Что такое ломография? Ломография: золотые правила

Да не хочу я мыльницу! И «зеркалка» мне не нужна. Все эти скучные, «вылизанные» фотографии… Мне бы ломограф с Fisheye и фильтрами, я б тогда!.. Да только где их искать?

На самом деле, купить себе ретро-фотокамеру с какими-нибудь необычными линзами и фильтрами может каждый . Где? За границей. Как? Заказать самому или через посредника. Отдал всего-навсего сотню долларов (а-то и меньше), обзавелся там же какой-нибудь классной и пошел куда глаза глядят, и наснимал такоооого…

Ну что, посмотрим, на что в 21 веке снимают настоящие гуру фотографии?

Ломографы La Sardina: берем цветом!

Вверху - Flash Analogue Camera, внизу — Flash DXL Analogue Camera

Следующая ступень - это когда на вашей камере появляется вспышка . Тут уже открываются новые горизонты и возможности. Но La Sardina на этом не останавливается и предлагает дополнять флэш-эффекты красками: в комплекте у каждого фотоаппарата 4 цветных фильтра . Вам, кстати, что больше по вкусу: , или , в которых бабушка хранит семейные драгоценности?

Diana: ломографы 60-х

Слева направо: Diana Dreamer, Diana F Zebra, Diana F Neptune

Еще больше необычных ломографов? Ок, смотрим следующий бренд. Diana выпускает, эксклюзивные ломо-камеры в стиле сумасшедших 60-х . Гость №1 из прошлого - . Чем отличается от других? Можно делать бесконечные панорамные снимки, отстраивать затвор и диафрагму, плюс — съемный объектив. Пленка - 120 мм.

Убить всех наповал ярким дизайном? Берите (пленка - 120мм). Она тоже умеет делать широкоугольные снимки. Для яркой жизни у нее при себе всегда цветовые фильтры. Очень любит экспериментировать с экспозицией и громко кричать, что хозяин у нее - не зануда. Если Зебра для вас слишком яркая, модель с теми же способностями, но другого цвета - .

Diana Gold и Diana Novella

Для 120 мм у Дианы есть и еще один гость из 60-х: камера . Она славится своей склонностью к атмосферным изображениям с эффектом свечения, шумами и другими романтическими потертостями. Роскошная - аналог Новеллы, но уже со вспышкой. Обе способны выдавать панорамные снимки и на 70% увеличивать привлекательность своего владельца.

Lomography Diana F+ Flash Mini Camera

И наконец, линейка Diana Mini : миниатюрные ломо-камеры , и . 35 мм, вспышка, но главная изюминка - цельные кадры можно превращать в половинки, сочетая на одном снимке кусочки из разных сцен. Фото-винегрет обеспечен! У леопарда в комплекте еще и комплект цветовых фильтров.

Fisheye: динамичная глубина съемки

Lomography Fisheye 2 и Lomography Gold Fisheye 2

Эффект fisheye (фишай) без раздумий можно назвать лучшим способом превратить обычное фото в нечто особенное. «Рыбий глаз» даже самому плоскому и статичному снимку может придать карусельной динамики. Остается только догадываться, как смотрят на этом мир настоящие рыбы. Но пока мы не рыбы - лучше купить ломограф с дополнительными линзами или даже объективом. Пара стильных вариантов - пастельно-синий и гламурный . 180-градусный обзор, пленка 35-мм, встроенная вспышка и горячий башмак - лучший набор для вечеринки!

Вдруг не получится шедевр? Так не бывает

Кто-то скажет, что нормальную фотографию на ломографе никогда не сделаешь. Но что это еще за норма? Какой вам прок от супер-четких снимков, где все стоят по стойке смирно и натянуто улыбаются? Никаких эмоций, никаких воспоминаний, тоска. Пора вдохнуть в фотографию жизнь! Добавьте шумов, бликов и потертостей (hello Instagram!), заставьте снимки наползать друг на друга, используйте необычные эффекты. Одним слово… Ломография! Вот что вам нужно.

