Государственное нормативно-правовое обеспечение бжд. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации Правовые основы обж


Опасности всегда были и остаются недружелюбными попутчиками человечества. Они, как тени, постоянно сопровождают людей, но в отличие от теней проявляют назойливость, часто перерастающую во враждебность, а то и в агрессию.

Для защиты от опасностей, преследующих современного человека, не достаточно простой индивидуальной осмотрительности, хотя, конечно, она должна иметь место; необходимо социально организованное противодействие опасностям. Обеспечение безопасности является государственно-значимой проблемой, оно должно осуществляться всеми, постоянно и повсеместно и под патронажем государственных институтов.
Проблема государственного обеспечения БЖД значительно шире излагаемой нами тематики учебной дисциплины. Однако интуитивно понятно, что нормы и правила БЖД, изучаемые в рамках учебных программ, являются продуктом государственного регулирования безопасности жизни и деятельности граждан. Поэтому представляется целесообразным кратко рассмотреть систему мер государственного регулирования безопасности и увидеть ту ее условно обособленную часть, которую здесь рассматриваем как учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельность».
Систему общегосударственных мер по обеспечению безопасность граждан в Российской Федерации можно условно представить в виде двух ее составляющих:
1) правовых нормативных актов;

2) институтов, практически обеспечивающих минимизацию рисков.
Соответствующие этому компоненты системы безопасности могут быть представлены схемой, показанной на рис. 1.25.
Конституция РФ провозглашает право каждого на безопасные условия жизни. Конечно, это право не абсолютно, оно ограничивается рамками возможностей государства, которые, кстати сказать, находят свое отражение в упоминавшейся выше концепции приемлемого риска.
Государственное видение проблемы безопасности жизнедеятельности содержится во многих общефедеральных нормативных актах. Обобщенно и конкретно на сегодняшний день эти взгляды изложены в Законе «О безопасности» № 4235-1 от 25.12.1992 и в Концепции национальной безопасности № 24 от 10.01.2000, утвержденной Президентом РФ.

Рис. 1.25

Исходным положением Закона «О безопасности» является декларирование обязательства государства обеспечить безопасность каждого гражданина, защиту интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Государство возлагает на себя функции прогнозирования угроз, поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в условиях
64

