эмоции — это почтальоны, по меткому выражению Д. Аксенова. Они приносят нам важную информацию о том, в чём мы на самом деле нуждаемся больше всего на свете. Таким образом, наши эмоциональные реакции всегда показывают наши потребности.

Как и всё в природе, эмоции имеют двойственный характер.

С одной стороны, они помогают нам взаимодействовать с другими людьми, с другой стороны — могут и навредить. Видимо, поэтому некоторые эмоции принято считать негативными.

Хотя правда в том, что "вредных" эмоций не существует. Просто у каждой эмоции есть своя собственная функция и своя "полезность".

Возьмём, например, такую эмоцию как страх. Чем она может быть нам полезна?

Страх — одна из самых сильных эмоций, вызывающая значительный выброс гормонов в кровь. Её задача — быстрая реакция на опасность.

Кстати, в результате исследований обнаружили, что люди больше всего боятся испытывать страх. Психологи связывают этот эффект страха перед страхом с потерей контроля над телом и над ситуацией. Как только контроль возвращается, или мы понимаем, что можем влиять на ситуацию, страх проходит.

Когда человека охватывает страх, кровь устремляется к большим скелетным мышцам, в частности, к мышцам ног, помогая быстрее убегать от опасности. Человек при этом бледнеет, что происходит в результате оттока крови от головы.

Появляется ощущение, что кровь "стынет в жилах". В этот момент цепенеет тело, а внимание сосредоточивается на непосредственной угрозе, чтобы быстрее определить, как действовать для спасения жизни.

Со школьных лет мы знаем 2 реакции на опасность: беги и нападай .

Страх активирует реакцию "беги". Но не всегда.

В зависимости от силы испытываемого страха человек может оцепенеть, замереть. Эволюционно самый сильный страх вызывали смертельно опасные хищники, от которых спастись бегством было невозможно. Один выход в этой ситуации — притвориться мёртвым, сделать так, чтобы хищник принял тебя за камень или дерево и прошёл мимо.

Такой "страх оцепенения" возникает в самых критических ситуациях, он сопровождается максимальным выбросом гормонов в кровь и кратковременно парализует мышцы. Наши мыслительные процессы замедляются, давление и температура снижаются.

Иногда говорят: "Страх мозг отключил" . Это означает, что в состоянии страха думать невозможно. Мы не можем думать, анализировать ситуацию, не можем принимать решения.

Дерево. Камень. Спасение.

Это можно сравнить с заполнением стакана водой.

Если воды на дне стакана немного, то песок лежит ровным слоем где-то на дне и никак не мешает течь потоку мыслей. И мысли бурлят, текут, проплывают в нашей голове непрерывно.

Но стоит только песку взбаламутиться и подняться со дна, как прозрачность становится нулевой. Мы не видим дна в стакане — сплошная муть.

То же самое и с эмоциями.

Но если посмотреть глубже в суть проблемы, то становится понятно, что дело не в том, что эмоции наносят вред, а в том, что мы не можем с ними совладать, не понимаем их и не можем остановить свои слова или действия . Собственно, вред, о котором мы все говорим — это последствия необдуманных действий и слов…

На самом же деле эмоции снабжают нас информацией о реальности, они наше зеркало, они дают справедливые оценки и позволяют нам реагировать на ту или иную ситуацию.

Эмоции в прямом смысле управляют всей нашей жизнью.

Эмоции создают движение энергии.

Наполеон Хилл ещё в начале прошлого века предложил вот такую расшифровку:

Е — Motion = Energy Motion

"Эмоции позволяют нам проживать реальность, чувствовать, желать и быть.

Мы подобны потоку, который находится в непрерывном движении". (Д. Гоулман)

Именно эмоции лежат в основе нашего настроения и настроя. А они, в свою очередь, влияют на решения, которые мы принимаем, и на эффективность наших действий.

Настроение — это длительная эмоциональная доминанта. Часто настроение включает в себя целое семейство "родственных" эмоций и продолжается от нескольких часов до дней.

И если сменяющие друг друга за несколько секунд эмоции мы не всегда идентифицируем, то настроение, как правило, заметить успеваем.

"Мне грустно", "сегодня такой приятный день", "у меня радостное настроение".

Это — настроение.

А на что влияет наше настроение?

    Настроение определяет степень работоспособности.

    Позитивное настроение вызывает подъём и возбуждение, у нас появляется бодрость и готовность действовать.

    Настроение определяет степень нашей эффективности.

    Под влиянием грусти и "расстроенных чувств" всё буквально валится из рук. Берёшься помыть посуду — обязательно чашку разобьёшь, делаешь отчёт для начальника — обязательно пару ошибок пропустишь. Можно сказать, что в плохом настроении мы притягиваем к себе неприятности. Мы даже иногда говорим: "Утром не с той ноги встал — и весь день насмарку" . Но дело, конечно же, не в ногах! Просто мы вовремя не осознали свои эмоции и никак не повлияли на них. Хотя могли бы…

    Настроение определяет способность к творчеству. Этот фактор влияния очень важен для людей творческих профессий. Попробуйте написать статью в состоянии апатии! Зато подлинные шедевры в любом виде творчества выйдут из-под Ваших рук в состоянии приподнятого настроения.

    Настроение определяет качество взаимодействия с другими людьми. Чем чаще мы пребываем в хорошем настроении, тем легче нам устанавливать контакты с другими людьми. В хорошем настроении мы более открыты, способны к доверию и со-переживанию. Мы можем со-чувствовать. Такие понятия как эмпатия и социальное взаимодействие становятся нам доступны на практике.

    Настроение определяет способность к счастью. В позитивном настроении мы более склонны видеть свои достоинства, принимать себя и других людей такими, какие они есть. Нам легче достигать внутренней гармонии и целостности. И, конечно же, нам легче поддерживать сильную веру в себя. Именно вера в себя, как корни могучего дерева, удерживает нас в различных жизненных ситуациях и помогает пережить горе и радости.

"…Определённое настроение изменяет и ограничивает наш образ мыслей.

Оно делает нас уязвимыми там, где в нормальном состоянии мы сильны…". (Д. Гоулман)

Наша система образования не предусматривает курса по управлению настроением.

Но каждый может самостоятельно научиться осознавать свои эмоции, понимать их язык и "дружить" с ними.

Как только Вы будете понимать, какую информацию несут Ваши эмоции, как Вы можете превращать одну эмоцию в другую, усиливать или ослаблять свои переживания или создавать "настроение по заказу", качество жизни значительно улучшится.

Ведь именно эмоции — то самое волшебное стекло, которое, как в калейдоскопе, из множества разноцветных кусочков мира создаёт волшебный орнамент Вашей жизни…

В статье использованы материалы книги Полины Рэй "Рецепт жизни — добавляем счастье по вкусу".