Харуки мураками - биография, информация, личная жизнь. Лучшая книга Харуки Мураками. Лучшие произведения японского писателя и переводчика Харуки Мураками

Лучшая книга Харуки Мураками определяется каждым читателем индивидуально. Он - действующий классик, и каждое его творение уникально по-своему. Любителям мистики понравится роман "Охота на овец", где паранормальная сущность "овца", вселяясь в людей, разрушает их личности. В читательских отзывах к американскому изданию Харуки называли ни много ни мало “мифмейкером тысячелетия”.

Любителям фэнтези понравится "Страна чудес без тормозов..." , где читатель встретится с городом пленников и героем, обладающим необычными способностями. Бунтари и люди, предпочитающие "идти против течения" выберут роман Последний роман ознаменовал известность автора в Японии и личный финансовый статус. Ведь тираж издания составил 2 миллиона экземпляров!Читательские рецензии отмечают эту книгу как наиболее реалистичную среди всех произведений его авторства.

Версии рейтингов: американского и русского

Лучшая книга Харуки Мураками по версии издания "Нью-Йорк Таймс" - фэнтезийный роман "Кафка на пляже", повествующий о похождениях и душевных переживаниях 15-летнего парня Тамура, оставившего дом. Читатели определяют смысл этой книги как сагу об одиночестве. Духовное одиночество человека часто надуманно. Вот и Тамур придумывает себе единомышленника - Ворону, и в любой женщине подсознательно ищет погибшую мать либо единомышленника-сестру (которой у него не было). На самом деле, как отмечают прочитавшие роман, это чувство субъективно. Реально же одинокий человек больше внимания должен уделить светлым людям, с которым встречается в жизни.

По версии русских издательств, пальма первенства в творчестве Мураками принадлежит наиболее продаваемому трехтомному роману "Тысяча невестьсот восемьдесят четыре". В этом произведении нашли отражения многие социальные проблемы Харуки Мураками - это та, что принесла наибольшую выручку!" - скажут книготорговцы, и по-своему также будут правы.

Преданные ценители его творчества, как это принято в их среде, предпочтут последний, нашумевший роман автора "Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий", о переоценке своей личности 36-летним инженером, преодолевающим кризис среднего возраста. К ним присоединится также и возрастная категория читателей, утверждая, что лучшая книга Харуки Мураками - именно этот роман.

Лучшая книга по Интернет-отзывам

Найдутся и такие читатели которые предпочтут всем произведениям автора роман "Хроники заводной птицы", повествующий о поисках собственного "я" бывшим клерком юрфирмы Тору Окада и восстановлении им собственного разрушенного мира.

Людей привлекает к книге способность главного героя “выйти за рамки”, посмотреть на свое бытие под другим углом зрения.

Примечательно, что практически все читатели его романов отличают легкость и образность авторского стиля писателя. От его книг действительно трудно оторваться.

Литературоведам известно, что весьма динамично писал Харуки Мураками лучшие книги. Отзывы читателей благосклонны к произведениям этого автора, написанным везде, где он жил и творил:

  • в Кокубундзи;
  • во время проживания в Европе (в Италии, Греции, Британии);
  • в Соединенных Штатах (в штате Нью-Джерси, а затем - в Калифорнии);
  • вернувшись на родину.

Начало творчества Мураками. Знаковые книги

Миллионы читателей в мире являются преданными ценителями его творчества. Хотя есть и такие, которым не импонирует его особая восточная логика. Писателем Харуки Мураками стал совершенно уникально. Это произошло по наитию. Он, тридцатилетний парень, увлекающийся джазом и марафоном, как-то играя в бейсбол, вдруг почувствовал призвание - писать прозу. Ощутил позыв творить явственно и мотивирующе. Именно это побудило его к писательству. Первая же работа японца, роман “Слушай песню ветра”, была издана и награждена литературной премией. За ней последовал роман “Пинбол 1973”. Впрочем, эти две работы сам Мураками оценивает как “пробу пера”. Первым же творческим успехом сам автор считает роман “Охота на овец”. По мнению читателей, автору удалось в романе создать атмосферу непредсказуемости сюжета.

