Игра по правовому воспитанию старшеклассников. Интеллектуально - правовая игра юридическая азбука для школьников. Представление членов жюри

Познавательная игра: «Мои права» для детей 12-13 лет

Введение
Право - это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка - его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.
Проблема данной тематики заключается в том, что по результатам социологических исследований граждане России не знают свои права и обязанности, поскольку, более глубокое изучение не входит в школьную программу и как следствие люди не могут грамотно (правильно) применить их в жизненных ситуациях. Поэтому знакомство с основным законом государства, нужно начинать уже со среднего звена.
Конституция РФ – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан. Поэтому знакомство детей с правами и обязанностями нужно начинать именно с нее.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова ее цель. На пути к этой цели мы должны привить учащимся, что они имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
С помощью введения уголовного кодекса РФ в обучение можно упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, а так же воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Семейный кодекс дает понятие о семье, при знакомстве с некоторыми статьями у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, учащиеся учатся анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях, а так же, воспитывается чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга, перед будущей семьей.
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Для достижения развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения факультативных занятий, как вариант, можно использовать игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Что даёт такая методическая разработка:
1.Снижается уровень тревожности у детей.
2.Резко повышается активность всех обучающихся.
3.Смена деятельности, новизна, необычность повышают интерес.
4.Углубление, расширение знаний за счет привлечения дополнительных сведений.
5.Нетрадиционная форма дает возможность творчески подходить к работе.
Актуальность данной работы заключается в том, что именно в процессе игры дети приобретают основные азы правовых знаний, определяют свои основные права, учатся логически мыслить, развивать наглядно-образное мышление и воображение.
Новшество разработки:
Ввести учащихся в мир понимания прав ребенка;
Научить применять свои права и обязанности на практике с помощью игры
Цель методической разработки: развитие правовых компетентностей у учащихся.

Задачи игры:
Воспитательные
воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность
уметь принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях
Образовательные
помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами
привить учащимся начальные знания прав и обязанностей в конкретных ситуациях сформировать навыки самозащиты в рамках закона.
Развивающие
расширить кругозор в области права
стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.
УУД
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Участие в коллективном обсуждении проблемы;
Интегрирование в группу сверстников, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Личностные:
Обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся (соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Познавательные
Подведения под понятия, выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений;
Доказательство

Ход игры:

Участники игры:
1. Конкурсанты 2 команды по 7-10 человек.
2. Эксперты, жюри (педагоги или родители) 3 человека.
3. Группа обеспечения игры: ведущий и его помощник.
Игра включает в себя 4 этапа: представление команд, конкурс, подведение итогов.
Презентация (приложение 1)
Слайд 1
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Поэтому, занятие сегодня, мы посвятим знакомству с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Итак, начнем с разминки:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Ответ детей: Конституция РФ
Слайд 2
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Педагог: Кроме Конституции, какие еще нормативные документы существуют?
Ответ детей: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Слайд 3
«Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Педагог: Молодцы, а теперь перейдем к игре:
Первый этап: Представление команд.
Второй этап: Конкурс
Первый тур: «Заморочки».
С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.

Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф.
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Командам раздаются карточки (приложение 2)
Задание первое:
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1
Задание второе:
1. Составьте пословицы (приложение 3)
Грамоте учиться – а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится
Правда, родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой
Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Третий тур: «Занимательный»
Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)
Задание первое:
Слайд 1
Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука».
Слайд 2
(«Черт побери»)
Слайд 3
У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
Слайд 4
(Билета.)
Слайд 5
Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.
Слайд 6
(Сорока.)
Слайд 7
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!»
Слайд 8
(«Кавказская пленница».)
Слайд 9
Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
Слайд 10
(Шапка.
Задание второе:
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (приложение 5):
Слайд 1
Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
Слайд 2
(лиса и заяц)
Слайд 3
В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
Слайд 4
(Лягушка-путешественница)
Слайд 5
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
Слайд 6
(«Колобок»)
Слайд 7
Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?
Слайд 8
(«Царевна-лягушка»)
Слайд 9
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
Слайд 10
(Баба-Яга)
Слайд 11
Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано
Слайд 12
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 13
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
Слайд 14
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
Слайд 15
В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
Слайд 16
(«Сказка о попе и работнике Балде»).
Четвертый тур: «Театральный»
Вариант 1
Каждая из команд подготовили по две ситуации, которые сейчас представят в виде сценок, а команды соперников должны грамотно разрешить их (приложение 6).
Вариант 2
Каждая из команд вытягивает ситуацию и уже готовые роли из мешка, обсуждают ее и обыгрывают. Команда соперников разрешают ее с помощью закона.
Вариант 3
Работа в малых группах. Участники команд вытягивают ситуацию и делят ее на роли. Команда соперников пытается правильно разрешить её.
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить»
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.

Подведение итогов игры . Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!

Список используемой литературы:
1. Антонов В. «Изучаем права человека», Москва, 1996.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, …и я имею право», Москва, 2007.
3. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
4. Маркелова Е. Защита прав детей - проблема государства / Уполномочен защитить… 2001. № 3.
5. Устный журнал "Правам подростка посвящается..."
6. Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.
7. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию разработки:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка
3. Уголовный кодекс РФ
4. Семейный кодекс Р.Ф.
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

« Я и мои права».

Провел учитель

истории и обществознания

МБОУ Целинная СОШ

Ершов Олег Михайлович

2015 г.

Ход игры:

В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам. Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: « Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

1 тур.

Представление команд (по 1 минуте)

Название;

Девиз;

Представление.

Вопросы 2 тура

    Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.

    – 12 декабря.

    Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет

    Как именуется тайное хищение имущества? – кража

    Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм

    С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни)

(Сценки разыгрывают ученики)

1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын : Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? (Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.

Что должна ответить мама? ( Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам?
( (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
(
Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура

1 команда:

а) с момента рождения до 18 лет

2 команда:



г) независимо от различных обстоятельств

1 команда:

а)родители
б)родственники
в) никто
г) сверстники

2 команда:


б) не имеет права

1 команда:

а) с 18 лет
б) с 16 лет *

2 команда:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц
б) не имеют этого права

г) безоговорочно

1 команда:

а) всегда и при любых обстоятельствах

в) пока живы родители

2 команда:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)
в) только родители;

1 команда: а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию

2 команда: -

а) сын
б) мама
в) органы опеки

1 команда:

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя

2 команда:

а) употребление алкоголя
б) наркотических средств

1 команда:

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным

2 команда:

а) гражданская
б) административная
в) семейная

5 тур ( раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Моральные

    Правовые

    Нормы этикета

Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди» .

Объявление победителей, награждение.

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

    ?

______________________________

    Какой День является Днем Конституции? _______________________

    _____________________________

    _____________________

    …____________

    – _______

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

    Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ?

    Какой День является Днем Конституции? _______________________

    Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________

    Как именуется тайное хищение имущества? _____________________

    Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________

    С какого времени наступает уголовная ответственность? __________

Вопросы 2 тура (бланки для жюри)

    Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.

    Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.

    Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет

    Как именуется тайное хищение имущества? – кража

    Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм

    С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 4 тура

(для жюри)

(Тест по 4 вопроса каждой команде) (верный ответ отмечен ______)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств
д) равного имущественного положения

1 команда: - Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители
б)родственники
в)никто
г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет
б) с 16 лет
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители);
в) только родители;

1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын
б) мама
в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а ) употребление алкоголя
б) наркотических средств
в) употребление других одурманивающих веществ

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская
б) административная
в) семейная

«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

вопросы для тура

ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    Моральные

    Правовые

    Нормы этикета

Викторина по праву «Мир права»

Методическая разработка

Учителя истории и обществознания

Быштак-оол Надежды Николаевны

Пояснительная записка

В современном обществе правовая культура является важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. А, значит, ведущую приобретает правовое воспитание учащихся, которое представляет целенаправленное,организованное и систематическое воздействие на личность. Эффективной формой приобщения школьников к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной жизненной позиции выступает внеурочная деятельность, в частности, проведение предметных недель. Одним из мероприятий в рамках недели правовых знаний является правовая викторина для старшеклассников.

