Исследование с целью выявления мнения подростков к проблеме подростковой преступности. Исследование преступности несовершеннолетних Вопросы по подростковой преступности

Этапы работы

Мониторинг учащихся старших классов по проблемам отклоняющегося поведения, опрос детей и учителей. Разработка инструментария исследования. Подготовка выборки для опроса учащихся и педагогов. Проведение опроса учащихся, педагогов, родителей. Применение программы для компьютерной обработки статистических данных и последовательного анализа полученных результатов. Анализ материалов исследования и описание полученных результатов.

Создание дифференциальной модели программы профилактики потребления психоактивных веществ подростками - учащимися с учетом состояния наркологической ситуации в данном учебном заведении по результатам мониторингового обследования учащихся и педагогов.

Разработка и внедрение мероприятий непосредственно для учащихся, педагогов, родителей: работа с группами учащихся по типу бесед, консультаций и т.д., индивидуальная работа.

Разработка и внедрение комплекса мероприятий для контингента лиц, осуществляющих педагогическое воздействие (педагогов, родителей).

Семинары психологов, по проблеме отклоняющегося поведения подростков.

Обеспечение информационно - консультативной помощи педагогам и родителям (по типу «телефона доверия» или «кабинета доверия»).

Систематическое осуществление профилактических мероприятий в рамках представленной программы имеет конечную цель, связанную с выработкой стойкого и осознанного отрицательного отношения к формам отклоняющегося поведения.

В предыдущих разделах были рассмотрены теоретические вопросы проблемы подростковой преступности. Исходя из данной работы для получения эмпирических данных, методом исследования по выявлению отношения подростков к проблеме подростковой преступности был выбран анкетный вопросник.

Задачи анкетирования:

  • 1. Выявить возраст, который, по мнению опрашиваемых, является наиболее уязвимым (рискованным), чтобы стать жертвой преступности.
  • 2. Выявить, по мнению опрашиваемых, причины преступных деяний несовершеннолетних.
  • 3. Выявить осведомленность несовершеннолетних о том, куда следует обращаться человеку, который пострадал от преступных деяний.

Анкета «Направленная на выявление отношений подростков

к проблеме подростковой преступности»

Для получения эмпирических данных было опрошено 100 человек, учащихся общеобразовательной школы №285 г. Москвы и учащихся Московского строительного колледжа.

Возраст испытуемых: 14-16 лет общим числом 61 человек из них 43 мальчика и 18 девочек; 17-18 лет общим числом 39 человек из них 20 юношей и 19 девушек.

Данные анкетирования показали, что проблема подростковой преступности в нашей стране считают очень значимой 49%, значимой - 41%, не значимой - всего 6% испытуемых.

Следовательно, можно сделать вывод, что проблема подростковой преступности в нашей стране, как значимую отметили большинство респондентов.

На вопрос «Чувствуете ли Вы себя защищенным?» - 50% опрошенных ответили «скорее нет, чем да».

Информация по проблеме подростковой преступности безусловно интересует 39%, скорее интересует 40% опрошенных. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство респондентов интересует проблема подростковой преступности, лишь 14% опрошенных отметили данную проблему как не интересуемую.

Источником информации о видах подростковой преступности для 54% опрошенных являются средства массовой информации, для 42% опрошенных - друзья, лишь 4% - родители. Т.е. можно сказать, что родители избегают разговоров на данную тему.

На вопрос «Как часто Ваши сверстники могут столкнуться с преступной деятельностью?» - 25% респондентов ответили «очень часто», 33% - «часто», 22% - «редко», 2% - «никогда».

  • 42% респондентов отметили, что их сверстники сталкивались с нарушением общественного порядка, 20% - с употреблением наркотиков, 3% - с изнасилованием, 14% - с мошенничеством, 14% - с вымогательством, 7% - с другими видами преступной деятельности.
  • 30% опрошенных считают, что проблема преступности может коснуться их и их близких, 34% - опрошенных предполагают такую вероятность, 17% - опрошенных считают, что эта проблема их не коснется. 55% - респондентов считают, что наиболее рискованный возраст, для того чтобы стать жертвой преступного поведения является возраст 14-16 лет, 20% 17 - 18 лет, 2% считают, что этот возраст должен составлять 25-35 лет, 8% - это возраст 12-13 лет, 5% 9-12 лет. Следовательно, можно сделать следующий вывод: подростки отмечают свой возраст, считая его наиболее опасным для того, чтобы стать жертвой преступного поведения. Однако, повзрослев, обладая уже определенными знаниями и опытом, приходят к мнению, что от возраста вероятность стать жертвой преступного поведения не зависит.

При этом потенциальной жертвой, как считают 47% опрошенных, становится человек, который посещает опасные места. 23% респондентов отметили, что жертвой становится тот, кто не может постоять за себя, 20% опрошенных уверены, что это человек, не имеющий определенного занятия в жизни, а 6% - жертва имеет внешне привлекательный вид.

На вопрос: «Куда следует обратиться подростку, пострадавшему в результате преступной деятельности?» 44% - считают, что необходимо обратиться к родителям, 27% - в милицию, 4% - на телефон доверия и 6% - опрошенных ответили, что следует обратиться к психологу. Можно сделать вывод: в сознании подростков сложилось мнение о том, что родители всегда способны при любых обстоятельствах оказывать реальную помощь. Также считают, что помощь могут оказать, если обратиться в милицию. Доверие же к психологу еще в сознании подростков не сформировалось.

По мнению несовершеннолетних преступные деяния совершаются под влиянием алкоголя и наркотиков - 48%, под влиянием сверстников - 30%, под влиянием родителей - 3%, под влиянием экономического положения - 19%. Причинами подростковой преступности 47% опрошенных отмечают употребление алкоголя и наркотиков, 27% - насилие в нашей стране, 10% - влияние старшего поколения, 5% - влияние родителей и 4% - влияние средств массовой информации

Школьная научно-практическая конференция

Исследовательская работа по теме:

« Подростковая преступность и правонарушения несовершенолетних»

Работу выполнила:

Ученица 8 класс

Рябошапко Светлана Витальевна

Руководитель:

Куприянова Вероника Николаевна

Учитель обществознания

Завьялово 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………..3

    Основная часть……………………………………………………...4

2.1. Причины преступлений несовершеннолетних…………………..4

2.2.Виды правонарушений…………………………………………….8

2.3. Юридическая ответственность несовершеннолетних ………12

2.4.Особенности правонарушений несовершеннолетних………….18

    Собственное исследование………………………………………

3.1. Материалы и методы исследования………………3

3.2. результаты исследования………………….

