~Что такое потребительское общество? Информационное общество и гуманизм потребительской культуры

Постиндустриальная цивилизация характеризуется вопиющим отрывом от человеческой природы и эйфорией от успехов научно-технического прогресса. Парадокс «общества изобилия» заключается в том, что человек, потребляя значительно выше некоторого физиологического минимума, лишает себя дарованных эволюцией преимуществ и здоровья. Современная медицина извлекает прибыль из сложившегося положения вместо того, чтобы заботиться о совершенствовании человеческого вида, направляя его эволюцию с учетом законов Природы.

Порочность сложившейся общественной системы обусловлена разрушением окружающей природной среды, несоразмерным с пользой от чрезмерного потребления. Жизнедеятельность каждого человека страдает и в результате употребления пищевых веществ, несовместимых с нормальным функционированием физиологических систем. Повышение уровня материального «благосостояния» не должно сопровождаться ухудшением жизненно важных показателей окружающей среды: воздуха, воды и пищи. В противном случае технический прогресс становится преступлением против человечества.

Неслучайно «вожди западной цивилизации» навязчиво рекламируют миру уровень потребления, якобы обеспечиваемый «демократией». «Демократизированные» государства становятся рыхлыми, как песок, воспроизводство населения прекращается и их ресурсы можно загребать голыми руками.

Однако более опасными являются «демократические стандарты потребления», внедрение которых является утопическим экспериментом по созданию искусственного человека, подсаженного на мнимые достижения цивилизации. Это приведет к вырождению человеческого вида, поскольку за исторически ничтожный отрезок времени нельзя изменить принципы работы нашего организма.

Кадр из фильма “Чужие среди нас”

По существу общество потребления является тоталитарным, хотя и обходится без харизматического лидера.

«Харизмой» этого общества является потребительская реклама, которая пронизывает все информационное пространство и выключает мышление граждан. Потребитель, изначально формирующий спрос, теперь становится пассивным звеном, так как этот спрос создается искусственно с помощью изощренной рекламы. Предложение производителя, довлеющее над спросом, можно рассматривать как диктатуру потребления. Граждане с умным видом покупают то, что вредно для здоровья или, в лучшем случае, бесполезно. Часто «чтобы соответствовать» они не останавливаются ни перед чем, забывая и о собственном здоровье.

За антиприродный образ жизни «доходяги» – курильщики и автомобилисты – должны расплачиваться не только своим здоровьем, но и налогами в пользу тех, кто не наносит ущерба Природе. Очевидно, что «демократические преобразования» устроили люди жадные, любящие не родную природу, а чужеземное ВТО. Отвязанный пищепром является подельником Капитала, а медицина – его служанкой.

К достижениям ущербной цивилизации, построенной на извлечении прибыли даже из воздуха (потому что дышать становится нечем), следует относиться настороженно и самим позаботиться о своем здоровье. Это позволит не только сохранить его на долгие годы, обеспечив настоящее качество жизни, но и минимизировать материальные затраты.

В этом аспекте интересна и проблема предумышленного физическое и морального изнашивания товаров.Ключевое слово – “предумышленное”, то есть хладнокровно спланированное производителем с тем, чтобы потребители чаще делали покупки.

Соответственно, увеличивается производство товаров – разгоняется промышленный рост. Правда, одновременно ползет вверх и спрос на невозобновляемые ископаемые, стремительно накапливаются отходы. С учетом возрастающего числа покупателей – народу-то прибавляется – дорожает сырье. Следовательно, сами товары тоже дорожают и многим становятся не по карману: приходится либо отказываться от покупки, либо брать потребительский кредит. В итоге производители с банками богатеют, неравенство нарастает, даже аполитичные персоны перебираются в палатки на Уолл-стрит в Нью-Йорке, к собору Св. Павла в Лондоне и т.д.

Опыт использования товаров с намеренно сокращенным сроком службы есть у каждого. Так, некогда производители сменных кассет и одноразовых станков для бритья соревновались в их способности сохранять остроту. Потолка достигли где-то к началу XXI века: лезвия могли служить до года. Ясно, что продажи их мигом упали. В ответ фирмы ухудшили качество стали – состарили изделия физически, и теперь лезвия тупятся за пару недель. Заодно их состарили морально, выпустив свежие модельные линейки. По всему миру мужчины и женщины без конца покупают и новые кассеты, и новые модели станков, щедро рекламируемые за счет, естественно, самих мужчин и женщин. Пластмасс и металлов требуется все больше, они дорожают, кассеты тоже, производители довольно потирают руки.

