Идеи сахарова должны быть реализованы. I. Основные идеи сахаровской Конституции Работа с текстом Декларации

  • Почему гражданин - имя ответственное?
  • Как открывалась эпоха прав человека?
  • Что значит быть свободным?
  • Какое звание самое почетное среди людей?

Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Во-первых, гражданин - это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Скажем, гражданин России, гражданин Франции и т. д. Во-вторых, начиная с античных времен (Древней Греции, Рима) и до наших дней оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

Гражданин - человек, имеющий права . В Древней Греции быть гражданином считалось возможностью редкой и почетной, гражданином называли не каждого свободного человека, не говоря уже о рабах. В Афинском государстве гражданами были только мужчины - коренные жители Аттики (область на юго-востоке Средней Греции). Гражданин обладал важными правами как в личной (мог иметь землю, дом), так и в политической жизни (мог обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность). Но были у граждан и серьезные обязанности: прежде всего строго соблюдать законы и защищать Отечество.

В Римской империи постепенно все представители свободного населения получили права римского гражданина. Римские юристы (по латыни juris значит «право», юрист - человек, изучающий право, правовед) понимали, что свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее.

Права римских граждан были четко разработаны. Все права разделили на две группы: публичные, т. е. общественные, и частные, которые приносили «пользу отдельному лицу», как определял их один знаменитый римский юрист. К публичным отнесли прежде всего политические права: право голоса в народном собрании и право занимать государственную должность. Сюда же включили и право нести военную службу. Частные права закрепляли право граждан на недвижимую собственность и землю, а также право на брак с римской гражданкой. Если гражданин пользовался всеми правами, он был полноправным гражданином. А если у него были только частные права и не было публичных (например, у вольноотпущенного раба или жителя римской колонии), то такой человек считался неполноправным гражданином. Неполноправным мог стать и римский гражданин, если суд лишал его публичных прав за какой-либо поступок, опозоривший честь гражданина. Как видите, звание гражданина со времен классической древности было связано не только с правами, но и с ответственностью за свои поступки и за судьбу государства.

В Средние века, при феодальном строе, многие свободные люди, особенно крестьяне, попали в жесткую крепостную зависимость. Феодальное государство абсолютно подавляло человека, господствовало над личностью. Звание гражданина померкло и употреблялось редко.

Открытие эпохи прав человека . Буржуазные революции X!VII - XIX вв., заложившие фундамент нового, демократического строя, возродили гордое и красивое понятие «гражданин».

В тот период были созданы знаменитые документы, которые как бы заново открыли историю прав человека. Среди них - Конституция США (1787) - первая в истории человечества писаная конституция (напомним: «конституция» означает установление, основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую, т. е. правовую, силу и требующий неукоснительного соблюдения), где были изложены новые демократические принципы организации государственной власти. Несколько раньше была провозглашена американская Декларация независимости (1776). Ученые считают ее первой в истории декларацией (декларация - заявление, объявление) прав человека. Наконец, в 1789 г., во время Великой французской революции, провозглашается Декларация прав человека и гражданина, обобщившая наиболее передовые достижения юридической и политической мысли своего времени.

Основой этих документов стали гуманистические идеи эпохи Возрождения, о которых вы знаете из истории. Главная мысль документов - обеспечить защиту жизни и свобод человека путем провозглашения его естественных прав. Что это значит?

Согласно этой теории, как вы помните, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.

В связи с таким подходом к вопросу о правах человека авторы названных выше документов поставили и определенные цели перед государственной властью. Цель государства, утверждали они,- обеспечить естественные права человека. А права человека - это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению - именно так и было записано во французской Декларации прав человека и гражданина.

Естественно, что авторы документов должны были объяснить, как они понимают, что такое свобода. Ответ был замечательным по своей краткости и выразительности: свобода состоит в праве человека делать все, что не вредит другому человеку. Все, что не запрещено законом, дозволено. Только закон должен устанавливать необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как по закону.

Если вдуматься, мы встречаем знакомую мысль: человек, гражданин имеет права, но и несет ответственность за свои поступки, ответственность перед законом, т. е. правовую ответственность.

