Где в библии написано про ноев ковчег. Ноев ковчег – правда или вымысел

Что такое Ноев ковчег? Согласно библейскому повествованию, это большой корабль, построенный патриархом Ноем по указанию свыше. В предыстории рассказывается, как Бог разгневался на человечество за крайнюю степень развращенности и нечестия. В наказание Всевышний определил погубить все живое на Земле и начать историю заново. Для этого Он поручил единственному праведнику Ною построить специальным образом корабль. При этом Бог снабдил своего избранника всеми необходимыми инструкциями и указаниями. На этом судне потоп пережил сам герой повествования со своим семейством, а также все виды животных, привлеченные туда Богом в количестве одной или семи пар.

Когда вода потопа сошла и показалась суша, озелененная новой растительностью, обитатели ковчега после многомесячного заточения вышли на землю, положив начало новой цивилизации. Конечная остановка, а соответственно, место предполагаемых поисков ковчега, локализуется Библией на горные склоны Арарата.

Теология термина «ковчег»

Само значение слова «ковчег» - короб, служащий вместилищем для чего-либо. Синонимический ряд этого термина включает такие понятия, как сундук, шкаф и т. п. Наименование это подразумевает не просто корабль, а священный сосуд, храм, призванный сохранить в себе семя новой жизни — Ноя, его семью и все виды флоры и фауны.

Происхождение легенды о потопе

Сама по себе легенда о добиблейского происхождения, и была воспринята с предварительной адаптацией из языческого мира. Первоисточником ее является восточный миф о потопе, сохраненный также в Вавилонском эпосе о Гильгамеше, аккадском предании об Атрахасисе и целом ряде других легенд. Кроме того, более или менее схожие легенды о грандиозном наводнении в доисторические времена присутствуют у народов всех без исключения материков.

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу - как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Исследования

Неудивительно, что в поисках ковчега отправлялось немало экспедиций и энтузиастов-исследователей. Многие из них потерпели фиаско, некоторым вовсе не посчастливилось вернуться. Однако были и те, кто заявлял о том, что добился успеха и открыл местонахождение Ноева судна. В качестве материального доказательства своего успеха некоторые даже предоставляли некие деревянные частицы.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Заключение

Утраченный ковчег все еще ждет своего официального открывателя, хотя и существует пророчество, согласно которому Бог скроет ковчег от взора людей, и он не будет найден.

, Быт. 6 - 9.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом » (Быт. 7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. » (Быт. 8:4,5)

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

Форма и размеры ковчега

Основным источником описания Ноева ковчега является Быт. 6:14-16.

Единицей измерения размеров в Библии при описании Ноева ковчега является «локоть». 1 царский египетский локоть = 52.375 см.

Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (157 м); ширина 50 локтей (26 м), а высота 30 локтей (15 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег с боку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим. Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер » и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.

Длительность строительства ковчега

В возрасте 500 лет Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иофета. Ко времени окончания строительства, Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500 летия Ноя Быт. 5:32.

Согласно гипотезе, по которой под библейским годом понимается лунный месяц, ковчег строился приблизительно 100*29,5/365,25=8,08 лет . Голландец Джоан Хьюберс построил в пять раз меньшую репродукцию Ноева Ковчега за 2 года . Данная гипотеза опровергается некоторыми библеистами на том основании, что в случае если под библейским годом понимается лунный месяц, некоторые из предков Ноя должны были родить своих детей ещё в детстве. Если же принять точку зрения некоторых библеистов, то Конец света уже был около 300-х лет тому назад.

Поиски ковчега Ноя

В 275 году до н. э. о корабле на Арарате упоминал вавилонский историк Берос .

Примерно с начала IV века время от времени предпринимались попытки найти остатки Ноева ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, ковчег пристал к земле по окончании потопа. В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки.

В конце XV века знаменитый путешественник Марко Поло писал, что «обломки ковчега ещё видны на вершине Арарата».

В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашёл останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.