Ну ладно, лезвия все-таки мелочь. А аккумуляторы – автомобильные, компьютерные, телефонные, для зубных щеток, игрушек, несть им числа? Порой производителю нелегко удержаться от того, чтобы не предусмотреть “своевременного” выхода этой незаменимой штуки из строя. Рынок аккумуляторов цветет и пахнет, а литий, никель, свинец, серная кислота растут в цене, углубляя пропасть между бедными и богатыми. Это – экономический рост? Нет, профанация. А если и рост, то злокачественный.

Или представьте фабрику, которая делает колготки из нервущихся и неистирающихся ниток. Что будет, когда у каждой дамы появятся несколько пар “вечных” колготок? Реализация продукции устремится к нулю, поэтому вывод один: колготки должны быстро рваться! А что принесет массовое производство неизнашиваемых автопокрышек? Грохнется их потребление, остановятся огромные комбинаты по синтезу резины, изготовлению и утилизации шин. Значит, изобретение “вечной” покрышки надо отмониторить, выкупить и засекретить.

“В недрах РЖД есть сопротивление процессу внедрения нанопокрытий и сопряженных технологий обработки колесных пар, – приводит академик Сергей Глазьев пример из отечественной практики. – Мотив здесь очень простой, если колесные пары будут служить в десять раз дольше, чем сейчас, значит, будет меньше спрос на вагоны, что затронет чей-то бизнес”.

Впрочем, на Западе тема изучена гораздо лучше, чем в республиках, которые едва вскарабкались на рыночные рельсы: впервые о предумышленном изнашивании как о стимуляторе экономического роста заговорили в США аж в 1920-х годах. Год назад вышел франко-испанский документальный фильм “Заговор против лампы”, посвященный априорной порче изготовителями утюгов, телевизоров, тостеров, холодильников, стиральных машин, принтеров и прочего ширпотреба. Еще в середине XX века производители лампочек, заключив картельный сговор, снизили срок их работы с более чем 2500 часов до 1000 часов. Примерно в ту же пору (лет этак 60 назад) колготки годились для буксировки автомобиля, однако патент на “вечный капрон” был выкуплен и упрятан:

Вещь, которой нет износа, – катастрофа для предпринимательства.

Разумеется, сказанное актуально не для всех отраслей. Нельзя вообразить предумышленное изнашивание в агропроме – сокращение урожайности, привесов скота, сроков годности еды или ухудшение ее вкуса. То же касается производства вооружений, авто, кораблей и прочего, связанного с безопасностью. Но имеется также область, где придерживание научных открытий – больше чем вредительство. Интернет забит предложениями “уникальных” лекарств от рака, болезнь продолжает свою жатву, и вряд ли найдется не затронутая ею семья. Число “чудо-препаратов” множится, но рак – за редчайшими исключениями – не исцелим. А как вы хотели? Допустим, нашли вакцину или иную панацею вроде витамина В17, и рак исчез, как целый ряд других некогда смертельных болезней. Испарятся ведь и сверхприбыли, которые приносят “чудо-препараты” жуликоватым производителям. А СПИД? За 30 лет после его появления отстроена могучая индустрия по извлечению маржи.

По Земле периодически прокатываются слухи, будто уже найдены действенные средства и от канцера, и от вируса иммунодефицита. Изредка об этом громко заявляют и проводят пресс-конференции, но всякий раз “инфоповод” подозрительно затухает. Остается предположить, что если такие средства и впрямь разработаны, их тут же укрыла тайна и оборвались миллионы жизней. Вопрос вопросов: есть ли способ побороться за эти миллионы?

Само собой разумеется, что все это пошло, нагло и безвкусно. Однако в фотографиях с сайта Rich Kids of Instagram («Богатые дети в Instagram»), о котором писала на прошлой неделе Guardian, есть кое-что еще, не сводящееся к обычному отвращению к грубой демонстрации роскоши. На этих фотографиях юноши с четырьмя часами Rolex на руках и другого юноши, позирующего перед своим вертолетом, на бесчисленных машинах, яхтах, туфлях, особняках, бассейнах и испорченных белых мальчишках, кривляющихся в частных самолетах, изображая гангста-рэперов из черных гетто, лежит тень чего-то худшего. После просмотра нескольких десятков подобных картинок возникает непонятное, но тревожное чувство.

