Главные условия издательской деятельности. Правовые основы издательского дела Субъекты правового регулирования в сфере издательской деятельности

Как сфера общественной деятельности, книгоиздание всегда в той или иной мере регламентировалось государственной властью. Со стороны государства это было прежде всего ограничительное законодательство. Так, в Англии в 1637 г. был принят Декрет о книгопечатании, направленный на ограничение прав книгоиздателей и книготорговцев. "Декрет в 33 статьях заключал правила относительно предварительной цензуры, типографского промысла и ввоза заграничных изданий. Согласно декрету, книги юридического содержания должны были поступать на просмотр верховных судей; рассмотрение политических сочинений возлагалось на главных государственных секретарей; остальная литература была предоставлена ведению архиепископа Кентерберийского и епископа Лондонского. В цензуру представлялись рукописи в двух экземплярах; к печати разрешались лишь те сочинения, в которых не было ничего противного англиканской церкви, государству и правительству, а также добрым нравам. Все произведения печати тотчас по выходе из типографий заносились в реестровые книги Компании типографщиков; на каждой книге обязательно обозначались имена типографщика, издателя и автора. Права членов Компании типографщиков по части обысков и выемок были расширены по сравнению с полномочиями, предоставленными им Елизаветой (имеется в виду королева Елизавета I (1558-1603), которая в 1559 г. распорядилась о том, чтобы книги не печатались без разрешения Комитета Королевского Совета или епископа. - Б.К.). По-прежнему типографии не могли открываться вне Лондона, Оксфорда и Кембриджа; да и в этих городах число их было строго ограничено. К занятию типографским промыслом допускались лица, удовлетворявшие известным требованиям и с особого в каждом случае разрешения духовной власти и членов верховной комиссии. Заграничные издания задерживались в таможне для предварительного просмотра".

Были и обратные примеры. Так, указом от 15 января 1783 г. российская императрица Екатерина II (1762-1796) разрешила всем беспрепятственно открывать собственные типографии, что стало в то время проявлением высшей степени либерализма. Этот закон действовал до 1796 г. Благодаря закону А.Н. Радищев в 1790 г. купил в долг печатный станок и организовал у себя на дому легальную типографию, где и изготовил 650 экземпляров своего "Путешествия из Петербурга в Москву".

Сегодня в Российской Федерации издательская деятельность регулируется главным образом общими нормативно-правовыми актами, относящимися и к другим видам предпринимательской деятельности. Собственно, издательское дело не регулируется каким-либо специальным законодательным или нормативноправовым актом. Ранее эту функцию выполняло "Временное положение об издательской деятельности в РСФСР", утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211. Однако после принятия постановления Правительства РФ от 8 мая 2002 г. № 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" Временное положение потеряло юридическую силу. В то же время на издательскую деятельность распространяется большой массив законодательных актов из области гражданского, финансового и административного права.

В основу правового регулирования издательской деятельности положены принципы, закрепленные в Конституции РФ:

  • o идеологическое многообразие (ст. 13);
  • o свобода мысли и слова, свобода информации, запрет цензуры (ст. 29);
  • o свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Вместе с этими принципами действуют положения, зафиксированные в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании":

  • o юридическое равенство участников неимущественных отношений, в том числе в сфере издательской деятельности; недопустимость произвольного вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности (ст. 1 ГК РФ);
  • o единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; свобода и плюрализм в образовании (ст. 2 Закона РФ "Об образовании").

Сюда же следует отнести отдельные положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые, в частности, запрещают (ст. 10, 14) монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию (в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности).

Основными документами федерального уровня, определяющими отдельные аспекты издательской деятельности, до недавнего времени были Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 "Об авторском праве и смежных правах" и Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". После введения в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ, посвященной общим и специальным вопросам регулирования интеллектуальной собственности, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу.

Остановимся подробнее на решениях, которые содействовали сохранению и развитию книгоиздания в середине 1990-х гг. Речь пойдет о постановлении Правительства РФ от 12 октября 1995 г. № 1005 "О Федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания Российской Федерации" и о Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Можно сказать, что без учета их влияния картина книгоиздания в 1990-х - начале 2000-х гг. не может быть полной. К тому же в несколько измененном виде эти решения действуют и поныне.

