Если излишки земли надо ли выкупать. Оформление "прирезок" к земельным участкам: новые возможности. Стандартный пакет включает в себя

«Дачная амнистия» - это общеизвестное название в народе получил федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Дачная амнистия позволяет оформлять документы и регистрировать права собственности на объекты загородной недвижимости (земельный участок, дом, дача, другие постройки) по упрощенной схеме.

Также дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, если она превышает площадь, оформленную документально при выделении земли. Дачная амнистия позволит бесплатно узаконить несанкционированно добавленную к участку землю и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади. В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.

Граждане, имеющие правоустанавливающие документы на свои земельные участки, часто сталкиваются с проблемой несоответствия реальной площади земельного участка с площадью указанной в правоустанавливающих документах, к которым законом отнесены:

  • акт о предоставлении гражданину данного земельного участка (решение райисполкома или постановление администрации).
  • свидетельство о праве гражданина на земельный участок.
  • выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления (для села).

Встречаются такие случаи не редко, т.к. зачастую правоустанавливающие документы на землю выдавались без реального обмера земельного участка. Кроме того, землевладельцы в основной массе имеют склонность «присоединять» к своему участку близлежащие территории. Все это приводит к несовпадению фактической и декларированной площади земельных участков. До введения в действие закона о так называемой «дачной амнистии» противоречия эти разрешались, как правило, только в судебном порядке. Сейчас эта процедура значительно упростилась. В настоящее время кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Таким образом, правообладатели земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, получили возможность зарегистрировать свое право на фактически занимаемый земельный участок. Для этого необходимо отмежевать земельный участок, поставить его на кадастровый учет и провести государственную регистрацию своего права в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом площадь излишков не должна превышать минимальный размер земельного участка, предоставляемого для данного вида землепользования. Так размер участка для ИЖС может превышать указанную в правоустанавливающих документах на 3 сотки, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства подразумевает возможность оформления излишка размером 4 сотки, дачное строительство 5 соток и т.д.

Например: Иванов имеет свидетельство о праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 1200 кв.м. (12 соток). При межевании было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1470 кв.м., т.е. превышение составляет 2,7 сотки или 270 кв.м. Это превышение меньше минимально допустимого (300 кв.м.) размера земельных участков предоставляемых для ИЖС. Поэтому Иванов ставит участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт на участок и подает его вместе со свидетельством о праве собственности на землю на государственную регистрацию права, после чего получает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1470 кв.м. или 14,7 соток.

Следует обратить внимание на то, что дачная амнистия не поможет, если до увеличения участка на нем были проведены кадастровые работы, границы участка до его увеличения установлены на местности о чем выдавался кадастровый паспорт. И в этом случае тоже бесплатно задокументировать увеличенную площадь не получится. Так же бесплатное увеличение земельного участка по дачной амнистии не пройдет, если участок прирос землями, например, лесного фонда. Есть категории земли (водоохранные ЗОНЫ, заповедники, памятники природы и т.д.), которые принципиально по закону не могут находиться в частной собственности. Оформлять пользование землей в таком случае можно только арендой с определенными условиями.

Законодательство наше изменчиво и, пока есть возможность воспользоваться «дачной амнистией» ее лучше не упускать.

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления "прирезок" (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ " "). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

"Прирезка": что это такое и с чем ее едят

"Прирезкой" называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные "прирезки", а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась , регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопр оса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости", – объясняет заместитель генерального директора юридической компании "Прайм Лекс" Александр Агафонов .

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты , размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

"Цена "прирезок", вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены", – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев . Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости ().

Порядок оформления "прирезок"

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании "ИнвестКонсалт Системс", к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (). Например, гражданин не сможет "прирезать" землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. "Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления "прирезки" к нему потребуется разрешение банка", – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. "Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в нет норм, по которым возможно разрешить данный спор", – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Виктор Демидов .

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. "Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях", – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления "прирезок"

Оформление "прирезок" выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. "А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости", – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании "Генезис" Артур Стариков . Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления "прирезок" у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли , которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки . Поэтому понятие перераспределение земельных участков - это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с .

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления . Посмотреть и скачать можно здесь: . Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов . В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК ). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК , то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье . Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году . Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела , который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос : Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ : Василий Петрович, Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

ИЗЛИШКИ ЗЕМЛИ ПО «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

«Дачная амнистия» - это общеизвестное название в народе получил федеральный закон № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Дачная амнистия позволяет оформлять документы и регистрировать права собственности на объекты загородной недвижимости (земельный участок, дом, дача, другие постройки) по упрощенной схеме.