чрезвычайных ситуаций. Полномасштабное обеспечение безопасности возлагается на Совет безопасности РФ, возглавляемый Президентом РФ. Совет безопасности создает постоянно действующие, а в особых случаях - временные, комиссии, которые в непрерывном режиме исполняют свои руководящие полномочия. В поле зрения Закона «О безопасности» состоят, в основном, опасности и угрозы, имеющие статус чрезвычайных или общенациональных.
Концепция национальной безопасности содержит изложение взглядов и установок по конкретным внутренним и внешним угрозам. Акцент в ней также делается на угрозах, диктующих создание силовых структур. Некоторые из перечисляемых в Концепции угроз напрямую связаны с тематикой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». К ним относятся угрозы военного характера, чрезвычайные техногенного и природного происхождения.
Законодательные акты по проблематике БЖД многочисленны, более того, любой государственный акт подвергается экспертизе по критерию безопасности жизнедеятельности в широком смысле этого термина. Приведем далеко неполный перечень законов, которые создают нормативную базу безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996. Закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994. Закон «О радиационной безопасности населения» № 03-ФЗ от 09.01.1996. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997. Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999. Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 (раздел «Охрана труда»). Закон «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25.07.1998.
Даже этот неполный список приведенных законов, судя по их названиям, свидетельствует об исключительно высокой значимости, которая придается в Российской Федерации проблеме БЖД. К отдельным законам еще вернемся при дальнейшем изложении нюансов конкретных опасностей и, соответственно, мер по защите от них.
Примером указов Президента РФ по проблеме безопасности могут служить Указы «Основы единой государственной политики в области обеспечения безопасности на период до 2010 года»: ядерной и радиационной - Пр - 2106 от 4.12.2003; химической и биологической - Пр - 2194 от 4.12.2003; в области гражданской обороны - Пр - 12 от 5.12.2004.
В качестве примера постановления Правительства РФ по проблеме БЖД назовем Постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.2003.
Далее обратим внимание на порядок соблюдения и исполнения правовых норм БЖД в РФ. На выполнение этих функций уполномочены практически все органы исполнительной власти РФ всех уровней, а также руководящие органы отраслей, ведомств, предприятий и прочих объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности. Обычно полномочия властных органов распространяются на соответствующие административнотерриториальные единицы, а руководящих органов производственных отраслей - на функциональные объекты хозяйственной деятельности. За повседневное проведение в жизнь законодательных норм по БЖД в РФ персонально ответственным является премьер- министр, который, кстати, в условиях военного времени становится начальником гражданской обороны. Общая координация деятельности структур государственной власти в области охраны труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду.
Среди министерств РФ следует выделить группу таких, которые по функциональному предназначению нацелены исключительно на обеспечение безопасности жизнедеятельности на общегосударственном уровне. Такие министерства, как правило, являются силовыми, возглавляющие их министры подчиняются непосредственно Президенту РФ. К числу таких министерств относятся МВД, МЧС, МО, МИД, Минюст, ФСБ. Подчиненность силовых министров непосредственно Президенту РФ подчеркивает приоритетность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Силовые способы обеспечения безопасности не являются предметом нашего изложения. Обобщенно, в кратком изложении опишем принципы государственного обеспечения безопасности лишь для трех интересующих нас секторов проблематики БЖД. К ним относим: охрану труда; техногенные и экогенные чрезвычайные опасности; гражданскую оборону.
Государственное управление охраной труда в РФ провозглашается приоритетным принципом государственной политики в области БЖД. Государство через систему контролирующих органов ведет строгий надзор за соблюдением требований охраны труда, за соблюдением принятых правовых норм. Концентрированное изложение правовых основ охраны труда содержится в 10-й главе Трудового кодекса РФ. Конкретные обязательные общегосударственные правила обеспечения безопасности участников трудовой деятельности, сохранения их жизни и здоровья содержатся в системе стандартов по безопасности труда (ССБТ), в частности, в системе ГОСТов, относящихся к 12-й группе. Полное обозначение любого ГОСТа этой группы можно понять на примере: «ГОСТ 12.1.030 - 81», в нем цифрами обозначены: 1 - правила электробезопасности; 030 - стандарты защитного заземления; 81 - год утверждения стандарта.
С принятием в 2003 г. Закона «О техническом регулировании» государственная система стандартов в значительной мере утрачивает свою приоритетность. Этим законом вводится в практику новый нормирующий документ - «регламент», который, как и ГОСТы, подлежит государственной регистрации, становится обязательным для исполнения всех заявителей, декларирующих безопасность своей деятельности.
Все требования охраны труда государством объявляются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Обеспечение безопасности трудовой деятельности является обязанностью работодателя. Для практического исполнения этих полномочий в организациях с численностью работников более 100 должна создаваться служба охраны труда или должен назначаться ответственный специалист по охране труда. За неисполнение полномочий по охране труда законом предусматривается наказание виновных вплоть до уголовного.