В русскоязычной прессе популярен рассказ о русском военном лётчике лейтенанте Владимире Росковицком эмигрировавшем в Америку, который во время Первой мировой войны в 1916 г., пролетая над г. Арарат, увидел остов и предположил, что это Ноев ковчег. Лётчик зарисовал увиденное и написал рапорт. Годом позже воздушные силы Российской империи якобы послали экспедицию из 150 человек с Росковицким на г. Арарат, которая нашла Ковчег и сделала множество фотоснимков Ковчега, но из-за революции 1917 г. отчёт будто бы попал к Троцкому , который его уничтожил (в приводится фотография «части Ковчега» в виде большой почти прямоугольной коробки, по утверждению публикаторов, сделанная экспедицией Росковицкого). Документальных свидетельств находки, как и существования лётчика с такой фамилией, кроме статьи сына лётчика в журнале «Техника - молодёжи », не найдено.

Фотография Дюрупинара, сделанная турецким лётчиком в 1957 г.

Фотография экспедиции Рона Уайетта

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия . Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат , в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Дюрупинар, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту , американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, некоторые археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно, хотя других масштабных археологических исследований в этом районе не проводилось. В 1987 году совместно с администрацией района в этом месте был построен небольшой туристический центр.

Существует ещё несколько районов, которые различные организации, занимающиеся поиском ковчега, считают его потенциальным местонахождением. Так Bible Archaeology Search and Exploration Institute (BASE), фундаменталистская американская организация, считает, что останки ковчега надо искать в Иране. Снаряжённая ей в июле 2006 г. экспедиция в Эльбурсские горы по возвращении заявила, что видела на высоте около 4500 метров объект, размеры которого совпадали с указанными в Библии. Никто из членов экспедиции не является профессиональным геологом или археологом.

В литературе

См. также Ной
  • Кобо Абэ . «Ковчег „Сакура“». (1984) Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский , «Мистерия-буфф». Ковчег - одно из мест действий, наряду с раем, адом и землей обетованной.
  • Джеральд Даррелл . «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове» . Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.

В живописи

Примечания и источники

Ссылки

  • Статья «Ноев ковчег » в Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ноев Ковчег" в других словарях:

    Род раковины в Средиземном море. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. НОЕВ КОВЧЕГ Род раковины в Средиземном море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Это, если судить по легенде, древний город Яффо (в переводе с иврита «красивая»), основанный около 4000 лет назад и расположенный на юго-западе Израиля. Сегодня он примыкает к экономическому и культурному центру страны - Тель-Авиву. Но об этом мегаполисе я расскажу в чуть ниже.

0 0


Среди прибрежных израильских городов Яффо один из самых своеобразных и колоритных. Утром я отправился туда на такси, чтобы осмотреть достопримечательности. Попросил водителя довезти меня до площади старого города. От неё, начальной точки моего маршрута, всё рядом – в шаговой доступности.

Скала Андромеды

В этом городе все овеяно легендами. Считается, что здесь Ной построил свой ковчег, который во время Всемирного потопа стал приютом для его родных и некоторых представителей животного мира планеты. Отсюда отправился в путь библейский пророк Иона, проглоченный во время бури огромным китом, который через три дня выплюнул свою добычу на берег. Греческие мифы повествуют, что в этом месте на прибрежной полосе была прикована к скале прекрасная принцесса Андромеда, а отважный герой Персей освободил ее, превратив в камень при помощи головы Горгоны-медузы чудовищного монстра – Кракена. Ныне вокруг полузатопленных каменных обломков носятся на водных мотоциклах местные экстремалы, да чуть поодаль покоряют упрямые волны отчаянные серфингисты.


0 0

Гавань Яффо

В еврейских хрониках Яффо упоминается как город, которым управляли филистимляне, затем он перешел к еврейскому племени Дан. Потом сюда пришел царь Давид, отстроивший гавань Яффо и превративший поселение в региональный центр торговли. Библейские источники утверждают, что при царе Соломоне через порт Яффо сплавляли ливанские кедры для строительства Первого храма. История рассказывает также о захвате города греками, вступившими в жестокое сражение с Иегудой Маккавеем.

