Гаражный кооператив могут ли снести. Основной принцип сноса гаражей. Почему могут оказать в компенсации

Уже много лет по всей России действует программа сноса металлических гаражей и других видов построек данного типа. За счет демонтажа гаражей городские власти решают проблему нехватки земельных площаде й для возведения жилых домов, офисов и торговых центров.

Еще одной целью программы является строительство магистралей и дорог. Самовольные сооружения и кооперативы предполагается в ближайшем будущем полностью заменить на подземные парковки и закрытые стоянки.

Законодательная база

Чем регламентирован снос гаражных построек? Действие городских властей в этом случае регламентируются , 280, и 282 Гражданского кодекса РФ.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

  1. Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
  2. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Согласно ст. 279 ГК РФ, снос гаражей ракушек и других построек данного типа осуществляется следующим образом:

  • хозяин теряет права собственности на свой участок;
  • право на постоянное пользование землей прекращается;
  • договор аренды граждан с властями может быть досрочно расторгнут.

Решение об изъятии земли принимается местными органами власти. Все условия и сроки определяются с оглашением об изъятии участка и находящимся на нем сооружений.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если хозяин не заключил соглашение об изъятии, то законом разрешается принудительное изъятие земли. Процедура осуществляется в суде.

Как узнать какие гаражи идут под снос?

Прежде всего, в зону риска попадают следующие сооружения:

Информация о том, снесут ли гараж полезна как собственникам, так и гражданам, планирующим в ближайшее время купить бокс. Обязательный пункт процедуры купли-продажи – получение данных о программе сноса гаражей своего города. Перед оформлением важно заранее узнать, не будет ли она в скором времени ликвидирована государством?

Где посмотреть информацию о сносе гаража? Узнать, какие участки будут изъяты, можно несколькими способами:



В соответствии с Гражданским кодексом, владельца должны предупредить минимум за месяц до даты ликвидации уведомлением, переданным лично в руки
. За этот срок предполагается, что хозяин сможет успеть перевезти имущество и собрать необходимые документы для получения компенсации.


ВАЖНО!
Если инициатором демонтажа является городская администрация, то по закону все затраты и издержи на ликвидацию ложатся на органы местного самоуправления. Хозяину не придется оплачивать процедуру демонтажа.

В кооперативе


Если объект расположен в ГСК, то владельцы вправе потребовать компенсацию или оформить сделку купли-продажи.

Процедура сноса гаражей в ГСК пройдет быстро и без затрат, если у владельца имеются все необходимые бумаги, доказывающие право на собственность.

При отсутствии таковых, хозяину нужно срочно оформить право владения, иначе он не сможет получить компенсацию.

Решение о том, кому положена компенсация, а также сам размер выплаты, принимается местными органами власти. Например, в Москве всем законным владельцам предусмотрены выплаты равные рыночной стоимости ликвидированных сооружений.

Самовольные постройки

За снос самовольных гаражей денежная выплата от государства не предусмотрена.

Если гараж был возведен на произвольно занятом участке, то получить свидетельство практически нереально.

Легализовать его можно двумя методами:

Обратиться в комиссию по пресечению самовольных построек с прошением о сохранении сооружения. Подать в суд иск о требовании узаконить объект.

Для признания судом легальности гаража потребуется предоставить следующие бумаги:

ВАЖНО! Если участок не предназначен для строительства, то оформить право на постройку не получится. А значит, компенсацию органы власти не предоставят.

Гараж сносят — что делать?

Первое, что необходимо сделать при уведомлении о ликвидации постройки, это проверить наличие всех необходимых бумаг. Без доказательств государство не возместит ущерб. В префектуру округа или районную администрацию нужно подать следующие документы:

  • документ, на основании которого хозяином занимается земля;
  • свидетельство о членстве в кооперативе (если объект находится в ГСК);
  • право собственности;
  • бумага, на основании которой получено имущество.

Какая положена компенсация?

После предоставления бумаг, префектура назначит оценку объекта. Согласно ст. 281 ГК РФ , размер выплачиваемых средств должен равняться рыночной стоимости постройки.

