Инструкция по от при работе с бетономешалкой. Меры предосторожности при работе с бетономешалкой. Требования безопасности по окончании работы

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов , содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, "Правил дорожного движения Российской Федерации" - собрание законодательства Российской Федерации , 2000, 318, ст. 1985 и предназначена для машиниста бетоносмесителя передвижного при выполнении работ по ее управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее машиниста).

Общие требования безопасности

1.1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

1.2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;

разрушающиеся конструкции;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

эмоциональные перегрузки.

1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

1.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

1.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

1.6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае , происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

1.7. Перед началом работы машинист обязан:

а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, получить путевой (маршрутный) лист и пройти предрейсовый медицинский осмотр;

б) иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и талон технического паспорта автомашины, получить наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения (место загрузки сухой или жидкой бетонной смесью и место работы автобетоносмесителя);

в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

1.8. После получения наряда-задания у непосредственного руководителя работ машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей , комплекта инструмента;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние базового автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправить автомобиль топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее ;

г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка;

д) проверить исправность бетоносмесительного агрегата;

е) проверить работоспособность двигателя и его исправность на холостом ходу, а также осветительные и контрольно-измерительные приборы, проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

ж) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности базового автомобиля.

1.9. Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля;

б) наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и бетоносмесителя;

в) отсутствии первичных средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них непосредственному руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

Требования безопасности во время работы

1.10. Перед загрузкой сухой смеси или готовой бетонной смеси машинист должен убедиться, что выпускное отверстие бункера бетонного узла совпадает по вертикали с горловиной бетоносмесителя.

1.11. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:

а) явиться к руководителю работ работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте разгрузки бетонной смеси (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей, коммуникаций и линий электропередачи);

в) условиться с бетонщиками о системе звуковых и знаковых сигналов во время разгрузки бетонной смеси;

г) определить с руководителем работ место слива воды после промывки барабана автобетоносмесителя.

1.12. При разгрузке смеси машинист обязан установить автобетоносмеситель на горизонтальной, с ровным покрытием, площадке, имеющей подъездные пути. Вокруг автобетоносмесителя должен быть обеспечен свободный проход не менее 1 м. После направления лотка бетоновода в место выгрузки машинист включает обратное вращение барабана бетоносмесителя и отпускает бетонную смесь в необходимом количестве.

1.13. При установке и перемещении автобетоносмесителя вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния от основания выемок до ближайщей опоры автобетоносмесителя, приведенные ниже в таблице

Минимальные расстояния от основания выемки до ближайшей опоры машины

┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│Глубина выемки,│Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до│

│ м │ ближайшей опоры автобетоносмесителя м, при грунте │

│ ├─────────────┬─────────────┬──────────────┬────────────┤

│ │ Песчаном │ супесчаном │ суглинистом │ глинистом │

│ 1 │ 1,5 │ 1,25 │ 1,00 │ 1,00 │

├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤

│ 2 │ 3,0 │ 2,40 │ 2,00 │ 1,50 │

├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤

│ 3 │ 4,0 │ 3,60 │ 3,25 │ 1,75 │

├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤

│ 4 │ 5,0 │ 4,40 │ 4,00 │ 3,00 │

├───────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼────────────┤

│ 5 │ 6,0 │ 5,30 │ 4,75 │ 3,50 │

└───────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────────┴────────────┘

1.14. При выполнении работы машинист обязан:

б) не допускать перевозки бетонной смеси в количестве, превышающем грузоподъемность автобетоносмесителя;

в) не оставлять автобетоносмеситель с работающим двигателем без присмотра;

г) не начинать движение автобетоносмесителя и подачу бетона при нахождении людей на подножках и верхней его площадке.

1.15. При остановке и стоянке автобетоносмесителя на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или других условиях недостаточной видимости (тумане) машинист обязан включить габаритные или стояночные огни.

1.16. При перемещении автобетоносмесителя своим ходом по дороге общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.

1.17. Барабан автобетоносмесителя следует промывать на специально отведенных местах. После промывки барабана сливать воду следует в емкость для отстоя воды и отделения щебня.

1.18. Работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.19. Работа должна быть остановлена при возникновении следующих неисправностей:

а) появлении трещин или деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и смесительного агрегата;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других признаков неисправности двигателя или смесительного агрегата;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) отсутствии на машине штатных средств пожаротушения;

ж) отсутствии наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП.

