Эссе «Зачем нужна история, зачем нужно ее изучать и знать. Почему важно знать историю? Что история дает лично мне

Основоположником и создателем первой книги об истории является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век до нашей эры). Его книга – «История», описывала хронологическую последовательность событий. Древние греки называли её «magistra vitae» – «наставница жизни». Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Испанский писатель Мигель Сервантес отмечал: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего» . Русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти» .

В приведенных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и предвидеть будущее. Но в чём состоит прямая выгода от знания истории, зачем запоминать даты сражений, изучать факты и события прошлого, искать их причинно-следственную связь? Всё это можно сформулировать в одном вопросе – зачем изучать историю?

Существует целый ряд традиционных ответов на данный вопрос.

  1. Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком.
  2. Знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошёл народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
  3. Проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить ошибок в будущем.
  4. Политические деятели, строя политику государства, берут уроки жизни наших предков и стараются не допускать их ошибок.
  5. Творческие люди обращаются к прошлому, чтобы создать произведения искусства или найти новую идею.
  6. Изучая историю наших предков, важно осознавать роль нашей страны в мировом цивилизационном процессе.
  7. Каждая страна имеет свою историю, историю неудач и героических свершений, уникальную историю, не похожую на историю развития других стран.
  8. Анализируя историю, человечество устанавливало причины и последствия событий и явлений, что позволяет ему не допускать этих ошибок в будущем.

Все эти ответы правильные, но известно и другое – «история учит тому, что она ничему не учит» . Новые поколения людей совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, из-за недостаточного знания уроков истории. Но для этого следует найти обоснованный ответ на вопрос – зачем мне учить историю?

Для начала несколько наблюдений

1. Знатность дворянского рода во многом определяется его родословной. Безусловно, к этому следует добавить и свершённые деяния, подвиги, но древность рода имеет наибольшую ценность. Родословное дерево позволяет не только сохранить память о знатных предках, но и доказать происхождение рода. Получается следующая картина: чем далее уходит память о предках, тем более уверенно чувствует себя потомок. Такой же принцип в технике – чем ниже центр тяжести, тем более устойчивой является система.

Родословное (генеалогическое) дерево Романовых и устойчивость системы

2. Утверждение своего превосходства некоторые государства пытаются осуществить опять же за счёт древних предков. В фашистской Германии родословную немцев возводили к древним ариям – народам Древнего Ирана и Древней Индии (II…I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. В расистской литературе арии (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» арийской расой.

Есть и современные примеры. Существует утверждение о том, что «самая древняя на земле украинская нация», возникла 40 тыс. лет назад и ещё в середине I тыс. до н. э. создала государство «Великая Украина». Однако до 90-х годов XIX века, когда представители небольшой группки радикальных националистических партий в Галиции провозгласили себя «украинской нацией», история ничего не знала о существовании такого народа, как «украинцы».

История «Великой Украины» поражает читателей своим величием. «Укры» громили армии персидских царей. «Древние украинцы» успешно противостояли армии Александра Македонского, которая якобы пыталась захватить полуостров «Украйинэць» (Крым), захватить «украинские» города и порты. «Великая Украина» после долгой борьбы разгромила захватчиков. Затем «гордые укры» успешно противостояли римским легионам. «Украинцы» якобы и были «истинными ариями». Их столицей в древности был «Арийград», а правил ими «Арийслав». В целом получается, что Гитлер и его идеологи «обокрали» историю «Древней Украины».

3. В последнее время пытаются изменить итоги Второй мировой войны, утверждая, что её выиграли США, а не СССР. Один из доводов – США обеспечили победу СССР поставками по ленд-лизу. Реальные факты — поставки ленд-лиза составляли 4% от затрат СССР, и к тому же вся эта помощь была оплачена золотом.

Несмотря на наличие множества свидетельств, документальных и научных подтверждений, иногда ставятся под сомнение такие исторические факты, как Холокост, геноцид армян. Не в силах полностью опровергнуть реальность этих событий, авторы «альтернативных теорий» ставят под сомнение или фальсифицируют незначительные исторические свидетельства, например, отдельные документы, цифры или фотографии. Ввиду невозможности полного опровержения этих событий, целью таких фальсификаций является отказ от восприятия этих фактов, попытка заронить зерно сомнения в их правдивости.