Разумеется, такие фотографии, по идее, должны возбуждать зависть. Однако вместо этого от них несет отчаянием. Юноши и девушки теряются на фоне собственной дизайнерской одежды. Вещи затмевают и обезличивают людей настолько, что владелец как будто бы сам превращается в имущество. Голова лежащей на кровати девушки едва виднеется из-под завала пакетов Chanel, Dior и Hermes. Подписи гласят «шоппинг-шоппинг» и «#золотаялихорадка», однако вместо картины изобилия перед нами наглядный образ пустоты. Эта сцена буквально пропитана отчаянием и одиночеством: компанию молодой женщине составляют только пакеты из магазинов и ее собственное отражение в зеркале.

Возможно, я проецирую свои предубеждения. Однако мои ощущения подтверждаются впечатляющим количеством психологических исследований. Психологи утверждают, что «вещизм» — свойство, которое встречается и у бедных и у богатых и которое исследователи определяют, как «систему ценностей, основанную на пристрастии к вещам и к создаваемому ими социальному образу», разрушителен как для общества, так и для отдельного человека. Он лишает тех, кто ему поддался, радости жизни и душевного спокойствия и несет тревогу, депрессию и крах отношений.

Корреляция между вещизмом, несчастьем и неспособностью к сопереживанию и взаимодействию с людьми была замечена давно. Однако исследования, проводившиеся в последние годы, устанавливают причинно-следственную связь. Например, серия экспериментов, результаты которых в июле опубликовал журнал Motivation and Emotion, продемонстрировала, что рост вещизма снижает человеческое благополучие (качество отношений, автономность, осмысленность жизни и т. д.). Когда вещизма становится меньше, люди, напротив, становятся благополучнее.

В ходе одного из исследований ученые работали с группой 18-летних. Затем — через 12 лет — они снова проверили ту же группу. Исследуемых просили оценить важность различных целей — работы, денег и статуса с одной стороны, и принятия, общности интересов и причастности к сообществу, с другой. После этого им давали стандартный диагностический тест, выявляющий проблемы с душевным здоровьем. И в 18 лет, и в 30 лет, люди, более склонные к вещизму, были больше склонны и к психическим расстройствам. Но те из них, в ком за это время вещизма стало меньше, стали счастливее.

В другом случае психологи изучали то, как исландцы переносили экономический коллапс, который произошел в их стране. Одни пытались найти опору в вещизме, а другие стали меньше интересоваться деньгами и больше обращать внимания на семью и общественную жизнь. Вторая группа продемонстрировала более высокий уровень благополучия, чем первая.

Эти исследования — при всей своей показательности — устанавливают только корреляцию. Однако затем исследователи пропустили группу подростков через церковную программу, направленную на то, чтобы переключить детей с трат на помощь и сбережение. Самооценка участвовавших в программе детей, которые до этого проявляли вещизм, заметно возросла, в то время, как у их собратьев в контрольной группе — нет. У тех, кто не страдал от вещизма до программы, самооценка не изменилась.

В другой статье, вышедшей в Psychological Science, сообщается о контролируемом эксперименте, в ходе которого на людей постоянно воздействовали образами предметов роскоши, текстами, адресованными не гражданину, а потребителю, и словами, ассоциирующимися с вещизмом (такими, как «покупать», «статус», «престижный» и «дорогой»). Подопытные демонстрировали незамедлительный, но временный рост материальных устремлений, тревожности и депрессии. Они также становились более склонными к конкуренции и эгоистичными, у них снизились чувство социальной ответственности и склонность участвовать в трудоемкой социальной деятельности. Исследователи подчеркивают, что, так как реклама постоянно бомбардирует нас подобными образами, а наши СМИ постоянно представляют нас именно потребителями, эти временные эффекты могут возникать на более или менее постоянной основе.