Само название книги в контексте японской морфологии содержит нетипичный момент: имена существительные в Стране восходящего солнца крайне редко употребляются в числе множественном. То, что использовано слово “овцы”, а не “овца”, для японца уже означает неопределенность, неизвестность последствий.

В Америке, куда он был приглашен в (Американский центр изучения зарубежных культур и литератур), писатель почувствовал необходимость писать о Японии. Действительно, парадоксальна судьба творцов. Находясь в Японии, он чутко следил за культурой Запада, а уехав на Запад, начал писать о родине.

За Атлантикой произошел его переход на качественно новый этап творчества. Основой тому послужило новое видение писателем родных для него японских реалий - глазами западного человека. Хотя, с другой стороны, писателю было комфортно в США. Он много работал на университетской ниве, став адъюнкт-профессором Принстонского университета. Его произведения выходят многомиллионными тиражами.

Лучший писатель Японии возвращается

Однако год спустя после после написания "Хроник Заводной Птицы", в 1995 году, писатель вдруг возвращается в Японию. Очевидно, таким образом отозвалось сердце писателя - внука буддийского священника и сына ученого-филолога на бесчеловечную зариновую атаку преступной секты "Аум Синрике" в и на землетрясение, практически разрушившее город его детства Кобе (префектура Хего).

Писатель решил жить в Японии, и он поселился в 1996 году в Токио. Американский опыт публичности позволил стать ведущим острых публицистических телепрограмм Харуки Мураками. Он пишет свою знаменитую “Подземку” - собранные интервью более 70 людей, пострадавших от рук фанатиков и убийц в метро. Отзывы на произведения этого автора документального характера (он занялся прозой на злобу дня) были в ту пору наиболее многочисленны. Читатели отмечали, что Мураками-документалист так же разносторонен и глубок, как Мураками-романист...

Работа на телевидении в 90-е годы сделала его одним из самых популярных людей у себя в стране. В 2001 году он создает сверхпопулярный в Японии сборник рассказов “Радио Мураками”, написанный в стиле откровенной и теплой беседы с читателем.

У себя на родине западную (в первую очередь американскую) классику - произведения Раймонда Карвера, Фрэнсиса Фицджеральда, Джона Ирвинга - переводит на японский Харуки Мураками. Рецензии на книги, возглавляющие международные рейтинги классической литературы, написанные Мураками, становятся для миллионов японцев путеводителем в мир книг. К примеру, тираж “Над пропастью во ржи” в его переводе раскупался в Японии не хуже, чем любой бестселлер.

Литературная популяризаторская работа классика неизменно находится в центре внимания читательской аудитории Японии. Ему пишут много писем, и он, вынужденный держать для их сортировки секретаря, по возможности отвечает на них.

Вместо заключения. Мураками развивает постмодерн

Впрочем, в начале XXI века, работая преимущественно в документальном жанре, классик вовсе не отдалился от художественной прозы, от стиля постмодерн. Просто взял паузу. Знатоки его творчества ждали... И они не ошиблись. Мураками как творец романов меняется непрерывно и концептуально. Похоже, его творческий потенциал с возрастом, подобно доброму вину, лишь обогащается.

С 2008 г. работал над новаторским романом о нашем полувиртуальном мире. Замысел “поглотить весь хаос” нашей жизни и показать, как он развивается, воплощен в трилогии “Тысяча невестьсот восемьдесят четыре”. Как всегда убедителен в попытке постичь законы эфемерной реальности Харуки Мураками. Отзывы на произведения писателя никогда не были столь восторженными. Самый первый тираж первой части трилогии был раскуплен всего лишь за 9 часов! Тема поиска психологических ориентиров оказалась востребованной в космополитичном мире размытых моральных, социальных, духовных ценностей.