В истории Украины о войне 1812 года говорится о казацком ополчении, которое не поверило, что Наполеон освободит Украину, и собрало против него 70-тысячное войско, которое прогнало узурпатора. В одном из учебников заключительный параграф о войне 1812 года так и называется: «Преследование французов украинскими войсками».

По утверждению В. Ключевского, «история не учительница, а надзирательница… она ничему не учит, а только наказывает за не выученные уроки» .

Наиболее полный ответ на вопрос «зачем изучать историю» приведен в повести «1984» Джорджа Оруэлла.

«Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым». И, однако, прошлое, по природе своей изменяемое, изменению никогда не подвергалось. То, что истинно сейчас, истинно от века и на веки вечные. Всё очень просто. Нужна всего-навсего непрерывная цепь побед над собственной памятью…

… в применении к члену партии – благонамеренную готовность назвать чёрное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не только назвать: еще и верить, что чёрное – это белое, больше того, знать, что чёрное – это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе двоемыслием.

Переделка прошлого нужна по двум причинам. Одна из них, второстепенная и, так сказать, профилактическая, заключается в следующем. Партиец, как и пролетарий, терпит нынешние условия отчасти потому, что ему не с чем сравнивать. Он должен быть отрезан от прошлого так же, как от зарубежных стран, ибо ему надо верить, что он живет лучше предков и что уровень материальной обеспеченности неуклонно повышается. Но несравненно более важная причина для исправления прошлого – в том, что надо охранять непогрешимость партии. Речи, статистика, всевозможные документы должны подгоняться под сегодняшний день для доказательства того, что предсказания партии всегда были верны. Мало того: нельзя признавать никаких перемен в доктрине и политической линии. Ибо изменить воззрения или хотя бы политику – это значит признаться в слабости. Если, например, сегодня враг – Евразия (или Остазия, неважно, кто), значит, она всегда была врагом. А если факты говорят обратное, тогда факты надо изменить. Так непрерывно переписывается история. Эта ежедневная подчистка прошлого, которой занято министерство правды, так же необходима для устойчивости режима, как репрессивная и шпионская работа, выполняемая министерством любви.

Изменчивость прошлого – главный догмат ангсоца. Утверждается, что события прошлого объективно не существуют, а сохраняются только в письменных документах и в человеческих воспоминаниях. Прошлое есть то, что согласуется с записями и воспоминаниями. А поскольку партия полностью распоряжается документами и умами своих членов, прошлое таково, каким его желает сделать партия. Отсюда же следует, что, хотя прошлое изменчиво, его ни в какой момент не меняли. Ибо если оно воссоздано в том виде, какой сейчас надобен, значит, эта новая версия и есть прошлое и никакого другого прошлого быть не могло. Сказанное справедливо и тогда, когда прошлое событие, как нередко бывает, меняется до неузнаваемости несколько раз в год. В каждое мгновение партия владеет абсолютной истиной; абсолютное же очевидно не может быть иным, чем сейчас. Понятно также, что управление прошлым прежде всего зависит от тренировки памяти. Привести все документы в соответствие с требованиями дня – дело чисто механическое. Но ведь необходимо и помнить, что события происходили так, как требуется. А если необходимо переиначить воспоминания и подделать документы, значит, необходимо забыть, что это сделано. Этому фокусу можно научиться так же, как любому методу умственной работы.

Вывод простой – прошлое неизменно, но меняя содержание источников информации о прошлом, замалчивая некоторые события, можно изменять сознание, жизненные установки, принципы существования целых народов. Для этого всегда требуется время 20…40 лет для достижения устойчивого результата. История, вернее толкование истории – один из основных приоритетов управления человечеством. Знание – сила, но незнание сила ещё большая. У каждого человека в жизни есть своя индивидуальная задача, вернее ряд последовательных задач, имеющих нарастающую сложность. Каждый выбирает свой путь, и для этого необходимы точные ориентиры – откуда ты пришёл, а самое главное – куда ты идёшь.

История – это фундамент, на котором строится настоящее и будущее. И если фундамент лёгкий, то и дом легко разрушить ураганам и штормам современной цивилизации. А для достижения высоких целей требуется устойчивый фундамент и понимание происходящего не в калейдоскопе мелькающих событий, а в кропотливом выкладывании мозаики жизни из мировых событий. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от выбранной профессии.