1.20. В случае воспламенения топлива на автобетоносмесителе машинист обязан прекратить доступ топлива к очагу огня и гасить пламя огнетушителем, землей, песком или брезентом . Запрещается заливать горящее топливо и электропроводку водой.

Требования безопасности по окончании работы

1.21. По окончании работы машинист обязан:

а) промыть барабан и очистить автобетоносмеситель от бетона;

б) поставить автобетоносмеситель на место стоянки;

в) выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

г) затормозить автомобиль, установить передачу в нейтральное положение;

д) сдать путевой лист и о всех замеченных во время работы неполадках сообщить руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ БЕТОНОСМЕСИТЕЛЕЙ ПЕРЕДВИЖНЫХ (АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЕЙ)

Дата введения 01.07.95

Машинисты бетоносмесителей передвижных (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, наложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации бетоносмесителей передвижных.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, получить путевой (маршрутный) лист и пройти предрейсовый медицинский осмотр;

б) иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и талон технического паспорта автомашины, получить наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения (место загрузки сухой или жидкой бетонной смесью и место работы автобетоносмесителя);

в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

2. После получения наряда-задания у непосредственного руководителя машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструмента;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние базового автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправить автомобиль топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка;

д) проверить исправность бетоносмесительного агрегата;

е) проверить работоспособность двигателя и его исправность на холостом ходу, а также осветительные и контрольно-измерительные приборы, проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

ж) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности базового автомобиля.

3. Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля;

б) наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и бетоносмесителя;

в) отсутствии первичных средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них непосредственному руководителю и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

Требования безопасности во время работы

4. Перед загрузкой сухой смеси или непромешанной жидкой бетонной смеси машинист должен убедиться, что выпускное отверстие бункера бетонного узла совпадает по вертикали с горловиной бетоносмесителя.

5. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:

а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте разгрузки бетонной смеси (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей, коммуникаций и линий электропередачи);

в) условиться с бетонщиком о системе звуковых и знаковых сигналов во время разгрузки бетонной смеси;

г) определить с руководителем работ место слива воды после промывки барабана автобетоносмесителя.

6. При разгрузке смеси машинист обязан установить автобетоносмеситель на горизонтальной, с ровным покрытием, площадке, имеющей подъездные пути. Вокруг автобетоносмесителя должен быть обеспечен свободный проход не менее 1 м. После направления лотка бетоновода в место выгрузки машинист включает обратное вращение барабана бетоносмесителя и отпускает бетонную смесь в необходимом количестве.

7. При установке и перемещении автобетоносмесителя вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния от основания выемок до ближайшей опоры автобетоносмесителя, приведенные ниже.

8. При выполнении работы машинист обязан:

б) не допускать перевозки бетонной смеси в количестве, превышающем грузоподъемность автобетоносмесителя;

в) не оставлять автобетоносмеситель с работающим двигателем без присмотра;

г) не начинать движение автобетоносмесителя и подачу бетона при нахождении людей на подножках и верхней его площадке.

9. При остановке и стоянке автобетоносмесителя на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или других условиях недостаточной видимости (тумане) машинист обязан включить габаритные или стояночные огни.

10. При перемещении автобетоносмесителя своим ходом по дороге общего пользования машинист обязан выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации».

11. Барабан автобетоносмесителя следует промывать на специально отведенных местах. После промывки барабана сливать воду следует в емкость для отстоя воды и отделения щебня.

12. Работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

13. Работа должна быть остановлена при возникновении следующих неисправностей:

а) появлении трещин или деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и смесительного агрегата;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других признаков неисправности двигателя или смесительного агрегата;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) отсутствии на машине штатных средств пожаротушения;

ж) отсутствии наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП.

14. В случае воспламенения топлива на автобетоносмесителе машинист обязан прекратить доступ топлива к очагу огня и гасить пламя огнетушителем, землей, песком или брезентом. Запрещается заливать горящее топливо и электропроводку водой.

