Что означают цифры в названии масла моторного. Расшифровка маркировки моторного масла. Что определяет вязкость масла

В рамках подготовки машины к зиме, многие автовладельцы меняют моторное масло. Существует целая куча маркировок масел, от которых зависят эксплуатационные характеристики. Разберемся в этом.

Все моторные масла, применяемые в двигателях внутреннего сгорания легковых автомобилей, делятся на три группы: минеральные, синтетические и полусинтетические. О том, чем отличаются такие масла, читайте .

Маркировка моторных масел по классу вязкости

Кроме деления моторных масел на группы по химической основе, существует классификация по температуре использования. Строго говоря, здесь учитывается несколько параметров: вязкость масла, его прокачиваемость по системе смазки и предельные значения этих параметров в зависимости от температуры. Но, в целом, этот комплекс показывает, в каком температурном диапазоне конкретное масло будет работать с нормальной эффективностью.

Маркировка вязкости моторных масел указывается на банках и канистрах по системе SAE. Выглядит обозначение, например, так: 10W-40. Как это расшифровать?

Цифры и буквы в маркировке масла называются классами вязкости. Таких классов по системе SAE – 12. Из них шесть для зимних, минусовых температур (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и еще шесть – для летних, плюсовых (10, 20, 30, 40, 50, 60).

Первая часть маркировки до дефиса является показателем минусовой температуры, до которой масло будет эффективно прокачиваться в системе смазки и иметь нормальные смазывающие свойства. При этом буква W обозначает, что этот параметр используется именно для отрицательных температур. Взято это от английского слова Winter – Зима.

Вторая часть маркировки после дефиса – показатель максимальной (плюсовой) температуры, до которой масло будет сохранять нормальные эксплуатационные характеристики. При прочтении обоих частей маркировки можно понять предельные температуры воздуха, при которых масло будет надежно защищать двигатель от трения, и позволять запускать его без разрушительных последствий. Осталось разобраться в соответствии классов вязкости реальным температурам в градусах Цельсия.

Расшифровка маркировки моторных масел

Таблица ниже приводит соответствие классов вязкости моторных масел предельным температурам эксплуатации.

Теперь, прочитав маркировку на канистре моторного масла, например, 10W-40 , можно легко определить его температурный диапазон: 10W – до -25 градусов мороза и 40 – до +35 градусов тепла. Получается, что данное масло можно применять при температурах воздуха от -25 до +35 градусов.

Масло с маркировкой 10W-40 является, пожалуй, самым распространенным во многих регионах России, поскольку его температурный диапазон очень удобен для использования и летом и зимой.

Соответственно в южных регионах, где не бывает холодных зим, зато летом бывает больше +35 градусов, нужно применять более «высокотемпературное» масло, например, 25W-50 (от -10 до +45). В районах Крайнего Севера такое масло неприменимо – лучшим решением будет 0W-20 (от -35 до +15).

При этом, если в вашем регионе разброс температур летом и зимой очень большой, стоит в межсезонье поменять масло на подходящее, чтобы не иметь проблем с поездками в сильную жару или мороз.

Маркировки моторных масел – отличная возможность изучить продукт, без риска для двигателя своего автомобиля. На этикетке продукта, многие производители указывают уровень вязкости, допуски производителя, специфику продукта и прочие аспекты, которые помогут водителю сделать правильный выбор.

Чтобы вникнуть в суть вопроса, рассмотрим все обозначения, которые могут быть указаны на этикетке масла.

Расшифровываем обозначения

На большинстве упаковок, производитель указывает следующие параметры:

Получается, чтобы изучить марки масел, теперь не требуется идти в магазин и «пытать» продавца-консультанта. Грамотную оценку товару можно дать самому, изучив значение некоторых показателей масел.
Теперь рассмотрим каждый вышеприведенный показатель более подробно, чтобы понять значение каждого из них.

