Как получить ветеринарное свидетельство. Ветеринарное свидетельство и его формы. Какие документы нужно получать на мясную продукцию после вступления в силу профильного технического регламента таможенного союза

Собираетесь отправиться в путешествие с четвероногим любимцем? В этом случае вам обязательно потребуется ветеринарное свидетельство. Если планируемая поездка будет для вас первой, оформление подобного документа может вызывать определенные затруднения и сложности, ведь многие из нас даже не в курсе его существования. Давайте поговорим о том, что представляет собой подобная бумага, в каком виде она может оформляться, а также где ее можно получить.

В каких случаях нужны подобные документы?

Сразу необходимо отметить, что ветеринарное свидетельство является достаточно важным документом. Его составление обязательно не только в случае перевозки питомцев в личных целях, но и для ведения экономической деятельности. Это может быть транспортировка крупного рогатого скота, пушнины, или продажа мяса. Для каждой категории живых существ или товаров существуют свои определенные требования, обязательные действия и бумаги, получаемые в конечном итоге. Ознакомиться с ними более детально мы и попытаемся.

Когда и кому нужна форма №1?

Ветеринарное свидетельство формы 1 предназначено для транспортировки животных в другой город, область, а также за пределы самой страны. Отсутствие данного документа сделает поездку невыполнимой, его будут требовать не только при пересечении государственной границы, но и при посадке в поезд и самолет.

Если вы не хотите лишних проблем, обязательно ознакомьтесь с государственными правилами. Конечно, существует вероятность избежать столь строгого контроля, для этого вам потребуется перемещаться на собственном транспортном средстве, что не всегда удобно и возможно. Что касается юридических лиц, то для них подобная документация является строго обязательной, а любые попытки избежать ее получения можно отнести к нарушению действующего законодательства.

Какие данные следует указать в форме №1?

Ветеринарное свидетельство формы 1 можно получить в любой государственной, ветеринарной лечебнице. После того как вы пройдете все необходимые процедуры, вам выдадут документ, содержащий информацию следующего характера:

  • Вид животного, подлежащего перевозке.
  • Общие данные (включают информацию о породе, возрасте, окрасе, а также кличке).
  • Маршрут транспортировки (включает место отбытия и прибытия).
  • Данные ветеринарного обследования (наличие прививок, завершение инкубационного периода, информация о проведенных исследованиях).
  • Способ перевозки (содержит информацию о транспорте, на котором будет совершено перемещение).

Более точную информацию о данных, содержащихся в указанном документе, вы сможете получить, внимательным образом изучив образец свидетельства, приведенного в статье.

Основные нюансы формы № 1

Бланк ветеринарного свидетельства в обязательном порядке должен содержать отличительные и подтверждающие элементы. К ним относится не только печать лечебницы и ветеринара, но и защитная голограмма, а также дата. Обратите внимание, что подобный документ имеет ограниченный срок действия, всего пять дней. Это означает, что совершить выезд из места вашего постоянного проживания необходимо именно в указанный срок, и ни днем позже. После того, как отведенное время заканчивается, бумага считается недействительной и подлежит замене. Такая краткосрочность часто делает планирование поездки для физического лица делом довольно затруднительным.

Что нужно, чтобы получить справку?

Итак, после чего может быть оформлено ветеринарное свидетельство? Получить документ вы сможете лишь при соблюдении определенного ряда условий:

  • Проведение клинического осмотра животного.
  • Люминесцентная диагностика.
  • Наличие ветеринарного паспорта с соответствующими отметками.
  • Проведение копрологических исследований.

При необходимости ветеринар может потребовать провести какие-либо дополнительные исследования или анализы, если заподозрит болезнь у живого существа. Обратите внимание, что вывозиться за границу могут лишь полностью здоровые животные.

Ветеринарное свидетельство должно учитывать не только требования, предъявляемые в нашей стране, но и нормы того государства, куда вы планируете направиться с питомцем. Информация подобного характера может быть крайне важной, ведь в некоторых странах требуется поместить животное на карантин на довольно длительный период (от 30 дней до 18 месяцев). Особенно такие требования характерны для стран ЕС и США.

Необходимо отметить, что ветеринарное свидетельство №1 выписывается не только на привычных всем кошечек и собак, но и таких представителей животного мира, как птицы, рыбы и пчелы. Необходима такая справка и для специальных биологических объектов. К ним относятся эмбрионы и яйцеклетки, оплодотворенная икра и прочие субстанции, необходимые для размножения.

Главное условие - прививка от бешенства

Обязательная отметка ветеринарного паспорта – сведения о проведении вакцинаций от бешенства. Подобная прививка является обязательной и имеет срок действия – один год. Сделать ее четвероногому любимцу вы можете как в государственной, так и в частной клинике, однако обратите пристальное внимание: ветлечебница должна обладать правом проводить манипуляции такого характера. После инъекции от бешенства устанавливает период карантина на срок до 30 дней, если была проведена ревакцинация – на срок до 14 дней. Если указанные условия не соблюдены, ветеринарное свидетельство выдано быть не может. Если животное слишком мало, чтобы подвергаться воздействию вакцины (детеныш), перевозить его за пределы государства также не получится.

Для чего может потребоваться форма №2?

Подобный документ существует и под названием форма 2. Ветеринарное свидетельство такого рода предусмотрено для перевозки ряда продуктов питания. К ним относится:

  • Мясо в тушах, блоках и других вариациях (животных и птицы).
  • Полуфабрикаты и субпродукты.
  • Жиры (как топленые, так и нет).
  • Колбасные изделия различные категорий (могут быть копченые, вареные, вяленые и другие).
  • Мясные консервы.
  • Молочная продукция и ее производные (Исключение - товары промышленного производства, обладающие индивидуальной тарой).
  • Рыба и ее производные, а также икра.
  • Яйца птицы.

Нюансы оформления документа

Данный документ в обязательном порядке должен содержать информацию о продукте и дате его выработки. Кроме того, в нем фиксируется и полная информация о том, кто является владельцем товара (название фирмы, фамилия и инициалы главного ответственного лица и прочие данные). Основная часть справки посвящена проведенным медицинским изысканиям, любая продукция подлежит обязательной санитарной и ветеринарной экспертизе. По ее результатам специалисты выносят конечное постановление о возможности реализации товара, которое и заносится в справку. Существуют следующие варианты допуска:

  • Продажа без ограничений.
  • Продажа с ограничениями.
  • Переработка по установленным нормам.

На усмотрение ответственного ветеринара в процессе оформления документации могут быть проведены любые дополнительные, необходимые исследования. Для отдельных данных создана графа под названием «Особые пометки», в ней может фиксироваться даже экологическая обстановка района, в котором постоянно обитало животное.

