Дятловщина - информационный портал дятловского района. Жительница пишет необоснованные жалобы Как предотвратить необоснованные жалобы соседей

Вопрос: предусмотрена какая-либо ответственность за направление в государственные органы необоснованных жалоб?

Ответ главного специалиста отдела документационного, правового обеспечения и работы с населением управления делами райисполкома Александра Андруцевича: согласно статье 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы.

Предоставление гражданам права на подачу обращения означает, что они реализуют это право по своему усмотрению, в установленных формах и порядке. Никто не вправе принуждать граждан обратиться в государственные органы или отказаться от своего права. Подобный контекст закреплен и в Законе "Об обращениях граждан", где определено, что право на обращение реализуется гражданами добровольно.

Тем не менее, предоставление права на обращение не означает, что данное право может реализовываться произвольно. Границами выступают права и законные интересы других людей. Определена норма отражает конституционное требование о равенстве всех перед законом и праве каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Злоупотребление правом на подачу жалобы можно определить как действие, которое внешне соответствует требованиям законодательства, однако при этом имеется в виду другая цель, чем защита нарушенных прав. Это может быть подача жалобы по мотивам личной неприязни, желания "насолить" другому человеку, оказания давления на органы власти просто для того, чтобы посмотреть, как работает государственный аппарат и т.д.

Возможными способами противодействия злоупотреблению правом на обращение являются следующие:
- возможность прекращения переписки при повторном обращении. Повторное обращение - это обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
- взимание с граждан в судебном порядке расходов, которые затрачены государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо недостоверные сведения (статья 17 Закона "Об обращениях граждан");
- привлечение граждан, которые используют в обращениях нецензурные или оскорбительные слова, выражения, допускающие клеветнические высказывания, к административной или уголовной ответственности. Соответствующие меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (например, статья 9.2 "Клевета");
- предъявление иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 г. № 15 "О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации" под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, следует понимать опубликование таких сведений в печати, сообщение по радио, телевидение, с использованием других средств массовой информации или технических средств (световых табло, системы Интернет и т.д.), информацию в служебных характеристиках, публичных выступлениях, в листовки, обращениях в адрес должностных лиц, демонстрацию (вывешивание) в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной форме, даже одному человеку.

Подготовила к печати И. ГОЛОМЗИК.

Условие об обоснованности жалобы является, наверное, наиболее сложным для заявителя. Прежде всего это объясняется тем, что обращаться в Европейский суд по правам человека можно только в том случае, если нарушены права, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а в Комитет по правам человека ООН - в случае нарушения прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Традиционно права человека принято делить на несколько групп - гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. Международные договоры, о которых идет речь, защищают именно гражданские и политические права, т.е. права, которые определяют положение человека в гражданском обществе, определяют свободу его частной жизни и пределы этой свободы, а также возможность участвовать в общественной и политической жизни общества или, наоборот, не участвовать в ней.

В нашей стране в течение долгого времени социальные, экономические и культурные права были приоритетны по сравнению с гражданскими и политическими, что объясняется социалистическим типом нашего государства, в котором господствовали одна идеология, партия и тотальное ограничение свободы личной жизни.

Последствия подобного неравного внимания к различным группам прав ощущаются до сих пор, выражаясь в том, что наиболее частыми обращениями являются как раз жалобы по вопросам нарушений пенсионных, трудовых, жилищных прав, т.е. тех прав, которые лежат в сфере отношений между государством и частным лицом. Данные отношения характеризуются тем, что государство предоставляет какие-либо блага и предоставление этих благ зависит именно от государства, т.е. сначала государство принимает закон о выделении блага, затем регулирует процедуру предоставления блага и наконец предоставляет благо: льготы, пособия.

Источником гражданских и политических прав, наоборот, является сам человек, который от рождения свободен, волен выбирать свой стиль, ритм и направление жизни, религию или партнера по жизни. Государство может вмешиваться в осуществление прав гражданина только в том случае, если это абсолютно необходимо для общественной стабильности и безопасности, т.е. если какая-либо деятельность может создать угрозу жизни общества в целом.

В первом случае государство выступает в роли благодетеля, который одаривает граждан теми или иными благами. Во втором - государство является общественным регулятором в отношениях между частными лицами.

Исторически гражданские и политические права относятся к так называемому первому поколению прав человека.

