История возникновения и развития личных прав и свобод. Возникновение и развитие понятия «права человека

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообществ: признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты.



Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека.

Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости.

России пришлось пройти очень тяжелый в плане построения и структуры правовой системы этап - советский период. Начало становления советского права, ограничений прав и свобод можно отнести еще к 1918 году, когда была принята Конституция РСФСР, где были закреплены права на свободу совести, защиту в суде, личной неприкосновенности. Помимо Конституции, существовали некоторые правовые акты, кодексы, которые закрепляли некоторые права граждан, например, в ст.5 Гражданского кодекса РСФСР было провозглашено: «...каждый гражданин РСФСР... имеет право свободно передвигаться селиться на территории РСФСР.» . Таким образом, не закрепленное в Конституции право на свободу передвижения в Советской России имело место.

Конституция 1978 года коренным образом изменила представление о личных правах человека. Она послужила началом нового периода в жизни общества - периода «утепления» отношений между обществом и государством.

В Основном законе страны жизнь человека была закреплена как объект конституционной охраны, населению были дарованы права тайны телефонных переговоров, телеграфных сообщений, было наиболее раскрыто понятие свободы совести.

Седьмой этап. Современный период (время с принятия современной Конституции Российской Федерации 1993 года до настоящего времени).

В ряду основ конституционного строя России приоритетом обладает именно положение о правах и свободах человека как высшей ценности, причем принцип их уважения пронизывает все содержание Конституции РФ

Ограничения личных прав и свобод человека и гражданина получила четкую регламентацию.

Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она обусловлена целями защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К конституционным основам института ограничения прав и свобод относятся положения ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, регулирующей режим чрезвычайного положения, а также ряд некоторых других статей (23, 25, 29, 32, 35, 36 и др.), которыми сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах. Кроме того, в ч.3 ст.17 Конституции РФ закреплено традиционное для российской и мировой правовой системы положение, согласно которому «осуществление прав и свобод человекам и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».

Итак, для того чтобы Российская Конституция приняла тот вид, который она имеет сейчас, для того чтобы создать в обществе максимально комфортную атмосферу посредством наделения его личными правами и свободами, стране пришлось пройти этапы послереволюционной экономической и политической разрухи, тяжелого военного времени, а также послевоенного восстановления. Все эти этапы были закономерным путем развития государства.

Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. К нормативно-правовым актам данной группы концепций является и Конституция РФ 1993 года.

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо».

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежейв связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.


Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» . Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид». Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете. В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея, в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие.

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем».

Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма.

Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться».

В центре учения Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество». Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью». Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философско-этическую основу. Канта по праву называют философом свободы.

Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.», – писал П. И. Новгородцев.

Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права. ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод. Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социально-экономическим правам. Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только нацио­нальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглаше­ние их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем комплексе прав человека.

Понятие и содержание современных прав человека

Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни:

1. личные;

2. политические;

3. социально-экономические и культурные.

Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Это проистекало из господства государственной собственности. Политическая свобода личности ограничивалась определенными целями ее использования. Личным правам уделялось незначительное внимание. Важнейшее общепризнанное право человека на жизнь конституциями советского государства вообще не признавалось.

Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в ст. 20–30 Конституции Российской Федерации.

К ним относятся:

а) право на жизнь (ст. 20);

б) право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23);

в) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

г) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23);

д) неприкосновенность жилища (ст. 25).

Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское Сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.

Согласно статьи 27 Конституции Российской Федерации к личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания. Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация этого права все еще затруднена.

Конституция закрепляет также:

а) право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26);

б) право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26).

К личным правам следует отнести:

а) свободу совести и вероисповедания (ст. 28);

б) свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).

Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего, согласно статье 32 - право участвовать в управлении делами государства и избирательное право. Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя.

К политическим правам также относятся:

а) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);

б) право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);

в) право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Система использования и защиты важнейших политических прав граждан подробно регламентируется федеральными законами. Право граждан на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование установлено Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36).

Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании.