Наконец, авторы третьей работы, опубликованной, парадоксальным образом, в Journal of Consumer Research, наблюдали в течение шести лет 2 500 человек. Исследование выявило двухстороннюю взаимосвязь между вещизмом и одиночеством: вещизм взращивает в людях социальную изоляцию, которая, в свою очередь, развивает вещизм. Люди, отдалившиеся от окружающих, привязываются к вещам, и эта привязанность в дальнейшем вытесняет социальные отношения.

Оба варианта вещизма, приводящие к этому эффекту — использование вещей как мерила успеха и поиск счастья через приобретение — можно увидеть в Rich Kids of Instagram. Только прочтя эту статью, я понял, что в этих фотографиях так выбивало меня из колеи: они выглядят как своего рода сознательное нанесение себе социальных увечий.

Вероятно, это отчасти объясняет, почему основанная на безостановочном росте экономическая модель продолжает, на свой лад, преуспевать, пусть и оставляя за собой хвост из неоплатных долгов, душевных болезней и разрушенных отношений. Социальная атомизация — это, возможно, лучшая стратегия продаж в истории, а бесконечный маркетинг выглядит почти идеальным методом атомизации.

Вещизм заставляет нас все время сравнивать то, что имеем мы, и то, что имеют окружающие. Вредоносный сайт о «богатых детях» издевательски иллюстрирует и грубо подстегивает эту гонку. Конца ей нет и быть не может. Если у тебя четыре «ролекса», а у кого-то — пять, тебе не хватает одного, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Материальное выражение самооценки снижает самооценку.

Я хочу подчеркнуть, что говорю не о различиях между богатыми и бедными: бедные могут поддаваться вещизму не хуже, чем богатые. Речь идет об общей социальной тенденции, порожденной государственной политикой, действиями корпораций, коллапсом сообществ и общественной жизни и нашей покорностью системе, которая выедает нас изнутри.

Мы делаем ужасную ошибку, позволяя себе верить, что чем больше у нас будет денег и вещей, тем благополучнее будет наша жизнь. В это верят не только несчастные запутавшиеся дети с фотографий, но и почти каждый министр почти каждого правительства. Суетные амбиции, страсть к материальному, безостановочный рост: вот формула массового несчастья.

Алёна и Юрий Виндт

Потребительское отношение к материальному миру

Потребительство - игра «в одни ворота». Цель потребительского существования - создание себе максимально комфортных условий любой ценой, даже ценой собственной жизни. Ведь постоянное притекание энергий в виде вещей, денег и т. д. распирает маленький мирок, пока тот не лопается, как воздушный шар. Взамен потребитель ничего не даёт окружающему миру.

Основа потребительства - признание собственной обездоленности, слабости и беспомощности, и получение удовольствия от нахождения в этих состояниях. Делать ничего не надо, ведь заранее известно, что ничего не получится. А другая сторона этого комплекса неполноценности - громадная претензия на важность и исключительность своей персоны. Так что окружающие должны осознать, какое им выпало счастье - жить рядом с потребителем и, естественно, исполнять все его прихоти и желания. Потребительское отношение приводит к Долгам. Долги ограничивают возможности человека, постоянно указывая ему на необходимость изменений.

Долг - страж материального Мира, который не даёт потребительству расцветать пышным цветом. Люди ощущают Силу данных обязательств и работают с ними, то есть долги отдают, а обещания выполняют. Невозвращенный Долг - канал, по которому утекает Жизненная Сила. Кроме того, по такому каналу в любой момент у вас могут потребовать энную сумму, и хорошо, если только ту, которую вы задолжали.

Вместо потребительского отношения Человек выстраивает с материальным Миром взаимодействие по принципу сотрудничества и целесообразности. То есть он знает, с какой целью совершает то или иное действие, а вещи наполняет содержанием, и они выполняют свою задачу, усиливая Быт и Социум. Человек излучает Благодарность окружающему, т. к. именно материальный Мир дарит пришедшему сюда физическое тело, способное действовать, творить и созидать.

Махмутов Гамиль

Потребительство, или «Брат-2»

Хотите узнать, что на самом деле является потребительством? Нет? А!!! Значит, вы боитесь, что вас могут разоблачить! Вот скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите на занятия? Знания получать? Хорошо! А ещё для чего? Заниматься? Здорово!!! А как вы думаете, опытом надо делиться? А когда вы последний раз делились опытом?