Общая информация о свидетельстве №3

Ветеринарное свидетельство 3 используется при перевозке непродовольственной продукции животного происхождения. В перечень товаров, на которых оформляется подобное свидетельство, можно отнести следующие:

  • Шкуры и пушнина.
  • Отходы животного производства.
  • Отходы биологического характера.
  • Шерсть.
  • Натуральные удобрения.
  • Продукция, прошедшая такседермическую обработку (например, чучела или различные предметы для частных или общественных коллекций).
  • Перо и пух.
  • Сырье на основе костей и крови животных.
  • Любая продукция, задействованная в отрасли пчеловодства (исключение - мед, оформляется по форме 2).
  • Корма для животных.

Помимо прочего, указанный перечень можно дополнить и вещами, которые не имеют животное происхождение, но подлежат обязательному осмотру. Это специальное оборудование и предметы, используемые для транспортировки и временного нахождения животных.

Правила заполнения свидетельства №3

Данный документ заполняется почти так же, как форма 2. Ветеринарное свидетельство №3 в обязательном порядке содержит информацию о точном наименовании транспортируемого сырья, а также его качественных характеристиках (вес, количество и т.д.). Уникальный раздел – происхождение перевозимого товара. Здесь могут существовать следующие варианты: сборное или палое, взятое от здоровых или больных зверей. Наиболее важными строками также являются:


Свидетельство по форме 4 - для чего оно требуется?

Ветеринарное свидетельство - форма 4 – документ обобщенный. Его составление необходимо для транспортировки животных или грузов в пределах одного административного субъекта. Оформляется он на все вышеперечисленные объекты, начиная от домашних питомцев заканчивая отходами производства. Требования к оформлению данного документа во многом являются схожими тем, что уже были описаны выше. Бумага оформляется и выдается в государственных ветеринарных лечебницах. Ветеринарное свидетельство 4 является действительным в течение пяти дней с момента его подписания. Если в указанный срок вы не воспользовались документом, то он попросту аннулируется и не подлежит использованию.

Общие требования к заполнению документов различных форм

Ветеринарное свидетельство всегда отпечатывается на специальном бланке. Вносимые в документ данные должны быть отпечатаны максимально четко, без помарок и ошибок. Документы различных форм могут быть выписаны не только на животных, но и на продукты, а также сырье, имеющие животное происхождение.

Естественно, для каждой категории оформляется индивидуальный документ. Информация может заноситься в свидетельство как от руки, так и при помощи печатной машинки. При несоблюдении правил заполнения, ошибках, неточностях или нечитаемом тексте документ может быть признан недействительным. Если вы не знаете, как выглядит ветеринарное свидетельство, образец одной из его форм представлен по тексту выше, в целом, все документы достаточно похожи между собой.

Заполнение ветеринарных свидетельств осуществляется только специалистами, имеющими право производить подобные действия. Деятельность сотрудников четко регламентирована и подвергается регулярному контролю со стороны госветинспекторов.

Такие разные ветеринарные справки

Теперь вы знаете, какие формы ветеринарных свидетельств существуют. Довольно часто с тем или иным документом возникает путаница. Подобное явление совсем не удивительно, все дело в том, что одни и те же справки достаточно часто именуются по-разному. Давайте обсудим перечень существующих документов, которые требуют отдельного описания. Так, к ним относятся:

  • Ветеринарная справка или ветеринарное свидетельство - форма 4. Предназначена для перевозки животных в рамках субъекта вашего постоянно проживания, например, в пределах одного города. Этот упрощенный тип бумаги необходим для профессиональных заводчиков, принимающих участие в различных выставках).
  • Ветеринарный сертификат. Подразумевает, что владелец вместе с животным может пересечь государственную границу Российской Федерации с Казахстаном и Беларусью. Данный документ легко может быть заменен на свидетельство по форме № 1.
  • Сертификат формы 5А. Используется для вывоза домашних животных в личных целях в европейские государства (страны ЕС). Обязательным дополнением к такому документу является оформленная евросправка. Выдача такого документа может осуществляться в лечебнице (если вы собираетесь путешествовать личным транспортом) или на границе, в специальном отделении, предназначенном для подобной деятельности.

Что такое ветеринарный паспорт

Один из самых важных документов - ветеринарный паспорт. В идеале подобное удостоверение должно присутствовать у каждого животного, но многие владельцы, приобретающие питомца для души, пренебрегают этим правилом. На самом деле, подобная беспечность может грозить серьезными рисками, как для вашего любимца, так и для вас. Паспорт животного содержит информацию о вакцинации и других необходимых исследованиях. В нашей стране данный документ долго время оформлялся по свободной форме, однако с 2012 года используется единая форма для всех стран Таможенного союза.

Данный документ хозяин животного получает уже после первой вакцинации питомца. В нем в обязательном порядке содержится регистрационный номер, информация о самом животном, позволяющая его идентифицировать, а также сведения о владельце. Заносить данные в такое удостоверение имеют право лишь специалисты ветеринарной клиники, имеющие лицензию на ведение подобной деятельности. При нарушении оформления ветеринарного паспорта он не может быть использован при выписке необходимых свидетельств для перевозки животных.

Вместо заключения

Оформление ветеринарных свидетельств должно осуществляться строго по нормам действующего законодательства нашей страны и государств, являющихся конечным пунктом путешествия животного. Соблюдение строгих правил позволит обезопасить не только питомцев, но и самих людей от серьёзных последствий для здоровья. Не доверяйте мошенникам, которые предлагают вам приобрести подобные бумаги за деньги и в короткие сроки, такие действия могут привести к полному срыву вашей поездки, профессионалы очень легко отличат подделку от настоящего свидетельства. Подобный обман, безусловно, ведет к крайне неприятным последствиям.

C 1 мая 2014 года начал действовать технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013). Чтобы избежать затруднений с получением новых разрешительных документов об оценке соответствия мясных деликатесов, подготовлена обзорная статья с пояснениями о распространении регламента. При этом, в решении Совета Евразийской экономической комиссии N 68 от 9 октября 2013 года о принятии ТР ТС 034/2013 установлено, что отдельные положения регламента начнут действовать позднее. Так, например, новые нормы по использованию нитрата натрия (калия) в мясной продукции (раздел VIII регламента) вступят в силу только с 15 февраля 2015 года.

Нововведения по указанию в маркировке мясных продуктов информации о группе (мясная, мясосодержащая, мясорастительная, растительно-мясная) откладываются до разработки соответствующих ГОСТов. Напомним, что на территории нашей страны до вступления в силу ТР ТС 034/2013 безопасность мясных продуктов регулировалась национальной системой ГОСТ Р.

Область регулирования ТР ТС 034/2013.

Виды мяса и мясной продукции, на которые распространяется технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", указан в статье 2 раздела I. Итак, объектами технического регулирования документа являются товары, предназначенные для выпуска в обращение, а именно:

мясо; субпродукты; жир-сырец и продукты его переработки, в том числе животные топленые жиры; кровь и продукты ее переработки; кость и продукты ее переработки; мясо механической обвалки (дообвалки); кишечное сырье; коллагенсодержащее сырье и продукты его переработки, в том числе желатин; мясосодержащие продукты; колбасные изделия; мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия; мясные консервы; мясные бульоны; сухие мясные продукты; продукты из шпика; продукты убоя для детского питания; мясная продукция для детского питания.

