Испытание лестницы штурмовки. Правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц. Транспортирование и хранение

Тема Назначение, виды, устройство и использование ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц

Вид занятия : классно-групповое

Отводимое время : 2 учебных часа.

Литература: учебник «Пожарная техника»

Развернутый план занятий.

Для обеспечения оперативности и безопасности действий, пожарных при подъеме и работе на высоте ручные лестницы должны быть простыми по устройству, сравнительно легки ми, прочными и устойчивыми.

Для изготовления лестниц используют высококачественные сорта различных пород древесины или легкие высокопрочные металлы. Деревянные тетивы лестниц изготовляют из сосны отборного и первого сортов. Допускается изготовление тетив из отдельных склеенных планок. Ступени выполняют из древесины твердых пород (дуб, ясень, бук) первого сорта. Деревянные детали лестниц подвергают горячей пропитке натуральной олифой с последующим покрытием бесцветным лаком. Металлические лестницы по сравнению с деревянными более прочные, легкие и долговечные. Недостатками металлических лестниц является электропроводность и возможность образования коррозии во внутренних полостях металлических элементов.

Лестница палка

Лестница-палка – используется в пожарных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ, для подъема бойцов и их вооружения на уровень высоты лестницы. В раздвинутом виде ее применяют, как правило, для подъема пожарных в окно первого этажа здания или внутрь помещения, а в сложенном виде используют для пробивания деревянных перегородок и дверных филенок или отбивания штукатурки.

Лестница-палка состоит из двух деревянных тетив 1 и 2 овального сечения и восьми ступеней 4. Особенностью лестницы является шарнирное крепление 3 ступеней в продольной плоскости тетив, что позволяет сближать их до полного смыкания при складывании лестницы в виде палки овального сечения. При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при по мощи металлического наконечника 7 и стяжки 6 крепят деревянную накладку 5. Другой конец тетивы защищен металлической накладкой 8.

ТТХ лестницы-палки

Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепанные с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

Штурмовая лестница

Лестница-штурмовка – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность. Входит в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля. Используется в пожарных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ на высотах, для подъема на этажи зданий через окна.

Лестница-штурмовка представляет собой приставную лестницу, снабженную на верхнем конце крюком для подвешивания ее за подоконники или проемы и выступы зданий и сооружений. Она предназначена для подъема пожарных по наружной стене зданий и сооружений, а также обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Штурмовая лестница состоит из двух тетив 2, соединенных между собой тринадцатью ступенями 1, закрепленными при помощи сквозных шипов. Для удобства постановки ног и обхватывания рука ми ступеней при перемещении пожарного по лестнице ступени ее смещены от продольной оси тетив в сторону противоположную крюку.

Для увеличения прочности конструкции лестницы тетивы ее стянуты металлическими стяжками. По внутренней стороне тетив в пазах проложены стальные канатики диаметром 3 мм, которые предотвращают обрыв тетивы в случае ее поломки.

Натяжение стальных канатиков осуществляется перемещением нижней металлической стяжки. Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками 5, а верхние окантованы накладками 3.

Стальной крюк 4, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости). Форма крюка обеспечивает по всей длине равнопрочность его конструкции при действии изгибающих усилий.

ТТХ штурмовой лестницы

Наименование

Показатели

Габаритные размеры, мм

Грузоподъемность, кН

Расстояние между ступенями, мм

Расстояние между внутренними кромками стоек, мм

Эксплуатационный ресурс, лет, не менее

масса, кг

Тетивы и ступени металлической лестницы-штурмовки изготовляют из алюминиевого сплава Д16Т. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Пре имуществом металлической лестницы-штурмовки по сравнению с деревянной является ее повышенная надежность и долговечность, что вызвано необходимостью час того ее использования на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

Ручной механизированный инструмент. К механизированному инструменту, применяемому для выполнения различных работ при тушении пожаров, относятся дисковая и цепная бензиномоторная пила типа "Дружба-4", портативные ранцевые установки для газовой резки металлов, электрические пилы и долбежник, пневматические отбойные молотки и другие устройства.

