Экономика предприятия как самостоятельная экономическая дисциплина. По дисциплине «Экономика предприятия

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Дисциплина «Экономика предприятия» является ведущей не только при подготовке менеджеров по специальности «Менеджмент организации», но и одним из основных предметов при экономической подготовке инженеров. Предприятие в рыночной экономике является основным ее субъектом, где осуществляется производство необходимой обществу продукции, с помощью которой удовлетворяются рыночные потребности, и большая часть государственного бюджета формируется за счет налоговых поступлений от предприятий. Поэтому знание всего комплекса проблем экономического механизма функционирования и служит базой для освоения других дисциплин учебного плана по подготовке специалистов по указанным специальностям. Эффективная деятельность предприятия, позволяющая ему долгосрочно и стабильно функционировать, оценка ее уровня, поиск и реализация путей и резервов ее повышения, являются основными предметами изучения данного курса дисциплины, знание которых служит основой компетентности руководителей, их способности определять важнейшие направления развития предприятия.Целью изучения дисциплины «Экономика предприятия» является раскрытие экономических основ функционирования предприятия в условиях рынка, рассмотрение основных факторов производства и показателей их использования, экономических норматив деятельности и аспектов управления предприятием. Задачами изучения дисциплины являются:

изучение теоретических основ экономики предприятия;

изучение социально-экономического и административно-хозяйственного механизма процесса создания необходимых для общества материально-вещественных благ;

выработка умения самостоятельно пользоваться экономической литературой и анализировать результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Основными темами, рассматриваемыми в данной дисциплине, являются:

1. Промышленное предприятие - основное звено экономики

2. Основные средства (фонды) предприятия

3. Оборотные средства (фонды) предприятия

4. Сырьевые и топливно-энергетические ресурсы

5. Трудовые ресурсы предприятия (кадровый потенциал)

6. Издержки предприятия, себестоимость продукции

7. Качество выпускаемой предприятием продукции

8. Финансовые результаты деятельности предприятия и ценовая политика

9. Инвестиционная деятельность предприятия

10. Научно-технический прогресс – основа интенсификации производства

11. Формы организации производства

12. Виды деятельности предприятия

Вопросы к экзамену

1 семестр

1. Понятие предпринимательской деятельности: сущность, этапы развития, участники предпринимательской деятельности в РФ (1)

ИЗ ЛЕКЦИЙ : ПД- это инициативная самостоятельная деятельность граждан осущ на свой страх и риск и под свою имуществен ответственность направленная на получение прибыли. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПД: совокупность свобод и прав субъекта при выборе деятельности; исп источников финансирования; управление производством и сбыта продукции; право собственности на происводство и доход; наличае соответ экономической и правовой среды. Цель: 1)Формирование эффективной управленческой структуры; 2) Получение прибыли с учетом социальных факторов; 3)Формирование предпринимательской деятельности соответствующей рыночным условиям и законодательством. Задачи ПД : превышение результатов над затратами, достижение прибыли. Предприятия должны: выпускать качеств продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и возможностями; рационно использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать из в соответствии с условиями; систематически внедрять передовые технологии; забота о своих работниках; обеспечивать конкурентоспособность; проводить гибкую ценовую политику. Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, объединения, которые выступают в форме различных организаций. этапы предпринимательства в России. I этап - появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.). II этап (XV в. - начало XIX в.) - образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. III этап (с октября 1917 г.) - установление государственной монополии и централизация экономики, что лишило производи телей экономической самостоятельности и устранило конкуренцию между ними. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.IV этап - период новой экономической политики.Данная политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ.Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества. V этап (1980е гг.) - поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация. VI этап (1990е гг.) - характеризуется переходом к рыночной экономике, который коренным образом изменил отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики.


2. Признаки, ориентиры и мотивы предпринимательства (2)

Признаки: 1)нацеленность на систематическое получение прибыли; 2) наличие предпринимательского риска(производствен, коммерч, финан, кредит рисков и др.) минусы: резкий рост материальных затрат, спекулятивный риск(Страховой риск, который не поддается определению и калькуляции, т.е. находится за пределами сферы действия, не подвержен контролю человека; следовательно, трудно или невозможно рассчитать страховое покрытие такого риска.); 3) полная имущественная ответственность; 4) имущ и организац самостоятельность; 5) регистрация субъекта в качестве предприятия. Главная задача ПД -удовлет спроса общества на товары и услуги. Главная цель предпринимателя -максимиляция его возможностей, удовлет его возможностей в условиях неопред внешней среды. Функции: 1) общ экономические, 2)ресурсная(эффект исп всех ресурсов), 3) инновационная (исп в производстве новшеств), 4) социальная(создание нов рабочих мест, обеспеч финансир в бюджет), 5) организаторская (появ в принятии решений об организ собственного дела) МОТИВЫ 1) экономические (совпадение интересов работодателя и предпринимателя), 2) не экономические (мечта и воля орган свою частную империю, воля к победе, радость творчества)

3. Виды предпринимательской деятельности.