Цели викторины:

    формирование правовой грамотности учащихся;

    закрепление навыков внутригрупповой коммуникации;

    выработка установок на законопослушное поведение

Форма проведения:

Игра проводится в форме викторины между командами 9-11 классов. Каждая команда располагается за отдельными столами. Количество команд - 3 (по количеству классов), в команде 5 игроков.

Условия для проведения игры:

    наличие помещения (класс, актовый зал);

    оборудование;

    задания;

    жюри (3 человека)

Оборудование, оформление

    изображение государственных символов;

    компьютер;

    медиапроектор;

    экран,

    таблица подведения итогов (на доске и у жюри)

Предварительное задание для команд:

разработать и презентовать название, эмблему и девиз команды

Ход игры:

    Введение (3 минуты)

Сегодня вы, ребята, выступите в роли сыщиков, экспертов, криминалистов – одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не преступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях. Мы предлагаем вам принять участие в викторине «Мир права», оценить свои знания и знания соперников. Игра состоит из четырех этапов, каждый из которых будет оценивать компетентное жюри. Желаем удачи!

    Представление команд.

Этап №1: конкурс презентаций команд (название, эмблема, девиз). Каждой команде дается 3 минуты. Общее время -9 -10 минут

    Конкурс №2 «Правовой лабиринт»

Вам предстоит разгадать правовой кроссворд, состоящий из 17 вопросов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов -17. Время – 5 минут

КРОССВОРД «Правовой лабиринт»

По горизонтали:

1 . Лицо, профессией которого является квалифицированная юридическая помощь.

3.Основной закон РФ.

5. Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным.

7. Общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам.

9. Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных либо санкционированных государством.

11. Устойчивая правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

12. Круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

15. Должностное лицо, на которое возлагается функция контроля над соблюдением законных прав и интересов.

16. Требование, предъявляемое истцом в судебном порядке.

17. Система государственных служб и органов по охране порядка.

По вертикали:

2.Способность самостоятельно, без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

3.Прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

6. Уполномоченный по правам ребенка

8. Общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и их отношения с государством.

10. Специалист по правоведению, юридическим наукам.

13. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

14. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

4.Разминка для болельшиков «Как ты знаешь Конституцию своей страны?»

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми.

2. Основной закон страны.

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах.

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти.

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан.

7.Когда принята ныне действующая Конституция РФ?

8.Кто был президентом страны в это время?

9.Вступление к Конституции.

10.Сколько глав в Конституции?

11. Как называется 5 глава Конституции?

12.Сколько разделов в Конституции?

13.Чему посвящён второй раздел?

14.Высший представительный орган власти в любом государстве?

15. Как называется парламент в нашей стране?

5. Этап № 3 «Соотнеси понятие». Конечно, настоящим юристам не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия с их содержанием.

(работа команд с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:

общество

А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.

социум

Б. Основной закон государства.

этнос

В. Способ организации жизни людей.

брак

Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.

геноцид

Д. Латинская форма слова «общество».

расизм

Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.

декларация

Ж. Греческая форма слова «народ».

конвенция

З. Теория о превосходстве своей расы над другими.

конституция

И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.

10.

дискриминация

К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

6. Конкурс для болельщиков « Правовые ситуации»

По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знания закона необходимы в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно , опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся проанализировать точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).

а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он?