Требования безопасности по окончании работы

15. По окончании работы машинист обязан:

а) промыть барабан и очистить автобетоносмеситель от бетона;

б) поставить автобетоносмеситель на место стоянки;

в) выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

г) затормозить автомобиль, установить передачу в нейтральное положение;

д) о всех замеченных во время работы неполадках сообщить руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

Настоящая инструкция по охране труда для машиниста автобетононасоса доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве машиниста автобетононасоса допускаются лица старше 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к работе по данной профессии (специальности), вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам ведения работ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. В течение трудовой деятельности машинист автобетононасоса обязан проходить повторные инструктажи по охране труда не реже одного раза в 6 месяцев, очередную проверку знаний требований охраны труда – не реже одного раза в 12 месяцев, периодический медицинский осмотр – в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.3. При переводе на новую работу, с временной на постоянную, с одной операции на другую с изменением технологического процесса или оборудования работник должен пройти инструктаж по охране труда на рабочем месте.
1.4. При выполнении работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не отвлекать других. Запрещается садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения.
1.5. Машинист автобетононасоса должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.
1.6. В процессе работы на машиниста автобетононасоса возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
— разрушающиеся конструкции;
— повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
1.7. Машинист автобетононасоса должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с выполняемой им работой и согласно действующим Нормам бесплатной выдачи. Запрещается работать без спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
1.8. Машинист автобетононасоса обязан соблюдать требования настоящей инструкции, трудовую и производственную дисциплину, режим труда и отдыха, требования по охране труда, безопасной эксплуатации автобетононасоса, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности.
1.9. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах. Запрещается употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
1.10. Каждому работнику необходимо:
— знать место хранения аптечки и уметь оказывать первую помощь при производственных травмах;
— знать место нахождения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
1.11. Хранить и принимать пищу разрешается только в оборудованных местах.
1.12. Запрещается находиться в производственных помещениях в верхней одежде, раздеваться или вешать одежду, головные уборы, сумки на оборудование.
1.13. Запрещается загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и общему рубильнику.
1.14. Пролитые на пол смазочные вещества, воду и т.п. необходимо немедленно вытирать.
1.15. Обтирочные материалы, пропитанные маслом, складывать в плотно закрывающиеся металлические ящики.
1.16. Горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся жидкости хранить только в плотно закрывающейся металлической таре (ящике) или шкафу в количестве, не превышающем сменную норму. Запрещается оставлять ГЖ и ЛВЖ в проходах, проездах и рабочей зоне оборудования.
1.17. Запрещается ремонтировать оборудование, исправлять электрооборудование и электросеть персоналу, не имеющему допуска к этим работам, работать около неогражденных токоведущих частей, прикасаться к электропроводам, арматуре общего освещения, открывать дверцы электрошкафов, ограждения рубильников, щитов и пультов управления. Присутствие посторонних лиц в рабочем пространстве оборудования во время его наладки не допускается.
1.18. Машинисту автобетононасоса необходимо:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
— выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— знать организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам эксплуатации, наладки автобетононасоса, аппаратуры, приборов и устройств;
— знать схемы, технические характеристики, конструктивные особенности, режимы эксплуатации оборудования, аппаратуры;
— методы проведения наладки оборудования.
1.19. Машинист автобетононасоса извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на рабочем месте, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.20. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь, приготовить необходимые средства индивидуальной защиты. Спецодежда должна быть полностью застегнута, не иметь свисающих концов.
2.2. Получить задание от руководителя на выполнение работ с автобетононасосом.
2.3. Проверить освещенность рабочего места.
2.4. Подготовить рабочее место для безопасной работы:
— обеспечить наличие свободных проходов;
— проверить устойчивость производственного стола, стеллажа, прочность крепления оборудования к фундаментам и подставкам;
— надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь;
— проверить внешним осмотром:
— отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;
— надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств оборудования;
— отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
— наличие и исправность устройств безопасности;