4. Заключение……………

5. Список использованной литературы………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время идёт процесс «омоложения» правонарушений несовершеннолетних: активность 14-15-летних растёт более быстрыми темпами.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками.

Актуальность: формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции.

Степень изученности: в масштабах России эта тема достаточно хорошо исследуется, но в Тогучинском районе проблема правонарушений несовершеннолетних на данный момент не рассмотрена.

Задачи:

1. Сформировать понятие правонарушение, раскрыть причины правонарушения, выявить виды правонарушений.

2. Анализировать правонарушения, используя статьи из нормотивно-правовых актов и данные из управления внутренних дел по округу Муром.

3. Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

Методы исследования:

- использование и анализ нормативно-правовых актов.

    Уголовный Кодекс Российской Федерации

    Кодекс об Административных Правонарушениях

    Данные социологических исследований.

ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Вспомним, что преступление –это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням…» Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном время препровождении.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг – в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон – никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается вповедению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.).

Механизм этих превращений не очень сложен. Здесь заметно высока роль лидера. А в компании подростков неформальным лидером редко бывает самый умный. Лидером становится самый опытный и решительный. Коллективизм в таких группах помогает не хорошим замыслам, а плохим. В группе присутствуют настроения – вместе легче украдем и легче спрячем, легче отобьемся ил легче убежим. Опытный лидер может повернуть такую группу в угодном ему направлении.

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

Средства массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях.люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии.

Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

Значимость регулируемых правом общественных отношений;

Размер причинённого вреда или ущерба;

Способ, время и место совершения правонарушения;

Личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на

Административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

Гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

Дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

Виды правонарушений совершаемые несовершеннолетними и криминалистическая характеристика.

Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости.

Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
(ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет
(ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).
Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в
ст. 3.2 КоАП РФ. (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и др.).
Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться
(ч.2 ст. 3.9.КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
(ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:
- Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Мелкое хулиганство;
- Мелкое хищение;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое

УК РФ под угрозой наказания .

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.
В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает
с 16 лет . Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет , перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214).
Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них – с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.
Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний , назначаемые несовершеннолетним:
Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

В процессе написания исследовательской работы нами было проведено анкетирование должностных лиц непосредственно связанных с деятельностью в сфере правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Также мы совершили визит в Тогучинский отдел полиции по делам несовершеннолетних, Где нам был предоставлен отчёт деятельности органов ПДН за 2012-2013 год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате анкетирования нами было выявлено, что число правонарушений совершаемых иногородними подростками, а также детьми из благополучных семей растёт, по следующим причинам:

Вышли из-под опеки родителей

Возможность иметь много карманных денег

Родители «отмазывают» своих чад, что ведёт к безнаказанности

Недостаточный контроль со стороны родителей.

Из 100% опрошенных 100% определили эти причины.

С нашим мнением, что подростковая преступность напрямую связана:

100% опрошенных были согласны.

На вопрос важно ли то, что деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних является выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность, 100% анкетируемых отметили важным.

Приложение 1

Отчет Ст. инспектора ГПДН Е.В.Дудина.

Подводя итоги служебной деятельности группы по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Тогучинскому району необходимо отметить, что в 2012 году сотрудникам полиции рост детской преступности в районе удалось удержать и даже снизить.Так, на территории района несовершеннолетними в 2012 году совершено 35 преступлений, в основном это кражи чужого имущества. Снизилось на 20% число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения.За 12 месяцев 2012 года на территории Тогучинского района совершено 41 преступление в отношении несовершеннолетних, из них – 27 преступлений насильственного характера. В течение 2012 года несовершеннолетними совершено 7 попыток суицида, из них – 2 оконченных, по которым проведено разбирательство и другие необходимые мероприятия. Вызывает тревогу тот факт, что все участники суицидов – школьники. Наверняка подростки не совершили бы этих страшных испытаний над собственной жизнью, а 2 подростка не свели бы с ней счеты окончательно и остались бы живы, если бы окружающие их люди и родители владели информацией о круге общения, о том, где и как подростки проводят своё свободное время, чем они живут и что чувствуют. Кроме того, на территории Тогучинского района совершено 11 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых пострадало 10 подростков, 1 погиб. Подросток, погибший во время ДТП, находился в автомобиле в компании других подростков, они явились виновниками ДТП, т.к. находились в нетрезвом состоянии; в результате все несовершеннолетние были травмированы, один погиб на месте происшествия. Кто виноват в данной ситуации? Где были родители подростков? Вопросов возникает много и, как правило, после того, когда случилось горе в семье.В предупреждении правонарушений подростков, в выявлении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей, и в последующей профилактической работе с этими семьями инспектора ПДН достаточно серьезно взаимодействуют с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отделом опеки и попечительства, Центром социальной защиты населения Тогучинского района. Сотрудниками осуществляется совместное посещение семей с целью решения вопросов об оказании помощи либо необходимости принятия мер к родителям.Так, с начала 2013 года сотрудниками Группы по делам несовершеннолетних совместно с представителями служб системы профилактики на территории района выявлено 11 малолетних, брошенных родителями на длительное время у чужих людей, либо находящихся в антисанитарных условиях, угрожающих их жизни и здоровью, без продуктов питания и элементарного тепла в доме. Изъятые малолетние все в возрасте 6 лет и младше. Дети помещены в Тогучинскую и Горновскую больницы, а также в социально-реабилитационный центр Тогучинского района. Нерадивые родители привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ; вопрос о возврате детей в семьи будет решен на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних.

Приложение 2

Анкета:

1). Как вы думаете почему растет число правонарушений, совершаемых иногородними подростками, а также детьми из благополучных семей?

2). Согласны ли вы с мнением, что подростковая преступность напрямую связана:

с ослаблением социального контроля,

с нерациональным использованием времени и трудностями в обеспечении наказания.

«Противоправная деятельность становится для некоторых несовершеннолетних своеобразным способом проведения досуга».

4). Важно ли то, что деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних является выявление родителей, которые недобросовестно выполняют свои обязанности, допускают жестокое обращение с детьми, а также иных взрослых лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в противоправную деятельность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Журнал «Право в школе». №3за 2008 год, №4 за 2004год, №3 за 2004 год.

    Книга «Административное право России», под редакцией доктора юридических наук, профессора Н.Ю. Хаманевой.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. в ред. от 31.12.2014г. № 195-ФЗ
    (изм. внесены Федеральным законом от 31.12.2014г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.; 11.01.2015.