Наибольшее распространение получил универсальный механизированный комплект УК.М-4, который состоит из мотопривода, дымососа, отбойного молотка, дисковой и цепной пилы. С помощью такого механизированного комплекта можно нагнетать в помещения свежий воздух или откачивать из них дым, пробивать отверстия в стенах, резать различные конструкции, причем все эти работы поочередно может выполнять один пожарный.

Дисковая пила ПДС-400 предназначена для вскрытия фюзеляжа ВС при выполнении аварийно-спасательных работ и входит в комплектацию пожарных аэродромных автомобилей. Пила может быть также использована при работах по вскрытию и разборке металлических конструкций. Пила ПДС-400 создана на базе бензиномоторной пилы "Урал".

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

Управление пилой

Двигатель:

внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный

максимальная мощность, кВт

частота вращения при максимальной мощности, об/мин

Вместимость топливного бака, л

Пильный аппарат:

тип прорезного диска

абразивный, армированный сеткой из стекловолокна

размеры диска, мм:

диаметр посадочного отверстия

максимальная глубина пропила, мм

привод круга

клиноременная передача

передаточное число

включение и выключение

автоматическое, центробежной фрикционной муфтой

Производительность пиления алюминиевых сплавов, мм/с

Скорость резания на рабочей частоте вращения двигателя, мм/с

Габаритные размеры пилы, мм:

Масса пилы с полной заправкой, кг, не более

Дисковая пила (рис. 15) состоит из двигателя внутреннего сгорания, пильного аппарата, прорезного абразивного армированного диска, топливного бака, рукояток и стартера. При резании абразивный круг вводят легким нажимом, постепенно увеличивая частоту вращения двигателя, и следят за соответствием усилия подачи инструмента мощности, не допуская резкого снижения частоты вращения. Резание объемных конструкций должно производиться при максимальной глубине пропила, резание листов и обшивок - при минимальной. При резании надо следить за правильным положением круги относительно пропила, не допуская значительных отклонений от плоскости резания (рис. 16). По окончании реза и при переходе к другому месту следует уменьшать частоту вращения двигателя.

Для остановки двигателя необходимо полностью отпустить рычаг управления газом, нажать на кнопку выключения двигателя, держать ее в нажатом положении до полной остановки двигателя и затем закрыть топливный кран. Запрещается останавливать двигатель снятием колпачка со свечи. При полном израсходовании топлива из бака возможен подсос с топливом паровоздушной смеси, и двигатель может развивать максимальную частоту вращения даже при закрытой дроссельной заслонке карбюратора. В этом случае двигатель должен быть немедленно остановлен, бак заправлен топливом, и произведен повторный запуск.

Правила техники безопасности при работе с бензиномоторной пилой. В процессе эксплуатации инструмента необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, рекомендуемые при работах на мотопилах, а также правила обращения с бензином. Разрешается допускать к работе с инструментом только лиц, проинструктированных и обученных обращению с ним. Работать можно, только убедившись в полной исправности инструмента и надежном закреплении круга.

При пуске двигателя пильный круг не должен касаться каких-либо предметов, нельзя наматывать трос на руку. На холостом ходу двигатель во избежание разноса должен работать при отпущенном рычаге управления газом.

Приемы выполнения горизонтальных и вертикальных резов отрабатываются на деревянных щитах толщиной 20-25 мм. Другие приемы резания отрабатываются на различных тематических профилях, закрепляемых в тисках, и листах толщиной до 3,0 мм. Профили, листовой материал и макеты должны закрепляться так, чтобы при резании не происходило заклинивание круга в пропиле в результате деформаций или перекоса испытуемого образца. Резание надо производить с постоянным усилием подачи, не допуская резкого снижения частоты вращения круга. Как начало, так и конец резания, т.е. освобождение круга из пропила, должны совершаться плавно, без рывков.

Переносить инструмент с работающим двигателем допускается при холостых оборотах двигателя. Не разрешается в качестве топлива использовать этилированный бензин, так как он оказывает вредное влияние на органы дыхания.

