Факторы виктимизации. Социально-педагогическая виктимология. Психологические теории виктимизации

Человек как жертва социализации в современном мире

· Социальные факторы виктимизации

· Феноменологические факторы виктимизации

· Деструктивное поведение

· Социальные права детей

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации, поскольку человеческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.Человек как жертва социализации в современном мире изучается в рамках юридической психологии, социальной педагогики и социальной психологии. Весьма часто именно общество, его культура, обычаи, традиции, нравы, особенности семейного воспитания становятся теми обстоятельствами, которые тормозят нормальное развитие человека, не дают возможности для полноценной реализации его способностей.

Изначально понятие виктимизация было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.

Понятие социально-педагогической виктимологии было введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека. А.В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей - реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации (Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 191). Каковы же основные направления развития данной отрасли знания? Во-первых, изучение особенностей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; с низким социально-экономическим, правовым и социально-психологическим статусом. Во-вторых, разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации. Наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же процесс и результат такого превращения - виктимизацией.

Поскольку современная социальная психология изучает социализацию, и в частности закономерности развития человека в рамках различных групп, имеет смысл рассмотреть некоторые обстоятельства виктимизации человека, обусловленные функционированием данных групп.

В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации человека. Среди их многообразия можно выделить социальные и феноменологические условия или факторы. Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия - с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, данные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Важным социальным фактором являетсявлияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факторами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктимизации. В качестве примера можно проанализировать демографические тенденции в России начала 90-х годов, которые явились естественным следствием общей социально-демографической политики советского государства на протяжении предшествующих семидесяти лет.

Демография - наука о населении и закономерностях его развития в общественно-исторической обусловленности. Она изучает воспроизводство населения в целом, особенности возрастнополовой структуры общества и ее зависимость от социальных и экономических явлений, определяет также характер взаимосвязи роста населения с общественным и политическим развитием общества.

По данным ученого-демографа Е.Андреева, руководителя лаборатории одного из институтов Госкомстата России, важными показателями, свидетельствующими о демографическом благополучии либо неблагополучии страны, являются: средняя продолжительность жизни и уровень смертности населения; рождаемость; детская и младенческая смертность; число абортов в расчете на тысячу женщин (Бремя жить // Совершенно секретно. - 1996. № 1). В конце 1994 года средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляла 57,6 года, для женщин - 71,2, в то время как в США, Канаде, Франции, Германии и других развитых странах эти показатели составляли соответственно 73-74 и 79-80 лет. Таким образом, мужчины в России сегодня живут в среднем на 16, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Кроме того, существует значительный разрыв между сроками жизни противоположных полов - более 13 лет.

Что касается младенческой смертности, то и здесь показатели в России достаточно высоки: 18,6 смертей на тысячу новорожденных (в США - 5, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8). В конце 1994 года детская смертность в России почти в три раза выше, чем в цивилизованных странах. По количеству абортов на тысячу женщин детородного возраста Россия также стоит на одном из первых мест: 83 (Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8...). Следует заметить, что бывшие страны социалистической ориентации имели высокий показатель количества абортов: Венгрия - 36,5; Чехословакия - 50,0; Болгария - 67,2. В России из 100% зарегистрированных беременностей родами заканчивались только 32%, остальные 68% - аборты.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия - все это факторы виктимизации населения. Ученые-демографы выделяют три преобладающих фактора виктимизации в современной жизни. Прежде всего это усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды. Оно связано с практикой строительства промышленных предприятий, практически лишенных средств защиты, загазованностью воздуха, безграмотным использованием химических веществ в сельском хозяйстве, испытанием атомного оружия, различными радиационными катастрофами. Предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (ПДН) во многих городах России становятся чуть ли не точкой отсчета уровня загрязнения, которое во много раз превышает все допустимые пределы. В результате - повсеместное увеличение больных раком, аллергическими заболеваниями, сокращение, продолжительности жизни, рождение детей с дефектами.

Вторым фактором виктимизации выступаетснижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни: массовая миграция сельского населения в города, скорость социально-экономических и политических изменений, сопровождающихся изменением социальных ценностей, пропагандируемых средствами массовой коммуникации; потеря социального статуса из-за безработицы и т.д. К новым условиям жизни легче адаптируется молодое поколение по сравнению с людьми среднего и зрелого возраста. Усиливаются когортные различия между людьми, противоречивость субкультур, что, в свою очередь, также способствует увеличению заболеваемости, дезадаптации и, как следствие, росту смертности.

И наконец, третий фактор определяется значительнымипсихологическими стрессами, напряжением, перегрузкой, которую испытывает большинство населения. Отсюда - рост сердечно-сосудистых и различных хронических заболеваний, ослабление иммунной системы организма, ограничения возможности самореализации и т. д.

В связи с интенсивным развитием науки и техники, обусловливающим уменьшение физической нагрузки на мышечную систему, происходит снижение общего тонуса организма человека. Мышечная система является наиболее мощным источником нервной импульсации, обеспечивающей общий тонус (Л.П. Гримак). Недогрузка мышечной системы ослабляет возможности человека преодолевать психологические стрессы. В таких условиях отрицательные раздражители приобретают сверхсильный характер. Кроме того, происходит значительное увеличение нагрузок в системе органов чувств за счет увеличения информационных перегрузок. Если в природных естественных условиях человек реагировал в основном на сигналы слабой силы, то в современных условиях ему приходится реагировать на сильные сигналы. Но общий тонус повышается только при реакции на сигналы слабой и средней мощности, в то время как реакция на сильные сигналы приводит к угнетению нервной системы с соответствующими невротическими последствиями. В связи с тем что оторванность от естественных условий жизни характеризует жизнедеятельность большого количества людей, все они в определенном смысле являются жертвами социализации.

Особым фактором виктимизации населения выступаюткатастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения. К катастрофам относятся революции, войны, стихийные бедствия, депортации социальных групп... Потенциально жертвами социализации могут быть не только те, кто стал свидетелем и участником катастрофы, но и их потомки. За прошедшие 95 лет Россия пережила пять демографических катастроф: Первая мировая война и вслед за ней - гражданская; голод 1921-1923 годов; голод 1923 года (средняя продолжительность жизни в стране стала 18,5 года!); Вторая мировая война и, наконец, голод 1947 года (Е.Андреев. Там же). Фактически за всю послеоктябрьскую историю было лишь два коротких периода устойчивого роста продолжительности жизни: с 1923 по 1928-й (период нэпа) и с 1948 по 1964 год.

Очевидно, что специфические виктимогенные факторы обусловлены нестабильностью социальной, экономической и политической жизни общества и государства, поэтому многие происходящие изменения в обществе сопровождаются усилением виктимности, хотя позитивные социальные преобразования, безусловно, способствуют ее снижению. Так, например, реальный рост продолжительности жизни в России начался после крестьянской реформы 1861 года и резко ускорился в концеXIX - начале XX века, особенно в период столыпинских реформ. Следует также иметь в виду, что развитие науки и техники, общий рост цивилизованности населения, сокращение доли тяжелого физического труда в жизни человека, безусловно, способствуют снижению виктимизации. По тем же демографическим показателям средняя продолжительность жизни в Западной Европе накануне Первой мировой войны составляла лишь 40 лет (в России - 30); а в наше время средний уровень продолжительности жизни в большинстве цивилизованных стран увеличился почти вдвое. Развитие здравоохранения, образования, социальной сферы жизни существенно повлияли и на процесс виктимизации, который сейчас является сферой пристального внимания не только демографов, но и медиков, политиков, экономистов, психологов, педагогов.

Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспитания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья направляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением. По результатам исследований Ц.П. Короленко, в виктимогенной семье часто формируется особый механизм социализации - «созависимость» родственников. Так, например, в семьях с низким социальным статусом или семьях алкоголиков у детей формируются специфические психические комплексы, которые впоследствии лишают их возможности жить нормально, не воспроизводя тех же социальных отношений, которые были у их родителей. Детям, вовлеченным в «со-зависимые» отношения, очень трудно вырваться из привычного круга представлений и шаблонов поведения и аддиктивных ценностей семьи. Очевидно, что такие отношения наблюдаются прежде всего в семьях с низким уровнем культурного, экономического и социального (по положению в социальной стратификации) развития.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека, имеющих типический характер и связанных именно со спецификой его социализации в данных социально-исторических условиях. Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте.

Агрессивное поведение - это действия индивида (либо предрасположенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей и в Российской педагогической энциклопедии агрессия определяется через целенаправленные действия. Однако самые существенные проблемы связаны именно с тем, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как. побочный эффект жизнедеятельности субъекта, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно.

Агрессивность человека становится важной социально-психологической проблемой и изучается социологией, психологией, педагогикой. Проблема заключается также и в том, что, с одной стороны, в современном мире человеку нужны такие качества, как настойчивость, упорство, активность и инициатива. С другой - если эти качества слишком сильно развиты, они могут перерасти в агрессивное поведение. Основными источниками демонстрации агрессивного поведения являются средства массовой коммуникации, семья, ближайшее социальное окружение человека. Наиболее опасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций человека. Агрессия становится банальной и привычной в жизни современного ребенка: средства массовой коммуникации демонстрируют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется достижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и т.д.

Жестокость родителей по отношению к своим детям также является существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых. Во многих семьях послушание ребенка признается высшей ценностью воспитания. Послушный - значит, воспитанный. Такой подход предполагает, что родители всегда и абсолютно во всем правы, они достойны уважения уже потому, что они родители, а дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети. Если родителям присущ авторитарный стиль воспитания, то уже в детстве развивается упрямство, которое впоследствии может привести к агрессивным социальным действиям. Чрезмерные или непредсказуемые требования родителей приводят к появлению протеста и возникновению реакции негативизма у ребенка. Он учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля, даже самым разумным. Утрачивает способность различать принуждение и предложение. Упрямство - привычка на все предложения отвечать отказом, негативное восприятие перемен, неспособность идти на компромисс и сотрудничество. В дальнейшем у такого человека ведущей стратегией поведения будет соперничество, проявляющееся в стремлении удовлетворить свои интересы за счет другой стороны.

Японский ученый С.Мураяма отмечает резкое огрубление детей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией. Он видит причины проблемного поведения детей прежде всего в трех факторах: внутренняя неустойчивость, связанная с половым созреванием; усиление инфантильности, обусловленное стремлением детей освободиться от ответственности за свои поступки; неизбежное состязание в способностях (конкурсы, олимпиады, экзамены и т.д.). Действительно, современный мир требует от ребенка гораздо больших усилий для усвоения социального опыта и приспособления к окружающим условиям социума. Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонистической мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и долга. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность.

В массовых социальных явлениях агрессивность может проявляться в различных формах: террор, геноцид, расовые или религиозные столкновения, войны, инквизиция и т.д. Процессы психологического заражения агрессией больших социальных групп описаны в психологической литературе, начиная с конца XIX века (Лебон Г. Психология толпы. - СПб., 1896). Подобные явления можно наблюдать в любых социальных группах при определенных условиях. Такая агрессия указывает на то, что жертвами социализации являются не только объекты, но и сами субъекты агрессивные действий, поскольку в свое время они выступили объектами манипуляции со стороны определенных социальных сил. Так, например, коммунисты 37-го года, голосующие на партийном собрании против своих товарищей, сами являлись жертвами социализации из-за доминирующей в стране идеологии и мощной системы социального воспитания. В тех условиях, даже если человек понимал ситуацию, он не мог не только изменить ее, но и вести себя, по возможности, достойно.

Невозможно перечислить все факторы виктимизации человека их очень много. Очевидно, что к ним можно отнести все факторы социализации: микрофакторы - семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация факторов социализации А.В. Мудрика).

Исследования последних лет показали, что подавляющее число отклонений социального поведения вызвано не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Естественным следствием виктимизации населения является не только отклоняющееся поведение, но также и развитие особых психических состояний (депрессии, депривации и т.д.), психосоматических заболеваний, которые в последнее время стали называть «болезнями века». В этих процессах ведущая роль принадлежит сформировавшемуся с детства складу психики человека (например, развитие честолюбия ведет к ишемической болезни сердца; повышенная эмоциональная возбудимость к гипертонии и т.д.). Люди, которые находятся в пограничных психических состояниях, с акцентуациями характера, девиантным поведением, являются либо реальными либо потенциальными жертвами социализации, не говоря уже об инвалидах, сиротах и всех тех, кто находится на попечении у государства.

Социально-педагогическая виктимология поставила проблему социальной работы с людьми, имеющими акцентуации характера и отклоняющееся поведение. В течение долгого времени в педагогике изучались вопросы воспитания и обучения «трудных» детей, чаще всего подростков. Понятие «трудные» включало в себя лиц с определенным поведением, которое характеризовалось системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время понятие «трудные» не употребляется ни в педагогике, ни в юридической психологии, изучающей закономерности девиантного развития человека и возможности профилактики такого развития.

В специальной литературе используются три термина, достаточно близких по значению:деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств (прежде всего акцентуаций характера), способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т.е. иметь ситуативный характер, и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм, как это иногда происходит в периоды кризисов возрастной сензитивности у подростков. По-настоящему опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое, аутистическое (Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990). Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера. Так, например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцисстическому поведению; застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью - к антисоциальному и т.д. При этом любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов. На начальных стадиях данного процесса, когда изменения в личности еще не стали необратимыми, социальный педагог и психолог могут работать с таким субъектом. Однако существуют пределы педагогического вмешательства, и они определяются уровнем развития отклонения. Рассмотрим основные стадии развития отклонения на примере аддиктивного поведения (по результатам исследования Ц.П. Короленко и Т.А. Донских).

Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекционирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. Условия мы уже рассмотрели вначале практически любые виктимогенные факторы, которые приводят человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, конфликтам и кризисам, нарушая комфортное психологическое состояние. А «определенные люди» - это те, у кого низкая переносимость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то вещи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек начинает прибегать к этому средству, что и является началом отклонения. Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как интегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют существенного значения. Происходит разрыв нормальных межличностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции.