Производственное пред- деятельность , направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и иное, подлежащих последующей реализации потребителям. Коммерческое пред- поиск, закупка товара любого вида и типа(обеспечение его сохран, транспорт, продажное и после продаж обслуж покупателей). Финансовое предпринимательство является разновидностью торгового предпринимательства, поскольку его объектом купли продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя), т. е. происходит продажа одних денег за другие. Посредническая или консультативная - посредник не производит товары или услуги, не торгует ими, но помогает в осуществлении всех этих операций.

4. Роль и формы малого и крупного предпринимательства в экономике РФ.

Формы: 1) отраслевая и предметная специализация; 2) структура производства; 3) размер предприятия. Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на : 1) промышленные; 2) сельскохозяйственные; 3) предприятия транспорта, связи, строительства. Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д. Большинство предприятий межотраслевую структуру . Поэтому предприятия делятся на: 1) узкоспециализированные; 2) многопрофильные; 3) комбинированные. Группировка предприятий делятся на три группы : малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых).По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности. По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д. По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды: 1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи; 2) коллективное предприятие. По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия. По уровню специализации предприятия делятся на: 1) специализированные - данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции; 2) универсальные - эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции; 3) смешанные - данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями. По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинноручные и ручные. По характеру деятельности предприятия бывают: 1) некоммерческие - не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность); 2) коммерческие - предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.

5. Предприятие как основное звено национальной экономики.

Национальная экономика государства - совокупность воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для динамичного и эффективного функционирования государственной системы. При нарушении гармоничного соотношения отраслей хозяйствования происходят сдвиги во всех основных сферах национальной экономики и нарушение работы естественного механизма регулирования пропорций. Это в результате приводит к негативным явлениям национальной экономической системы - повышению уровня безработицы, инфляции, кризису перепроизводства, т. е. нарушению конъюнктуры рынка и т. д. Экономика любой страны состоит из материального производства и нематериальной сферы. К нематериальному производству можно отнести в первую очередь промышленность, сельское хозяйство, торговлю, строительство и другие виды деятельности сферы материального производства. К непроизводственной сфере следует отнести здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, культуру, искусство и т. д. Основными структурными элементами национальной экономики являются сферы, секторы, комплексы и отрасли национальной экономики. Соотношения между данными структурными элементами называют экономической структурой . Отрасль - совокупность предприятий, производящих одинаковый или аналогичный продукт. Комплекс - совокупность предприятий или отраслей, которые вместе полностью обеспечивают национальную экономику какойлибо продукцией или услугой. Аграрно-промышленный комплекс также включает в себя как предприятия отраслей сельского хозяйства (растениеводство, животноводство и т. д.) Сектор - крупная структурная единица национальной экономики. Обычно выделяют два сектора - государственный и частный. Например, сектор государственных учреждений, сектор предприятий, сектор домашних хозяйств. Сфера - объединение предприятий по выпускаемой продукции, по той деятельности, которой они занимаются, например банковская сфера, сфера торговли и т.д. Деление экономики на перечисленные структурные единицы является условным. Главной и основной единицей экономики является предприятие независимо от того, к какой отрасли, сфере или сектору оно относится. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества.

6. Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности.

Предприятие – как субъект предпринимательской деятельности, самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие – это юр.лицо (организация, фирма, концерн), отвечающее определен. признакам, установленным закон-вом страны, таким как: наличие обособлен. имущества; самостоятельная имуществен. ответственность; право приобретать, пользоваться и распор-ся собственностью, а также осущ-ть от своего имени иные дозволенные законом действия;

ПД - это инициативная самостоятельная деятельность граждан осущ на свой страх и риск и под свою имуществен ответственность напрвленная на получение прибыли.. Цель: 1)Формирование эффективной управленческой структуры; 2) Получение прибыли с учетом социальных факторов; рыночным условиям и законодательством. Задачи ПД : превышение результатов над затратами, достижение прибыли. Субъекты предпринимательской деятельности: Индв предприниматели Юрид лица Некоммерческие организации Общественные организации Коммерческие организации Производственные кооперативы Акционерные общества Закрытые акционерные общества Открытые акционерные общества Коммерческие и некоммерческие организации

Изучение темы урока: издержки производства является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное казённое образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кунгурский техникум – интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Методическая разработка

открытый урок

дисциплина «Экономика организации»

тема: издержки производства

Преподаватель первой

квалификационной категории

Экономических дисциплин

Симонова Екатерина Валерьевна

2013

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика организации» разработана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом учебной дисциплины по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)».

