Философская школа киников. Киники это в философии

Киники - это знаменитая философская школа Древней Греции, большинство представителей которой выступали последователями учения Сократа. Мыслителей школы еще называли циниками за их несколько угрюмый характер, строгие взгляды, недовольство существующим социальным, политическим и религиозным укладом.

Основатель школы киников

Идейным лидером и апологетом учения является Антисфен. Философ был сыном гражданина Афин и фракийской рабыни. Исходя из этого, Антисфен считался незаконнорожденным и был обречен всю жизнь находиться в статусе неполноправного члена общества.

Антисфен являлся одним из самых преданных и старших учеников Сократа. Увлеченный нравственными убеждениями и личностью наставника, молодой философ не покидал учителя до конца его дней. После Антисфен основал собственную философскую школу в одной из гимназий Афин, предназначенной для незаконнорожденных.

Антисфен старался вести жизнь, которая соответствовала его учению. Философ ни перед кем не приклонялся, не считал бедность пороком и нарочито проявлял свое пренебрежение к обладателям власти. Мудрец проводил дни в размышлениях, оставив по себе многочисленные тома сочинений. Его наиболее известные последователи Кратес и Диоген считали, что во всей Греции не отыщется философов, которые равны Антисфену в непоколебимости, бесстрашии и умении жить согласно своим убеждениям.

Школа киников, философия Антисфена имела успех до самой смерти ее основателя. Позже в знаменитую Александрийскую библиотеку было внесено более 70 сочинений мыслителя. После того как не стало Антисфена, еще на протяжении 150 лет активно продвигали свои взгляды киники. Скептики, философия которых переняла немало идей от кинической школы, в последующем полностью растворили это учение в собственном.

Диоген Синопский

Самым ярким последователем учения Антисфена выступал Диоген. Прославился он прежде всего многочисленными причудами. Согласно историческим сведениям, которые дошли до наших дней, философ любил средь белого дня бродить по городу с зажженной лампой. Таким необычным способом мудрец пытался отыскать «хорошего человека» на многолюдных улицах.

Диоген жил в нищете, одевался в одежду, которую ему дарили граждане города, употреблял любую пищу, которая попадалась под руку. В качестве жилья мыслитель, по одним сведениям, выбрал большой глиняный кувшин, а согласно другим - деревянную бочку. За ведение такого необычного образа жизни Диоген получил прозвище «Собака».

Однажды Диогена пригласил в собственный дом богатый гражданин Афин, надеясь на увлекательную беседу с мудрецом. Однако, увидев роскошное убранство помещений, мраморные полы и многочисленные произведения искусства, философ не стал разговаривать с гостеприимным человеком, а лишь развернулся и молча ушел. Позже Диоген объяснил свой поступок тем, что в доме не оказалось лучшего места, куда можно плюнуть, помимо лица хозяина.

Кратес из Фив

Знаменитые киники - это не только Антисфен и Диоген. Другим замечательным последователем философской школы являлся Кратес. Этот мыслитель относился к категории состоятельных граждан. Однако, увлекшись мудростью школы киников, он решил отказаться от роскошной жизни и высокого статуса в обществе. Все имущество Кратес завещал собственному сыну, при условии, если тот не пожелает стать философом.

Как и Диоген, Кратес предпочитал проводить время в размышлениях, практикуя нищенский образ жизни. Лучшей ученицей мудреца выступала его жена Гиппархия, которая в молодости отреклась от своей состоятельной семьи и присоединилась к школе киников.

Учение киников

Киники - это философская школа, которая была основана в Афинах на рубеже 5-6 веков незаконнорожденными членами общества, беднотой, а также странствующими мыслителями. Поводом к формированию школы стал протест малоимущих против ухудшения социальных условий, усиления политического гнета и экономической нестабильности в государстве. Основные идеи учения, которые предполагали ведение нищенской жизни, сходной с собачьей, быстро нашли своих приверженцев по всей Древней Греции.

Чему учили киники? Философия этой школы предлагала населению специфическое мировоззрение, которое предполагало категорическое непринятие потребительских ценностей и рабовладельческих взглядов, законов, морали, традиций и обычаев, которые царили в обществе. В то же время киники не были аскетами. Представители школы старались вести активную деятельность, пропагандируя идеалы свободы, презрения к роскоши. Постулаты учения были направлены на упрощение жизни, достижение равноправия, продвижение космополитических взглядов.