Представьте себе такую картину: молодой человек проснулся утром и обнаружил, что у него нет нормальной пары носков. В ванной лежат его грязные носки, в шкафу лежат чистые, но дырявые. Что же делать? - Ладно, возьму у своего брата пока, потом отдам как-нибудь. С этими словами он незаметно пробирается в комнату брата и берёт носки из его шкафа. Но оказывается, тот не спал, а просто лежал с закрытыми глазами. И когда первый братан забрался в шкаф - второй брат тихонечко спросил: «Ну и чего ты там забыл?». Но тот не растерялся: «А помнишь, ты надел мою шапку и ничего не сказал?! Так вот, настало время восстановить справедливость!» - сказав так, он внаглую взял носки своего брата и ушёл в свою комнату. Брат-2, конечно же, не стал терпеть такой наглости и пошёл на разборки! Далее были слышны лишь крики, шум, грохот и возня…

Брат № 1 поленился постирать и зашить свои носки, и воспользовался чужими. Затем, когда его цапнули, нагло оправдался (хотя такому поступку нет оправдания) и продолжил своё чёрное дело.

Это отдалённо напоминает то, что происходит на наших занятиях. Да-да!!! Вы пришли на занятие, получили знания. На следующее занятие вы приходите так же получать знания, не воспользовавшись первичными. К примеру, у вас дома или на работе появились какие-то проблемы (в случае с братьями это оказались грязные носки). Вы знаете, как справиться с проблемами, но предпочитаете рассказывать об этом другим, чтобы те приняли за вас решение или даже совершили какое-то действие. Вы это оправдываете «дружескими отношениями». И даже если вы понимаете, что поступаете нехорошо, всё равно продолжаете потреблять своего друга, либо инструктора (вообще-то, настоящий инструктор не позволит этого), убеждая себя в правильности своих действий. Возможно, вы считаете, что у вас есть большая внутренняя сила, раз вам удаются манипуляции тем или иным человеком, но на самом деле вами руководит какое-то качество и, манипулируя в первую очередь вами, использует других людей. Получается, что у вас не хватает сил даже справиться с самим собой и остановить это позорище! Может быть, громко сказано, но верно! И знайте, что якобы решив эту ситуацию (проблему), вы не приобрели никакого опыта, кроме опыта потребления. И эта ситуация к вам снова вернётся, потому что вы по-настоящему не решили проблему, а Силы снова вам подсунут такую «бяку», но в более пикантном варианте. И что будет, если не окажется рядом того человека, кем вы воспользовались в прошлый раз? Да к тому же, вдруг тот самый человек тоже решит воспользоваться вашей помощью в этот неподходящий момент и придёт к вам уже со своей проблемой. Вы же не будете рисковать своими дружескими отношениями, не так ли?

Есть такая закономерность: как вы относитесь к окружающему миру, так и он относится к вам. Если вы видите, что у кого-то трудности в чём-то и помогаете справиться с ними, то и вам помогут в трудную минуту. Но это не значит, что надо делать всё за других - стирать и штопать носки!!! Иначе вас могут неправильно понять и вместо вас пойдут на свидание с вашей девушкой!

Если же вы ничего не делаете при виде того, как другие мучаются, запутавшись в своих проблемах, то при возникновении проблем у вас всем так же будет наплевать. Если же вы постоянно пользуетесь чужими вещами, идеями, силами и т. д., создавая другим проблемы, то поразмышляйте, откуда у вас столько проблем.

Итак, выбор за вами…

Потребление - использование природных и искусственных вещей. Человеческое потребление имеет одну особенность: оно как правило одноразовое, причем заметна тенденция к постоянному снижению срока пользования вещами. Цивилизация "породила" миллионы нужных и ненужных вещей, которые при своем изготовлении требуют природных материалов. То есть пользуясь вещью, мы осуществляем вторичное потребление. Даже если вещь ни разу не использовалась - природные богатства были затрачены на её производство. Потребление искусственное не похоже на потребление естественное - оно не регулируется природной средой и потребностями организма. Потребление стремится к бесконечности. И это не всё. Само потребляющее человечество растет. Происходит настоящий взрыв потребления. Как будто этого мало. Потребительство возводится в культ, становится одним из основных мотивов поведения. Потребительство - сознательное увеличенное потребление сверх нужного (диктуемого потребностями), погоня за вещами, приобретательство ради приобретательства. Чем ближе к потребительству, тем меньше используются изготовленные и приобретаемые вещи. Сразу замечу, что неразумно ограничивать рассмотрение потребительства индивидом и призывать каждого к довольству малым. Мы часто приобретаем вынужденно, под давлением социальной среды и требований государства. Кроме того, потребление вовсе не ограничивается индивидом.