Ломография — вид фотографии, при котором художественную ценность имеет не каждый отдельный кадр, а их общее количество, на которых может быть изображено всё, что угодно. Это также — съёмка «от бедра», не смотря через видоискатель, преимущественно — простым автоматическим плёночным фотоаппаратом.


Название произошло от производителя фотоаппаратов «ЛОМО» — Ленинградского оптико-механического объединения. Целью ломографии является изучение и документирование поверхности Земли путем ломографирования моментов ее жизни.

Ломография, как новое креативное движение в фотографии и, прежде всего, искусство, появилось в 1991 году в столице Австрии – Вене. Что же это за штука, ломография?

Во-первых, это фотографирование с помощью Lomo Compact Automate (LCA) – камеры, которая производилась в Санкт-Петербурге, той самой, что лежит на полках огромного количества россиян. Кстати, может быть она есть и у вас!


Ломография – это еще и определенный стиль и философия в фотографии. Ломографы фотографируют быстро и от бедра (от колена, от плеча, из-за спины, на вытянутой руке и т.д. и т.п.) – они это делают постоянно и везде! Фотографируя, “не целясь”, ломографам удается достичь одновременно живости и документальности своих фотографий.

Началась ломография с прикола. Два австрийских студента Венской академии искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер отдыхали в Праге, и Маттиас всего за 12 долларов купил на складе магазинчика фототоваров ‘ЛОМО-компакт’. Друзья исколесили всю Прагу, снимая все подряд, не глядя в объектив, что называется, ‘навскидку’. Потом, вернувшись в Вену, продолжили забавляться с камерой на крыше студенческого общежития. Отпечатав фотографии и выложив из них панно, друзья были поражены результатом. Это были снимки, «сохраняющие воспоминания».


Молодые люди решили организовать выставку ломографий – снимков, сделанных с помощью ‘ЛОМО-компакта’. Поскольку денег на это не было, предприимчивые студенты зарегистрировали себя как официальную организацию и обратились за поддержкой в Венский муниципалитет. Так в Вене в 1991году родилось Международное Ломографическое общество.


Знакомство с производителем ‘ЛОМО-компакта’, предприятием ЛОМО, состоялось в 1994 году, когда выставка ломографов проходила в Москве. К этому времени его производство собирались прекратить в связи с падением спроса на отечественные фотокамеры. Но после знакомства с ломографами производство ‘ЛОМО-компакта’ было возобновлено, а Ломографическому обществу были предоставлены права эксклюзивного поставщика ‘ЛОМО-компакта’ в мире.

Сейчас Ломографическое общество – это мощная организация, ряды которой постоянно пополняются. Она открыла в разных странах около 70 посольств, которым предоставляется право на использование идеи, а также сами фотоаппараты. И конечно, ломография – это образ жизни и особый взгляд на мир. Австрийцы придумали забавную расшифровку слову LoMo – ‘love and motion’ – любовь и движение.

Именно это выражение стало девизом Ломографического общества.


Быть ломографом значит быть экспериментатором, быть постоянно внимательным к окружающей тебя действительности, быть любопытным и отважным. Основываясь на этих принципах, по всему миру ломографические посольства помогают всем желающим снимать в стиле lomo! Туда можно обратиться за помощью или советом, а также узнать последние новости из других стран и от других ломографов, принять участие в ломоконкурсах, ломотусовках и ломовечеринках.

Твои ломографии – это твои взгляды, твои чувства, твоя жизнь… Но так же как для тебя ломография проста и обыденна, так нова и необычна она для других людей! И когда все эти ломографии объединяются с ломографиями других людей и составляются вместе, то получаются огромные ломостены, которые тянутся на несколько километров лабиринтами выставочных экспозиций.

Со временем ломографы перестали ограничиваться лишь камерой ЛОМО-компакт. Было придуманы множество забавных аппаратов, позволяющий сделать снимки очень необычными благодаря ломоэффектам. Однако ЛОМО-компакт остается верным другом настоящего ломографа.