В римский период город развивался и процветал. Однако в 67 году н.э. попытка еврейских повстанцев перерезать морские коммуникации римлян во время Иудейской войны привели к разрушению Яффо и гибели его защитников: они пытались покинуть горящий город на судах, но те были потоплены. Впрочем, уже в скором времени римский император Веспасиан вновь отстраивает город и даёт ему название в честь своей жены - Флавия Иоппа. В 636 году Яффо захватывают арабы, и с этого времени он теряет своё значение как центр торговли. Внимание к чахнущему опустевшему городу-порту вновь привлекли крестовые походы. Крестоносцы отстроили укрепления, яффский порт становится основным пунктом снабжения "Христова воинства", однако в 1268 году султан Бейбарс I разрушает город до основания, и на несколько столетий Яффо, как город, перестаёт существовать.

Следующий этап его истории связан с Оттоманской империей. Наполеон Бонапарт в 1799 году захватил Яффо, но вскоре тот вернулся под власть турок. В конце XIX века именно отсюда началось возвращение евреев в Израиль, и уже в период Первой алии был построен еврейский квартал Неве-Цедек. Яффо знал кровопролитные столкновения евреев и арабов, а в 1948 году город полностью перешел под еврейский контроль. В 1950 году города Тель-Авив и Яффо были объединены и управляются одним муниципалитетом.

Старый город

На въезде в старый город, который занимает совсем небольшую по площади часть Яффо, нас встретила османская башня султана Абдул Хамида II с часами.

0 0

Еще таксист просил обратить внимание на местную «фишку», на фоне которой любят фотографироваться туристы, - дерево без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади. Избегая проторенных туристических маршрутов, не торопясь, отправился бродить по живописным узеньким улочкам и переулкам старого города. Основное население здесь, как пояснила мне добровольный гид Людмила (супруга моего хорошего товарища Виктора), художники, музыканты, скульпторы и артисты. Вообще в городе мирно сосуществуют представители разных конфессий. Помимо арабов и евреев, в Яффо живут армяне и копты, православные, греки-католики, марониты и протестанты. Архитектурные стили домов отражают разные периоды его прошлого: от колоритного - Оттоманской империи и до пуританского - Британского мандата.


0 0

Оживленный блошиный рынок "Шук Пиш-пишим" - обязательный пункт нашего маршрута. В многочисленных лавочках и на открытых прилавках засилие старых вещей. Можно купить всё – от формы британского военного из оккупационных войск до кумачового стяга с советской символикой. Много антикварной мебели, ковров, раритетных книг на различных языках, значков и всякой сувенирной дребедени.


0 0

Во время прогулки открыл для себя много чего нового в старом Яффо. Своеобразный срез истории от Оттоманского периода до нынешних времен: две главные улицы - Йефет и бульвар Иерушалаим. Известны далеко за пределами страны театры «Ха-Симта» (Переулок), театр «Гешер» (Мост) в зале «Нога» (Венера), где ставят спектакли на иврите и на русском языке, музей древностей и музей истории, салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим.

Среди множества городских достопримечательностей – Ган ха-Писга с его уникальной атмосферой, очаровательными ресторанчиками, художественными галереями и сувенирными лавками, специализирующимися на иудаике; восхитительная набережная и порт, сохранивший свой колорит, откуда каждый вечер отправляются рыбацкие суда на ночной промысел с прожекторами и утром возвращаются с уловом. В Яффо расположено 11 известных церквей, монастырей и мечетей, среди которых выделяются церковь Святого Петра и францисканский монастырь, христианская святыня - дом Симона-кожевника, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу.

Только здесь можно найти замечательные бурекасы, которые традиционно в Яффо выпекают представители болгарской алии, нашедшей здесь приют. Поэтому город, хранящий традиции балканской кулинарии в многочисленных пекарнях и тавернах, называют «маленькой Болгарией».

Пообедали мы в неплохом бухарском ресторане – декорирован под среднеазиатский караван-сарай. Языкового барьера никакого – обслуживающий персонал прекрасно говорит по-русски. На стенах – портреты звезд нашей эстрады, которые, по всей видимости, частенько навещают данное заведение во время своих визитов в землю обетованную.

Побродив по запутанным лабиринтам улиц и посетив квартал знаков Зодиака, где вдоволь налюбовались работами художников, скульпторов и народных умельцев, спустились к морю, чтобы посмотреть на фантастически красивый яффский закат. Завораживающее зрелище. Завершился еще один день на святой земле.