SAE – различаем масло по степени вязкости

Вязкость – один из важнейших параметров для любого ГСМ. Именно это значение указывает степень износостойкости двигателя и создаваемый уровень трения. SAE подразделяется на три подкласса – зимний, летний и всесезонный. Вязкость является очень важным параметром для автолюбителей из северных широт. Качество автомобильных масел напрямую влияет на быстрый пуск и правильную смазку элементов двигателя.

К примеру, жидкое масло актуально для двигателя авто в зимнее время – оно не замерзает и позволяет снизить расход потребляемого топлива на 2-3%. Густые масла (значение SAE 15w-40) наоборот, востребованы в жарких климатических зонах и рекомендованы к использованию для старых, изношенных двигателей.

Чтобы понять, какое значение SAE подойдет именно для вашего авто, рассмотрим несколько примеров:

С SAE все понятно. От степени вязкости масла во многом будут зависеть работоспособность двигателя авто и его эксплуатационные качества. Но есть и другие показатели, которые мы сейчас рассмотрим.

Спецификация по API и ACEA

Данный показатель означает, а точнее помогает определиться с выбором моторного масла профессионалам и любителям. Использование автомасел необходимой категории позволит продлить долговечность двигателя (бензиновых и дизельных), снизит уровень выделения «нагара», поможет уменьшить расход топлива и улучшит качественные показатели работы мотора.

Среди востребованных марок масла по спецификации, можно выделить следующие:

  • API SN – моторные масла для бензиновых двигателей от американских и азиатских производителей авто;
  • ACEA A3/B3 – данный тип масел имеет высокие эксплуатационные характеристики. Предназначены для дизельных и бензиновых моторов.

Производственные допуски и штрих-код

В отличие от американских и азиатских производителей масел, европейцы придумали систему производственного допуска. Если рассматривать конкретно европейскую продукцию, то производственный допуск – наиважнейший параметр при выборе продукта. Показатель означает, что продукт прошел сертификацию и «контроль качества» у автозавода и рекомендован именно для конкретного авто.

В качестве примера, рассмотрим некоторые из них: FORD WSS M2C, MB-APPROVAL 229,5.

С помощью штрих-кода можно получить информацию о стране изготовителе, самом производителе или филиале (если таковой имеется), в котором произведено ГСМ. Для определения всех вышеуказанных параметров, имеется специальная таблица, в которой сопоставив все цифры, покупатель сможет найти всю необходимую информацию.

Сроки годности и номер партии

Срок годности такого продукта как масло составляет 3 года. Но даже несмотря на столь впечатляющий срок, нередко попадаются просроченные нефтяные продукты. Чтобы не стать очередной жертвой некачественного смазочного материала (пострадает не только водитель, но и двигатель авто), требуется сделать следующее:

На многих современных маслах можно встретить такие надписи, как «Люкс», «Эстеровое», «Содержит умные молекулы» и пр. Каждая этикетка загружена различной информацией, не имеющей технической подоплеки, которая призвана привлечь внимание покупателя и выделить продукт из целого ряда аналогичных. При покупке нового ГСМ на данные параметры можно не обращать никакого внимания – тут попросту нет нужной информации.

Мы ознакомились с различными данными. Теперь необходимо применить их на практике и разобраться, как именно будет «работать» вся полученная информация на деле.

Основы правильного выбора масла

Конструктивные особенности мотора у многих моделей различны. Что это означает? Это говорит о том, что для определенной марки авто подходит далеко не каждый вид масла. Каждый автомобиль имеет собственные факторы, которые могут повлиять на работу двигателя: мощность масляного насоса, уровень теплоотвода, диаметр пропускных каналов и пр.

Как уже говорилось выше, особое внимание следует уделить вязкости масла. Если вы не можете определиться с маркой ГСМ и его вязкостью, на сайтах компаний-производителей (Castrol, Shell и ряд других) имеются специальные «вычислители SAE» — необходимо «забить» всю информацию о марке вашего авто, типе двигателя и его мощности. В результате, вы получите необходимые цифры и список продуктов, которые актуальны именно для вашего авто и вашего типа двигателя.

