Что такое международное право и зачем оно нужно? Международное право Международное право коротко

1. Что представляет собой международное право? Выберите правильные из предложенных определений:

1) совокупность разнообразных отношений между субъектами международной системы: политических, экономических, культурных и других;

2) систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения;

3) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;

4) целостную совокупность, включающую в себя субъектов международного права и международные отношения;

5) систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права;

6) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между различными субъектами;

7) сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими правосоздающими субъектами международного права путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения.

2. Что является предметом международно-правового регулирования:

1) отношения между государствами;

2) отношения между государствами и международными организациями;

3) отношения между государствами и государствоподобными образованиями (Ватикан);

4) отношения с иностранным элементом (между физическими и юридическими лицами различных государств);

5) отношения между международными организациями;

6) отношения между международными организациями и физическими лицами;

7) определенные внутригосударственные отношения?

3. Какие из следующих ситуаций регулируются нормами международного права:

1) сессия Генеральной Ассамблеи ООН;

2) неофициальный визит Президента РФ В Грецию;

3) обращение России к Сомали о выдаче угонщиков российского морского судна;

4) конгресс Международной экологической организации;

5) отношения между работником и работодателем по вопросу начисления заработной платы;

6) обращение Генеральной прокуратуры РФ к Прокуратуре Эстонии о передаче гражданина России для отбывания наказания в России?

4. Определите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

1) обращение гражданки Хорватии в судебные органы России о взыскании алиментов;

2) заключение внешнеэкономического контракта между российской и иностранной фирмами;

3) вступление России во Всемирную торговую организацию;

4) отношения между супругами, имеющими разное гражданство, проживающими в России, по поводу того с кем будут прживать дети;

5) установление дипломатических отношений между государствами;

6) обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека;

7) заключение международного договора об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией;

8) подача гражданином Венгрии искового заявления в суд России о фактическом принятии наследства.

5. Выберите правильный ответ (ответы):

1. Международное право – это:

а) отрасль национального права;

б) правовой институт;

в) самостоятельная по отношению к внутригосударственному праву система права.

2. Система международного права включает:

а) отрасли;

б) отрасли и институты национального права;

в) общесистемные институты (институт международной ответственности и др.);

г) обычаи и договоры;

д) основные принципы;

е) дипломатические обыкновения.

3. Отношения каких субъектов международного права можно назвать межгосударственными:

а) государств;

б) международных межправительственных организаций;

в) физических лиц и государств по государственным вопросам;

г) государств и международных межправительственных организаций;

д) международных межправительственных организаций и международных неправительственных организаций;

е) Ватикана и государств по поводу открытия представительств Ватикана?

4. Негосударственные международные отношения – это отношения между:

а) физическими и юридическими лицами;

б) государственными органами и физическими лицами;

в) иностранцами на территории России;

г) физическими и юридическими лицами, имеющими разную государственную принадлежность (гражданство, национальность);

д) государственными органами и иностранцами;

5. Соотношение международного права и внутригосударственного права:

а) международное право является частью национального права;

б) внутригосударственное право является частью международного права;

в) международное и внутригосударственное право являются самостоятельными, независимыми и невзаимодействующими системами;

г) международное право и внутригосударственное право являются самостоятельными, но взаимодействующими системами.

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.

  • 9. Признание государств и других субъектов международного права.
  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 1. Понятие международного права.

    Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества, складывающиеся в рамках международного правопорядка, а также отношения, складывающиеся в рамках национального правопорядка в единообразном развитии которого заинтересованы субъекты международного сообщества.

    Предмет международного права двойственен. Выделяют классическое международное право, которое регулирует отношения между государствами (это отношения войны и мира, дипломатические права, права международных организаций, территории в международном праве). Второй вид – новое международное право, понимается более широко. Предполагает участие иных субъектов, таких как юридические, физические лица, отношения, связанные с защитой прав и свобод, отношения внутри государства.

    Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения;

    Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений - родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

    Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право"* не впол­не адекватен истинному значению понятия.

    Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

    Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

    2. Основные черты современного международного права.

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития.

    Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право го­сударства имеют значительные различия в общественно-поли­тическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Меж­дународное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государст­вами «независимо от политических, экономических и социаль­ных систем и от уровня их развития» (формулировка Деклара­ции о принципах международного права, касающихся дружест­венных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН).

    Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключав­шей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универ­сальности международно-правового регулирования в том смыс­ле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия, как преступление против мира и безопасности человече­ства. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

    Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприем­лемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

    Современное международное право имеет сложную норма­тивную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универ­сальными, общепризнанными нормами, так и правила, относя­щиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальны­ми нормами.

    Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, по­скольку на основе общепризнанных принципов и норм и в со­ответствии с ними каждое государство создает и свою междуна­родно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им ло­кальных норм.

    Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других го­сударств, являются такие универсальные международно-право­вые акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве между­народных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Ме­ждународные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в перспективе - Кон­венция ООН против транснациональной организованной пре­ступности, принятая на стыке веков, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепри­знанные обычаи.

    Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международ­ного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указан­ных источников права, в порядке международного правопреем­ства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входив­шим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответст­венно употребляемые ныне в официальных документах форму­лировки - «международные договоры Российской Федерации», «действующие международные договоры», «международные до­говоры с участием Российской Федерации» и т. п. - охватыва­ют как международные договоры, заключенные от имени Рос­сийской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу ме­ждународные договоры Союза ССР.

    Современное международное право является основой меж­дународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

    Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эф­фективности международного права и о его дальнейшем про­грессе.

    Международное право

    Семинары ведет Марина Евгеньевна. На семинар нужно Конституцию обязательно и УМК. Выбрать свою личную конвенцию или договор.

    Понятие международного права

    Международное право нельзя отождествлять с иностранным правом.

    Право служит для регулирования общественных отношений.

    Все общественные отношения можно поделить на две группы:

      Внутригосударственные отношения

      Межгосударственные отношения

    Отличия первой группы от второй:

      Субъекты первой группы находятся под чьей-либо юрисдикцией. Субъекты второй группы не находятся под чьей-нибудь юрисдикцией.

      Это отличие вытекает из первого. Вторая группа отношений находится вне рамок юрисдикции одного государства. Нормы международного права распространяется на все государства.

      Первая группа отношений регулируется национальным правом. Вторая группа отношений регулируется международным правом. Первая группа отношений может также регулироваться международным правом. В свою очередь вторая группа не может регулироваться правом национальным.

    Определение:

      Международное право – это самостоятельная независимая система права, регулирующая межгосударственные отношения и иные отношения в сфере их общих интересов, создаваемая и обеспечиваемая государством индивидуально или коллективно.

      Международное право – это составная часть особых социальных норм международной сферы, которую составляет нормы международной морали, решения и резолюции международных организаций, международно-политические нормы и нормы международно-правовые. Только международно-правовые нормы имеют обязательную юридическую силу для субъектов международного права.

      Международное право - это сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения плюс определенные внутригосударственные отношения .

    Мы живем не только в государстве, но и в системе государств (в.И. Ленин) Международное право – особая система права

    Различия между международным правом и национальным правом:

      По способу создания норм: в национальном праве нормы создаются властными односторонними решениями государств. В отличие от этого нормы международного права создаются только путем соглашения.

      Отличие в предмете правового регулирования: национальное право регулирует только внутригосударственные отношения. Международное право регулирует межгосударственные отношения и может регулировать внутригосударственные отношения

      Способ обеспечения правовых предписаний: национальное право обеспечивается с помощью специального государственного аппарата. Нормы международного права обеспечиваются самими государствами добровольно или принудительно.

      Социальные сущности: Национальное право может быть как общесоциальным так и узкоклассовым. Международное право – общесоциальное.

      В отличие от национального права международное право имеет общедемократический характер

      Нормы национального права обязательны для третьих лиц. Нормы международного права, по общему правилу, не создают прав и обязанностей для субъектов не участников нормы.

    По смыслу конституции термин правовая система понимается очень широко – это не только система правовых норм, сюда же включается и правосознание, правоприменительный процесс, правовая культура. Создатели конституции разъяснили, что международное право часть права страны, элемент правовой системы РФ. Конечно правовую систему составляют не все нормы международного права а только те которые действует в отношении РФ. В итоге, правовую систему РФ составляют нормы российского права, нормы международного права и могут составлять также нормы иностранного права.