0 0

Возле моря белым парусом

высятся дома Тель-Авива, который стал первым еврейским городом Израиля, основанным в наши дни. В этом мегаполисе, который за весьма непродолжительный отрезок времени превратился в экономический и культурный центр страны, жизнь никогда не останавливается.

Город расположен на 14-километровой полосе вдоль побережья Средиземного моря. На севере ее пересекает река Яркон, на востоке - река Аялон. Планируя посещение этого оживленного перекрестка мира (как еще называют Тель-Авив), я решил провести здесь целый день, чтобы поближе познакомиться с прошлым и настоящим этого удивительного городского поселения.


0 0

Дела давно минувших дней

История Тель-Авива начинается с Яффо - примыкающего к нему древнего города, расположенного к юго-западу и основанного около четырех тысяч лет назад.

В 1909 году 66 еврейских семей, живших в Яффо, основали первый район будущего Тель-Авива, названный Ахузат-Баит (Родной дом). Изначально он был частью Яффо, а в 1910 году его переименовали в Тель-Авив (Холм весны). Новый район быстро расширялся, к нему присоединялись другие, пока он не стал центром ишува - еврейского населения тогдашней Палестины. Именно в Тель-Авиве 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявил о создании государства Израиль.


0 0

Нас берег встречает прохладой

Ближе к обеду на набережной, где мы прогуливались с моим добровольным гидом Людмилой, было довольно-таки зябко - дул морской прохладный бриз. Волны, одна за другой, набегали на берег, отчаянные серфингисты пытались оседлать их, иногда успешно. Недалеко от высоток на прибрежной полосе в зеленой зоне приметил тренажерную площадку со всевозможным оборудованием для поддержания здоровья. Оказывается, любой желающий с 14-летнего возраста может воспользоваться тренажерами. Приходи - тренируйся сколько захочешь, поправляй здоровье.


0 0

Затем более часа разыскивали русскую духовную миссию Московского патриархата: хотели осмотреть монастырь святого апостола Петра, который расположен на ее подворье. Ворота оказались закрытыми - неприемный день. Сфотографировал монастырь из-за забора и в путь, по улицам культурной столицы.


0 0

Сердце города

Бывший район Ахузат-Баит, расположенный между теперешними улицами Монтефиори и Йегуда ха-Леви, является историческим ядром Тель-Авива. К западу от него находится основанный в 1877 году Неве-Цедек - первый еврейский район за пределами Яффо. В 80-х годах XX века он был отреставрирован, и теперь это живописное место, где сохранилось немало старых зданий. Многие дома вокруг Ахузат-Баит построены в эклектическом стиле, популярном в Тель-Авиве в двадцатых годах прошлого века. Такие здания можно увидеть на улице Нахлат-Биньямин и в сердце города - треугольнике, образованном улицей Шенкин, бульваром Ротшильда и улицей Алленби.


0 0

Архитектурные стили в Тель-Авиве - бальзам на сердце любителям старины. Например, всемирно известный баухаус. Этот стиль, разработанный в Германии и основанный на четких формах и асимметрии, был очень популярен с 30-х годов и до образования государства Израиль. В центре Тель-Авива, известном как Белый город, находится самая большая в мире группа зданий, построенных в стиле баухаус. По этой причине Белый город был включен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Данный район, по сведениям из путеводителя, занимает территорию от улицы Алленби на юге до реки Яркон на севере и от бульвара Бегина (Дерех Бегин) на востоке до моря. Много зданий в этом стиле на бульваре Ротшильда и в районе площади Дизенгоф. В северной части Белого города находится большой парк Яркон, раскинувшийся на берегах одноименной реки, а на северо-западе - тель-авивский порт с множеством увеселительных заведений, ночных клубов и ресторанов. Заметил во время прогулки по улицам много новостроек. Город растет, развивается и становится с каждым годом все прекрасней.


0 0

Тель-Авив по праву называют главным культурным центром страны. Здесь расположены более двадцати музеев, в том числе наиболее важные - Эрец-Исраэль (Музей Израиля) и Тель-авивский художественный музей. Для любителей прекрасного - Концертный зал оркестра израильской филармонии, Израильская опера, большое количество национальных театров.