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, скользкости).
2.5. Проверить:
— оборудование рабочего места защитным козырьком и сигнализацией;
— убедиться в наличии и исправности защитных кожухов и щитков, ограждающих движущиеся части бетононасосной установки, проверить визуально исправность манометров, предохранительных клапанов и защитного заземления;
— место приемки бетона, исправность механизмов и металлоконструкций бетоновода и других составных частей автобетононасоса;
— очистить, плотно закрыть и зафиксировать замковые соединения бетоновода перед подачей бетонной смеси;
— отсутствие трещин, разрывов или вмятин на трубопроводах. Над трубопроводами, уложенными в местах прохода людей или проезда транспорта, должны быть оборудованы соответствующие мостики.
2.6. Выполнение работ не допускается при следующих нарушениях требований безопасности:
— наличии неисправностей, указанных в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации бетононасоса, при которых не допускается его эксплуатация;
— несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) бетононасоса;
— недостаточной освещенности или захламленности рабочего места и подходов к нему;
— отсутствии или неисправности связи с бетонщиками.
2.7. Проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, наличие средств индивидуальной защиты, работу вентиляционных установок, электрооборудования. Все открытые и доступно расположенные движущиеся части оборудования необходимо защитить закрепляемыми ограждениями.
2.8. Проверить наличие и комплектацию аптечки первой медицинской помощи.
2.9. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При эксплуатации автобетононасоса необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации оборудования завода-изготовителя.
3.2. Работы производить только в исправной чистой спецодежде и спецобуви, применять индивидуальные средства защиты.
3.3. Работать при наличии и исправности ограждений, блокировочных и других устройств, обеспечивающих безопасность труда.
3.4. Запрещается выполнять бетонные работы с помощью автобетононасоса, а также другие работы, не соответствующие назначению и технической характеристике машины (например, перекачка раствора).
3.5. Запрещается при работающем насосе отходить от органов управления автобетононасосом более чем на 2 м, не имея при себе пульта дистанционного управления.
3.6. Запрещается оставлять без присмотра пульт дистанционного управления.
3.7. Запрещается эксплуатация автобетононасоса без предварительного внешнего осмотра.
3.8. Эксплуатацию автобетононасоса в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 В следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряда-допуска, оформленного в соответствующем порядке на производство работ вблизи воздушной линии электропередачи, выданного машинисту. При установке автобетононасоса в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять с нее напряжение.
3.9. Работа автобетононасоса непосредственно под проводами воздушных линий электропередачи любого напряжения, находящихся под напряжением, запрещена.
3.10. В кабине машиниста автобетононасоса должна быть установлена радио- или телефонная связь с местом бетонирования.
3.11. Соединять стальные трубы бетоновода с резинотканевыми шлангами необходимо с помощью инвентарных хомутов на болтах. Применять в этих целях проволоку запрещается.
3.12. Запрещается перегибать шланги с движущейся бетонной смесью.
3.13. Запрещается ремонтировать автобетононасос и соединения бетоновода при работающем двигателе автобетононасоса и наличии давления в бетоноводе.
3.14. Перед промывкой бетоновода посторонние лица должны быть удалены от рабочей зоны, определяемой в ППР, на расстояние не менее 10 м.
3.15. Над бетоноводами, уложенными в местах постоянного движения людей или транспортных средств, следует устанавливать специальные мостики и переходы.
3.16. Перемещение и монтаж бетоноводов выполняют с помощью кранов или других средств малой механизации. Рабочие места монтажников при сборке бетоноводов, расположенных над землей или перекрытием на высоте более 1 м, должны иметь надежные площадки с ограждением. При выполнении монтажа бетоноводов по вертикали рабочим выдается наряд-допуск на указанные работы.
3.17. При работе автобетононасоса на строительной площадке не допускается:
— передвижение автобетононасоса со стрелой, не установленной в транспортное положение;
— работа автобетононасоса без установки его на опорные стойки (аутригеры) с укладкой на твердое основание прочных подкладок под стойки.
3.18. Запрещается производить работы под стрелой автобетононасоса, поднимать стрелой любые грузы.
3.19. Во избежание опрокидывания автобетононасоса запрещается удлинять концевой шланг стрелы.
3.20. Запрещается ликвидировать пробки путем увеличения давления в системе более максимального.
3.21. Удаление сверхразмерных частиц заполнителя с решетки бункера автобетононасоса должно выполняться рабочим в перчатках или рукавицах, изготовленных из влагонепроницаемых материалов.
3.22. Перед транспортировкой автобетононасоса следует убедиться в правильном и надежном закреплении стрелы в опорных кронштейнах.
3.23. В зоне работы автобетононасоса должны быть вывешены предупредительные надписи (плакаты).
3.24. Детальные осмотр, ремонт бетононасоса или стрелы, разъединение нагнетательного трубопровода допускается производить только после остановки бетононасоса и снятия давления в бетоноводе.
3.25. При работе в ночное время должно быть обеспечено достаточное освещение стоянки автобетононасоса и места укладки бетонной смеси.