Философия киников находила приверженцев среди людей, которые утратили надежду на светлое будущее, осознали несправедливость законов, разочаровались в обещаниях политиков. Последователи учения занимались не только пропагандой своих идеалов, но и практиковали собственные принципы в жизни. Киники старались максимально ограничивать себя в потребностях, отказывались от материальных благ. Сократическая школа киников считала высшим благом отсутствие тяги к определенному месту жительства, неприкаянность в целом.

Этика киников

Рассматривая, какую этику предпочитали киники, основные идеи философской школы, стоит отметить, что основатель учения Антисфен учил своих последователей отличать «свое» от «чужого». Согласно мнению мудреца, благом для человека может являться лишь его внутренняя свобода, но никак не имущество.

Главным этическим принципом киников выступала добродетель, которая считалась единственным благом. В свою очередь, источником зла являлся порок. Все прочее, помимо указанных понятий, было безразлично мудрецам философской школы.

Взгляды на социальную жизнь и государство

Киники - это мыслители, которые полагали, что человек не должен находиться в рабстве устоявшихся в обществе предрассудков, стараться соответствовать постороннему мнению. Кратес и Диоген нарочно шли наперекор общепринятым нормам, попирали несправедливые законы. Философы специально заводили жаркие споры на улицах, которые доходили до ссор. Таким образом последователи школы киников приучали себя не придавать значения людской брани.

Согласно кинической философии, члены общества делятся на глупых и мудрых. Первые - рабы, которые не имеют собственного мнения и сознания, лишенные добра, истинной радости в жизни. В свою очередь, мудрецам, что отреклись от всего сущего, принадлежит истинная свобода и независимость. Умный человек живет не согласно писаным законам, а опирается на внутреннюю этику.

Идеальным государством в глазах киников была человеческая общность, для которой не существует границ, учреждений, законов, материальных благ. Другими словами - идеалом для представителей философской школы выглядел человек, вернувшийся к своему естественному состоянию в природе.

Отношение к религии

Какое отношение проявляли к религии киники? Философия школы формировала чисто отрицательные взгляды на любые культы. Ведь истинному кинику, который живет согласно принципам учения, религия не могла дать ничего положительного. Идейные лидеры школы считали единственным божеством человеческий разум. Все прочее воспринималось, как продукт фантазии, а также заблуждений и ограничений, которые повсеместно царили в обществе.

Характерные черты философии киников

К основным постулатам последователей учения относилось:

  • обретение абсолютной свободы посредством отречения от социальной жизни;
  • добровольная отверженность от материальных благ;
  • скитание, отсутствие постоянного дома, удовлетворение базовых потребностей путем попрошайничества;
  • пренебрежение к гигиене, предпочтение худшим условиям проживания;
  • восхваление бедности;
  • жесткая критика идеалистических учений;
  • непризнание власти человека и богов;
  • отсутствие патриотизма и космополитические взгляды;
  • окружающих на человеческих пороках, критика худших людских черт.

В заключение

Киники - особая философская школа, члены которой, вероятно, в силу своего низкого социального статуса, не признавали над собой никакой власти. В последующем от яркого антиобщественного поведения киников произошел термин «цинизм», который подвергает сомнению все сущее. Широкое распространение и популярность учения в Древней Греции в конце 5-го - начале 6-го века, означало, что общество на то время нуждалось в отказе от рабовладельческих устоев и удовлетворении чаяний обедневших, бесправных слоев общества.

Кимники -кинизм -- одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем -- Диоген Синопский.

В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из них стал кинизм. Считающийся её основателем Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

  • · простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • · умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • · верность, храбрость, благодарность.

Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:

  • · Натурализм , исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • · Субъективизм , основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
  • · Индивидуализм , ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • · Эвдемонизм , предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

Таким образом этический идеал кинизма формируется как:

  • · крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
  • · презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
  • · насмешка над всеми условностями;
  • · демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни.

При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом.

Идеи кинической этики обнаруживают свою силу ещё в III в до н. э. Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений.

Среди кинических подражателей мы встречаем имена многих выдающихся философов-моралистов и поэтов-сатириков (Зенон, Эпиктет, Сенека, Мусоний Руф, Дион Хрисостом, Филон, Варрон, Луцилий, Персий, Ювенал, Гораций, Петроний, Плутарх,Лукиан, Юлиан и другие).

Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры, при всей парадоксальности и скандальности своей практики и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

- 24.70 Кб

Введение

В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне, не ведая, что делать с одним философом и его осуждениями их образа жизни, в будущем столкнутся с многими его учениками, которых он опекал.

На самом деле, далеко не все его ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Однако некоторыми в IV до н.э. были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм.

В данной работе будут рассмотрены основные философские идеи школы киников и анализированы изречения ее выдающихся представителей. Проходя путь от истории их создания до распада, можно проследить развитие мыслей киников и определить те жизненные позиции, к которым они пришли.

Данная тема является актуальной и по сей день, потому что философия есть неотъемлемая часть жизни каждого человека. Через изучение философии мы формируем собственное мнение и взгляд на бытие.

Киники представляют, кажется, непостижимый для современности мир «отречения», что в свою очередь заинтересовывает простых обывателей и заставляет читателей задуматься, а возможно и переосмыслить свои жизненные позиции.

Происхождение названия «Кинизм»


Есть несколько предположений о происхождении названия данной школы. Самым распространённым является происхождение от названия Афинского холма Киносарг («Серый пёс»), где основатель школы Антисфен занимался со своими учениками. Второй вариант - непосредственно от слова «κύων» (собака), так как Антисфен учил, что жить надо «подобно собаке» или потому, что Диогена Синопского (одного из самых приверженных людей этой философии) прозвали «Собакой Диоген». Какое бы объяснение ни было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», как со своим символом.

Основатель кинической школы, Антисфен, был первоначально учеником софистов и лишь в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Его привлекала необычайная мощь сократовской практической морали: принципы самодостаточности, самообладания, равенства самому себе, силы духа, выносливости среди любых испытаний, самоограничения до минимума. Самый известный ученик Антисфена - Диоген из Синопа. В свою очередь его немногочисленные последователи были еще в 6 веке н.э..

Учение киников

Занимались киники, в основном, этическими проблемами, мало внимания уделяя теории познания. Смыслом жизни они считали достижение добродетели.

Поводом к возникновению их учения о добродетели послужила философия Сократа о добродетели. Видя в свободе человеческого духа высший принцип этики, а в добродетели - средство к достижению свободы, Сократ свободу понимал, с одной стороны, как освобождение от страстей, с другой - как подчинение страстей разуму; поэтому он вовсе не отрицал момента наслаждения и требовал лишь самообладания. А киники настаивали только на первом моменте этого учения.

Вот что говорил Аристофан о добродетели: «Человека можно научить добродетели. Благородство и добродетель – одно и то же. Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым: для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается, ибо все, что принадлежит другим, принадлежит ему. В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели».

Киники не ценили, как Сократ, знание; они считали вредными не только науки, не имеющие отношение к добродетели (например, логику и физику), но даже и искусство и вообще знание, ибо занятие ими отвлекает от важнейшего - от работы над самим собой.

Богатство, популярность и власть либо не имеют значения (по мнению одних киников), либо ведут (по мнению других), к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное. И наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо они ведут человека назад к природе, к естественности. Добродетельный (то есть мудрый), говорили киники, ничего не желает: как боги, он самодостаточен. Из-за этого они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении. Понятие космополит было сформулировано впервые ими. Провозглашение себя космополитами привело киников к непризнанию общественных законов и правил, что некоторые из них наглядно демонстрировали. Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, например патриотизм.

Семью Киники должны были отрицать, как налагающую узы на свободу мудреца. Так как мудрец не может стать рабом, даже будучи проданным в рабство, то разницы между свободным и рабом для К. не существует. Они первые признали рабство неестественным состоянием. К государству Киники также относились, как к чему-то безразличному; мудрец-киник выше государственных ограничений.

Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих; а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, которое может быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п.).

Философия кинизма сводится т.о. к четырём положениям:

  • Натурализм , исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • Субъективизм , основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
  • Индивидуализм , ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • Эвдемонизм , предполагающий спасение и счастье в неимущественности, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

Киники считали своей обязанностью служить поучительным примером для толпы, причем образ жизни их представлял отвратительные черты бесстыдства и отсутствия эстетики. Из числа их правил, определявших образ жизни, достаточно привести одно: "можно употреблять в пищу все съедобное, не исключая и человеческого мяса".

Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. Мы не можем сказать в процентном соотношении численность тех, кто просто сдался перед роком, и тех, кто действительно считал принципы данной философии истинными.

Антисфен утверждал, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

Потом он примкнул к Сократу и, по его мнению, столько выиграл от этого, что даже своих собственных учеников стал убеждать вместе с ним учиться у Сократа. Жил он в Пирее и каждый день ходил за сорок стадиев 4, чтобы послушать Сократа. Переняв его твердость и выносливость и подражая его бесстрастию, он этим положил начало кинизму.

На вопрос, почему у него так мало учеников, он ответил: "Потому что я гоню их серебряной палкой". На вопрос, почему он так суров с учениками, он ответил: "Врачи тоже суровы с больными".

Однажды ученик пожаловался ему, что потерял свои записи: "Надо было хранить их в душе", – сказал Антисфен.

Братская близость единомыслящих, заявлял он, крепче всяких стен. Он говорил, что в дорогу надо запасаться тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении. Его попрекали, что он водится с дурными людьми; он сказал: "И врачи водятся с больными, но сами не заболевают"

На вопрос, что дала ему философия, он ответил: "Умение беседовать с самим собой"

На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: "Наука забывать ненужное".

" Когда он старался выставлять напоказ дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал: "Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!"

К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она похваляться?" – "Красотою", сказал тот. "И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?"

Мнения его были вот какие.

Диокл приписывает ему также и следующие мнения. Для мудреца нет ничего чуждого или недоступного. Хороший человек достоин любви. Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой. Своими соратниками надо делать людей мужественных и справедливых. Добродетель – орудие, которого никто не может отнять. Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших. Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности. Справедливого человека цени больше, чем родного. Добродетель и для мужчины, и для женщины одна. Добро прекрасно, зло безобразно. Все дурное считай себе чуждым. Разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений.

Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений,- это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, - лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически - только средство; цель - жить по-кинически.

Учение кинизма, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена «Сократом, сошедшим с ума». Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» (термин «космополит» был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых.

Описание работы

В пророчестве, которое Платон вложил в уста Сократа, говорилось, что афиняне, не ведая, что делать с одним философом и его осуждениями их образа жизни, в будущем столкнутся с многими его учениками, которых он опекал.
На самом деле, далеко не все его ученики оказались в состоянии продолжить дело своего учителя, вызывая на экзамен жизни ближних, опровергая фальшивые мнения. Однако некоторыми в IV до н.э. были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм.
В данной работе будут рассмотрены основные философские идеи школы киников и анализированы изречения ее выдающихся представителей. Проходя путь от истории их создания до распада, можно проследить развитие мыслей киников и определить те жизненные позиции, к которым они пришли.

Жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

  • простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
  • умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
  • верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокюон (ἁπλοκύων , истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм . (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками - Киносарг , Κῠνόσαργες , «Зоркий пес».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки.

Концепция

В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей» (παραχᾰράττειν τό νόμισμα , «перечеканка монеты»). Отдельные элементы, характерные для кинической этики, «носились в воздухе» и встречались, помимо Сократа, напр. в философии софистов , у Еврипида . Но специфически эти идеи были оформлены как система именно школой кинизма:

  • Аскесис (ἄσκησις ), способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников - предельное опрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстраненность от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».
  • Апайдеусиа (ἀπαιδευσία ), способность к освобождению от догм религии и культуры. Апайдеусиа киников - отстраненность от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности письменность) делает знание мертвым и т.о. необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.
  • Автаркия (αὐτάρκεια ), способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников - независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

Теория

Основатель школы Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие , и т.о. против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях » (чем предвосхитил аристотелевскую критику идей Платона).

Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; понятие есть только слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий [в единстве суждения], ни определение понятий, ни даже противоречие - так как о вещи может быть высказано только суждение тождества (конь есть конь, стол есть стол). Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея».

В этом положении заключается принцип мудрости как практического познания блага. Мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании. Признается только практический разум, интегрированный с житейской мудростью; «правильная» наука считается одним из вреднейших явлений. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих; а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, могущее быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п.). Отсутствие общих «видов» полагает благо как отрешенность от всего, что делает человека зависимым от [иллюзорного] общего; от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий.

Этика

Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом . Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, в отвлеченности от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов.

Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика прежде всего негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырем положениям:

  • Натурализм , исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
  • Субъективизм , основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
  • Индивидуализм , ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
  • Эвдемонизм , предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.

Таким образом этический идеал кинизма формируется как:

  • крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
  • презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
  • насмешка над всеми условностями;
  • демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счет других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом .

Практика

Будучи философией «практической этики», кинизм предполагает, что главным инструментом манифестации этического идеала будет повседневная жизнь его представителей. Основатель школы Антисфен полагал, что добродетели можно научить. В этом отношении Антисфен первым стал вести образ жизни, искусственно подчеркивающий и выделяющий элементы кинической программы на фоне активности общей массы, и имеющий нарочито-демонстративный характер.

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме , а по созданному им образу киника в частности - короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума - киников опознавали на протяжении всей античности.

Особую известность в этом отношении приобрел ученик Антисфена Диоген Синопский , прославившийся невозмутимой последовательностью, с которой осуществлял развиваемый им этический идеал. В своих беседах и повседневной жизни Диоген вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию; но не столько с целью оскорбления или унижения ее, сколько из потребности обратить внимание на собственную программу.

Так как кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, вовсе не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению проблем личной рутины посредством антиобщественного поведения. Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене. (Характерно, позднейший термин «цинизм » произошел от названия школы «кинизм».) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.

Особенную популярность кинизм приобретает в пост-классическую эпоху, в период эллинизма , когда большинство исконно демократических греческих полисов теряют независимость и вынуждены подчиняться чужому и чуждому влиянию. В такой обстановке кинизм со своим пренебрежением и отторжением превозносимого, почитаемого и уважаемого остается единственным средством самоутешения для многих людей, лишаемых теперь того, что составляло сущность их жизни.

Голодные, заросшие, оборванные киники жили в заброшенных домах, пустых пифосах, переходили с единственной сумой за плечами из города в город, проповедуя свое учение и случайным попутчикам, и толпам в больших городах. Однако, распространение кинизма в эллинистический период приводит в целом к утрате характерных «острых» элементов программы. Киническая традиция эллинистического периода представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (3 в. до н. э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы , и Менипп Гадарский (сер. 3 в. до н. э.), творец «менипповой сатиры» .

Киническая литература

В своей литературной практике, на первых порах воспринимая и пародируя старые виды и жанры, киники выступили затем с отрицанием установившихся канонов, соединяли различные стили не боясь разрушить «единство» стиля собственного. В литературный язык вводили просторечия и вульгаризмы; в прозу - приемы поэтической речи и стихи; утверждали принцип «серьезно-смешного», преподнося читателю под видом развлечения и отвлечения «горькую правду жизни».

Смешение разнородного - один из принципов кинической эстетики; эта особенность кинического стиля свидетельствовала о кризисе классической «чистой» эстетики. Выше всего ценя «свободу слова», киники ценили сатиры более прочего. Принцип «естественности» в литературе приводил их нередко к физиологическому натурализму; в мифологии, художественной и народной словесности киники всегда искали поучение, аллегорию , «скрытый смысл», видя в раскрытии последнего главную задачу своей дидактики .

Влияние

Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в III в до н. э. Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма , в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Среди кинических подражателей мы встречаем имена многих выдающихся философов-моралистов и поэтов-сатириков (Зенон , Эпиктет , Сенека , Мусоний Руф, Дион Хрисостом , Филон , Варрон , Луцилий, Персий , Ювенал , Гораций , Петроний , Плутарх , Лукиан , Юлиан и др.).

Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма , в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и скандальности своей практики и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

Сохранили и развили традицию философской провокации материалисты Нового Времени , не избежав естественной трансформации «подлинного» кинизма; «голая истина» Диогена трансформируется в культурную революцию; киническое презрение к богатствам, государству и власти превращается у Ницше в «волю к власти», философское обоснование власти. Кинизм нашел свое отражение и в философии жизни Шопенгауэра , в его учении о бессмысленности и тотальности жизни, а также в способах Шопенгауэра освобождаться от этой тотальности, искусстве и аскетизме.