ЛОМО-Компакт Автомат (ЛКА, LCA) — первая советская карманная фотокамера, оснащённая широкодиапазонным автоматическим электронным затвором, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.


Сегодня мир переживает бум ломографии. В продажу поступают не только старенькие «ЛК-А», но и их современные китайские и японские братья, с четырьмя, а то и восьмью объективами.
Крупные бренды так же не стоят в стороне от заведомо выгодных коммерческих проектов, так или иначе связанных с ломо-фотографией.


Приобретая фотоаппарат, не забудьте поинтересоваться форматом используемой в нём плёнки. Так в Хольге и Диане используется среднеформатная плёнка, а в ЛОМО-Компакте – обычная, 35-миллиметровая. Для начала советуют купить слайдовый вариант пленки и проявить в любой фотолаборатории по процессу с-41, называемому «кросс-процессом». Результатом станут просто «улетные» цвета! Перевести «в цифру» свои шедевры можно обычным планшетным сканером, имеющим модуль для пленки, ну или отсканировать в той же фотолаборатории, где и проявляли.

Снимай не смотря в объектив!
Снимай объект, подойдя к нему как можно ближе.
Не думай, а снимай!
Действуй быстро.
Не нужно знать заранее, что получится на пленке. Ломография – это шанс и удача!
Да и после проявки пленки тоже.
А теперь – забудь всё, что написано выше!

является современным направлением в фотоискусстве, появившимся сравнительно недавно и объединившим тысячи любителей фотографии по всему миру. Новое движение возникло благодаря отечественному фотоаппарату «ЛОМО-компакт», который в 1984 году запустило в массовое производство Ленинградское Оптико-Механическое Объединение (ЛОМО). Ломография – это разновидность современной фотографии, позволяющая взглянуть по-новому на свою жизнь и окружающую нас действительность. Заниматься ломографией просто – для этого не нужно выстраивать кадр и соблюдать какие-либо правила, достаточно поймать мгновение на лету, снимая «от бедра». В результате, получаются живые, интересные и необычные снимки, отражающие различные моменты нашей жизни. Недаром этот простой и оригинальный способ фотографии успел завоевать огромную популярность по всему миру менее чем за двадцать лет.

Началось же все в Праге, куда приехали австрийские студенты Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер провести свои каникулы. Они покупают советские фотоаппараты «ЛОМО-компакт» за 12 долларов и начинают снимать в Праге все подряд, практически не глядя в объектив. Затем они возвращаются в Вену и продолжают веселиться с камерой, отщелкав несколько пленок. Отпечатав фотографии, Маттиас и Вольфганг были искренне удивлены полученным снимкам с яркими цветами и легким искажением изображений. Эти фотографии по-настоящему хранили воспоминания. Пораженные таким результатом друзья решаются организовать выставку ломографий — снимков, сделанных с помощью «ЛОМО-компакта». Для этого они зарегистрировали себя как официальную организацию и обратились за поддержкой в Венский муниципалитет. Результатом такого предприимчивого шага стало появление в Вене в 1991 году Международного Ломографического общества и первая в истории ломографии выставка в Венской школе искусств.

С этого момента ломографическое движение начало быстро набирать популярность и завоевывать сердца креативных фотографов по всему миру. Сами Маттиас Фигль и Вольфганг Штранцингер, помимо президентства в Ломографическом обществе, занимались тайным импортом из Советского Союза и стран Восточного Блока фотоаппаратов «ЛОМО-компакт». В 1994 году состоялись первые международные выставки ломографического движения, которые пользовались большим вниманием у публики. В Москве и Нью-Йорке презентовали огромные «ломостены», увешанные тысячами фотографий. Поскольку производство фотоаппаратов на ЛОМО было давно прекращено из-за падения спроса на отечественную фототехнику, то множество новоиспеченных поклонников ломографического движения задались вопросом, где же можно приобрести камеры «ЛОМО-компакт», чтобы приобщиться к новой для себя форме визуального мышления. При поддержке Правительства Санкт-Петербурга ЛОМО заключает с Ломографическим обществом контракт на поставку и становится эксклюзивным поставщиком ломокамер по всему миру. Так, двое австрийских друзей открыли для маленького советского фотоаппарата совершенно новые перспективы.