    Конституция Российской Федерации (Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г.
    в ред. от 31.12.2014г. № 63-ФЗ (изм. внесены Федеральными законами
    от 31.12.2014г. № 542-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.17.06.1996.№ 25. Ст. 2954; 02.02.2015.

Полянская Елена

Цель работы:

Объект исследования:

Предмет исследования

Скачать:

Предварительный просмотр:

V открытая школьная научно-практической конференции учащихся «НАУКА.ТВОРЧЕСТВО.МОЛОДЕЖЬ»

СЕКЦИЯ ПРАВО

Научно-практическая (исследовательская) работа на тему:

Проблема подростковой преступности

Выполнила: Полянская Елена, ученица 11 класса МКОУ СОШ № 7

Научный руководитель: Горошинская Антонина Ивановна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 7

села Преградного

С. Красногвардейское 2017

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1 . Преступность в подростковой среде………………… …………4-7

1.1.Особенности подростковой преступности. …………………………….4-5

1.2 Понятие "уголовная ответственность" и виды наказания несовершеннолетних в РФ……………………………………………………5-6

1.3. Условия, способствующие росту преступлений в подростковой среде…………………………………………………………………………….6-7

ГЛАВА 2. Практическая часть………………………………………………8-14

2.1. Анализ подростковой культуры в Ставропольском крае………………..8

2.2 Анализ профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МКОУ СОШ №7…………………………………………….8-11

2.3. Профилактика подростковой преступности…………………………..11-13

2.4.1.Уровень правовой культуры обучающихся 5 классов………………13-14

2.4.2. Уровень правовой культуры обучающихся 6 – 7 классов.…………….14

2.4.3.Уровень правовой культуры обучающихся 8 – 9 классов……………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………...17

Приложения…………………………………………………………………..18-25

Введение

Данная работа посвящена одной из важнейших проблем нашего времени проблеме подростковой преступности. Изучение подростковой преступности, в настоящее время имеет особую значимость. Так как во многих регионах нашей страны процент преступлений совершенных подростками достаточно велик, уровень детской преступности растёт.

Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков девиантного поведения. Важно не только выяснить каковы причины роста преступности в подростковой среде, но и понять, какие профилактические меры наиболее действенны в борьбе с детской и подростковой преступностью.

Цель работы: рассмотреть возможности изменения криминальной обстановки в подростковой среде нашего села и школы путём применения профилактических мер.

Объект исследования: Подростковая преступность, уровень правовой культуры обучающихся МКОУ СОШ №7 .

Предмет исследования : влияние мер профилактики на подростковую преступность в МКОУ СОШ №7.

Поставленная цель определила задачи :

1. Изучить нормативно – правовую базу по выбранной теме;

2. Выяснить обстановку с подростковой преступностью в МКОУ СОШ №7.

3. Выявить причины подростковой преступности в МКОУ СОШ №7.

4. Изучить систему профилактических мер нацеленных на предупреждение подростковой преступности, используемую в МКОУ СОШ №7.

5. Разработать собственные предложения для включения в школьный план профилактической работы по предупреждению подростковой преступности.

6. Провести мониторинговые исследования правовой культуры среди обучающихся школы;

7. Проанализировать полученные данные;

Методы:

1. Анализ специальной литературы и источников.

2. Опросный метод - анкетирование; в ходе работы я провела опрос среди учащихся школы №7;интервьюирование – интервью с социальным педагогом МКОУ СОШ №7 Овсянниковой Г.Н.

3. Обработка статистических материалов; После проведения анкетирования я обработала полученные данные и оформила их в таблицы и диаграммы.

Глава 1. Преступность в подростковой среде

  1. Особенности подростковой преступности.

Преступность молодежи – это симптом болезненного состояния общественного организма: экономики, политических структур, социальных механизмов, культуры, правовой системы и т.д.. Она всегда вызывает повышенный интерес и тревогу. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного законодательства свидетельствует о существенных недостатках условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.

Что касается, видов правонарушений для молодежи, то наиболее типичны (в %):

1. Драка – 66 %

2. Хулиганство – 50 %

3. Воровство – 45 %

4. Вымогательство денег – 35 %

5. Разбой – 15 %

6. Мошенничество – 14 %

7. Нападение на девушку с целью насилия – 13 %

8. Убийство – 8 %

9. Шантаж с целью наживы – 7 %

10. Другие правонарушения – 3 %

Особенностями молодежной преступности являются:

Во-первых, ее характер.

Молодежная преступность имеет групповой характер. Подавляющее большинство правонарушений среди молодежи совершается вместе со сверстниками, а нередко – со взрослыми. Именно групповые преступления отличаются наибольшей жестокостью. Доля групповых преступлений в молодежной преступности в 2-5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 70%.

Более половины молодежных преступных групп характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. В них четко просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых.

Во-вторых, ее открытость.

В современных условиях наблюдается рост публично совершаемых молодежью правонарушений. Поэтому не общежитие или общественный транспорт, а улицы, клубы, магазины, сегодня основные места правонарушений со стороны молодежи. При этом они совершаются открыто, а нередко с откровенным вызовом окружающим, поскольку, как правило, никакого отпора не получают и никем, кроме полиции, не пресекаются.

В третьих вандализм.

Некоторые насильственные преступления подростков носят характер вандализма, слепой ярости и необузданного протеста. Они уничтожают людей или вещи, не понимая, против кого или чего направлена агрессия.

В четвертых этнический, религиозный характер.

Молодые люди стали чаще вовлекаться в экстремистские группировки и националистические движения. Как показывает исследование террористических групп, действующих на Северном Кавказе, в их составе немало подростков. Они за определённую плату или безвозмездно, из ненависти или из-за потребности в острой и опасной игре, участвуют в террористических актах. В силу своей жизненной незрелости, несформированности идеалов и особенностей возрастного восприятия подростки вообще склонны активно участвовать в экстремистских политических движениях, подчас не очень ясно представляя, что это такое, но готовые выполнить достаточно рискованные задания.

Другой тревожащий факт состоит в том, что подростки, жизнь которых складывается неудачно, а также страдающие различными психическими аномалиями, часто вовлекаются в антиобщественные тоталитарные секты.

1.2 Понятие «уголовная ответственность» и виды наказания несовершеннолетних в РФ

Уголовная ответственность - предусмотренные законом неблагоприятные последствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление, выраженное в самом факте осуждения, сопряженного с наказанием и судимостью. Уголовная ответственность наступает при наличии предусмотренных уголовным законом оснований. Единственным, необходимым и достаточным основанием уголовной ответственности является состав преступления, то есть совершение деяния, которое содержит все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ) ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних проявляются в том, что им может быть назначено наказание либо применены принудительные меры воспитательного воздействия. Особенности наказания несовершеннолетних заключаются в том, что уголовный закон устанавливает сокращение видов и размеров наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 Уголовного кодекса РФ). Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних – применяемое органом дознания, следователем, прокурором или судом освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления небольшой или средней тяжести, с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 Уголовного кодекса РФ).