Известные киники

Анекдоты

  • Антисфен, на вопрос почему он так суров с учениками, отвечал: «Врачи тоже суровы с больными». Когда его попрекали, что он водится с дурными людьми, он отвечал: «Врачи тоже водятся с больными, но сами не заболевают». (Эту мысль развил и довел до предела Диоген, который в ответ на аналогичные вопросы заявлял: «Солнце тоже светит в помойные ямы, но от этого не оскверняется».)
  • Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». (На что Платон, в должном духе противоречия, ответил: «Это понятно, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть; а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет».)
  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришел в Аттику , то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом » как и многие прочие. Он нашел Диогена в Крании (в гимнасии неподалеку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошел к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
  • Софисту , который силлогизмом доказал ему, что он имеет рога, Диоген ответил, пощупав свой лоб: «Что-то я их никак не найду». Таким же образом, когда кто-то утверждал, что движения не существует, он вставал и начал ходить. А рассуждавшего о небесных явлениях он спросил: «И как давно ты спустился с неба?»
  • Кратет Фиванский , чтобы приучить себя к смирению, ввязывался в склоки: «блудниц он бранил неустанно, приучая этим и себя терпеть поношения». Некого Никодрома, кифареда, в одной склоке он довел до того, что тот разбил ему лоб; тогда Кратет положил на рану повязку с надписью: «Никодромов опус». А однажды, заступаясь за кого-то перед начальником гимнасия, он ухватил того за ляжки; тот возмутился, а Кратет сказал: «Как? Разве это у тебя не все равно, что колени?» - насмехаясь также над греческим обычаем умоляя касаться колен собеседника. В Фивах начальник гимназия за подобную выходку Кратета выпорол, и, когда его уже тащили за ноги, Кратет как ни в чем не бывало продекламировал строку из «Илиады »: «Ринул, за ногу схватив, и низвергнул с небесного прага» (причисляя себя, таким образом, к сонму божеств).

Изречения

Изречения Антисфена:

  • Труд есть благо (в пример Антисфен приводил из эллинов Геракла с его двенадцатью подвигами, из варваров - Кира , трудолюбие которого описано Ксенофонтом в «Киропедии», давая понять, что его современникам и землякам до этого блага далеко).
  • Лучше попасться стервятникам, чем льстецам; те пожирают мертвых, эти - живых (вообще любимая древними игра слов: κόραξ и κόλαξ , «ворон» и «льстец»).
  • Как ржавчина съедает железо, так завистников пожирает их собственный нрав.
  • Те, кто хочет обрести бессмертие, должны жить благочестиво и справедливо.
  • Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.
  • В дорогу надо запасаться [только] тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении.
  • Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, чем тем, в кого бросают камнями.
  • Все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.
  • Не пренебрегай врагами: они первые замечают твои погрешности.
  • Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая из войска слабых воинов, не освобождать государство от дурных граждан.
  • Добродетель для мужчины и женщины - одна.
  • Что блаженнее всего для человека? Умереть счастливым.
  • Какая наука самая необходимая? Наука забывать ненужное.
  • Как стать прекрасным и добрым? Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от пороков, которые в тебе есть.

Элементы «антиобщественной» программы Антисфена.

Киническая философия сформировалась в Афинах и отражала интересы бедноты, вольноотпущенников, метеков (метеки – свободные, но не граждане: переселенцы, торговцы, ремесленники). Родоначальником кинизма является Антисфен (445-360 гг.до н.э). Он вёл занятия в гимназии, которая называлась Киносаргом («Белая собака»). Идеи, созданные этой школой получили широкое распространение в античном мире. Киники или циники (в латинской транскрипции) по-гречески «собаки». Кинизм – это не только философия, но и образ жизни, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества. Киники считали надо жить подобно бродячему псу – просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Киники проповедовали идеи внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения, бедности, равноправия и космополитизма.

Основная идея – возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации. Киник не имеет своего жилья, грубый плащ, котомка и посох – это всё его достояние.Рабами они считали всех, кто поклоняется вещам и страстям и утверждали, что Боги дали людям всё самое необходимое, обеспечив им лёгкую и счастливую жизнь, но люди утратили меру в потребностях и в погоне за ними обретают несчастье. Богатство, по их мнению, это источник человеческих бед. Особое внимание они отводили природе, призывая людей жить в согласии с ней. Под счастьем они понимали достижение независимости (свободы), умеренности и отказа от удовольствий.