А в 2013 г. читающая публика снова скупает тираж, но уже следующего романа - «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий».

В чем же его творческий секрет? Когда журналисты в очередной раз ему задают такой вопрос, Харуки Мураками, в очередной раз, улыбаясь, отвечает: “Ну, конечно же, в джазе!” (общеизвестно, что он обожает и постоянно слушает эту музыку). А затем мэтр, сделав паузу, добавляет: “Если бы не он, я бы, может быть, ничего и не написал...”

Харуки Мураками родился в Киото, древней столице Японии, в семье преподавателя классической филологии. Учился на факультете классической драмы в университете Васэда, держал джазовый бар в Токио. Писать начал в 29 лет и с тех пор выпускает в среднем по роману в год, просыпаясь в шесть утра и ложась спать в 10 вечера. В 33 года он бросил курить и начал тренироваться, ежедневно совершая пробежки и плавая в бассейне.

"Сочинять музыку и писать романы - это замечательное право, подаренное человеку, и в то же время великий долг."

Х. Мураками

Уехав из Японии на Запад, он, прекрасно владевший английским языком, впервые в истории японской литературы начал смотреть на свою родину глазами европейца: "...Я уехал в Штаты почти на 5 лет, и вдруг, живя там, совершенно неожиданно захотел писать о Японии и о японцах. Иногда о прошлом, иногда о том, как там всё сейчас. Легче писать о своей стране, когда ты далеко. На расстоянии можно увидеть свою страну такой, какая она есть. До того я как-то не очень хотел писать о Японии. Я просто хотел писать о себе и своём мире" - вспоминал он в одном из своих интервью, которые не очень любит давать.

"Конечная цель, которой я добиваюсь в романах, кроется в романе Достоевского "Братья Карамазовы."

Х. Мураками

Мураками одним из первых открыл глаза сотням тысячам читателей на современную Японию с её альтернативной молодёжной субкультурой, мало чем отличающуюся от аналогичной среды в Москве, Нью-Йорке, Лондоне или в Стамбуле. Его герой - это молодой бездельник, озабоченный поиском девицы с ушами необычной формы. Он любит обстоятельно питаться: смешивает зелёный лук и телятину, жареную с солёными сливами, добавляет сушеного тунца, смесь из морской капусты с креветками в уксусе, приправляет хреном васаби с тёртой редькой, подсолнечным маслом и сдабривает тушёной картошкой, чесноком и мелко нарезанным салями. Без особой цели катается на автомобиле по городу и делится с читателями животрепещущими вопросами: почему японская "Субару" уютнее итальянского "Мазерати", как однорукие инвалиды режут хлеб и каким чудом "толстяк Бой Джордж выбился в суперзвёзды"? Мураками своим творчеством разрушает привычные японские ценности, вроде стремления жить в гармонии с окружающим миром, не выделяться из среды и быть одержимым карьерой. Он с удовольствием ломает традиции, за что презираем многими японцами, приверженцами древних устоев и "правильных" привычек.

"Мне нравится тратить время. На свете столько всего, что я люблю - джаз, кошки... Девушки, может быть. Книги. Всё это помогает мне выжить."


"Сверхъестественные, непонятные явления, появляющиеся в моих романах, - это до конца метафора."

Х. Мураками

Он - последний романтик, с грустью неоправдавшихся надежд взирающий на холодное дуло револьвера в руке наёмника и убежденный в силе добра.

"Лично для себя я нахожу удовольствие в занятиях спортом каждый день и в коллекционировании старых джазовых пластинок."
Х. Мураками
"

Я принадлежу к поколению идеалистов 60-х. Мы действительно верили, что мир станет лучше, если очень постараться. Мы очень старались - но в каком-то смысле всё равно проиграли. Однако я пытаюсь пронести чувство этого идеализма через всю жизнь. И до сих пор верю, что идеализм способен сделать много хорошего в будущем..." - любит повторять автор множества книг, переведенных на 20 иностранных языков, в том числе и русский.

