Что является объектом защиты пожарной безопасности. Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства. Какие основные требования необходимо выполнить

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1-4. Комментируемая статья, содержащая общие положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, устанавливает обязательность наличия на каждом объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности (ч. 1), определяет цель создания такой системы (ч. 2), называет составные части такой системы (ч. 3) и предусматривает требования к содержанию такой системы.

Прежде всего, следует отметить, что в Федеральном законе "О пожарной безопасности" также используется понятие "система обеспечения пожарной безопасности", но с иным содержанием этого понятия. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Соответственно, в Федеральном законе "О пожарной безопасности" понятие системы обеспечения пожарной безопасности используется применительно не к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов защиты, а, в общем - применительно к обеспечению пожарной безопасности в целом в стране.

В комментируемую вошли соответствующие положения ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Так, согласно п. 1.1 названного стандарта пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Как предусмотрено там же, системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов, и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 12.1.004-91 объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне. Там же установлено, что требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Указанные в п. 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 система предотвращения пожара и система противопожарной защиты и объединены в ч. 3 комментируемой статьи в общее понятие системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Понятия систем предотвращения пожара и противопожарной защиты определены в п. 39 и 41 ст. 2 комментируемого Закона: система предотвращения пожара - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты (п. 39); система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (п. 41). Системе предотвращения пожаров посвящена глава 13 комментируемого Закона, а системе предотвращения пожаров - глава 14 данного Закона. Обозначенный в ч. 3

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

Система предотвращения пожара

Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания;

Исключение или ограничение доступа окислителя;

Подсистему контроля газовой среды;

Подсистема молниезащиты зданий и сооружений.

Система пассивной противопожарной защиты включает в себя:

Противопожарные технические решения по генеральному плану;

Определение требуемой степени огнестойкости;

Противопожарные объемно-планировочные решения;

Технические решения по противопожарным преградам;

Противопожарные технические решения по противовзрывной защите;

Комплексную противодымную защиту;

Противопожарные технические решения по огнезащите;

Конструктивные и планировочные решения эвакуационных путей и выходов;

Технические решения по наружному водоснабжению для целей пожаротушения;

Противопожарные технические решения по энергоснабжению.

Система активной противопожарной защиты включает в себя:

Подсистему автоматического обнаружения и извещения о пожаре;

Подсистему телевизионного наблюдения;

Подсистему оповещения и управления эвакуацией;

Подсистему телефонной и радиосвязи аварийно-спасательных служб;

Подсистему управления комплексной противодымной защитой;

Подсистему водяного пожаротушения;

Подсистему пенного пожаротушения;

Подсистему автоматического газового пожаротушения технических помещений;

Подсистему автоматического порошкового пожаротушения;

Подсистему аэрозольного пожаротушения;

Роботизированные установки пожаротушения.

Система организационно-технических мероприятий включает в себя:

Подраздел проекта организации строительства и производства работ;

Программное обеспечение автоматизации подсистем активной противопожарной защиты;

Инструкции по эксплуатации подсистем активной противопожарной защиты;

Регламенты тестирования и сервисного обслуживания подсистем активной противопожарной защиты;

Приточную вентиляцию;

Вытяжную вентиляцию;

Инженерные системы жизнеобеспечения, влияющие на развитие, локализацию, ликвидацию пожара;

Инструкции о мерах пожарной безопасности и поведения персонала;

Создание пожарно-технических комиссий и добровольных дружин;

Распорядительные документы о пожарной безопасности.

Система ликвидации ЧС и пожара оперативными подразделениями включает в себя:

Оперативный план пожаротушения;

План спасения людей;

Технические решения и средства обеспечения спасения людей;

Технические решения для обеспечения успешного тушения;

Взаимодействие оперативных подразделений ГПС с другими аварийными и оперативными службами согласно оперативного плана пожаротушения.

Обязанности руководителей, работников организаций и граждан в области пожарной безопасности.