Как изучать историю

Вначале любого пути, изучения любого предмета следует точно определить цель данного занятия. Чем более далека поставленная цель, тем более точно происходит движение к ней. Относительно истории существует множество определений.

  1. История – это действительность в её развитии, движении, включая законы истории и основные теории исторического развития цивилизации.
  2. История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества: история Древнего мира, история Средневековья, современная история.
  3. История – это наука о развитии какой-нибудь области знания: естественная история, история географических открытий, история воздухоплавания и др.
  4. История – это последовательная череда событий, сохранившаяся в памяти: история моей семьи, исторические события для страны, в которой живу.
  5. История – это рассказ, повествование о происшествии, событии – очень трудно попасть в историю, гораздо легче в неё вляпаться.

Безусловно, для каждого человека, история родного края наиболее близка и понята. Проследить связь истории с сегодняшним днём гораздо проще на конкретных примерах, окружающих нас. Названия городов, улиц, памятники, праздники, легенды и многое другое являются следствием прошлых событий. Изучение истории Донецкого края в периоде активного формирования, предпочтительно выполнять путём «личного общения со стариной», поиска подтверждений исторических событий, их оценки. Для этого потребуется изложение определённых фактов, понимание основных событий мировой истории и многое другое для того, чтобы понять настоящее и определить характер людей Донбасса.

Чем далее мы удаляемся от рождества Христа, тем больше событий происходит. В 60-х годах прошлого столетия историю учить было гораздо легче, во всяком случае, короче. Насыщенность событиями в современном мире возрастает, узнать про все события, запомнить их, проанализировать, сделать выводы становится практически невозможным. Как быть в этом случае? Стоит ли запоминать даты, фамилии, биографии? Предложение простое – необходимо научиться вспоминать историю и обращать внимание на подсказки судьбы.

Для этого следует понять методологию изучения истории и использовать её по мере необходимости, при появлении вопросов, вроде бы и не связанных с современной жизнью. Почему именно так называется город, улица, кто там живёт, чем занимается, что происходило в этом месте – ответы на эти вопросы определяют не только настоящее, но и открывают будущее. Только этому необходимо научиться, научиться понимать основные методы работы историка, а главное, использовать их в своей жизни.

Основной проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности вплоть до совсем недавнего времени. Устойчивые письменные свидетельства существуют с XV века. И в этом плане Донбассу повезло. Начало бурного развития промышленности в Донбассе происходит в конце XIX — начале XX веков, и письменных источников в виде документов, распоряжений, газет, фотографий, рассказов настолько много, что следует научиться выбирать самое главное. Кстати, постарайтесь отметить, что запоминается из прочитанного, увиденного – это определяет ваши интересы и способности.

Кратко вспомним об основных источниках исторических знаний. И не забудем основное свойство каждого исследователя – умение задавать вопросы, среди которых главным чаще всего является – «зачем».

В истории есть факты бесспорные и сомнительные сведения. Для того, чтобы найти истину, историки в этом случае стремится привлечь как можно более широкий круг источников. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

  1. Письменные : летописи, хроники, указы, законы, исторические сочинения, научные труды, мемуары, газеты, журналы, а сейчас и интернет-ресурсы.
  2. Вещественные : орудия труда, одежда, оружие, предметы быта, украшения, жилища, монеты. К вещественным источникам относятся и произведения искусства: фрески, статуи, мозаика, книжная миниатюра, памятники архитектуры. Ценные сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати - сфрагистика.
  3. Этнографические : состав, расселение, обычаи и традиции, занятия и образ жизни народа.
  4. Устные (фольклорные): легенды, сказания, мифы, песни, пословицы, поговорки, загадки. Изучает эти источники фольклористика.
  5. Лингвистические : названия рек, городов, отдельные слова и язык в целом. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).
  6. Кино- и фотодокументы.
  7. Фонодокументы.

По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX — начале XX веков возникли фотография, звукозапись, кинохроника, во второй половине XX века появились документы на электронных носителях.

В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они нуждаются в расположении их по степени значимости и влиянию на ход истории. Важно научиться рассматривать события как звенья определённой цепи, протянувшейся из прошлого к настоящему. Изучать историю можно не только в архивах, музеях и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших воспоминаниях. Надо только иметь желание приобщится к её таинственному и увлекательному содержанию.

С прошлым мы связаны тысячами неразрывных нитей. Из этих нитей соткан, по сути, ковёр настоящего. С прошлым мы встречаемся не только на страницах исторических трудов, но и в повседневной жизни.