Государственное управление защитой от чрезвычайных опасностей в РФ осуществляется в рамках созданной в 1992 г. «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» - РСЧС. Здесь нужно снять недоразумение, которое, возможно, возникнет у пользователя данным пособием. В приведенном названии системы участвует термин «ситуация» и нет термина «событие». Придерживаясь введенной нами терминологии, с учетом фактического предназначения, данную систему можно бы назвать семантически более точно: «... системой предупреждения чрезвычайно опасных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайно опасных событий».
По установившейся терминологии опасность относится к чрезвычайной, если она может привести или уже привела к гибели людей, большому материальному ущербу или нарушению условий жизнедеятельности значительного числа людей. Численные значения критериев отнесения опасностей к чрезвычайным, используемые разными ведомствами, могут различаться. Например, в рамках МЧС РФ пороговые значения трех названных критериев составляют: два человека, 1000 МРОТ или 100 чел. соответственно.
Изучаемые чрезвычайные опасности по традиции принято подразделять на две разновидности: происходящие в мирных условиях (техногенные и экогенные); обусловленные применением средств вооруженной борьбы (подразумевается опасность поражения населения).
В наши дни «Система...» функционирует в режиме мирного времени, с объявлением войны она переводится в режим гражданской обороны с приоритетом защиты населения от средств вооруженной борьбы. Особенности поражения и защиты людей и объектов в условиях чрезвычайных опасностей будут рассмотрены нами позже, пока ведем речь о проблеме в целом.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти (от федерального до местного самоуправления) и организаций, в полномочия которых входит защита населения в условиях чрезвычайных опасностей. Координирующим федеральным органом РСЧС является Правительственная комиссия, а головным правительственным подразделением, обеспечивающим ее функционирование, - МЧС РФ. Акцентируем факт: органы управления РСЧС замкнуты на МЧС, но по регламенту в «Системе...» могут быть задействованы силы и средства практически всех ведомств РФ, в первую очередь МВД, МО, МЗ и др.
Элементы РСЧС (штабы, центры управления, пункты постоянного дежурства, силы и средства спасения и т.д.) рассредоточены по всей территории РФ и способны оперативно реагировать на проявления опасностей. В зависимости от обстановки РСЧС может функционировать в одном из трех режимов: повседневный режим - в мирное время при нормальной обстановке; режим повышенной готовности - в условиях чрезвычайно опасной ситуации; чрезвычайный режим - в условиях чрезвычайно опасного события, а также с началом войны.
Понятно, что эффективность функционирования РСЧС в большой степени определяется оперативностью реагирования на опасные случаи. Отечественная «Система...» имеет высокие показатели оперативности и организованности действий в очагах опасностей. Нередко она участвует и в проведении спасательных работ в очагах опасных событий на территории других государств.
Задачи В некотором регионе с числом жителей равным N зарегистрированы все случаи гибели людей в ДТП на протяжении двухлетнего периода; данные по ним приведены в следующей таблице:
Требуется: определить индивидуальный риск гибели жителя региона в ДТП; рассчитать и построить график социального риска гибели в ДТП жителей региона.
Числом N задаться или принять равным 107. Доля автовладельцев среди жителей региона (см. условие задачи 1.1) составляет 25 %. Средняя стоимость одного транспортного средства составляет 8 у.е. Среднестатистические данные за тот же период по материальному ущербу в связи с порчей транспортных средств в ДТП приведены в следующей таблице:
Определить: индивидуальный риск автовладельца, проживающего в регионе, повредить свое транспортное средство в ДТП (по-иному - унитарный риск повреждения в ДТП автотранспортного средства); унитарный риск утраты денег, вложенных в приобретение автотранспортного средства в результате ДТП. За прошедший год на станции регионального мониторинга зарегистрировано 100 сейсмических событий. Какова вероятность того, что за предстоящий месяц число событий окажется не менее 10, но не более 12? Расчет произвести по двум моделям - биномиальной и пуассоновской; результаты сравнить. Можно ли утверждать, что поток событий является пуассоновским, если в нем для случайного числа событий за заданный промежуток времени математическое ожидание и дисперсия равны? В каком соотношении находятся математическое ожидание и дисперсия случайного времени между событиями пуассоновского потока? Плотность распределения случайного времени между событиями потока графически изображается треугольником, катет которого соответствует отрезку (0; 1) числовой оси, вдоль которой отсчитывается значение случайной величины. Определить порядок потока Эрланга, которым можно смоделировать такой поток. Индивидуальный риск гибели человека в ДТП в некотором населенном пункте с числом жителей 106 составляет 10-5 год-1. Определить: вероятность гибели в ДТП произвольно взятого жителя населенного пункта в течение 10 лет;
интенсивность потока событий гибели людей в городе; вероятность того, что в предстоящий год в ДТП погибнет: а) ровно 10 жителей, б) не менее 10 жителей. На территории некоторого региона за год произошло 100 опасных событий. Считая, что распределение событий соответствует модели пуассоновского поля, определить вероятность того, что за предстоящее полугодие произойдет такое же число событий, причем все они окажутся сосредоточены в выделенной половине территории региона. Постоянная распада атома материнского радионуклида равна Хм. Дочерний атом является также радиоактивным, постоянная распада для него равна Хд. Атом, образующийся при распаде дочернего атома, будем называть его внучатым, является стабильным. В исходном состоянии атом находится в состоянии материнского.
Методом теории марковских процессов для каждого из трех состояний найти формулы зависимости вероятности от времени.
Ответ:

Заметим, что если задаться исходным числом N0 атомов материнского радионуклида и умножить обе части каждого уравнения на это число, то получим уравнения, описывающие изменение числа атомов каждого продукта во времени. Это следует из того, что произведение XN0 имеет смысл среднего арифметического числа атомов, оно может быть принято за математическое ожидание и по закону больших чисел обладает пренебрежимо малой дисперсией. С целью обеспечения надежности некоторого функционального блока АЭС предусмотрено его дублирование. В рабочем режиме находится лишь один из блоков, и в этом режиме его надежность характеризуется интенсивностью потока отказов X. Выход из строя блока в режиме «холодного резерва» исключается. При отказе работающего блока автоматически в работу включается резервный, а отказавший подвергается восстановлению. Время
восстановления - величина случайная, равная тХ (интенсивность потока восстановлений равна ц = 1/т). Потоки отказов и восстановлений - пуассоновские. При отказе второго блока до восстановления первого АЭС останавливается.
Найти вероятность того, что АЭС будет находиться в выключенном состоянии по причине отказа обоих блоков. Решить задачу 1.10 при условии, что в нормальном режиме оба блока постоянно включены (состояние «горячего резерва») и интенсивности потоков отказов для каждого из них равны. Для оказания скорой медицинской помощи жителям в населенном пункте создано медицинское учреждение с числом выездных бригад, равным m. За одни сутки за медицинской помощью в пункт обращается в среднем k вызовов поток обращений - пуассоновский. Продолжительность задействования бригады на обслуживание одного обращения - величина случайная, ее среднее значение равно т, поток обслуживаний - пуассоновский.
Определить вероятность того, что на обращение нуждающегося в медицинской помощи будет немедленное реагирование пункта помощи (в момент обращения на пункте будут незадействованные бригады).
Возможные значения параметров задания:

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Конспект по безопасности жизнедеятельности

  • 15. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
  • 16. Характеристика угроз жизни и здоровья пациентов больницы.
  • 17. Права и обязанности медицинского работника по воинскому учету.
  • 18. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • 19. Индивидуальные медицинские средства защиты (табельное оснащение сандружинника (цы).
  • 20. Эвакуация населения (кто организует, привлекаемые силы и средства, способы и сигналы оповещения).
  • 21. Основные элементы оценки медико-санитарной обстановки чс.
  • 22. Силы и средства рсчс на объектах экономики, учреждениях, организациях.
  • 23. Цель, задачи радиационной разведки. Характеристика приборов дп-5-в, ид-1, дп-22-в, дп-70-м.
  • 24. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (ас и дыр).
  • 25. Классификация и характеристика средств защиты органов дыхания.
  • 26. Основные принципы и мероприятия по защите населения в чс.
  • 27. Фазы развития ч/с различного генеза.
  • 28. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при ч/с.
  • 29. Факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 30. Классификация отравляющих веществ.
  • 31. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на муниципальном уровне.
  • 31.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на муниципальном уровне.
  • 32. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на региональном уровне.
  • 32.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на региональном уровне,
  • 33. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на окружном (межрегиональном) уровне.
  • 33.Организация,задачи,силы и средства рсчс на межрегиональном уровне.
  • 34. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на федеральном уровне.
  • 35. Организация и принципы построения (рсчс).
  • 36. Организация силы и средства ликвидации чс рсчс на объектовом уровне.
  • 37. Классификация чс по масштабам.
  • 38. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  • 39. Предназначение, организация, база создания, состав сил и средств санитарной дружины.
  • 40. 3Адачи и организация медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 41. Постоянно действующие органы повседневного управления рсчс.
  • 42. Оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 43. Санитарная и специальная обработка (определение, задачи, мероприятия).
  • 44. Организация рсчс на объектовом уровне.
  • 45. Основы организации и мероприятия защиты население в мирное и военное время.
  • 46. Санитарная обработка пациентов.
  • 47. Силы и средства рсчс на объектовом уровне.
  • 48. Система го и основные направления ее деятельности.
  • 49. Эвакуация пациентов в чс.
  • 50. Режимы функционирования рсчс.
  • 51. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования учреждений
  • 52. Санитарные потери чс (величина, структура и от чего она зависит).
  • 53. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 54. Классификация и характеристика средств защиты кожи.
  • 55. Цели и задачи химического контроля. Характеристика приборов впхр, пхр-мв, мпхр.
  • 56. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан.
  • 57. Правила проведения полной санитарной обработки населения, персонала учреждений и больных.
  • 58. Органы управления в системе рсчс.
  • 59. Организация работы санитарной дружины.
  • 60. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга. Нормативные документы, задачи.
  • Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга
  • 61. Принципы построения системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ji-э-о) населения при чс.
  • 62. Принципы медицинской сортировки раненых и больных при лечебно-эвакуационном обеспечении (л-э-о) населения в чс.
  • 63. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чс.
  • 64. Особенности организации лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-м) в случае применения современных видов оружия.
  • 65. Режимы функционирования всмк.
  • 66. Задачи, принципы организации всмк.
  • 67. Органы управления в системе всмк.
  • 68. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в чс.
  • 69. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чс химической природы
  • 70. Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений всмк.
  • 71. Задачи и организационная структура службы Роспотребнадзора в условиях чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс
  • 73. Медико-тактическая характеристика чс природного характера.
  • 74. Принципы организации противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чс.
  • 75. Неотложные мероприятия 1-ой врачебной помощи.
  • 76. Объем медицинской помощи (определение, кто определяет его, и как меняется в зависимости от медико-тактической обстановки).
  • 77. Виды сортировок на этапах медицинской эвакуации.
  • 78. Схема развертывания этапа медицинской помощи.
  • 79. Первая врачебная помощь (цель, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 80. Принципы управления всмк.
  • 82. Организация противоэпидемических мероприятий в чс.
  • 83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
  • 84. Основные направления медицинского обеспечения населения в чс.
  • 85. Условия, определяющие современную систему лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-о).
  • 86. Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния мероприятий чс.
  • 87. Правовые основы гигиенического воспитания и обучения.
  • 88. Медицинская характеристика радиационных поражений, ближайшие и отдаленные последствия облучения.
  • 89. Токсичные химические вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, принципы лечения.
  • 90. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.
  • 91. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического отряда (с-эо).
  • 92. Организация, базы создания, состав сил и средств г-э-р (группы эпидемиологической разведки).
  • 93. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического бригады (с-э-Бр).
  • 94. Задачи и база создания специализированных формирований Роспотребнадзора рф в чс.
  • 2.4. Задачи формирования в режиме повышенной готовности:
  • 2.5. Задачи формирования в режиме чрезвычайной ситуации:
  • 95. Организация, базы создания, состав сил и средств специализированной противоэпидемиологической бригады (с-п-э-Бр).
  • 96.0Рганизация, задачи, состав сил средств врачебной бригады службы «03»(скорой медицинской помощи).
  • 97. Организация, задачи, база создания, состав сил и средств радиологической бригады.
  • 98. Поражающие факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 99. Медицинское оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 100. Классификация аварийно-опасных химических веществ (аохв).
  • 101. Определение и виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
  • 102. Мероприятия первой врачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
  • 103. Медицинское имущество: классификация и характеристики.
  • 104. Этап медицинской эвакуации (задачи, база создания, принципы сортировки раненых и больных).
  • 105. Медико-тактическая характеристика чс взрыво- и пожароопасного характера.
  • 106. Организация учета и отчетности по медицинскому имуществу.
  • 107. Организация всмк на региональном уровне.
  • 108. Доврачебная медицинская помощь (задачи, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 108.Доврачебная медицинская помощь(задачи, мероприятия, кто оказывает, время)
  • 109. Медико-тактическая характеристика районов наводнения.
  • 110. Первая помощь (цель, кто оказывает, время, мероприятия).
  • 111. Виды медицинской помощи (сроки, кто оказывает, мероприятия, где оказывается).
  • 1. При катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:
  • 2. В очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводят:
  • 3. При катастрофах с выходом в окружающую среду ахов дополнительно:
  • 4. При авариях с выбросом радиоактивных веществ:
  • 5. При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:
  • 112. Первая помощь пострадавшим при химических авариях (цель, мероприятия, кто оказывает).
  • 113. Особенности организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях эпидемий. Понятие о карантине и обсервации.
  • 114. Мероприятия первой врачебной помощи при химических происшествиях.
  • 115. Критерии оценки санитарно-гигиенического состояния территорий чс.
  • 116. Организация, база создания, задачи, состав сил и средств токсикологической бригады.
  • 117. Общие принципы оказания неотложной помощи, антидотная терапия.
  • 118. Органы управления в системе всмк.
  • 119. Ограничительные мероприятия (карантины). Кто устанавливает, показания к установлению.
  • 120. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
  • 1. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.