Девизом ломографов во всем мире стала своеобразная расшифровка названия LOMO - LOve & MOtion («Любовь и движение»). Растущую популярность этого нового направления в фотоискусстве объяснить не сложно, ведь оно доступно практически каждому человеку. Здесь не нужно строго выстроенных композиций или замеров экспозиции, необходимо лишь вооружиться камерой, которую можно брать с собой куда угодно благодаря скромным размерам, и попытаться запечатлеть неожиданные и запоминающиеся моменты из жизни, возникающие порой что называется на ровном месте. Правила ломографии гласят, что снимать нужно от бедра или на вытянутой руке, не смотря в объектив. Рекомендуется подходить как можно ближе к объекту съемки, действовать быстро, не упуская хороший кадр. Не нужно представлять себе, что в итоге получится на пленке, ведь ломография – это, прежде всего, отражение случайных моментов жизни. Впрочем, эти простые правила можно и не соблюдать, ведь ломография предоставляет возможность для каждого человека открыть для себя свой собственный мир и вид фотоискусства.

Снимки, полученные с помощью «ЛОМО-компакт», отличаются необычными характерными эффектами: насыщенные яркие цвета, большая глубина резкости, затемненные края изображений и легкие искажения. Со временем появилось и множество других фотоаппаратов (например, Holga, Fisheye или Supersampler), которые стали использоваться поклонниками ломографического движения. Однако, камера «ЛОМО-компакт», зачастую приобретаемая в комиссионных магазинах, по-прежнему остается верным помощником ломографа.

Ломографическое общество в настоящее время представляет собой мощную организацию с несколькими десятками представительств в различных уголках планеты. Быть ломографом значит быть креативным фотографом со своим собственным мироощущением, взглядом на окружающую действительность. Именно благодаря этому обстоятельству ряды Ломографического общества постоянно пополняются новыми фотографами-экспериментаторами. Представительства движения по всему миру помогают каждому желающему снимать в подобном стиле советом, идеями и фототехникой. Любой член Ломографического движения сегодня может принять участие в конкурсах и выставках, узнать последние новости и обменяться опытом с другими ломографами из самых разных стран.

Цифровая камера произвела революцию в фотографии. Фотосъёмкой увлеклось больше людей, чем когда-либо ранее. Но умерла ли плёночная фотография? Ломографическое сообщество считает иначе. Несомненно, эта организация сделала для сохранения плёночной фотографии больше чем любая другая. Это руководство, написанное на основе 10 правил сообщества, поможет вам справиться с трудностями становления ломографом.

Правило 1: Всегда бери фотоаппарат с собой

Ломографическое сообщество было основано в 1990-х годах, когда несколько смелых студентов познакомились с русской камерой Ломо Компакт-Автомат (LC-A) . Сейчас сообщество продает, восстанавливает и производит огромное количество камер. С «LC-A» в качестве краеугольного камня, они стремятся предложить уникальную внешность камер, но большинство из них пластиковые с несколькими (если есть) настройками. Все они снимают на пленку. Ломография помогла популяризации среднеформатных камер Holga и Diana. И они продают восстановленные камеры, которые больше не производятся.

Покупка Ломо

Цена многих камер, продаваемых ломографическим сообществом, может показаться завышенной. Например, много лет назад я купил подержанный «Зоркий 4К» , русский дальномерный фотоаппарат, копию старых леек, за $35. Вскоре после этого, Ломографическое общество представило аналогичную модель на своем сайте, уже по цене $175.