д) На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

7.Этап №4 конкурс «Мы выбираем, нас выбирают…» Совсем скоро вам предстоит принимать участие в избирательных кампаниях. Что знаете вы о выборах в РФ? Перед вами на столах тестовые задания на тему «Избирательное право». Максимальное количество балов за этот конкурс – 12 (по количеству вопросов). Время – 5 минут.

1.В каком государстве неучастие в выборах наказывается лишением свободы?

а)В России

б) В Австралии

в) В Турции

2.Первый и последний президент СССР:

а) Б. Ельцин

б) В. Путин

в) М. Горбачев

3. Что такое референдум

а) власть 1 монарха

в) власть народа

4.В каком возрасте гражданин РФ получает право баллотироваться на пост Президента?

а) в 18 лет;

б) в 35 лет;

в) в 27 лет

5. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется

а) присяга;

б) инаугурация;

в) церемониал

6. Количество депутатов, избираемых в Государственную Думу

а) 350;

б)400;

в) 450

7. Путём референдума нельзя решать:

а) вопрос о помиловании;

б) вопрос о принятии Конституции;

в) вопрос о пересмотре действующего закона;

8. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны:

а) Государственная Дума Российской Федерации;

б) Президент страны;

в) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).

9. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

а) с21 года;

б) 18 лет;

в) с 25 лет.

10. Что такое пассивное избирательное право?

в) право не принимать участие в выборах.

11. Что такое активное избирательное право?

а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;

в) право на участие в работе избирательной комиссии

12. В каком году был избран первый Президент РФ?

а) в 2000г.;

б) в 1990г;

в) в 1991г.

8. Конкурс для болельщиков

1. Что такое права человека?(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).

2. В каком международном документе изложены основные права человека?(Всеобщая декларация прав человека).

3. Какая международная организация приняла этот документ? (ООН).

4. Какая человеку пользам от того, что у него есть права? (он не зависит ни от кого,кроме закона, является свободным в проявлении своей воли).

5. Переведите на русский язык термин «декларация». (Объявление, провозглашение).

6. Переведите на русский язык термин «привилегии» (Особые права)

7. Что означает право на жизнь? (Право родиться, жить и умереть естественной смертью).

8. Что означает право на свободу? (Человек, не совершивший никаких противозаконных действий, не должен никем насильственно удерживаться).

9. Что такое право человека на свободу передвижения? (Это возможность самому выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы страны и возвращаться).

9. Этап №5 «От теории – к практике».

Перед вами на экране изображения. По ним вам необходимо классифицировать правонарушения, определить вид и меру ответственности за каждое из них. Устный ответ дает капитан команды. Максимальное количество баллов – 6 . Время – 12 минут

10. Разминка - продолжить пословицу

1.Хоть криво сиди, (но прямо суди)

2. Не садил, не поливал, (а рвать поспел).

3. Дело право, (только гляди прямо)

4. Кто за правое дело стоит, (тот всегда победит)

5. За признание –(половина наказания)

6. Нашел, да не объявил – (все равно, что утаил)

7. Сперва рассуди, (а потом осуди)

8. Правда суда (не боится)

9.Под защитой права (никто не бывает обманут)

10. Мудрость закона нельзя (исчислять деньгами)

11. Где парит сила, (там закон бессилен)

12. Истцу - первое слово, (ответчику – последнее)

13. Судья праведный –(ограда каменна)

14. Нет мяса без костей, (Вершин, без горных склонов,) Нет пира без гостей,(Державы - без законов.)

15. Дуракам закон (не писан)

16. Меч правосудия (не имеет ножен)

8 конкурс для болельщиков. 1.(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).

11. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ключи

Ответы 1 разминки «Конституция»

1.закон

2.Констиуция

3. Суверенитет

4. Гражданство

5.Демократия

6.Правовое

7.12.12.1993г

8.Б.Ельцин

9.Преамбула

10.9

11.Федеральное Собрание

12.2

13.заключительные и переходные части

14.Парламент

15.Федеральное Собрание РФ, Великий Хурал (РТ)

Ответы 3 этапа «Соотнеси понятия»: В,Д,ж,а,е,з,и,к,б,г.