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах и тушении пожаров, когда стационарные лестницы, другие устройства и пути использовать невозможно. Ручные лестницы приводят в действие вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц: лестница-палка, лестница-штурмовка и выдвижная (рис. 17). Изготовляют их из дерева, алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара.

Лестница-палка. Она предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования в качестве тарана при вскрытии дверей. Лестницу-палку вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде - как приставную. Она может также использоваться в качестве носилок.

Техническая характеристика лестницы-палки

Конструкция

продольно-складная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Сечение сложенной лестницы, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса, кг, не более

Лестница состоит из двух деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. На одном конце каждой тетивы имеется наделка, за которую убирают конец другой тетивы при складывании лестницы. Ступени лестницы убираются в косые пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, представляет собой железную втулку, плотно вставленную в конец ступени. Через ступень и тело тетивы пропущена ось шарнира, которая снаружи тетивы расклепана с образованием полукруглых головок. Под головки подложены шайбы. Таким образом, в сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

В процессе эксплуатации, не реже 1 раза в год, лестницу подвергают испытанию на прочность. При испытании лестницу-палку ставят к стене под углом 75°, к середине тетив закрепляют груз массой 120 кг, к одной ступени (в средней части лестницы) подвешивают такой же груз и оставляют на 2 мин. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких деформаций и должна легко и плотно складываться.

Рис. 17. Пожарные ручные лестницы:

а - лестница-палка ЛП: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - болт, б - деревянная лестница-штурмовка ЛШ: 1 - крюк, 2 - тетива, 3 - ступень, 4 - опорный башмак, в - трехколенная выдвижная деревянная 3-КЛ: 1 - тетива, 2 - ступень, 3 - трос, 4 - опорный башмак. г - трехколенная выдвижная металлическая Л-60; 4 - блок.

Лестница-штурмовка. Она предназначена для подъема пожарных на этажи зданий через окна, балконы, проемы, а также для работы на крутых крышах при вскрытии кровли. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Конструкция

одноколейная

Длина, мм

Ширина, мм

Вылет крюка, мм

Расстояние между тетивами, мм

Шаг между ступенями, мм

Масса кг, не более

Лестница-штурмовка состоит из двух тетив, соединенных 13 ступенями, и стального крюка. Крик закрепляется при помощи специальных металлических коробок на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка имеются зубья для надежного зацепления за подоконник. Вдоль крюка и двух сторон имеются ребра жесткости. Под 1-й, 7-й и 12-й ступенями пропущены металлические стяжки. По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные тросы, которые охватывают верхнюю ступень со стяжкой. Внизу концы закреплены болтами. Тросы предназначены для предупреждения несчастных случаев при поломке тетивы. Нижние и верхние концы тетив имеют стальную окову.

Лестницы-штурмовки не реже 1 раза в полгода испытывают:

а) на прочность крюка и тетив. Для этого лестницу свободно подвешивают на большой концевой зуб крюка и к обеим тетивам на высоте 2-й ступени подвешивают груз массой 160 кг;

б) на прочность ступеней и мест соединения их с тетивами. Для этого лестницу подвешивают на 2-3 зуба, расположенных ближе к тетиве. К ступеньке, не имеющей металлического крепления, подвешивают груз массой 200 кг.

Испытания на прочность продолжаются не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь трещин и остаточных деформаций крюка.

Выдвижная лестница. Она предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасания людей или доставки противопожарного оборудования.

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Конструкция

выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Ширина, мм

Высота одного колена, мм

Расстояние между тетивами верхнего колена, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница 3-КЛ состоит из трех деревянных колен, механизмов выдвигания, сдвигания и останова. Каждое колено представляет собой раму, состоящую из двух продольных тетив и 12 ступеней, вделанных в тетивы на сквозных шипах. Тетивы каждого колена стянуты тремя металлическими стяжками под 1, 6, 12-й ступенями. Колена соединены между собой металлическими скобами (по две пары скоб на стык каждой пары колен) и шипами 2 и 3-го колен, скользящими соответственно по продольным внутренним пазам 1 и 2-го колен. Нижние концы тетив 1-го колена снабжены башмаками, верхние концы 3-го колена - стенными упорами. Башмаки и упоры предотвращают перемещение лестницы.