Цены на эту камеру сейчас резко возросли на других интернет-площадках. Но то, что предлагает Ломографическое сообщество, имеет несколько отличий. Они дают послепродажную гарантию и гарантируют что их камеры продаются в рабочем состоянии. Также имейте в виду, что вы поддерживаете нишевой рынок. Многие из камер, продаваемых сообществом, больше нигде не продаются. Они берут на себя риск со своей бизнес-моделью и, выбирая покупку у них, вы поддерживаете жизнеспособность их бизнеса.

Единственная причина, по которой я уделяю столько внимания этому вопросу - это поток критики в адрес Ломографического сообщества за их цены. Я просто хотел показать почему мне удобно покупать у них. Следующий снимок был сделан камерой Holga Wide Pinhole - одной из многих, предлагаемых Ломографическим сообществом.

Правило 2: Используй его в любое время - днём и ночью

Большое количество разнообразных камер, предлагаемых сообществом, означает, что найдётся вариант для каждого. Люди часто спрашивают меня, почему я снимаю на пленку, когда у меня есть отличная цифровая камера. Ну, цифровые камеры в основном одинаковы. А пленочные - нет. Например, не производится панорамной цифровой камеры с вращающимся объективом, типа Горизонта.

Даже и не пытайтесь найти такую программу, которая позволит воссоздать картинку черно-белой пленки ISO 3200. Есть немного вещей в жизни, более захватывающих, чем выбор ролика пленки. Это всегда сюрприз. Когда я снимаю на пленку, особенно на простейшие ломографические камеры, я почти не беспокоюсь о технической стороне экспозиции. Я просто снимаю, что вдохновляет меня делать необычные для меня фотографии. Одни выходят хорошо, другие - не очень, но я всегда учусь чему-то новому.

Правило 3: Ломография - это не вмешательство в твою жизнь, это часть её

Я уже говорил, что ломография немного похожа на культ. Сходите на их сайт и посмотрите на онлайн сообщество. У них более 40 тысяч активных пользователей. Примерно у четверти из них есть Ломодом - персональная страница для демонстрации и обмена фотографиями и альбомами.

Есть порядка 4,5 миллионов фотографий, которыми пользователи делятся на сайте и это не их частные снимки друг для друга. Участники, живущие повсюду в мире, создают постоянно обновляемый глобальный снимок, который всегда приятно просматривать.

Одна из моих любимых частей сайта - это список из порядка 200 камер различных марок и типов. Вы можете причитать обзоры и посмотреть примеры фотографий. Эта часть сайта хорошо показывает, что Ломографическое сообщество развивает фотографию, а не просто продает свои специфические камеры.

Следующий кадр был снят на камеру Vivitar Wide and Slim, которая популярна на ломографическом сайте, хотя и не продается там. Вы можете различить отражение камеры в окне, через которое я снимал.

Правило 4: Снимай от бедра

Как я уже говорил, лучшая для меня часть пленочной фотографии в сюрпризе, который ожидает вас после проявки пленки. Наилучшим способом съемки в таком случае становится съемка не глядя.

Используя гиперфокальную настройку объектива (точка фокусировки, которая позволяет находиться в фокусе максимальному пространству при данной диафрагме) или используя камеру, не предназначенную для точной фокусировки (Типа Хольги или классического Ломо К-А), вы можете снимать с любого ракурса. Над головой, от земли или, как гласит правило, от бедра.

Правило 5: Чем ближе - тем лучше

Это совет применим не только для ломографии или пленочной фотографии, но ко всей фотографии. Независимо от того, снимаете ли вы ваших друзей или цветы. Приблизитесь! Я следую правилу двух шагов. Начиная снимать, я нахожу удобную дистанцию, а затем подхожу на 2 шага ближе.

Но это правило можно применить и ко всему вашему увлечению фотографией. Проникнитесь фотографией. Изучите ваше оборудование, историю и творчество великих фотографов. Важной частью фотосъемки для меня стало и полюбилось знание, что я использую те же камеры и те же процессы, что и люди до меня более сотни лет.

Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон, Роберт Каппа и Ансель Адамс никогда не прикасались к цифровым камерам, пока они были на пике своей карьеры. Приблизиться к пониманию профессии также важно, как приблизиться к предмету съемки.