В городе немало мест, представляющих историческую ценность. Это дома-музеи Бялика, Бен-Гуриона, Дизенгофа, старое кладбище на улице Трумпельдор, галерея «Бейт-Реувен». Любители природы могут посетить сады в Абу-Кабире, парк Яркон и Ботанический сад рядом с университетом. Семьям с детьми будет очень весело в Луна-парке - там много всяческих атракционов.

В городе есть несколько площадей, главные из них - площади Рабина, Дизенгофа и Кикар ха-Медина. Так, на последней, например, представлены бутики всех самых известных дизайнеров мира моды.


0 0

Тель-Авив - крупнейший деловой и торговый центр Израиля. Именно здесь, в престижном многоэтажном бизнес-центре Рамат-Гана расположилась знаменитая на весь мир Алмазная биржа. Израиль является мировым лидером в сфере разработки технологий по обработки и полировки бриллиантов: местные фабрики, занимающиеся шлифовкой алмазов, оснащены самым передовым и качественным оборудованием. Современные технологии в совокупности со штатом высококлассных специалистов делают страну активным игроком на международном рынке бриллиантов.

Рядом с красочными шумными рынками (Кармель, ха-Тиква, Левински и Блошиный рынок в Яффо) прилепились огромные современные торговые комплексы, такие как Дизенгоф-центр и Центр Азриэли. Без покупки из них не уйдешь: все товары качественные и на любой кошелек. Но, пожалуй, не для меня - бюджетного путешественника. Покрывало ночи окутало городские улицы - до свиданья, Тель-Авив. Может быть, когда-нибудь мы еще свидимся.


0 0

Редакция «Ноева Ковчега» публикует материал Марка Мильграма об «операции спасения» Ноя во время Всемирного потопа. Автор статьи в течение многих лет занимается исследованием описанных в Библии событий и излагает свою версию плавания Ноя.

Куда приплыл Ковчег Ноя? Первая книга Библии «Бытие» подробно описывает историю человека по имени Ной (потомок Адама в 10-м поколении), который построил Ковчег и спас себя, свою семью и животных во время потопа. Он поселился в Армении и стал прародителем человечества, по меньшей мере, его белой расы, в первую очередь армян.

В этом описании много недоговоренностей, неувязок, которые ставят под сомнение подлинность самой истории. Но читать Библию надо очень и очень внимательно, так как каждое слово, каждое утверждение в книге имеют глубокий смысл, который нам пока не всегда ясен. Несмотря на многовековой опыт изучения Библии, она неисчерпаема.

Используя инженерно-техническую экспертизу, я попытался с учетом многочисленных исследований и научных комментариев прояснить главные эпизоды этой истории. Сделанные в результате предположения представляют научно-техническую гипотезу, подтверждающую подлинность эпопеи Ноя. Рассмотрим главные составляющие этой версии.

Потоп был

Американские ученые из Вашингтонского и Северо-Западного университетов, их английские коллеги из Манчестерского университета обнаружили на глубинах 90 -1500 км огромные резервуары воды.

Многие ученые считают, что потоп на самом деле был, и не один. Из подземных резервуаров земли могло произойти катастрофическое извержение горячей соленой воды с паром, уровень Мирового океана поднялся, от сконденсированного пара хлынул ливень, который, вполне вероятно, шел 40 дней и 40 ночей. Эти природные катаклизмы привели к Всемирному потопу. А потом вода ушла обратно… В наше время на дне океана стали все больше находить так называемых «черных курильщиков» – странных дыр, из которых ключом бьет вода температурой 400 градусов.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей книге «В начале» пишет: «На северо-восточном побережье Персидского залива расположено место стыка гигантских тектонических плит земной коры, так что вполне вероятно, что их сдвиг вызвал землетрясение и сопутствующие ему приливные волны, захлестнувшие берег залива». Об этом же сообщает питерский ученый Анатолий Акопянц: «Корабль Ноя поднялся к Арарату вверх по Евфрату. Его гнала нагонная волна, вызванная невыясненным природным катаклизмом в прилегающем к Месопотамии районе Персидского залива примерно 4,5 тыс. лет тому назад, обратившим течение реки Евфрат вспять».