Наиболее известным представителем кинизма был Диоген Синопский (412-323 гг. до н.э.). Он начал жизнь с того, что пошёл к Дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Прорицатель ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген понял это по-своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был продан в рабство. Когда его как раба вывели для продажи на рынок. Он кричал: «Кто хочет купить себе господина!». И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всём слушаться. Новый хозяин рассмеялся, но потом действительно его во всём слушался и даже доверил Диогену воспитание своих сыновей, потому что Диоген оказался мудрым и знающим человеком. Но совершеннейшим циником в общепринятом значении этого слова. Диоген учил , что надо жить подобно бродячему псу – просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству . Идеал мудреца полное опрощение . Сам он жил в бочке. Питался одной капустой. Жил на то, что ему подавали. Днём Диоген ходил с зажжённым фонарём и объяснял всем спрашивающим: ищу человека. Он всегда говорил. Что людей полно, а человека найти трудно. Большинство людей живут не по-человечески – соревнуются в богатстве, в жадности, в том, кто кого скорей одурачит. Никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Он удивлялся тому, что учителя учат правильно говорить и писать, но не учат правильно поступать. Однажды один вельможа привёл Диогена к себе в дом и сказал: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, говоря: «Извини, но это единственное место, куда я решился плюнуть». Один раз он пришёл на лекцию к известному философу, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала один слушатель обернулся и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Взбешенный философ ругался: «Ты сорвал мне лекцию!», Диоген отвечал: «Но что стоит твоя лекция. Если какая-то жалкая рыба всех отвлекла?». Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь». Идеалом мудрой жизни для Диогена была «автаркия» - внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген отвечал: «Тогда отойди, а то ты загораживаешь меня от солнца». Когда философ умер. Ему поставили мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, вовеки не пройдёт, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни». Цинизм в такой мягкой, как у Диогена, форме, с пренебрежительным отношением ко всем внешним благам – комфорту, богатству, славе, - до сих пор находит своих последователей, Таковы, например, современные хиппи – мощное молодёжное движение в Европе и Америке, существующее уже более 30 лет.



2. Эпикуреизм .

Родоначальником этого направления был Эпикур (342-270 гг. до н.э.), который основал в Афинах в 306г. до н.э. философскую школу «Сад». На воротах школы висела доска со следующей надписью: «Странник, тебе здесь будет хорошо. Здесь высшее благо – наслаждение». Философия Эпикура делится на три части: этику, физику и канонику. Этика учит, как достичь счастья. Она опирается на физику и канонику (теория познания). Мы остановимся на этике. Чтобы стать счастливым, по мнению Эпикура, прежде всего надо избавиться от страхов: перед богами, бессмертием души и смертью. Боги не оказывают влияние на земные дела и поэтому их не надо бояться. Не следует также испытывать страх в связи с бессмертием души, ибо душа смертна и умирает вместе с человеком. Не следует бояться смерти, ибо пока мы живы, смерти ещё нет, а когда мы мертвы, смерть уже не страшна.

Высшее благо наслаждение . Для эпикурейцев был характерен гедонизм. Человек должен освободиться от всего, что мешает наслаждению. Следует различать истинные и мнимые наслаждения, ибо при известных условиях благо становится злом, а зло благом. Счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения. Но речь идёт «не о наслаждении распутников и не о вкусовых удовольствиях, не о беспрерывных пиршествах и плясках, не о наслаждениях юношами или женщинами… Наша цель – не страдать телом и не смущаться душой». (Эпикур). Удовольствие следует рассматривать в связи со страданием, учитывая последствия и всю жизнь человека.

Желания человека Эпикур разделяет: 1. на естественные и необходимые (пища); 2. естественные, но не необходимые (изысканная пища); 3. неестественные и не необходимые . Естественные, но не необходимые следует удовлетворять умеренно. А от неестественных и не необходимых желаний надо избавляться.

Длительны и прочны только духовные наслаждения , такие как дружба и знания. Высшая форма наслаждения (атараксия ) – это состояние душевного покоя, невозмутимости, отрешённости от всех проблем внешнего мира. Мудрость и счастье в независимости и спокойствии духа. Счастье состоит не в погоне за наслаждением, а в свободе от страданий. Достижение блаженства (атараксии) возникает благодаря независимости от внешнего мира и от собственных страстей. Лишь путём долгого обучения и упражнений человек может стать мудрым и создать себе счастливую жизнь. Основной принцип этики Эпикура – «проживи незаметно». Этика Эпикура – это новый этап в развитии древнегреческой общества, связанный с крушением демократии. Новая этика носит индивидуалистический характер, не ставит перед собой решения государственных задач, как этики Сократа, Платона, Аристотеля. Последователи Эпикура, преимущественно из высших слоёв рабовладельческого общества, приспособили его учение для проповеди эгоизма. Из учения брали только учение о наслаждении как о высшем благе.