Второй важный момент — климатические условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Здесь все просто – чем ниже градус по Цельсию, тем меньше должен быть класс SAE.
К примеру, для особенно холодных регионов, подойдут масла: 0W-30, 5W-20, 5W-30.

Сроки эксплуатации двигателя как определяющий фактор

После длительной эксплуатации мотора, износостойкость деталей становится низкой, а расход масла достаточно большим. Чтобы привести показатели в норму, необходимо использовать масло с высокой степенью вязкости – это означает, что для изношенного мотора идеально подойдут масла класса 15w-40, 20w-40 и пр.

Обратите особенное внимание на то, что масло с высокой степенью вязкости, при экстремально низких температурах, станет не панацеей от всех болезней вашего двигателя, а его убийцей.

Экономим или гоняем?

Правильно подобранное масло для авто поможет не только сохранить качественные характеристики мотора на долгие годы, но и незначительно снизить расход топлива. Если для вас на первом месте стоит экономия – выбираем продукт с низким классом вязкости (5W-30, 0W-20 и т.д.).
Если вы относитесь к разряду гонщиков и не прочь выжать из своего стального коня всю мощь, следует отдавать предпочтение маслам с высокой вязкостью, которые смогут защитить мотор от износа, при работе в экстремальных условиях.

Еще несколько слов о спецификации

API и ACEA – самые распространенные в мире виды моторных масел. Первые, проверяются и классифицируются в странах Америки, вторые – принадлежат европейским промышленникам. Первый бренд (спецификация), предусмотрен исключительно для американских и азиатских авто, которые широко распространены в мире.

Что касается ACEA. Данные продукты ориентированы на европейские автомобили с разными конструкциям двигателей. Например, продукция с обозначением ACEA и с индексом Е, говорит о том, что данный продукт предназначен для использования в дизельных моторах на грузовиках. Индексы А и В, говорят о том, что масла используются в дизельных и бензиновых двигателях легковых авто и пр.

Усвоение полученной информации

Получается, что выбрать качественный продукт самому, именно для собственного двигателя достаточно просто. Достаточно иметь простое представление о том, как и где будет эксплуатироваться автомобиль и иметь под рукой таблицу.

Помните, что долговечность вашего двигателя напрямую зависит от качества масла, которое вы в него заливаете. Не стоит пренебрегать представленной информацией и воспользуйтесь ей при первой же возможности.

Каждый автомобилист знает, что от правильно подобранных расходников зависят эксплуатационные характеристики автомобиля, а также срок службы транспортного средства. Особую роль в подобной ситуации играет моторное масло. Оно оказывает непосредственное влияние на параметры двигателя. В связи с этим автомобилистам должна быть известна расшифровка маркировки моторных масел, чтобы выбрать оптимальный по своим свойствам продукт.

Практически полная информация о составе моторной смазывающей жидкости располагается на этикетке. Однако, нередко она выписана в определенной форме, в виде условных обозначений, сокращений и аббревиатур. Быстрая расшифровка обозначений моторных масел помогает сориентироваться в предлагаемых товарах и купить жидкость с оптимальными характеристиками. Это даст возможность существенно продлить ресурс двигателя и обеспечит его нормальную работу.

Основная дифференциация масел осуществляется по критериям, относящимся к устоявшимся в мире и действующим в разных регионах планеты стандартах. Наиболее актуальными и постоянно совершенствующимися являются следующие их типы:

  • SAE – разработка американской классификации от Ассоциации местных автомобилистов;
  • API – система, введенная американским институтом нефти;
  • ILSAC – стандарты от Международного Комитета по стандартизации и апробации масел, который контролируют американские и японские специалисты;
  • ACEA – нормативы от европейских производителей автомобилей, используемые ведущими компаниями континента;
  • ГОСТ – государственные стандарты, обязательные для выполнения на территории России и некоторых стран бывшего Советского Союза.

