Государственное устройство. Формы государственного (территориального) устройства: понятие и виды. унитарные и федеративные государства. автономии Смотреть что такое "Государственное устройство" в других словарях

В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Что такое устройство?

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

Внутреннюю структуру государства;

Правовое положение частей государства;

Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

Стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Языковым единством (Британское Содружество Наций).

· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

3.Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями.

Федеративное государство . Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (российская Федерация - хороший тому пример). Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число из может быть различно, отличаются они и наименованием.Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет два представителя.Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации.Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию . Многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация - это "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

ПРИЗНАКИ:

Унитарное государство:

Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федративное государство

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте име-ется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Конфедерация

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

Государственный (территориальное) устройство определяет внутреннюю территориальную организацию государства, взаимодействие центральных и местных органов власти. По государственному устройству различают простые (унитарные - от лат uniras - единство) и сложные государства.

В унитарном государстве территориальные единицы - области, департаменты, земли, штаты и т.д. - не имеют даже элементов суверенитета. У них отсутствуют собственные, отдельные от общегосударственных, законы, гражданство, налоги. Территория унитарного государства считается целостной. В унитарном государстве, как правило, действуют единая конституция и законы, создана единая система государственных органов. В международных отношениях унитарное государство выступает как единое целое. Унитарными государствами являются Польша, Финляндия, Дания, Франция. Унитарным, согласно конституции, является и Украина.

В отличие от унитарных государств административные единицы сложных государств имеют определенные признаки суверенитета, однако часть своих полномочий передают центра. Сложные государства разделяют на федерации, конфедерации и империи.

Федерация (от лат foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при котором государство является союзом ряда государственных образований, которые имеют определенную политическую самостоятельность, однако передают часть своих нрав и суверенитета органам федерации. В федеративном государстве каждая составная часть - земля, провинция, штат и т.д. - имеет суверенитет, определенные особенности законодательства, судопроизводства, но сохраняются целостность государства, общие высшие органы власти. В таком государстве, как правило, существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти как в отдельных составных частях (субъектах федерации), так и в государстве в целом. При этом законодательство страны четко определяет компетенцию органов каждого уровня. Решение общегосударственных (федеральных) органов власти обязательные для субъектов федерации и их органов власти, нормативные акты (и, в частности, общегосударственная конституция) федерации имеют высшую юридическую силу, чем нормативные акты отдельных частей государства. Характерным для федерации есть двойное гражданство - каждый гражданин отдельного субъекта федерации являются одновременно и субъектом государства в целом. Отдельные части федерации сохраняют право выхода из государства при условии соблюдения определенных процедур, ведь объединения осуществляется на основании договора об объединении отдельных государств, передают часть своих полномочий общегосударственном центра. Федерациями ныне, например, Федеративная Республика Германия, Россия, США и т.д..

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые объединяются для достижения определенных, четко определенной цели в отдельной сфере государственной деятельности (как правило, временный). Конфедерация действует на основании договора, при этом каждая из частей конфедерации сохраняет свой суверенитет. В конфедерации нет единой конституции, общей судебной и финансовой системы. В ней может создаваться совместный орган, состоящий из представителей отдельных частей конфедерации, но его решение не обязательны для субъектов государства. Каждое из государств - членов конфедерации - сохраняет свой суверенитет и имеет право в любое время выйти из ее состава. Конфедерации создают в основном для выполнения отдельных задач (обороны, торговли и т.д.). Они, как правило, имеют неустойчивый характер, быстро распадаются (так случилось, например, с Объединенной Арабской Республикой, в состав которой входили Сирия и Египет) или превращаются в федерации (именно так произошло с Соединенными Штатами Америки, которые на начальном этапе своего развития были конфедеративным образованием). Сейчас в мире много федеративных государств. Это такие государства, как Австрия, Бельгия, Индия, Пакистан, Австралия, Южно-Африканская Республика, Канада, Мексика, Аргентина и т.д..

Одна из последних в истории настоящих конфедераций была создана Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. и получила название Сенегамбия. Однако в сентябре 1989 г. она распалась. Сейчас конфедерацией, по официальным названием, является Швейцария (полное название - Швейцарская конфедерация), но фактически по содержанию швейцарской конституции она является федеративным государством.

В некоторых унитарных государствах отдельным территориальным единицам предоставляют дополнительные полномочия. Так, в Украине существует Автономная Республика Крым, в Испании - автономные провинции басков и Каталония.