Правило 6: Не думай (Уильям Файербрэйс)

Это правило звучит совсем просто, да? Но я часто ловлю себя на обдумывании экспозиции и композиции. Я профессионал, но у меня до сих пор иногда бывают неудачные кадры когда я увлекаюсь использованием некоторых специфических техник. Особенно часто это происходит когда у меня нет подстраховки в виде экрана на задней панели камеры.

Ломография характерна простыми камерами, позволяющими легко снимать. Если на вашей камере есть только кнопка спуска - то о чем тут думать? На сайте Ломографического общества вы найдете людей, соблюдающих это правило. Импровизированные фотографии их друзей, сделанные на память гораздо лучше, чем ваши типичные постановочные фото с рукопожатиями и улыбками на камеру.

Правило 7: Будь быстр

Вы должны действовать быстро во время фотосъемки. Но вам следует поторопиться и для того, чтобы начать снимать на пленку. Ломография творит чудеса чтобы сохранить пленку как носитель, но она по-прежнему под угрозой. Кодак прекратил выпуск некоторых пленок, включая знаменитую Кодахром 64 , в 2009 году.

Полароид прекратил производство своей пленки, но был спасен другой компанией, метко названной «Impossible Project» (Невыполнимый проект), которая начала выпускать её небольшими тиражами. Пленки типа 110 практически невозможно купить, разве что в Интернете. И если вам не посчастливилось жить в городе с большой фотолабораторией - вам придется отправлять эту пленку на обработку почтой.

Другими словами, пленка может оказаться не вечной. Участвуйте в этой части истории фотографии пока не слишком поздно. Ломографическое сообщество продает множество пленок на своем сайте, даже таких, которые уже не производятся. Также вы можете прочитать обзоры пленок и посмотреть примеры фотографий.

Правило 8: Не обязательно знать заранее, что у тебя получится

Ломографы не боятся экспериментировать. Одно из самых популярных направлений - использование кросс-процесса для плёнок. Это когда вы обрабатываете пленку в реактивах, предназначенных для другого типа пленки. Наиболее употребительная техника - обрабатывать слайд-пленки в реактивах для обычной цветной негативной пленки.

Результаты получаются цветастые и интересные. Многие экспериментируют с просроченной пленкой. Снимок ниже был сделан на черно-белую пленку Kodak Tri-X чувствительностью 400 ISO, которая имела срок годности до 1994 года. Вид этого снимка не слишком необычен или драматичен, но некоторые пленки заметно меняются старея.

Правило 9: Не задумывайся об этом и потом

Ломография посвящена производству фотографий, которые отличаются. Все мы видели отлично экспонированные фотографии, резкие и с правильным горизонтом. Это неплохо, но предсказуемо со всеми технологиями, упакованными в современную цифровую мыльницу.

Ломографический подход - не для всех. Даже я не хочу, чтобы все мои фотографии были пересвечены, завалены и размыты. Но отношение к фотографии больше как к поиску приключений, чем к живописи - хорошее лекарство от моего ежедневного стиля съемки.

Правило 10: Забудь о правилах

Ломография охватывает много разных вещей - интересные камеры и пленки, международное сообщества, стремление сохранить жизнь пленочной фотографии, но наиболее полезной для меня частью оказалось открытие нового в фотографии.

Ломография - это не цель моих стремлений, это - начало пути. Ломография познакомила меня с русскими камерами и показала мне что эти старомодные пленочные «кирпичи» спрятанные в чулане, могут работать ещё. Этим специфическим вопросам посвящены и другие места в сети, но трудно найти ещё место, охватывающее столь различные аспекты пленочной фотографии. Ломографическое сообщество - информационный центр по всем вопросам аналоговой фотографии.

И последнее - съемка на пленочные камеры предполагает, что никто не увидит картинку на задней крышки вашей камеры. Просто скажите «Да, ваши волосы выглядят отлично и, да, я подождал пока вы доедите огромный кусок пирога, чтобы сделать фото».