Пятый этап - катастрофа. Психологическое состояние человека - крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает изменений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что отсутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время употребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необратимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет исправить положение.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако очевидным также является и тот факт, что начало отклонения очень часто приходится на период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения. На первой стадии развития отклоняющегося поведения вполне возможно педагогическое вмешательство и педагогическая коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий развития, то они требуют специального вмешательства опытного психотерапевта и не могут быть остановлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным очевидно, что главным направлением социально-педагогической виктимологии должна стать разработка методов, средств и способов профилактики всех процессов виктимизации людей. Поэтому наиболее важной является работа социальных институтов, связанных с детством, которое уже давно не рассматривается только как подготовка к взрослой жизни. Это особый период жизнедеятельности человека: развивается личность, формируется характер, появляются убеждения, закладываются сценарные основы будущей социальной жизни, по меткому выражению Э.Берна. Детство становится объектом пристального внимания не только со стороны педагогов, психологов и врачей, но также социальных работников, социологов, юристов и даже политиков.

В этих условиях особое значение приобретаютсоциальные права детей. В 1989 году Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о правах ребенка, которую к настоящему времени подписали более 130 стран мира. Конвенция приобретает статус закона на территории государства. Она декларирует права детей: на защиту от эксплуатации и лишений; на установленную норму (образование, здравоохранение); на выбор (предоставляется при достижении определенного возраста и уровня компетенции). В Конвенции соотносятся права детей с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь и здоровье детей; определяются обязательства по отношению к детям, живущим в неблагоприятных условиях и всем тем, кто является жертвой социализации. В преамбуле Конвенции говорится о том, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом подходе и защите, подчеркивается ответственность семьи в развитии ребенка. Понятие достоинства ребенка вводится как правовое и используется в различных статьях Конвенции весьма часто. Само названий статей Конвенции говорит о стремлении ее авторов к возможному предотвращению виктимизации детей: отсутствие дискриминации, обеспечение интересов ребенка, осуществление прав, права и обязанности родителей, выживание и здоровое развитие; сохранение индивидуальности, незаконное перемещение и невозвращение, мнение ребенка, свобода выражения взглядов, доступ к информации, ответственность родителей, защита от физического или психологического насилия, неполноценные дети, социальное обеспечение, уровень жизни, детский труд, сексуальная эксплуатация, похищение и торговля детьми, другие формы эксплуатации, пытки и лишение свободы, уровень обеспечения прав ребенка... Даже поверхностный взгляд на название некоторых статей Конвенции дает нам представление о том, что именно процессы виктимизации детей во многих странах мира обусловили принятие данного документа. Мы видим, что кроме декларации прав ребенка представлены запрещающие (детский труд, семейное насилие, положение детей вне закона, детскую проституцию, сексуальную эксплуатацию и т.д.) и гарантирующие (охрану здоровья, социальное обеспечение и образование) законы.

Конвенция о правах ребенка 1989 года является одним из последних межгосударственных документов, связанных с защитой детства. Этот документ имеет значительно более детализированный характер, нежели Декларация прав ребенка 1959 года, в которой были провозглашены только основные принципы и программные положения. В Конвенции, как одном из видов международного договора, устанавливающего взаимные права и обязанности государств в области социальной защиты детства, указаны вполне конкретные направления деятельности законодательных и исполнительных органов. Очевидно, что наиболее проблемные вопросы, нашедшие свое отражение в вышеперечисленных статьях Конвенции, являются актуальными (в той или иной степени) практически для всех стран мира.

Вопросы по теме

Каковы различия между понятиями «виктимность», «виктимизация», «виктимология», «социально-педагогическая виктимология»?

Разъясните понятие «демографические тенденции». Каким образом демографические тенденции определяют жизнедеятельность социальных групп? От чего зависят демографические тенденции?

Какие социальные факторы виктимизации вы можете назвать в дополнение к обозначенным в главе?

Является ли феномен агрессии неизбежным следствием действия неблагоприятных социальных факторов? Какие модели семейного воспитания провоцируют развитие агрессивного поведения детей?

Что такое отклоняющееся поведение? Опишите основные варианты отклоняющегося поведения, используя любую типологию.

В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми с точки зрения их социализации?

В чем сущность достоинства человека? Почему оно является важнейшим феноменологическим условием преодоления виктимогенных факторов?

УДК 340.115.7

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

ВИКТИМИЗАЦИЯ: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ, УРОВНИ

Vishnevetskiy Kirill Valeryevich

LLD, Professor, Head of the Criminal Law Subdepartment, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

VICTIMIZATION: FACTORS, CONDITIONS, LEVELS

Аннотация:

Статья посвящена виктимизации, а также факторам, условиям и уровням этого процесса. В работе показана реализация процесса виктимизации как подвижного и динамичного явления. Кроме того, в ней раскрыто понятие девиктимизации как вида предупредительной работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий данного процесса.

Ключевые слова:

криминология, виктимология, криминализация, виктимность, виктимизация, девиктимизация, факторы виктимизации, жертва преступления, уровни виктимизации, условия виктимизации.

The article deals with the victimization, its factors, precon ditions and levels. The author shows the implementation of the victimization process as a variable and a dynamic phenomenon. Besides, the article reveals a de-victimization conception as a type of preventive work aimed at neutralization or elimination of the negative victimization consequences.

criminology, victimology, criminalization, victimhood, victimization, de-victimization, victimization factors, victim, victimization levels.

Расширением понятия виктимности является термин «виктимизация», которое означает процесс или результат повышения уровня виктимности лица или общества. Реализация данного процесса как подвижного и динамического явления в большинстве своем оказывается обусловленной взаимодействием различных составных компонентов. В качестве подобных слагаемых частей виктимизации выделяют преступника и жертву, степень виктимности, виктимогенные факторы и условия.

Факторы виктимизации - это совокупность обстоятельств в жизни людей и общества, которые детерминируют процесс превращения данной личности в жертву преступления либо тем или иным образом способствуют содействию реализации этого процесса. Условиями виктимизации являются разнообразные явления объективного и субъективного характера, которые наращивают степень виктимности, существенно облегчают возможность возникновения конфликтов, нагнетают эскалацию виктимогенной ситуации.

Факторы и условия виктимизации населения проявляются как на массовом (политические, социально-экономические, культурно-информационные), так и на индивидуально-групповом уровне. Виктимизация на единичном уровне должна характеризоваться данными о виде преступления, времени, месте и способе его совершения, социально-демографических, психофизиологических, правовых и иных особенностях потерпевшего. Сложение и сопоставление указанных характеристик в рамках криминологического исследования при активном использовании методологического инструментария и данных социологической науки позволяют ученым получать обширную информацию об особенностях виктимизации социальных групп, имевшей место на определенной территории за конкретный промежуток времени. В таком контексте нередко можно встретить трактовку виктимизации как процесса превращения лица в жертву преступления и результат данного процесса как на массовом, так и на единичном уровне.