Завершая краткое знакомство с документами, открывшими эпоху прав человека, отметим еще одну замечательную мысль. Авторы утверждали, что единственной причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является забвение прав человека. Поэтому, считали они, должны быть созданы специальные документы, которые будут постоянно напоминать всем - и гражданам, и аппарату власти - о правах человека, будут служить образцом права и способствовать всеобщему счастью. Такие документы были созданы в XX в. (о них мы еще будем говорить).

Великий гражданин России . Разговор о гражданине хотелось бы продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей XX в.- об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921 г., а умер 14 декабря 1989 г.

Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.

Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя Социалистического Труда ему присваивали трижды.

Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире - Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.

Изучение жизни Сахарова, его книг, выступлений, а также воспоминания тех, кто близко знал Андрея Дмитриевича, убеждают в том, что главной чертой его личности была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А. Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

Он, конечно, был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высокодуховным чувством. Процветание Родины он мыслил как счастливую, полную смысла жизнь, свободу материальную и духовную, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.

Это подлинные слова Сахарова, он написал их в конце жизни в своем проекте новой Конституции нашей страны. Они стали как бы его духовным завещанием, в них сконцентрированы главные идеи его мировоззрения, т. е. мысли, представления о жизни, о мире. Советуем подумать над ними. Родина для Сахарова - это прежде всего люди, граждане. А цель всего народа - счастливая и свободная жизнь. Но, заметьте: счастье он не сводил только к материальному обеспечению, хотя оно, конечно, является обязательным условием свободной жизни. Сахаров считал, что жизнь гражданина должна быть наполнена смыслом, духовно богатой, а также безопасной. И не только для граждан нашей страны, но и для всех - всех! - людей на Земле, независимо от происхождения, национальности и положения в обществе. Вот при этих условиях гражданин может стать свободным и счастливым.

Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Он первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан: «Как гражданин... я чувствую ответственность за происходящие трагические события».

Обратите внимание: слово «гражданин» Сахаров поставил рядом со словом «ответственность». А ответственный человек способен сознательно, мужественно выполнять свой моральный долг. Притом действует он не вслепую, а хорошо понимает все возможные последствия своих поступков. Но он готов к ответу за них.

В 60-х гг. XX в. А. Д. Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс и права человека. Позже правозащитников назвали диссидентами, т. е. инакомыслящими (хотя Андрей Дмитриевич говорил, что ему больше по душе старинное слово «вольномыслящие»). В 1970 г. вместе с группой единомышленников он основал Комитет прав человека. Такой организации, защищающей права человека, в СССР не было никогда. Члены комитета своей задачей поставили защиту людей, которых власти несправедливо преследовали за убеждения, т. е. за то, что люди осмелились мыслить самостоятельно, свободно. Подобной дерзости власти, конечно, не могли простить. И на членов комитета обрушились репрессии (наказания): многих лишили работы, бросили в тюрьмы, выгнали из страны. Сахарова отправили в ссылку на долгие семь лет...

Почему же он проявил такую гражданскую активность? Что было внутренним двигателем его поступков? Ответ мы находим у самого Сахарова: «Я почувствовал свою большую ответственность перед обществом».

В результате долгих и мучительных размышлений он пришел к выводу, что СССР стал тоталитарной империей (вспомните, что такое тоталитаризм), в которой совершенно бесконтрольно правит единственная партия КПСС.

По мнению Сахарова, СССР достиг огромной военной мощи, мог уничтожить весь мир, держал в страхе все человечество. Но как ученый Сахаров отлично понимал, что вся эта гигантская мощь досталась народу ценой страшных жертв и лишений, перенапряжения всех сил. И он не побоялся открыто, перед всем миром заявить, что уровень жизни советских людей, за исключением узкой группы партийных и военных начальников, крайне низок, а уровень свободы граждан СССР даже ниже, чем в других социалистических странах (теперь уже бывших социалистических). В СССР, утверждал Сахаров, нарушаются права человека, очень не хватает свободы убеждений, свободы печати, свободы информации, свободы передвижения, свободы выбора места работы и жительства. С болью в сердце он говорил, что многие тысячи советских людей преследуются властями за убеждения - за религиозные верования, за чтение нежелательной властям литературы, за стремление к гласности, правдивой информации. Выступающих за свободу бросают в тюрьмы, лагеря, «психушки» (специальные больницы-тюрьмы для якобы психически больных), изгоняют из страны.