Обязанности руководителей и должностных лиц организаций

Руководители и другие должностные лица организаций:

1) обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях;

2) предусматривают организационные и инженерно-технические мероприятия по пожарной безопасности в планах экономического и социального развития организаций, создают при необходимости организационно-штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности;

3) обеспечивают своевременное выполнение противопожарных мероприятий по предписаниям, заключениям и предупреждениям органов государственного пожарного надзора;

4) внедряют научно-технические достижения в противопожарную защиту объектов, проводят работу по изобретательству и рационализации, направленную на обеспечение безопасности людей и снижение пожарной опасности технологических процессов производств;

5) обеспечивают выполнение и соблюдение требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования;

6) создают внештатные пожарные формирования и организуют их работу;

8) организуют обучение работников правилам пожарной безопасности и обеспечивают их участие в предупреждении и тушении пожаров, не допускают к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

9) обеспечивают разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводят практические тренировки по его отработке;

10) представляют по требованию органов государственного пожарного надзора документы о пожарах и их последствиях, сведения, характеризующие состояние пожарной безопасности объектов и выпускаемой продукции;

11) принимают меры к нарушителям противопожарных требований, взыскивают в установленном законодательством порядке материальный ущерб с виновников пожара;

12) предоставляют в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь технику, горюче-смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.

Обязанности работников

Работники обязаны знать и выполнять требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, являющихся составной частью их профессиональной деятельности.

Обязанности граждан

Каждый гражданин обязан знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту и производственной деятельности, оказывать посильную помощь в ликвидации пожаров.

Собственники квартир, домов и квартиросъемщики обязаны предоставлять возможность должностным лицам органов государственного пожарного надзора и представителям внештатных пожарных формирований проводить пожарно-технические обследования жилых и подсобных помещений в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Обучение должностных лиц, работников и граждан правилам пожарной безопасности.

Органы местного самоуправления городов и районов обязаны организовать обучение мерам пожарной безопасности на своих территориях и назначить организации и лиц, ответственных за его проведение.

Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Виды, задачи и цели обучения мерам пожарной безопасности

Обучение мерам пожарной безопасности подразделяется на следующие виды:

Противопожарный инструктаж;

Противопожарная подготовка по специальным программам в учебных заведениях и в процессе повышения квалификации,

Пожарно-технический минимум;

Лекционная противопожарная подготовка.

Основными задачами обучения мерам пожарной безопасности являются:

Повышение уровня противопожарных знаний населения;

Привитие навыков пожаробезопасного поведения, соблюдения противопожарного режима на объектах и в быту, пользования первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной помощи и действий

в случае пожара.

Основными целями обучения мерам пожарной безопасности

являются:

Предупреждение пожаров;

Предупреждение гибели и травмирования людей на пожарах;

Снижение потерь и других тяжких последствий от пожаров.

Планирование противопожарных мероприятий.

Пожарная безопасность производственных объектов обеспечивается разработкой:

Системы предотвращения пожаров;

Системы пожарной защиты.

Система предотвращения пожара должна разрабатываться по каждому объекту из расчета, что нормативная вероятность возникновения пожара принимается равной не более 10-6 в год в расчете на отдельный пожарный элемент данного объекта (ГОСТ 12.1.004-76).

Образование очагов пожаров и их развитие зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений и пожароопасности технологических процессов.

По пожарной опасности объекты подразделяют на 5 категорий.

Здания и сооружения по огнестойкости делятся на 5 степеней:

1. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов, а несущие конструкции обладают повышенной сопротивляемостью к воздействию огня.

2. Основные элементы выполнены из несгораемых материалов.

3. С каменными стенами и деревянными оштукатуренными перегородками и перекрытиями.

4. Оштукатуренные деревянные здания.

5. Деревянные неоштукатуренные строения.