Необходимо знать, что маркировка автомобильного масла используется как для дизельных силовых установок, так и для бензиновых движков.

Также встречаются универсальные жидкости, которые разработаны с учетом использования их в разных типах моторов. Финишный состав производители масел готовят на разной основе:

  1. Минеральная. Жидкость получается после обработки сырой нефти методом пиролиза, разделяя последнюю на фракции. В итоге получается относительно доступный по цене материал, который хорошо себя проявляет в теплый период года, но во время понижения температуры значительно увеличивается его степень вязкости. Также расход у материала выше, чем у аналогов.
  2. Синтетическая. Искусственно получаемый материал из различного углеводородного сырья. После изготовления к нему добавляют улучшающие присадки, повышающие характеристики начального продукта. Масла хорошо очищают конструкцию от нагара, способствуют лучшей адгезии и минимизируют коррозионные характеристики.
  3. Полусинтетическая. Обладает характеристиками обоих типов предыдущих жидкостей. Имеет преимущества при всесезонном использовании.

Во время выбора товара стоит учесть, что стоит брать в расчет значение маркировки моторных масел, относящихся к группам API, SAE и ГОСТ, так как именно они являются наиболее распространенными в нашей стране. Любителям японского либо европейского транспорта рекомендуется обратить внимание на ILSAC или ACEA.

Использование стандарта SAE

В данной системе расшифровка моторных масел для двигателей внутреннего сгорания опирается на степень вязкости исходного материала. В результате получается три группы продукта:

  • Зимние сорта. Основной задачей такого сорта является обеспечение высокой степени текучести при пониженной окружающей температуре. Это способствует более легкому старту «холодного» двигателя. В маркировке присутствует символ W и цифры, устанавливающие рабочий температурный режим. Определить допустимый минимум достаточно просто, так как из указанного значения стоит отнять 35. Соответственно жидкость с маркировкой W10 способна сохранять свои параметры, не ниже чем при -25 С, а W15 рассчитана на -20 С. Для жаркого периода заливать такие сорта не стоит, так как они не спасут от перегрева мотора.
  • Летние сорта. Рассчитаны на эксплуатацию при положительной окружающей температуре. Имеют бо́льшую вязкость, чем зимние аналоги, что позволяет им не растекаться во время жары, а удерживаться на нужных поверхностях. По SAE в маркировке такого продукта не ставится W или иная буква, а остается лишь цифровое обозначение, например, 40, 30 или 20.
  • Универсальные сорта. Они востребованы среди автолюбителей, проживающих в регионах с менее суровым зимним климатом. Такая маркировка дизельного масла или бензинового обязательно включает два цифровых значения, разделенных символом W. Примером служит 15W-40, 10W-40 или 15W-30. Жидкости достойно себя ведут как при сниженной температуре, так и во время теплого периода.

В относительно новых автомобилях до 3-4 лет с небольшим пробегом стоит использовать рекомендуемые автомобильными компаниями сорта смазочных материалов. Для легковушек с большим пробегом стоит отдавать предпочтения жидкостям с повышенной вязкостью. Это связано с увеличением технологических зазоров из-за выработки сопрягающихся элементов, рассыханием сальников и износом прокладок. Таким образом минимизируются утечки масла и снизится расход.

Обозначения моторных масел и расшифровка API

В действующей Системе классификаций масел API Engine Service Classification System предложено деление между группами жидкостей по типам двигателей, для которых они предназначены. Также в расчет берется период выпуска транспорта, эксплуатационные режимы и параметры самого масла.

Отличие в маркировки бензиновых и дизельных продуктов заключается в использовании букв соответственно S и C. При дифференциации по рабочим параметрам деление выполняется следующее:

  • для энергосберегающих материалов используется обозначение ES;
  • когда за буквенными значениями идут римские цифры, то по ним можно ориентироваться в экономии топлива при заливке этой жидкости;
  • за символами, определяющими тип мотора (дизель или бензин), идет классификатор эксплуатационных характеристик от А (минимальный уровень) до N (наивысший класс).