К социально-экономическим и культурным правам также относятся:

а) право на труд (ст. 37);

б) право на отдых (ч. 5 ст. 37);

в) право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39);

г) право на жилище (ст. 40);

д) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

е) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

ж) право на образование (ст. 43);

з) право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества (ст. 44).

Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как «демократического федеративного правового государства» (ст. 1, ч. 1), «социального государства» (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Во многом реализация основных прав и свобод личности зависит от тех гарантий культурного, социально-экономического, материального, политического, организационного и юридического характера, которые устанавливаются и обеспечиваются государством. Общеизвестно, что с уровнем материально-технического развития общества связаны социальная стабильность и безопасность, в условиях которых человек в большей мере способен реализовать свой социальный и творческий потенциал. Его личные и социальные интересы не вступают в противоречие. Богатое общество всегда в состоянии тратить больше средств на социальную сферу и работу тех органов, которые обеспечивают осуществление прав граждан.

Порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается на исходных началах конституционного правового статуса личности. Соответственно Основной Закон закрепляет и конкретные гарантии их реализации. Следует приветствовать стремление российского законодателя создать и обеспечить все необходимые средства, гарантирующие уважение и защиту фундаментальных прав и свобод граждан, а также препятствующие возвращению к практике прошлых десятилетий.

Особое место в системе гарантий прав и свобод граждан занимают юридические гарантии, посредством которых обеспечиваются различные стадии процесса осуществления, охраны и защиты прав и свобод граждан. В обществе действует развернутая система гарантий субъективных прав граждан.

Однако в конечном счете эта система обеспечения субъективных прав реализуется лишь через юридические гарантии, нормы правоустанавливающего и правовосстанавливающего характера, которые непосредственно обеспечивают реальный правовой статус личности. В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Юридические гарантии прав и свобод граждан – это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер); меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Такой же позиции придерживаются авторы учебника «Общая теория права и государства», но при этом они вносят два существенных уточнения: во-первых, в рамках теории гарантии необходимо рассматривать негативные воздействия, без знания которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности, обеспечению прав личности; во-вторых, реально гарантии действуют как совокупность каких-либо явлений, процессов, включающих как положительные, так и отрицательные воздействия.

Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В. С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

Юридические гарантии защиты прав человека можно подразделить на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Защита и непосредственное обеспечение прав человека и основных свобод осуществляются прежде всего во внутригосударственном законодательстве.

Внутригосударственные институты защиты прав человека и гражданина – это система культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закреплены в Основном Законе государства либо в законах, имеющих конституционное значение.

Конституция устанавливает общие принципы юридических гарантий. Общими юридическими гарантиями являются положения главы 1 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет целую систему юридических гарантий, обеспечивающих индивиду беспрепятственное осуществление его прав.

К числу важнейших конституционных гарантий относятся:

а) принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности;

б) обязанность государства защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46);

в) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

г) право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

д) принцип презумпции невиновности (ст. 49);

е) право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47);

ж) право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52);

з) право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53);

и) гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).

Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это непосредственно действующие права.

В данной сфере Конституция отводит особую роль Президенту. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства.

Важнейшими гарантиями основных прав и свобод личности являются институт конституционного контроля, установленный ст. 125 Конституции Российской Федерации, и принцип презумпции невиновности, суть которого в том, что каждый человек, обвиненный в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в судебном порядке.

Международные механизмы гарантий прав личности – это меры, направляемые мировым сообществом на обеспечение и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера. Политико-правовая система международных гарантий прав человека, в частности, включает: систему международных пактов и конвенций по правам человека; Комиссию по правам человека в рамках ООН; Комитет по правам человека; Европейскую комиссию по правам человека; Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов, способных установить международно-правовую ответственность за ординарные нарушения прав человека.

Эффективность и действенность юридических гарантий зависит прежде всего от зрелости институтов гражданского общества и правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих и правоприменительных органов, их должностных лиц.