Стоицизм.

Стоицизм – это философская школа, которая возникла в конце IV века до н.э. и просуществовала до 529 г.н.э. Основателем этой школы является Зенон из Кития. Название она получила от портика в Афинах, где она была основана. Наиболее видные представители: Сенека (3г.до н.э.-65 г.н.э.), Эпиктет (50 – 138 г.н.э.), Марк Аврелий (121-180 г.н.э.). Стоики делили философию на 3 части: логику, этику, физику. Основной принцип этики: «Жить сообразно природе». Стоики считали, что всё в мире детерминировано (предопределено). Судьба неумолима. Всё существующее вытекает из судьбы. Фатализм мира предопределяет особенности этики стоиков. «Мы не можем изменить строя вещей». «Надо мужественно переносить удары судьбы». Человек не может переделать окружающий мир, он может изменить лишь только свой внутренний мир, то есть, то над чем он властен. «Приобрети внутреннюю свободу», - таков призыв стоиков.

Человек становится свободным в процессе нравственного совершенствования, которое складывается из следующих двух моментов:

1. Подавление чувственных страстей (печаль, страх, вожделение, удовольствие);

2. Отказ от внешних связей, которые обрекают человека на не свободу, так как он над ними не властен (богатство, слава, власть).

Если человек делает их целью своей жизни, то он, становится их рабом и, неизбежно будет страдать. Задача человека состоит в том, чтобы выработать безразличное отношение к тому, что от него не зависит. Мудрец руководствуется только разумом, он глух к волнениям страстей, всё внешнее ему безразлично, важна только внутренняя свобода. Пусть весь мир разлетится в дребезги – мудрец спокойно отряхнёт осколки.

Стоики уделяли особое внимание, анализу страстей, требуя их подчинение разуму. Они выделяют 4 вида страсти : печаль, страх, вожделение, удовольствие. Печаль может вызываться состраданием, завистью, ревностью, горем, недоброжелательностью и т.п. Страх – это предчувствие зла. Вожделение – это неразумное стремление души. Удовольствие – это неразумное пользование желаниями. Их идеал – бесстрастный человек, аскет. Страсти по их мнению, источник зла. Они стремятся возвыситься над страстями.

Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы, они призывали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй своё достоинство и честь, чего бы это не стоило. Если судьба тебе предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность перенеси их мужественно, если ты богат, красив, умён, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь стать нищим, больным, гонимым.

Стоическая этика – это этика долга (в отличии от этики наслаждения Эпикура). Она исходит из того, что человек способен себя перевоспитать, путём принятия таких ценностных установок, которые обеспечат ему счастливую жизнь. «Не вещи смущают людей, а наше мнение о вещах», «Не можешь, изменить ситуацию измени отношение к ней». Надо перевоспитать себя и воспитать свою волю так, чтобы ничто внешнее тебя не смущало. Став выше страстей и вещей, мудрец будет счастлив.

Нравственный идеал стоиков это мудрец, который руководствуется только разумом, он глух к волнениям страстей, всё внешнее ему безразлично, важна лишь внутренняя свобода . Последнее убежище мудреца – самоубийство.

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – направление в этике, согласно которому наслаждение, удовольствие - главная цель и мотив человеческой жизни;

· космополитизм (от греч. kosmopolites – гражданин мира) – теория, проповедывающая идеи «мирового гражданства» (отказ от государства), под лозунгом «человек – гражданин мира».

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. . Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с. (Humanitas);

5. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.99-101;

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.;

7. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.; Республика, 1995. – 351 с.: ил

8. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: «Аграф», 1998. – 320 с.;

9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

10. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;

11. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

12. Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Бородай. – СПб.6 Алтейя, 2000. – 400 с. – (Античная библиотека. Античная философия);

13. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.44-49;

14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

15. Фрагменты ранних стоиков в 2-х тт. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999;

16. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.