Также дачная амнистия позволяет узаконить фактическую площадь земельного участка, если она превышает площадь, оформленную документально при выделении земли. Дачная амнистия позволит бесплатно узаконить несанкционированно добавленную к участку землю и оформить регистрацию права на весь участок целиком по фактически занимаемой площади. В противном случае землю, сверх документально оформленного участка, можно получить в собственность только выкупив ее.
Граждане, имеющие правоустанавливающие документы на свои земельные участки, часто сталкиваются с проблемой несоответствия реальной площади земельного участка с площадью указанной в правоустанавливающих документах, к которым законом отнесены:
- акт о предоставлении гражданину данного земельного участка (решение райисполкома или постановление администрации).
- свидетельство о праве гражданина на земельный участок.
- выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления (для села).
Встречаются такие случаи не редко, т.к. зачастую правоустанавливающие документы на землю выдавались без реального обмера земельного участка. Кроме того, землевладельцы в основной массе имеют склонность «присоединять» к своему участку близлежащие территории. Все это приводит к несовпадению фактической и декларированной площади земельных участков. До введения в действие закона о так называемой «дачной амнистии» противоречия эти разрешались, как правило, только в судебном порядке. Сейчас эта процедура значительно упростилась. В настоящее время кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Таким образом, правообладатели земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, получили возможность зарегистрировать свое право на фактически занимаемый земельный участок. Для этого необходимо отмежевать земельный участок, поставить его на кадастровый учет и провести государственную регистрацию своего права в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом площадь излишков не должна превышать минимальный размер земельного участка, предоставляемого для данного вида землепользования. Так размер участка для ИЖС может превышать указанную в правоустанавливающих документах на 3 сотки, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства подразумевает возможность оформления излишка размером 4 сотки, дачное строительство 5 соток и т.д.
Например: Иванов имеет свидетельство о праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 1200 кв.м. (12 соток). При межевании было установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1470 кв.м., т.е. превышение составляет 2,7 сотки или 270 кв.м. Это превышение меньше минимально допустимого (300 кв.м.) размера земельных участков предоставляемых для ИЖС. Поэтому Иванов ставит участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт на участок и подает его вместе со свидетельством о праве собственности на землю на государственную регистрацию права, после чего получает свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1470 кв.м. или 14,7 соток.
Следует обратить внимание на то, что дачная амнистия не поможет, если до увеличения участка на нем были проведены кадастровые работы, границы участка до его увеличения установлены на местности о чем выдавался кадастровый паспорт. И в этом случае тоже бесплатно задокументировать увеличенную площадь не получится. Так же бесплатное увеличение земельного участка по дачной амнистии не пройдет, если участок прирос землями, например, лесного фонда. Есть категории земли (водоохранные ЗОНЫ, заповедники, памятники природы и т.д.), которые принципиально по закону не могут находиться в частной собственности. Оформлять пользование землей в таком случае можно только арендой с определенными условиями.
Законодательство наше изменчиво и, пока есть возможность воспользоваться «дачной амнистией» ее лучше не упускать.

Что делать если при межевании земли оказалось больше и как добиться регистрации участка? Практика в нашей стране сложилась таким образом, что при межевании участков их реальный размер может оказаться гораздо больше учтённого кадастровой службой площади. Причин тому может быть масса, но в любом случае это является препятствием для регистрации такого участка в реестре, так что проблему нужно решать.

Уточнением на практике принято называть процедуру, целью которой является повторное проведение межевых работ. По итогам таких работ может быть выявлено, что площадь надела превышает установленные в кадастровой документации размеры или, наоборот, является меньше.

Такая процедура может привести к следующим правовым последствиям:
  • возникновению споров с соседями;
  • отказу в регистрации участка в кадастровом реестре;
  • административной ответственности за самовольное захватывание не принадлежащих лицу площадей;
  • юридическое увеличение площади земельного надела.

Проведение такой процедуры, в свою очередь, может понадобиться при осуществлении плановых проверок сотрудниками кадастровой службы или по желанию собственника земельного владения. При предъявлении претензий со стороны третьих лиц относительно границ участка также может быть проведена процедура уточнения.

Процедура проводится специально аттестованными инженерами, имеющими соответствующее образование и лицензию на осуществление своей деятельности. Итоговые значения выясняются в соответствии с результатами размежевания данного и при наличии споров смежных участков.

Если в итоге площадь окажется больше на показатель, равный или меньше 10% от заявленного изначального размера, а соседи не предъявляют претензии, то такое увеличение площади будет считаться законным. Кроме того, если площадь, вошедшая в состав участка, по итогам уточнения является частью участка, принадлежащего третьим лицам, то собственник уточнённого участка может быть привлечён к ответственности в административно-правовом порядке.


Землеустройство устанавливает определённые максимальные и минимальные значения для земельных наделов в зависимости от их назначения и разрешённого типа использования. Прерогатива по определению таких размеров принадлежит местным властям. Так что уточнять нужно у них.

Согласно Федеральному закону РФ «О государственном кадастре недвижимости», если площадь надела превышает принятые в том или ином регионе максимальные значения, то кадастровый орган вправе отказать в осуществлении учёта такого участка.

Отказ также последует, если:
  1. Размер участка вследствие межевания установлен больше размера, что ранее был учтён в реестре.
  2. Размер участка больше, чем на 10% превышает учтённые размеры участка.