Ответы конкурса для болельщиков «правовые ситуации»

А.(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

11г.

14 .с

13.н

15.о

16.и

Б. (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)

В. (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления –

с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

Г. (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)

Д. (Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)

Е. (Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)

Ответы «Мы выбираем, нас выбирают »: б,в,б,а,б, в,а,в,б,а,б,в

1.Статья 214. Вандализм
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Кража в магазине подразумевает хищение чужого имущества и предусматривает ответственность по части 1 или 2 (если совершена группой лиц по предварительному сговору) статьи 158 УК РФ, где установлена минимальная санкция в виде штрафа в размере до 80 000 рублей, максимальное наказание – сроком до пяти лет. Не все знают, что уголовная ответственность при совершении кражи в магазине наступает только при условии, если стоимость похищенного имущества превышает 1000 рублей. В обратном случае, магазинная кража признается мелким хищением и квалифицируется как административное правонарушение, за которое статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрены либо штрафные санкции не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток

3. распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте .

Согласно статьи 20.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ, появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

Условия игры: принимают участие две команды по 6-8 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. До игры, команды придумывают свой вопрос команде противников.

Оформление игры: стенд “Человек. Государство. Закон”, где представлена литература по данной теме.

Начинается игра со вступительного слова ведущего:

“Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал…,” - писал А. Де Сент-Экзюпери.

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что принесет оно миру, каким будет завтрашний день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь определить, к какому времени они относятся:

  1. “Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков”.
  2. “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
  3. “Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далек”.
  4. “Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.

Присутствующим предлагается определить, к какому времени принадлежат данные высказывания.

Слово ведущего:

Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399 гг. до н.э.), вторая - Гесиоду (720г. до н.э.). Автор третьего высказывания – египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. И, наконец, четвертое обвинение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.

Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?

Самая главная причина в том, что молодежь не однородна и, наряду с передовой частью в ней всегда представлены и отрицательные типы, которые ведут себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим, преступают закон.

К сожалению, молодежь и в наши дни совершает преступления. В последнее время появились новые виды преступлений: вандализм, вымогательство, торговля наркотиками и их распространение, ложное сообщение об угрозе террористического акта. Случаи издевательства и унижение человеческого достоинства, называемые “дедовщиной”, стали распространенным явлением в нашей армии.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия: повышение уровня правовой культуры.

Условия игры: 5 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.

Представление членов жюри.

1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)

- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)

- “Чтоб быть свободным , нужно подчиняться законам” (античная мудрость)

-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”

(Сенека, философ)

- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)

- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)

- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть. ” (Э. Делакруа, художник)

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

3 этап: конкурс “Преступление и наказание”

Каждая команда получает задание: в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)

Сергей К. не пустил в дом участкового милиционера.

Александр Н. оскорбил нецензурными словами пассажира и нанес ему телесные повреждения.

Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов.

Водитель продолжил движение на запрещенный сигнал светофора.

14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.

Заказчик не выплатил исполнителю вознаграждение в срок.

Виктор К. на митинге призывал пойти военным походом на одну из соседних республик.

Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.

Вера А. совершила кражу сотового телефона.

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

4 этап: конкурс капитанов “Определи понятие”:

Каждый капитан вытягивает по жребию по 4 таблички с терминами и объясняет, что означают эти понятия:

Присяжные заседатели, Третейский суд, Инкриминирование, Умысел, Вандализм, Презумпция невиновности, Экоцид, Аффект.

5 этап: “Что? Где? Когда?”

Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)

С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)

О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)

- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)

Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)

В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)

Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)

С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)

В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)

С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? (В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).

Заключение:

Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.

Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Слово для награждения предоставляется жюри.

В приложениях представлены сценарии миниатюр.