Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке? Органы и полномочия Ростехнадзора

22.08.2011
"Расчет"

В законе разобралась Генеральный директор юридического бюро «Вертус Лекс» Юлия Мешкова

«Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» утверждена правительством 13 ноября 2009 года. Ее цель - максимально эффективное использование природных ресурсов. Важнейшая стратегическая задача страны - сократить к 2020 году энергоемкость отечественной экономики на 40 процентов. Все крупные предприятия должны в обязательном порядке пройти первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, по результатам которого компания получает энергопаспорт.

Повторять эту процедуру придется каждые пять лет. Проверки проводятся в отношении продукции, технологического процесса, в соответствии с Законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее - Закон № 261-ФЗ). По общему правилу, энергетическое обследование производится добровольно. Но некоторые компании должны провести его в обязательном порядке, в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ).

В частности, к ним относятся: органы государственной власти, местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; компании с участием государства или муниципального образования и организации на бюджетном финансировании, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Кроме того, к этой же категории законодатель отнес фирмы, осуществляющие регулируемые виды деятельности, а также добычу, производство и транспортировку воды, тепловой или электрической энергии, топлива; организации, совокупные затраты которых на потребление энергии или топливных материалов превышают 10 миллионов рублей в год.

Аудит специального назначения

Обследованием предприятий, которые обязаны получить энергопаспорта, должны заниматься специальные компании, получившие лицензию на проведение энергоаудита. Основная цель исследования - определить, какое количество энергии тратит компания, насколько такое потребление ресурсов оправданно и не происходит ли утечек, которые снижают эффективность потребления ресурсов. Кроме того, аудиторам необходимо изучить, какие процессы являются наиболее энергозатратными и каким образом можно снизить потребление ресурсов.

По итогам такого исследования составляется энергетический паспорт. Как выбрать компанию, которая сможет провести грамотное обследование? Проводить такие мероприятия могут лица, состоящие в саморегулируемых организациях. Минимальные требования для вступления в СРО: для компаний - не менее четырех энергоаудиторов в штате; для индивидуальных предпринимателей достаточно одного. При этом у аудиторов должны быть дипломы о законченном высшем техническом образовании. Кроме того, организация (или ИП) должны быть внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Сейчас в России насчитывается 91 СРО в области энергообследования. Полный список расположен на официальном сайте Минэнерго РФ http://minenergo.gov.ru/

Энергетический паспорт

Что же получает компания после прохождения такого обследования? Энергетический паспорт, согласно пункту 7 статьи 15 Закона № 261-ФЗ РФ должен содержать информацию: об оснащенности приборами учета и объеме используемых ресурсов, показателях энергоэффективности, потенциале сокращения потребления ресурсов и перечне типовых мероприятий по энергосбережению. Компании, осуществляющие передачу ресурсов, дополнительно указывают величину потерь.

Требования по оформлению энергопаспорта утверждены приказом Министерства энергетики от 19 апреля 2010 года № 182. Если взять за основу сметные расценки на испытания и измерения, которые проводит Ростехнадзор, то стоимость энергоаудита с составлением энергетического паспорта примерно будет равна 3-5 процентам от годовой нормы потребления. Для небольших предприятий эта цифра может находиться в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей. Но все будет зависеть от состояния организации и методики проведения обследования. По окончании исследования СРО направляет паспорт в ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России - оно создано в декабре 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития специально для этих целей.

Чиновники в течение 10 дней утверждают этот документ или возвращают его аудиторам для устранения недостатков. Если же нареканий нет, компания получает энергопаспорт и специально разработанную для организации программу по энергосбережению, в соответствии с которой необходимо будет сокращать ресурсы по следующему алгоритму: за первый год - 3 процента, за второй год - 6 процентов, за 5 лет - до 15 процентов. В долгосрочной перспективе, к 2020 году, планируется добиться экономии до 20 процентов.

Визиты ревизоров

Государственный контроль за энергоэффективностью будет осуществляться на федеральном и региональном уровне, в соответствии с «Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», утвержденными постановлением правительства от 25 апреля 2011 года № 318. Этот документ предусматривает плановые и внеплановые, документальные и выездные проверки. Кроме того, ревизионные мероприятия могут вестись совместно с другими органами исполнительной власти. Плановые проверки можно будет проводить лишь два раза в три года и с разрешения руководителя контролирующего органа.