Особо следует остановиться на Федеральной программе поддержки книгоиздания. Дело в том, что хотя формально программа эта была утверждена правительством только в конце 1995 г., фактически существовала она с августа 1992 г., когда была утверждена коллегией Министерства печати и информации РФ. Причиной принятия Федеральной программы стало существенное сокращение в начале 1990-х гг. выпуска социально значимой литературы, к которой в первую очередь относилась учебная литература для всех форм образования и детская литература.

Положение о Федеральной целевой программе книгоиздания России устанавливало, что "Государственные нужды в книгоиздании - это потребность Российской Федерации в конкретных видах социально значимой книжной продукции (учебная, детская, справочно-энциклопедическая, научная и производственная, художественная (подписная, библиотечная серия) литература, литература на языках народов Российской Федерации, официальная литература, изобразительные издания), необходимой для решения общенациональных задач в области воспитания, образования, экономики, науки и культуры". Правда, несмотря на то что Положением о Программе Министерство печати определялось как государственный заказчик, по сути оно таковым не являлось. Дело в том, что финансирование выпуска вошедших в Программу изданий не было полным и покрывало затраты издательств лишь частично. Фактически это было дотирование выпуска книг, заявленной целью которого было снижение розничной цены на социально значимую книгу до приемлемого для потенциального покупателя уровня.

За время существования программы, с 1992 г. по настоящее время, в ее рамках вышло около 14 тыс. названий книг, в реализации Программы участвовали сотни издательств всех форм собственности, что очень важно: Федеральная программа поддерживала (и поддерживает в настоящее время) не издательства как таковые, а книгу, независимо от того, какая издательская структура ее подготовила - государственная или нет.

Конечно, влияние Федеральной программы на общий выпуск книжной продукции относительно невелико, если учесть, что годовой выпуск составлял от 29 017 названий в 1993 г. до 127 596 в 2009 г. Тем не менее в рамках Программы выходили и выходят книги, которые без внешнего финансирования вряд ли увидели бы свет. К тому же через Федеральную программу государство демонстрировало заинтересованность в информационном обеспечении своего развития и определяло государственные приоритеты в книгоиздании. Программа и сейчас работает как самостоятельный раздел крупной Федеральной программы "Культура России".

Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" освобождал от налога на добавленную стоимость обороты реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционную, издательскую и полиграфическую деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Фактически под действие этого Закона не попадала только рекламная и эротическая продукция. Кроме того, не уплачивался в федеральный бюджет налог на прибыль, полученную от производства и распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Предусматривался ряд иных льгот. Срок действия этого закона истек 31 декабря 2001 г. В соответствии с Налоговым кодексом РФ введен налог на добавленную стоимость в размере 10% для периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Для иной продукции он составляет 18%. Не подлежит обложению налогом с продаж реализация печатных изданий, учебной и научной литературы. Как и по ранее действовавшему закону, льготное налогообложение не распространяется на периодические печатные издания и книжную продукцию рекламного (если рекламная информация превышает 40% объема издания) или эротического характера.

В переходный к рыночным отношениям период законодательство Российской Федерации обеспечило средствам массовой информации и книгоизданию не только выживание, но и некоторое развитие, что сказалось на насыщении рынка литературой широкого тематического и видового спектра. Система законодательных, нормативно-правовых и подзаконных актов, формирующих правовую основу деятельности предприятий как хозяйствующих субъектов, к которым относятся издательские, полиграфические и книготорговые структуры, значительно шире. Стоит отметить, что в рамках российского гражданского права, регулирующего экономические отношения, основополагающим принципом является принцип свободы договора (ст. 1, 421 ГК РФ), что предполагает:

  • o свободное решение вопроса о заключении или незаключении договора;
  • o возможность заключения договора, не предусмотренного правовыми актами, а также смешанного договора;
  • o свободный выбор контрагента по договору;
  • o установление условий договора по согласованию сторон.

Специфика книгоиздания, связанная, с одной стороны, с существованием собственного промышленного производства, а с другой - с наличием допроизводственного процесса подготовки изданий, определяет необходимость разработки соответствующей нормативной базы, которая не только регулировала бы основные процессы подготовки издательской продукции, но и обеспечивала бы соответствие продукции требованиям производства. Кроме того, существуют статистическая и информационная составляющие, которые предполагают определенную унификацию изданий. В отдельных случаях (например, при производстве детской и учебной литературы) есть прямая необходимость учета продукции, а также стандартизации потребительских и санитарно-гигиенических характеристик книжной продукции.

