День Конституции: как принимался и менялся Основной закон. Век российских конституций

Сколько Конституций было принято в истории России?

Конституция 1918 года, Конституция 1923, Конституция 1936, Конституция 1977 года, Конституция 1993 года

Когда была принята первая Конституция в России?

РСФСР в 1918, а именно России в 1993 году.

Когда по Конституции были приравнены права женщин и мужчин в России?

Равноправие прав мужчины и женщины появилось в Конституции 1977 года.

Когда и каким способом принята Конституция Российской Федерации?

Конституция РФ принята в 1993 году, приняла посредством всенародного голосования.

В чем принципиальное отличие Конституции РФ 1993 года от Конституции СССР 1977 года?

Принципиальное отличие Конституции РФ 1993 года от Конституции СССР 1977 года заключается в том, что первая основана на демократических принципах, а вторая – нет.

Почему Конституция считается Основным законом государства?

Потому что Конституция имеет верховенство над всеми остальными.

Укажите количественный состав Российской Федерации в разрезе ее субъектов. В РФ 85 субъектов.

Какие главы Конституции Российской Федерации не подлежат изменению Федеральным Собранием РФ и почему

1, 2 и 9 главы не подлежат изменению, только если принять Новую Конституцию, а все потому что эти главы закрепляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные поправки и пересмотр конституции.

Какими нормативными правовыми актами вносятся изменения и поправки в Конституцию Российской Федерации?

Такие главы как 3, 4, 5, 6, 7, 8 принимаются парламентом. Главы 1,2, 9 – всенародным голосованием.

Назовите процедуру принятия федерального конституционного закона? Голосование в Федеральном собрании.

Укажите порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации.
Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

В какой главе закреплены основные права и свободы человека и гражданина? Во 2 главе Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина.

В каких главах говорится о трех ветвях государственной власти? Входит ли местное самоуправление в систему государственных органов?

В первой главе – о конституционном строе. МСУ не входит в систему государственных органов, а только взаимодействует с ними.

Принципиальное отличие Конституционного Суда Российской Федерации от Верховного Суда Российской Федерации по их полномочиям.

Конституционный Суд Российской Федерации: - защищает основы конституции, жалобы по нарушениям прав и свобод граждан, вопросы внутри госвласти, и так далее. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, административные и уголовные. Только Конституционный суд может трактовать Конституцию и так далее.

Укажите конституционные виды федеральных законодательных актов.

Я не очень хорошо понимаю вопрос, и думаю, что существуют федеральные конституционные законы, которые принимаются Федеральным собранием и федеральные законы, которые принимаются ГосДумой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом.

Что мы понимаем под конституцией?

Конститу́ция (от лат. constitutio - устройство, установление, сложение) - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства. Конститу́ция - учредительный документгосударствa, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства (или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях), закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Какова главная задача государства, исходя из Конституции?

Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства – достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Как народ может выразить свою волю?

Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам государственного или местного значения. Конституция РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации (например, в Москве, Московской области) и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственного и местного значения.



Что понимается под суверенитетом РФ?

Суверените́т (через нем. Souveränität от фр. souveraineté - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Что значит республиканская форма правления?

Респу́блика (лат. res publica - «общее дело») - форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборностьглавы государства, исключающей наследственный или иной, не выборный способ передачи власти.

Какой вид республики в РФ?

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешаннаяреспублика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. По мнению председателя Конституционного суда РФВ. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой .



Сколько конституций было в России?

Было 5 конституций. Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Она пришла на смену конституциям 1918, 1925, 1937 и 1978 годов.