Для ряда организаций, в том числе тех, чьи совокупные затраты на потребление энергии превышают 10 миллионов рублей в год, такие мероприятия начнут проводить с 2013 года. Госстройнадзор будет проверять все объекты капитального строительства на предмет оснащенности приборами учета воды и электроэнергии, поэтому откладывать мероприятия по получению энергопаспорта не стоит. К тому же уже сейчас известно, что в первую очередь ревизоры посетят тех, у кого по итогам энергоаудита будут выявлены самые плохие показатели по потерям ресурсов и их неэффективному использованию. Поэтому устранить утечки энергии следует еще до начала обследования, так как последующая работа может проходить уже под бдительным оком проверяющих. Законом № 261-ФЗ были введены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Теперь переходим к более специализированным структурам, которые также отличаются особым коварством.

Эксплуатация объектов промышленности, строительства, энергетики, нефтяного комплекса крайне ответственна и связана со специфическими требованиями и правилами безопасности. Контроль промышленной безопасности государство возложило на Ростехнадзор.

Административная ответственность за нарушения в промышленности, строительстве и энергетике предусмотрена главой 9 КоАП РФ. В большинстве статей в виде санкций закреплены административное приостановление деятельности объекта на срок до 90 суток, а в отдельных случаях - дисквалификация руководителей предприятия.

Основным нормативным актом, регламентирующим контроль и надзор, признается ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Документарная проверка

Представители Ростехнадзора вправе запросить любые документы, относящиеся к предмету проверки. Запрос должен быть мотивирован . Указанные в нем документы юридическое лицо предоставляет в течение 10 рабочих дней в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя или законного представителя. Иногда проверяющие требуют нотариального удостоверения копий документов. Обратите внимание: закон такого права им не дает .

При выявлении ошибок или противоречий в копиях документов юридическое лицо может дать пояснения, а также предъявить дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть их.

Выездная проверка

Предметом проверки служат содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие обязательным требованиям работников, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, технических средств, товаров, производимых, используемых и реализуемых юридическим лицом.

Выездная проверка проводится по месту фактического осуществления деятельности проверяемого и целесообразна, если документарная проверка не позволяет убедиться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления видов предпринимательской деятельности, или если оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям невозможно без проведения соответствующего контрольного мероприятия.

Руководитель предприятия (или иное уполномоченное лицо) обязан ознакомиться со следующими документами и фактами:

с распоряжением о назначении и проведении проверки;

полномочиями лиц, проводящих выездную проверку;

целями и задачами проверки;

основаниями для проведения выездной проверки;

видами и объемом мероприятий по контролю;

составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке;

сроками и с условиями ее проведения.

Представители организации должны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, обеспечить доступ проверяющих на территорию, в здания, строения, сооружения, к оборудованию, иным объектам, техническим устройствам, транспортным средствам.

Всё идет по плану

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года согласно ежегодным планам проведения проверок Ростехнадзора и его территориальных органов .

Надо иметь в виду, что годовой план работы территориальных органов Ростехнадзора в части осуществления мероприятий по контролю и надзору должен соответствовать ежегодному плану Ростехнадзора. По общему правилу сведения о планах размещаются на официальном сайте Ростехнадзора. Годовые планы доводятся до сведениях подконтрольных организаций или публикуются в Интернете в течение 10 дней после утверждения . Но это требование не относится к особо важным и режимным организациям.

Территориальный орган Ростехнадзора должен уведомить организацию о плановой проверке не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения . Для этого он направляет копию распоряжения руководителя управления или его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

Законными основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть только :

1 - истечение срока выполнения юридическим лицом ране выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2 - поступление в Ростехнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах:

Возникновения угрозы причинения вреда (а также причинение вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ростехнадзор не имеет права проводить проверку исходя из информации, из которой невозможно установить факты, способные стать основанием для проведения проверки . Кроме того, таким основанием не могут служить обращения и заявления заинтересованных лиц, не позволяющие установить факты возникновения угроз и причинения вреда.

О внеплановой выездной проверке юридическое лицо должно быть уведомлено не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом . Если в результате деятельности юридического лица уже фактически причинен или причиняется вред, предварительное уведомление юридического лица о начале внеплановой выездной проверки не требуется.

Обратите внимание : любая внеплановая проверка, проводимая территориальным управлением Ростехнадзора, считается законной и обоснованной, только если она согласована с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица.

Порядок согласования утвержден приказами Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 и от 11.08.2010 № 313.

Данная процедура может не соблюдаться, если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства и т.п. В подобной ситуации органы Ростехнадзора вправе приступить к внеплановой проверке незамедлительно, известив об этом органы прокуратуры в течение 24 часов.