Универсальный продукт обладает этикеткой с указанием двух категорий, разделенных косой чертой, например, API SL/CF. В дизельных маслах производители обычно используют различия в виде 2 или 4, чтобы указать на двухтактные и четырехтактные силовые установки.

Если использовать смазку своей категории, то удастся добиться снижения износа, минимизации риска поломок движка, отсутствие возникновения нагара на цилиндре, поршнях и клапанах, экономии топлива, понижении шума, оптимизации ходовых параметров, продлении периода эксплуатации очистной системы и катализатора.

Маркировка по ACEA

Европейские производители организовали для своих автомобильных компаний собственный стандарт для смазочных жидкостей. Его расшифровка включает физико-химические свойства, предназначение и установленную категорию. Деление жидкостей предполагается согласно трех категорий и дюжине классов:

  • от A до B используются легковушки и микроавтобусы вне зависимости от типа силовой установки бензин/дизель;
  • C маркировка актуальна для авто с катализаторами;
  • E востребована для грузовиков, оснащенных дизельным мотором.

Кроме классов, параметры которых удастся узнать из соответствующей таблицы ACEA, в разъяснении описывается год вступления в действие, а также порядковый номер конкретного издания.

Государственный стандарт РФ

Важно знать, что отечественные производители ориентируются на норму ГОСТ 17479.1-85, определяя маркировку масел. При этом открытая информация для покупателей обязательно должна содержать следующие параметры:

  • Уровень кинематической вязкости. Исходя из данного критерия, масло относится к зимнему, летнему либо универсальному типу. Значения летние четные в интервале 6–16, а также 20, 24. Зимние параметры от 3 до 6. Универсальный тип описывается двумя значениями (лето/зима), поделенными косой чертой.
  • Сфера применения. Данный маркер делит масла на шесть групп, которые отмечаются кириллицей от А до Е. При этом указывается тип силовой установки в обозначении, где 1 - для бензиновых ДВС, а 2 - для дизелей. Когда данное значение отсутствует, то продукт допускается к применению в обоих типах моторов.

Отечественный продукт может иметь несколько маркировок, как по ГОСТ, так и по европейским или американским международным стандартам.

Маркировка согласно ILSAC

Данной сертификации придерживаются производители из Японии или Америки. В связи с этим продукт актуален в большей степени для популярных у нас автомобильных марок, выпущенных в Стране восходящего солнца, например, Honda, Suzuki, Mitsubishi и пр. Базовые параметры в представленных пяти стандартах идентичны критериям API. При этом ILSAC обладает энергосберегающими характеристиками и относится к всесезонным смазкам.

В самостоятельный класс выделена группа JASO DX-1, востребованная у турбированных дизельных ДВС. Специальная смазка оказывается полезной для автомобилистов еще и тем, что обладает высокими экологическими характеристиками.

Правила сертификации

Для систем ACEA и API предусмотрено несколько обязательных требований, которые получены при взаимных договорах между автопроизводителями и компаниями, занимающимися выпуском расходных ГСМ. Иногда автокомпании выдают предписания своим потребителям, рекомендуя определенные марки масел.

Такие рекомендации складываются во время эмпирических испытаний авто. Предварительно компании-изготовители отправляют заявки со своей продукцией для тестирования автопредприятиям. В процессе мониторинга определяются такие предпочтительные эксплуатационные критерии:

  • вязкость образовавшейся пленки;
  • вид основы (синтетика/минералка);
  • какое влияние оказывает смазка на ДВС;
  • реакция продукта на температурные перепады.

Допуск для конкретных марок авто определенных групп масел оформляется установленным типом сертификата.