Если же реальная площадь надела превышает учтённые показатели, но находится в рамках установленных местной администрацией предельных значений, то отказ кадастрового органа будет незаконным.

Показатель в 10% установлен для тех регионов или категорий земель, для которых предельные значения по площади местными властями не закреплены.

Однако, как показывает практика, кадастровый орган не обращает внимания на тот факт, что в местности установлены максимальные значения для площадей земельных наделов и в случае превышения учтённого размера более чем на 10% отказывает в регистрации участка. Подобный отказ, как уже было сказано, будет незаконным и его можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.

Как увеличить размеры участка через суд? Судебная практика сложилась так, что собственники участков, размеры которых превышают заявленные изначально показатели площади, в большинстве случаев проигрывают.

Итак, чтобы выиграть данный процесс против кадастровой службы необходимо наличие двух факторов:


  • площадь надела не должна быть преувеличена больше, чем максимальные значения для той или иной местности, категории земли, установленные местной администрацией;
  • не должно быть претензий со стороны собственников смежных участков.

Но в большинстве случаев суды первой инстанции встают на сторону государственного органа. Имеющиеся примеры выигрыша собственников в подобных процессах показывают, что придётся пойти до Верховного суда. Кадастровый орган на основе постановления судьи увеличивает размеры надела.

Что касается сроков рассмотрения, то по первой инстанции дело будет рассматриваться не более чем два месяца. Такие же сроки установлены для апелляционного обжалования. Однако наличие неоконченного судебного процесса по рассматриваемому вопросу служит своего рода страховкой для собственника от привлечения к ответственности в административном порядке.

Кроме того, при обращении в суд необходимо заплатить пошлину, сумма которой равняется 300 рублей. При апелляционном обжаловании решения первой инстанции нужно заплатить половину от данной суммы.

Судебное решение проблемы может быть очень длительным, но между тем помогает собственникам избежать административной ответственности.

Сумма административных штрафов за подобные нарушения очень велика.


Можно увеличить площадь без суда? Если всё-таки размеры участка при межевании увеличились, то оформить излишние площади в своё владение и официально увеличить площадь участка можно путём выкупа. Для этого стоит разузнать про собственника излишне охваченных участком площадей. Если это частное лицо, то, возможно, следует с ним договориться. Если договориться не удаётся, то вопрос решается через суд.

Если конкретного собственника не обнаружено, значит, земля принадлежит государству, точнее, муниципалитету. Так что необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В таком случае вопрос, возможно, решится вообще бесплатно.

Местные власти исходят из того, что земельные владения были грамотно и планово распределены между владельцами на разные участки, так что неточности не в интересах власти. Об увеличении площади надела администрация примет постановление, на основании которого участок будет поставлен на кадастровый учёт уже при новых, уточнённых размерах.

К заявлению в администрацию необходимо представить следующие документы:
  • паспорт владельца надела;
  • акт о выделе земельного надела;
  • план размежевания, составленный при уточнении границ участка.

Таким же способом можно расширить свои владения. В данном случае всё зависит от решения местных властей. В случае принятия отрицательного решения заявитель может быть привлечён к ответственности за самозахват.

Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?

Основные условия для оформления таких участков следующие:

  • земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
  • нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
  • владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.

Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.

Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.

В данном случае межевание проводится на основе доверенности местной администрации, выданной на имя заявителя, открывается межевое дело. После получения плана его копию необходимо предъявить местной администрации.

После получения акта администрации собственник должен поставить участок на кадастровый учёт.

Вопросы ответственности лиц, самовольно присоединивших к своим земельным владениям новые части или дополнительный участок, регулируются статьёй 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Ответственность при этом исключительно имущественная, выраженная в виде административных штрафов. Итак, во сколько обойдётся штраф?

Размеры штрафов следующие:


  1. Для физических лиц сумма штрафа равняется эквиваленту 1-1,5 процента от установленной стоимости участка по кадастру для тех или иных территорий.
  2. Должностные лица уплачивают штраф в размере от 1,5 до 2%.
  3. Юридические лица – 2–3%.

Если же стоимость соответствующего участка по кадастру не была определена, то штраф устанавливается в виде фиксированной суммы.

Так:
  • физические лица – 5–10 тысяч рублей;
  • лица, занимающие определённые должности – 25–50 тысяч рублей;
  • юридические лица – 100–200 тысяч рублей.
Кроме того, привлечение лиц к ответственности за данное правонарушение имеет свои особенности:
  1. Размеры штрафов, установленные в виде процентов от стоимости участков, исчисляются исходя из удельной стоимости по кадастру той площади, которая была признана самовольно захваченной.
  2. Даже физические лица, использовавшие самовольно захваченные земли в целях предпринимательских, будут привлечены к ответственности в качестве юридических лиц и заплатят штраф, установленный для юридических лиц.

Таким образом, самовольный захват является крайне нежелательным явлением, прежде всего для самого собственника.

Так что, если было обнаружено превышение установленных в кадастре площадей, стоит как можно скорее официально оформить дополнительные площади себе в собственность.