Изучение темы урока: издержки производства является актуальной и имеет большое значение при определении себестоимости единицы продукции – одного из главных параметров при формировании прибыли организации.

Затраты, издержки, себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективность производственной, коммерческой и иной деятельности.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость получения знаний и практических навыков студентами данной специальности.

Тип занятия – комбинированное, включающее контроль знаний, подготовку к выполнению практической работы и выполнение самой практической работы самостоятельно.

Контроль знаний осуществляется по теме заработная плата, производительность труда и издержки производства. Статья «заработная плата» - одна из объёмных и значимых расходных статей при формировании себестоимости производимой продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Форма контроля разнообразная: разминка, решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос.

Работа студентов на уроке оценивается по бальной системе на основании условий и критериев оценивания. Для оценивания используются самооанализ, самооценка и оценка участниками урока.

Студент, набравший большее количество баллов становится обладателем счастливой фишки.

После проведения контроля знаний и выполнения практической работы по теме «Издержки производства» должен уметь:

  1. определять общие издержки производства и себестоимость единицы продукции;
  2. находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  3. определять состав материальных, трудовых и финансовых издержек организации;
  4. начислять заработную плату рабочим-сдельщикам и повременщикам;
  5. рассчитывать общий фонд оплаты труда;
  6. рассчитывать производственную и полную себестоимость реализованной продукции;
  7. определять сумму средств от продаж;
  8. планировать расходы по реализации продукции;
  9. рассчитывать показатели производительности труда.

Студент должен знать:

  1. сущность организации, как основного звена экономики;
  2. основные методы расчёта показателей производительности труда;
  3. понятие издержек производства и обращения;
  4. методы калькулирования;
  5. классификацию затрат по признакам;
  6. порядок составления сметы затрат;
  7. формы и системы оплаты труда;
  8. показатели измерения уровня производительности труда;
  9. понятие предельной производительности туда.

Источниками информации для изучения темы «Финансовое планирование» являются: учебник «Экономика предприятия», Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына, Феникс, 2008г.; интернет-ресурсы и другие источники.

План занятия № 32

Предмет: «Экономика организации»

Группа: Б – 21 – 2011;

Дата проведения урока: 19.03.13 г.

Тема занятия: издержки производства.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования.

Задачи урока:

1. Дать понятие калькуляции и калькулирования.

2. Изучить методы калькулирования.

3. Дать понятие плановых и отчётных показателей по себестоимости продукции.

4. Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности.

5. Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных

Статей.

6. Обозначить порядок расчёта по снижению себестоимости.

7. Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы.

8. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.

Время урока 90 минут.

Обеспечение занятия:

Подготовка кабинета: обеспечение студентов рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.

Наглядные пособия – электронная презентация по уроку.

Раздаточный материал – карточки с условиями проведения разминки, карточки с тестовыми заданиями для проведения контроля знаний по теме оплата труда и производительность, карточки с вопросами для проверки уровня усвоения материала по теме издержки производства, практическую работу № 13 по теме издержки производства и калькуляция себестоимости продукции.

Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебные места – кабинет № 3

Основная литература – Л.Н.Чечевицына, Е.В.Чечевицына «Экономика предприятия», Феникс, 2008г.

Дополнительная литература – Т.В.Муравьёва «Экономика фирмы», Москва, 2002., электронный учебник.

Условия проведения и оценивания разминки

Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.

Условия и порядок проведения разминки:

Участие принимают все студенты. Вначале проведения устанавливается связь экономики с другими дисциплинами. Первое слово или ключевое выражение называет любой из студентов (либо студента определяет преподаватель, возможны различные варианты), затем выстраивается словестная цепочка в зависимости от конкретной цели и задания. Проводятся алфавитные, тематические и другие виды такой разминки, с каждым уроком можно усложнять задания.

На данном уроке, вырабатывая внимательность, цепочку слов и изречений выстраиваем со второй буквы названного предыдущим студентом слова, учитывая знания студентов по тем дисциплинам, которые связаны с экономикой. Студент, который затрудняется назвать слово или выражение, говорит «дальше» и ждёт следующей очереди.

Пример: дискриминация – ипотека – прибыль – рентабельность – единство -

Время проведения разминки 3 – 5 минут.

Критерии оценивания:

Оценивание могут производить преподаватель, любой из студентов этой или паралельной группы.

Каждое названное студентом слово оценивается одним баллом, за пропущенное слово штрафные баллы не выставляются, просто студент получает 0 баллов.