3.26. Отсоединение бетоновода от бетононасоса или отсоединение отдельных звеньев бетоновода допускается только после его освобождения от бетонной смеси посредством реверсирования двигателя бетононасоса.
3.27. Очистку, техническое обслуживание или ремонт смесителя, шиберного устройства или бетонотранспортных цилиндров следует производить после выключения привода смесителя и бетононасоса. Поршни бетонотранспортных цилиндров и поворотная труба шибера при этом должны быть установлены в крайних положениях.
3.28. В случае образования пробки в бетоноводе во время подачи бетонной смеси необходимо откачать смесь из трубопровода в приемный бункер посредством реверсирования двигателя бетононасоса. При неэффективности этого метода пробку следует удалять подачей сжатого воздуха.
3.29. Удаление пробки в бетоноводе сжатым воздухом допускается:
— при наличии защитного щита у выходного отверстия бетоновода;
— нахождении работающих на расстоянии не менее 10 м от выходного отверстия бетоновода;
— подаче воздуха в бетоновод равномерно и неинтенсивно;
— недопущении в пневмосистеме бетоновода давления, величина которого превышает паспортные данные.
3.30. Не загромождать рабочее место, проходы и проезды к нему, проходы между оборудованием, стеллажами, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы порожней тарой, инвентарем и др.
3.31. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.32. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.33. Не облокачиваться на случайные предметы, ящики, материалы и прочее.
3.34. Не прикасаться к находящимся в движении механизмам и вращающимся частям машин, а также находящимся под напряжением токоведущим частям оборудования.
3.35. Содержать в чистоте и порядке рабочее место.
3.36. Устранение повреждений и ремонт на оборудовании необходимо производить при полном снятии напряжения с оборудования.
3.37. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.38. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.39. В случае плохого самочувствия прекратить работу, отключить оборудование, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте или в цехе, а также в аварийной обстановке:
— прекратить эксплуатацию оборудования, а также подачу к нему электроэнергии;
— оповестить об опасности окружающих людей;
— доложить о произошедшем руководству;
— действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. В случае образования пробки в бетоноводе во время подачи бетонной смеси необходимо откачать смесь из трубопровода в приемный бункер посредством реверсирования двигателя бетононасоса. При неэффективности этого метода пробку следует удалять подачей сжатого воздуха.
4.3. При невозможности удаления пробки машинисту следует освободить бетоновод от бетонной смеси, простукиванием найти место нахождения пробки в бетоноводе, отсоединить закупоренное звено и заменить его.
4.4. При появлении на корпусе бетононасоса электрического напряжения следует выключить главный рубильник, повесить на нем табличку «Не включать — работают люди!» и немедленно вызвать дежурного электромонтера для устранения неисправности. Машинистам запрещается самостоятельно подключать к сети и отключать бетононасос, подсоединять защитное заземление и систему связи или сигнализации.
4.5. При возникновении пожара необходимо:
— прекратить работу;
— отключить используемое оборудование;
— вызвать пожарную команду по телефону 101;
— сообщить руководителю работ;
— приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
4.6. При загорании на электроустановках следует пользоваться углекислотными и порошковыми огнетушителями.
4.7. При травме в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать ему первую помощь, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, поставить в известность руководство и сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей. А при невозможности сохранения – зафиксировать на фото- , видео.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Выключить электропитание. По окончании бетонирования необходимо отвести стрелу автобетононасоса от бетонируемой конструкции, тщательно промыть бетононасос и бетоноводы.
5.2. Очистка бетононасоса производится в следующей последовательности:
— снимается давление в системе кратковременной работы автобетононасоса на «обратный ход» и производится остановка насоса;
— удаляется бетонная смесь из нагнетательного патрубка;
— закладывается в нагнетательный патрубок 1-2 пыжа, полностью пропитанные водой;
— пыжи под давлением воды с максимальной скоростью прогоняются по бетоноводу.
5.3. После очистки бетононасоса стрела складывается в транспортное положение. Аутригеры убираются только при полностью сложенной стреле, после чего автобетононасос может следовать на новое место работы или в гараж.
5.4. Арматура гидравлической системы, узлы переключающих устройств, детали автобетононасоса, подвергающиеся абразивному износу, разбираются, чистятся, проверяются на степень износа и смазываются или заменяются через определенное количество отработанных часов, обозначенных в паспорте и инструкции по эксплуатации автобетононасоса.
5.5. Снять спецодежду, убрать средства индивидуальной защиты, спецодежду в установленное место.
5.6. Вымыть лицо, руки теплой водой с мылом или принять душ.
5.7. Сообщить руководителю работ обо всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов бетоносмесителей передвижных (автобетоносмесителей)