Не менее важна стандартизация в разработке и внедрении единой системы терминов и определений, для того чтобы все участники книжного дела говорили на одном языке, а значит, понимали друг друга.

Все это касается не только национальных государственных и отраслевых стандартов, но и международных.

Назовем основные действующие в России стандарты, регламентирующие издательскую деятельность:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ Р 7.0.4-2006. СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. (СИБИД - система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.)

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.62-2008. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования

ГОСТ 7.21-80. Учебники и учебные пособия для 1-х - 10-х классов общеобразовательной школы. Издательское оформление и полиграфическое исполнение. Технические условия ГОСТ 7.53-86. Издания. Международная стандартная нумерация книг

ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 7.86-2005. Издания. Общие требования к издательской аннотации

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы ГОСТ 132-8. Бумага для печати. Размеры

ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия

ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия

ОСТ 29.130-98. Издательская и книготорговая библиографическая информация

ОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования.

Существуют и другие нормативные документы, связанные со специфическими требованиями, предъявляемыми к отдельным видам изданий. Так, Минздравсоцразвития России периодически разрабатывает и вводит в действие санитарные правила, направленные на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы учащихся общеобразовательных школ и учебных заведений начального профессионального образования. Эти правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, устанавливают гигиенические требования к весу печатного продукта, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий. В настоящее время действуют Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

Как видим, система стандартов охватывает самые разные стороны издательской и полиграфической практики, облегчая жизнь и издателя, и полиграфиста. Однако на деле все гораздо сложнее и не столь определенно, как того требует практика. С одной стороны, в области книгоиздания явно ощущается нехватка нормативных документов, в том числе ГОСТов и ОСТов. В то же время по ряду причин в последние годы они издаются и пересматриваются крайне редко, хотя в книгоиздании перманентно происходит технологическая революция, а постоянный приток новых издателей создает дополнительные трудности с обеспечением качества выпускаемой литературы.

Отсутствие профессиональных нормативных изданий пока еще остается реальной проблемой. К этому стоит добавить и не всегда соответствующее требованиям практики качество самих разработок в области стандартов. Так, ГОСТ 7.84-2002 "Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления" предписывает размещать на корешке сведения об издании (автор, заглавие и др.) сверху вниз (п. 6.2), а не снизу вверх, как это было ранее. Тем самым делается попытка внедрить в практику принятую в западном книгоиздании норму, исходящую из того, что надпись на корешке книги должна читаться, когда книга лежит. Российская традиция всегда исходила из более практичного посыла: название должно читаться, когда книга стоит на полке, ведь, когда книга лежит, ее название можно прочитать на первой сторонке обложки или переплета. Еще более странным представляется изменение в требованиях к выпускным данным книжного издания (ГОСТ Р 7.0.4-2006). Теперь, в соответствии с этим ГОСТом, в выпускных данных не требуется приводить объем издания в учетно-издательских листах. Исключен единственный параметр книжного издания, который относился не к количеству израсходованной при печати бумаги, а к количеству приведенной в книге информации, ведь учетно-издательский лист - единица измерения объема текстового и иллюстративного материала. Исчезла единственная характеристика, отличающая книгу от сброшюрованной стопки писчей бумаги. Недоступным стал и сравнительный анализ книжного рынка по содержательным характеристикам отдельных его сегментов.

Тем не менее действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной нормативной основой для повышения качества издательской продукции. Важно лишь соблюдать заложенные в них и проверенные временем нормы.

Правовые основы издательского дела

Современная нормативная база книгоиздания

Свобода издательской деятельности гарантируется действующим законодательством, и призвано обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, совести, религии, убеждений, свободу выражения мнений, научного, технического и художественного творчества.

Современная нормативная база книгоиздания России включает в себя помимо общих межотраслевых особую группу основных документов, определяющих специфику жизнедеятельности отрасли.