«Любое знание должно иметь практический смысл. История сегодня представляется наукой о прошлом. Но смысл истории – это извлечение опыта из ошибок. Смысл в изучении истории есть тогда, когда она представляется циклической. Только в этом случае в прошлом можно видеть будущее, а не набор анекдотов. Только в этом случае история становится наукой о будущем, достойной изучения».

С.Б. Морозов, «Тайна вечной жизни»

И ещё хотелось бы присоединиться к мнению А.Р. Федонина:

«Мне хочется доказать, что история – не сплошная бунтология, она, как радуга, многоцветна, разнообразна и, следовательно, интересна».

Зачем нам изучать Историю?

На этот вопрос учителю истории приходится отвечать практический каждый день и ученикам, и родителям и даже другим учителям, заучам школы. И действительно для школьников изучение многих других предметов понятно. Например понятно , что математику и русский язык надо учить потому что без них не получишь аттестат (обязательные). Физику, химию и информатику надо изучать по крайне мере тем, кто собирается заниматься техническими или естественно-научными направлениями (а таких сейчас не мало). Обществознание надо изучать гуманитариям и вообще всем потому, что мы все будем жить в современном обществе и должны понимать основы его функционирования. Английский надо изучать всем потому, что мы живем в взаимодействуем в глобальном мире, который регулярно становиться все теснее хотим мы этого или нет.

А вот зачем изучать Историю?

Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.

Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.

Можно отвечать на этот вопрос на основе утверждения, что история это важная для человеческого общества наука . В этом учителю может помочь большое количество высказываний мыслителей и деятелей о важности истории. Например:

    Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов

    Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому - Патрик Генри

    История повторяется, это один из ее недостатков - К. Дарроу

    История - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан

    Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь . - Д. Сантаяна

    Всеобщий закон - закон законов - это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? - У. Уитмен

    Отними у народа историю - и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. - Йозеф Геббельс

    История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики - Индира Ганди.

На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.

Этот временной исторический процесс отражен на рисунке. То, что мы имеем сейчас в настоящем , есть результат влияния явлений и процессов, происходивших в прошлом и большинство этих процессов, не закончилось, а продолжается сейчас и будет влиять на наше будущее, создавая различные варианты его развития. Поэтому, чтобы понять будущее и спланировать какие-то действия по его изменению, мы часто должны вернуться к истокам этих процессов столетия назад.

Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени - тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне.

Таким образом, если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не может понять ни свое настоящее, ни будущее. Он как невежественный бык, привязанный за нос кольцом. Цепочка намоталась на колышек и теперь огромный бык стоит недвижим и не может сообразить причину своей остановки и муки. Не может понять, чтобы освободиться , ему надо двигаться назад.

Хороший пример. Задумывались ли вы когда нибудь, в каком историческом укладе мы сейчас живем? В свое время Маркс и Энгельс насчитали 5 общественно-экономические формаций через которые проходило человечество: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и социализм (который не был до конца реализован). Как можно назвать общественно-экономический уклад современного информационного, постиндустриального общества? Можно назвать это капитализмом? или это уже какая-то новая переходная форма от капитализма к новому общественному укладу XXI века? (как в XVII-XVIII вв развивалась переходная форма от феодализма к капитализму) Можно ли сказать что сейчас мы наблюдаем схожие переходные революционные процессы, как в XVII-XVIII вв, что и делает наши общественные отношения неустойчивыми и колеблющимися между старыми и новыми тенденциями? (ломка старых общественных отношений, выработанных столетиями, создание нового уклада) Таким образом изучив переходные процессы XVII-XVIII вв, мы можем гораздо лучше понимать и оценивать то, что происходит сейчас и что может быть завтра? Над такими вопросами и работают аналитических институтов по всему миру. И несмотря на все это люди плохие ученики, а история плохой учитель для человечества. Люди готовы отбросить исторические уроки, во имя своих сиюминутных, меркантильных целей. Почему-то человеку всегда кажется, что именно с ним все будет по другому, его ситуация совсем не такая как у других. Однако история - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. И хорошо бы знать узловые точки и общий сценарий этой пьесы .

Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.

