Демонстрационный материал по егэ. Что такое КИМ ГИА? Что такое КИМы ЕГЭ? Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств

Оценка учебных достижений выпускников проводится стандартизовано в максимально однородных ycловияx, и с применением максимально однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов. Тесты ЕГЭ принято называть контрольными измерительными материалами (КИМ) ЕГЭ. Количество используемых вариантов КИМ очень велико. В каждом классе на ЕГЭ практически не бывает двух одинаковых вариантов КИМ. Поэтому не следует тратить время на поиск теста-двойника. Задания КИМов и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) .

Каждый вариант экзаменационных материалов ЕГЭ содержит несколько десятков заданий, сформулированных в трех специальных формах.

  • Задания с выбором ответов (тип А) – базовый уровень. Каждому из таких заданий прилагаются по четыре равнопривлекательных-вариантов ответов. Участник ЕГЭ должен указать один, по его мнению, верный ответ из них. В заданиях такого типа теоретически возможно случайно угадать верный ответ. Такие задания считаются простыми и не должны представлять трудности для учащихся.
  • Задания с кратким ответом (тип В) , который должен быть кратко сформулирован и записан в бланке ответов в виде слова или числа. Угадать при этом верный ответ практически невозможно. Данный вид заданий считается трудным и не каждый ученик справится с ним.

Проверка ответов типа А и В осуществляется автоматизировано путем сравнения с эталоном или несколькими эталонами, которые обозначают одно и то же. Например, ответы “Иван Грозный” и “Иван IV” в тесте по истории России считаются одинаковыми.

  • Задания с развернутым ответом (тип С) - предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная контрольная работа, которая проверяется специально подготовленными экспертами. С данными заданиями могут справиться далеко не все учащиеся, а лишь те, которые специально готовятся к ЕГЭ и стремятся написать его на максимальное количество баллов.

Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г.

В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.

Учебный предмет Изменения в КИМ ЕГЭ
Математика
География
Физика
Химия
Информатика и ИКТ
Изменений нет
Русский язык Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.

Изменён формат заданий 2, 9–12.

Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий.

Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Биология Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.
Иностранные языки

Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение».

Литература Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
Обществознание Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.

Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

История Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

Оценочные средства – это совокупность материалов, измерительных инструментов, описания оценочных форм и процедур, которые используются для измерения и оценки уровня сформированности образовательных результатов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – разновидность оценочных средств, направленных на два основных процесса: контроль и измерение .

Задачи КИМ

  • Возможность квалифицированной «обратной связи» относительно образовательных достижений и пробелов студентов.
  • Повышение прозрачности и объективности процедур контроля и оценки.
  • «Доказательность» достижения заявленных образовательных результатов.

Основные требования к КИМ

  • Валидность (пригодность) – качество КИМ, отражающее способность получать результат, соответствующий поставленной цели.
  • Надежность – качество КИМ, отражающее способность во всех сходных случаях получать сходные результаты и меру доверия к полученной оценке.
  • Системность - качество КИМ, предполагающее подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой образовательных результатов.
  • Значимость - в оценочные материалы должны включаться наиболее значимые элементы содержания, отражающие запланированные результаты.
  • Объективность – качество оценочных процедур, исключающее, насколько возможно, субъективные погрешности в оценке и измерении; обеспечивается максимальной стандартизацией проведения таких процедур.

Методические рекомендации для разработчиков оценочных средств

Полезные ссылки для разработчиков КИМ

К образовательным стандартам НИУ ВШЭ разрабатываются КИМ 2-х видов

  • тесты для проверки знаний, умений и навыков (остаточных знаний) и уровня сформированности компетенций по основным дисциплинам «ядра» направления подготовки бакалавров и магистров;
  • компетентностно-ориентированные тестовые задания (КОТЗ) – экспериментальные КИМ нового типа, направленные на оценку сформированности собственно компетенций и их составляющих.

КОТЗ выявляют связь между компетенциями, заявленными в образовательном стандарте, той их частью, которая формируется и оценивается в рамках конкретной дисциплины, и уровнем сформированности (см. форма КОТЗ ).

Как формирование, так и оценка конкретной компетенции или ее составляющих в рамках дисциплины могут осуществляться на каждом из заявленных уровней:

  • уровень ресурсной базы (знания, учебные умения и навыки),
  • уровень способов деятельности (конкретные освоенные способы и инструменты, методы деятельности),
  • ценностно-мотивационный уровень.

Предполагается несколько уровней оценки компетенции:

«низкая степень сформированности»,
«базовая степень сформированности» (это пороговое значение),

«высокая степень сформированности» (продвинутый и лидерский (у магистров) уровни).

Необходимые формы для создания КИМ

Немного статистики

В проекте 2011-2013 гг. по созданию КИМ нового поколения приняли участие:

  • 159 преподавателей НИУ ВШЭ (в т.ч. из Санкт-Петербургского и Нижегородского филиалов ВШЭ);
  • 39 экспертов (в т.ч. из Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС, НИУ «МЭИ», ФГБОУ ВПО «ГУУ», НИТУ «МИСиС», МГПУ им. И.Федорова). Список экспертов

По итогам 2013 года количество разработанных КИМ к ОС НИУ ВШЭ - 98 вариантов тестов, всего за 2011-2013 гг. по проекту КИМ разработано 256 вариантов тестов.

Количество сертифицированных КИМ - 63 варианта тестов. Общее количество научно-педагогических работников НИУ ВШЭ, повысивших квалификацию по проекту "Разработка контрольно-измерительных материалов к образовательным стандартом НИУ ВШЭ" - 221 человек (из них в 2013 году - 81 чел.).

Сертифицированные варианты тестов по дисциплинам «ядра» направлений подготовки доступны в ЛМС (могут использоваться для тренировочных процедур оценки и самопроверки).