К ним можно отнести:

2) нормативные документы по экономике и организации издательского процесса

3) международные соглашения, действующие в России

4) государственные отраслевые стандарты (ГОСТ, ОСТ)

5) санитарные правила и нормы (СанПиНы)

6) внутриотраслевые документы (в основном, инструктивно-методического характера)

Основные действующие нормативные документы, действующие для отрасли по авторскому праву:

1) ФЗ РФ от 18.12.2006 года #230-ФЗ "4-я часть Гражданского кодекса РФ". Вступил в действие в 2008 году

По экономике организации издательского процесса:

1) Закон РФ от 27.12.1991 года о СМИ

2) ФЗ РФ от 29.12.1994 года #77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документа"

4) ФЗ РФ от 24.11.1995 года #177-ФЗ "Об экономической поддержке районных (городских) газет"

Стандарты в издательском деле:

Книгоиздание - мощная отрасль производства с присущей ей спецификой, которая диктует, с одной стороны, нормативную базу промышленного производства, а с другой - нормативную базу издательского процесса в той мере, в какой он определяет само производство. Например, форматы книг, их объемы, тип бумаги для печати, конструкция книги (твердый переплет или обложка) и многое другое. Это определяется не только автором, редактором или дизайнером издательства, но и возможностями избранной полиграфической базы и имеющимся в ней оборудованием.

Стандарты необходимы для того, чтобы читатель мог свободно ориентироваться в книгах: легко определить автора, художника и переводчика, жанр, кому книга предназначена, ознакомиться с её кратким содержанием, выяснить, кто отпечатал книгу, каким тиражом, узнать её объем и т.д.

Характеристики книги при всем их многообразии могут быть полезным и удобным для читателя и специалиста лишь в том случае, если они унифицированы для всех книг, что как раз и призваны делать издательские стандарты. Тем самым защищаются интересы потребителей-читателей от произвола издателей и полиграфистов. Кроме того, стандартизация позволяет построить систему информации о книгах, сделать её универсальной и сопоставимой в библиографии, статистике, книжной торговле.

Основные положения издательской деятельности в современной России

Обобщая законодательную базу, которая была и имеется в настоящий момент, можно сформулировать права и обязанности издателя и прочие условия издательской деятельности.

Кому принадлежит право на издательскую деятельность в РФ?

Право на издательскую деятельность принадлежит муниципальным образованиям, органам государственного управления, общественным объединениям, предприятиям, организациям и учреждениям, а также российским гражданам, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Юридические лица и граждане, обладающие правом на издательскую деятельность, реализуют его путем учреждения в установленном порядке издательства, то есть они выступают в данном случае как учредители издательства.

Иностранные юридические лица и граждане имеют право на издательскую деятельность на территории России в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Главные условия издательской деятельности

Перечень типов изданий и виды издательской деятельности не ограничиваются. Цензура печати не допускается. Однако некоторые ограничения на содержание изданий все же предусмотрены. Они исходят из требований защиты важнейших, установленных законом государственных интересов, а также из международных обязательств России в области прав человека.

Не допускается:

1) использование издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну

2) призывы к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя

3) пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости

4) распространение порнографии, а также в целях совершения иных уголовно-наказуемых деяний

5) использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на честь и достоинство

Главенствующее место в системе законодательства в области авторского права занимает Конституция РФ . Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. "о" ст. 71 Конституции РФ предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной компетенцией РФ. Отсюда можно сделать вывод, что регулирование отношений, предметом которых является интеллектуальная собственность, может осуществляться только с помощью норм федерального законодательства.

Нормативно-правовая база книгоиздания включает в себя законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между всеми участниками издательского дела. Рассмотрим основные законодательные акты в области издательского дела.

Право массовой информации и законодательство в этой сфере относятся к тем редким отраслям российского права и законодательства, чья дата рождения может быть названа абсолютно точно. До 12 июня 1990 г . в нашей стране не существовало какого-либо правового акта, который регулировал бы общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ. Конечно, в различных правовых актах (Конституции СССР и РСФСР, УК РСФСР, ГК РСФСР, законах о выборах и т. д.) наличествовали нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой связи между ними не было и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования.

12 июня 1990 г . был принят закон СССР "О печати и других средствах массовой информации" . Принятие союзного Закона о печати следует принимать за отправную точку становления и развития российского законодательства о СМИ. 1 августа 1990 г . Закон о печати вступил в силу. В союзном законе принципиальное значение имели две неприметные нормы, содержавшиеся в ст. 4 и 7. Так, в ст. 7 было сказано, что "право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным, религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с Законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста".