Ныне тот период в истории СССР, о котором говорил Сахаров,- 70-е - начало 80-х гг. XX в. - называют периодом застоя. А ведь именно Сахаров одним из первых предупреждал, что в СССР начался застой и упадок. Он считал, что причины застоя кроются прежде всего в отсутствии духовной свободы. Без свободы мысли, духа ни одно общество не может нормально развиваться, оно загнивает, разлагается и идет к полному разрушению.

Но не подумайте, что Сахаров только критиковал. Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное,- утверждал Сахаров,- это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».

Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию - экстремизм был ему глубоко чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции - вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.

Известна такая древняя пословица: «Нет пророка в своем отечестве». Пророк - это мудрец, призывающий своих современников не забывать о моральных ценностях ради будущего, которое он умеет предсказывать. Пророков плохо понимали во все времена. Их «побивали камнями» - обижали, преследовали, гнали. Вспомните трагическую судьбу Сократа, убитого своими же согражданами-афинянами. Родина Сахарова, увы, не сделала для него исключения: его объявили пособником западных реакционеров, преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали.

Но Великий Гражданин не дрогнул. Он знал, что его ждут тяжелые испытания, и ничего не боялся. Мужество тоже было яркой чертой его личности. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы граждан. Наше с вами будущее.

Чему же учит трудная, но прекрасная, судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова? У каждого из вас может быть свой ответ.

Мы полагаем, что судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом.

Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле - воин!

    Основные понятия

  • Гражданин, право, права человека, ответственность, конституция.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные идеи документов, «открывших» историю прав человека, суть позиций, на которых стояли авторы документов. Какие цели они ставили перед государством? Как понимали, что такое свобода? Докажите, что ничего общего со вседозволенностью в таком подходе нет. Какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков?
  2. В чем суть учения о естественном праве? Чему противостоит это учение? Докажите, что оно имеет глубоко гуманистический характер.
  3. Назовите основные черты личности Андрея Дмитриевича Сахарова. Что вы раньше знали о Сахарове? Какие черты его личности оказались для вас неожиданными?
  4. Каковы основные созидательные идеи Сахарова о преобразовании нашего общества?
  5. Выскажите ваше мнение: чему учит судьба академика Сахарова?

Задания

  1. Немецкий ученый Вильгельм Швебель писал, что в демократическом обществе даже безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или покупателя.

    Раскройте смысл этого высказывания. Почему гражданин демократического общества становится опасным? Для кого? Объясните.

  2. Один ученик написал: «Граждане первобытного общества подчинялись обычаям, которые передавались из рода в род». Докажите, что в этой фразе есть ошибочная мысль.
  3. Известный ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев одним из первых назвал Сахарова пророком. Если вы согласны с этим мнением, постарайтесь объяснить, почему Сахарова можно считать пророком.
  4. Имя Сахарова пользуется огромным авторитетом во всем мире. Существует много общественных организаций, названных его именем. В начале 1992 г. в Лос-Анджелесе (США) одна такая организация учредила Международную премию Сахарова в размере 100 тыс. долларов за выдающиеся достижения в области...

    Подумайте: за какие достижения будет присуждаться Премия имени Сахарова? Какую цель может преследовать организация, учредившая премию?

  5. Вы уже много узнали о замечательном, гордом понятии «гражданин». Предлагаем вам самим дать обобщенный портрет гражданина: определить сущность, главные, по вашему мнению, черты.
права.

Цель:

Познакомить с содержанием Декларации.

Формировать навыки работы в группах, анализа документов.

Пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности.

План урока:

  1. Исторический путь утверждения прав человека.
  2. Международные правовые документы.
  3. Всеобщая Декларация прав человека как идеал современного права.

Раздаточный материал.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.

Пар. 35, с. 228.

Что значит гражданин?

Что значит гражданин в Древней Греции?

Что значит Гражданин в Римской империи?

Что значит неполноправный гражданин?