ТОИ Р-66-33-95

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон ) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков ), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма ) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.

Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначены для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин ).

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам, выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих профессий.

Машинисты бетоносмесителей передвижных (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, наложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации бетоносмесителей передвижных.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, получить путевой (маршрутный) лист и пройти предрейсовый медицинский осмотр;

б) иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и талон технического паспорта автомашины, получить наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения (место загрузки сухой или жидкой бетонной смесью и место работы автобетоносмесителя);

в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

2. После получения наряда-задания у непосредственного руководителя машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструмента;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние базового автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправить автомобиль топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка;

д) проверить исправность бетоносмесительного агрегата;

е) проверить работоспособность двигателя и его исправность на холостом ходу, а также осветительные и контрольно-измерительные приборы, проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

ж) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности базового автомобиля.

3. Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля;

б) наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и бетоносмесителя;

в) отсутствии первичных средств пожаротушения. Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них непосредственному руководителю и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

Требования безопасности во время работы

4. Перед загрузкой сухой смеси или непромешанной жидкой бетонной смеси машинист должен убедиться, что выпускное отверстие бункера бетонного узла совпадает по вертикали с горловиной бетоносмесителя.

5. По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:

а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте разгрузки бетонной смеси (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей, коммуникаций и линий электропередачи);

в) условиться с бетонщиками о системе звуковых и знаковых сигналов во время разгрузки бетонной смеси;

г) определить с руководителем работ место слива воды после промывки барабана автобетоносмесителя.

6. При разгрузке смеси машинист обязан установить автобето-носмеситель на горизонтальной, с ровным покрытием, площадке, имеющей подъездные пути. Вокруг автобетоносмесителя должен быть обеспечен свободный проход не менее 1 м. После направления лотка бетоновода в место выгрузки машинист включает обратное вращение барабана бетоносмесителя и отпускает бетонную смесь в необходимом количестве.

7. При установке и перемещении автобетоносмесителя вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния от основания выемок до ближайшей опоры автобетоносмесителя, приведенные ниже.

Глубина выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автобетоносмесителя, м, при грунте

песчаном

супесчаном

суглинистом

глинистом

8. При выполнении работы машинист обязан:

б) не допускать перевозки бетонной смеси в количестве, превышающем грузоподъемность автобетоносмесителя;

в) не оставлять автобетоносмеситель с работающим двигателем без присмотра;

г) не начинать движение автобетоносмесителя и подачу бетона при нахождении людей на подножках и верхней его площадке.

9. При остановке и стоянке автобетоносмесителя на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или других условиях недостаточной видимости (тумане) машинист обязан включить габаритные или стояночные огни.

10. При перемещении автобетоносмесителя своим ходом по дороге общего пользования машинист обязан выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации».

11. Барабан автобетоносмесителя следует промывать на специально отведенных местах. После промывки барабана сливать воду следует в емкость для отстоя воды и отделения щебня.

12. Работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

13. Работа должна быть остановлена при возникновении следующих неисправностей:

а) появлении трещин или деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и смесительного агрегата;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других признаков неисправности двигателя или смесительного агрегата;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) отсутствии на машине штатных средств пожаротушения;

ж) отсутствии наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП.

14. В случае воспламенения топлива на автобетоносмесителемашинист обязан прекратить доступ топлива к очагу огня и гасить пламя огнетушителем, землей, песком или брезентом. Запрещается заливать горящее топливо и электропроводку водой.

Требования безопасности по окончании работы

15. По окончании работы машинист обязан:

а) промыть барабан и очистить автобетоносмеситель от бетона;

б) поставить автобетоносмеситель на место стоянки;

в) выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

г) затормозить автомобиль, установить передачу в нейтральное положение;

д) о всех замеченных во время работы неполадках сообщить руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов бетоносмесителей передвижных (автобетоносмесителей)