При этом в статье 4 раздела I приведены группы продукции, которые не попали в область регулирования техрегламента. К таким относятся:

продукты убоя и мясная продукция, производимая дома или в личных подсобных хозяйствах для личных нужд (не предназначенная для выпуска в обращение); специализированная мясная продукция, за исключением мясной продукции и продуктов убоя для детского питания; мясо птицы и продукты его переработки; корма для животных; пищевая продукция предприятий общественного питания; пищевая продукция, содержание мясных ингредиентов в которой менее 5%.

Выпуск мясной продукции в обращение

Перед выпуском в обращение на территории Таможенного союза мясо и мясная продукция, являющаяся объектом регулирования регламента, обязательно должна быть подвергнута процедуре подтверждения безопасности согласно разделу XIII ТР ТС 034/2013. Форма оценки соответствия задается с учетом вида и назначения мясных продуктов:

государственная регистрация - для продуктов детского питания на мясной основе;

декларирование соответствия - для прочей переработанной мясной продукции;

ветеринарно-санитарная экспертиза - для продуктов убоя, включая для детей.

Для наглядности приведена таблица по группам мясной продукции и необходимым документам об оценке соответствия, а также название уполномоченного органа за выдачу таких документов.

Группы мясной продукции и их формы оценки соответствия.

Продукция Обязательный документ Уполномоченный орган
Переработанная мясная продукция для взрослых (говядина, телятина, свинина, колбасы, мясные консервы и т.д.) Декларация о соответствии Орган по сертификации
Переработанная мясная продукция для детей (пюре на мясной основе, детские мясные консервы, колбасы и т.д.) Свидетельство о государственной регистрации Роспотребнадзор
Продукты убоя, включая для детского питания, предназначенные для выпуска в обращение (кровь, кость, жиры и прочие субпродукты) Ветеринарно-санитарная экспертиза и ветеринарный сертификат Ветеринарная организация в порядке, установленном Минсельхозом

Следует отметить, что в техническом регламенте действует принцип: один вид продукции - один вид документа об оценке соответствия. Так, например, больше не потребуется оформлять одновременно свидетельство о государственной регистрации и декларацию о соответствии.

Получение сертификата на мясные продукты.

В рамках требований технического регламента обязательная сертификация мяса и мясных продуктов не проводится. Получать сертификат соответствия на такую продукцию не требуется. Вместо этого на мясные продукты должны быть оформлены другие разрешительные документы, установленные в ТР ТС 034/2013.

Регистрация декларации о соответствии мясных продуктов.

Согласно статье 132 раздела XIII ТР ТС 034/2013 мясная продукция, кроме мясной продукции для детского питания и продуктов нового вида, подлежит декларированию соответствия. Регистрация декларации о соответствии мяса и мясной продукции осуществляется органом по сертификации на основании доказательств, предоставленных самим заявителем, а также полученных в ходе исследований типовых образцов в аккредитованной лаборатории и прочих материалов, установленных схемой декларирования. Зарегистрировать декларацию на мясную продукцию по новым правилам, опираясь лишь на собственные обоснования безопасности заявителя, больше не предоставляется возможным. Сравнивая с нормами системы ГОСТ Р, декларирование с привлечением третьей стороны осуществлялось только для детской мясной продукции. По нормам ТР ТС 034/2013 продукты питания для детей на мясной основе вообще не подлежат декларированию соответствия, для них установлена своя форма подтверждения безопасности - государственная регистрация. Также с вступлением в силу технического регламента на мясные продукты, подлежащие декларированию, больше не потребуется оформлять свидетельство о государственной регистрации. Декларация о соответствии станет единственным документом, допускающим к выпуску в обращение такие продукты.

Необходимость государственной регистрации мясных продуктов.

Государственная регистрация предусмотрена при производстве мясных продуктов для детского питания, что закреплено в статье 144 раздела XIII ТР ТС 034/2013. При этом порядок получения свидетельства о госрегистрации тот же, что и для прочей пищевой продукции, и установлен в статье 25 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). После 1 мая текущего года отменяется декларирование мясных продуктов для детского питания.

Нужно ли менять "старые" сертификаты и декларации о соответствии мясной продукции.

Ответы на вопросы о возможности дальнейшего применения ранее выданных документов об оценке соответствия мясной продукции содержатся в Порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции". Документ принят решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 298 от 10 декабря 2013 года. Так, после вступления в силу ТР ТС 034/2013 выпуск в обращение мясных продуктов по "старым" декларациям о соответствии разрешен до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2015 года. При этом продукция продолжает маркироваться национальным знаком соответствия (в пределах России это знак "РСТ"), перемаркировка единым знаком "ЕАС" не проводится. Знак "ЕАС" возможно наносить только на мясную продукцию, которая соответствует требованиям ТР ТС 032/2013. Кроме того, до 1 мая 2015 года допускается реализация мясной продукции, ранее не подлежавшей обязательной оценке соответствия без разрешительных документов.

Реализация продуктов убоя и мясных изделий промышленного и непромышленного производства.

Для выпуска в обращение продуктов убоя, в том числе для детского питания, изготавливаемых в производственных помещениях, необходимо оформить ветеринарный сертификат согласно требованиям статьи 10 раздела IV ТР ТС 034/2013. Также при производстве такой продукции обязательно пройти ветеринарно-санитарную экспертизу, что установлено в пункте 130 статьи XIII этого же регламента. Ветеринарно-санитарная экспертиза осуществляется по требованиям статьи 30 ТР ТС 021/2011. Продукты убоя и мясных продуктов, предназначенные для выпуска в обращение, но производимые в домашних условиях или в личных подсобных хозяйствах, подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе по нормам национального законодательства каждой из стран. При этом соответствие устанавливается по требованиям ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013. Что касается продуктов убоя и мясных продуктов, производимых только для личных нужд, то никакие разрешительные документы получать не нужно.

В. П. Бровко, диетолог Морозовской детской городской клинической больницы, г. Mосква

Мясо крупного рогатого скота и мясо птицы входит в среднесуточный набор продуктов на одного больного в медицинских учреждениях, санаториях, учреждениях социальной защиты населения. Этот вид продукции служит сырьем для производства различных мясных блюд. Следовательно, спрос на говядину и курятину в этих учреждениях достаточно высок, и желающих заключить договор с ними немало. Поэтому врачам-диетологам необходимо обращать особое внимание на качество поставляемой продукции.