Освобождение от наказания несовершеннолетних – применяемое судом после вынесения обвинительного приговора освобождение от наказания несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкого преступления, с применением принудительных мер воспитательного воздействия или помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 92 Уголовного кодекса РФ).

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, может быть применено после фактического отбытия ими: не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление. Основание условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания – признание суда, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

1.3. Условия, способствующие росту преступлений в подростковой среде

Молодежь – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных, потрясений. Отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство создают готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков.

Безусловно, первичным фактором, влияющим на формирование личности преступника, выступает среда, в которой тот рос и развивался. В абсолютном большинстве случаев, такая среда является крайне неблагоприятной: неблагополучные или неполные семьи, пьющие родители, отсутствие достаточного внимания со стороны взрослых, общий высокий уровень молодежной преступности в районе проживания, наличие организованной преступности в месте проживания и так далее.

Среди подростков из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого – стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость. Из-за ненормальной обстановки в семье около 50 тыс. детей ежегодно уходят из дома, 20 тыс. покидают детские школы-интернаты из-за жестокого обращения. Растет число детских суицидов.

Также увеличивается количество преступлений, совершаемых подростками с психическими отклонениями и, в том числе, на почве пьянства, токсикомании, наркомании. Речь в данном случае идет о пограничных состояниях, которые не исключают вменяемости, а, следовательно, и уголовной ответственности виновных. Психические расстройства детей – во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их – родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетаниям психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности подростков кроются в асоциальности и аморальности родителей.

В числе основных условий правонарушений можно выделить следующие:

1. Низкий материальный уровень жизни населения. Баснословные цены на продукты питания и промышленные товары привели к небывалому росту таких преступлений, как кражи, иные хищения имущества, грабежи, разбои. Зная положение дел в нашей экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост корыстных преступлений. Они пойдут на убыль лишь при стабилизации, а затем и возрастании жизненного уровня населения.

2. Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовая культура гражданина предполагает не только знание, им правовых норм, но и ставшее внутренним убеждением стремление их исполнять. К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает.

3. Кризис морали. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость – стали нормой жизни для многих. Названные обстоятельства - благодатная почва для формирования «противозаконного синдрома» у многих людей, особенно молодежи.

4. Алкоголизм и наркомания. Эти крайне опасные для личности и общества явления быстро прогрессируют и получили широкое распространение в нашей стране среди молодежи. На миллионы идет счет хронических алкоголиков и на сотни тысяч - наркоманов.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Анализ подростковой преступности в Ставропольском крае

По данным Главного управления министерства внутренних дел РФ по Ставропольскому краю «О состоянии подростковой преступности и мерах по совершенствованию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае за 12 месяцев 2016 года» в результате проведенных профилактических мероприятий отмечено снижение подростковой преступности в крае на 6,6 % (с 961 до 898). На профилактический учет в органы внутренних дел поставлено 1911 несовершеннолетних, в том числе 431, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу и 169 судимых подростков.

Вместе с тем, в Красногвардейском районе зарегистрирован рост количества преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних на 10,0 % (с 10 до 11).

Сравнительный анализ уровня подростковой преступности за 2015 и 2016 г. показал (Приложение 1), что удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений по краю составил 4,6 % против 4,8 % в 2015г.

Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, уменьшилось на 4,8% (с 160 до 159).Снизилось количество краж на 7,6 % (с 620 до 573), преступлений, связанных с умышленным уничтожением имущества – на 16,7% (с 12 до 10), с причинением вреда здоровью, побоев – на 11,8% (с 68 до 60), мошенничества- на 26,3% (с 19 до 14), грабежей – на 39,3% (с 56 до 34), разбоев – на 43,8% (с 16 до 9), изнасилований- на 62,5% (с 8 до 3).

Отмечен рост преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ- на 71,4% (с 21 до 36), оборота оружия- на 100% (с 0 до 3), неправомерного завладения транспортными средствами – на 15,2% (с 46 до 53), хулиганств- на 25,0 % (с 4 до 5), вымогательств- на 14,3% (с 7 до 8). На 6,1% (с 49 до 52) возросло количество преступлений, совершенных подростками, в состоянии алкогольного опьянения.

2.2Анализ профилактической работы по предупреждению подростковой преступности в МКОУ СОШ №7

В МКОУ СОШ № 7 обучается 4 детей из 2 неблагополучных семей, 59 детей из 50 неполных семей, 61 учащийся из 32 многодетных семей, 38 детей из 19 малообеспеченных семей. В школе обучаются воспитанники детского дома, дети из приемной семьи Зарохович И.А.

С целью коррекции поведения детей, склонных к совершению правонарушений, в школе разработан план мероприятий по профилактике преступности, правонарушений и безнадзорности согласно Федерального Закона № 120-ФЭ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 года).

С целью анализа образовательной ситуации в с. Преградном осуществляется социально-педагогический мониторинг по выявлению детей в возрасте 6,5 – 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях; детей, пропускающих учебные занятия без уважительной причины и имеющих проблемы в знаниях. В настоящее время, несовершеннолетних, не обучающихся в ОУ по каким-либо причинам, нет.

В МКОУ СОШ №7 в настоящее время10 подростков, находящихся на учете ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Красногвардейскому району. На каждого составлены «Карты мониторинга личности учащегося», учетные карточки на основе методики изучения личности и ее ближайшего окружения, социальные карты семьи учащегося.

Осуществляется изучение эффективности учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие через беседы: «Самая дорогая красота», «Как стать героем в глазах остальных», «Я свободная волевая личность», «Поговорим перед выбором», «Этика общения и правила поведения», «Проблемы долга и совести», «Что я думаю о себе», «Как избежать конфликтов», «Твое призвание», «Сотвори себя сам», «Жизненные цели подростков», «Курить – здоровью вредить».

Ежедневно контролируется посещаемость и успеваемость, дисциплина на уроках воспитанников детского дома, учащихся, состоящих на учете ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Красногвардейскому району и школы, через журнал учета.

Проводилось по необходимости обследование жилищно-бытовых условий обучающихся, собеседование с родителями и ребенком, выяснение индивидуальных особенностей ребенка, взаимоотношений с родителями, материальное благосостояние семьи.