    Безопасность жизнедеятельности человека состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов, то есть отсутствием опасности возникновения патогенной ситуации.

    Статья 41

    1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Закон 323 Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

    Статья 19 . Право на медицинскую помощь

    1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

    2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

    5. Пациент имеет право на:

    1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

    3) получение консультаций врачей-специалистов;

    4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

    5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

    6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

    7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

    8) отказ от медицинского вмешательства;

    9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

    10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

    11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

    Статья 32 . Медицинская помощь

    1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

    2. К видам медицинской помощи относятся:

    1) первичная медико-санитарная помощь;

    2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

    3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

    4) паллиативная медицинская помощь.

    3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой,) 2) амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    3) в дневном стационаре

    4) стационарно 4. Формами оказания медицинской помощи являются:

    1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

    2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

    3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    Статья 35 . Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

    1. оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. оказывается гражданам бесплатно.

    2. оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

    4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения

    5. Медицинская эвакуация включает в себя:

    1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

    2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

    6. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

    8. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить.

    1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г. Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. 2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г. Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. 3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г. Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством. Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

    Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. Эти задачи реализуются через три группы норм:

      нормативы качества окружающей среды) ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС)

      экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

      механизм исполнения этих требований.

    Охрана труда . Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.. На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят: - государственные стандарты (ГОСТы); - система стандартов безопасности труда (ССБТ); - отраслевые стандарты ОСТ ССБТ; - санитарные правила СП; - гигиенические нормативы ГН; - правила безопасности ПБ; - инструкции по безопасности ИБ; - правила по охране труда отраслевые ПОТО; - типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов. ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов: - к производственному оборудованию; - к производственным процессам; - к средствам защиты работающих. Чрезвычайные ситуации . Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

    "

    Безопасность жизнедеятельности населения обеспечивается системой защиты жизни и здоровья человека, включающей охрану окружающей среды, социальное обеспечение и здравоохранение.

    В свою очередь, составными элементами охраны здоровья людей являются:

    Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, радиационной, химической и биологической безопасности, безопасности питания, пожарной, транспортной и иной безопасности;

    Защита населения в чрезвычайных ситуациях;

    Охрана труда и его безопасность;

    Медицинское и другие виды обеспечения жизнедеятельности человека.

    Примером комплексной защиты населения Российской Федерации является Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

    Системы обеспечения безопасности жизнедеятельности функционируют в сфере производства товаров и услуг, в силовых ведомствах и других областях организованной деятельности граждан Российской Федерации.

    Деятельность государственных структур в области безопасности жизне-деятельности человека имеет законодательную базу. Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

    В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

    В целях реализации положений Конституции Российской Федерации разработаны и в соответствующем порядке утверждены: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года
    и дальнейшую перспективу и другие основополагающие документы.