Поступление мяса крупного рогатого скота и мяса птицы на продовольственный склад медицинских учреждений и учреждений социальной защиты населения должно происходить в следующем порядке:

  • Проверка документов, удостоверяющих качество мяса.
  • Оценка качества мяса при приемке на склад.
  • Хранение и оценка дефектов охлажденного мяса.
  • При возникновении подозрений на недоброкачественность мяса проводится предварительная комиссионная оценка качества мяса.
  • При наличии обоснованного подозрения у членов комиссии на недоброкачественность мяса проводится обязательная лабораторная оценка качества мяса.
  • Подготовка документов для представления поставщика к административной ответственности при установлении нарушения требований к безопасности мяса крупного рогатого скота и мяса птицы.

Контроль качества продуктов, поступающих на склад и пищеблок, осуществляется поэтапно. Первый этап — предварительный. Необходимо проверить документы, удостоверяющие качество мяса, и провести оценку качества мяса при приемке на склад.

Документы на мясо

Ранее на каждую партию поставляемой пищевой продукции должно было быть удостоверение качества и безопасности. Теперь согласно требованиям законодательства наличие этого документа на рассматриваемый в статье вид пищевой продукции не обязательно. Удостоверение качества и безопасности заменяет маркировка (т. е. этикетка, ярлык или вкладыш, который вкладывается в упакованный мясной продукт, подвергшийся переработке или же просто упаковке, не путать с клеймом). В настоящее время запрещен оборот пищевых продуктов, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Если у мяса нет маркировки, то оно автоматически признается некачественным, опасным и не подлежит приему на склад пищеблока.

При поставке в медицинские учреждения и учреждения социальной защиты населения мяса промышленной выработки (мясокомбинаты, убойные цеха и т. д.) поставщик в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. 2011 г.) указывает в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Однако по требованию заинтересованных лиц (т. е. учреждений или надзорных органов) поставщик обязан предъявить документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии). Наличие указанных документов свидетельствует о нахождении в обороте продукции, соответствующей требованиям технической документации.

Также у поставщика мяса должны быть ветеринарные сопроводительные документы на товар, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода (отсутствие зооантропонозных заболеваний) и позволяющие идентифицировать груз в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов» (с изменениями от 14 августа 2007 г., 19 марта, 4 декабря 2008 г.), зарегистрированным в Минюсте РФ 24.11.2006, регистрационный № 8524. Этими документами являются:

  1. Ветеринарные свидетельства форм № 1, 2, 3 (приложения № 1-3 приказа № 422) — при перевозке грузов за пределы района (города) по территории РФ.
  2. Ветеринарные справки формы № 4 (приложение № 4) — при перевозке грузов в месте производства и пределах района (города).

Ветеринарные сопроводительные документы свидетельствуют о том, что партия данного мяса прошла ветеринарно-санитарную экспертизу при производстве и движение всего ее объема отслеживается ветеринарной службой. В справке формы № 4 указывается, кто поставляет эту партию и кому, т. е. название предприятия, где ведется ее переработка.

Итак, при поставке в учреждения мяса, мясных субпродуктов, мяса птицы поставщик обязан предоставить следующие сопроводительные документы: ветеринарную справку и ветеринарное свидетельство на мясные продукты, накладную с указанием сведений о подтверждении соответствия продукции и декларацию соответствия, если таковая прописана в государственном контракте. Без ветеринарной справки и накладной предприятие общественного питания не имеет права принимать на склад продукт. Обращаем внимание на то, что сведения о количестве партии продукции (т. е. килограммы) должны совпадать в накладной и в ветеринарной справке формы № 4.

Пример декларации

Следует обратить внимание на декларацию о соответствии. В качестве примера приводится заявление-декларация на импортную продукцию (см. рис. 1). Конечная партия — 500 тонн, дата выдачи — 12.05.2012. При сверке маркировки на упаковке обязательно должна быть указана дата выработки не позже даты принятия указанного документа (партия ввезена, задекларирована). При серийном выпуске продукции не ранее указанного срока декларируется безопасный выпуск серийной продукции.

Декларация о соответствии — это документ, который имеет срок действия от 1 года до 3 лет и может выдаваться на группу товаров, требования безопасности которых идентичны. Например, в нашем случае это мякотные пищевые продукты замороженные говяжьи: сердце, печень, язык, почки.

Обращаем ваше внимание, информация (наименование продукта, маркировочный код, изготовитель или страна происхождения продукта) должна совпадать в следующих документах: ветеринарной справке, декларации о соответствии и маркировке упаковочной тары мясного продукта.

Даже если все документы на поставленное мясо в порядке, сотрудники учреждения обязаны осмотреть партию, удостовериться, что товар свежий, годен к употреблению.

Мясо кур

Приступаем к осмотру. Качество мяса кур, поступающего на склад и пищеблок, должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52702- 2006 «Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия» (текст документа размещен на сайте www..

В зависимости от температуры в толще мышц мясо кур по термическому состоянию подразделяют на остывшее, полученное непосредственно после убоя птицы, с температурой не выше 25 °С, охлажденное — от 0 до 4 °С, подмороженное — от -2 до -3 °С, замороженное — не выше -8 °С и глубокозамороженное — не выше - 18 °С.

Свежее — несвежее

Итак, мясо птицы по свежести подразделяется на: свежее, сомнительной свежести, несвежее. При определении свежести курятины нужно обратить внимание на такие признаки доброкачественности, как сухая кожа, отсутствие пятен, мясо плотное, упругое, чистое, без излишка влаги, постороннего запаха.

У молодых кур кожа нежная, белая, с голубыми прожилками под крыльями; у старых — кожа грубая, желтоватая, без прожилок.

Свежее мясо беловато-желтого цвета с розовым оттенком, у нежирных тушек — желтовато-серого цвета с красноватым оттенком; у тощих — серого цвета с синюшным оттенком. Цвет жировой ткани — бледно-желтый или желтый. Серозные оболочки грудной и брюшной полости влажные, блестящие, без слизи и плесени. Мышцы на разрезе — слегка влажные, бледно-розовые. По консистенции мышцы плотные, упругие, при надавливании пальцем образующаяся ямка быстро выравнивается. Запах специфический, свойственный данному виду птицы.

Первый признак порчи тушки — образование кольца вокруг клоаки. В области зоба и под крыльями часто появляются пятна. У испорченной птицы кожа дряблая, желто-серого цвета, во внутренней полости тушки жир зеленоватого оттенка, мягкий на ощупь, с неприятным кислым запахом. Для тушек подозрительной свежести характерно позеленение жира в области гузки, обесцвечивание его по всей поверхности и неприятный запах осаливания, напоминающий запах стеарина.

Труднее определить качество замороженной птицы. Его можно установить лишь после оттаивания. Приготовление бульона (проба варкой) — наиболее верный способ определения качества курятины. Запах мяса определяют по аромату паров в процессе варки. Если бульон прозрачный, ароматный, то тушка свежая. Если бульон мутный, с неприятным запахом, то тушка не свежая. Признаки начинающейся порчи битой птицы обычно определить нетрудно. Запах кислый, затхлый или гнилостный. Иногда, когда процесс порчи тушек зашел далеко, на поверхности появляются колонии плесени.