Человек не только берет у природы слишком много, беда в том, что он почти ничего не возвращает. Есть гипотеза, что земная биомасса стабильна по величине. Но если и так, неизменность была прервана человеком. Сжигая растительность (древесину, в частности), животные останки, биоотходы, человек выводит большую часть биомассы из природного круговорота. Меняется и соотношение: доля человеческих существ в биомассе растет. И один из основных способов "захоронения" человеческих трупов (если можно так выразиться) - сожжение. Потребление не автоматически ведет к потребительству, но у человека потребление определяется не потребностями, а потому неизбежно превращается в потребительство. В отличие от грабежа, здесь нельзя говорить о неправильной стратегии поведения. Человек может приобретать на результаты своего труда, точнее заработок. Изначально потребление и приобретение вызваны необходимостью, но даже бедные люди необходимостью никогда не ограничиваются. Если же говорить о цивилизации и культуре в целом - они расточительны. Невозвращение биомассы - только один из примеров расточительности. Человек может проиграть и пропить всё своё состояние - вот пример индивидуальной расточительности. Все люди могут промотать природное богатство, которым можно пользоваться миллионы лет, за несколько столетий. Потребительство ведет к истощению, порой быстрому.

Потребительству следует противопоставить не экономию, а простую жизнь. Потребление, основанное на потребностях - поддерживает жизнь, потребительство жизнь угнетает. Уже не искусственные вещи служат жизни, а она тратится на их изготовление, приобретение, использование. Помимо расточительства, потребительское поведение нерационально. И мы находим расточительство и путаницу как на уровне индивида, так и на уровне крупных социальных объединений, особенно в государстве. Большое количество вещей и продуктов пропадает на складах, при транспортировке, в авариях и катастрофах. Каждый может потреблять меньше и отказаться от потребительства как стиля жизни. Поменяет ли это что-то в большом масштабе? Совсем ничего, пусть даже таких людей будут тысячи. Потребительство стало эталоном, человека, не принимающего его воспринимают как ненормального. Если под нормой понимать общепринятое, то отвергающие потребительство (не потребление!) аномальны. Но если говорить о здравом разуме, то как раз они только нормальны. Потребительство можно интерпретировать как манию, болезнь. Лечиться от неё нужно прежде всего для самого себя. В ситуации, когда движение человечества определяется цивилизацией, бороться против окружающего нас потребительства бесполезно. Но осознавать исходящую от него опасность нам необходимо.

Тест по теме "Человек" представлен в двух вариантах. Составлен на основе материалов ФИПИ. Состоит из части А (30 вопросов) и часть В (7 заданий). Соответствует стрруктуре ЕГЭ. Может использоваться как для подготовки учащихся к ЕГЭ, так и для контроля ЗУН по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Человек». Вариант 1

A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности 2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания 4)взаимодействие с окружающим миром

A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать

1)культурой 2)экономикой 3)мировоззрением 4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей 2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств 4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

1)самосохранении 2)самореализации 3)самопознании 4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма 2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента 4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы 2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям 4)осознавать собственные потребности

А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

Постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

  1. И.И. Мечников 2) И.П. Павлов 3) Ч. Дарвин 4)Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут ствует у животного?

  1. обменные процессы
  2. творческая активность
  3. работа органов чувств
  4. потребность в пище

А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям
  2. цель состоит в получении достоверного знания
  3. субъектом выступает отдельная личность
  4. результатом является новый продукт

А 16. Воля – это

  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
  2. способность дать сдачи обидчику
  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А17 . Ученик для учителя является:

  1. объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. Радиожурналист 2) двоюродный брат 3) преподаватель вуза 4) руководитель предприятия?