Прежде чем говорить о классификации и характеристиках этой рабочей жидкости, стоит выяснить о предназначении масла. Оно выполняет важные функции, в число которых входит:

  • качественная смазка всех движущихся компонентов мотора, а также предотвращение ускоренного износа, приводящего к появлению металлической стружки;
  • отведение тепла от двигателя, что исключает его перегрев;
  • обеспечение чистоты в моторе благодаря моющим компонентам в составе;
  • обеспечение работоспособности мотора даже при низких температурах окружающей среды;
  • защита конструкции агрегата от коррозии, окисления и разнообразных продуктов сгорания топлива.

Исходя из этого, необходимо своевременно выполнять замену моторного масла, так как старый продукт не будет справляться со всеми возложенными на него задачами. Каждый автовладелец просто обязан ориентироваться в маркировке продукции. Это позволит приобрести правильный товар.

Существующие классификации

Производители для упрощения покупки конкретного продукта разработали несколько общепринятых классификаций, каждая из которых может предоставить водителю информацию о масле по конкретным характеристикам. В список наиболее распространенных классификаций входит:

  • ILSAC.
  • ГОСТ.
  • ACEA.

Помимо этого, существуют и другие классификации, например, по составу, сезону использования и для конкретных агрегатов. При покупке обязательно стоит ориентироваться на все это, так как использование некорректного масла может привести к серьезным повреждениям в двигателе.

Выбираем масло по составу

Маркировка моторных масел практически всегда содержит информацию о том, на какой основе производится данная жидкость. Здесь вся продукция делится на три больших группы:

  • минеральные (Mineral);
  • синтетические (Fully Synthetic);
  • полусинтетические (Semi Synthetic).

Минеральное масло получается непосредственно из нефти путем перегонки. Оно является полностью натуральным продуктом. К сожалению, в чистом виде оно очень быстро теряет свои свойства, поэтому зачастую производители добавляют различные присадки (моющие, антикоррозийные и тому подобное), которые позволяют увеличить срок службы продукции. Из-за высокой вязкости, такое масло используют в старых автомобилях с большой выработкой. К отличительным преимуществам относится доступная цена.

Самым качественным и долговечным является синтетическое масло. Оно устойчиво к перегревам, практически не окисляется, сохраняет свои характеристики при воздействии низких температур и обладает высокой текучестью. Продукция активно используется в современных иномарках. Однако за такие показатели приходится достаточно высоко платить, поэтому далеко не каждый водитель в денежном плане способен регулярно использовать синтетику.

Компромиссом между двумя вышеописанными вариантами является полусинтетическое моторное масло. Изделия имеют минеральную основу (как правило, до 30 процентов), которая смешивается с синтетическими составляющими. Благодаря такому решению, удается получить продукт, который по своим качествам близкий к синтетике, но при этом имеет более скромный ценник. Достоинством подобной продукции является совместимость практически с любым транспортным средствам.

Расшифровываем SAE

Как вы могли заметить, одной из ключевых характеристик масла является его текучесть и то, при каких температур продукт способен выполнять свое предназначение. Коэффициент вязкости регламентируется SAE. Аббревиатура расшифровывается с английского как « Society of Automotive Engineers», что в переводе означает «общество автомобильных инженеров». Согласно этой классификации, выделяют три типа масел:

  • Зимние. Они имеют максимальную текучесть, что обеспечивает бесперебойный старт мотора даже при минусовых температурах. В маркировке подобной продукции будет присутствовать число и латинская буква W (от слова Winter – «зима»). В магазинах вы можете найти изделия с маркировкой 0W, 10W и так далее.
  • Летние. Данный вид используются только при температурах окружающей среды выше 0 градусов Цельсия. Вязкость этого масла достаточно высокая. Это необходимо для того, чтобы в сильную жару текучесть не превышала предельного параметра, хотя именно из-за этого их использование при минусовых температурах становится невозможным. В маркировке имеется только число 20,30 и так далее. Чем выше показатель, тем выше вязкость изделия.
  • Всесезонные – самая популярная и востребованная продукция, так как может работать и в холодную и в жаркую погоду. Маркировка объединяет в себе два числа, разделенных буквой W, например, SAE 5W-40.