ТОИ Р-66-33-95

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений. Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда. Предназначены для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин). УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий. В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами. Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам, выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих профессий. Машинисты бетоносмесителей передвижных (далее - «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, наложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации бетоносмесителей передвижных.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан: а) иметь при себе удостоверение на право управления базовым автомобилем, получить путевой (маршрутный) лист и пройти предрейсовый медицинский осмотр; б) иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и талон технического паспорта автомашины, получить наряд-задание на выполнение работы и маршрут движения (место загрузки сухой или жидкой бетонной смесью и место работы автобетоносмесителя); в) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца. 2 . После получения наряда-задания у непосредственного руководителя машинист обязан: а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструмента; б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние базового автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида; в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправить автомобиль топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее; г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, опилок или песка; д) проверить исправность бетоносмесительного агрегата; е) проверить работоспособность двигателя и его исправность на холостом ходу, а также осветительные и контрольно-измерительные приборы, проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления; ж) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности базового автомобиля. 3 . Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности: а) неисправности механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация базового автомобиля; б) наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и бетоносмесителя; в) отсутствии первичных средств пожаротушения. Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них непосредственному руководителю и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.

Требования безопасности во время работы

4 . Перед загрузкой сухой смеси или непромешанной жидкой бетонной смеси машинист должен убедиться, что выпускное отверстие бункера бетонного узла совпадает по вертикали с горловиной бетоносмесителя. 5 . По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан: а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ; б) совместно с руководителем работ убедиться в отсутствии опасных производственных факторов на месте разгрузки бетонной смеси (от строящихся зданий, работающих машин и механизмов, откосов котлованов и траншей, коммуникаций и линий электропередачи); в) условиться с бетонщиками о системе звуковых и знаковых сигналов во время разгрузки бетонной смеси; г) определить с руководителем работ место слива воды после промывки барабана автобетоносмесителя. 6 . При разгрузке смеси машинист обязан установить автобето-носмеситель на горизонтальной, с ровным покрытием, площадке, имеющей подъездные пути. Вокруг автобетоносмесителя должен быть обеспечен свободный проход не менее 1 м. После направления лотка бетоновода в место выгрузки машинист включает обратное вращение барабана бетоносмесителя и отпускает бетонную смесь в необходимом количестве. 7 . При установке и перемещении автобетоносмесителя вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния от основания выемок до ближайшей опоры автобетоносмесителя, приведенные ниже.

Глубина выемки, м

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры автобетоносмесителя, м, при грунте

песчаном

супесчаном

суглинистом

глинистом

8. При выполнении работы машинист обязан: а) содержать кабину управления и бетоносмесительный агрегат в чистоте, не оставлять в барабане бетонную смесь; б) не допускать перевозки бетонной смеси в количестве, превышающем грузоподъемность автобетоносмесителя; в) не оставлять автобетоносмеситель с работающим двигателем без присмотра; г) не начинать движение автобетоносмесителя и подачу бетона при нахождении людей на подножках и верхней его площадке. 9 . При остановке и стоянке автобетоносмесителя на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или других условиях недостаточной видимости (тумане) машинист обязан включить габаритные или стояночные огни. 10 . При перемещении автобетоносмесителя своим ходом по дороге общего пользования машинист обязан выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации». 11 . Барабан автобетоносмесителя следует промывать на специально отведенных местах. После промывки барабана сливать воду следует в емкость для отстоя воды и отделения щебня. 12 . Работать в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

13 . Работа должна быть остановлена при возникновении следующих неисправностей: а) появлении трещин или деформаций в металлоконструкциях несущей рамы и смесительного агрегата; б) обнаружении течи в топливной или масляной системе; в) падении давления в шинах; г) появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других признаков неисправности двигателя или смесительного агрегата; д) неисправности стояночного или рабочего тормоза; е) отсутствии на машине штатных средств пожаротушения; ж) отсутствии наряда-допуска на работу вблизи ЛЭП. 14 . В случае воспламенения топлива на автобетоносмесителе машинист обязан прекратить доступ топлива к очагу огня и гасить пламя огнетушителем, землей, песком или брезентом. Запрещается заливать горящее топливо и электропроводку водой.

Требования безопасности по окончании работы

15. По окончании работы машинист обязан: а) промыть барабан и очистить автобетоносмеситель от бетона; б) поставить автобетоносмеситель на место стоянки; в) выключить двигатель, перекрыть подачу топлива; г) затормозить автомобиль, установить передачу в нейтральное положение; д) о всех замеченных во время работы неполадках сообщить руководителю работ или лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автобетоносмесителя.