Коррекция девиантного поведения у учащихся «группы риска» осуществлялась при помощи индивидуальных и групповых занятий. Проводится работа по предупреждению привычек к курению, влечению к алкоголю, наркомании и токсическим средствам, информирование подростков о нормативных требованиях, предъявляемых образовательным и федеральными учреждениями, общественностью (индивидуальные беседы «Мифы наркомании», «Сигареты и алкоголь- враги детского организма», «О последствиях раннего алкоголизма», «Как жить здоровым и счастливым», общешкольные мероприятия: День Здоровья (в рамках акции против наркотиков), конкуры и выставки детского рисунка, «Суд над наркоманией».

С целью повышения уровня правовой грамотности среди учащихся и их родителей в школе проводятся беседы по классам («Твои права и твои обязанности», «Агрессивные формы поведения. Виды. Ответственность», «Твои права и твои обязанности», «Насилие. Не допустить беды», «Что значит быть ответственным за свои поступки», «Охрана прав несовершеннолетних»), родительские собрания («Особенности ответственности несовершеннолетних гражданско-правовой, административной, по уголовному кодексу»), неделя правовых знаний.

В течение учебного года осуществляется постоянная связь школы и ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Красногвардейскому району, совместно с инспектором по делам несовершеннолетних Дороховым В.А. проведены профилактические беседы с учащимися («Проступок и преступление», «Уважение к своей и чужой собственности», «Здоровье нации. Курение. Спиртное. Преступление.», «Суровая правда наркомании»), беседы с родителями («Проблема безопасного поведения», «Детская преступность – острая проблема современности», «О противоправном поведении подростков. На скамье подсудимого учащийся», «Организация досуга летнего отдыха учащихся»).

На заседаниях Совета по профилактике правонарушений учащихся, педагогического коллектива и работников ОВД, родительского комитета рассматривались вопросы поведения и дисциплины воспитанников детского дома, правонарушения учащихся, были закреплены наставники, определены меры воздействия школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Проблема профилактики правонарушений и безнадзорности среди подростков рассматривалась на заседании МО классных руководителей, проведены классные родительские собрания, вопросы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних были рассмотрены на общешкольном родительском собрании.

В течение учебного года ведется работа по организации занятости подростков, вовлечению их в работу кружков и секций, общественно полезную деятельность. Нужно отметить то, что несовершеннолетние, состоящие на учетах, охотнее занимались в спортивных секциях. В летний период запланирован отдых и занятость учащиеся группы риска.

Большое значение в профилактике правонарушений играет воспитательно- профилактическая работа с родителями. С родителями проведены беседы «Откуда появляются трудные подростки», «Воспитание старшеклассников в семье», «Формирование гражданской ответственности в семье», « Права и обязанности ребенка», «О родительском авторитете и власти», « Закон и ответственность. Проблемы детской преступности».

Проблемные семьи посещались на дому. Изучались условия семейного воспитания, оказывалась индивидуальная помощь родителям (коррекция семейного воспитания, советы по устранению безнадзорности детей в семье, перестройка семейных отношений в направлении взаимоуважения, взаимной требовательности и ответственности). В адрес родителей были составлены административные письма, акты обследования условий проживания обучающихся.

Для детей из малообеспеченных семей в школе организовано бесплатное питание.

Количество детей «группы риска» В МКОУ СОШ №7 снижается: на 1 января 2017 года 4 ученика состоят на учете ОВД, в мае 2016 года на учетах состоят 10 обучающихся, в 2014-2015 -12 учащихся, 2013-2014 у.г.- 13 учащихся, в 2012-2013 у.г. -14 учащихся.(Приложение 2,3)

2.3. Профилактика подростковой преступности

Профилактика молодежной преступности несовершеннолетних имеет следующие основные этапы:

Ранняя профилактика, которая помогает оздоровить среду и помогает подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц;

Непосредственная профилактика не допускает переход на преступный путь и обеспечивает исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера;

Профилактика предпреступного поведения не допускает переход на преступный путь и создает условие для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем;

Профилактика рецидива предупреждает рецидив подростков, ранее совершивших преступления.

Эффективность профилактической работы связана с рядом необходимых факторов.

Необходимо обеспечить активное участия семьи в профилактике правонарушений. Это связано с целенаправленной помощью семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, при отсутствии одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защитой семей от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы.

В условиях, когда многие семьи потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании детей, необходимо помочь взрослым получить знания о правах и обязанностях в этой сфере, о способах их реализации. Семья должна получать помощь от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права детей или пресечь негативное на них влияние.

Семья должна осознавать себя (и это одна из главных задач педагогического и правового всеобуча) полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.

Очень важными направлениями профилактической деятельности должна стать работа образовательных организаций. Работа должна включать комплексные меры, предупреждающие развитие жестокости у детей и подростков или устранение ее начальных проявлений; аналогичные меры профилактики развития корысти, эгоцентризма, вызывающего пренебрежительное отношение к общественным нормам поведения.

Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации также имеет профилактическое значение. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение приоритета в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества.

Особое значение в современных условиях придается работе службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Служба строится как комплексная, охватывающая социальные, психологические, педагогические, медицинские и правовые аспекты. Она должна охранять и защищать права семьи и несовершеннолетних; оказывать содействие семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовершеннолетних; помогать семьям и несовершеннолетним из групп риска, а равно детям и подросткам, оставшимся без родителей или ставшим жертвами преступлений; проводить реадаптацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус или нуждающихся в помощи в связи с применением к ним мер правового воздействия.

В структуру службы включаются подразделения по оказанию неотложной помощи (телефоны доверия, кабинеты анонимного приема, дома-убежища и т. Д.); диагностики и оказания длительной социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи; правовой защиты семьи и несовершеннолетних.

Так как одной из задач работы школы является оказание помощи в профилактике правонарушений среди учащихся, органами школьного самоуправления (я являюсь вице-президентом Совета старшеклассников) был разработан и предложен список мероприятий по предупреждению правонарушений в план работы школы. Наши предложения были приняты и включены в план на 2016-2017 учебный год (выделены курсивом).(Приложение 4)

Совет старшеклассников принял участие в подготовке и проведении месячника по правовому воспитанию. Составленная нами подборка презентаций и фильмов на тему «Подросток и закон», статистический материал, диаграммы, созданные в ходе исследования, использовались учащимися и классными руководителями на классных часах в 5-11 классах.