Механизм выдвигания (сдвигания) лестницы представляет собой канатно-блочное устройство, состоящее из троса, цепи, трех блоков в обоймах и двух кронштейнов с ушками для крепления концов троса. Для ограничения выдвигания на среднем колене установлены упорные планки.. Среднее колено выдвигается при помощи цепи, а верхнее - при помощи стального троса. Для выдвигания и фиксирования 1 выдвинутой лестницы на той или иной высоте служит механизм останова, состоящий из валика с рычагом, двух посадочных планок (остановов) и двух угольников, смонтированных внизу второго колена.

Деревянные лестницы 3-КЛ сейчас заменяются металлическими трехколенными выдвижными лестницами Л-60.

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

Конструкция

металлическая, выдвижная, трехколенная

Длина лестницы, мм:

сложенной

развернутой

Высота пакета колен, мм

Шаг между ступенями, мм

Длина колен, мм:

среднего

верхнего

Материал тетив и ступеней

алюминиевый сплав

Масса, кг, не более

Выдвижная лестница Л-60 состоит из трех выдвигающихся металлических колен, изготовленных из однотипных профилей и деталей, механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова. Колена представляют собой форму, состоящую из двух балок (тетив) специального сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Нижнее и среднее колена имеют по 12 ступеней, которые заделаны в отверстиях тетивы развальцовкой. Третье колено имеет 11 ступеней.

Трехколенные выдвижные лестницы испытывают на прочность тетив и ступеней 1 раз в 6 мес. следующим образом. Лестницу выдвигают на полную длину и устанавливают к стене под углом 75°. В середине каждого колена на обе тетивы подвешивают груз массой до 100 кг, затем на второе колено подвешивают посередине на обе тетивы груз массой 200 кг. Прочность ступеней и мест крепления их с тетивами испытывают, подвешивая груз массой 200 кг, приложенный в середине неусиленной ступеньки нижнего колена. Продолжительность испытания составляет не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Правила эксплуатации лестниц и меры безопасности при работе с ними. Запрещается эксплуатировать неисправные лестницы или не отвечающие условиям безопасности работы с ними. На пожарных автомобилях лестницы должны быть уложены плотно и надежно закреплены. При снятии с машины лестница не должна тереться о твердые (металлические) части кронштейна и подвергаться ударам.

При ежедневном осмотре, при смене караулов проверяют:

лестницы-палки - состояние тетив, наличие шурупов, плотность прилегания наконечников, наделок и планок-башмаков, оковок концов ступеней, плавность хода осей во втулках, отсутствие люфта;

лестницы-штурмовки - состояние тетив, качество запрессовки тросиков в пазы тетив, состояние крепления стяжек и башмаков, ступеней и крюка;

выдвижные лестницы - состояние колен, крепления, механизма выдвижения, останова и качество графитной смазки в пазах.

При установке выдвижных лестниц необходимо следить за тем, чтобы башмаки были поставлены на расстоянии 1,5-2 м от стены. Этому расстоянию соответствует рабочий угол наклона 75-80°.

При выдвигании трехколенной лестницы необходимо:

держать ее за тетивы первого колена, при этом пальцы рук не должны касаться внутренней стороны тетив;

выдвигать ее равномерно, без рывков и не допускать накручивание цепи на руку;

следить за устойчивым положением лестницы. Она должна находиться в равновесии, т.е. не должна иметь боковых наклонов.

Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускаются, если:

кулачки валика-останова опираются на ступеньку колена лестницы;

лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена пожарным.

При работе на ручных лестницах со стволом, с ломом или другим инструментом пожарный должен закрепиться карабином за ступеньку лестницы. После работы лестница должна быть тщательно осмотрена и промазана (это уменьшает трение и облегчает скольжение шипов в пазах).

Пожарная лестница предназначена для проведения быстрого вывода пострадавших в период возгорания или при возникновении других чрезвычайных ситуаций.