Государство (и на самом деле все общество в целом) заинтересовано формировании гражданской идентичности людей выходящих из школы и вступающих в полноценные права граждан нашего общества. Эта гражданская идентичность состоит из многих компонент, включая историко-географический образ нашего государства (как мы стали такими , какие мы есть, в чем наши особенности), освоение общекультурного наследия России и ее места в общемировом наследии, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности и знание истории своего этноса, уважение и принятие других народов их истории

В современных условиях тотальной информационной войны, человек не имеющий такой идеологический базы, становится ее жертвой и игрушкой манипуляций, не умея отличать исторические факты от профанаций и фейков. В этой информационной войне история используется как оружие и человек не знающий истории подобен здесь солдату сидящему в окопе без патрон против наступающих врагов. Эту проблему хорошо показали последние события на Украине и их отражение в Европе и Америке.

Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.

Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика...

Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.

Подростковый возраст является важным этапом формирования самосознания человека, осознания своих особенностей. Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений человека о себе. Они включают в себя Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее , а также Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы и должен стать) . Кроме того у подростка формируются моральные, нравственно-этические нормы, которые ложатся в основу его Я-идеальное - концепции. Эти нормы формируются в результате личностно-интимного общения в семье и в школе. Однако для полного формирования этих норм узкого круга общения подростка недостаточно. Необходимо гораздо больше разнообразных примеров ситуаций поведения людей, на основе которых подросток принимает и строит свои нормы. Эти примеры ситуаций подросток сегодня может взять из средств массовой информации(включая интернет), художественной литературы и из истории.

Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.

Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников.

Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий

Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: "Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!". Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор.

Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.

Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.

Когда историк начинает раскапывать какую-то историческую проблему он сталкивается гораздо с большими трудностями, чем детектив взявший новое дело и приехавший на место преступления. Детектив в подавляющем числе случаев может найти и допросить свидетелей (прямых и косвенных - свидетель кому-то что-то говорил), историк обычно не имеет живых свидетелей. (они умерли сотни и тысячи лет назад) Все что от них осталось это какие-то исторические источники, в которых они описывают события, в какой-то мере, и историк не может спросить их - "а что вы имели в виду вот в этом месте?" (а источники были написаны на древнем, часто мертвом языке, людьми сознание и интересы которых мы плохо понимаем и переписаны за это время много раз, каждый раз теряя часть информации). Иногда даже никаких исторических источников о событии не осталось. Это был или до-письменный период, или язык источника еще не расшифрован или отложенные источники не дошли до нашего времени.

Детектив может прийти на место события, сделать следственный эксперимент и картина события становится более или менее ясной. Историк обычно не может сделать такого, потому, что место события неизвестно (например до сих пор ищут конкретное место, где произошла знаменитая Куликовская битва) или оно уже изменено - городов уже нет, здания разрушены, а на этом месте построено, что-то новое, исторический ландшафт изменен. Можно попытаться извлечь что-то из этого места с помощью археологии, датировки дендрологической и радиоуглеродной датировки. Однако возможности археологии самой по себе очень ограничено. Счастье, когда археологические и письменные источники дополняют друг друга.

Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.

Таким образом задача разобраться в событии является гораздо более трудной для историка, чем для современного детектива. Хорошо сказано - История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить. В. Верховский И это задача может быть загадочной и увлекательной не только для профессионального историка, но и для любого школьника, который заинтересовался каким-то фактом и хотел бы разобраться в событиях прошлого и его связях с настоящем. Причем чем дальше событие отстоит от нашего времени, тем эта задача становиться более сложной и неоднозначной. Именно поэтому можно видеть, что у историков нет единого мнения по многим проблемным вопросам истории. Может быть несколько точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Причем в любой момент может открыться какой-то новый неизвестный ранее исторический источник, который изменит весь расклад сил и мнений о событии. Вот такая вот особенная и валатильная наука - История. И уже на это накладывается особенности политического момента и идеологических интересов правящей элиты государства. Как сказано: "История - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам ".

В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.

Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории "Супертехнологии против меди и камня ".


Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.


Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!


Мир монотонен,история ничему не учит людей и в каждом поколении всё те же страхи,
всё те же страсти,события не повторяются,но одно напоминает другое...
новости,открытия,откровения-всё изживает себя.