Охарактеризуйте основные идеи документов, «открывших» историю прав человека, суть позиций, на которых стояли авторы документов. Какие цели они ставили перед государством? Как понимали, что такое свобода? Докажите, что ничего общего со вседозволенностью в таком подходе нет. Какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков?

Назовите типичные черты гражданина.(Наличие прав, свобод и обязанностей, ответственности.

Кого называют великим гражданином России? Почему?

Назовите основные черты личности Андрея Дмитриевича Сахарова.

Каковы основные созидательные идеи Сахарова о преобразовании

нашего общества?

3. Новая тема.

Вводное слово учителя.

В 1948 году был создан этот уникальный не имеющий аналогов в истории человечества документ.

Этот документ был ответом второй мировой войны, ставил целью помочь восстановлению попранных тоталитарными режимами основных прав и свобод человека, защищать достоинства личности, помочь установить дружеские отношения между народами, укрепить всеобщий мир и безопасность,

Принятие декларации стало крупнейшим переломом в мировом правовом развитии, возрождением качественно новым. Поскольку естественное право стало обретать значение практического юридического регулятора общественной жизни. Духовного вдохновителя демократических преобразований, войдя основной частью в содержание национальных конституций многих стран мира, в том числе и конституции нашей страны (с 1993 года).

Подобную судьбу естественного права еще в начале века предсказывали многие русские правоведы либеральной ориентации- Б.Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, Л. Петражицкий и др., придававшие естественному праву значение фундаментальной основы построения правовой системы, соответствующей потребностям современного гражданского общества.

Раздаточный материал:

Существует множество общечеловеческих документов, адресованных всему человечеству. Главный среди них:

1.«Международная хартия прав человека:

- Всеобщая Декларация прав человека.

Международный Пакт об экономических социальных и

культурных правах.

Факультативный протокол.

- декларация - заявление, провозглашение;

- хартия - важный документ, грамота, петиция, послание;

- пакт - документ;

- конвенция - договор, соглашение.

2.Международное гуманитарное право:(международные соглашения о защите прав человека в периоды вооруженных конфликтов)

О защите гражданского населения во время войны, улучшение участи раненых и больных в действующих армиях и другие документы.

Наиболее важным среди этих документов является Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Главная мысль Декларации: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права. Они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Т. о. в центре внимания Декларации находится жизнь человека. Его права и свободы.

4.Работа с текстом Декларации.

Класс разделить на группы.

На столы положить тексты:Декларация, таблицы «классификации прав»

Сколько статей в этом документе? (зо)

Какие стороны жизни он охватывает?(все стороны)

Какие разновидности прав и свобод выделено для разных сторон человека? (гражданские, культурные. Политические, социальные, экономические)

У вас на столах лежат таблицы «классификации прав человека», в ней 4 вида прав соответственно сферам жизнедеятельности.

Прочитайте Декларацию и впмшмте номера статей в соответствии с видом права.

Заполните вторую таблицу (второй вариант классификации прав) опираясь на текст учебника с. 231.

Какие права относятся к 1-ой группе, и т. д. - впишите номера статей.

5.Итог.

Проверка и анализ таблиц.

Какой вывод вы сделали? В чем смысл Декларации?

Т.о. права и свободы абсолютно едины и неделимы - так сказано в специальных постановлениях ООН.

Великое историческое значение Декларации в том и состои. Что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав и свобод человека.

Нужно твердо уяснить: если вы имеете естественные. Неотъемлемые права, то и каждый другой человек наделен такими же правами.

Поэтому каждый из нас должен признать и уважать права и свободы других людей, всегда поступать в соответствии с требованиями «морали. Общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе», следовательно мы несем ответственность за свободу другого человека.

Всеобщая Декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

6 Домашнее задание.

Параграф 36. с. 233 - эссе.

Раздаточный материал.

Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, затем сократите перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.

гуманность, скромность, чувство справедливости, честность, чувство долга, чувство чести, искренность, чувство вины, стыдливость, сочувствие, милосердие, чувство ответственности

Ключевые идеи, и суть позиций, на которых стояли авторы исторических документов.