2.4 Исследование уровня правовой культуры обучающихся МКОУ СОШ №7

В ходе исследования я разделила всех респондентов на три группы по возрастному признаку: 1 группа – 5 классы; 2 группа – 6 – 7 классы; 3 группа – 8 – 9 классы. Всего было опрошено 268 человека.

2.4.1. Уровень правовой культуры обучающихся 5 классов

Всего в нашей школе обучается 30 пятиклассников. В анкетировании приняло участие 25 учащихся пятых классов, что составило 83 % от числа всех пятиклассников нашей школы. Вопросы анкеты смотри приложение №5.

Респондентам было предложено дать определение, что такое преступление. Самыми распространенными ответами являлись: воровство – 15 человек (60%), нарушение закона – 4 (16%), убийство –5 человек (20%), один пятиклассник дал определение слову «преступление» - глагол (приложение №6). Отвечая на второй вопрос, ребята приводили такие примеры преступлений сказочных героев, как издевательство Карабаса – Барабаса над куклами, покушение на жизнь Белоснежки ведьмой, похищение Василисы Прекрасной Кощеем Бессмертным; несколько ребят – 5 человек (20%) затруднились ответить на этот вопрос. Вопрос третий не вызвал затруднения среди пятиклассников, были названы следующие обязанности: посещать уроки, носить форму, выполнять домашние задание. Большинство учащихся 18 человек (72%) понимают понятие «ответственность» и указывают такие виды ответственности, как уголовная 15 человека, административная 3 человека. Большинство пятиклассников (20 человека- 80%) соблюдают правила безопасного поведения в школе.

Таким образом, результаты данного анкетирования учеников пятых классов показали, что у детей 10-11 лет не достаточный уровень сформированности правовой культуры. Вместе с тем, как показал опрос школьников, в целом дети этого возраста понимают, что преступление является общественно опасным, противоправным деянием, запрещенным законом за которое наступает ответственность предусмотренная уголовным кодексом РФ. Данный вывод подтверждается приведенными школьниками примерами сказочных героев, совершивших преступление. Кроме того, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что опрошенные школьники дали верное определение слову «ответственность».В подавляющем большинстве дети указали на необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки, быть ответственными за них. Опрос показал, что большинству школьников известны два вида ответственности – административный и уголовный. Дисциплинарный и гражданско-правовой виды ответственности практически не известны респондентам, так как в данном возрасте дети не обладают достаточными знаниями по данному вопросу. Таким образом, можно сделать общий вывод, что пятиклассники нашей школы обладают средним уровнем правовой культуры.

2.4.2. Уровень правовой культуры обучающихся 6 – 7 классов

В данной возрастной категории в опросе участвовало 54 человек. Вопросы анкеты представлены в приложении №2. Респондентам было предложено ответить на вопрос:«Почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?».Самыми популярными ответами стали: потому что он получил паспорт – 21 человек (39%), становится ответственным за свои поступки – 19 человек (35%), стал взрослым – 14 человек (26%). Ребята понимают, что общество и государство должны воздействовать на родителей, которые уклоняются от воспитания своих детей, и поэтому самым многочисленным ответом на второй вопрос являлся лишение родительских прав 50 человек (92%), 2 человека (4%) предложили такой вариант, как «казнить», затруднились ответить 2человек (4%). Вопрос №3 вызвал затруднение у большинства учащихся: 12 человек(22%) не ответили на поставленный вопрос, у остальных учащихся мнение разделилось: штрафовать и бить ремнем, объяснить, что так делать нельзя, а вариант отрезать пальцы самый жестокий среди ответов ребят. Для сравнения я обратилась к истории: оказывается, одним из самых распространенных наказаний в Древней Руси являлась порка. Это самое распространенное среди «мягких» наказаний. Для порки использовали самые разные виды инструментов – шпицрутены, кнут, плети, розги и так далее. Такое наказание часто использовалось в дворянских и крестьянских семьях, в учебных заведениях, духовных семинариях. Часто так наказывали детей и всех несовершеннолетних преступников, а также тех, кто совершал мелкие преступления.

17 учеников (31%) ответили неверно на вопрос №4, а правильный ответ дали только 26 респондентов(48%). Однако, больше половины опрошенных учащихся уверены, что несовершеннолетнему лицу не может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Следующий вопрос также обрадовал результатом. Больше половины 44 человека (81%) ответили правильно.

После проведения данного социологического опроса, была выявлена следующая проблема: ребята не понимают, почему их могут привлечь к уголовной ответственности уже в 14 лет; учащиеся не предлагают адекватных мер по профилактике преступности, а это свидетельствует о недостаточных знаний в сфере правовой культуры у обучающихся среднего звена образовательного учреждения.

2.4.3.Уровень правовой культуры обучающихся 8 – 9 классов

В ходе работы над исследованием было опрошено 59 обучающихся 8 – 9 классов. Старшеклассникам пришлось потрудиться, поскольку отвечали они на вопросы анкеты в тестовой форме. Вопросы были разнообразны, как и ответы.

Ученикам был задан вопрос: «С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ?» Ответили правильно на этот вопрос 31 человека(52%). Большинство респондентов 52 человек (88%) знают о том, что человек не будет привлечен к уголовной ответственности за преступления, совершенные в условиях крайней необходимости. К сожалению, только 32 человека (59%) дали правильный ответ на третий вопрос. «На какой срок осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы?» ответили правильно лишь 20 респондентов (34%). Не вызвал особого затруднения вопрос о том, какие меры могут быть применены при совершении преступления несовершеннолетним – 67 % опрошенных дали правильный ответ. Правильную комбинацию ответов на 6 вопрос дали всего 21 человек(35%).

После данного социалистического опроса были выявлены следующие проблемы: большинство респондентов не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, подростки, к сожалению, имеют минимальные знания в вопросе о длительности лишения свободы, незначительное количество человек знают принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних. Возможно, такие результаты опроса связаны с тем, что большинство ребят воспитываются в благополучных семьях. Однако, как сказал знаменитый философ Станислав Ежи Лец «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знания – нередко освобождает».

Заключение

Современное общество оказалось перед фактом катастрофически быстрого роста и коренных изменений структуры и характера преступности среди несовершеннолетних. Готово ли общество к таким переменам? Этот вопрос очень актуален так как данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению.

Мое исследование имеет практическую значимость. Материалы будут полезны для проведения уроков обществознания, классных часов и родительских собраний. Однако, я предлагаю решить проблему низкого правового уровня на уровне школы через проведение таких мероприятий как игра для учащихся 8-9 классов «Юность без решеток», интернет – викторины «У истоков Фемиды» и т.д.