Учёт количества баллов ведётся в оценочной карточке и в итоге выставляется каждому студенту заработанное им количество баллов по итогам проведения разминки.

Тест № 1

1. Для работодателя зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

2.Общий тарифный фонд оплаты труда равен сумме:

а) тарифного фонда и выплат, доплат и премий;

б) основной и дополнительной зарплаты;

в) прямого фонда и дополнительной заработной платы;

г) только прямого фонда зарплаты.

3. Производительность труда - это:

А) организация оплаты труда;

Б) мера затрат труда;

В) показатель эффективности и результативности труда;

Г) затраты материального производства.

4. Издержки производства – это:

А) совокупность всех фактических расходов, связанных с производством продукции;

Б) затраты на производство и реализацию продукции;

В) затраты, связанные с реализацией продукции;

Г) нет верных ответов.

определить среднюю заработную плату работников за один час работы по бригаде при условии, что общая сумма зарплаты составила 178 926 рублей и фактическое время работы – 1260часов.

Тест № 2

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Для работника зарплата представляет собой:

а) доходную часть;

б) издержки производства;

в) важный стимул для деятельности;

г) подходят все варианты ответов.

2.Тарифная система включает в себя:

а) тарифную сетку и тарифную ставку;

б) тарифные коэффициенты и надбавки;

в) тарифно - квалификационные справочники и районные коэффициенты;

г) подходят все варианты ответов.

3. Натуральный метод измерения производительности труда:

А) наиболее простой, исчисляется в натуральном выражении;

Б) исчисляется в денежном выражении;

В) применяется при производстве широкого ассортимента продукции;

Г) нет верных вариантов ответа.

4. Издержки обращения – это:

А) производственные затраты;

Б) затраты, связанные с реализацией продукции;

В) затраты на единицу произведённой продукции;

Г) общая сумма всех затрат.

5. Выполнить практическое задание:

Тест № 3

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

  1. С точки зрения управления мотивация рассматривается:

а) как метод управления;

б) как управление социальной сферой;

в) как процесс формирования у работников мотивов к деятельности для достижения личных целей или целей хозяйствующего субъекта;

г) недостаточно информации.

2. Номинальная заработная плата – это:

А) сумма денег, получаемая работником за свой труд;

Б) начисленная зарплата за выполненную работу;

В) количество предметов потребления, которое работник может приобрести;

Г) подходят все варианты ответов.

3. Стоимостной метод измерения производительности туда применяется:

А) при выпуске разнородной продукции;

Б) при измерении производительности труда в отраслевом разрезе;

В) очень редко;

Г) подходят варианты ответов а) и б).

4. Себестоимость единицы продукции – это:

А) общая сумма производственных затрат;

Б) размер затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции;

В) полная себестоимость продукции;

Г) трудозатраты на единицу продукции.

5. Выполнить практическое задание: оклад бухгалтера 12 000 руб. в месяц, в данном месяце он брал 4 дня за свой счёт, общее количество рабочих дней в месяце – 22. Определить заработок бухгалтера за месяц.

Тест № 4

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1. Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:

г) стимулирующую.

2. Аккордная сдельная зарплата предусматривает оплату:

А) каждой отдельной операции;

Б) при повременной оплате труда;

В) всего объёма работ;

Г) недостаточно информации.

3. Выработка, как показатель производительности, труда характеризует:

А) количество продукции, произведённой в единицу времени;

Б) затраты труда на единицу продукции;

В) общие затраты труда;

4. По роли в процессе производства затраты делятся на:

А) постоянные и переменные;

Б) основные и накладные;

В) явные и неявные;

Г) простые и комплексные.

5. Выполнить практическое задание: приведены исходные данные:

Определить сумму заработка крановщика за день.

Тест № 5

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Организация зарплаты включает:

а) формирование фонда оплаты труда;

б) разработку тарифной системы;

в) определение формы оплаты труда и установление обоснованных норм труда;

г) подходят все варианты ответов.

2. Индивидуальная сдельная оплата применяется на тех работах, где:

А) учитывается точное время выполнения работы;

Б) труд работника подлежит точному учёту;

В) учитывается количество выпущенной продукции;

г) подходят варианты ответов б) и в).

3. Трудоёмкость, как показатель производительности труда, характеризует:

А) затраты рабочего времени на производство единицы продукции;

Б) общие затраты труда;

В) количество продукции, произведённой в единицу времени;

Г) общее количество произведённой продукции.

4. Постоянные затраты:

А) изменяются с изменением объёма выпуска продукции;

Б) практически не изменяются на объём выпуска продукции с изменением объёма;

В) к ним относятся: сырьё, материалы, топливо, энергия;

Г) другое.