Гражданские и политические права лежат в основе принципов организации демократического общества. Их реализация обеспечивает нормальное функционирование всех институтов демократического государства и гражданского общества в целом. Во время Второй мировой войны именно эти права попирались более всего, и поэтому первые документы, принятые международным сообществом, были посвящены гражданским и политическим правам и свободам. Позднее появились договоры, которые гарантировали экономические, социальные и культурные права, а также права народов.

Обращаться в Европейский суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН можно только в случае нарушения гражданских и политических прав.

Обоснованность обращения подразумевает также то, что обращение должно быть доказано. Заявителю следует представить доказательства, подтверждающие, что государство на самом деле нарушило его права, т.е. бремя доказывания нарушения лежит на заявителе.

С одной стороны, такое правило можно расценить как достаточно жесткое, так как заявитель - более слабая сторона, чем государство, против которого он выступает. В то же время заявитель имеет возможность и обязан попытаться восстановить свои права: используя внутригосударственные правовые процедуры и пройдя все инстанции, он с большей очевидностью может доказать, что государство реально не предприняло никаких шагов для восстановления его прав.

В некоторых случаях сбор доказательств действительно бывает затруднен, например в случае применения пыток или бесчеловечного обращения. Но Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН не имеют, в отличие от внутренней правовой системы, формальных требований к доказательствам. В качестве таковых принимаются любые документы, свидетельствующие о нарушении прав человека. Нарушение права может быть подтверждено судебными решениями, ответами административных органов, медицинскими справками, свидетельскими показаниями, протоколами следственных действий, расшифровками диктофонных записей, письмами, собственным рассказом заявителя и т.д.

Единственным требованием, предъявляемым к доказательствам, является их добросовестность, т.е. заявитель не вправе их каким-либо образом подтасовывать и фальсифицировать. Скорее всего, в случае выявления недобросовестности заявителя Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН снимет данное обращение с рассмотрения и заявитель навсегда лишится права обращаться в какие-либо международно-правовые инстанции с жалобой.

Требование доказанности жалобы тесно связано с таким условием приемлемости, как исчерпание внутренних средств защиты.

Как правило, права заявителя нарушаются конкретными должностными лицами или частными лицами. Тот, кто считает, что его права нарушены, сначала обращается с требованием о восстановлении нарушенного права внутри правовой системы государства. Если обращение к внутренним механизмам защиты прав человека не дает своих результатов и права остаются невосстановленными, то государство как бы поощряет нарушение прав человека. В этом случае частный спор становится спором между государством и частным лицом и может быть предметом рассмотрения международно-правовых инстанций.

Как такое положение дел связано с требованием обоснованности и доказанности обращения? Заявитель, обращаясь к внутригосударственным средствам защиты, требует восстановления определенного права или устранения нарушения как такового, например обжалует незаконность и необоснованность ареста в соответствии со ст.

220.1 УПК РСФСР. Соответственно, обращаясь в Европейский суд по правам человека или Комитет по правам человека ООН, заявитель может мотивировать нарушение прав, предусмотренных ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод или ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, и указать, что государство не восстановило нарушенное право на личную неприкосновенность при обращении к внутренним механизмам защиты - судебному рассмотрению законности и обоснованности ареста. В то же время попытка возбудить уголовное дело против работников милиции по поводу превышения ими служебных полномочий вряд ли будет расценена международными инстанциями как соответствующее исчерпание внутренних средств защиты в случае нарушения права на личную неприкосновенность.

Основной вывод, который следует из всего вышесказанного, заключается в том, что, исчерпав средства внутригосударственной правовой защиты, следует обращаться именно к тем из них, которые предусмотрены непосредственно для указанного нарушения прав, - арест обжаловать в порядке ст. 220.1 УПК РСФСР, применение пыток обжаловать в прокуратуру и просить о возбуждении уголовного дела и в случае отказа обжаловать его в суд, неправомерные действия должностных лиц обжаловать на основании соответствующих нормативных актов и т.д.

Анонимность жалобы

Жалоба в Европейский суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и др.

Заявитель может обратиться к Президенту Европейского суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их правительству, если у него есть основания полагать, что правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В таком случае во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.