В случае выявления одного из признаков некачественного мяса продукцию нельзя использовать по назначению.

Говядина на пищеблоке

Другой вид мяса, часто присутствующий в тарелках пациентов, это говядина. В соответствии с ГОСТ 779-55 «Мясо. Говядина в полутушах четвертинах. Технические условия» (текст документа размещен на сайте www.praktik-dietolog. ru в разделе «Законодательная база») мясо крупного рогатого скота подразделяют:

  • на остывшее, подвергшееся после разделки туш остыванию в естественных условиях или остывочных камерах не менее 6 часов (есть корочка подсыхания, мышцы упругие);
  • охлажденное, подвергшееся после разделки туш охлаждению до температуры в толще мышц у костей от 0 до +4 °С (поверхность мяса неувлажненная, мышцы эластичные);
  • замороженное, подвергшееся замораживанию до температуры в толще мышц у костей не выше -8 °С;
  • подмороженное, подвергнутое подмораживанию и имеющее температуру в бедре на глубине 1 см -3…-5 °С, а в толще мышц бедра 0…+2 °С. При хранении температура по всему объему полутуши должна быть -2…-3 °С.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

Признаки свежести

Признаки доброкачественности, в том числе и органолептические, которым должно соответствовать мясо крупного рогатого скота и по которым проводится экспертиза, указаны в ГОСТ 7269-79 «Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести». Настоящий стандарт распространяется на говяжье, баранье, свиное мясо и мясо других видов убойных животных, на мякотные субпродукты (кроме печени, мозгов, легких, селезенки и почек) и устанавливает методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести в случае возникновения сомнения.

При приемке мяса можно определить его свежесть по следующим органолептическим показателям: внешнему виду, цвету, запаху, консистенции, состоянию жира, сухожилий, а также прозрачности и аромату бульона. Мясо крупного рогатого скота, так же как и мясо птицы, по свежести подразделяется на свежее, сомнительной свежести и несвежее.

Доброкачественное остывшее и охлажденное мясо покрыто тонкой корочкой подсыхания бледно-розового или бледно-красного цвета. У размороженных туш эта корочка красного цвета, жир мягкий, частично окрашен в ярко- красный цвет. Мышцы на разрезе слегка влажные, при ощупывании поверхности мяса рука остается сухой. Цвет их, свойственный говядине, — от светло-красного до темно-красного. По консистенции мясо упругое, не прилипает к пальцам, сок прозрачный. От надавливания на мясо пальцем ямка быстро выравнивается.

Говяжий жир имеет белый, желтоватый или желтый цвет, твердый по консистенции, при надавливании крошится (не мажется), не должен иметь запаха осаливания или прогоркания.

Сухожилия упругие, плотные, поверхность суставов гладкая, блестящая. У размороженного мяса сухожилия мягкие, рыхлые, окрашенные в ярко-красный цвет. Бульон из свежей говядины прозрачный и ароматный. Запах мяса можно наиболее точно определить при варке в момент появления паров.

Свежесть мороженого мяса можно определить только после оттаивания, поскольку оно не имеет специфического мясного запаха. Однако хорошо промороженное мясо совершенно твердо на ощупь, при постукивании издает ясный звук. На поверхности и на разрезах мясо красного цвета с сероватым оттенком из-за мелких кристаллов льда. Цвет мороженого мяса быстро меняется даже при незначительном нагревании: в месте прикладывания пальца образуется ярко-красное пятно. У повторно замороженного мяса цвет поверхности темно-красный, на разрезах — вишнево-красный. При согревании пальцем цвет мяса не изменяется. После оттаивания свежее мясо может иметь легкий запах сырости.

Некачественный продукт

Если мясо по характеристикам не попадает в категорию свежего, его относят к сомнительной свежести или несвежему (в зависимости от степени произошедших изменений). Определить, что говядина сомнительной свежести, можно по следующим признакам:

  • поверхность туши местами увлажнена, слегка липкая, потемневшая;
  • мышцы на разрезе влажные, слегка липкие, темно- красного цвета (у размороженного мяса с поверхности разреза стекает слегка мутноватый мясной сок);
  • по консистенции мясо на разрезе менее плотное и менее упругое, образующаяся при надавливании пальцем ямка выравнивается медленно (в течение 1 минуты), жир мягкий, имеет серовато-матовый оттенок, слегка липнет к пальцам (у размороженного мяса слегка разрыхлен);
  • запах слегка кисловатый или с оттенком затхлости;
  • сухожилия менее плотные, матово-белого цвета, суставные поверхности слегка покрыты слизью;
  • бульон прозрачный или мутный, с запахом, не свойственным свежему бульону.

Признаки несвежего мяса:

  • поверхность туши сильно подсохшая, покрытая слизью серовато-коричневого цвета или плесенью;
  • мышцы на разрезе влажные, липкие, красно-коричневого цвета (у размороженного мяса с поверхности разреза стекает мутный мясной сок);
  • по консистенции мясо на разрезе дряблое, образующаяся при надавливании пальцем ямка не выравнивается, жир мягкий, имеет серовато-матовый оттенок, при раздавливании мажется (у размороженного мяса жир рыхлый, осалившийся);
  • запах кислый, или затхлый, или слабогнилостный;
  • сухожилия размягчены, сероватого цвета, суставные поверхности покрыты слизью;
  • бульон мутный, с большим количеством хлопьев, с резким, неприятным запахом.

Дефекты охлажденного мяса

Мясо относится к скоропортящимся продуктам. При хранении оно может подвергаться различным изменениям. Одни из них могут происходить за счет нарушения условий переработки и хранения, состояния животных до убоя, другие обусловлены разложением мяса за счет развития микрофлоры. К дефектам, присущим несвежему мясу, относят загар, ослизнение, плесневение, кислое брожение, пигментацию, потемнение и т. д.

Загар — это разновидность порчи мяса, которая возникает из-за неправильного хранения в первые сутки после убоя животного. Причина его появления — недостаточный отвод тепла от парной туши или полутуши. Загар быстро развивается при соприкосновении туш друг с другом во время охлаждения, при недостаточной циркуляции охлаждающего воздуха, транспортировке не полностью охлажденных туш в закрытой таре, при укладке их навалом.

Признаки загара: размягченная консистенция, изменение цвета (коричнево-красный, медно-красный, желто- или серо-красный) и удушливо-кислый запах мяса. Вкус мяса неприятный. Оно быстрее покрывается плесенью и подвергается гнилостному разложению.