Обеспечение прав человека осуществляется как во внутригосударственном законодательстве, так и на уровне международного сообщества. Конституция Российской Федерации устанавливает, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Основной механизм такого обращения установлен Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

С момента принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество государств в обеспечении прав человека. Были выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень.

Впоследствии данные положения получили закрепление в международных пактах о правах человека – международных договорах обязывающего характера. В них вошли нормы и положения, в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в пределах своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед международным сообществом за их соблюдение.

  • II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
  • II. Когда те три вида любви должным образом подчинены друг другу, они совершенствуют человека; когда же нет - портят его и переворачивают его вверх ногами.
  • II. Новое рождение может осуществить лишь Господь с помощью двух средств - милосердия и веры, и при содействии самого человека.

  • Термин права человека является достаточно новым термином, который стали использовать после Второй мировой войны, когда была создана Организация Объединенных Наций. Формулировки понятия прав человека очень разные. Например, в учебнике Е.А. Лукашева дается следующее определение правам человека: «Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».

    А известный ученый В.М. Капицын дает следующее понятие правам человека: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».

    Можно привести еще очень много формулировок прав человека, но в целом, все они сводятся к тому, что права человека - это возможности, которые гарантируются и также правомочия каждого индивида во всех сферах жизнедеятельности.

    Права человека играют важную роль не только во взаимоотношениях государства и гражданина, они так же влияют и на отношения граждан друг с другом.

    Стоит немного рассказать, как впервые появились права человека в нашем мире.

    В 539 году до н.э. войско первого царя древней Персии, Кира Великого, захватила город Вавилон. После захвата Вавилона, Кир Великий сделал следующие действия, которые удивили множество людей.

    Во-первых, он освободил всех рабов которые были в Вавилоне после захвата.

    Во-вторых, он отменил обязательную религию для людей и дал всем право на свободных выбор религии.

    В-третьих, он объявил расовое равенство, он говорил о том, что все расы равны и ни одна раса не может эксплуатировать другую только из-за расовой принадлежности.

    Он провозгласил еще множество постановлений, все они, с помощью клинописи, были записаны на цилиндре из глины. Сегодня этот цилиндр известен под названием «цилиндр Кира». Именно этот цилиндр и считает самой первой в нашем мире хартией о правах человека. Постановления, написанные на этот цилиндре были переведены на многие языки, и они отражены в первых статьях Всеобщей декларации прав человека. Это краткая история о том, как появились сами права человека, а теперь ниже расскажу о том, как они продолжили развиваться в контексте взаимодействия личности с государством.

    Взаимодействие государства и личности явление, которое существует на протяжении всей истории человечества. Даже древнегреческие мыслители пытаясь создать различные концепции государств, которые были бы идеальными, всегда учитывали соотношение общества, государства и личности. Ведь благодаря обществу и государству человек становится личностью. Ведь все-таки человек является понятием более биологическим, а личность - социальным. Как уже было указано выше, понятие «права человека» является достаточно новым термином, именно вместе с этим термином и появился термин «личность».

    Так же, с созданием Организации Объединенных Наций появляется термин «естественные права». Это термин значит, совокупность неотчуждаемых прав человека, которые вытекают из природы человека и абсолютно независимы от государства так как государство не стоит над правом, а право стоит над государством. Ученые видят происхождение этой концепции права еще во времена Древней Греции и Древнего Рима. Философская школа, которая создала и развивала эту концепцию права, была создана Зеноном с Китиона. Он говорил о том, что действия человека нужно соотносить с законами природы, и что права даются всем людям, вне зависимости от их положения в обществе.

    Но, к сожалению, концепции естественного права не нашли поддержки среди общества. Это произошло из-за того, что в том время был рабовладельческий строй, а после него феодализм, который не мог существовать без эксплуатации людей, и соответственно не мог признать то, что у каждого человека есть права. Ведь признав это, невозможно было иметь рабов.

    Именно из-за вышеуказанной причины, концепция естественного права получила свое развитие в период радикальных изменений в обществе, а если быть точнее, то в период упадка феодализма, то есть в период, когда состоялись буржуазные революции и феодализм заменился капитализмом. Исходя из этого, можно сказать о том, что права человека должны были появится рано или поздно, в определенный период времени.