    Многие задаются вопросом: «что такое международное право?». На этот вопрос нет простого и однозначного ответа. Надо отметить, что «международное право» в некоторой степени не точное определение, так как относится, в первую очередь, к содержанию договоров или соглашений, а не обозначает некий кодекс правоустанавливающих норм, принятый центральной властью или законодательным органом.

    Как правило международное право делится на две основные категории: публичное право и частное право . Публичное международное право имеет дело с отношениями между государствами и/или организациями или людьми из разных стран. Частное международное право, с другой стороны, рассматривает споры между гражданами или корпорациями из разных стран, зачастую решая вопрос — закон какой страны следует применить или в каком государстве проводить судебное разбирательство по существу дела.

    Определение «Международного права».

    Основная причина, почему выражение «международное право» не может обладать строгим определением, кроется в том, что не существует официально-образованной и международно-признанной судебной системы. В России, например, существует относительно понятная судебная система, являющаяся частью государственного устройства, с четкими процессуальными правилами и разграниченными пределами компетенции его органов, а также предоставлена возможность подачи апелляции. С другой стороны, существуют десятки международных органов выполняющий функции судов, имеющих пересекающиеся полномочия, при отсутствии по большей части механизмов апелляционного пересмотра. Например, есть Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Международный военный трибунал, который в свое время проводил процесс над нацистскими военными преступниками после окончания Второй мировой войны, Международный Суд, есть Спортивный Арбитражный суд, который решает спорные ситуации с участниками международных спортивных состязаний.

    Международное право состоит более чем на 20 , которые в свою очередь разделяются на подотрасли и институты права. В дополнение к правам человека и трибуналом по военным преступлениям, международным правом, регулируется контроль за распространением наркотических веществ, морские перевозки и международная авиация, права на интеллектуальную собственность, торговые отношения, военное разоружение, телекоммуникация и Интернет, космическое право, и другие дела, выходящие за пределы правомочий отдельных стран.

    Разумеется, без централизованного регулирования и надзора это «право» действует как основополагающая рекомендация. В самом деле, страны подчиняются действию международных законов только тогда, когда правительства этих стран дают согласие. Государство может присоединиться к некоторым договорам при одном правительстве, а несколько лет спустя выйти из этого соглашения, когда новая администрация пришла к власти. Государство может присоединиться к таким международным организациям как ООН или Европейский Союз и дает согласие следовать всем правилам обязательным для ее членов, но, когда эти правила становятся неудобны, просто игнорирует их. С другой стороны, государство может быть привлечено к ответственности, вытекающей из правил и договоров, к которым оно не присоединялось, в частности это касается вопросов защиты прав человека, военных преступлений и территориальных споров. К сожалению, возможность требовать соблюдения «международного право» и быть ответственным по нему серьёзно зависит от военно-политической мощи государства.

    Международное публичное право.

    Международное публичное право имеет отношение к ситуациям, когда у двух или более стран, или суверенных субъектов, возникают разногласия. Обычно, этот раздел международного права охватывает вопросы, касающиеся прав человека, преступлений военного времени, и спорные ситуации, возникающих на морских территориях и так далее. При возникновении конфликтов между государствами, вводятся различные наказания за нарушение этих «правил», такие как санкции со стороны третьих стран, вроде запрещения некоторых видов торговли или сотрудничества, разрыву дипломатических отношений между странами, или, в крайнем случае, объявления войны.

    Международное частное право.

    Частное международные право, с другой стороны, относятся к людям, объединениям и частным организациям, находящихся в разных странах, не только в той, которую эти лица зовут своим домом. Международное частное право часто включает в себя регулирование вопросов, таких как, какие законы суверенным государствам следует применять в своем праворегулировании и судопроизводстве или определяют в какой из стран предпочтительнее проведение судебного разбирательства. Хотя рассматриваются взаимоотношения между частными лицами или организациями, часто возникает необходимость принятия участия государства в судебном процессе для того, чтобы помочь своим гражданам решить возникшие спорные ситуации и добиться более благоприятного исхода.