Нужно отметить, что с подобным подходом вряд ли можно согласиться. Нам представляется, что виктимизация - это не просто процесс превращения личности или социальной общности в жертву, а скорее - их в жертву потенциальную. Однако эта потенциальность с высокой степенью готовности к своей актуализации. Думаем, что в данном случае уместно было бы вспомнить классическое учение Аристотеля о различных степенях потенциального и актуального бытия. С его учетом трактовка виктимизации как процесса повышения степени виктимности представляется нам наиболее оптимальной.

В отличие от виктимизации, девиктимизация представляет собой вид предупредительной работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации,

а также реабилитацию конкретных жертв преступлений. Процесс виктимизации включает в себя сложную систему явлений, связанных с участием жертвы в формировании преступного мотива; взаимодействием с преступником в условиях конкретной жизненной ситуации; с совершением ненасильственного преступления, влекущего за собой определенные преступные последствия. В этом смысле принято выделять четыре уровня виктимизации, при этом учитываются как ее параметры, так и параметры виктимизации социальных групп.

Первый уровень складывается из сведений о непосредственных жертвах преступлений, выявленных в процессе расследования уголовных дел, или о латентных жертвах, раскрытых в результате виктимологических опросов, и причиненном им ущербе. Второй уровень включает в себя данные о членах семьи жертвы, опосредованно пострадавших от преступлений, совершенных в отношении их близких. Третий уровень составляют другие социальные группы (трудовые коллективы, друзья, знакомые, соседи и другие), которым в результате, хотя и непрямого воздействия преступлением, также причиняется вред. Четвертый (социальный) уровень предполагает существование негативных последствий совершения преступления для целого региона или всего общества. Безусловно, наиболее остро и ощутимо выглядят последствия виктимизации на первых двух уровнях, проявленные в виде гибели людей, полученных увечий, потери трудоспособности, серьезных и труднопреодолимых психологических травм по поводу потери близких, материальных затрат на лечение, похороны, утраченных расходов на учебу и т.п. Потенциально опасна нередко сопровождающая тяжкие агрессивно-насильственные преступления десоциализация личности жертвы, обусловленная болью, страхом, стыдом, утратой веры в государство и общество, которые оказались неспособными уберечь от преступника.

В криминологической литературе понятие «виктимизация» чаще всего связывают с размахом преступности и ее последствиями, причем с основным акцентом на количественную сторону этого явления. По мнению И.В. Лиманской, такое понимание виктимизации сужает ее смысловое значение и содержание, не учитывает ее соотношения с процессом криминализации, а также значимости ее проявления на индивидуальном уровне. Нам представляется, что с этим подходом стоит согласиться, поскольку, как было показано в работе указанного автора, виктимизация и криминализация являются парными, в социальном плане тесно связанными криминологическими категориями. При этом виктимизация является составной, хотя и специфической частью процесса криминализации общества. Лишь единство этих показателей может дать представление о картине преступности в обществе, которая на сегодняшний день требует существенной коррекции с учетом того, что статистика правоохранительных органов (применительно к учету потерпевших) является весьма несовершенной, вуалирующей подлинную ситуацию и масштабы ущерба, причиненного населению и государству в целом .

1. Лиманская И.В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ

Каждый человек является объектом социализации, должен стать субъектом социализации, может оказаться жертвой неблагоприятных условий социализации.

Субъект социализации – это человек, который усваивая социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, занимается саморазвитием, стремится к самореализации в обществе.

Жертва неблагоприятных условий социализации это ребенок, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий воспитания, разнообразных ситуаций, действий посягателя ).

Различают 3 вида жертв:

1. Реальная жертва. Люди с психосоматическими дефектами, инвалиды, сироты, беспризорники, дети, проживающие в неблагополучных семьях.

2. Потенциальные жертвы. Люди с пограничными психическими состояниями (неврозами), мигранты, дети, живущие в семьях «группы риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные).

3. Латентные жертвы. Люди, условия существования которых, в принципе не является негативным, но, тем не менее, не позволяют полностью реализовывать заложенные от природы задатки (одаренные дети).

Это неблагоприятные условия социализации, способные оказать негативное влияние на развитие человека.

Виктимизация – это процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Виктимизация – двусторонний, внешний процесс. С одной стороны это влияние на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – это процесс социально психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий, формирующих в нём психологию жертвы.

Различают объективные и субъективные факторы виктимизации.

Объективные факторы виктимизации .

· неблагоприятные природно-климатические условия (суровые климатические условия, неустойчивый климат негативно влияет на здоровье, психику человека, вызывая состояние депрессии),

· неблагоприятные экологические особенности среды (загрязнение воздушной, водной, наземной среды провоцирует возникновение хронических и раковых заболеваний, иногда является причиной саморазрушающего поведения),

· другим таким фактором может стать государственно-общественная система, для которой характерно низкий уровень экономического развития, отсутствие продуманной социальной политики, в отношении незащищенных слоев населения – детей, сирот, инвалидов, внешняя государственная политики приводящая к войнам, депортации социальных групп и целых народов.

· тип поселения (низкий культурный уровень населения, наличие антисоциальных субкультур в городе (например, криминальных структур, наркоманов, сект), демографическая структура населения).

· микросоциум (семья, сверстники). Неблагоприятный социально психологический климат в семье или школе, осложняет процесс социализации личности и т.д.

Человек как жертва социализации в современном мире Социаль­ные факторы виктимизации Феноменологические факторы виктимизации Деструктивное поведение Социальные права детей

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации, поскольку чело­веческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями дале­ко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности. Человек как жертва социализации в современном мире изучается в рамках юри­дической психологии, социальной педагогики и социальной пси­хологии. Весьма часто именно общество, его культура, обычаи, традиции, нравы, особенности семейного воспитания становятся теми обстоятельствами, которые тормозят нормальное развитие человека, не дают возможности для полноценной реализации его способностей.

Изначально понятие виктимизация было использовано в рам­ках юридической психологии для обозначения различных процес­сов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоя­тельств или насилия других людей.

Понятие социально-педагогической виктимологии было вве­дено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоя­тельств социализации человека. А.В.Мудрик определяет социаль­но-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различ­ные категории людей,- реальных и потенциальных жертв небла­гоприятных условий социализации (Введение в социальную педа­гогику. - М., 1997. - С. 191). Каковы же основные направления развития данной отрасли знания? Во-первых, изучение особенно­стей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; с низким социально-экономическим, правовым и социально-психологическим статусом. Во-вторых, разработка общих и спе­циальных принципов, целей, содержания, форм и методов профи­лактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации. Наличие ус­ловий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же про­цесс и результат такого превращения - виктимизацией. Поскольку современная социальная психология изучает социа­лизацию, и в частности закономерности развития человека в рам­ках различных групп, имеет смысл рассмотреть некоторые об­стоятельства виктимизации человека, обусловленные функциони­рованием данных групп.