Главная мысль документов - обеспечение свободы человека путем провозглашения его естественных прав;

Человеческие права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение;

Права человека неотчуждаемы;

Цель государства - защита естественных и неотчуждаемых прав человека;

Права человека - это свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению;

Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому человеку;

Гражданин имеет права и ответственность перед законом;

Закон - выражение общей воли граждан;

Все граждане равны перед законом;

Причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является забвение прав человека.

Классификация прав человека.

Права человека - мера его свободы.

Декларация - заявление, провозглашение.

Хартия - важный документ, грамота, петиция, послание.

Пакт - документ.

Конвенция - договор, соглашение.

Международная хартия прав человека.

- Всеобщая декларация прав человека.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Международный Пакт о гражданских и политических правах.

Факультативный протокол.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) ООН 10 декабря 1948 года.

Русский физик. В последние годы жизни - диссидент.

«…чудом и было в советском государстве появление Андрея Дмитриевича Сахарова - в сонмище подкупной, продажной, беспринципной технической интеллигенции, да ещё в одном из главных, тайных, засыпанных благами гнёзд - близ водородной бомбы. (Появись он поглуше - его упроворились бы задушить.)

Создатель самого страшного оружия XX века, трижды Герой Социалистического Труда, как бывают генеральные секретари компартии, и заседающий с ними же, допущенный в тот узкий круг, где не существует «нельзя» ни для какой потребности, - этот человек, как князь Нехлюдов у Толстого , в какое-то утро почувствовал, а скорей - от рождения вечно чувствовал, что всё изобилие, в котором его топят, есть прах, а ищет душа правды, и нелегко найти оправдание делу, которое он совершает, До какого-то уровня можно было успокаивать себя, что это - защита и спасение нашего народа. Но с какого-то уровня уже слишком явно стало, что это - нападение, а в ходе испытаний - губительство земной среды.

Десятилетиями создатели всех страшных оружий у нас были бессловесно покорны не то, что Сталину или Берии , но любому полковнику во главе НИИ или шарашки (смотря куда изволили изобретателя помещать), были бесконечно благодарны за золотую звездочку, за подмосковную дачу иди за стакан сметаны к завтраку, и если когда возражали, то только в смысле наилучшего технического выполнения желаний самого же начальства. (Я не имею свидетельств, что «бунт» П. Капицы был выше, чем против неудовлетворительности бериевского руководства.) И ядру, Андрей Сахаров осмелился под размахнутой рукой сумасбродного Никиты , уже вошедшего в единовластие требовать остановки ядерных испытаний - да не каких-то полигонных, никому не известных, но - многомегатонных сотрясавших и оклублявших весь мир. Уже тогда попал он в немилость, под гнев, и занял особое положение в научном мире, - но Россия ещё не знала, не видела этого. Сахаров стал усердным читателем Самиздата, одним из первых ходатаев за арестованных (Галанскова-Гинзбурга), но и этого ещё не видели. Увидели - его меморандум, летом 68-го года.

Уже тут мы узнаём ведущую черту этого человека: прозрачную доверчивость, от собственной чистоты. Свой меморандум он раздаёт печатать по частям служебным машинисткам (других у него нет, он не знает таких путей) - полагая (! он служил в наших учреждениях - и не служил в них, парил!), что у этих секретных машинисток не достанет развития вникнуть в смысл, а по частям - восстановить целое. Но у них достало развития снести каждая свою долю копий - в спецчасть, и та читала меморандум Сахарова ещё прежде, чем он разложил экземпляры на своём столе, готовя Самиздат. Сахаров был менее всего приспособлен (и потому - более всех готов!) вступить в единоборство с бессердечным зорким хватким, неупустительным тоталитаризмом! В последнюю минуту министр атомной промышленности пытался отговорить, остановить Сахарова, предупреждал о последствиях, - напрасно. Как ребёнок не понимает надписи «эпидемическая зона», так беззащитно побрёл Сахаров от сытой, мордатой, счастливой касты - к униженным и оскорблённым. И - кто ещё мог это, кроме ребенка? - напоследок положил у покидаемого порога «лишние деньги», заплаченные ему государством ни за что» - 150 тысяч хрущёвскими новыми деньгами, до миллиона сталинскими.