    Основные принципы и содержание мер по достижению безопасности жизнедеятельности человека изложены в федеральных законах: «О безопасности, «О государственной тайне», «Об обороне», «Об статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О чрезвычайном положении», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об оружии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Трудовой Кодекс Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об обращении лекарственных средств», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об ограничении курения табака», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие.



    Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. В нем определены основные позиции:

    Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

    Одним из основных принципов охраны здоровья граждан является приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

    Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

    В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

    Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

    Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ«О чрезвычайном положении» определяет понятие о чрезвычайном положении и цели его введения.

    Чрезвычайное положение означает, вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

    Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

    В Федеральном законе РФ от 10 января 2002 N 7-ФЗ«Об охране окружающей среды» определен порядок нормирования в области охраны окружающей среды в соответствии с химическими, физическими, биологическими и иными показателями качества окружающей среды.

    Устанавлены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

    Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    В Законе указано:

    - «граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания»;

    - «индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания».

    В Законе изложены санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека, касающиеся планировки и застройки городских и сельских поселений, водных объектов, атмосферного воздуха, почв, а также сбора, использования, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления.

    Особое внимание уделено санитарно-эпидемиологическим требованиям к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, особенно к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.

    Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ«О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья, в т.ч. основные принципы, мероприятия, полномочия и государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности.

    Законом установлены:

    Общие требования кобеспечению радиационной безопасности;

    Порядок оценки состояния радиационной безопасности и ее основные показатели;

    Обязанности организаций по обеспечению радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений, при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур (в т.ч. контроль и учет индивидуальных доз облучения);

    Порядок обеспечения радиационной безопасности при радиационной аварии;

    Права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности;

    Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности.

    Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ«Трудовой Кодекс Российской Федерации» содержит основные положения безопасности труда.

    Кодекс определяет государственные нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда, обязанности работника в области охраны труда и порядок осуществления медицинские осмотры некоторых категорий работников.

    Настоящий Кодекс устанавливает гарантированное право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и обязанности работодателя при несчастном случае, определяет основные правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников, обучением и профессиональной подготовкой в области охраны труда.

    Особое место в правовом обеспечении безопасности жизнедеятельности человека занимает принятый Федеральным законом РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации». Он содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение прав граждан в области безопасности и охраны здоровья, а также ответственность за загрязнение среды обитания человека: ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 122 «Заражение ВИЧ-инфекцией», ст. 124 «Неоказание помощи больному», ст. 125 «Оставление в опасности», ст. 143 «Нарушение правил охраны труда», ст. 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах создающих опасность для жизни или здоровья людей», ст. 238 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами», ст. 250 «Загрязнение вод», ст. 251 «Загрязнение атмосферы» и другие.

    В целях практической реализации требований федеральных законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере безопасности жизнедеятельности человека.

    Заключение

    В Российской Федерации, как и в других странах, безопасность жизнедеятельности основана на системе национальной безопасности. Помимо ее законодательством Российской Федерации предусмотрены: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности. Каждому виду безопасности соответствуют сложные технологические системы, объединяющие специфические и общие структуры и процессы.

    Значительную роль в создании благоприятной среды обитания и в рациональном использовании имеющихся средств защиты играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности».

    Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области безопасности жизнедеятельности человека, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

    Введение.......................................................................................... 2

    1. Правовые основы БЖД............................................................. 3

    1.1.Законы и подзаконные акты................................................... 3

    1.2. Нормативно-техническая документация............................ 4

    2. Управление ЧС......................................................................... 12

    3. Международное сотрудничество.......................................... 15

    Заключение.................................................................................... 17

    Список использованной литературы........................................ 18

    Введение

    Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

    Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

    В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: "труд свободен".

    Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

    Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

    Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает:

    · утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

    "Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

    В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

    1. Правовые основы БЖД

    1.1.Законы и подзаконные акты

    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

    Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

    Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

    Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

    Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

    Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

    1.2. Нормативно-техническая документация

    Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

    В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

    Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

    Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).

    Классификация системы стандартов в области охраны природы

    Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.

    Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

    Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

    Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ) –одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

    Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).