5. Выполнить практическое задание: бригада произвела 420 изделий. Предусмотрена прогрессивная оплата труда: расценка за одно изделие 350 руб. при производстве 200 изделий. За изделия, произведённые свыше 200, предусмотрена расценка по 400 руб. за одно изделие.

Определить сумму зарплаты по бригаде.

Тест № 6

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Перечень профессий, специальностей рабочих по видам работ, а также квалификаций этих работ характеризует:

а) тарифная сетка;

б) тарифно - квалификационный справочник;

в) тарифная ставка;

г) тарифная система.

2. Сдельную зарплату целесообразно применять, где возможно:

а) нормирование труда;

б) учёт индивидуального вклада;

в) учёт коллективного вклада;

г) подходят все варианты ответов.

3. Факторы повышения производительности труда:

А) повышение технического уровня производства;

Б) совершенствование организации производства и труда;

В) изменение структуры и объёма производства;

Г) все ответы верны.

4. Под структурой себестоимости продукции понимают:

А) удельный вес различных элементов затрат на производство продукции;

Б) перечень всех статей затрат на производство продукции;

В) общую сумму затрат на производство продукции;

Г) калькулирование себестоимости продукции.

5. Выполнить практическое задание: определить общую сумму заработной платы, если работниками хлебокомбината произведено 824 тонны условной продукции в пересчёте на ржаной хлеб, а коллективная расценка равна 148 руб. за единицу условной продукции. По условиям договора предусмотрено премирование в размере 20% и дополнительная оплата в размере 30% к сумме основной зарплаты.

Тест № 7

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

1.Заработная плата в условиях рынка выполняет следующие функции:

а) воспроизводственную, мотивационную, учётную;

б) учётную, регулирующую, мотивационную;

в) воспроизводственную и психологическую;

г) стимулирующую.

  1. Политику предприятия в области оплаты труда определяют факторы:

а) финансовое положение, определяемое результатами хозяйственной деятельности;

б) уровень безработицы, финансовое положение фирмы, уровень государственного регулирования вопросов заработной платы;

в) формирование фонда оплаты труда;

г) уровень зарплаты, выплачиваемой конкурентами.

3. Под резервами роста производительности труда понимаются:

А) неиспользованные возможности экономии затрат труда;

Б) более эффективное использование рабочей силы и техники;

В) рациональное использование всех видов ресурсов;

Г) подходят варианты ответов а), б), в).

4. Порядок составления сметы затрат на производство и реализацию продукции в организации:

А) порядок составления сметы затрат не установлен;

Б) по усмотрению организации;

В) определение сметы затрат вспомогательных цехов, расходов по обслуживанию и управлению производством, затем по основному производству;

Г) другие варианты.

5. Выполнить практическое задание: рассчитать плановый фонд оплаты труда по швейному цеху, если предусмотрено: норма времени – 840 часов, расценка за час работы – 124 руб. 50 коп., размер доплаты 30% к основной зарплате, уральский коэффициент 15% к основной и дополнительной оплате, сумма премии 12 000руб., резерв отпусков 6,8%.

Ключи к тестовым заданиям

Тест № 1

142.00

Тест № 2

27 300

Тест № 3

9818.10

Тест № 4

1612.80

Тест № 5

158 000

Тест № 6

182 928

Тест № 7

179 794.70

Инструкция для выполнения тестовых заданий

по дисциплине «Экономика организации »

Тема: издержки, заработная плата и производительность труда

На выполнение теста даётся 10 минут.

Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.

Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса, на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком.

Пятое задание практическое, нужно записать решение и выделить правильный результат решения.

Задание выполнять в том порядке, в котором они даны.

Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.

Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов.

Работа выполняется на листе с выданным заданием.

Условия и критерии оценивания :

Каждый правильный ответ из 4-х заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:

Правильное решение – 5 баллов;

Описка или несущественная ошибка в решении – 3 балла;

Решение выполнено, но допущена ошибка – 2 балла;

Задание не выполнено – 0 баллов

подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.

Вопросы для устного ответа

Вопрос первый

Ответ:

Вопрос второй

Ответ:

Вопрос третий

Ответ:

Вопрос четвёртый

Ответ:

Вопрос пятый

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ:

Вопрос шестой

Ответ:

Вопрос седьмой

Ответ:

Ответы на вопросы

Тема: издержки производства и обращения

Вопрос первый

Деятельность любого предприятия связана с определёнными издержками (затратами).

Вопрос: а) в чём состоит сущность издержек производства (примеры)?

Б) в чём состоит сущность издержек обращения (примеры)?

Ответ: а) затраты отражают совокупность фактических расходов на осуществление производственной деятельности в течение определённого периода;

Б) субъекты, осуществляющие снабженческую, сбытовую и торговую деятельность определяют издержки обращения, т.е. – это расходы, связанные с реализацией продукции.