Цифровые фотокамеры произвели настоящую революцию в фотографическом мире и искусстве. Фотографией и раньше люди увлекались, но это требовало известных усилий, потому что плёночный фото-процесс был небыстрый. А теперь фотография стала занятием “проще некуда”. С технической точки зрения; с творческой ничего не изменилось, и это радует! Увлечение фотосъемкой стало доступно огромному количеству людей. Однако, при всей свой привлекательности и доступности, цифровая фотосъемка лишена своего обаяния и шарма, присущих пленочной фотографии. Вот и Ломографическое сообщество считает, что дни «пленки» отнюдь не сочтены и мир должен знать об этом.

Особенностью ломографической съемки является способ фотографирования. Делается это без использования видоискателя – снимки производятся из положения «от плеча», «от бедра», «от колена», из-за спины, на вытянутой руке - как угодно, главное быстро и «не целясь», а сама съемка ведется на простой автоматический пленочный фотоаппарат.

Название этого направления произошло от названия фотоаппаратов «ЛОМО», производства Ленинградского оптико-механического объединения. В свое время эти фотоаппараты выпускались миллионными тиражами и были доступны каждой советской семье. Так что, очень высока вероятность, того, что компактные пленочные «ЛОМО» до сих пор хранятся на антресолях во многих пост-советских семьях.

Вот на снимке фотоаппарат “Любитель” объединения “ЛОМО”. У моего деда был такой, правда, сломанный; он стал одной из моих первых детских игрушек. Ни о какой фотосъёмке в четырёхлетнем возрасте речи не шло. Мне просто нравилось, как с сухим треском открываются створки шахты. Да, он имеет шахтный видоискатель. И гораздо позже я узнал, что этот аппарат среднеформатный – рассчитан на широкую плёнку, и негативы получаются размером 6х6 сантиметров, а это в наше время считается круто! Мы ведь знаем, что среднеформатные Хассельблады стоят заоблачных денег и являются чуть ли не статусной вещью! А тут простой “Любитель”! 🙂

О том, как возникла ломография

Ломография, как новое фотографическое и очень креативное направление возникло в 1991 году в Австрии. Под ломографией понимается вид или способ фотографирования и окончательные фотоснимки, художественную ценность которых составляет не столько отдельное изображение на снимке, сколько общее количество фотографий, некая серия из них, объединенная одной, глобальной идеей.

Однажды два австрийских студента Венской академии искусств проводили каникулы в Праге. Один из них, в комиссионном магазинчике, шутки ради, за 12 долларов приобрел «адскую машину» – фотоаппарат «ЛОМО-компакт автомат». Во время путешествия по Праге, приятели фотографировали все подряд не утруждая себя заглядыванием в видоискатель.

Вернувшись домой и напечатав пражские фотографии, друзья выложили из них панно. То, что получилось в результате сильно их поразило: цвета фотографий были ярче и интенсивнее, чем обычно, а от снимков исходили незримые, но ощутимые волны тепла и доброты.

Из-за того, что камера передавала изображения со значительными цветовыми и геометрическими искажениями, получался как бы своеобразный и нетривиальный взгляд на окружающий мир. А отсутствие продуманной постановки кадра документировало повседневные жизненные события «как они есть». Удачному объединению технического несовершенства и фотографирования жизни, «как она есть», венские студенты дали название «ломография».

Приятели решили, что выставка ломографий (фотографий, снятых на «ЛОМО-компакт автомат») просто обязана состояться. При этом денег на организацию и проведение мероприятия у студентов не было. Друзья вышли из положения, зарегистрировав себя в качестве официальной организации и обратившись за помощью к Венским властям. Вот таким вот незамысловатым образом в 1991 году в Австрии появилось Международное Ломографическое общество.