Лестничные устройства для пожаротушения бывают следующих типов:

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий, проведения спасательных работ, а также для переноски ПТВ и пострадавших.

В сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.

Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.

На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические планки 8.

Лестница-палка 1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка; 7-наконечник; 8-металлическая накладка

Техническая характеристика

Порядок испытания лестницы палки

а) внешний осмотр:

Лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагрузить посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин.

Для испытания ступеней одну из них подвергнуть (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин. При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба. Проверку усилия необходимого для раскладывания лестницы, проводят в следующем порядке: закрепляют лестницу за одну из тетив так, чтобы ступеньки были в горизонтальной плоскости; к незакрепленной тетиве в ее середине плавно без рывков прилагают усилие, перпендикулярно к тетиве в плоскости ступенек.

Лестница пожарная трехколенная выдвижная

Лестница пожарная трехколенная выдвижная предназначена для подъема в окно второго и третьего этажей или на крышу двухэтажного здания, а также для спасательных работ и учебно-тренировочный занятий.

Лестница состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, из однотипных профилей и деталей.

Принцип выдвигания колен – ручной с помощью канатов и блоков. У лестницы имеется подвижной блок 1, установленный на втором колене 2. Первое колено 3 подвешено на стальном канате 4 диаметром 4,8 мм, второе — выдвигается с помощью пенькового каната 5 диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплен на верхней ступени 6 третьего колена 7, который проходит через подвижной блок 1 второго колена и далее – на неподвижный блок 8 третьего колена, связанный тягой 9, с вилкой 10 останова, закрепленном на третьем колене. Далее канат идет к нижней ступени 11 третьего колена, на ней и закрепляется его второй конец. Конец пеньковой веревки должен быть заплетен и надежно закреплен на длине не менее 50 мм.

1-подвижной блок, 2-второе колено; 3-первое колено; 4-стальной канат; 5-пеньковый канат; 6-верхняя ступень; 7-третье колено; 8-неподвижный блок; 9-тяга; 10-вилка останова; 11-нижняя ступень; 12-стенной упор; 13-стальной кронштейн; 14-блок; 15-ролик; 16-кронштейн; 17-башмак; 18-стальная труба; 19-крюк; 20-пружина

Колено первое. Состоит из двух балок (тетив) таврового сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Тавровая балка в средней части имеет полое прямоугольное утолщение для заделки ступеней.

На верхних концах тетив установлены стенные упоры 12, которые состоят из вилки, оси и ролика.

На нижних концах тетив с внешней стороны на нижней полке установлены упоры, которые удерживают колено от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину и придают направление колену, скользя по выемке тетив второго колена.

К нижней ступени прикреплен стальной кронштейн 13 для крепления стального троса выдвигания колена. Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Ступени укреплены в тетивах методом завальцовки и образуют неразъемное соединение.

Колено второе. Конструкция аналогична первому колену по всем основным элементам (тетивы, ступени).

К верхней ступени колена прикреплен кронштейн с блоком 14, через который проходит стальной трос выдвигания первого колена, на нижней ступени установлен кронштейн с блоком 1 для пенькового каната.

Над верхней и третьей ступенями с внутренней стороны, на верхней полке тетив установлены на заклепках упоры, придающие направление первому колену при выдвигании и сдвигании, а также удерживающие его от выпадения при выдвигании лестницы на полную длину, при этом нижние упоры первого колена упираются в верхние упоры второго колена.

На некоторых ступенях установлены по два ролика 15, по которым скользят при выдвигании и сдвигании опорные плоскости тетив вышележащего колена.

Колено имеет 12 ступеней с шагом 350 мм. Крепление ступеней такое же как и в первом колене. На нижних концах тетив установлены упоры, имеющие то же назначение, что и нижние упоры первого колена.

Колено третье. конструктивно мало чем отличается от первого и второго колена. К верхней ступени прикреплен кронштейн 16, к которому крепятся концы стального и пенькового канатов.