Классовой борьбы, гражданской войны), Конституция СССР 1924 г (закрепившая создание СССР на тех основаниях, которые в начале 90-х гг. привели к его распаду), Конституция РСФСР 1925 г. (как части СССР), Конституция СССР 1936 г. (так называемая "сталинская", на самом деле написанная Бухариным,-"конституция победившего социализма"). Конституция РСФСР 1937 г. (республиканский вариант Конституции СССР), Конституция СССР 1977 г. (" развитого социализма"). Конституция РСФСР 1978 г. (республиканский вариант союзного "манифеста"). Наконец, после краха "развитого социализма" в декабре 1993 г. в результате референдума была принята нынешняя Конституция РФ, закрепившая в условиях рыночной экономики, построения правового демократического государства. Советскому этапу конституционного развития России свойственны следующие характеристики: воплощение идей классовой борьбы, построения социализма; следование конституционной истории СССР; идеологичность; политизированность; вместе с тем наличие демократических мотивов, не предназначенных для реального воплощения в жизнь; фиктивность ряда принципов и норм; отсутствие непосредственного прямого ; отсутствие контроля за выполнением конституционных норм.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИИ, ПРИНИМАВШИЕСЯ В РОССИИ ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 Г." в других словарях:

    Советы избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской Империи (в 1905 1907 гг.), в Российской республике, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в… … Википедия

    Советская Власть Советы избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Советской Республике. В Советской России и СССР с 7 ноября 1917 по 9 октября 1993 г., а также в некоторых других странах … Википедия

    Советская Власть Советы избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Советской Республике. В Советской России и СССР с 7 ноября 1917 по 9 октября 1993 г., а также в некоторых других странах … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Богоборчество». На эту тему нужна отдельная статья. Религия в СССР положение религии и конфессиональных групп в РСФСР и СССР (1918 1991). Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально… … Википедия

    Республика Грузия, государство в Центральном и Западном Закавказье. В состав Грузии входят две автономные республики Аджария и Абхазия. Грузия. Столица Тбилиси. Население: 5431 тыс. человек (1998). Плотность населения 78 человек на 1 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Республика Грузия, Сакартвело, гос во в Закавказье. Национальное название страны Сакартвело, где картвелы самоназвание грузин, а са и о парные аффиксы, служащие для образования обозначения места, т. е. в целом место (где живут) грузины. В русск … Географическая энциклопедия

    ХОЛЕРА - ХОЛЕРА. Содержание: История....................... 265 Холера в России и СССР............ 269 Этиология........ ... ......... 272 Эпидемиология X.................. 278 Географическое распространение и статистика 281 Патологическая анатомия … Большая медицинская энциклопедия

    Вооружённые Силы СССР Вооруженные Силы СССР ‒ военная организация Советского государства, предназначенная для защиты социалистических завоеваний советского народа, свободы и независимости Советского Союза. Вместе с вооруженными силами других… … Большая советская энциклопедия

2013-03-04 05:22:34

Natali отвечает:

sullustan, Общим количеством по принятию Конституций можно сказать, что их было пять. 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 годов. Но в связи с изменениями основного закона РФ с октября 1989 года по декабрь 1992 года можно предположить, что основной закон, то есть Конституция РФ, изменялся коренным образом, и был возможно учтен, как промежуточный закон что является уже шестым случаем в истории Конституции. Ну а если брать период до 1918 года, то Россия так и не стала Конституционной Монархией. И начиная с 1730 года все попытки ввести Конституционную монархию были неудачными.

2013-03-04 23:42:44

Karen777 отвечает:

sullustan, Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 году. Для неё характерны призывы к мировой революции, нормы-декларации. Следующая Конституция принята в 1924 году в СССР (1925 - РСФСР). Характерно стремление к установлению социализма только внутри союза. Провозглашены некоторые права. Её заменила Конституция СССР 1936 года (1937 - РСФСР). С одной стороны это самая прогрессивная из предыдущих, но на деле оказалось совсем наоборот - все права подавлялись. Конституция СССР 1977 (РСФСР 1978) практически ничего не изменила. Конституция РФ 1993 года завершает историю.

2013-03-05 02:36:09

AlenKa1990 отвечает:

sullustan, За всю историю России было принято пять Конституций. 1. Конституция РСФСР 1918 года. 2. Конституция РСФСР 1925 года. 3. Конституция РСФСР 1937 года. 4. Конституция РСФСР 1978 года. 5. Конституция РСФСР 1993 года. Конституция РСФСР 1918 года была принята при Ленине. На мой взгляд именно эта конституция самая жесткая, она лишала многих граждан политических прав. Конституция Российской Федерации 1993 года была принята при Ельцине и является на сегодняшний день Основным Законом Российского Государства.