В заключении хотелось бы обратиться к словам знаменитого польского поэта, философа, Станислава Ежи Лец, которая остается неизменной истиной по сей день: «Малолетние преступники не имеют гарантированного будущего, из них еще могут вырасти порядочные люди».

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека; Издательство: Права человека. (от 10 декабря 1948)

2. Конвенция о правах ребенка; Издательство: Кнорус, 2012 г.Серия: Законы и Кодексы

3. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009.- 12 с.

4.Уголовный кодекс Российской Федерации. (с изменениями от 2015 года)
5. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие / Н. И. Ветров. – М.: ООО «Триада», 2009. – С. 40
6. В.Д. Малков Криминология: учебник / Под ред. В.Д. Малкова. – Указ. Изд. –С.341
Интернет ресурсы:

7.http://smartnews.ru/articles/10145

8.hibiny.com

Приложение №1

Сравнительный анализ уровня подростковой преступности в Ставропольском крае

Приложение №2

Информационные статистические данные о семьях и несовершеннолетних МКОУ СОШ №7 с. Преградного. (на 13.05.2016)

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Всего учащихся

Кол- во уч-ся группы соц. риска

Кол- во учащихся, состоящих на учете ОВД

4 (+8 Детский дом)

3 (+10 Детский дом)

3 (+6 Детский дом)

7(+7 Детский дом)

8(+5 Детский дом)

10 (+10 Детский дом)

7(+7 Детский дом)

6(+7 Детский дом)

7 (+5 Детский дом)

1 (+9 Детский дом)

Кол-во учащихся, состоящих на учете МКОУ СОШ №7

6(+8 Детский дом)

7(+10 Детский дом)

8 (+6 Детский дом)

7(+7 Детский дом)

8(+5 Детский дом)

10 (+10 Детский дом)

7(+7 Детский дом)

6(+7 Детский дом)

7 (+5 Детский дом)

1 (+9 Детский дом)

Кол- во уч-ся из неблаг. семей

Кол- во неблагополучных семей

Приложение №3

Информационные статистические данные о количестве обучающихся МКОУ СОШ №7, состоящих на учете ОВД, на внутришкольном учете, количестве обучающихся из неблагополучных семей.

Сроки

Ответственные

Работа с родителями по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Заседания «Родительской ассоциации»

Сентябрь

1 раз в 2 месяца

Социальный педагог

Педагог-психолог

Вовлечение детей группы риска в кружковую деятельность

Сентябрь – октябрь

Руководители кружков

Создание министерства профилактики в системе школьного самоуправления

Декабрь

Заместитель директора по ВР, Совет старшеклассников

Работа министерства внутренних дел (МВД) в системе школьного самоуправления по предупреждению нарушений правил внутреннего распорядка (рейды, дежурства)

В течение года

Совет старшеклассников Заместитель директора по ВР

Мониторинг досуга обучающихся

Ноябрь

Социальный педагог, министерство профилактики

Разработка плана проведения месячника по правовому воспитанию (круглый стол, классные часы, встречи)

Ноябрь

Классные руководители, министерство профилактики, инициативная группа Совета старшеклассников

Участие в работе «Школы лидера» с привлечением «трудных» подростков

Январь, март (каникулы)

Педагог-организатор, Совет старшеклассников

Культурно-развлекательные, спортивные мероприятия, согласно плану воспитательной работы

В течение года

Совет командиров, Совет старшеклассников, классные руководители

Работа школьного «Телефона доверия» по оказанию помощи лицам, оказавшимся с трудной ситуации

В течение года

Участие в постоянно действующем семинаре школьных психологов, социальных педагогов

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

Заседания совета профилактики правонарушений обучающихся

В течение года

Социальный педагог

Работа с банком данных о несовершеннолетних, не посещающих и пропускающих учебные занятия без уважительных причин. Работа с детьми «группы риска».

В течение года

Социальный педагог

Реализация программы по патриотическому воспитанию.

В течение года

Администрация школы,

Учитель ОБЖ

Обсуждение вопросов профилактики правонарушений на заседаниях методических объединений классных руководителей

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Выявление преобладающих мотивов девиантного поведения детей

В течение года

Педагог-психолог

Создание при библиотеке «Клуба вежливости». Привлечение детей к работе лекторской группы.

В течение года

Организаторы, классные руководители, заведующий школьной библиотекой

Приложение №5

Диагностический инструментарий исследовательской работы Анкета для 5 классов

1)Что такое преступление? Дать определение

2)Приведите пример сказочных героев совершивших преступление. 3)Перечисли основные обязанности школьника.

4) Выбери из двух вариантов правильное толковое значение слову «Ответственность»

A) Ответственность - это необходимость выявить ответственного человека, обязанного отвечать за проступки виновных лиц

B) Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них

5) Какой вид ответственности тебе известен (если сможешь, кратко приведи пример на выбранные варианты)

A) Дисциплинарный

B) Уголовный

C) Административный

D) Гражданско-правовой

6) Соблюдаешь ли ты Правила безопасного поведения на школьных переменах?

Анкета для 6 – 7 классов

1) Как вы считаете, почему ответственность за некоторые виды уголовных преступлений наступает с 14 лет?

2) Подумайте и объясните, а как должны общество, государство поступать с теми родителями, которые не выполняют своих родительских обязанностей, и их дети попадают в “плохую” компанию?

3) Какие профилактические меры и как следует проводить среди малолетних и несовершеннолетних подростков для предупреждения преступности?

4) Несовершеннолетние несут уголовную ответственность за преступления, совершенные по неосторожности с:

А.16 лет

Б.15 лет

В.21 года

Г.14 лет

5) За совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетнему лицу может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь в РФ?

А.да

Б.нет

6) Несовершеннолетний считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность...

А.В день рождения

Б.По истечении суток, на которые приходится день рождения

Тест для 8 – 9 классов

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, предусмотренные УК РФ:

a. с 14 лет;

b. с 16 лет;

c. с 18 лет.

2. Назовите обстоятельства, исключающие уголовную ответственность:

a. преступление не завершено;

b. крайняя необходимость;

c. состояние алкогольного опьянения.

3. Может ли наступить уголовная ответственность за деяния, не предусмотренные в УК РФ:

a. может;

b. не может;

c. этот вопрос в юриспруденции еще не решен.

4. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок:

a. не более 8 лет;

b. не более 10 лет;

c. не более 15 лет.

5. Закончите следующее утверждение: «В случае совершения несовершеннолетними деяния, предусмотренного УК РФ, к ним:

a. может быть применено уголовное наказание»;

b. может быть применено церковное покаяние»;

c. могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия»;

d. может быть применена пытка».

