Дети разные важны занятие по праву. Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети». Надо делать хорошо и не надо плохо”

Цели:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: шляпа, конверты, схемы прав, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями).

– Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны? Начнём.

II. Основная часть.

1-й конверт.

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?

– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные иена.

Игра « Шляпа знакомств».

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2-й конверт.

– А следующий конверт откроет….

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?

– Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша дедушке?

– Кто Маша бабушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья»

Ребус «7Я».

– Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

– Правильно, это слово семья.

3-й конверт.

– А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)

– О каком праве пойдёт речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Ти поросёнка, Рукавичка).

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

4-й конверт.

– А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Физминутка.

– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5-й конверт.

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

– Послушайте стихотворение К.И. Чуковского «Барабек».

– Почему у Робина Бобина заболел живот?

– Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

– Кто из вас нуждается в скорой помощи?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).

6-й конверт.

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь кассета, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

7-й конверт.

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

III. Итог.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришло её одно письмо)

– Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №4. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

Программное содержание:

- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: картинки с буквой "Я", генеалогические древа, иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении, плакаты с рисунками детей, "Всеобщая декларация прав человека", "Права ребенка" Е. Шабельник;

Раздаточный: альбомный лист, фломастер, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Барто "Одиночество":

Нет, уйду я насовсем!

То я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу

С лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром, в перелеске.

Только я же - футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

Воспитатель:

Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество?

Что могло случиться, что он решил жить один в лесу?

Бывает ли у вас такое желание и настроение?

Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?

А хорошо ли быть одному?

Что надо сделать, чтобы настроение у вас стало веселым и радостным?

Упражнение "Добрые слова"

Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Ребенок:

Мамы, папы всей страны

Это знать давно должны

Есть права у их детишек

Например, на чтенье книжек.

Также на заботу, ласку

И на жизнь, как будто в сказке,

Еще право быть счастливым

В нашем самом лучшем мире!

Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".

У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?

Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах - правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

Возьмите листочки и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".

Воспитатель:

А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник).

Показ иллюстрации и чтение права: "Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста".

Воспитатель:

Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Имя отличает человека от других людей. Каждое имя имеет свое значение. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Воспитатель:

Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?

Воспитатель: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество.

Воспитатель: Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Фамилия тоже может что-то обозначать. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Например, русская фамилия Иванов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. Часто фамилию человека давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию кузнецов, плотнику - плотников, гончару - Гончаров. Расскажите о происхождении вашей фамилии.

Воспитатель: Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе. Как он называется? (Свидетельство о рождении)

Воспитатель: В этом же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.

Воспитатель: Ребята, разгадайте ребус: 7 -Я! Что у нас получается? Семья!

Расскажите мне, что это за право?

Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.

Ребенок:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа. Знаете ли вы имена, отчества и фамилии своих родственников?

Давайте посмотрим какое древо приготовили для нас Филиппов Ваня с мамой.

Воспитатель:

- Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? Чтобы знать своих родственников.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире? Хлопки на счет

Раз, два, три, четыре, пять

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я Поочередное поглаживание пальчиков

Вот и вся моя семья! Показать большие пальцы обеими руками.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам. Вспомните, как они называются. Подумайте, права каких героев были нарушены? Кто пытался нарушить эти права? (Вывешиваются иллюстрации к сказкам)

Дидактическая игра "Кто права нарушил?"

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, фишки на каждого играющего ребенка.

Ход игры: Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.

Например: "Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят", "Буратино", "Теремок" и т.д. "Кто и какое право здесь нарушил?" - спрашивает ведущий. Ребенок, который первый правильно ответил получает фишку. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого больше фишек, тот и выиграл.

Воспитатель: Ребята, что такое обязанности? Это определенные действия, обязательные для выполнения. А у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? (Убирать за собой игрушки после игры; заправлять постель, помогать маме в уборке дома, дети обязаны слушаться своих родителей).

Воспитатель: Совершенно верно, у каждого члена семьи есть не только права, но еще и обязанности. Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, относится к ним с заботой, не огорчать их необдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками. А в детском саду у детей есть обязанности? Как вы думаете, какие? (Выполнять требования воспитателя, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой, правильно и красиво себя вести за столом, убирать за собой игрушки, не мешать другим детям, уважать взрослых, не ссориться с друзьями).

Мои права

(шутка)

У ребенка право есть

Кашу манную не есть,

Да еще просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дернуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Итог занятия:

Воспитатель: О чем самом важном для детей, мы сегодня говорили?

Воспитатель: Кто из детей может пользоваться правами?

Как называется книга, в которой они записаны?