2013-03-05 13:12:36

Alef отвечает:

sullustan, Попытки ввести Конституцию в России начались еще с 17 века. Какие то элементы присутствовали в правлении царей, но все же первая Конституция появилась только после революции в 1918 году. Она же и стала самой жесткой наряду с Конституцией 1925 года, где ограничивались политические права некоторых граждан. Третья вышла в 1937 году, где изменилось название страны. Четвертая в 1978 в связи со сменой руководства. Пятая и последняя была принята в 1993 году народным голосованием. Она же действует и по сей день.

2013-03-07 01:56:44

Irina90 отвечает:

sullustan, Так сложилось, что за историю нашей страны было принято 5 конституций, начиная с 1918 года (исключая различные конституционные поправки). До этого на территории нашей родины не было такой системы правовых норм. Последний царь, Николай Романов, подписал в 1905 году манифест, усовершенствовавший порядок в государстве, подарив своим "слугам" гражданские, а также политические права. В советское время Конституции были приняты в следующие годы: в 1918, 1924, 1936 и 1977 годах. Последняя Конституция была обнародована в 1993 году.

Историю российских конституций, начавшуюся примерно сто лет тому назад , как представляется, следует рассматривать "без купюр", не отбрасывая советский период. В этом случае можно увидеть некоторые характерные особенности российского политического развития и выявить его своеобразные закономерности. Кроме того, следует учитывать, что в действующей Конституции России в несколько измененной форме воспроизведены некоторые положения как Манифеста 17 октября 1905 г., сыгравшего роль первой российской конституции, так и советских конституций. Таким образом, обращение к истории конституций в России и в СССР небесполезно для понимания современной российской политической ситуации.

Конституции в России и в СССР, как правило, принимались в разгар бурных, переломных политических событий и во многом знаменовали собой переход от одного этапа российской политической истории к другому. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить даты принятия конституций или соответствующих им конституционных актов:

1905 г. - Манифест 17 октября "Об усовершенствовании государственного порядка", принятый в разгар первой русской революции;

1918 г. - Конституция РСФСР, принятая вскоре после Октябрьской революции;

1924 г. - Конституция СССР, принятая после образования Советского Союза;

1936 г. - Конституция СССР, знаменовавшая утверждение нового постреволюционного сталинского режима;

1977 г. - Конституция СССР эпохи "застоя", означавшая формирование советской системы в ее наиболее развитом, зрелом виде; - и, наконец,

1993 г. - Конституция Российской Федерации, принятая после политического противостояния и трагических событий октября 1993 г., создавшая новый политический режим с чрезвычайно сильной президентской властью.

При этом всякий раз конституция служила не столько целям ограничения верховной власти, сколько целям упорядочения ее отношений с региональными властями, политическими партиями (если только сама партия не являлась, как в СССР, важнейшей частью самой власти и государства), а также с населением. Принципиально важное для современных политических систем разделение гражданского общества и государства, а также отношения между ними в этих конституциях, как правило, было не прописано или прописано весьма не четко.