Главная причина недовольства большинства собственников – маленький размер возмещенного ущерба. Решение оценочной комиссии не всегда устраивает граждан.

Единственная возможность оспорить назначенную сумму выплаты – заказать независимую оценку. Однако даже в этом случае органы власти могут проигнорировать документ с решением независимого эксперта и назначить компенсацию, установленную своей комиссией .

Срок выплаты зависит от загруженности ответственных лиц за обработку данных и выдачу денежного возмещения.

Можно лишь назвать приблизительные сроки:

  • решение о назначении денежной компенсации за снос гаража принимается в течение 10 рабочих дней;
  • оценка собственности длится около 5 дней;
  • выплата производится в течение недели после оценки.

Предотвратить снос не получится, даже если вы предоставите все документы на право владения. Единственный выход получить возмещение ущерба – подать заявление в префектуру района со всеми необходимыми документами.

Если демонтаж произошел без уведомления, то гражданин вправе подать в полицию с заявлением об нанесении ущерба. Надеемся, что наша статья помогла вам понять, что делать, если снесли гараж и как узнать о планах градостроительства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2012);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 60, 29.10.2012);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 37, 02.07.2013);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.07.2015);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 47, 22.08.2017);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 25, Том 2, 08.05.2018);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.11.2018).
________________

В целях реализации Генерального плана города Москвы , государственных программ города Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории города Москвы Правительство Москвы (преамбула в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП

постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы (далее - Положение) согласно приложению 1 к настоящему постановлению .

2. Установить, что на основании распоряжения Правительства Москвы гражданам - владельцам иных сносимых объектов при освобождении территорий города Москвы в соответствии с пунктами 1.1-1.3 Положения осуществляется денежная компенсация в порядке и на условиях, аналогичных порядку и условиям, установленным в Положении.
(Пункт дополнительно включен с 13 июля 2013 года постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2013 года N 403-ПП)

____________________________________________________
Пункты 2-5 предыдущей редакции с 13 июля 2013 года считаются соответственно пунктами 3-6 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 25 июня 2013 года N 403-ПП .
____________________________________________________

3. Пункт утратил силу с 7 ноября 2012 года - ..

4. Пункт утратил силу с 7 ноября 2012 года - постановление Правительства Москвы от 17 октября 2012 года N 570-ПП ..

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы

1. Действие настоящего Положения определяет порядок осуществления по соглашению сторон компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при:

1.1. Освобождении территорий города Москвы для осуществления строительства за счет средств бюджета города Москвы.

1.2. Освобождении территорий города Москвы за счет средств бюджета города Москвы для последующего выставления на торги земельного участка, прав на земельный участок.

1.3. Освобождении территорий города Москвы для последующего строительства объектов капитального строительства за счет предоставленных государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям, казенным предприятиям) города Москвы в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо при передаче указанным государственным унитарным предприятиям города Москвы в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

1.4. Освобождении территорий города Москвы для исполнения обязательств в рамках заключенного в установленном порядке концессионного соглашения.
(Пункт 1.4 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

1.5. Освобождении территорий города Москвы в целях строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов.
(Пункт 1.5 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

1.6. Освобождении территорий города Москвы для размещения за счет средств бюджета города Москвы плоскостных парковок.
(Пункт 1.6 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

1.7. Освобождении территорий города Москвы, за исключением территорий, попадающих в зону строительства объектов железнодорожного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, в целях благоустройства таких территорий за счет средств бюджета города Москвы, а также в иных целях в соответствии с принятыми решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
(Пункт 1.7 дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2018 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1427-ПП .

1.8. Освобождении территорий города Москвы за счет средств Московского фонда реновации жилой застройки в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве , утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" .
(Пункт 1.8 дополнительно включен с 19 мая 2018 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2018 года N 346-ПП)

(Пункт 1 в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП

1(1). Вопросы компенсации владельцами гаражей, которые в соответствии с законом приобрели соответствующие права на земельные участки, расположенные на территории, подлежащей освобождению, могут быть урегулированы в ином предусмотренном законодательством порядке.
(Пункт 1(1) дополнительно включен с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП)

2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:

2.1. Индивидуальный гараж (гараж) - объект, предназначенный для хранения автотранспортного средства, в том числе машиноместо в гаражном комплексе.