Союзный "Закон о печати" проработал в России около полутора лет. 27 декабря 1991 г . ему на смену пришел Закон РФ "О средствах массовой информации" , ставший средством его конкретизации и дальнейшей демократизации. Как и союзный, российский закон родился из инициативного проекта тех же авторов. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 ст. 24), о порядке формирования и деятельности Федеральной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60).

Несмотря на несомненные достоинства нового закона, которым было положено начало формированию правовой базы современного российского книгоиздания, к существенным недостаткам его относится тот факт, что в нем, как указывалось выше, практически не отражена специфика книгоиздательского дела (и это не касаясь ещё теоретических проблем соотношения книги и СМИ). Нормы закона регулируют преимущественно деятельность периодической печати и электронных средств массовой информации. Видимо, осознавая это, законодатели вынашивали мысль о принятии отдельного закона, направленного на обеспечение правовой базы книгоиздания в новых условиях. На эту мысль наталкивает запись во «Временном положении об издательской деятельности в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211. В этом документе (п. 1 «Положения») указывается: «Настоящее Временное положение (далее - Положение) регулирует порядок издательской деятельности на территории РСФСР впредь до принятия Закона РСФСР об издательской деятельности». Представляется достаточно обоснованным, что «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» вобрало в себя все ключевые установления Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», касающиеся общественной роли печатных изданий, к которым были отнесены газеты, книги, журналы, брошюры, альбомы, плакаты и иные виды изделий полиграфического производства. В документе указывается, в частности, что свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, религии и убеждений, свободу выражения мнений и, что имеет немаловажное значение, свободу научного, технического и художественного творчества. Наряду с указанием на то, что «цензура печати не допускается», «Положение» вместе с тем четко фиксирует перечень всех тех действий, для осуществления которых издательская деятельность не должна использоваться.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» установлено, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.

Выпуск книг и брошюр, так же как и организация иной предпринимательской деятельности, на основе государственного лицензирования в принципе не противоречит нормам гражданского права и, пожалуй, наоборот, свидетельствует о предоставлении издательствам широкой экономической самостоятельности. Однако необходимость лицензирования предстает и иной своей стороной, поскольку выдача лицензии - это, при всех прочих равных условиях, фактически выдача разрешения, а не просто акт регистрации, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации». В настоящее время вопрос о лицензировании издательской деятельности находится на стадии рассмотрения в законодательных органах и, скорее всего, будет решен в духе закона о СМИ. И тем самым будет разрешено противоречие, ставящее под сомнение подлинность провозглашенных в Законе свобод «поиска, получения, производства и распространения массовой информации».

Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов», появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» , принятый 9 июля 1993 г . Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах» .

До сих пор речь шла о законах и других нормативных актах, касающихся преимущественно творческой стороны деятельности издательской системы. Одновременно в общегосударственном масштабе велась большая законотворческая деятельность, способствующая формированию в России гражданского общества, превращению ее в правовое государство. Принятие законов и кодексов, формирующих законодательную базу экономического развития страны, содействует успешному функционированию издательств как предпринимательских структур, как хозяйствующих субъектов.

К настоящему времени перечень основных документов по правовому обеспечению деятельности включает в себя около десятка кодексов и основ законодательства по различным направлениям общественного развития (в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и др.), более 20 законов, около 30 указов Президента РФ, значительное число постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и другие документы.

Стандарты в издательском деле

По определению, стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции (в некоторых случаях и к конкретной продукции), правила ее разработки, производства и применения.

По сфере действия стандарты могут быть государственными (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ) и республиканскими (РСТ). Нас интересуют первые две группы стандартов, применяемые в книгоиздании.

Из числа действующих стандартов, регламентирующих издательскую деятельность, назовем некоторые:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения;

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления»;

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования;

ГОСТ Р 7.0.12-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила;

ГОСТ 7.62-2008 СИБИД. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования;

ГОСТ 7.21-80. Учебники и учебные пособия для 1-10-х классов общеобразовательной школы. Издательское оформление и полиграфическое исполнение. Технические условия;

ГОСТ Р 7.0.53-2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление;

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы;

ГОСТ 1342-78. Бумага для печати. Размеры;

ГОСТ 7.89-2005. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования;

ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия;

ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия;

ОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования.