Другой вид порчи мяса — это ослизнение, когда мясо портится в результате хранения туш при высокой температуре, повышенной влажности, подвески туши без промежутков между ними. Мясо при этом теряет товарный вид, вкус, аромат, его поверхность становится увлажненной. Цвет мяса вначале бледнеет, затем приобретает зеленоватый оттенок, на поверхности мясо становится липким, с кисловато-затхлым запахом. У испорченного мяса слизь находится только на поверхности туши, т. к. микрофлора, вызывающая ослизнение, не проникает в глубину мяса. Мясо липкое, сероватого цвета, с кисловатым запахом.

В результате загрязнения мяса спорами плесени со стен камер хранения происходит плесневение мяса (один из видов порчи мяса). При этом происходит распад жира, мясо теряет товарный вид, появляется затхлый запах.

Наиболее опасный вид порчи мяса — это гниение, происходящее под воздействием гнилостной микрофлоры. Мясо приобретает пористую структуру, имеет мягкую консистенцию, ткани окрашиваются в сине-красный или серо-зеленоватый цвет, появляется резкий неприятный запах.

Если на поверхности мяса замечено свечение, это означает, что в процессе хранения на него попали светящиеся бактерии, являющиеся типичными аэробами. Эти микроорганизмы поражают не только свежее мясо, мясные полуфабрикаты, но и колбасные изделия. Свечение мяса возникает через 3-4 суток после убоя животного, если тушу хранили во влажной среде. Этот признак исчезает после появления первых признаков гнилостного разложения.

Еще один признак несвежего мяса это пигментация. Изменение окраски мяса происходит во время его хранения. В красный цвет продукт окрашивается за счет развития «чудесной палочки» (бактерии Serratia marcescens). Голубоватый, коричневый, зеленоватый цвет проступает у продукта благодаря микроорганизмами из рода Pseudomonas. Позеленение мясных продуктов обусловлено появлением гетероферментативных бактерий Lact. viridiescens, размножающихся при низкой температуре.

Поэтому при обнаружении хоть одного признака недоброкачественности такое мясо нельзя использовать по назначению и тем более употреблять в пищу, поскольку оно может стать причиной заболевания и даже смертельного отравления.

Дорога в лабораторию

Второй этап контроля качества поставляемой в медучреждения и учреждения соцзащиты мясной продукции — это организация мероприятий при выявлении некачественного продукта питания. Для их осуществления необходимо совершить следующие действия: произвести предварительную комиссионную оценку качества мяса, организовать лабораторную оценку качества мяса, подготовить документы для представления поставщика к административной ответственности при установлении нарушения требований к безопасности мяса крупного рогатого скота и мяса птицы.

При приемке мяса или мясных субпродуктов не всегда удается оценить их качество по органолептическим показателям. Поэтому, если возникли сомнения в качестве, необходимо провести предварительную комиссионную оценку качества продукта питания. Тем более что в программу производственного контроля, утвержденную руководителем учреждения, входит проверка качества поступающей на реализацию продукции — документальная и органолептическая, а также сроков и условий ее транспортировки, хранения и реализации.

Для проведения предварительной оценки при приемке мяса или мясных субпродуктов приказом директора назначается комиссия. И при выявлении нарушений именно она выдает заключение о несоответствии качества продукта нормативным требованиям. По результатам проделанной работы комиссия принимает решение об отправке мяса или мясных субпродуктов в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний. Необходимо, чтобы отбор был проведен в лаборатории специалистом, у которого есть сертификат, подтверждающий его квалификацию, иначе результат лабораторного исследования может быть оспорен в судебных органах власти.

Иногда возникают ситуации, когда в лабораторных условиях недостаточно проведения только одного органолептического исследования мяса. Для окончательного подтверждения качества мяса, особенно в случаях сомнительной свежести, необходимо произвести определение санитарно-химических и санитарно-бактериологических показателей.

Основными санитарно-химическими показателями, характеризующими свежесть мяса, являются: количество летучих жирных кислот, содержание аминоаммиачного азота и реакция с сернокислой медью бульона, полученного при пробной варке. Определение этих показателей производится с целью обнаружения в мясе промежуточных продуктов распада белков и жира, которые можно обнаружить до проявления органолептических изменений в мясе.

Наряду с определением органолептических и химических показателей в лаборатории проводится бактериологическое исследование мяса. Это необходимо для того, чтобы определить степень и характер бактериального загрязнения мяса. По количеству микроорганизмов и степени распространения их в мясе можно также судить о его свежести.

Как сохранить качество

Холодильная обработка мяса является одним из наиболее совершенных способов сохранения его качества. В промышленности используют различные температурные условия хранения. Охлажденные продукты сохраняют при температуре от 0 до 5 °С в течение 8-15 суток, замороженные — при -12 °С в течение 6-8 месяцев и при -18 °С в течение 12 месяцев.

Штраф за нарушение

После получения результатов из лаборатории учреждение проводит мероприятия, предусмотренные законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (глава 7), извещает поставщика, изготовителя и надзорные органы. Также при необходимости проводится экспертный отбор некачественных продуктов в присутствии поставщика (производителя) в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Всё это время продукты хранятся в соответствии с нормативными требованиями.

При поставке пищевых продуктов, не отвечающих требованиям технических регламентов или иных документов, в соответствии со ст. 14.43 частью 1 Федерального закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность: наложение административного штрафа на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб. Учреждение составляет исковое заявление и направляет материалы в суд для привлечения недобросовестного поставщика к административной или уголовной ответственности и одновременно о расторжении договора поставки продукта питания (это прописывается в договоре на поставку продукта питания, статья «Порядок расторжения договора»).

Если при приемке мяса и мясных продуктов сразу невозможно было определить качество получаемого продукта, а в процессе приготовления блюда недоброкачественность все-таки была выявлена, то в таком случае необходимо снять продукт с производства, подготовить претензию о несоответствии качества поступающей продукции. В данной ситуации в качестве контролирующей комиссии можно привлечь бракеражную комиссию учреждения (примерная форма положения о бракеражной комиссии размещена на сайте www.сайт в разделе «Полезные материалы »). Или же приказом руководителя создать комиссию по проверке качества продукта, поступившего на склад и использованного при приготовлении диетических блюд.

Итак, составленную претензию о некачественном продукте питания должны подписать члены бракеражной комиссии или вновь созданной комиссии, куда могут войти врач- диетолог, дежурный врач, заместитель главного врача по медицинской части, главный врач. Также необходимо вызвать поставщика и органы, уполномоченные дать заключение о недоброкачественности данного продукта.

Напоминаем, что в договоре поставки продуктов питания поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемой продукции и несет ответственность за ее качество в течение срока годности, при условии соблюдения заказчиком правил хранения и использования. Таким образом, если медицинские учреждения или учреждения социальной защиты соблюдают условия хранения продуктов питания, то они вправе потребовать от поставщика замену продукции ненадлежащего качества.