"То, что интересует меня - это некая живая тема темноты внутри человека."
Х. Мураками

Он обожает поп-культуру: "Роллинг Стоунз", "Дорз", Дэвида Линча, фильмы ужасов, Стивена Кинга, Рэймонда Чандлера, детективы - всё, что не признается интеллектуальным сообществом и высоколобыми эстетами из просвещённых богемных кругов.


"Возможно, что в пору быстрой смены ценностей написанное мною случайно пришлось по душе многим читателям [в России]."
Х. Мураками

Ему по духу ближе парни и девочки из шумных дискобаров, влюбляющиеся на один день, час и вспоминающие о своих увлечениях лишь несясь на ревущем мотоцикле. Может, поэтому в женщине его больше интересуют необычные уши, а не глаза. Ибо он не хочет притворяться и остаётся самим собой в любой ситуации,с любым человеком. Таким он полюбился во всем мире. Таким его любят и в России.

Родился 12 января 1949 в древней столице Японии, Киото. Дед - буддийский священник, содержал небольшой храм. Отец преподавал в школе японский язык и литературу, а в свободное время также занимался буддийским просветительством. В 1950 семья перехала в г. Асия - пригород порта Кобэ (префектура Хёго).

В 1968 поступил на Отделение театральных искусств университета Васэда на специальность классическая (греческая) драма. Учебу особенно не любил. Большую часть времени проводил в Театральном музее университета, читая сценарии американского кино.

В 1971 женился на своей однокашнице Ёко, с которой живет до сих пор. Детей нет.

Подробностями личной жизни он всегда делится неохотно. «Все, о чем я хотел сказать людям, я рассказываю в своих книгах».

В апреле 1978 года, во время просмотра бейсбольного матча, понял, что можен написать роман. До сих пор не знает, почему именно. «Я просто понял это - и все». Начал оставаться после закрытия бара на ночь и писать тексты на простеньком словопроцессоре.

В 1979 году опубликована повесть «Слушай песню ветра» - первую часть т. н. «трилогии Крысы». Мураками получил за нее литературную премию «Гундзо Синдзин-сё» - престижную награду, ежегодно присуждаемую толстым журналом «Гундзо» начинающим японским писателям. А чуть позже - национальную премию «Нома» за то же самое. Уже к концу года роман-призер был распродан неслыханным для дебюта тиражом - свыше 150 тысяч экземпляров в толстой обложке. Закончив в 1981 году «трилогию Крысы», Мураками продал лицензию на управление баром и занялся профессиональным сочинительством.

После закрытия своего джаз-бара бросил курить и начал заниматься сразу несколькими видами спорта. Ежегодно по два-три раза участвует в марафонских забегах в самых разных городах мира - Нью-Йорке, Сиднее, Саппоро и т. п. В начале 90-х гг. вел небольшое ток-шоу для полуночников на одном из коммерческих телеканалов Токио, беседуя о западной музыке и субкультуре. Выпустил несколько «гурманских» фотоальбомов и путеводителей по западной музыке, коктейлям и кулинарии. До сих пор любит джаз, и хотя «в последнее время классики стало больше», известен своей коллекцией из 40.000 джазовых пластинок.

За последние 25 лет перевел на блестящий японский произведения Фитцджеральда, Ирвинга, Сэлинджера, Капоте, Пола Теру, Тима О"Брайена, все рассказы Карвера, а также сказки Ван Альсбурга и Урсулы Ле Гуин.

В 2002-м году основал с друзьями клуб путешественников «Токио сурумэ» (Токийская сушеная каракатица), основная цель которого - поездки по малоистоптанным японцами уголкам мира с последующими репортажами об этом в глянцевых токийских журналах. В частности, еще и потому не любит публиковать свои фотографии, дабы его пореже узнавали в лицо там, куда он приезжает неофициально.

Работает на Макинтоше и частенько изводит свою секретаршу, поклонницу Майкрософта, тем, что выбирает не тот формат при сохранении файлов.