Злоупотребление правом

Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах либо предоставляет ложную информацию, то это означает, что он злоупотребляет правом на обращение в Европейский суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректен, обращаясь в международно-правовые инстанции, и не допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение данного правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.

Повторность жалобы

Наконец, последний критерий приемлемости - повторность жалобы. Европейский суд по правам человека не станет рассматривать жалобу, которая была уже предметом его рассмотрения, а также была предметом рассмотрения иной международно-правовой инстанции, в частности Комитета по правам человека ООН. Повторность жалобы означает, что жалоба подана тем же лицом, против того же государства, по тем же обстоятельствам, которые уже рассматривались Судом как по вопросу приемлемости, так и по существу.

В то же время Комитет по правам человека ООН вправе рассматривать те жалобы, которые уже были поданы в Европейский суд по правам человека, но признаны неприемлемыми по какой-либо причине, особенно если основанием для признания жалобы неприемлемой оказался пропуск 6-месячного срока или тот факт, что нарушение произошло до 5 мая 1998 г.

Исходя из сказанного, лицо, желающее обратиться в Европейский суд по правам человека или в Комитет по правам человека, должно точно знать, что ему необходимо выбрать только один международно-правовой орган, а не направлять жалобу в два органа одновременно, так как подобный шаг может привести к тому, что обе жалобы будут отклонены.

Подводя итог, следует отметить, что только четкое соблюдение правил приемлемости может обеспечить заявителю успех в Европейском суде по правам человека и Комитете по правам человека ООН.

Стоимость обращения в международно-правовые инстанции

Хотелось бы остановиться на одном очень распространенном заблуждении, касающемся стоимости обращения в Европейский суд по правам человека (аналогичная информация относительно Комитета по правам человека просто не встречалась). Нередко можно услышать и прочитать о том, что обращение в Европейский суд стоит около 12 - 15 тыс. долл. США. Эта информация абсолютно неверна, так как обращения в Европейский суд по правам человека совершенно бесплатны. Более того, Европейский суд вправе предоставить заявителю правовую помощь (legal aid), оплатив заявителю его расходы по обращению в Европейский суд: расходы на переписку, оплату услуг адвоката, транспортные расходы, связанные с приездом заявителя и его адвоката в Страсбург, и др.

Европейский суд по правам человека создан, чтобы решать вопрос о том, имели ли место нарушения прав человека и основных свобод, и, следовательно, не может устанавливать имущественный ценз, так как наиболее уязвимыми в этом отношении являются именно неимущие слои граждан.

Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

На что и когда жаловаться

Участник может подать жалобу в ФАС только в указанные сроки, и пока не подписан контракт. Иначе действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в суде.

Аккредитация

Жалоба на оператора площадки:

  • на необоснованное отклонение заявки на акредитацию,
  • на несоблюдение сроков аккредитации.

Размещение извещения

Жалоба на заказчика:

  • На положения документации.
    Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям;
  • На содержание проекта контракта в документации.
    Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.

Жалобу может подать любой до окончания срока подачи заявок.

Рассмотрение заявки

Жалоба на заказчика:

  • На необоснованное отклонение заявки.
  • На содержание протоколов заседаний комиссии.
  • На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства.
    Например, когда несколько организаций подали заявки на одну закупку и принадлежат одному лицу.

Жалобу может подать только участник в течение 10 дней с момента публикации протокола закупки.

Проведение электронной закупки

Жалоба на оператора площадки:

  • на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
  • на несвоевременную публикацию документов,
  • на неточности в протоколах.

Жалобу может подать только участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.

Куда жаловаться

На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС).

На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).

Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, .

Как подать жалобу

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы

Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  • Заявитель : наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора , е сли жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы .
  • Полный перечень документов , прилагаемых к жалобе.

При составлении жалобы придерживайтесь требований п.8 ст.105 44-ФЗ.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:

  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  • отменить протокол рассмотрения заявок,
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником.

Подача жалобы в УФАС или ФАС

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

Совет. ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

Решение по жалобе

В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.

Реестр жалоб — размещенные на официальном сайте обращения в государственный, общественный или международный орган по вопросам нарушения в области госзакупок.

Жалоба не принята

Причины отклонения:

  • жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  • истекли установленные сроки подачи жалобы,
  • по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).

Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной

На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.

Обращаться ли в суд?

Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.

Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно оно того не стоит.