Решение уполномоченных должностных лиц органа прокуратуры о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Как действовать при проверке

При получении распоряжения руководителя территориального органа Ростехнадзора о проведении проверки рекомендуется внимательно изучить его на предмет соответствия требованиям ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ и приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141. Перед проверкой руководитель организации может попросить должностное лицо, осуществляющее проверку, представить для ознакомления заявление о согласовании проверки с органами прокуратуры. Необходимо в полном объеме воспользоваться правом непосредственного присутствия (участия) при проверке и давать компетентные и взвешенные объяснения, относящиеся к предмету ее проведения . Рекомендуем возложить функции представителей организации на нескольких должностных лиц - технического специалиста, юриста и сотрудника подразделения безопасности . Их действия должны быть слаженными.

Представители организации должны быть нацелены на один результат - противодействие в рамках правового поля незаконному проведению проверки.

Зачастую при проверке требуют документы, информация в которых составляет коммерческую тайну. Тогда целесообразно действовать так :

Попросить проверяющих сделать отдельных письменных запрос на получение документов, составляющих коммерческую тайну. На этот запрос составить ответ о ее предоставлении. В ответе указать об ответственности за разглашение данной информации;

Каждый документ, составляющий коммерческую тайну, передавать проверяющим строго по отдельной описи с обязательным указанием его наименования и реквизитов, количества листов и изготовленных копий.

Сразу по завершении проверки должностные лица проверяющего органа в соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается законному представителю проверяемого юридического лица. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

При получении акта надо проверить его содержание. Необходимо, чтобы дата, время и место проведения проверки, ее вид, дата и номер распоряжения Ростехнадзора о проведении проверки, ее продолжительность, сведения о результатах, выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших нарушения, соответствовали действительности.

Все указанные в акте сведения нужно тщательно сверить и при наличии расхождений обратиться к проверяющим с требованием устранить подобные расхождения. Предупреждаем, что в ответ можно получить отказ. Тогда необходимо подписать акт с имеющимися возражениями (можно на отдельных листах) и вручить его проверяющему лицу, чтобы он поставил подпись.

Если составленные первоначально возражения окажутся неточными или неполными, их можно дополнить в течение 15 дней с даты получения акта.

Экономика и жизнь, №45, 2011.

Приветствую, уважаемые друзья! Ранее я уже публиковал перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по промышленной безопасности (и не только), соблюдение которых оценивается при проведении проверки Ростехнадзора. Те самые перечни, которые были утверждены приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 г. № 421. Новость собственно в том, что эти перечни обновились. Поехали!

Изменения в перечни нормативных правовых актов были внесены приказом Ростехнадзора от 05.06.2017 г. № 193. Изменения вступили в силу 5 июня 2017 года.

О том, что именно изменилось, руководители и специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности могут узнать из приказа Ростехнадзора № 193 и приказа Ростехнадзора № 421 (в новой редакции), которые можно будет скачать чуть ниже.

Изменений достаточно много, поэтому вкратце.

Собственно были исправлены неточности в наименовании ряда правовых актов, содержащихся в утверждённых перечнях. Ряд правовых актов вообще исключён. Например были исключены Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций, утверждённые приказом Минэнерго России от 13.04.2001 г. № 113 (Они же РД 153-34.0-03.205-2001).

Порядок ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверки Ростехнадзора, остался без изменений.

Скачивайте актуальные документы и предметно знакомьтесь.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Приказ Ростехнадзора от 05.06.2017 г. № 193 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 октября 2016 г. № 421

На этом всё. Если информация пригодилась, не проходим мимо, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Устав образовательного учреждения. Свидетельство о постановке на налоговый учет. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Свидетельства о праве собственности на объекты, копии договоров аренды. Полные реквизиты образовательного учреждения. Приказ о назначении законного представителя юридического лица (руководителя). Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов. Разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта. Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней. Лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта, заключения экспертизы промышленной безопасности, декларации промышленной безопасности. Договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями. Документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе. Документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте. Документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Эксплуатационная документация: паспорта, журналы, акты, графики, сертификаты, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Документы, подтверждающие наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, документы по их выполнению. Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательным службами или формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников. Документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте. Приказ о назначении ответственных за электрохозяйство, протоколы проверок знаний норм и правил работы в электроустановках; штатное расписание. Распоряжения (приказы) о проведении стажировки, дублирования и допуска к самостоятельной работе электротехнического персонала. Программы стажировки электротехнического персонала. Журналы проведения вводных инструктажей по ОТ и ТБ и инструктажей на рабочем месте, карточки учета проведения инструктажей. Генплан предприятия с нанесенными на него зданиями, сооружениями и электротехническими коммуникациями. Однолинейные схемы электроснабжения и схемы по отдельным участкам предприятия. Договор на электроснабжение с энергоснабжающей организацией. Акты допуска в эксплуатацию энергоустановок. Проекты энергоустановок и изменения к проектам, согласованные в установленном порядке. Акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования. Исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений. Технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов. Сертификаты на оборудование и материалы. Список квалифицированного электротехнического персонала по обслуживанию энергоустановок или договор на эксплуатацию и техническое обслуживание со специализированной организацией. (