В настоящее время Ломографическое сообщество - это мощнейшая организация, со своими представительствами в 70 странах. Ряды ломографов постоянно пополняются, а само фотографическое направление распространяется по миру семимильными шагами. Ломографические представительства помогают начинающим ломографам, распространяют свежие новости из других стран, устраивают и проводят ломоконкурсы, ломотусовки, ломовечеринки. Девизом ломографического общества является фраза «любовь и движение» – именно так австрийские создатели расшифровали название LoMo – «love and motion».

Фотоаппараты для ломографии

Далеко не всякий фотоаппарат, даже если он произведен на заводе ЛОМО, подходит для ломографии. Своеобразного и специфического «ломо-кадра», в большинстве случаев, можно добиться только лишь при помощи «ЛОМО-Компакт автомат». Это становится возможным из-за того, что аппарат оснащен широкоугольным объективом (за счет чего снимки получаются как бы виньетированными, с эффектом затемнения углов) и автоматическим экспонометром, который достаточно часто срабатывает не очень точно. Фотографии, снятые на этот аппарат получаются более резкими, более насыщенными и с характерными затемнениями по краям снимка.

Однако, Ломографическое сообщество распространяет и другие модели фотоаппаратов, предназначенных исключительно для ломографии.
Среди них:

  • одноразовые аппараты с заправленной пленкой на 24 снимка;
  • камеры для подводной съемки;
  • четырех-, восьми- и даже девятиобъктивные фотокамеры (в момент съемки получаются несколько мини-кадров, асинхронно ложащихся на фотоснимок. Это позволяет запечатлевать действия в движении);
  • камеры со встроенными вспышками, в которых предусмотрены сменные разноцветные фильтры для подсвечивания объекта в процессе съемки;
  • панорамные фотоаппараты с углом обзора 120 и 170 градусов;
  • камеры с объективами «рыбий глаз»;
  • и др.

Ломопроекты

Организуя и проводя свои многочисленные фотовыставки, ломографы, как творческие и креативно мыслящие люди, очень часто проводят необычные акции.

Например, создаются и растягиваются на многие метры коллажи-ломостены, являющиеся коллективным потоком сознания. Для создания таких коллажей отщелкивается не одна сотня фотопленок. Ломографическое сообщество бесплатно рассылает по всему миру ломокамеры, которые предназначаются не только известным личностям - звездам эстрады, театра, кино, политикам, спортсменам, общественным деятелям, но и обычным людям: рабочим, служащим, учителям, воспитателям и т. д. С возращенных пленок распечатываются фотографии и создаются коллажи, многие из которых экспонируются на мероприятиях мирового уровня. Как например, на известной во всем мире книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где была создана гигантская ломостена.

Обо всех мероприятиях и ломособытиях, происходящих в десятках стран, можно узнать на официальном сайте Ломографического сообщества , где публикуются новости о настоящих или предстоящих проектах, акциях и выставках.

Когда я готовил эту статью и просматривал ломофотки в Интернете, меня не покидало чувство, что ведь маститые фотографы правы: снимает не камера, а человек. Фотографию, которая рассказывает историю, можно сделать и на ломоаппарат, если знать, как смотреть на мир. И наоборот, большая, чёрная и тяжёлая фотокамера с самым устрашающим объективом поможет вам всего только выглядеть солидно и круто, а толку вряд ли принесёт, опять же если её обладатель не умеет смотреть на мир. Очень советую посмотреть в Яндексе картинки по поиску “ломография”, будет о чём задуматься. В творческом направлении.

С другой стороны, фотографии в ломо-стиле вполне можно делать и на недорогой цифровой фотик. Хотя это будет уже “не по правилам” (по правилам, ломография, это всё же плёнка), но поможет научиться креативно мыслить и креативно видеть.

И ещё, хотя об этом можно было написать в самом начале. Ломография, конечно, не имеет никакого отношения к фотостоковому бизнесу. Какие-то снимки могут быть приняты на стоки, но в качестве курьёза. Эта индустрия развёрнута в другую сторону. Ломографию можно уже называть своеобразным искусством. Была бы у меня возможность, я бы попробовал! Всё чаще ловлю себя на таком желании. 🙂