2.2. Владелец гаража - лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее - правоподтверждающие документы):

Актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки;

Свидетельством о праве на наследство;

Вступившим в законную силу судебным актом;

Актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов;

Иными документами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.

2.3. Освобождение территории - мероприятия, направленные на прекращение фактического пользования земельным участком, в том числе с прекращением соответствующих прав на землю, не связанные с процедурой изъятия земельных участков для государственных нужд.

3. Выплата денежной компенсации производится органом исполнительной власти города Москвы, государственным казенным учреждением города Москвы, определенными в качестве государственного заказчика (далее также - Государственный заказчик), либо государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы (далее Предприятие).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2012 года .

4. Выплата денежной компенсации производится:

4.1. Органом исполнительной власти города Москвы или подведомственным ему государственным казенным учреждением города Москвы, определенным в качестве государственного заказчика (далее Государственный заказчик), в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, после принятия Правительством Москвы решения о строительстве за счет средств бюджета города Москвы на территории, подлежащей освобождению.

4.2. Департаментом городского имущества города Москвы в случаях, предусмотренных пунктом 1.2 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории города Москвы.

4.3. Государственным унитарным предприятием (государственным предприятием, казенным предприятием) города Москвы (далее Предприятие) в случаях, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения, после предоставления Предприятию в установленном порядке субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности либо после принятия решения о передаче в установленном порядке полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

4.4. Концессионером, за исключением случаев, если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории.

В случае если условиями концессионного соглашения предусмотрено обязательство концедента освободить участок территории, то выплата денежной компенсации производится Департаментом городского имущества города Москвы либо иным органом исполнительной власти города Москвы (подведомственным ему государственным казенным учреждением города Москвы), которому в установленном порядке выделены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по освобождению соответствующей территории (пункт 1.4 настоящего Положения).

4.5. Заказчиком строительства объектов железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов (далее - Заказчик) в случае, предусмотренном пунктом 1.5 настоящего Положения.

4.6. Государственным заказчиком в случае, предусмотренном пунктом 1.6 настоящего Положения, после выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территорий города Москвы для размещения за счет средств бюджета города Москвы плоскостных парковок.

4.7. Префектурой соответствующего административного округа города Москвы (далее - Префектура) в случаях, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об осуществлении компенсации и выделения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по освобождению территории города Москвы в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета города Москвы, а также в иных целях в соответствии с принятыми решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1427-ПП .

Не требуется принятия решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы об осуществлении компенсации при освобождении территории города Москвы от расположенных на ней гаражей в целях благоустройства такой территории за счет средств бюджета города Москвы при одновременном соблюдении следующий условий:

Освобождение территории города Москвы в целях благоустройства осуществляется одновременно с освобождением такой территории в случаях, предусмотренных пунктами 1.1-1.6 настоящего Положения;

Территория, подлежащая освобождению в целях благоустройства, не превышает 30 процентов территории гаражного комплекса.

4.8. Московским фондом реновации жилой застройки (далее - Фонд реновации) в случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Положения.
(Пункт 4.8 дополнительно включен с 19 мая 2018 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2018 года N 346-ПП)
(Пункт 4 дополнительно включен с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

5. В целях освобождения территории города Москвы в Префектуру направляется обращение для проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения (далее - обращение), инициатором освобождения территории, которым выступают:

5.1. Государственный заказчик после принятия решений и выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных пунктами 4.1, 4.6 настоящего Положения.

5.2. Департамент городского имущества города Москвы после выделения бюджетных ассигнований (пункт 4.2 настоящего Положения).

5.3. Предприятие после принятия решения, осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4.3 настоящего Положения.

5.4. Концессионер после заключения концессионного соглашения (пункт 4.4 настоящего Положения).