Вопрос второй

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции называется себестоимостью.

Вопрос: что характеризует себестоимость, полная себестоимость (примеры)?

Ответ: себестоимость отражает величину текущих затрат, а полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость реализованной продукции и расходы, связанные с её реализацией.

Вопрос третий

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательством практически во всех странах.

Вопрос: что понимают под структурой себестоимости продукции, работ и услуг (примеры)?

Ответ: это поэлементный состав затрат в общей стоимости затрат, т. е. удельный вес различных элементов затрат в процентах на производство продукции.

Вопрос четвёртый

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, затраты делятся на прямые и косвенные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ: прямые затраты – непосредственно связаны с производством отдельного вида продукта и могут быть непосредственно учтены в себестоимости данного вида продукта; косвенные – связаны с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально какому либо признаку, который должен быть отражён в учётной политике предприятия.

Вопрос пятый

По связи с объёмом выпуска продукции затраты делятся на постоянные и переменные.

Вопрос: дайте характеристику тех и других (примеры).

Ответ: постоянные затраты практически не изменяются на весь объём выпуска продукции, пропорционально изменению объёма выпуска, но изменяются на единицу продукции;

переменные затраты изменяются на весь выпуск продукции пропорционально изменению объёма выпуска, могут не изменяться на единицу продукции.

Вопрос шестой

В основе калькуляции готовой продукции лежит классификация по статьям расхода.

Вопрос: дайте понятие калькуляции и калькулирования и приведите примеры.

Ответ: калькуляция – это определение размера затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу продукции по видам затрат;

калькулирование – это система расчётов, с помощью которых определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг).

Вопрос седьмой

При калькулировании продукции (работ, услуг) применяются различные методы, основным из которых является метод прямого счёта.

Вопрос: дайте понятие метода калькулирования и характеристику метода прямого счёта.

Ответ: метод калькулирования – это совокупность приёмов и способов исчисления себестоимости;

Метод прямого счёта – основной на предприятии, определяется путём деления общей себестоимости продукции на количество произведённой продукции.

Критерии оценивания:

Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе

Оценочная карточка

(количество баллов)

№ п/п

Фамилия, имя студента

Разминка

Тестовое задание

Устные ответы

Общее количество баллов

Оценка

Гайфутдинов Руслан

Еговцев Александр

Макаров Дмитрий

Макаров Иван

Серебров Пётр

Хажиев Азамат

Хлопина Елизавета

Студенту, набравшему по итогам урока наибольшее количество балов, вручается специальный приз «Счастливая фишка».

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат»

Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

По дисциплине «Экономика организации»

Практическая работа № 13 Тема: издержки производства.

Цель: приобретение практических навыков и опыта калькулирования себестоимости продукции.

Условия и порядок выполнения работы:

2. Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5. Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6. Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

Время выполнения работы 90 минут.

Задание 1 – расчёт издержек производства и калькуляция себестоимости единицы продукции по сельскохозяйственному предприятию.

Задание 2 – расчёт полной себестоимости и суммы прибыли.

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие издержек производства и обращения.

2. Структура себестоимости.

3. Понятие сметы затрат на производство, составляющие её элементы.

4. Статьи расхода, их характеристика.

5. Постоянные и переменные затраты.

6. Понятие калькуляции и калькулирования. Метод калькулирования.

Задание 1. В таблице приведены данные по сельскохозяйственному предприятию по количеству произведённой продукции и выполненным объёмам работ и производственным затратам по статьям затрат (тыс. руб.):

Виды про-дук-ции, работ, услуг

Ко-ли-чест-во

Статьи производственных затрат

Все-го зат-рат

Се-бе-стои-мость еди-ницы про-дук-ции (руб. коп.)

зар-пла-та

сырьё и ма-тери-алы

эл. энер-гия

со-дер-жа-ние ос-нов-ных сред-ств

ОПР и ОХР

ра- боты и ус-луги

про-чие

Зерно-вые куль-туры

420 тонн

Струк-тура затрат

Карто-фель

300 тонн

Струк-тура затрат

Сено

1500 тонн

1 400

1 102

Струк-тура затрат

Моло-ко

2200 тонн

13 200

21 077

4 800

Струк-тура затрат

Услуги тракто-ров

25 тыс. эт. га.

1690

2030

Струк-тура затрат

Услуги авто-машин

200 тыс. т/км.

Струк-тура затрат

Итого

Струк-тура затрат

Определить:

1. Общую сумму затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

2. Себестоимость единицы каждого вида продукции, работ и услуг.