6. Принудительными мерами воспитательного характера для несовершеннолетних являются:

a. наказание розгами;

b. предупреждение;

c. обязательные работы;

d. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

e. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

f. ограничение средств, выдаваемых на карманные расходы;

g. лишение права заниматься определенной деятельностью.

Приложение № 6

Определение понятия «Преступление» учащимися 5 классов

С 8 по 11 классы было проведено анкетирование на тему «подростковые правонарушения». Анкета. 5.Как решить проблему подросткового правонарушения? 3.Кто, по вашему мнению, чаще совершает правонарушения? а) дети из неблагополучных семей; б) дети «группы риска»; в) другие; 4. Бывают ли ситуации, когда вы хотите совершить правонарушение? а) да; б) иногда; в) нет; 2. В чем причина роста правонарушений: а) недостаточный контроль родителей; б) влияние окружающей среды; в)другое; Мое отношение к проблеме правонарушения среди несовершеннолетних: а)отрицательно; б) положительно; в) сомневаюсь ответить;

Слайд 6 из презентации ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию ««Проблема правонарушений среди несовершеннолетних.ppt» можно в zip-архиве размером 1380 КБ.

Скачать презентацию

Правонарушения несовершеннолетних

«Правонарушения подростков» - Социальный контроль за девиантным поведением. Мотивация подростков. Второй аспект. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Современные технологии по педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права.

«Правонарушения в школе» - Воспитательная работа. Внутришкольный учет. Свободное время. Тема педагогического совета. Дополнительное образование во внеурочное время. Учащиеся, состоящие на учете в ОМ №5. 9 детских объединений на базе школы: 189 учащихся (40%). Управление деятельностью по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

«Правонарушения среди подростков» - Преступления против собственности. Вымогательство. Осмысление. Статьи УК РФ. Период. Знания по обсуждаемой проблеме. Хозяин. Срок от пяти до десяти лет. Помещение. Правонарушения. Кража. Грабеж. Преступление против собственности. Осмысление полученной информации. Не дай втянуть себя в преступление. Нападение в целях хищения чужого имущества.

«Несовершеннолетние правонарушители» - Нарушения прав несовершеннолетних правонарушителей. Деятельность уполномоченного по правам ребенка. Причины детской преступности. Понятие ювенальной юстиции. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей. Обеспечение наилучших интересов ребенка. Несовершеннолетние правонарушители -. Уголовная и ювенальная юстиция.

«Правонарушения несовершеннолетних» - Статья 11. Антиобщественные действия. Вступление в силу настоящего Закона. Статья 13. Учебное время. Информационное обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Спасём детей – сохраним себя! Статья 2. Понятия, используемые в рамках настоящего закона. Органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анкетирование - один из наиболее распространенных и эф­фективных методов сбора первичной социологической и статисти­ческой информации. Анкетирование по сравнению с беседой и ин­тервьюированием представляет собой как бы следующую ступень ещё более жестко запрограммированного опроса.

Анкетирование позволяет представлять, в определенной мере, реальное положение дел в сфере борьбы с преступностью, которое не отражается в официальной отчетности. Социологическое изу­чение латентной преступности и виктимизации населения дает ог­ромный статистический материал, позволяющий на количествен­ном уровне изучать криминологические реалии, причины недове­рия граждан к органам правоохраны и их низкий престиж в общественном мнении. Подобные изучения можно проводить на любом уровне (в стране, в субъекте Федерации, городе, районе, на предприятии). Опрос о скрываемой преступности может прово­диться среди сотрудников милиции, прокуратуры и других орга-П1Н1 системы уголовной юстиции, а также среди лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.

Анкетный метод в криминологии по сравнению с другими формами опроса имеет ряд преимуществ. Он позволяет: 1) произвести исследования достаточно больших групп граждан, должностных ним, или правонарушителей в короткий срок и с наименьшей затратой сил и средств; 2) максимально формализовать опрос, обес­печив достаточную сопоставимость данных, их статистическую обработку и анализ, в том числе и на ЭВМ; 3) соблюсти анонимность "гнетов, способствующую выявлению действительного мнения респондентов. К недостаткам этого метода относятся: 1) жесткая определенность вопросов, не позволяющих в конкретных случаях углубить опрос; 2) невозвращение опрашиваемыми значительной чисти анкет и наличие в них ошибок и неточностей; 3) возмож­ность взаимных влияний на мнение опрашиваемых при организационных опросах в учебных и трудовых коллективах. Главным же недостатком анкетирования, как и иных форм опроса, является Объективный характер получаемых сведений. Поэтому оценка их достоверности возможна лишь на основе критического подхода и сопоставления со статистическими и иными объективными показателями.

9.Метод интервью в криминологии.

Интервью представляет собой туже целенаправленную беседу, ведущуюся по строго разработанным вопросам. Грань между и интервью и беседой как формами изучения общественного мнения условна. Интервью в отличие от беседы скоротечно, более жестки запрограммировано и содержит ограниченное число вопросом. Этот вид опроса позволяет в короткий срок охватить большие контингенты опрашиваемых и получить относительно сопоставимые результаты для последующего обобщения и анализа. Интервью делят на несколько видов: а) свободное, б) стандартизированное, в) панельное, г) групповое.

Свободное интервью - упрощенный вариант направленной бе­седы, где опрашиваемому предлагается круг вопросов, в плане которых он ведет свободный рассказ, уточняемый исследователем. Стандартизированное (формальное) интервью предполагает строго сформулированные вопросы, задаваемые по возможности в одинаковой форме. Ответы на них желательно фиксировать в виде одного из предусмотренных вариантов: выразить словами «да», «нет», записать в балльной (1, 2, 3 и т.д.) или знаковой (Н-) сие теме. Такие ответы позволяют быстро записать их и получить хорошо сопоставимые результаты для обобщения и анализа общественного мнения значительного количества лиц. Панельное интервью представляет собой неоднократное его проведение с одними и теми же лицами (или одним и тем же контингентом лиц) черен определенные промежутки времени в целях установления динамики их взглядов и мнений. Данный вид интервью может быть использован, например, при изучении правосознания осужденных к лишению свободы и другим видам уголовного наказания до отбытия наказания и после освобождения от него. При групповом интервью исследователь получает мнение группы, которое не всегда выражает мнение большинства. Этот вид интервью может ис­пользоваться для криминологического изучения мнений формальных

и неформальных групп, но он мало пригоден для выявления индивидуальных взглядов и ориентации.