Когда Сахаров ещё не знал либерального-самиздатского-мыслящего мира, на поддержку к нему пришёл молодой бесстрашный историк (с его грандиозными выводами, что всемирная закономерность была загублена одним неудачным характером) - как же не обрадоваться союзнику! как же не испытать на себе его влияния! Прочтите в первом сахаровском меморандуме - какие реверансы, какое почтение снизу вверх к Рою Медведеву. Виснущие предметы отягчают воздушный шар. Предполагаю, что задержка сахаровского взлёта значительно объясняется этим влиянием Роя Медведева, с кем сотрудничество отпечатлелось на совместных документах узостью мысли, а когда Сахаров выбился из марксистских ущербностей, закончилось выстрелом земля-воздух в спину аэронавту».

Солженицын А.И. , Бодался телёнок с дубом. Очерки литературной жизни, Париж, «YMCA-press», 1975 г., с. 395-397.

«Небольшая двухкомнатная квартира. В той комнате, где я был, стояла широкая тахта. Андрей Дмитриевич ещё не полностью выздоровел: лежал и часто кашлял. А его супруга непрерывно дымила сигаретой.

Меня это обозлило, я сказал:

Вы бы не дымили на больного - он же кашляет!
- Ничего, он знал, на ком женится, пусть терпит.

Эту, реплику запомнил хорошо. Антипатия ещё больше усилилась. С Сахаровым мы обсудили идеи из моей книжки. Он её принял и опять же я запомнил реплику:

Такие модели нужны любому правительству, хоть коммунистам, хоть капиталистам.

Потом обсуждали саму суть разных идеологий. Мне даже неловко писать, но создалось впечатление, что Андрей Дмитриевич мыслит... скажу осторожно: неглубоко. Считать, что социализм в экономике вполне можно примирить с западной демократией, правами и прочим «набором фраз»!

А уж моих идей о значении биологии в поведении человека он совершенно не принимал. Я не пытался переубеждать: давил авторитет и тормозили ядовитые реплики Боннэр.

Пили чай, приходили диссиденты, фамилии некоторых я слышал потом в «голосах». Обсуждали, как можно помочь кому-то из заключённых. Я ненадолго окунулся в эту среду. И не скажу, что очень прельстился. Всё равно, как если бы встретился с фантазерами-народниками девятнадцатого века.

То есть всё правильно, но наполовину - нереалистично».

Амосов Н.М. , Голоса времён, «Вагриус», 1999 г., с. 316.

Академик А.М. Будкер об академике А.Д. Сахарове: «Он был вундеркинд, но часто больше «кинд», чем «вунд»…

  • Каковы основные созидательные идеи сахарова о преобразовании нашего общества
  • 1-Свобода слова, против беспредела в армии, за свободу СМИ
    2- он был против войны в АфГАНИСТАНЕ, В Чечне и вообще против любой войны, где льётся кровь наших мальчиков. А ведь он был Лауреатом Нобелевской премии за создание атомной бомбы.

  • Вопросы для самопроверки: стр. 194. 3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации. 4. Охарактеризуйте основные черты современного межнационального сотрудничества. , стр. 206. 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры. 3. Перечислите функции семьи. Поясните в чем они заключаются. , стр. 217. 1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества? 2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи? Помогите
  • Стр 217
    1)Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России
    - нет четкого понимания истории что хорошо что плохо (постарались демократы)
    -разобщенность общества и нации
    -отсутствие национальной идеи
    -низкий уровень образования
    -коррупция
    -недоступность дороговизна спортивных секций и кружков
    - отсутствие массового спорта
    - развращение ТВ и прессой.
  • 1. Немецкий учёный Вильгельм Швебель писал, что в демократическом обществе даже безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или покупателя. Почему гражданин демократич. общества становится опасным? Для кого? Объясните.

    2. Один ученик писал:"Граждане первобытного общества подчинялись обычаям, которые передавались из рода в род. " Докажите, что в этой фразе есть ошибочная мысль.

    3. Известный учёный, академик Дмитрий Лихачев одним из первых назвал Сахарова пророком. Можно ли считать Сахарова пророком? Если да, то почему?