Умберто Эко

Человек многогранен в своем развитии. Так много сваливается на человека в первые годы его жизни! Что учить, Как учить, Для чего учить? И как понять современному молодому человеку, зачем ему надо знать, например историю древнего мира? Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Сегодня множество людей, особенно молодёжь, не понимают: Зачем нужно знать историю ? Это действительно становится большой проблемой, особенно, если заглянуть в современные учебники по истории для средней школы. Известно, что каждая новая власть переписывает эти учебники с особым пристрастием на свой лад. Но то, что в них написано сегодня об истории нашего отечества - это больше походит на прикосновение анархии, т. е полный бред. Кто и зачем выпускает в свет эти учебниками огромными тиражами - не известно. Одни только факты поглупения подрастающего поколения на лицо. Молодёжь не понимает, зачем нужно знать историю, а о понимании единства культурно-исторического процесса уже и говорить не приходится, хотя, надо бы. Ведь для того, чтобы поднять страну «с колен» необходимы цельные, волевые, образованные и патриотически настроенные молодые люди. Но, к сожалению, времена декабристов давно миновали. Современная молодёжь воспитана СМИ на культе потребления и единственная цель большинства молодых людей сегодня: Веселиться, прожигать жизнь и ни о чём не думать .

В недрах Интернета есть ответы на этот вопрос. Например, чем вас не устраивает такой ответ: на вопрос «Зачем нужно изучать историю?» -: затем, чтобы анализировать ошибки великих неудачников и приобретать бесценный опыт мудрых правителей, отстаивать свою независимость и выигрывать сражения на политической арене, на наглядном примере увидеть к чему приводят неправильные решения и оценить стоимость победы в человеческих жизнях.

Сделаем маленькое отступление. Очень сложно понять историю России. Много людей думали над ответом на этот вопрос. Много любопытного можно найти, например, в трудах известного лингвиста Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938) Николай Трубецкой известен также как один из основателей евразийства — идеологии и политической программы, которые, как оказалось, с годами не только не забылись, но приобретают в России все более широкую известность, и даже некоторую политическую актуальность.

Нужда в европейской образованности, говорит Трубецкой, появилась в России как вполне понятный инстинкт самосохранения — ее необходимость диктовалась, прежде всего, военными соображениями. Но Петр чрезмерно увлекся вестернизацией России и вырыл в ней две пропасти — между ее настоящим и прошлым и между верхами и низами русского общества. Россия так и не смогла стать в ряды европейских стран, полностью ассимилировать европейскую культуру, потому что европеизм России культурно чужд самой массе русского народа. Трубецкой пишет:

Обе основные идеи, которые в разных комбинациях друг с другом создавали все разновидности русских политических направлений, — идея русской великодержавности и идея осуществления на русской почве идеалов европейской цивилизации, — были в самом своем корне искусственны. Обе они явились порождением реформ Петра Великого. Петр вводил свои реформы насильственно, не спрашивая, желает ли их русский народ; и потому обе идеи, порожденные его реформами, остались органически чуждыми русскому народу. Ни Россия как великая европейская держава, ни идеалы европейского прогресса русскому народу ничего не говорили. Европейская великодержавность России, с одной стороны, и европейское просвещение верхов русской нации, с другой, могли продержаться довольно долгое время над русской почвой при условии искусственной бессловесности и пассивности народных масс. Но и то, и другое неминуемо должно было дать трещину и начать разваливаться, как только зашевелилась самая народная масса, составляющая природный фундамент всего здания России .

В работе «Европа и человечество» Трубецкой дает следующее резюме:

Е вропейская культура не есть нечто абсолютное, не есть культура всего человечества, а лишь создание ограниченной и определенной этнической или этнографической группы народов, имевших общую историю; она ничем не совершеннее, не «выше» всякой другой культуры, созданной иной этнографической группой, ибо «высших» и «низших» культур и народов вообще нет… Поэтому, усвоение романо-германской культуры народом, не участвовавшим в ее создании, не является безусловным благом и не имеет никакой безусловной моральной силы; (более того) является безусловным злом для всякого не-романогерманского народа.

И отсюда вывод, носящий, казалось бы, характер благого пожелания:

Если народы, о которых идет речь, сталкиваясь с европейской культурой, будут свободны от предрассудков, заставляющих видеть во всех элементах этой культуры нечто абсолютно высшее и совершенное, то им незачем будет заимствовать непременно всю эту культуру, нечего будет стремиться искоренять свою туземную культуру в угоду европейской; наконец, не от чего будет смотреть на самих себя, как на отсталых, остановившихся в своем развитии представителей человеческого рода. Смотря на романо-германскую культуру лишь как на одну из возможных культур, они возьмут из нее только те элементы, которые им понятны и удобны, и в дальнейшем будут свободно изменять эти элементы, применительно к своим национальным вкусам и потребностям, совершенно не считаясь с тем, как оценят эти изменения романо-германцы со своей эгоцентрической точки зрения.