Также в случае поставки некачественных пищевых продуктов заказчик обязан потребовать от поставщика уплату неустойки в размере 0,1 % от стоимости поставленных им некачественных товаров, определенной в соответствии со Спецификацией поставляемых продуктов питания (приложение 1 к договору). Неустойка взимается за каждый день с момента направления поставщику заявления, содержащего требование о безвозмездном устранении недостатков продукции (либо возмещении своих расходов на устранение недостатков товара, либо замене некачественного товара товаром надлежащего качества). Выплаты продолжаются до момента надлежащего исполнения поставщиком соответствующего обязательства (устранения недостатков товаров ненадлежащего качества, поступления на банковский счет заказчика суммы его расходов на устранение недостатков товара, приемки заказчиком качественных товаров, поставленных взамен товаров ненадлежащего качества).

В том случае, если поставщик доставил продукты питания, не соответствующие тем или иным условиям договора, заключенного с заказчиком, он обязан уплатить штраф в размере:

  • 20 % от стоимости забракованных пищевых продуктов, не соответствующих по качеству, ассортименту условиям договора;
  • 50 % от стоимости пищевых продуктов, не соответствующих информации, указанной в сопроводительных документах;
  • 10 % от стоимости пищевых продуктов, немаркированных или маркированных ненадлежащим образом;
  • 50 % от стоимости пищевых продуктов без сведений, подтверждающих качество и безопасность;
  • 5 % от стоимости указанных пищевых продуктов с нарушением сроков хранения на момент поставки.

Неустойка исчисляется исходя из стоимости обязательства без учета НДС и уплачивается виновной стороной на основании письменной претензии.

Безопасность продукции

Санитарно-гигиенические требования к мясу и технологии его переработки изложены в «Правилах ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов», «Санитарных и ветеринарных требованиях к проектированию предприятий мясной промышленности», а также в действующих правилах и инструкциях для мясоперерабатывающих предприятий.

Состав и технология мясных продуктов регламентируются соответствующей нормативно-технической документацией. Безопасность мяса и мясных продуктов питания регламентирована СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», а также Техническим регламентом Таможенного с оюза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», который вступит в силу 01.07.2013. Технический регламент «О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту» на сегодняшний день еще не вступил в силу.

Вооружившись информацией, изложенной с этой статье, мы надеемся, у вас получится решить все самые сложные вопросы с поставщиками и не допустить использования некачественных продуктов при приготовлении пищи пациентам.

В качестве примера предлагаем вашему вниманию документы, которые соответствуют и не соответствуют требованиям нормативных документов.

Пример 1

Документы на поставку филе бедра индейки замороженного

Информация на этикетке (на упаковочной коробке), на ветеринарной справке формы № 4 и в декларации о соответствии — соответствует требованиям законодательства РФ. В декларации соответствия обращаем внимание на наличие информации на маркировке, которая должна совпадать с информацией на этикетке упаковочной коробки. В данном примере совпадает — «SIF 1010». Количество проверенного государственной ветеринарной службой филе бедра индейки должно совпадать на ветеринарной справке и на накладной. В данном примере совпадает — 4 коробки 60 кг. Информация на этикетке упаковочной коробки мяса бедра индейки представлена в полном объеме, предусмотренном законодательством РФ. Таким образом, первый этап оценки качества проведен и можно приступать ко второму этапу, а именно к органолептической оценке качества и безопасности мяса.

Заключение: документы соответствуют требованиям.

Пример 2

Документы на поставку языков говяжьих замороженных

Информация на этикетке (на упаковочной коробке) представлена не в полном объеме, предусмотренном законодательством РФ, а именно отсутствует дата изготовления, но имеется ссылка «см. на упаковке», на упаковке такая информация отсутствует. Нарушаются требования ст. 3 Федерального закона от 02.01.2001 № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Оценить срок годности такого продукта не представляется возможным, такой продукт на пищеблок не принимается. Оформляется возврат продукта поставщику, даже если все остальные документы оформлены в соответствии с требованием законодательства РФ.

Пример 3

Документы на поставку говядины бескостной замороженной

Информация на этикетке (на упаковочной коробке) представлена не в полном объеме, предусмотренном законодательством РФ, а именно отсутствует информация об изготовителе, месте нахождения (адрес) организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий, на русском языке. Нарушаются требования п. 15 «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования», утвержденных Постановлением правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Заключение: документы не соответствуют требованиям.

На телевизионных экранах, газетных полосах мелькают новости о том, что специалисты Россельхознадзора выявили на железнодорожных станциях, оптовых базах партии мяса птицы, говядины без сопроводительных документов, обнаружили в мясе птицы опасные для здоровья человека бактерии или же инспекторы Госветнадзора наложили арест на партии говядины, оказавшиеся без ветеринарных документов. Еще чаще в публичном доступе появляется информация о вспышках заболевания сальмонеллезом в домах-интернатах, детских садах, медучреждениях, произошедших в результате употребления в пищу мясных блюд, или же о поставках в лечебные заведения некачественных продуктов питания, в частности импортного мяса сомнительного происхождения, о выявлении в ходе проверок несвежего мяса, из которого готовилась еда для пациентов. Дабы не стать героем подобных сюжетов и в первую очередь оградить пациентов своих учреждений от некачественной мясной продукции, лучше заранее вооружиться необходимыми знаниями. Тем более что проверка качества продуктов питания, поступающих на склад и пищеблок, контроль правильности хранения запасов продуктов относятся к должностным обязанностям врача- диетолога, заведующего складом, заведующего производством.

Перечень продукции мясо- и птицеперерабатывающей промышленности, которая должна иметь ветеринарные сопроводительные документы, включает в себя все виды мяса домашних и диких животных, птицы, кроликов, мясо в блоках, полуфабрикаты, колбасные и солено-копченые изделия, жиры животные, шпик, субпродукты, яйцепродукты, желатин, кровь (сушеная и консервированная), альбумин пищевой. В перечень также входят пищевые продукты: молоко и сливки сырые, казеин пищевой, рыба (живая, охлажденная, замороженная, соленая, пряная), морепродукты пищевые, мед.

Ветеринарным свидетельством по форме № 2 сопровождаются продукты животного происхождения, вывозимые за пределы района (города) при транспортировании по территории России и стран СНГ. Оно имеет рамку коричневого цвета и специальный рисунок, образующий желтый фон.

На техническое сырье (шкуры, пух и др.) и корма животного происхождения выдается ветеринарное свидетельство формы № 3.

Ветеринарные свидетельства выдают ветеринарно-санитарные врачи государственной ветеринарной службы района (города), списки которых утверждает главный госветинспектор района (города).

Ветеринарными справками по форме № 4 сопровождаются грузы, перевозимые в пределах района (города). Их выдают специалисты государственных или производственных ветеринарных служб.

Ветеринарными сертификатами по форме № 5 сопровождаются грузы при их экспорте. Их выдают ветеринарно-санитарные врачи пограничных контрольных ветеринарных пунктов взамен ветеринарного свидетельства, выданного госветслужбой района (города).