  • 1. Гражданин демократического общества опасен прежде всего для самого себя, так как он вправе менять свою жизнь и жизнь других людей, так как демократическое общество предполагает участие в управлении государством, то есть от выбора этим гражданином власти зависит его жизнь в этом государстве. Гражданин может поддаться популизму и выбрать не того кандидата, тем самым вверив власть не тому, поэтому гражданин может быть опасным, становясь избрателем.

    2. Ошибка состоит в том, что слово граждане абсолютно не относится к данному выражению. Само слово гражданин означает человека, живущего в государстве, имеющего определённые права, которые защищены конституцией или иными законадательными актоами. Граждан в первобытном обществе быть не могло, т. к. государство зародилось позже. В первобытном обществе существовало человеческое стадо.

    3. Такого выдающегося человека как академик Сахаров можно назвать пророком, так как он практически предсказал появление интернета, говоря что через 50 лет будет создаваться всемирная информационная система, чем интернет и является в наши дни.

  • Текст тут есть! Напишите хорошие ответы на вопросы! !

    1)Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
    2)Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук является психическое взаимодействие?
    3)Объясните характер описанных в параграфе социальных взамимодействий, используя текс Сорокина.


    Документ

    Размышления об обществе pyccкoгo социолога, ocнoвoпoложника отечественной и американской социологических школ п. А. Сорокина из книги «Человек. Цивилизация. Общество».

    Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагaeм наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не coставляет. Значит, общество означает прежде вceгo coвoкупность нескольких единиц (индивидов, существ, ocoбей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но И предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в пpoцессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой.

    Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) (тeорганические) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие цeнтры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.

  • Первый и второй вопросс связаны. Общество предполагает под собой площадку для общего развития людей, личностей. Лишить человека окружения, значит сделать его ассоциальным существом. Вообще, человек и общество не раздилимы, если их разделить, то смысл общества теряется. Всем известны примеры развития человека, индивида, отделенного от общества - это дети маугли, теряя контакт с себе подобными индивид теряет свойства характерные хомо самиенсу сапиенсу.
    Социальные, т. е общественные науки, считать, что предметом данных наук является псизология, можно опираясь на то, что взаимоотношения людей в обществе довольно сложные, и поняв их мы поймем все общество в целом. Я понимаю это так.

  • 1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
    2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
    3. В коллективной работе российских социологов говорится: «... Общество существует и функционирует в многообразных формах. .. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
  • 1) общество как система имеет сложный характер, т. к. включает в себя множество уровней, подсистем, элементов;

    2) наличие в обществе разнокачественных элементов, как материальных, так и идеальных;

    3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности;

    4) Общество представляет собой упорядоченную целостность: все подсистемы и элементы общества взаимосвязаны – интегративное качество;

    5) Самодостаточность: способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни;

    6) Общество – самоуправляемая система. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема

    7) Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество.

  • Каковы основные признаки гражданского общества?
  • Основными признаками гражданского общества являются: наличие в социуме свободных владельцев производственных средств; защищённость граждан, основанная на праве; развитая демократия; достаточное обеспечение свобод и прав человека; существование определённого уровня культуры; некоторая конкуренция различных групп людей и организаций, образующих его структур; самоуправление; плюрализм и свободно формирующиеся мнения людей.

  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
  • Личность - это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. на становление личности влияют: 1)окружение

    2)осознание своих ошибок

    3)делать то, чего хотите добиться от жизни

    4)обшение

    Семья несет в себе функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, рекреационная. Эти функции необходимы обществу, для продолжения жизни.

    Человеку нужна взаимосвязь с обществом для реализации его потребностей

    исторический процесс-ход человеческой жизни, ее результаты, развитие

  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактерезуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 4. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов? Приведите пример. 5. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характирезующие роль народа в историческом процессе. 6. Верно ли утверждение, что мировозрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мнение, потвердите его примерами.
  • Личность это человек, приносящий пользу обществу. Что бы стать личностью надо приносить пользу обществу. Мы проходили по обществознанию.

    Семья как была ячейкой общества, так и осталась. Потому что во времена перемен, для человека - это место, в котором он может получить поддержку, понимание и теплоту для души, чтобы противостоять всем стрессовым состояниям, которые сопряжены с большим напрягом выжить, обеспечить потомство всем необходимым и выстоять в это суровое время перемен. В одиночку прожить сложнее, даже если у тебя есть карьера и деньги.