5.5. Департамент городского имущества города Москвы или иной орган исполнительной власти города Москвы (подведомственное ему государственное казенное учреждение города Москвы), которому в установленном порядке выделены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий по освобождению соответствующей территории (пункт 1.4 настоящего Положения), после заключения концессионного соглашения, предусматривающего обязательство концедента освободить участок территории (пункт 4.4 настоящего Положения).

5.6. Заказчик после согласования Департаментом строительства города Москвы обращения Заказчика об освобождении территории в случае, предусмотренном пунктом 4.5 настоящего Положения.

5.7. Фонд реновации после согласования Департаментом строительства города Москвы обращения Фонда реновации об освобождении территории в случае, предусмотренном пунктом 1.8 настоящего Положения.
(Пункт 5.7 дополнительно включен с 19 мая 2018 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2018 года N 346-ПП)
(Пункт 5 дополнительно включен с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

____________________________________________________________________
Пункты 4 -6 предыдущей редакции с 4 июня 2012 года считаются соответственно пунктами 6-8 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП .
____________________________________________________________________

6. Префектура после получения обращения (пункт 5 настоящего Положения), а в случаях, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия решения и выделения бюджетных ассигнований (пункт 4.7 настоящего Положения):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2018 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1427-ПП .

6.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их в следующем порядке:

6.1.1. В месячный срок со дня получения обращения (пункт 5 настоящего Положения) обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведомление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по освобождению территории.

6.1.2. В течение 30 рабочих дней со дня уведомления (пункт 6.1.1 настоящего Положения) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с соответствующими правоподтверждающими документами.

6.1.3. В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и обеспечивает рассмотрение вопроса о сносе индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

После принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о сносе индивидуальных гаражей согласно представленным спискам Префектура утверждает адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем принятия правового акта.

В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные адресные списки владельцев гаражей осуществляется в порядке, установленном в абзаце втором настоящего пункта.

В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные пофамильные списки владельцев гаражей осуществляется Префектурой.
постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП .

6.2. Пункт утратил силу со 2 сентября 2017 года - ..

6.3. Осуществляет подготовку соглашений об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуальных гаражей, расположенных на освобождаемой территории (далее - соглашение), согласно приложению к настоящему Положению и актов об освобождении гаражей под снос (далее - акт), обеспечивает подписание соглашений и актов владельцами гаражей и направляет их для подписания инициатору освобождения территории (пункт 5 настоящего Положения).
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП .
(Пункт 6 в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

7. Инициатор освобождения территории:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

7.1. Пункт утратил силу со 2 сентября 2017 года - постановление Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП ..

7.2. Пункт утратил силу со 2 сентября 2017 года - постановление Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП ..

7.3. После получения от Префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей (п.6.3), в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в Префектуру (один экземпляр - для владельца гаража) (пункт в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП .

7.4. После подписания сторонами соглашения акта об освобождении гаража под снос (п.7.3) осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения.
(Пункт 7.4 в редакции, введенной в действие с 4 июня 2012 года постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2012 года N 227-ПП ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

8. В случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений, а также при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподтверждающих документов, Префектура и Департамент городского имущества города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые меры для освобождения территории.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 405-ПП .

9. Выплата компенсации осуществляется Префектурой в срок не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос.
постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП)

10. Размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

(Пункт дополнительно включен со 2 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2017 года N 544-ПП)

Приложение к Положению. Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории

Приложение
к Положению
(Дополнительно включено
с 7 ноября 2012 года
постановлением Правительства Москвы
от 17 октября 2012 года N 570-ПП ;
в редакции, введенной в действие
с 14 июля 2015 года постановлением
Правительства Москвы
от 3 июля 2015 года N 405-ПП ;
в редакции, введенной в
действие со 2 сентября 2017 года
постановлением Правительства Москвы
от 11 августа 2017 года N 544-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории

(в ред. постановления Правительства Москвы)

"____"______________ 20__ г.