Стандарты охватывают самые разные стороны издательской и полиграфической практики.

Действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной основой для повышения качества издательской продукции.

4. Что требуется для учреждения издательства

Учредитель издательства утверждает его устав и представляет в территориальные органы власти в соответствии с действующим законодательством документы для государственной регистрации издательства как предприятия, ведущего самостоятельную хозяйственную деятельность.

В уставе издательства определяются его программные цели и задачи в издательской деятельности, организационно-правовая форма, название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов; условия реорганизации и ликвидации.

Учредитель может быть зарегистрирован непосредственно в качестве издательства.

Для издательства, являющегося структурным подразделением предприятия или учреждения, государственная регистрация не требуется. Однако в уставе этого предприятия (учреждения) в разделе о видах деятельности должно быть включено положение об издательской деятельности.

Издательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Граждане в данном случае получают в территориальных органах власти регистрационное удостоверение и патент и тем самым приобретают все права учредителя.

В каких случаях издательское дело может быть приостановлено

Издательская деятельность приостанавливается:

По инициативе учредителя (соучредителей);

На основании решения суда;

По другим основаниям, предусмотренным законодательством

Отсутствие лицензии или регистрации лицензии

Организация, дважды в течение двенадцати месяцев осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Общие обязанности издательства

Общие обязанности издательства как раз и вытекают из необходимости и целесообразности выполнения отдельных их положений. Напомним, что к основным законодательным и нормативным актам, напрямую касающихся издательской деятельности, относятся Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР».

Прежде всего, издательство обязано выпускать любое издание на основе договора с автором или его правопреемником в соответствии с Закон об авторском праве.

Есть и обязательства, которые связаны с выполнением стандартов в части оформления каждого издания в соответствии с ГОСТ, например, размещения в каждом издании выходных сведений в соответствии с ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Важной обязанностью издательства является предоставление обязательных экземпляров изданий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов».

Соблюдение ограничений на публикацию информации, которые установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о государственной тайне и Временным положением об издательской деятельности в Российской Федерации, прежде всего находятся в сфере интересов издательства, поскольку неисполнение этой обязанности влечет за собой судебную ответственность и возможные финансовые затраты.

Непреложной обязанностью издательства является выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографии, книготоргового предприятия, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами.

Заметим также, что в соответствии с пунктом 17 Временного положения об издательской деятельности «коммерческий риск по выпуску печатных изданий лежит на издательстве, если договором с автором (собственником произведения) или заказчиком не предусмотрено иное».

Особо следует остановиться на обязательном экземпляре.

Основные права издательства

В рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и его права.

В пункте 16 «Временного положения об издательской деятельности» записано, что издательство вправе:

Самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы;

Издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

Заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд;

Осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в Российской Федерации и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве.

Также существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов.

Виды обязательств

Обязательства подразделяются по структуре на простые (одно право и одна обязанность) и сложные (совокупность прав и обязанностей), а также на односторонние (одной стороне принадлежат только права, другой - только обязанности) и взаимные (каждой из сторон принадлежат и права, и обязанности). Обязательства личного характера неразрывно связаны с личностью должника или с личностью кредитора. Обязательствами со множественностью лиц называются обязательства с участием нескольких лиц на стороне кредитора (активная множественность), либо на стороне должника (пассивная множественность), либо с обеих сторон (смешанная множественность). Тесно связанные между собой обязательства подразделяются на основные и дополнительные (акцессорные). По содержанию обязательства подразделяются на определённые и альтернативные (должнику или кредитору принадлежит право выбора действий по исполнению обязательства). По объекту обязательства подразделяются на имущественные (действия по обязательству связаны с имуществом) и неимущественные . По основаниям возникновения обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные (обязательства из причинения вреда называются деликтными). + факультативные

Правовая база издательского дела в РФ

Часть четвёртая ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступила в действие с 1 января 2008 года;

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1;

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (ред. от 05.05.2014);

«Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211.

29 окт 1917 декрет о гос издательстве. Возможность национализации прав авторов умерших до 1 янв 1918.

14 фев 1918 «Об издании сочинений русс писателей». Национализирование 58 беллитристов.