Надо изучать историю хотя бы для того, чтобы хотя бы понять, куда нам идти дальше в этом многокультурном мире?

Интересную статью Николая Трубецкого можно прочитать , чтобы глубже ответить на тот вопрос, который мы перед собой поставили.

Трубецкой пишет: "В самопознании человека заключается и высшая доступная человеку мудрость, как практическая, житейская, так и теоретическая, ибо всякое иное знание призрачно и суетно. Наконец, только достигнув самобытности, основанной на самопознании, человек (и народ) может быть уверен в том, что действительно осуществляет свое назначение на земле, что действительно является тем, чем и для чего был создан. Словом, самопознание есть единственная и наивысшая цель человека на земле. Это есть цель, но в тоже время и средство».

И вот эти слова должны натолкнуть на мысль. Каждый народ выражает себя через эмоции и чувства - так возникает национальное искусство, через разум - так возникает национальная философия и наука, и через действие, волю - так возникает национальная история (как процесс) . И изучение этой истории, создание истории как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит Трубецкой. Без этого самопознание будет неполным. Точно так же и изучая другой народ, мы изучаем его искусство, его философию, его историю.

Итак, мы погружаемся в историю.

Из коллекции историка Николая Баранова:

Главное, чтобы детям было интересно.

Очень интересную серию развивающих фильмов по истории стоит посмотреть вместе с детьми и поговорить с ними об истории.

Ну и ссылка на учебник по истории древнего мира . Трудно написать всеобъемлющий учебник. Почему так мало места в школьном курсе уделяется истории Византийской империи, которая просуществовала более 2000 лет? Трудно написать историю Италии (вспомним хотя бы Историю Рима, которую написал Момзен) не упоминая Данте, Гарибальди и других младоитальянцев, или историю Испании (недавно появилась интереснейшая книга о роли арабов, евреев и христиан в создании облика современной Испании), а как объяснить, что Германия была создана Бисмарком только в 19 веке, если не говорить о нибелунгах и о Вагнере? А почему принижена роль Ивана 3 в создании государства Российского, мало сказано и об Алексее Михайловиче. А как рассказать о личности Сталина? (посмотрите Михаила Федоровича Антонова), а о новейшей истории (однозначно дать оценку таким личностям, как Горбачев, Ельцин тоже невозможно) что можно сказать?

Школьники в большинстве своем не любят историю. Требуется заучивать кучу фактов, дат и имён, а интереса это никакого не представляет. Ну в самом деле, что ребятам с того, что допустим Людовик XIV правил Францией с 1643 по 1715 (аж 72 года!) или Банк Англии был основан в 1694? Весь материал воспринимается, как правило, как малосвязный набор фактов. Вот мой внук учит историю древнего мира, теперь историю Европы, потом будет изучать современную Россию. Выйдет из школы, а в голове в лучшем случае останется лишь некоторые фрагменты знаний.

Я написал эту страничку для себя, чтобы попытаться убедить собственных внуков в необходимости посещать музеи, смотреть, видеть, наблюдать, размышлять и научиться задавать вопросы. Хотелось, чтобы они жизнь свою прожили с интересом. А как это сделать?

А закончу я стихотворением горячо любимого мною поэта Роберта Рождественского, которое так и называется "История".