Именуемый в дальнейшем ______________________________, в лице руководителя ___________________, действующего на основании Положения, с одной стороны,

Владелец гаража N ___________, находящегося на

автомобильной стоянке ____________________, расположенной по адресу: г.Москва, ________________, именуемый в дальнейшем "Владелец", с другой стороны, на основании постановления Правительства Москвы от ________________ N___________, распоряжения _________________ административного округа города Москвы от ______________ N ____________ заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. По настоящему Соглашению Владелец обязуется освободить используемый им гараж N_______, находящийся на автостоянке _______________, расположенной по адресу: г.Москва, ____________________________, от имущества и автотранспортного средства в срок до ____________20___ г. и подписать соответствующий акт об освобождении гаража под снос, а ______________ - выплатить Владельцу денежную компенсацию.

2. Денежная компенсация составляет ____ рублей _____копеек (_______рублей ______ копеек).

3. ______________ обязуется в течение _____ (_____________) банковских дней с момента подписания акта об освобождении гаража под снос (п.1) перечислить на счет Владельца денежные средства в размере, указанном в пункте 2 настоящего Соглашения (денежная компенсация).

4. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.

5. При исполнении настоящего Соглашения Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

6. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон и один для Префектуры административного округа города Москвы.

7. В случае изменения банковских реквизитов Владелец обязуется сообщить о таком изменении в течение пяти рабочих дней с момента такого изменения.

8. Все разногласия, возникающие из настоящего Соглашения, решаются путем переговоров. В случае недостижения согласия спорные вопросы разрешаются в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке с соблюдением претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора. Ответ на претензию дается в течение 20 дней с момента ее получения в письменной форме.

9. Адреса, реквизиты и подписи сторон.

Владелец:

Адрес:

Банковские реквизиты:

Государственный заказчик, Предприятие:

Адрес:

Банковские реквизиты:

Подписи сторон:

____________________________

Владелец

Приложение 2. Примерное соглашение об осуществлении денежной компенсации в связи со сносом индивидуального гаража, расположенного на освобождаемой территории

Приложение 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 9 марта 2011 года N 63-ПП
в редакции, введенной в
действие с 4 июня 2012 года
постановлением Правительства Москвы
от 16 мая 2012 года N 227-ПП , -
см. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________
Приложение 2 утратило силу с 7 ноября 2012 года -
постановление Правительства Москвы
от 17 октября 2012 года N 570-ПП . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Если вы являетесь членом гаражного строительного кооператива (далее – ГСК) и однажды подходя к своему гаражу, увидели, что рядом разворачивается строительство дороги, либо жилого комплекса и т.п., вам надо быть готовым к тому, что гараж, возможно, будет снесён. Легче пережить это событие с наименьшими потерями гражданам, имеющим договор аренды земельного участка, на котором стоит гараж, и свидетельство о праве собственности. В таком случае выкуп земельного участка под строительство допускается не иначе как с согласия собственника. Собственник участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия должен быть уведомлён письменно о принятом решении, об изъятии земельного участка (например, в связи со строительством дороги). Если вы являетесь собственником земельного участка в ГСК, то вам должны выплатить выкупную стоимость доли участка, принадлежащего на праве собственности ГСК.

Основные положения, касающиеся выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд, регулируются нормами Гражданского и Земельного Кодексов Российской Федерации. Выкупная цена земельного участка, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником данного участка. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества (в нашем случае – гараж), рыночная стоимость устанавливается в соответствии с федеральным законом «об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка. При определении размера убытков, причинённых землепользователям, землевладельца, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (ст. 57 ЗК РФ).

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если вы являетесь арендатором земельного участка, вам также полагается выплата рыночной стоимости гаража и возмещение убытков в связи с прекращением права пользования землёй по договору аренды.

Если ваши права нарушили, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд за защитой своих прав. Споры, связанные с определением размера убытков, также рассматриваются в судебном порядке.

На пути новых трасс, прокладываемых в Москве, возникают препятствия в виде гаражей, которые приходится сносить и освобождать территорию под строительство. Интересы владельцев построек бывают ущемлены. Чтобы избежать подобных ситуаций и не доводить дело до судебных разбирательств, Мэр города, Юрий Михайлович Лужков, подписал специальное постановление правительства Москвы «Об утверждении положения о порядке возмещения ущерба за сносимые индивидуальные гаражи при освобождении территорий для дорожно-мостового строительства», в котором чётко оговорены все условия компенсации за снос гаража, что неплохо было бы сделать и другим градоначальникам. Согласно документу владелец гаража, предназначенного к сносу, получит в собственность машиноместо (гараж) в построенных за счёт бюджетных средств гаражных кооперативов.