    Общество образуют люди, которые вступают в определённые отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для общества как целого. Общество нуждается в управлении. Его осуществляют прежде всего государственные учреждения. Производственная деятельность направлена прежде всего на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще её называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей.

  • Бомбу власть ценила, борьбу - нет. Своими воспоминаниями о Сахарове делится историк Рой МЕДВЕДЕВ

    Не от мира сего

    Впервые я встретился с Сахаровым в 1967 г. в его московской квартире недалеко от Курчатовского института. Квартира была большая, но Андрей Дмитриевич, похоже, не придавал никакого значения ни обстановке, ни своей одежде. На локтях его свитера я заметил прорехи, не хватало пуговиц на рубашке. По первому впечатлению он был замечательным, добрым и умным человеком, но редким даже по тем временам романтиком и идеалистом.

    Когда в 1968 г. советские войска вошли в Чехословакию, Сахаров бросился поднимать на борьбу коллег-академиков. Ни один его не поддержал. Озадаченный, он позвал своих друзей, в том числе меня, и спросил, что делать. Может, поехать к редактору «Нового мира» Твардовскому и предложить ему выступить с совместным публичным протестом? О том, что в этом случае редакцию, скорее всего, разгонят, он не думал. Привыкший всех мерить по своей мерке, Андрей Дмитриевич понимал, что его, одного из отцов водородной бомбы, никто не тронет. То, что с остальных могут полететь головы, в его собственной голове не укладывалось.

    Сахаров днём и ночью был готов сражаться за правду. В мае 1970 г. моего брата Жореса насильно поместили в калужскую психбольницу. Когда Сахаров узнал об этом, он без приглашения, по своему удостоверению Академии наук СССР, пришёл на большой международный семинар генетиков, проходивший в Москве. Поднялся к доске и написал мелом: «Я, Сахаров А. Д., собираю подписи под обращением в защиту биолога Жореса Медведева...» Оставил адрес и телефон. Вскоре брата освободили.

    Дон Кихот

    В первый день работы Первого съезда народных депутатов СССР, 25 мая 1989 г., я увидел Андрея Сахарова перед Кремлёвским дворцом съездов с огромным плакатом «Вся власть Советам!». Он был делегатом и искренне верил, что 2250 народных избранников сейчас же начнут творить историю, поведут страну к свободе и демократии.

    В этом Сахаров ошибся, но его влияние на съезд было огромным. Он мог позволить себе выйти на трибуну и говорить вообще безо всякого регламента и разрешения председательствующего Михаила Горбачёва. Обычно он без предупреждения поднимался со своего места, вставал за спиной очередного оратора и, когда тот заканчивал своё пятиминутное выступление, занимал его место. Он мог говорить по 10-15 минут, причём иногда говорил настолько вздорные вещи, что даже я вынужден был выступать против. Самый известный случай - когда он, ссылаясь на публикацию в какой-то канадской газете, утверждал, что в Афганистане советские войска убивают своих, чтобы те не попали в плен к моджахедам. Естественно, это была полная чушь, случился страшный скандал…

    Гениальный физик-атомщик, Сахаров не знал собственной страны и советского общества. Тем не менее в нашей политической жизни он оставил огромный след. Я для себя сравнивал Сахарова с Дон Кихотом, благородным рыцарем с чистыми побуждениями. Дон Кихот тоже верил, что силой слова можно изменить мир, и не очень понимал, что за действительность его окружает.

    Сахаров прожил всего 68 лет. Мог бы и больше, но о здоровье он никогда не заботился. Во время ссылки в Горьком устраивал длительные голодовки, одна чуть не закончилась смертью в 85-м. Он никогда не причислял себя к политикам, хотя умер именно как политик - едва ли не на трибуне. В три часа 14 декабря в последний раз выступил на съезде, потом долго и бурно спорил с коллегами из Межрегиональной депутатской группы. Пришёл домой и умер (кажется, от инфаркта - вскрытие не проводилось). Его последними словами были: «Пошёл отдыхать. У меня завтра бой!»