Вполне возможно, что это суперземлетрясение было спровоцировано одной из крупнейших планетарных катастроф – падением на поверхность Земли большого небесного тела, произошедшим как раз 4300-4500 лет тому назад. Скорее всего, этот гигантский метеорит перед падением раскололся на несколько фрагментов, и они достигли Земли в разных ее частях. Произошла глобальная катастрофа, о которой упоминается в различных преданиях.

Один фрагмент небесного тела мог упасть в районе Средиземного моря у южных берегов сегодняшнего Израиля, другой – в районе Персидского залива или где-то рядом с ним. В этом месте как раз проходят стыки больших тектонических разломов, под которыми находятся огромные объемы горячей соленой воды. В результате сначала возникло космогенное цунами (его изучают специалисты Holocene Impact Working Group), на которое «наложился» выброс воды из подземных резервуаров Земли, что и образовало такое сверхкатастрофическое явление под названием потоп.

Образовавшаяся нагонная волна, идущая от Средиземного моря и от Персидского залива, подхватила Ноев Ковчег и понесла его к Араратским горам. Простые арифметические расчеты показывают, что при потопе скорость нагонного течения (условно равная средней скорости плавания Ковчега) составила примерно 5,5 км в сутки, средняя скорость подъема уровня воды – примерно 18 м в сутки, или 0,75 метра в час. Такие относительно невысокие скорости обусловили довольно спокойное плавание Ковчега.

Не корабль, а плоты

По данному Провидением «техническому заданию» Ною предписывалось построить Ковчег длиной 138 метров, шириной 23 метра и высотой 14 метров. При этом Ною вовсе не нужен был корабль с системой управления (киль, рули, паруса и т.п.) и навигацией, весьма сложный как в строительстве, так и в плавании. Конкретная конструкция Ковчега в Библии не описана, скорее всего, авторам было сложно это сделать. Трудности возникли и с переводом употребленного термина «тевах», что вроде бы означает «сундук» или «ящик». Кстати, плетеная корзинка, в которой нашли младенца Моисея, тоже называлась «тевах». В латинском и английском переводах употребили слово «арк», что означает «ящик», в славянском – слово «ковчег».

Я пришел к выводу, что Ноев Ковчег – это не длинный «ящик», и не корабль в современном его понятии, а плавучее средство своеобразной конструкции. Ее основание – отдельные плоты, соединенные между собой гибкими соединениями (вполне возможен и буксировочный вариант). Они представляют собой цепочку из 6 квадратных плотов длиной и шириной по 23 метра каждый при общей длине конструкции 138 метров (в оригинале – 300 локтей). На каждом плоту установлено трехэтажное помещение, герметичное со всех сторон, кроме днища, длиной 18 – 20 метров и шириной 6 – 16 метров, закрепленное по бокам наклонными бревнами, связанными сверху и снизу, что образует в разрезе треугольную, устойчивую для внешнего воздействия (ветры, волны) конструкцию общей высотой 14 метров.

Построить такую конструкцию значительно проще, чем корабль, и, главное, она идеально подходит для дрейфа. Плот практически непотопляем. Вся попадающая извне вода уходит через щели в днище. Если морское путешествие на плоту успешно совершил Тур Хейердал, то почему его не мог осуществить еще раньше Ной, тем более что перед ним не стояла задача приплыть куда-то конкретно, главным было переждать и выжить. Кстати, Хейердал в 1947 году проплыл за 101 день на управляемом плоту 8000 км, Зиганшин в 1960 году на неуправляемой барже без еды и воды проделал за 49 дней путь в 2800 км, корабль Нансена «Фрам» в конце XIX века дрейфовал во льдах Арктики 3 года и прошел расстояние более 3000 километров, экспедиция Папанина в 1937 году преодолела на дрейфующей льдине за 274 дня 2500 километров, а Ковчег Ноя за 218 дней проплыл в дрейфующем режиме 1200 километров (средняя скорость 5,5 км/сутки).

Вполне возможно, что для упрощения условий содержания животных и для устранения возможных конфликтов между людьми Ной и сыновья разделились: 2 плота занял Хам, 2 плота – Сим, на оставшихся 2 плотах плыли Ной и его младший сын Иафет.