История! Пусть я - наивный мальчик. Я верил слишком долго, слишком искренне, что ты - точнее всяких математик, бесспорней самой тривиальной истины... Но что поделать, - мальчики стареют. Твои ветра по лицам их секут... Секунды предъявляют счёт столетьям! Я говорю от имени секунд... История - прекрасная, как зарево! История - проклятая, как нищенство! Людей преображающая заново и отступающая перед низостью. История - прямая и нелепая! Как часто называлась ты - припомни! - плохой, когда была великолепною! Хорошей - хоть была постыдно подлой! Как ты зависела от вкусов мелочных. От суеты. От тупости души. Как ты боялась властелинов, мерящих тебя на свой придуманный аршин! Тобой клянясь, народы одурманивали. Тобою прикрываясь, земли грабили! Тебя подпудривали. И подрумянивали. И перекрашивали! И перекраивали! Ты наполнялась криками истошными и в великаны возводила хилых... История! Весёлая история! Послушай! Ты ж не просто пыль архивов! История!.. Сожми сухие пальцы. Живое сердце людям отвори. Смотри, как по-хозяйски просыпаются бессмертные создатели твои! Они проглатывают немудрёный завтрак. Торопятся. Целуют жен своих. Они уходят! И зелёный запах взволнованно охватывает их. Им солнце бьёт в глаза. Гудки аукают. Плывёт из труб невозмутимый дым... Ты станешь самой точною наукою! Ты станешь. Ты должна. Мы так хотим.


Конспирология — сфера гуманитарного знания, в которой исторические изменения, особенно резкие, рассматривается в свете тайной борьбы и заговоров тайных сил — орденов, масонских лож, спецслужб, секретных международных организаций. Основная задача прикладной конспирологии — выявлять тайный смысл известных и кажущихся ясными событий. В том числе и — высший пилотаж — скрытый смысл самих конспирологических работ. В этом (но только в этом!) плане конспирология — это не столько отдельная дисциплина (хотя потенциально и дисциплина транспрофессионального типа), сколько подход, метод — дедуктивно-аналитический поиск неочевидного в очевидном, тайного — в явном, вычисление скрытых причин и причинных связей (рядов), которые эмпирически, индуктивно непосредственно не просматриваются, в лучшем случае — проявляются в виде неких помех, отклонений, странных пустот. Можно сказать, что конспирология — неотъемлемый элемент истории, социологии, политологии, политэкономии и т. д. Настоящий профессионал в этих областях должен быть еще и профессиональным конспирологом. Это обусловлено не только несовпадением явления и сущности, но и самой спецификой социального знания, в основе которого лежит несовпадение — принципиальное несовпадение истины и интереса, на порядок усиливающее в этой области знания несовпадение явления и сущности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 5

«Почему нужно знать историю своей страны» (эссе)

ученик 3 В класса МБОУ лицея № 5

Полудкин Алексей Русланович

Руководитель

учитель начальных классов

МБОУ лицея № 5

Волокитина Елена Сергеевна.

Елец, 2012

Когда мама задала мне вопрос: «Почему мы должны знать историю своей

страны?», - я ответил: «Потому, что мы должны знать, что сказать своим

детям».

Моя бабушка часто рассказывает мне о тяжёлых годах Великой

Отечественной войны. Как они, маленькие дети, работали вместе со

взрослыми. Как переживали голод и холод. Как погиб прадедушка на войне,

защищая Родину от фашистов. Очень много подвигов совершил наш русский

народ во время этой страшной войны.

А когда я посмотрел фильм «Александр Невский», то понял, что ещё в

далёкие времена люди героически защищали свою Родину от врагов. Они не

жалели своей жизни. Князь Александр Невский со своим войском разгромил

крестоносцев на Чудском озере. Слава о великом полководце Александре

Невском и о русских воинах громом пронеслась по Европе.

Не меньше было совершено подвигов и во время Отечественной войны

1812 года. Русская армия во главе с Михаилом Илларионовичем Кутузовым

изгнала Наполеона с его войском из России. Во время этой войны люди

уходили в леса, объединялись в отряды и вели партизанскую войну. Много

страданий выпало на долю русского народа.

Нужно ли знать историю своей страны, своего народа? Почему же сегодня

так важно знать и изучать историю? Да потому, что, не зная прошлого,

невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.

Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

Историю надо знать. Это элементарное уважение предков. Из историй отдельных семей складывается история страны. И из истории нашей семьи - тоже. Знание истории собственной страны – это самоуважение. Кто-то из великих людей сказал: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Каждая страна должна знать своих героев. «Все новое - это хорошо забытое старое». Изучение истории великолепно развивает память, у нас будет о чем поговорить с эрудированными людьми, кроме того, это очень и очень интересно!

У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история.

Мне очень нравится читать книги по родной истории. Родители покупают мне исторические справочники и энциклопедии. Они помогают мне лучше понять настоящее и задуматься о будущем. Ведь мы должны с благодарностью относиться к тем, кто искренне служил Отечеству, кто хранил веру, развивал науку и искусство.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….