А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении

А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру гих людей о себе.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А26 . К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ
  2. познание законов развития природы
  3. формирование религиозных представлений о мире
  4. сочинение музыки

А27 . Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека
  2. может доставлять человеку удовольствие
  3. предполагает наличие цели
  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже ния какой-либо цели.

1) верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи тель индивидуально свободных черт называется:

  1. Деятелем 2) индивидом 3) лидером 4) личностью

А30. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

  1. Самоотдача 2) материальная выгода 3) гордость за совершённое 4) наслаждение мастерством.

Часть В

В1 . Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, - это

Ответ_________

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «структура деятельности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Субъект; цель; средства; индивид; объект; результат.

Ответ_________________

В 3. Установите соответствие между видами деятельности, данными в пер вом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

В 4 . Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Найдите в приведенном списке базовые потребности человека

  1. Потребность в законе
  2. Потребность в общении
  3. Потребность в нравственном совершенствовании
  4. Потребность во взаимодействии
  5. Потребность в достижении истины
  6. Потребность в возрастании добра

Ответ______________

В 5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1 ) фактический характер ; 2 ) характер оценочных суждений

(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».

Ответ_____

В 6

«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»

Ответ_____________

В 7 . Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности
  2. Стремление к самореализации
  3. Умение приспосабливаться к природным условиям
  4. Устойчивые взгляды на мир и сове место в нем
  5. Потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ_______

Ответы:

Деятельность

индивид

ВАБВА

2122

ВДЖБИА

Вариант 2

А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
  4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.

А2 . Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.
  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще ния.

А3 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по требность в

1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности

А4 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1)членораздельная речь 2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностей

А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А6 . Основным фактором формирования личности является

1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности

А7 . Личность – это

  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
  2. темперамент человека, его характер
  3. неповторимые психофизиологические особенности человека
  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А8 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:

  1. единичного представителя человеческого рода
  2. особенности темперамента человека, его характер
  3. трудовую активность человека
  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А10 . Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.

А11 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12 . Какой признак характеризует человека как личность?

1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье

3)принадлежность в виду homo sapiens 4)особенности внешности

А13 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

1)художественного образа 2)мифологического знания

3) религиозной нормы 4) научного знания

А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида 2) индивидуальность 3)организм 4) личность

А15 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

  1. административной 2) практической 3)материальной 4)творческой

А16 . И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. самореализации 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании

А17 . Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия 2) предварительно обдумывать своё поведение

3)проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве

А18 . В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств 2) вырабатывать условные рефлексы

3)удовлетворять потребности 4)прогнозировать результаты действий

А19. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться

А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности

  1. материально-производственной 2) социально-преобразовательной

3)практической 4)духовной

А21. Игра, учение, труд выступают в качестве

  1. критериев истины 2) видов деятельности 3)социальных качеств 4) биологических потребностей

А22 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных:

  1. проявление активности 2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром

А23 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

  1. самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование

А24 . Результатом самопознания, в частности, является

  1. накопление знаний о человека и природе 2)познание ценностей общества

3)изучение социальных норм 4) представление о своих способностях

А25 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

  1. собственной внешности 2)различных типов темперамента

3)моральных и правовых норм 4)взаимодействия человека и природы

А26 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно- исторической деятельности, является характеристикой его

  1. социальной сущности 2) биологической природы

3)физиологических особенностей 4) психологических качеств

А27 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

  1. знания и умения 2) чувства и волю 3) физическое развитие 4)возрастные особенности

А28 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А30 . Основой человеческого существования является

  1. потребительство 2)деятельность 3)любовь 4)дружба

Часть В.

В1 . Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат...»

Ответ: ___________________________________

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».

Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.

Ответ____________________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 4. Найдите в приведенном списке проявления, отражающие социальную природу человека . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Интересы
  2. Мировоззрение
  3. Задатки
  4. Умения
  5. Наследственность
  6. Идеалы

Ответ_________

В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS – сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS – зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS-сообщения по семь и более часов в день.

Ответ_________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»

Ответ_________

В 7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Учителя
  2. Компьютерное обеспечение
  3. Знание основ наук
  4. Наглядные пособия
  5. Учащиеся
  6. Умения применять знания
  7. Практические навыки

Ответ____________

Ответы по теме «Человек» вариант 2:

мотивы

общение

ВБА

1246

1211

ГВАЕБЗ