3. Структуру затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

4. Общую сумму по статьям затрат и структуру затрат в целом по

предприятию.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ниже приведены данные объёмов продажи сельскохозяйствен-ной продукции, цены и себестоимость за единицу продукции:

Показатели

Зерно

Овощи

Картофель

Молоко

Мясо

Итого

Продано (тонн)

2 200

Цена за одну тонну (руб.)

4 200

12 400

6 450

12 040

170 000

Сумма выручки (тыс. руб.)

Структура товарной продукции (%)

Себестои-мость еди-ницы про-дукции (руб.)

3 700

11 020

4 950

9 960

240 000

*

Себестои-мость всей реализован-ной про-дукции (тыс. руб.)

Расходы по реализации

26

32

48

112

80

Полная се-бестоимость реализованной продукции (тыс. руб.)

Прибыль (+), убыток (-) (тыс. руб.)

Определить: финансовый результат от реализации продукции.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подписи к слайдам:

Цель урока изучение калькуляции себестоимости продукции, значение калькулирования.

Задачи урока 1. Дать понятие калькуляции и калькулирования. 2. Изучить методы калькулирования. 3 . Объяснить процедуру контроля над издержками по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности. 4 . Показать необходимость знаний по номенклатуре калькуляционных статей. 5 . Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы. 6 . Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.

Первый этап - разминка Разминка проводится в целях активизации работы студентов на уроке; пополняется словарный запас; повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений; устанавливается междисциплинарная связь. Пример: дискриминация – ипотека – прибыль – рентабельность – и т. д.

Второй этап – контроль знаний Решение тестовых заданий


Введение

Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой дисциплиной для студентов экономических специальностей, в частности, включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Экономика организации - наука, изучающая пути наилучшего использования экономических ресурсов (природные ресурсы, трудовые ресурсы и капитал) организациями, имеющими лишь ограниченные запасы этих ресурсов, и достижения наибольшего удовлетворения спроса общества на товары и услуги. Современный специалист должен уметь ориентироваться не только в экономике самого предприятия, но и определять влияние внешних и внутренних факторов на его развитие, поэтому целью дисциплины является овладение системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования предприятий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть теоретическими основами и практическими навыками по формированию и эффективному использованию основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, определению производственной мощности и формированию производственной программы, организации оптимального процесса производства, планированию расходов и себестоимости продукции, распределению прибыли, повышению конкурентоспособности предприятия.

При изучении дисциплины обеспечивается преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как экономическая теория, бухгалтерский учёт, статистика, экономический анализ, маркетинг, финансы предприятий, ценообразование и др. Логическим окончанием дисциплины «Экономика организаций» является выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

В пособии учтена специфика аграрного вуза. Учебное пособие содержит учебно-методические и практические материалы для овладения приемами и навыками экономических расчетов как при аудиторном обучении (на лекциях и практических занятиях), так и при самостоятельной работе, что позволяет использовать учебное пособие студентам дневной и заочной формы обучения.

1 Цели и задачи дисциплины «Экономика организации (предпр иятия)», ее содержание

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной - образовательной программы по специальности.

Цель дисциплины "Экономика организаций" – дать студентам системное, целостное представление о базовых принципах, закономерностях, механизме функционирования предприятия, обеспечить соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности экономиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Задачи дисциплины – изучение практики формирования использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов экономики различных форм собственности, рациональной организации производственного процесса, производственной мощности, формирования расходов и себестоимости продукции, путей повышения эффективности производства и взаимодействия с финансово-кредитной и страховой системой.

Тема 1. Предприятие, фирма, отрасли национальной экономики в условиях рынка

1.1 Экономика организаций и рыночный процесс

Экономика организаций как подсистема экономической науки. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Структурная перестройка экономики. Виды конкуренции. Проблемы создания конкурентной среды в экономике. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство. Структура национальной экономики. Понятие агропромышленного комплекса (АПК). АПК в Удмуртии.

1.2 Предприятие и предпринимательство в условиях рыночной экономики

Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Объединения предпринимателей. Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска. Предприятие – как главный субъект микро экономики. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в различных отраслях. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: концерны, консорциумы, ассоциации, международные объединения. Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночных условиях. Арендные предприятия. МП. СП. Фирмы. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве. Риски предприятия. Виды предпринимательства.

1.3. Организация производства на предприятии. Производственная и организационная структура предприятия. Типы производства. Организация производственного процесса. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, диверсификация, унификация. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета

Тема 2. Ресурсный потенциал предприятия

2.1 Основные средства

Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость). Фондовооруженность. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.

2.2 Оборотные средства

Понятие, состав, структура, классификация. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности оборачиваемости оборотных средств.

2.3 Земля как специфический ресурс предприятий АПК. Цена земли и принципы ее определения. Классификация земельных ресурсов

2.4 Аренда, лизинг, нематериальные активы

Аренда в хозяйственной практике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой по аренде ОС. Лизинг, хайринг, рентинг. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.