    В результате того, что ученые попытались систематизировать права человека, в 70х годах прошлого века появилась теория «трех поколений прав человека» которая позволяет разделить происхождение прав человека на 3 поколения.

    Первое поколение прав человека появилось после радикальных изменений в обществе, а точнее после первых буржуазных революций XVII-XVIII веков. Первое поколение прав являются правами, которые появились из естественных прав. Так же в первое поколение прав входят политические права, которые созданы на основе позитивного права. Эти права были законодательно закреплены в странах, в которых произошли буржуазные революции (Англия, Франция, Америка). А теперь более конкретно, какие права вошли в первое поколение прав.

    1) Право на свободе вероисповедания

    2) Право на участие в управлении государственными делами

    3) Право на равенство перед законом и судом

    4) Право на жизнь

    5) Право на свободу

    6) Право на собственность

    7) Право на безопасность лица от незаконного задержания

    В своей работе «К проблеме взаимоотношений государства и личности в контексте генезиса поколений прав человека» Н.Н. Олейник говорит о том, что отличительная особенность первого поколения прав является то, что они закрепили «Негативную свободу, то есть они обязали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы». То есть эти права являются правовыми рамками, за которые личность не может преступить. И неправильно понимать то, что эти права являются защитой от государства, ведь не только государство может нарушить эти права, опасность нарушения прав может исходить и от других членов общества, и государство в этом случае является инструментом принуждения, ведь если не будет принуждения, то права человека будут постоянно нарушаться.

    Права первого поколения являются основой всего правового института, они не отчуждаемы и закреплены во всех международных документах.

    К правам второго поколения относятся социальные и культурные права. Эти права были признаны благодаря борьбе в капиталистических странах, а после второй мировой войны и между социальными системами. Права второго поколения, в отличие от прав первого поколения, являются позитивными. Суть этих прав в основном заключается в том, чтобы государство вмешивалось и помогало тем, что задействовало всех людей в производственную сферу. Приведу несколько примеров прав второго поколения.

    1) Право на социальную безопасность

    2) Право на работу и защиту от безработицы

    3) Право на отдых

    4) Право на оплачиваемый отпуск

    5) Право на достойный уровень жизни

    6) Право на образование

    7) Право на защиту научной деятельности

    Немалый вклад в признание прав второго поколения вложил Советский Союз, который из идеологических и политических взглядов требовал включения этих прав в международные документы.

    Исходя из вышесказанного, можно сказать, что права второго поколения, это права на социальное равенство людей.

    Третье поколение прав трактуется неоднородно, и по поводу них ведутся много дискуссий. Некоторые ученые говорят о том, что этими правами может обладать отдельный человек только тогда, когда он принадлежит определенной группе людей. А другие ученые утверждают о том, что эти права могут осуществляться только определенной группой людей сразу, а не отдельным лицом. Так же считают то, что это неотчуждаемые коллективные права народов. Более конкретно к этим права относятся:

    1) Право народа на существование

    2) Право народа на самоопределение

    3) Право народа на развитие

    4) Право народа на суверенитет над своими природными ресурсами

    5) Право на благоприятную окружающую среду

    6) Право на равноправие с другими народами

    Основы этих прав закреплены в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека. И все-таки, я считаю, что это права определенного коллектива, а не отдельного человека так как даже в тексте говорится о правах именно народа, а не отдельного человека.

    Так же, отойдя от концепции 3х поколений прав, многие ученые говорят о правах четвертого поколения. Это права, которые используются в информационной сфере, но эти права еще плохо развиты, поэтому о них говорит пока не приходится.

    На данный момент существует несколько международных организаций, таких как ООН и Совет Европы, которые следят за тем, чтобы права человека не нарушались, так же они издают декларации и различные международные документы, в которых закрепляются основные права и свободы человека. Ниже рассмотрим основные исторические документы, регламентирующие права и свободы человека и гражданина на протяжении всей истории мира.

    Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания.

    Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

    В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политикоправовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

    Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

    Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

    На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании,

    так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

    Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

    Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид»1.

    Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

    Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

    В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и

    1 Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. М., 1992. С. 153.

    высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

    В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью2.

    Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

    В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

    В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и

    2 Баскин Ю. Я. Святоотеческая литература о власти и государстве // Правоведение. 1997. № 1. С. 52.

    гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы3. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

    Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем»4.

    Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

    Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма. Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда5.

    В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и

    3 Горбунов А. Гарантии личной свободы в Англии. Ростов-н/Д., 1905. С. 8.

    4 Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936. С. 228.

    5 Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII–XIX вв.). СПб., 1996. С. 15.

    государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями6.

    Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

    Эта идея прослеживается в учениях почти всех мыслителей естественно-правового направления. Но только у Джона Локка она получает логическое завершение. Характеризуя действующие гражданские законы государств, Локк утверждает, что «они лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться»7.

    В центре учения Локка – система естественных прав и свобод личности, включающая право на жизнь, право на свободу, право на имущество. Человек, пишет Локк, по природе обладает властью охранять «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество»8. Частную собственность Локк рассматривает как неотъемлемое естественное право каждой личности: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит, и тем самым делает это своей собственностью»9. Локк видит в собственности основу не только свободы и независимости человека, но и организации общества в соответствии с законом природы.

    Политико-правовые воззрения Дж. Локка развил Ш. Монтескье. Основная заслуга Монтескье – в отстаивании политической свободы личности и разработке концепции разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, необходимых для обеспечения политической свободы личности, нормального функционирования государственной жизни и общественной безопасности.

    С возникновением государства и утратой первоначального равенства, утверждает Монтескье, возникает новая свобода – политическая, которая состоит в зависимости лишь от законов, а сами законы должны учитывать требования социальной среды. Задача политической власти – восстановление утраченной свободы в рамках закона.

    6 Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Мартышин О. В. История политических учений. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 7.

    7 Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 268.

    8 Локк Дж. Избр. философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1960. С. 50.

    9 Там же. С. 19.

    Родоначальник немецкой классической философии И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и пытался подвести под него философскоэтическую основу. Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX в.»10,

    – писал П. И. Новгородцев.

    Кант считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство – это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от нее. Таким образом, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях охраны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

    Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Данные принципы служат критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя.

    Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

    Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

    В истории русского правового либерализма прослеживаются последовательно сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

    10 Новгородцев П. И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. М., 1898. С. 18.

    Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

    Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act.

    Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

    Следующий важнейший шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о правах. Этот закон принадлежит к числу немногих основных актов, на которых зиждется английское конституционное право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

    Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

    Правовые документы штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой по сути билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты

    были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

    Институт неотчуждаемых прав и свобод личности, сложившийся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация так или иначе испытывали влияние этих документов.

    В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

    Появилась новая конституционная идея – принцип признания достоинства человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

    Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется новый подход к проблеме прав и свобод. После законодательного закрепления личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права.

    ХХ столетие характеризуется качественно новым подходом к правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

    Особенности современных конституций свидетельствуют о том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства.

    В настоящее время существенно шире стал сам перечень конституционных прав и свобод. В ХХ в. появились и принципиально новые права и свободы, незнакомые конституционному праву XVIII–XIX вв. Это социально-экономические права (так называемые «права второго

    поколения»), которые касаются сферы трудовых отношений, социального обеспечения, здравоохранения и образования, профсоюзной деятельности, а также права различных категорий населения – молодежи, женщин, престарелых, защита которых обеспечивает охрану семьи и материнства, свободу научного и художественного творчества и др. Они имеют особую значимость в наши дни, в эпоху социального и технического прогресса, когда человек оказывается один на один с рыночной стихией и социальной незащищенностью.

    Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социальноэкономическим правам.

    Если личные права в основном направлены на обеспечение свободы от противоправного вмешательства государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

    Проблема социально-экономических и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.