И, тем не менее, все перечисленные конституции не только сыграли значительную роль в российской политической истории, но и способствовали, хотя и в разной мере, политической, экономической и социальной модернизации страны. Так, Манифест 17 октября 1905 г. сделал возможным оформление политических партий, а также представительного и законодательного органа - Государственной Думы, ограничив этим всевластие бюрократии. В то же время, Манифест ограничил и самодержавную власть, легализовал политическую борьбу и конкуренцию различных политических сил, выражавших интересы основных социальных групп, а не только высшего сословия - дворянства. Тем самым были заложены основы для модернизации политической системы и модернизации государства, повышения их гибкости и способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Однако возникший после 1905 г. переходный политический режим не выдержал испытаний первой мировой войны и был разрушен. Вместе с тем образовавшийся на его обломках советский режим, как ни парадоксально это звучит, воспринял некоторые важные элементы, привнесенные в политическую жизнь страны Манифестом 17 октября, хотя и воспринял он их в весьма своеобразной, "инверсионной" форме. Во-первых, советские конституции завершили процесс разрушения сословного общества и сословного государства, начатый Витте и Столыпиным . Во-вторых, Советы восприняли сам принцип выборности , хотя нередко выборы были по сути безальтернативными. В-третьих, большевики использовали и институт политических партий , правда, трансформировав его в институт единственной правящей партии, слившейся с государством. В результате, новая советская бюрократия и новое "самодержавие" как бы одержали реванш, о чем предупреждал еще Макс Вебер, предрекший, что в конечном итоге "диктатура пролетариата" несомненно превратится в диктатуру бюрократии .

Советские конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. закрепили эти трансформации. Значение советских конституций состояло и в том, что в них были сформулированы важные социальные права граждан, частичная реализация которых стала одной из задач государства.

В то же время параллельно с политической и социальной модернизацией (разрушение сословного общества и государства, формирование единого и мощного государства, урбанизация, рост политической активности граждан, формирование "советского патриотизма") происходила и архаизация политической системы . Государство имело патерналистский характер, политическая оппозиция подавлялась в зародыше, обсуждение альтернативных программ развития страны было невозможно, - и все это также по существу было закреплено в советских конституциях, хотя и в закамуфлированном виде. В итоге, по мере исчерпания первоначального революционного импульса и человеческих ресурсов деревни советская политическая система становилась все менее гибкой, все более неповоротливой и уязвимой.

Российская Конституция 1993 г., как и Манифест 17 октября, была принята в чрезвычайных условиях. Несмотря на все отличия от советских конституций, Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., восприняла и некоторые их черты - например, декларативный характер многих прав граждан. Вместе с тем она стала несомненным шагом вперед в деле политической модернизации России. В ней оказались воспроизведены некоторые важные положения Манифеста 17 октября (например, положения о политических свободах, о Государственной Думе, о политических партиях), но это произошло на новом витке развития и, самое главное, эти положения были дополнены более современными и более отвечающими условиям сегодняшней России статьями. В частности, впервые в истории России в действующей Конституции зафиксирована норма о регулярно повторяющихся всенародных выборах главы государства и о том, что на посту президента данный человек не может находиться более двух сроков подряд.

На протяжении последних лет ведутся дебаты о том, надо или нет менять Конституцию или же отдельные ее положения. С одной стороны, либеральные сторонники парламентской республики в России выступают за ее изменение, поскольку видят угрозу демократии в слишком сильной президентской власти. С другой стороны, многие политики, руководствуясь различными мотивами, предлагают изменить Конституцию РФ так, чтобы один и тот же человек (например, В.В.Путин) мог быть президентом России более 8 лет. Представляется, однако, что любое изменение действующей Конституции в ближайшие годы довольно опасно и потенциально имеет больше минусов, чем плюсов . Во-первых, любое изменение конституции, которая действует всего 12 лет (срок для конституции ничтожно малый), неизбежно приведет к дестабилизации, поскольку в очередной раз в стране изменятся основополагающие правила игры. Во-вторых, изменение Основного Закона страны, сделанное под определенного человека, пусть самого хорошего и популярного в стране, недопустимо, так как тем самым подрываются сами основы конституционного строя. В-третьих, в современной России пока что нет условий для парламентской республики (в частности, нет сильных и массовых политических партий), а потому все попытки во что бы то ни стало установить ее могут привести к тем же последствиям, что и в 1917 г. (напомним, что Временное правительство, формировавшееся как коалиция различных политических партий, в конце концов, утратило контроль над положением дел в стране).

Отсюда следует, что хотя действующая Конституция РФ и несовершенна, она все же наилучшая в существующих условиях, поскольку адекватна уровню развития страны и опирается на опыт всех предшествующих конституций.