Место строительства – район мегалита Руджм эль-Хири

Для подготовки и осуществления постройки такого большого объекта, как Ковчег, а также для сбора и содержания домашних животных и диких зверей необходима довольно значительная и относительно ровная поверхность, которая вместе с тем должна находиться вблизи источника лесоматериала, а также на достаточной высоте над уровнем моря и с менее жарким климатом.

Такая местность нашлась. Возможно, Ной с семьей там и жил. Это район Голанских высот рядом с рукотворным мегалитом под арабским названием Руджм эль-Хири («каменный вал дикой кошки»). Мегалит представляет собой несколько концентрических колец с курганом в центре, сложенных большими валунами из базальта. Его внешний диаметр составляет 160 м и соизмерим с длиной Ковчега. Мегалит был сооружен до Ноя, сохранился и по сей день, хотя значительно разрушен. Его назначение пока непонятно. Рядом с ним израильские археологи нашли жилье древнего человека – землянки. В Армении около города Сисиана, кстати, также имеется подобный древний памятник – мегалит Зорац-Карер (Караундж), сооруженный примерно в то же время, что и Руджм эль-Хири. По одной из версий, Караундж являлся древним космодромом.

При абсолютной высоте района мегалита Руджм эль-Хири примерно 1000 м над уровнем моря (как и Еревана) разрушительная волна суперцунами от падения небесного тела могла пройти ниже, Ковчег подхватило и понесло к Араратским горам пришедшее затем более спокойное течение вод из глубин Земли.

Вместе с тем, не исключаются и другие варианты места строительства Ковчега, в том числе в Месопотамии (Двуречье).

Лесоматериал и устройство

Возможно, при сооружении Ковчега Ной использовал имеющийся опыт плотостроения, о котором сегодня известно немного, при этом он значительно усовершенствовал конструкцию. Плоты Ноя были сооружены из цельных бревен ливанского кедра, имеющего по сравнению с другими видами местных лесоматериалов наименьшую плотность (удельный вес) – до 400 кг/куб. м в высушенном состоянии – при высоте до 50 м и диаметре ствола до 2,5 м. В Библии в качестве названия дерева употреблен термин «гофер», но никто не взял на себя смелость перевести его. Однако, исходя из практической пригодности имеющейся для строительства плотов древесины, наиболее подходящее местное дерево – именно ливанский кедр. Бревна ошкуривались, высушивались и осмаливались. Кстати, бальса, которую использовал Хейердал, значительно легче, всего 160 кг/куб. м, а современная сосна, как наиболее близкий аналог кедра, имеет плотность 500 кг/куб. м, что следует учитывать при расчетах грузоподъемности и мореходности плотов.

На плотах в соответствии с «техническим заданием» Провидения были сооружены герметичные прямоугольные помещения, обвязанные с боков и скрепленные наверху длинными бревнами, что придало всей конструкции треугольную форму, наиболее устойчивую при различных перипетиях длительного морского плавания. При этом гибкие соединения между плотами придали Ковчегу необходимую устойчивость к волнам и удерживали его от разрушения.

Возможны и другие варианты устройства плотов.

Условия жизнедеятельности

Как известно, Бог запретил Ною выходить из Ковчега, что в случае полностью герметичного «ящика» или корабля делает удаление отходов жизнедеятельности людей и животных весьма затруднительным. С этой точки зрения плот позволяет удалять их через щели или через специальные отверстия в дне. По наблюдению Хейердала, вода снизу вверх никогда не поступает.

Кроме того, проветривание одного плота значительно эффективнее, чем всего длинного «ящика». Хотя и в этом вопросе все не так просто. Для эффективного проветривания нужны 2 отверстия – снизу и сверху. В Библии указано только одно – сверху. Поэтому, если Ковчег является герметичным со всех сторон «ящиком» или кораблем, то нижнее отверстие в нем, а соответственно и проветривание устроить невозможно, а если это плот, то реально.

Конец плавания

Семья Ноя и животные в конце потопа (через 218 дней) благополучно прибыли в район Араратских гор. Нагонное течение «доставило» их, по моему мнению, к Арагацу, Арарат остался в стороне. Большой Арарат (Масис) уж больно высок, крут, скалист и неприступен.