В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации че­ловека. Среди их многообразия можно выделить социальные и фе­номенологические условия или факторы. Социальные факторы вик­тимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологиче­ские условия - с теми внутренними изменениями в человеке, кото­рые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспи­тания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, дан­ные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором про­живает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факто­рами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктими­зации. В качестве примера можно проанализировать демографиче­ские тенденции в России начала 90-х годов, которые явились есте­ственным следствием общей социально-демографической полити­ки советского государства на протяжении предшествующих семи­десяти лет..

Демография - наука о населении и закономерностях его раз­вития в общественно-исторической обусловленности. Она изучает воспроизводство населения в целом, особенности возрастно-половой структуры общества и ее зависимость от социальных и экономических явлений, определяет также характер взаимосвязи роста населения с общественным и политическим развитием общества.

По данным ученого-демографа Е.Андреева, руководителя ла­боратории одного из институтов Госкомстата России, важными показателями, свидетельствующими о демографическом благопо­лучии либо неблагополучии страны, являются: средняя продол­жительность жизни и уровень смертности населения; рождае­мость; детская и младенческая смертность; число абортов в расче­те на тысячу женщин (Бремя жить // Совершенно секретно. - 1996. -№ 1). В конце 1994 года средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляла 57,6 года, для женщин - 71,2, в то время как в США, Канаде, Франции, Германии и других развитых странах эти показатели составляли соответственно 73-74 и 79-80 лет. Таким образом, мужчины в России сегодня живут в среднем на 16, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Кроме того, су­ществует значительный разрыв между сроками жизни противопо­ложных полов - более 13 лет.

Что касается младенческой смертности, то и здесь показатели в России достаточно высоки: 18,6 смертей на тысячу новорожден­ных (в США - 5, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8). В конце 1994 года детская смертность в России почти в три раза выше, чем в цивилизован­ных странах. По количеству абортов на тысячу женщин детород­ного возраста Россия также стоит на одном из первых мест: 83 (Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8...). Следует заме­тить, что бывшие страны социалистической ориентации имели высокий показатель количества абортов: Венгрия - 36,5; Чехосло­вакия - 50,0; Болгария - 67,2. В России из 100% зарегистрирован­ных беременностей родами заканчивались только 32%, остальные 68% - аборты.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, не­благоприятные климатические условия - все это факторы виктими-зации населения. Ученые-демографы выделяют три преобладаю­щих фактора виктимизации в современной жизни. Прежде всего, это усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды . Оно свя­зано с практикой строительства промышленных предприятий, практически лишенных средств защиты, загазованностью воздуха, безграмотным использованием химических веществ в сельском хо­зяйстве, испытанием атомного оружия, различными радиационны­ми катастрофами/ Предельно допустимые нормы загрязнения окру­жающей среды (ПДН) во многих городах России становятся чуть ли не точкой отсчета уровня загрязнения, которое во много раз превышает все допустимые пределы. В результате - повсеместное увеличение больных раком, аллергическими заболеваниями, со­кращение продолжительности жизни, рождение детей с дефектами.

Вторым фактором виктимизации выступает снижение адапта­ции людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни: массо­вая миграция сельского населения в города, скорость социально-экономических и политических изменений, сопровождающихся изменением социальных ценностей, пропагандируемых средства­ми массовой коммуникации; потеря социального статуса из-за безработицы и т.д. К новым условиям жизни легче адаптируется молодое поколение по сравнению с людьми среднего и зрелого возраста. Усиливаются когортные различия между людьми, про­тиворечивость субкультур, что, в свою очередь, также способствует увеличению заболеваемости, дезадаптации и, как следствие, росту смертности.

И, наконец, третий фактор определяется значительными психо­логическими стрессами, напряжением, перегрузкой, которую ис­пытывает большинство населения. Отсюда - рост сердечно­сосудистых и различных хронических заболеваний, ослабление иммунной системы организма, ограничения возможности само­реализации и т.д.

В связи с интенсивным развитием науки и техники, обусловли­вающим уменьшение физической нагрузки на мышечную систему, происходит снижение общего тонуса организма человека. Мы­шечная система является наиболее мощным источником нервной импульсации, обеспечивающей общий тонус (Л.П.Гримак). Не­догрузка мышечной системы ослабляет возможности человека пре­одолевать психологические стрессы. В таких условиях отрицатель­ные раздражители приобретают сверхсильный характер. Кроме то­го, происходит значительное увеличение нагрузок в системе орга­нов чувств за счет увеличения информационных перегрузок. Если в природных естественных условиях человек реагировал в основном на сигналы слабой силы, то в современных условиях ему приходит­ся реагировать на сильные сигналы. Но общий тонус повышается только при реакции на сигналы слабой и средней мощности, в то время как реакция на сильные сигналы приводит к угнетению нерв­ной системы с соответствующими невротическими последствиями. В связи с тем что оторванность от естественных условий жизни ха­рактеризует жизнедеятельность большого количества людей, все они в определенном смысле являются жертвами социализации.

Особым фактором виктимизации населения выступают ката­строфы , поскольку они ведут к нарушению нормальной социали­зации очень больших групп населения. К катастрофам относятся революции, войны, стихийные бедствия, депортации социальных групп... Потенциально жертвами социализации могут быть не только те, кто стал свидетелем и участником катастрофы, но и их потомки. За прошедшие 95 лет Россия пережила пять демографи­ческих катастроф: Первая мировая война и вслед за ней - граж­данская; голод 1921-1923 годов; голод 1923 года (средняя про­должительность жизни в стране стала 18,5 года!); Вторая мировая война и, наконец, голод 1947 года (Е.Андреев. Там же). Фактиче­ски за всю послеоктябрьскую историю было лишь два коротких периода устойчивого роста продолжительности жизни: с 1923 по 1928-й (период нэпа) и с 1948 по 1964 год.

Очевидно, что специфические виктимогенные факторы обу­словлены нестабильностью социальной, экономической и поли­тической жизни общества и государства, поэтому многие проис- ходящие изменения в обществе сопровождаются усилением виктимности, хотя позитивные социальные преобразования, безус­ловно, способствуют ее снижению. Так, например, реальный рост продолжительности жизни в России начался после крестьянской реформы 1861 года и резко ускорился в конце XIX - начале XX века, особенно в период столыпинских реформ. Следует также иметь в виду, что развитие науки и техники, общий рост цивили­зованности населения, сокращение доли тяжелого физического труда в жизни человека, безусловно, способствуют снижению виктимизации. По тем же демографическим показателям средняя продолжительность жизни в Западной Европе накануне Первой мировой войны составляла лишь 40 лет (в России - 30); а в наше время средний уровень продолжительности жизни в большинстве цивилизованных стран увеличился почти вдвое. Развитие здраво­охранения, образования, социальной сферы жизни существенно повлияли и на процесс виктимизации, который сейчас является сферой пристального внимания не только демографов, но и меди­ков, политиков, экономистов, психологов, педагогов.

Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспи­тания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья на­правляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением. По результатам исследований Ц.П.Короленко, в виктимогенной се­мье часто формируется особый механизм социализации - «со-зависимость» родственников. Так, например, в семьях с низким социальным статусом или семьях алкоголиков у детей формиру­ются специфические психические комплексы, которые впоследст­вии лишают их возможности жить нормально, не воспроизводя тех же социальных отношений, которые были у их родителей. Де­тям, вовлеченным в «со-зависимые» отношения, очень трудно вы­рваться из привычного круга представлений и шаблонов поведе­ния и аддиктивных ценностей семьи. Очевидно, что такие отно­шения наблюдаются прежде всего в семьях с низким уровнем культурного, экономического и социального (по положению в социальной стратификации) развития.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые посте­пенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека, имеющих типический характер и связанных именно со спецификой его со­циализации в данных социально-исторических условиях. Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте.

Агрессивное поведение - это действия индивида (либо предрас­положенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей и в Россий­ской педагогической энциклопедии агрессия определяется через целенаправленные действия. Однако самые существенные про­блемы связаны именно с тем, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жиз­недеятельности субъекта, который может даже и не иметь пред­ставления о том, что он поступает агрессивно.

Агрессивность человека становится важной социально-психоло­гической проблемой и изучается социологией, психологией, педа­гогикой. Проблема заключается также и в том, что, с одной сторо­ны, в современном мире человеку нужны такие качества, как на­стойчивость, упорство, активность и инициатива. С другой - если эти качества слишком сильно развиты, они могут перерасти в аг­рессивное поведение. Основными источниками демонстрации аг­рессивного поведения являются средства массовой коммуникации, семья, ближайшее социальное окружение человека. Наиболее опас­но формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций чело­века. Агрессия становится банальной и привычной в жизни совре­менного ребенка: средства массовой коммуникации демонстриру­ют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется дости­жение цели. Через механизмы психологического заражения, подра­жания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и т.д.

Жестокость родителей по отношению к своим детям также яв­ляется существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых. Во многих семьях послушание ребенка признается высшей ценностью воспитания. Послушный - значит, воспитанный. Такой подход предполагает, что родители всегда и абсолютно во всем правы, они достойны уважения уже потому, что они родители, а дети не заслуживают уважения просто пото­му, что они дети. Если родителям присущ авторитарный стиль воспитания, то уже в детстве развивается упрямство, которое впо­следствии может привести к агрессивным социальным действиям. Чрезмерные или непредсказуемые требования родителей приво­дят к появлению протеста и возникновению реакции негативизма у ребенка. Он учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля, даже самым разумным. Утрачивает способ­ность различать принуждение и предложение. Упрямство - при­вычка на все предложения отвечать отказом, негативное восприятие перемен, неспособность идти на компромисс и сотрудничест­во. В дальнейшем у такого человека ведущей стратегией поведе­ния будет соперничество, проявляющееся в стремлении удовле­творить свои интересы за счет другой стороны.

Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление де­тей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией. Он видит причины проблемного поведения детей прежде всего в трех факторах: внутренняя неустойчивость, связанная с половым созреванием; усиление инфантильности, обусловленное стремле­нием детей освободиться от ответственности за свои поступки; неизбежное состязание в способностях (конкурсы, олимпиады, экзамены и т.д.). Действительно, современный мир требует от ре­бенка гораздо больших усилий для усвоения социального опыта и приспособления к окружающим условиям социума. Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонисти­ческой мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсут­ствии чувства ответственности и долга. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как относительно ус­тойчивая черта личности - агрессивность.

В массовых социальных явлениях агрессивность может прояв­ляться в различных формах: террор, геноцид, расовые или рели­гиозные столкновения, войны, инквизиция и т.д. Процессы пси­хологического заражения агрессией больших социальных групп описаны в психологической литературе, начиная с конца XIX ве­ка (Лебон Г. Психология толпы. - СПб., 1896). Подобные явления можно наблюдать в любых социальных группах при определен­ных условиях. Такая агрессия указывает на то, что жертвами со­циализации являются не только объекты, но и сами субъекты аг­рессивных действий, поскольку в свое время они выступили объ­ектами манипуляции со стороны определенных социальных сил. Так, например, коммунисты 37-го года, голосующие на партий­ном собрании против своих товарищей, сами являлись жертвами социализации из-за доминирующей в стране идеологии и мощной системы социального воспитания. В тех условиях, даже если чело­век понимал ситуацию, он не мог не только изменить ее, но и вес­ти себя, по возможности, достойно.

Невозможно перечислить все факторы виктимизации человека -их очень много. Очевидно, что к ним можно отнести все факторы социализации: микрофакторы - семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, институты воспитания, религиозные ор­ганизации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональ­ные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, госу­дарство (классификация факторов социализации А.В.Мудрика).

Исследования последних лет показали, что подавляющее число отклонений социального поведения вызвано не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Ес­тественным следствием виктимизации населения является не только отклоняющееся поведение, но также и развитие особых психических состояний (депрессии, депривации и т.д.), психосо­матических заболеваний, которые в последнее время стали назы­вать «болезнями века». В этих процессах ведущая роль принадле­жит сформировавшемуся с детства складу психики человека (например, развитие честолюбия ведет к ишемической болезни сердца; повышенная эмоциональная возбудимость к гипертонии и т.д.). Люди, которые находятся в пограничных психических со­стояниях, с акцентуациями характера, девиантным поведением, являются либо реальными либо потенциальными жертвами со­циализации, не говоря уже об инвалидах, сиротах и всех тех, кто находится на попечении у государства.

Социально-педагогическая виктимология поставила проблему социальной работы с людьми, имеющими акцентуации характера и отклоняющееся поведение. В течение долгого времени в педаго­гике изучались вопросы воспитания и обучения «трудных» детей, чаще всего подростков. Понятие «трудные» включало в себя лиц с определенным поведением, которое характеризовалось системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время понятие «трудные» не употребляется ни в педагогике, ни в юридической психологии, изучающей закономерности девиантного развития человека и возможности профилактики такого развития.

В специальной литературе используются три термина, доста­точно близких по значению: деструктивное поведение , отклоняю­щееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется соче­танием результатов неправильного развития личности и неблаго­приятной ситуации, в которой оказался человек. В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспита­ния, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств (прежде всего акцентуаций характера), способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведе­ние может быть нормативным, т.е. иметь ситуативный характер, и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или мо­ральных норм, как это иногда происходит в периоды кризисов возрастной сензитивности у подростков. По-настоящему опасным яв­ляется такое поведение, которое не только выходит за пределы до­пустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межлич­ностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами.

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделили семь вариантов от­клоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, ан­тисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фа­натическое, аутистическое (Семь путей к катастрофе. - Новоси­бирск, 1990). Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера. Так, например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцисстическому поведению; застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с воз­будимостью - к антисоциальному и т.д. При этом любое отклоне­ние в своем развитии проходит ряд этапов. На начальных стадиях данного процесса, когда изменения в личности еще не стали необ­ратимыми, социальный педагог и психолог могут работать с та­ким субъектом. Однако существуют пределы педагогического вмешательства, и они определяются уровнем развития отклоне­ния. Рассмотрим основные стадии развития отклонения на при­мере аддиктивного поведения (по результатам исследования Ц.П.Короленко и Т.А.Донских).

Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекцио­нирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. Условия мы уже рассмотрели вначале -практически любые виктимогенные факторы, которые приводят человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, кон­фликтам и кризисам, нарушая комфортное психологическое со­стояние. А «определенные люди» - это те, у кого низкая перено­симость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда че­ловек переживает ощущения необыкновенного подъема, связан­ного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психиче­ское состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то ве­щи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек на­чинает прибегать к этому средству, что и является началом от­клонения. Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается опреде­ленная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как ин­тегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддик­тивного поведения вне зависимости от благополучия или небла­гополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют, су­щественного значения. Происходит разрыв нормальных межлич­ностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции.

Пятый этап - катастрофа. Психологическое состояние челове­ка - крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведе­ние уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает из­менений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что от­сутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время упот­ребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необра­тимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет ис­править положение.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распро­страненных отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Од­нако очевидным также является и тот факт, что начало отклоне­ния очень часто приходится на период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося по­ведения. На первой стадии развития отклоняющегося поведения вполне возможно педагогическое вмешательство и педагогиче­ская коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий разви­тия, то они требуют специального вмешательства опытного пси­хотерапевта и не могут быть остановлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным очевидно, что главным направле­нием социально-педагогической виктимологии должна стать раз­работка методов, средств и способов профилактики всех процес­сов виктимизации людей. Поэтому наиболее важной является ра­бота социальных институтов, связанных с детством, которое уже давно не рассматривается только как подготовка к взрослой жиз­ни. Это особый период жизнедеятельности человека: развивается личность, формируется характер, появляются убеждения, закла­дываются сценарные основы будущей социальной жизни, по мет­кому выражению Э.Берна. Детство становится объектом при­стального внимания не только со стороны педагогов, психологов и врачей, но также социальных работников, социологов, юристов и даже политиков.

В этих условиях особое значение приобретают социальные права детей. В 1989 году Организацией Объединенных Наций бы­ла принята Конвенция о правах ребенка, которую к настоящему времени подписали более 130 стран мира. Конвенция приобретает статус закона на территории государства. Она декларирует права детей: на защиту от эксплуатации и лишений; на установленную норму (образование, здравоохранение); на выбор (предоставляется при достижении определенного возраста и уровня компетенции). В Конвенции соотносятся права детей с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь и здо­ровье детей; определяются обязательства по отношению к детям, живущим в неблагоприятных условиях и всем тем, кто является жертвой социализации. В преамбуле Конвенции говорится о том, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом под­ходе и защите, подчеркивается ответственность семьи в развитии ребенка. Понятие" достоинства ребенка вводится как правовое и используется в различных статьях Конвенции весьма часто. Само название статей Конвенции говорит о стремлении ее авторов к возможному предотвращению виктимизации детей: отсутствие дискриминации, обеспечение интересов ребенка, осуществление прав, права и обязанности родителей, выживание и здоровое развитие, сохранение индивидуальности, незаконное перемеще­ние и невозвращение, мнение ребенка, свобода выражения взглядов, доступ к информации, ответственность родителей, за­щита от физического или психологического насилия, неполно­ценные дети, социальное обеспечение, уровень жизни, детский труд, сексуальная эксплуатация, похищение и торговля детьми, другие формы эксплуатации, пытки и лишение свободы, уровень обеспечения прав ребенка... Даже поверхностный взгляд на на­звание некоторых статей Конвенции дает нам представление о том, что именно процессы виктимизации детей во многих странах мира обусловили принятие данного документа. Мы видим, что кроме декларации прав ребенка представлены запрещающие (детский труд, семейное насилие, положение детей вне закона, детскую проституцию, сексуальную эксплуатацию и т.д.) и га­рантирующие (охрану здоровья, социальное обеспечение и обра­зование) законы.

Конвенция о правах ребенка 1989 года является одним из по­следних межгосударственных документов, связанных с защитой детства. Этот документ имеет значительно более детализирован­ный характер, нежели Декларация прав ребенка 1959 года, в ко­торой были провозглашены только основные принципы и про­граммные положения. В Конвенции, как одном из видов между­народного договора, устанавливающего взаимные права и обя­занности государств в области социальной защиты детства, ука­заны вполне конкретные направления деятельности законода­тельных и исполнительных органов. Очевидно, что наиболее про­блемные вопросы, нашедшие свое отражение в вышеперечислен­ных статьях Конвенции, являются актуальными (в той или иной степени) практически для всех стран мира.

Вопросы по теме

Каковы различия между понятиями «виктимность», «виктимизация», «виктимология», «социально-педагогическая виктимология»?

Разъясните понятие «демографические тенденции». Каким образом демо­графические тенденции определяют жизнедеятельность социальных групп? От чего зависят демографические тенденции?

Какие социальные факторы виктимизации вы можете назвать в дополне­ние к обозначенным в главе?

Является ли феномен агрессии неизбежным следствием действия неблаго­приятных социальных факторов? Какие модели семейного воспитания прово­цируют развитие агрессивного поведения детей?

Что такое отклоняющееся поведение? Опишите основные варианты от­клоняющегося поведения, используя любую типологию.

В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми с точки зрения их социализации?

В чем сущность достоинства человека? Почему оно является важнейшим феноменологическим условием преодоления виктимогенных факторов?

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте социальные факторы, способствующие виктимизации человека, с точки зрения их распространенности в социальных группах.

Используя справочную литературу, разработайте типологию агрессивного поведения человека. Подготовьте сообщение по данной теме (можно использовать уже выделенные в словарях типы агрессивного поведения: гетероагрессия, аутоагрессия, прямая, косвенная, опосредованная и т.д.).

Обратите внимание на скрытые формы агрессии: чувство вины, обида и т.д.

Соотнесите типологию отклоняющегося поведения, разработанную Ц.П.Короленко и Т.А.Донских, с типологией поведения, описанной К.Леонгардом, исходя из его исследования акцентуаций характера личности {Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990; Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1984).

Проанализируйте развитие аддиктивного поведения по этапам, опираясь на какой-нибудь пример из художественной литературы или кинофильма.

Литература

Алыгерович В. Социальная геронтология. - Ростов н/Д, 1997.

Братусъ Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 1998.

ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.

Захаров А. И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.

Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

Мураяма С. Дети в школе в эпоху изобилия // Вопросы психологии. 1994. -№6.

Одайник В. Психология политики. - СПб., 1996.

Франк Л. В. Нужна ли советская виктимология // Вопросы уголовного пра­ва, уголовного процесса и криминологии. - Душанбе, 1966.

Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.

Виктимность нередко предлагают понимать как способность лица оказаться жертвой преступления в силу определенных, при­сущих индивиду субъективных качеств. При таком понимании у таких преступлений, как ведение агрессивной войны или терро­ризм, нет жертв. Какие субъективные качества граждан Ирака обусловили агрессию в отношении этой страны? В чем заключа­ются «виктимологические способности» людей, оказавшихся на спектакле «Норд-Ост» 23 октября 2002 г. или 1 сентября 2004 г. в школе № 1 г. Беслана? Виктимность - это именно вероятность (лица, группы лиц, сборища людей, жителей региона, страны и т. п.) оказаться жертвами преступных деяний. При таком под­ходе внимание сосредоточивается не на поиске присущих инди­виду субъективных качеств («вине» потерпевшего), а на взаимо­действии объективных обстоятельств и субъективных признаков, повышающих вероятность оказаться жертвой преступления.