Москвичам, у которых право собственности на гаражи не зарегистрировано, предлагается финансовое участие в строительстве гаражного комплекса, где им будет предоставлено в собственность место под машину (машиноместо). Кто не захочет участвовать в долевом строительстве, имеет право арендовать машиноместо. В случае отказа от всех предложений собственники гаражей и арендаторы, не имеющие оформленного надлежащим образом права собственности, получат денежную компенсацию, которая будет рассчитана на основе независимой оценки. Вот как в Москве.

А что сделать пользователю, чтобы оформить документы на право собственности гаражом, если таковых нет? Признаюсь, сделать надо немало.

Набравшись терпения и упорства, первым шагом, вам нужно предоставить в местный орган Федеральной регистрационной службы следующие документы:

1. заявление о государственной регистрации права;

2. платёжный документ об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию;

3. документ, удостоверяющий личность заявителя.

ГСК при первом обращении членов кооператива предоставляет:

1. устав кооператива;

2. свидетельство о государственной регистрации кооператива;

3. свидетельство о постановке на налоговый учёт;

4. протокол об избрании председателя кооператива;

5. список членов кооператива;

6. документы, подтверждающие отведение земельного участка под строительство гаражей;

7. акт государственной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного строительства;

8. документ о членстве в кооперативе и выплате паевого взноса, подписанный председателем кооператива;

9. план объекта недвижимого имущества с его техническим описанием, удостоверенный органом по учёту объектов недвижимого имущества.

Все документы предоставляются в двух экземплярах – подлинники и копии.

Пройдёт несколько месяцев, и вы можете получить свидетельство на право собственности.

И ещё надо знать, что облагается НДФЛ сумма компенсации за подлежащее сносу имущество членов потребительского гаражного кооператива, находящееся на изымаемом земельном участке, при заключении соглашения о выкупе. При этом налогоплательщик имеет право на получение соответствующего имущественного налогового вычета. Если гараж находился в собственности налогоплательщика менее трёх лет, размер имущественного налогового вычета не может превышать 125000 рублей. В случае, когда гараж находился в собственности три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком от продажи этого имущества (Письмо МинФина РФ от 08.05.2008 № 03-04-05-01/158).

Здравствуйте Елена!

Собственнику земельного участка нужно обратиться в суд с исковым заявлением о признании гаража самовольной постройкой

Статья 222. Самовольная постройка
Позиции высших судов по ст. 222 ГК РФ >>>
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.
,
суд по запросу поступило письмо из ДЕЗО, в котором утверждается, что договор с ответчиком имеется, однако сам договор представлен не был. После этого нам было отказано в иске. Мы считаем, что ДЕЗО поддержало ответчика за взятку.
Елена Петровна

С какими требованиями обращались в суд?

Очень неожиданные решения принял Верховный суд, рассмотрев этим летом практически подряд два дела о частных гаражах граждан.

Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих "гаражных" битв примитивна - чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.

Но судя по последним решениям Верховного суда, "гаражные" приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила - когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.

Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.

В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было "оформленных в установленным порядке документов на землю". Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.

Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.

Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района - выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство "в порядке исключения временных металлических боксов". По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля "Запорожец", бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя "Запорожец". Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был - в боксе N22.

Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.

На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки - отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.

Суды не назвали нормы, которые пенсионер нарушил во время постройки гаража и долгих лет его использования

Верховный суд напомнил - гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто - нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж - объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс - не объект недвижимости, суды не привели.

Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации - не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. "Временное" размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.

А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком - это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть "гаражное" дело заново с учетом его разъяснений.

Героем второго "гаражного" дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, "Мосэнерго" еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.

Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района, где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец "не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта". А гараж, по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул - отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.

И еще важный штрих - по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью - 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая "приобретательная давность".В связи с этим Верховный суд подчеркивает - фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это "гаражное" дело.