Импортируемая продукция животного происхождения должна иметь ветеринарные сертификаты зарубежных стран, которые подлежат обмену погранветпунктами на ветеринарные свидетельства (форма № 2), сопровождающие грузы по территории России.

Импортируемое мясо делится на несколько категорий в зависимости от ветеринарного законодательства страны-импортера и других условий. Продукция из стран СНГ сопровождается ветеринарным свидетельством, которое не обменивается на погранветпункте и остается с партией продукции.

На партию отдельных видов продукции перерабатывающих отраслей пищевой промышленности (колбасы и другие мясные изделия, рыбу, яйцо, сухие молочные продукты, казеин пищевой, сыры, масло животное) разрешено проставлять штамп государственной ветеринарной службы в удостоверении о качестве или в товарно-транспортной накладной, если она реализуется в пределах района (города), в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.

Ветеринарное свидетельство подтверждает проведение ветеринарно-санитарной экспертизы в полном объеме, использование продукта для пищевых целей без ограничений (в том числе реализацию в розничной торговле) и содержит сведения о наименовании продукта, дате его выработки, количестве, виде тары, маркировке, производителе и получателе, их адресах и др.

Бланки сопроводительных ветеринарных документов являются бланками строгой отчетности. Их выдают ветеринарно-санитарным врачам в пронумерованном и прошнурованном виде.

Бланки ветеринарных свидетельств и ветеринарных справок нумеруют автоматическим нумератором восьмизначным числом, в котором первые две цифры - порядковый номер субъекта Российской Федерации, после тире вторые две - порядковый номер района (города), остальные четыре - порядковый номер документа.

Перечень субъектов Российской Федерации, которым присвоен номер Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства России (первые две цифры в ветеринарных свидетельстве и клейме), приведен ниже.

Края:

Алтайский 01

Краснодарский 02

Красноярский 03

Пермский 40

Приморский 04

Ставропольский 05

Хабаровский 06

Области:

Амурская 07

Архангельская 08

Астраханская 09

Белгородская 10

Брянская 11

Владимирская 12

Волгоградская 13

Вологодская 14

Воронежская 15

Нижегородская 16

Ивановская 17

Иркутская 18

Калининградская 19

Тверская 20

Калужская 21

Камчатская 22

Кемеровская 23

Кировская 24

Костромская 25

Самарская 26

Курганская 27

Курская 28

Ленинградская 29

Липецкая 30

Магаданская 31

Московская 32

Мурманская 33

Новгородская 34

Новосибирская 35

Омская 36

Оренбургская 37

Орловская 38

Пензенская 39

Псковская 41

Ростовская 42

Рязанская 43

Саратовская 44

Сахалинская 45

Свердловская 46

Смоленская 47

Тамбовская 48

Томская 49

Тульская 50

Тюменская 51

Челябинская 52

Читинская 53

Ульяновская 54

Ярославская 55

Еврейская автономная76

Республики:

Адыгея 73

Башкортостан 56

Бурятия 57

Дагестан 58

Кабардино-Балкарская59

Ингушетия 69

Калмыкия 60

Карелия 61

Марий Эл 63

Мордовия 64

Карачаево-Черкесская75

Саха (Якутия) 71

Северная Осетия - Алания65

Татарстан 66

Удмуртская 68

Чувашская 70

Хакасия 74

Чеченская 81

Автономные

национальные

округа:

Агинский Бурятский82

Ямало-Ненецкий 80

Таймырский 85

Ханты-Мансийский 87

Чукотский 79

Эвенкийский 88

Ненецкий 89

Корякский 84

Усть-Ордынский

Бурятский 86

Москва 77

Санкт-Петербург 78

Бланки сопроводительных ветеринарных документов, выдаваемых специалистами учреждений государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте, нумеруют типографским способом (автоматическим нумератором) тремя парами цифр: первая - 93; вторая - номер зонального управления государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте; третья - номер пограничного или транспортного контрольного ветеринарного пункта. Далее через дробь ставят порядковый номер сопроводительного ветеринарного документа, выданного данным учреждением, подразделением или специалистом.

Ниже приводятся номера, присвоенные зональным управлениям государственного ветеринарного надзора на государственной границе России и транспорте (вторая пара цифр).

Московское управление - 01;

Северо-Западное - 02;

Западное - 03;

Северо-Кавказское - 04;

Южное - 05;

Юго-Восточное - 06;

Уральское - 07;

Сибирское - 08;

Забайкальское - 09;

Дальневосточное - 10.

Заполненные корешки сопроводительных ветеринарных документов подлежат хранению в течение 3-х лет у главного государственного ветеринарного инспектора района (города) и начальника пограничного ветеринарного пункта.

Документы, заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, не имеющие печати и подписи, без полного наименования должности, а также без указания фамилии и инициалов специалиста, подготовившего документ, при отсутствии требуемых сведений и копий документов считаются недействительными.

Нужно ли выписывать ветеринарное свидетельство на каждую машину, перевозящую барду?

О необходимости наличия ветеринарного свидетельства - читайте в статье.

Вопрос: У нас организация приминающая ОСНО. Эта организация реализовывает барду сухую собственного производства (кормовые добавки). Имеется сертификат соответствия на эту продукцию. Нужно ли выписывать ветеринарное свидетельство на каждую машину, перевозящую барду. Мы считаем что сертификата достаточно, но водители требуют ветеринарное свидетельство.

Ответ: Да, такой документ должен быть.
Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (ст. 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»). Таким документом является Приказ Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648 «Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами». В группу 23 Перечня входят корма.

Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства (ст. 15 и 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1).

Факт отсутствия соответствующих ветеринарных сопроводительных документов, выявленный при перевозке подконтрольных товаров, наказывается по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ – перевозка продуктов без ветеринарных сопроводительных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 30 000 до 40 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
Поэтому водители требуют от Вас свидетельства на каждую машину.

Обоснование

Из Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии»

Статья 2.3. Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов

1. Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

2. Порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Данный порядок должен предусматривать возможность проведения лабораторных исследований лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации.

3. В случае, если результаты мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, осуществляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, свидетельствуют о соответствии добытых (выловленных) в этих районах водных биологических ресурсов требованиям их безопасности в ветеринарном отношении, ветеринарные сопроводительные документы на такие уловы водных биологических ресурсов оформляются без проведения лабораторных исследований.

4. Уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары.

5. Аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

6. Уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии:

на уловы водных биологических ресурсов до их поступления на переработку и (или) на место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;

7. Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.

8. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

9. Порядок, указанный в пункте 8 настоящей статьи, должен предусматривать возможность создания с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии формы для печати ветеринарного сопроводительного документа с реквизитами, в том числе с уникальным идентификационным номером и иной информацией, а также возможность автоматического формирования ветеринарного сопроводительного документа федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии.

10. По заявлению собственника подконтрольных товаров выдача ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в электронной форме, может производиться на бумажном носителе.

11. Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе.

Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства

Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований»

Из норм Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства

1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.