К 2003-му году его повести и романы переведены на 18 языков мира.

Харуки Мураками тот самый писатель, который открыл Страну восходящего солнца для иностранного взора. Гениальный автор пишет не только про мысли и чувства, но и о своей родине, людях, культуре и менталитете. Его книги стали особо популярны у нас благодаря особому изложению и возможности взглянуть с новой стороны на загадочную Японию.

Если тебе по духу Мураками, то сайт предлагает 10 лучших книг, которые стоит прочесть.

1. «Слушай песню ветра» (1979)


Знаменитый роман писателя, открывающий цикл произведений «Крысы». В центре романа рассказчик и его приятель Крыса, которые работают, пьют пиво, думают о противоположном поле и ожидают чего-то такого, что должно скоро произойти.

2. «Пинбол-1973»


Второй роман в «трилогии Крысы», который рассказывает всё ту же историю о рассказчике, который на этот раз поселяет у себя двух близняшек, и его соратнике Крысе. Главный герой отправляется искать антикварный игральный автомат, который ему удастся найти на заброшенной птицефабрике.

3. «Охота на овец» (1982)


Третья книга из серии «Крысы», основанная на китайской легенде о переселении души Овцы в человека. В этой истории именно рассказчик был выбрал тем самым человеком, в которого переселится Овца.

4. «Хороший день для кенгуру» (1983)


Отличный сборник рассказов, где тебе точно повстречаются Человек-Овца, Птица-поганка и даже тюлени, которые испытывают безудержную слабость к визиткам.

5. «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» (1985)


Вначале тебе покажется, что две главные сюжетные линии ничем не связаны. В четных главах рассказывается о странном городе с высокими стенами, которые мешают людям сбежать. А в нечетных о человеке, способном использовать свой мозг как ключ к системам шифрования и обработке данных. Это произведение считается одним из лучших творений Мураками.

6. «Норвежский лес» (1987)


Главный герой вспоминает свои студенческие годы в токийском университете, когда в его жизни присутствовали две совершенно разные девушки: красивая, но психологически травмированная Наоко и яркая и живая Мидори. По этому произведению есть одноименная экранизация 2010 года.

7. «Дэнс- дэнс- дэнс» (1988)


Мистический детектив, являющийся продолжением «Охоты на овец» и заключительной книгой в «Трилогии Крысы». По словам самого автора, написание этого произведения доставило ему немало удовольствия, потому что он всегда мечтал это сделать.

8. « Мой любимый sputnik » (1999)

Роман о лесбийских отношениях студентки Сумирэ с женщиной намного старше себя. Отправляясь вместе с ней на греческие острова, Сумирэ исчезает. По мнению Мураками, это «история об аномальных вещах, происходящих с нормальными людьми».

9. «Подземка» (1997)


Талант любого автора проявляется в уникальности его строк, самобытности. Говоря о лучших книгах Мураками, приходится оперировать более достойными понятиями, чем просто «креатив». Мы обсуждаем гения, произведения которого узнаются читателем буквально с нескольких слов. Читая наследие писателя, ощущается его любовь к народу, выраженная в желании раскрыть менталитет, культуру, чувства своих людей. Харуки без преувеличений открыл Японию для иностранцев.

В настоящее время 4 книги Харуки уже экранизированы. При этом автор продолжает заниматься творчеством. По понятным причинам, мы вынуждены указать, что нижеуказанный список актуален на 2018 год.


10 лучших книг Мураками

10

Список лучших книг Харуки Мураками открывает сборник рассказов, написанный в 2016 году. Это последняя работа автора за несколько лет его жизни, и в ней ощущается опыт и мудрость японца. Ключевая идея новелл отлично отражена в самом названии книги. В рассказах мы становимся свидетелями героев, которые остались одинакоми, брошенными женщинами в силу разных обстоятельств. Автору удалось очень тонко передать эмоции и ощущения персонажей.