Над верхней и второй ступенями, как и во втором колене, распложены упоры, удерживающие и направляющие второе колено. На трех ступенях колена установлены по два ролика 15, по которым скользит второе колено при выдвигании и сдвигании лестницы. На нижние концы тетив крепятся башмаки 17. Колено имеет 11 ступеней с шагом 350 мм и с креплением, аналогичным первому и второму коленам. Между верхней и второй ступенями крепится останов, предназначенный для удержания колена и всей лестницы в выдвинутом положении.

Останов выполнен из стальной трубы 18, к которой приварены два крюка 19, а в средней части трубы приварена вилка для соединения с тягой неподвижного блока системы выдвигания лестницы.

Техническая характеристика 3к лестницы

Перед заступлением на боевое дежурство под личным руководством командира отделения выдвижные пожарные лестницы снимаются с пожарного автомобиля, устанавливаются и выдвигаются на полную длину для проверки механизма фиксации.

Порядок испытания трехколенной лестницы

а) внешний осмотр;

– состояние тетивы и ступеней;

– наличие стенных упоров;

– состояние блоков и осей;

б) проверка на прочность тетив и ступенек;

Установить лестницу на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° к горизонтали 2,8 м от стены до башмаков лестницы. Каждое колено нагрузить посредине на обе тетивы грузом 100 кг на 2 мин. Все ступени лестницы подвергаются механическому испытанию крутящим моментом 1,6 кгс. Время испытания 10 секунд. Проворачивание ступеней не допускается.

Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации. После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Техническое обслуживание

После каждого применения на пожаре или учении лестница должна быть очищена от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазаны. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания, а в случае неисправности ремонт лестницы.

При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверять:

– состояние тетив и ступеней;

– прочность заделки ступеней в тетивы;

– наличие стенных упоров;

– затяжку гаек болтовых соединений;

– состояние блоков и осей;

– состояние канатов и заделку их концов;

– отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;

– исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.

Лестница штурмовая

Предназначена для подъема на верхние этажи здания, для работы в сочетании с трехколенной лестницей, а также для спасательных работ и учебно-тренировочных занятий.

Лестница состоит из двух металлических тетив, соединенных тринадцатью ступенями, и стального крюка с зубьями. Ступеньки закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки.

Назначение штурмовой лестницы

Лестница штурмовая металлическая пожарная - предназначена для подъема пожарных по наружной стене на этажи зданий и сооружений, для обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах, а также для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Штурмовая лестница состоит из двух параллельных тетив, жестко соединенных тринадцатью поперечными опорными ступеньками, крюком с зубьями для подвески на опорную поверхность (подоконники, проемы и выступы зданий и сооружений), трех стальных стяжек (для ЛШ с деревянными ступеньками, на концах и посередине тетив).

Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками. Тетивы и ступени металлической штурмовой лестницы изготавливают из алюминиевого сплава. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки.

Требования к штурмовым лестницам согласно НПБ 171-98.

  • Остаточная деформация тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине ее длины предварительной статической нагрузки 490,5 Н (50 кгс) и контрольной статической нагрузки 1569,6 Н (160 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.
  • Остаточная деформация тетив штурмовой лестницы, установленной на ребро, после воздействия посредине длины нижней тетивы статической нагрузки 588,6 Н (60 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.
  • Остаточная деформация неопертого конца одной из тетив горизонтально установленной штурмовой лестницы после воздействия посредине длины неопертой тетивы статической нагрузки 294,3 Н (30 кгс) не должна превышать 1 % от длины лестницы.
  • Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс), приложенную вплотную к одной из тетив.
  • Ступенька штурмовой лестницы должна выдерживать циклический крутящий момент не менее 50 Нм.
  • Штурмовая лестница в рабочем положении должна выдерживать без деформации статическую нагрузку не менее 3531,6 Н (360 кгс).
  • Штурмовая лестница, подвешенная за концевой зуб крюка, должна без деформации выдерживать статическую нагрузку не менее 1569,6 Н (160 кгс).
  • Техническое освидетельствование лестницы проводить перед постановкой на вооружение и затем не реже одного раза в год.