1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;

3. Иметь просторный, добрый дом

4. Видеть тихий мирный сон.

5. Врачей помощь получать,

6. Обучаться, отдыхать,

7. Быть веселым и здоровым,

8. Восхищаться чем-то новым

9. И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

МОУ Коляновская СОШ

Конспект урок на тему

«Права ребенка»

Борисова Елена Витальевна

учитель начальных классов

2012г.

Тема: «Права ребенка»

Цель : познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения

На доске тема занятий и эпиграф:

Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо”.

Слайд№1 1.-Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка ".Мы узнаем, что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.
- Что же такое «право?»
Слайд№2 И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди.Слайд № 3 стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров Закрыть проектор
- О детях заботятся не только родители и семья, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
-Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
-Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. . В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года.
Слайд № 4
2. Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации Слайд №5- 6
Вывод. Слайд № 7 3.- А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН.
Слайд № 8
4 .Познакомимся с основными правами ребёнка:Слайды № 9–15
(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)
Посмотри на этот знак:Человек здесь поднял флаг.Слушать мнение ребёнкаРазрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого запрещается.
С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить -Это разрешается.
Рисовать и петь, учиться,Если заболел - лечиться.Это разрешается.
Этот трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работаЗапрещается.
Этот слабый горбит спину,Пред сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого запрещается.
Вместе дружно в мире жить,С разными детьми дружить -Это разрешается.
4. - Сейчас, друзья, я предлагаю вам побывать в качестве Правознаек и установить, какие нарушения прав ребёнка допущены в сюжетах известных нам сказок, а попасть в сказку нам поможет “солнечный зайчик”.
Трениг: Представьте, что он заглянул вам в глаза. - Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его.
Погладьте голову - ой, зайчик забрался за шиворот - погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит не нарушает ваши права и свои обязанности.

1. Слайд №16 В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).2. Слайд №17 В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)3. Слайд №18 В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)4. Слайд №19 В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)5. Слайд №20 Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)

5.- Все права граждан России записаны в основном законе нашей страны, который называется Конституция. Её приняли 12 декабря 1993 года. Слайд № 21
Во 2 главе Конституции записаны основные права и обязанности граждан.И как сказал К.Маркс Слайд № 22
6. -Какие обязанности у вас школьников?Слайд № 23 Учащиеся читают права цепочкой.
Слайд№24
Закрыть проектор
7. -Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
На уроке будь старательным,Будь спокойным и... (внимательным).
Все пиши, не отставая,Слушай... (не перебивая).
Говорите четко, внятно,Чтобы было все... (понятно).
Если хочешь отвечать,Надо руку... (поднимать).
На математике считают,На перемене... (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.Не болтай: ты не... (сорока).
Если друг стал отвечать,Не спеши... (перебивать).
А помочь захочешь другу -Подними спокойно... (руку).
Знай: закончился урок,Коль услышал ты... (звонок).
Когда звонок раздался снова,К уроку будь всегда... (готовым).
Чтоб не тревожились врачи.На переменах не... (кричи)
8. Проведем тест. Слайд № 25
– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)
9. Памятка школьникуДорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Слайд№26 10. -Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности
Вывод:
Права ребёнка надо знать,Не только знать,Но соблюдать,Тогда легко нам будет жить,Играть, дружить и не тужить.
11.Исполнение песни «Права детей»12. Просмотр мультфильма «Права в сказках»

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.
  2. Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.
  3. Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.
  4. Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»
  5. Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.
  6. Активизация словаря: конвенция, права.

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей.

Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка» , чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…Предположения детей

Что это за книга?

Это Конвенция о правах ребенка

О чем эта книга?

В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка» , узнаем все ваши права…

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет…

Надо заполнить книгу.

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

Это жизнь.

Как вы можете объяснить это право?

- (ответы детей)

- (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

А сейчас поиграем в игру «Дин Дон»

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй. Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

О каком праве напомнила вам эта игра?

Каждый ребенок имеет право на имя.

Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

О семье.

Кто еще знает пословицы о семье?

В родной семье и каша гуще.

В дружной семье и в холод тепло.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей

Конвенции о правах ребенка? - Каждый ребенок имеет право на семью.

Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на

семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

Ответ ребенка.

Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом» )

О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет» . Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА» , если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ» .

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей) . Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

- (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

Молодец.

Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея

Чуковского:

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу».

О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

1. Пусть дети живут,
Смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,
Пусть птицы поют
Пусть дети взрослеют
и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы
Их любят всегда,
И пусть разрешают
Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите.
Конвенцию мы изучаем,
И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» - на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Рыбалкина Марина Викторовна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 50 г. Иркутск

" Ваши права, дети"