2.5 Капитальные вложения, инвестиции и их эффективность

Проблемы обновления материально-технической базы предприятий в новых условиях. Структура, источники финансирования и показатели эффективности капитальных вложений, методика расчета. Дисконтирование.

2.6 Трудовые ресурсы и производительность труда

Профессионально-квалификационный состав и структура кадров предприятия. Движение кадров и показатели их оборота Виды численности работающих, ее расчет. Бюджет времени предприятия и работника (баланс рабочего времени).

Методы измерения и оценки производительности. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов на предприятии, участке, рабочем месте в рыночных условиях.

2.7 Формы и системы оплаты труда

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация в новых условиях. Тарифная система оплаты труда. Рекомендации и пути использования ЕТС в бюджетных и коммерческих организациях. «Бестарифные варианты» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. Зарубежный опыт организации оплаты и мотивации труда.

Тема 3. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности предприятия

3.1Издержки производства

Издержки производства и реализации продукции (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат и себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции. Методы калькулирования. Зарубежный опыт определения издержек производства - «директ- костинг». Факторы и пути снижения себестоимости.

3.2 Ценообразование

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

3.3 Прибыль и рентабельность

Прибыль предприятия - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

Тема 4. Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

4.1 Методы расчета основных показателей работы предприятия (фирмы)

Показатели предприятия по производству продукции: натуральные и стоимостные. Валовая, товарная, реализованная продукция, специфика расчета в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Производственная мощность предприятия и производственная программа, порядок ее расчета в различных видах производства. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Смета затрат на производство.

4.2 Экономические показатели деятельности посреднических организаций

Объемные показатели, характеризующие деятельность посреднических организаций, их составные части. Организация рационального товародвижения. Понятие товарных (сбытовых) запасов посреднических организаций, их характеристика. Объективная необходимость создания запасов. Издержки обращения посреднических организаций. Доходы, рентабельность и прибыль посреднических организаций.

Тема 1: Введение в курс "Экономика организаций (предприятий)"

    Объект, предмет, структура курса

Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия – это наука о том, как это явление осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия. Судя по названию курса, объектом изучения является предприятие. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенные услуги или выполняет какие-либо работы с целью последующей реализации готового продукта на рынке. При этом предприятие должно строить свою деятельность так, чтобы получать определенную прибыль (для коммерческих организаций) или удовлетворять общественные или личные потребности людей (для некоммерческих организаций). В настоящее время 95% - это коммерческие организации. Предметом исследования курса являются производственно-хозяйственные и организационно-экономические социальные отношения, которые складываются на предприятии в процессе его функционирования.

Курс включает в себя ряд блоков:

    Блок ресурсов, где изучаются вопросы, связанные с номенклатурой, применяемых ресурсов, их количеством и ассортиментом, как используются ресурсы, поиск более рациональных заменителей, использование отходов производства.

    Блок организации и управления на предприятиях: рациональная организация производства, эффективное управление производством, возможности рационализации вышеперечисленного.

    Блок готовой продукции: качество продукции, система управления качеством, инновационные процессы и их влияние на результаты производства.

    Блок конечных результатов: прибыль, рентабельность.

Дисциплина «Экономика организаций» тесно связана с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» и другими.

2. Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли

Если предприятие – это сложная система, то национальная экономика - наисложнейшая. Под структурой национальной экономики понимается строение экономики, соотношение ее подсистем и звеньев, пропорции и взаимосвязи между ними. К числу основных условных структурных единиц национальной экономики относятся: сферы, комплексы, отрасли, предприятия.

Для того чтобы успешно управлять национальной экономикой ее условно расчленяют на сферы. При этом выделяют производственную, коммерческую, финансовую, управленческую сферы.

Сфера – это результат общего разделения труда, это определенная часть предприятий, функционирующая по каким-либо признакам.

Удельные веса перечисленных сфер в общенациональной экономике, где последняя принимается за 100%, представляет собой структуру национальной экономики.

Кроме сфер существует понятие комплексов. Комплексы строятся по признаку используемого сырья, готовой продукции или применяемых в производстве технологий. Это совокупность предприятий объединенных по одному из вышеперечисленных признаков.

Результатом дифференциации комплексов является отрасли. Отрасль - результат частного разделения труда. На практике выделяют 16 комплексных отраслей промышленности представляющих по существу крупные группы отраслей. Отрасль представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, разрабатывающих или производящих продукцию (выполняющих работу и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

Отрасли, в свою очередь, состоят из отдельных предприятий. Предприятие - основное звено рыночной экономики и основополагающий элемент национальной экономики.