26 нояб 1918 декрет совнаркома «О признании науч и худ произ гос достоянием». Гос монополия на издание, распространение и воспроизводство.

10 окт 1919 «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произ литры и исс-ва». Обязательная письменная форма договора, полистная оплата не меньше нормы тарифа.

30 янв 1925 цен.исп.ком «Об основах АП». АП на производство признается незавтисимо от гражданства, если написано в СССР.

01.06.1962 введены основы гражданского законодательства.

Фев 1973, изменения в гражд законодат, для присоединения к женевской конвенции.

Срок АП 25 лет

31.05.1991 новые основы гражд закон-ва. Срок АП 50 лет. «Искл право», сужены случаи свободного исп-я, автор только физ лицо, отменены типовые авторские договоры, отменены максимальные ставки гонорара, охрана смежных прав.

Вступили в силу с 03.08.1992. приминялись всего год.

03.08.1993 закон об АП и смежных правах. Срок 70 лет с 2004 года.

23.09.1992 «О правовой охране программ для ЭВМ и БД».

03.08.1993 вступил в силу закон об АП. В нем установили, что в целях обеспечение имущ

Россия является участницей следующих международно-правовых согла­шений: Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция от 6 сентября 1952 г.; пересмотренная в Париже, 24 июля 1971 г.). Конвенция действовала в СССР с с 27 мая 1973 г., а в современной России дейстзует с 9 марта 1995 г. на основании постановления Пра­вительства РФ от 3 ноября i 994 г. № 1224

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произ­ведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; пересмотренна в Париже, 24 июля 1971г.

Конвенция действует в России с 13 марта 1995 г. на основании поста­новления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224.

Международная конвенция ЮНЕСКО «Соглашение о ввозе материа­лов образовательного, научного и культурного характера» («Флорен­тийское соглашение»).

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 7 октября 1994 г. Россия присоединилась к Соглашению и Протоколу к Соглашению от 26 ноября 1976 г. (Постановление Правительства РФ «О при­соединении Российской Федерации к соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и протоколу к нему» от 6 июля 1994 г. №795).

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).

Данное соглашение между странами-участниками СНГ об обеспече­нии на своих территориях выполнения международных обязательств по защите авторского права и смежных прав, вытекающих из требо­ваний Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фо­нограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фо­нограмм, организаций телерадиовещания.

19. Современная издательская система России Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы, подобной которой в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Введение в действие Закона РФ «О средствах массовой информации» дало новые импульсы этому процессу. По данным Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15.04.2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч.

В Российской книжной палате за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов», в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России. Во многих городах число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные годы их насчитывается более ста.

В то же время основное число издательских организаций сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в 2000 г. почти половина всех издательств функционировала в Москве, и более 10% - в Санкт-Петербурге, а на всю остальную Россию приходилось менее 2 тыс. издательств и издающих организаций. Такая «расстановка сил» в издательском сообществе оказывает серьезное негативное влияние на проблемы книгораспространения.

Крайне неравномерно распределены мощности и в самом издательском сообществе. Если принять общий выпуск книг и брошюр в 2000 г. за 60 тыс. названий (фактически 59543 названия), а число действующих издательств за 5000 (фактически 5110), то получается, что каждое издательство выпускало в среднем 12 названий в год. Это довольно высокий показатель, однако, на самом деле большинство из этих 5 тыс. издательств - это мелкие и средние структуры, зачастую осваивающие не более одного-двух проектов в год. В то же время существуют три-четыре десятка издательств-гигантов, концентрирующих у себя выпуск десятков и сотен названий и выпускающих их миллионными тиражами.

Если говорить о тиражах, то насчитывается 35 издательств, выпускающих более 1 млн. экз. в год, причем в своей совокупности они делают 55% всего объема российского книгопроизводства. Более того, на долю всего 5 издательств - «ACT», «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» (государственное издательство) и «Эксмо-Пресс» - приходится почти 33% совокупного тиража по стране.

По ситуации на сегодняшний день книгоиздательский бизнес преимущественно можно характеризовать как малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее 200 оригинальных наименований книг в год (оборот 1,5-2 млн долларов), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных издательством в производство среднестатической книги, - более полугода. В силу отсутствия у большинства издателей своих торговых сетей отпускная цена книги по пути от издателя к читателю в среднем утраивается. Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети и типографские мощности.