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 6th Февраль, 2015
Вы находитесь:

Права работадателя и полномочия инспекторов

Ключевые проблемы

  • Какие права у инспектора Ростехнадзора?
  • Какие ошибки допускают инспекторы при проверках?
  • Какие права у работодателя?

Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.

Какие права у инспектора Ростехнадзора

При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.

  1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими - с другой.
  2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
  3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280 . Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете .

Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.

Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:

  • посещать поднадзорные организации;
  • знакомиться с необходимыми документами;
  • проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.

Предупреждает Екатерина ЗУБАРЕВА, начальник отдела охраны труда ГУП МО «МОБТИ»

На практике проверка происходит таким образом: работодатель получает копию распоряжения о проведении плановой проверки (документарной или выездной) не менее чем за три дня до ее начала. О внеплановой проверке работодателя извещают не менее чем за 24 часа любым доступным способом (например, по телефону). В некоторых случаях инспектор не обязан уведомлять проверяемых о внеплановой проверке. Например, если есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или при аварии на ОПО.

Какие ошибки допускают инспекторы при проверках

Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки . Например:

  1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один - оснований для отказа в проведении проверки нет.
  2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.
  3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.
  4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.
  5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Документы можно предъявить в электронной форме.
  6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.

Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Какие права у работодателя

Работодатель вправе попросить инспектора Ростехнадзора ознакомить его с административными регламентами проведения проверки. Но лучше сделать это самостоятельно заранее, чтобы не упустить важных моментов и суметь поправить инспектора, если он не прав.

Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй - у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.

Советует Елена ГУРЬЕВА, заместитель начальника отдела персонала ООО «Группа компаний «Столия» (Волгоград)

Журнал учета проверок нужен, чтобы все контрольные мероприятия фиксировались и соблюдались сроки плановых проверок. Однако работодатель сам решает - вести его или нет. Отсутствие такого журнала не является нарушением.

Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как часто могут проводиться проверки?

Как часто Ростехнадзор может приходить с проверкой?
Ольга ЗАМОСКВОРЕЦКАЯ, руководитель (Омск)

Ростехнадзор может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Частота внеплановых проверок не ограниченна. Они проводятся по результатам выполнения ранее выданных предписаний, в случае сообщений об угрозе жизни и здоровью работников, окружающей среде и т. д. (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два раза в три года и более.

Журналы регистрации работы по охране труда

Журнал учета проверок вы можете скачать .

Какова допустимая продолжительность проверки?

Сколько может длиться проверка Ростехнадзора в организации?
Семен ЛЕВИН, специалист по промышленной безопасности (Сургут)

Срок проведения проверки не может быть более 20 рабочих дней. Что касается субъекта малого предпринимательства - общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях (если нужны длительные и сложные экспертизы) руководитель территориального органа Ростехнадзора может продлить срок проверки на такой же период.

Если организация работает на территории нескольких субъектов России, то длительность проверок определяется по каждому филиалу в отдельности, но в общем не должна превышать 60 рабочих дней.

Какие организации проверяет Ростехнадзор?

В какие организации Ростехнадзор обычно приходит с проверками?
Ирина ЕРМОХИНА, инженер (Череповец)

В ведении Ростехнадзора находятся организации, которые:

  • занимаются разработкой и использованием недр;
  • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
  • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
  • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
  • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения .

Под внимание попадут организации, работающие с взрывчатыми и токсичными веществами, оборудованием под давлением, грузоподъемными механизмами. Ростехнадзор вправе проверить строительные организации, а также организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и т. д.

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Инспектор Ростехнадзора вправе проверять предприятие только при наличии распоряжения о проверке на его имя.

2 Проверка проводится только в присутствии руководителя предприятия или его представителя. За исключением случаев, когда есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или существует риск аварии.

3 Проверка не может выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении о проверке или ранее выданном предписании.

4 Ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.