Наиболее опасными являются здания и сооружения, выполненные из сгораемых материалов 3-й, 4-й, 5-й степеней огнестойкости. Ориентировочное время развития пожара до полного охвата его огнем: для зданий и сооружений 1-й и 2-й степени – не более 2 часа; 3-й степени – не более 1,5 часа; 4-й и 5-й степеней – не более 1 часа.

Чем больше расстояние между зданиями, тем медленнее будет распространяться пожар на другие здания.

Для увеличения сопротивляемости к воздействию к огню деревянные поверхности покрывают огнезащитными покрытиями.

К ним относятся:

ü эмаль ХВ, ГОСТ ТУ51-69-6-10-75 (четырехкратное нанесение);

ü краска «Экран», ГОСТ 310-74 (двукратное нанесение);

ü краска вспучивающаяся ВПМ – ТУСП-115-75;

ü обмазка суперфосфатная, состоящая из:

Суперфосфата – 70%, воды – 30%;

ü поверхностная пропитка МС, состоящая из:

Диаммоний фосфат – 20%;

Супосфат аммония – 5%;

Вода – 72%;

Керосиновый контакт – 3%;

ü обмазка ИГС, состоящая из:

Известь – 74%;

Пушонка – 4%;

Глина – 11%;

Поваренная соль – 11%.

На объекте экономики необходимо предусматривать устройство искусственных водоемов, приспособленных для тушения пожаров.

Емкость искусственных водоемов следует принимать до 1500 м 3 на 1 км 2 территории. Они должны размещаться на расстоянии не более 500 м друг от друга. К ним должны устраиваться подъезды, обеспечивающие удобный забор воды в любое время года.

1. Исключить возможность образования горючей среды.

2. Предотвратить возникновение в горючей среде источников зажигания.

1. Предотвращение образования горючей среды достигается:

Применением герметичного производственного оборудования;

Максимально возможной заменой в технологических процессах горючих веществ и материалов – негорючими;

Ограничением количества применяемых и хранимых горючих и взрывоопасных веществ, а также правильным их размещением;

Изоляцией горючей и взрывоопасной среды;

Организацией контроля за состоянием воздуха в помещениях;

Применением рабочей и аварийной вентиляции;

Отводом горючей среды в специальные безопасные места;

Использованием ингибирующих добавок.

2. Предотвращение образования в горючей среде источников зажигания достигается:

Соответствующей эксплуатацией машин, механизмов и др. оборудования, которые могут явиться источником зажигания горючей среды;

Применением электрооборудования, соответствующего классу пожаро- и взрывоопасных зон;

Устройством молниезащитных зданий, сооружений;

Недопущением температуры нагрева горючих веществ, материалов и конструкций;

Применением не искрящего инструмента при работе с легковоспламеняющимися веществами;

Ликвидацией условий для теплового, химического, микробиологического самовозгорания образующихся веществ, материалов, изделий и конструкций.

Для предотвращения пожаров на производстве необходимо:

Назначить приказом ответственных за пожарную безопасность цехов, участков, складов, помещений и т. п.;

Организовать пожарную охрану объекта (оборудование пожарной и охранно-пожарной сигнализацией помещений, складов, оборудовать первичными средствами пожаротушения);

Организовать обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности;

Разработать планы по внедрению современных средств пожаротушения и по возможности их внедрять;

Разработать инструкции и довести до рабочих и служащих о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами;

Разработать инструкции и довести до рабочих и служащих объекта о действиях их при возникновении пожара (см. приложение № 1 «Инструкция о мерах пожарной безопасности»);

Установить соответствующие знаки пожарной безопасности (показать знаки на стендах в классе);

Назначить комиссию по проверке пожарной безопасности объекта;

Оснастить всем необходимым команду (отделение) пожаротушения, которое создается на объекте;

Обработать деревянные поверхности огнезащитными покрытиями;

Оборудовать эвакуационные выходы из производственных зданий и помещений. Выходов должно быть не менее двух. Они располагаются рассредоточено;

В помещениях, в которых работают с горючими веществами и материалами, должно быть два огнетушителя на 100 кв. метров помещения.