Дальше наиболее вероятен такой сценарий. Когда вода стала спадать и появилось отгонное течение, вся семья разделилась. Хам со своей семьей и частью животных на двух плотах приплыл к горе Малый Арарат (или Арарат), но с другой, южной, стороны. Он стал прародителем афразийской семьи народов. Следы его плота, по моему мнению, следует искать на этой территории, скорее всего, на местностях между изогипсами 2000 – 2500 м, наиболее подходящими для причаливания: пологие откосы, довольно большое плато и т.п.

Второй сын – Сим со своими двумя плотами отправился в Месопотамию (Двуречье) и стал прародителем семитской группы народов.

Такой сценарий объясняет, как оба брата попали туда после потопа. В рамках данной гипотезы возможны и другие варианты поселения Хама и Сима.

На Арагаце

Вопрос прибытия любого плавучего судна к берегу – непростой. Берег должен иметь определенные характеристики, то есть быть удобным для высадки. Корабль с осадкой 3 – 4 метра ближе чем на 100 метров к берегу в любом случае не подойдет. Как перевести животных на берег? Плот же может подойти к берегу вплотную, но рельеф берега должен быть достаточно пологим. Известны случаи трагической гибели людей, пытавшихся на океанских плотах высадиться на берег и разбившихся о рифы и скалы.

Поэтому считаю, что сам Ной с младшим сыном Иафетом на двух плотах ровно через год после начала потопа высадились на горе Арагац, на территории современной Армянской Республики, в районе озера Кари (на высоте примерно 3200 – 3500 м над уровнем моря). Здесь же Бог явил радугу в знак завершения Ноем сложного путешествия, как символ Вечного завета между Богом и людьми. Затем семьи Ноя и Иафета с животными спустились в Араратскую долину, в более теплые места, похожие по рельефу и по климату на их родину (Междуречье или Израиль), став прародителями армян и северо-западных (индоевропейских) народов. Ной основал поселение Ереван, прожил еще 350 лет и скончался в возрасте 950 лет.

В составе изыскательской экспедиции я был на этом южном склоне Арагаца летом 1965 года и могу сказать, что эта местность очень подходит как для «приземления» плота, так и для дальнейшего пешего перемещения людей и животных. Достаточно пологий откос без скал, обилие ручьев и речек с талой водой за счет того, что лавовый «покров» Арагаца преимущественно водонепроницаем и на горных склонах преобладает поверхностный сток воды.

Склоны же Арарата, наоборот, круты, воды на них нет, так как слагающие гору породы – «трещиноватые» базальты и талая вода с ледников сразу уходит, образуя в основном подземные стоки. Они, кстати, являются основным источником воды крупного артезианского водного бассейна под Араратской долиной. Кроме того, пеший спуск с Арарата был бы намного сложней, чем с Арагаца. Поэтому думаю, что Провидение направило Ковчег Ноя для высадки именно к Арагацу, к местности с наиболее удобными условиями причаливания и относительно простым маршрутом спуска в Араратскую долину.

Гипотеза требует доказательств

Изложенное выше – только предварительные соображения, схема, гипотеза, которая требует доказательств.

Доказательств может быть три. Первое, наиболее доступное – нахождение каких-либо следов Ковчега на Арагаце в районе озера Кари, в том числе и на его дне. Второе – нахождение каких-либо следов Ковчега (плотов Хама) на южном склоне горного хребта Арарата, что весьма проблематично. Третье, наиболее затратное, но наиболее реальное – сооружение и проведение практических водных испытаний копии плота Ноя.

Каждый элемент «новой» конструкции Ковчега, каждый эпизод этой библейской истории заслуживает разносторонних исследований и расчетов, проведения раскопок, натурного моделирования. В том числе исследований и разработок текстологических, источниковедческих, теологических, а также кораблестроительных, геологических, археологических, географических, океанологических и климатических. Необходимы компьютерное моделирование конструкции Ковчега и его испытания. Нуждается в современном осмыслении также этический аспект подвига и заветов Ноя. Поддерживаю идею установления памятника Ною и его Ковчегу в Ереване.

Марк Мильграм, горный инженер