Профессор Мицуёси Нумано из токийского института, давая рецензию, сказал: «После прочтения у каждого читателя в подсознании не может ни остаться тоски и грусти». Действительно, этот роман приводит к инсайту, хотя ничего сверхъявственного в нем не описывается.

Одним из лучших романов Мураками является книга «К югу от границы, на запад от Солнца». Речь идет об олицетворении классики в исполнении японского писателя. Сюжет рассказывает о жизни бизнесмена, имеющего в своем распоряжении джазовый бар. Спустя 25 лет он встречает возлюбленную девушку, о существовании которой у него осталось не так много воспоминаний. Он уже почти забыл о той страсти, которую вызывал образ этой мистической красавицы. Но чувства мгновенно воспламеняются, и он готов пойти против призрака смерти ради создания счастья с возлюбленной девушкой.

Пытаясь сравнить это произведение об экзистенциальных чувствах, на ум приходит только «Касабланка», но в японском исполнении!

К числу самых неоднозначных книг Харуки, безусловно, относится «Хроники Заводной Птицы». Мы говорим о произведении джойсовского уровня, которое покорило сердца сотен тысяч читателей именно тонкостью ощущений главных героев, которые автор передал максимально доступным языком.

Мистические сны, жуткие воспоминания, зашифрованные данные и умопомрачительные события имеют место существования на фоне ужаса Второй мировой войны. Все описанные явления автор связывает с иронией, и раскрывает посредством своей собственной «муракамской интонации». Результатом симбиоза таланта и воспоминаний современника является, своего рода, книга исцеления. Читать обязательно!

Топ-10 книг Харуки Мураками пополняет произведение «Подземка», раскрывающее действительно актуальные вопросы об угрозе терроризма. Темы, затрагиваемые в этом произведении, актуальны для граждан различных государств. Особенно тем, кто интересуется жизнью и ментальностью современных японцев. Много внимания Харуки уделил жертвам атаки токийского метро, которая произошла в 1995 году. На фоне произошедшего ужаса автор затрагивает действительно глубокие философские вопросы, и заставляет усомниться в объективной реальности вообще. Пытаясь прочитать между строк, Вы понимаете взгляды Мураками относительно системы и естества человека.

Особое место в рейтинге книг Мураками занимает произведение «Токийские легенды». Речь идет о сборники рассказов, в которых хранится ряд уникальных легенд. Таинственные истории переносят читателей в мир приключений, развязывающихся на территории японских городов. Нам предстоит узнать об удивительном призраке серфера, который лишился жизни от нападения акулы. Теперь он терроризирует отдыхающих на гавайском пляже. На фоне спортсмена развязывается история благополучного отца, который непонятным образом пропал между 24 и 26 этажом многоэтажного дома. А еще есть уникальный камень, который способен к реализации интеллекта и уникальная обезьяна по имени Синагава, которая любит красть имена.

Для истинных поклонников неосязаемой фантазии, Мураками подготовил книгу «Кафка на пляже», которая отлично отражает умение автора «Играть словом». Речь идет о 9 романе Харуки, который был издан в 2002 году. Спустя 3 года произведение было достойно оценено The New York Times. Так книга Мураками попала в десятку лучших 2005 года.

В центре сюжетной линии история о двух героях, которые становятся узниками древнего пророчества. Подросток Кафка и старик Наката даже представить себе не могли, что смогут общаться с посланцами потустороннего мира, и будут подвержены атакам кошек.

Данное произведение получило «Всемирную премию фэнтези».

Истинные поклонники творчества Мураками, наверняка, уже успели прочитать книгу «Норвежский лес». Это произведения можно интерпретировать с мостом, который ведет к пониманию японского творчества и таланта в его соответствующем проявлении. Здесь мы видим массу диалогов, которые, как глоток холодный воды в жаркий день оживляют сознание. Автор пытался классическим способом рассказать о своем видении мира, и ему удалось не только реализовать выбранную им задачу, но и поразить планету. Это одно из произведений, Мураками которое следует прочитать первым, знакомясь с творчеством автора.