Планирование противопожарных мероприятий на объекте в мирное время заключается в следующем:

Приказ о назначении и составе пожарно-технической комиссии объекта экономики;

План работы пожарно-технической комиссии на квартал;

Приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность территорий, зданий, сооружений, помещений цехов, участков, технологического оборудования, электросетей;

Ведение журналов учета прохождения противопожарного инструктажа;

Приказ о создании и составе пожарных команд или отделений пожаротушения;

Приказ (инструкция) об установлении противопожарного режима:

Ø определены и оборудованы места для курения;

Ø определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

Ø установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

Ø определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Ø регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытие помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара;

Ø определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

После этого преподавателю необходимо отметить, что разрабатывает начальник противопожарной службы в военное время. Здесь необходимо преподавателю отметить, что начальник противопожарной службы разрабатывает и корректирует «План службы по обеспечению пожарной безопасности объекта военного времени».

Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности. Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:

  • предотвращение пожаров,
  • организационно-технические мероприятия.

Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.

Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории. А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре. То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.

И тут на помощь приходит , в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.

Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека. И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны. К тому же возрастает угроза гибели людей.

Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.

Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей. Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран. Этой позиции уделяется особое внимание.


Правильная эвакуация людей

Обеспечение защиты людей при эвакуации

Начнем с того, что за обеспечение отвечает:

  • система оповещения и управления;
  • противодымная защита.

Необходимо отметить, что обе системы начнут работать лишь после того, как на них придет сигнал от системы обнаружения пламени огня. И тут появляются риски:

  1. Система обнаружения должна сработать безотказно.
  2. Это касается и самих систем: противодымной, оповещения и управления.

То есть, безопасная эвакуация людей произойдет лишь тогда, когда сработают эффективно все системы противопожарной защиты.

Но это не все, что касается эффективной эвакуации. К сожалению, надо констатировать, что некоторое количество людей при эвакуации ведут себя не адекватно. Срабатывает экстремальная обстановка и психологический характер людей. Поэтому важно грамотно управлять толпой, не дать перейти ее точное движение по проложенным маршрутам в хаос.

И еще один момент, который называют временным. Здесь учитывается время эвакуации, то есть, временной период от начала пожара до выхода из зоны возгорания последнего человека. Есть второй временной показатель – это время от начала возгорания до закрытия эвакуационных путей, потому что возникла угроза перебрасывания пламени на их пространство. Оптимальное соотношение, когда первый временной период меньше, чем второй. То есть когда говорят о пожарной безопасности объекта защиты, его обеспечении, то обязательно учитывают данное соотношение.

Добавим, что скорость перемещения людей по эвакуационным маршрутам зависит от нескольких факторов:

  • плотность людского потока;
  • возрастные группы эвакуируемых, чем больше детей и пожилых, тем скорость перемещения ниже;
  • размеры выходов на участках в конце путей эвакуации.

Скажем так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

  • выполняются требования ПБ в полном объеме, обозначенные Федеральными законами;
  • пожарные риски не больше нормативных, также обозначенных в ФЗ.

Есть исключения, в которые входят объекты защиты, не включенные в ФЗ. Для них обеспечение ПБ считается выполненной, если их риски не превышают нормативные. Но есть и другой момент.

Если все требования по противопожарной безопасности выполняются, то пожарные риски можно не учитывать.

Конечно, последнее положение вызывает некоторые вопросы. Сложно сопоставить безопасность с людскими рисками. Последнее вроде нельзя не учитывать. Но специалисты посчитали, что если требования выполнены на сто процентов, то риски сводятся к нулю. В реалии все обстоит по-другому. Поэтому проверяющие органы очень строго следят за обеспечением выполнений Правил ПБ.

Итак, отвечая на поставленный вопрос, что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, ответим так: первое – предотвращение возникновения пожаров, второе – безопасность людей и их имущества.