Виктимность - это качество социальной среды, свойство в значительной мере объективное. Теоретически она существует всегда, по отношению ко всем людям и может только отличаться малыми значениями. Ясно, что эти значения минимальны в «мо­нашеской республике» (особой единице Греческой Республики, самоуправляемом сообществе 20 православных монастырей под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата) на греческом полуострове Афон, где никто, кроме монахов и по­слушников, не проживает. Тем не менее и здесь виктимность су­ществует, не случайно на Афоне имеется собственная полиция.

Характер и величина виктимности зависят от многих факто­ров:

От вида преступления. Некоторым пре­ступлениям (геноцид, террористический акт, ведение агрессив­ной войны, разработка, производство, накопление, приобрете­ние или сбыт оружия массового поражения) свойственна массовая виктимность.

Обстоятельствами, определяющими ве­личину ее значений, выступают факторы глобальной политики (американский гегемонизм, появление одиозных политических режимов, региональные войны и конфликты, религиозный и эт­нический экстремизм, финансовые спекуляции, антропофагские (человеконенавистнические) теории типа «золотого миллиарда» и др.).

Повышают значение массовой виктимности слабый меж­дународный и внутригосударственный контроль над использова­нием результатов научно-технического прогресса (например, технологиями клонирования, получения новых штаммов виру­сов и выведения химер - существ с полярными генетическими свойствами).



Резко увеличивает значение массовой виктимности прорыв в политику авантюристов и преступников.

Массовая виктимность зависит от исторических (памяти по­колений, которая хранит не только положительные, но и отри­цательные факты истории, «перенося» их на современников), политических (идеологической нетерпимости и деспотизма) и географических факторов (места проживания людей, в част­ности близ наркотрафика и в приграничных областях). Большой вклад в увеличение значений массовой виктимности вно­сит слабая социальная политика, в результате которой в госу­дарстве появляются огромные отряды ущемленных, бесправных людей.

Групповая виктимность - это вероятность стать жертвами преступлений для лиц, объединенных по определенным соци­альным признакам. Так, групповая виктимность свойственна во­дителям транспортных средств и пешеходам, работникам право­охранительных органов, женщинам, детям, богатым людям. Здесь наблюдается зависимость между величиной виктимности и такими факторами, как профессия, уровень защищенности, место жительства, интенсивность транспортных потоков и проч. Так, высокие значения групповой виктимности свойственны со­трудникам уголовного розыска, работникам частных охранных предприятий, бездомным детям, таксистам, проституткам и т. д.



Индивидуальная виктимность повышается при неосмотри­тельности лица в выборе места и времени проведения досуга, неразборчивости в знакомствах, броской и вызывающей одежде, развязном поведении, грубости, оскорбительных высказываниях, излишней доверчивости, невнимательности, плохих взаимоотно­шениях с преступником и проч. В значительной степени она за­висит от психологического состояния жертвы, умения предви­деть опасность и противостоять возможным угрозам.

На определении значений и установлении сочетаний факто­ров виктимности строится техника виктимологического про­гнозирования. Его логика проста: чем больше число виктимо-генных факторов и чем более велико их значение, тем значи­тельнее вероятность оказаться жертвой преступления.

Данное прогнозирование учитывает величину таких факто­ров, как распространенность преступности в данном регионе и месте, эффективность деятельности правоохранительных ор­ганов, оценка собственной защищенности (в том числе с точки зрения принятия определенных мер), готовность к поведению в криминальной ситуации.

Виктимологическое прогнозирование чрезвычайно актуально в предпринимательской деятельности. Современная российская деловая жизнь во многом сходна с выживанием в экстремальной обстановке, однако с тем уточнением, что социальная среда ак­тивна и нередко криминальна. В процессе виктимологического прогнозирования учитываются такие риск-факторы, как правовые (имеющие отношение к злоумышленному использованию правовых пробелов и юридической некомпетентности партнера); правоприменительные (оценивающие вероятность и последствия реагирования правоохранительных и судебных органов на крими­нальную ситуацию); банковские (учитывающие возможность зло­употреблений со стороны банковских учреждений); финансовые (связанные с вероятностью материальных потерь из-за сущест­вующей модели расчетов, в том числе предусматривающей вы­платы криминальным посредникам или «кураторам»); транспорт­ные (указывающие на возможность потерпеть ущерб вследствие посягательств на транспортные средства, включая трубопровод­ный транспорт); обязательственные (возникающие при угрозах невыполнения обязательств должником); конкурентные (прини­мающие во внимание проявления недобросовестной конкурен­ции: спровоцированные банкротства и санкции государственных и судебных органов для экономического подавления конкурен­тов); кадровые (имеющие отношение к ошибкам в подборе пер­сонала и управлению им) и др. Эти риски конкретизируются применительно к типовым задачам, решаемым в процессе пред­принимательской деятельности определенного вида.

Так, при заключении сделок рекомендуется обращать внима­ние на следующие обстоятельства: сомнительный источник пер­воначального капитала на момент начала предпринимательской деятельности; участие в теневом и криминальном бизнесе; заня­тие криминализованными видами предпринимательской дея­тельности (игорный бизнес и проч.); наличие покровителей, взаимоотношения с администрацией, правоохранительными, судебными органами; связи в криминальной среде, частота и характер контактов с криминалитетом, включая участие в со­вместных «темах» (деловых проектах); наличие вкладов, недви­жимости, иной собственности за рубежом, второго гражданства; нравственные деформации и патологии (алкоголизм, наркома­ния, гомосексуализм и иные сексуальные девиации); наличие невыполненных долговых обязательств за весь период предпри­нимательской деятельности; задержки в расчетах с кредиторами по собственной вине (включая имитацию возникновения форс-мажорных обстоятельств); недобросовестная конкуренция, дву­личие, лживость, необязательность в отношениях с партнерами; негативный имидж в правоохранительных органах, применение с их стороны санкций, возбуждение уголовного преследования; «уголовная регистрация; стремление заинтересовать влиятельны­ми связями, преувеличение своих возможностей в деловом ми­ре; несоответствие прибылей предприятия затратам на удовле­творение своих потребностей и запросов; уклонение от предо­ставления залога или иных гарантий выполнения обязательства. Указанные признаки свидетельствуют о том, что их обладатель является ненадежным участником предполагаемой сделки и здесь высока вероятность оказаться жертвой мошенничества или иного преступления.

Виктимологическое прогнозирование - это область интересов любого человека, который решает прибрести или продать недви­жимость, поехать на отдых в зарубежную страну, провести досуг в ночном клубе и т. д."

Криминологические знания позволяют систематизировать и уточнить соответствующую информацию.