Если вы обладатель относительно свежей иномарки, то подходящее для нее масло вы можете узнать в техническом руководстве к своему автомобилю. Для старых машин следует пользоваться одним правилом – чем больше пробег транспортного средства (или конкретно мотора), тем с большей высокотемпературной вязкостью необходимо покупать изделие.

Как выполнять расшифровку

Расшифровка вязкости масла происходит по двум числам. Первое число говорит о минусовой температуре, при которой мотор без проблем заведется. Узнать эту информацию вы можете из соответствующих таблиц. Например, в изделии 5W40 цифра 5 говорит о том, что для этого масла предельно низкой температурой являются -35 градусов Цельсия. Для самых экстремальных условий используются масла 0WХХ, имеющие температурный минимум на отметке в -40 градусов.

Второе число обозначает максимальную температуру прокачиваемости. Водители могут найти продукцию от XW30 до ХW50. Наиболее популярными и безопасными для большинства моторов являются изделия 5W30 и 5W40. При использовании 0W40 и 0W50 рекомендуется быть острожными, так как они могут повредить конструкцию мотора.

Маркировка по API

При покупке также стоит обращать внимание на маркировку API. С ее помощью производители информируют покупателей о следующей информации:

  • для какого типа мотора предназначен продукт;
  • каковы эксплуатационные характеристики жидкости;
  • для какого года выпуска автомобиля используется это масло.

Расшифровка маркировки автомобильного масла производится согласно следующим данным:

  • Обозначение ЕС (может отсутствовать) идет сразу после аббревиатуры API. Указывает класс энергосберегающих масел.
  • Римские цифры после EC свидетельствуют об уровне экономии.
  • Далее следует информация о типе мотора, для которого используется это масло (S – бензиновый, C – дизельный).
  • Об уровне эксплуатационных свойств говорят латинские буквы от A до N (обозначают низкий уровень). Затем следует вторая буква, и чем выше она стоит, тем выше класс изделия.
  • Для дизельных масел также выделяют в маркировке цифры 2 и 4 в конце, которые делят продукцию на двухтактное и четырехтактное масло.

Посмотреть, за какой год отвечает каждая из буквенных комбинаций, вы можете в специальных таблицах. Как правило, на этикетке имеется круглый значок, который содержит информацию об классификациях SAE и API. В кружочке в центре располагается маркировка по вязкости, а на одном из внешних полукругов размещаются данные по API.

Европейская классификация ACEA

О назначении моторного масла и эксплуатационных свойствах вам также поможет узнать ACEA. Маркировка автомобильных масел по данному стандарту включает в себя следующие обозначения:

  • Латинские буквы «A» и «В» с цифирными показателями, разделенные косой чертой. Информируют о том, что это изделия для бензиновых и дизельных моторов для легковых авто, микроавтобусов и фургонов. Примеры – A1/B1-12, A3/B4-13.
  • Латинская буква «C» с цифрой. Продукт используется в бензиновых и дизельных агрегатах, в которых имеется катализатор отработавших газов. Примеры – C2-12, C4-12.
  • Латинская буква «Е» и цифра – масло для дизельных грузовых автомобилей. Примеры – E4-12, E9-12.

Последнее число указывает год введения, однако на некоторых продуктах в маркировке этого может и не быть.

Как разобраться в ГОСТ

Многие автолюбители предпочитают дополнительно при покупке ориентироваться на ГОСТ, что является хорошей привычкой. Здесь все изделия условно разделяются на группы по кинематической вязкости и эксплуатационным свойствам. Масла по вязкости делятся аналогично SAE на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинируют два числа).

Область применения продукта регламентируют буквы от «А» до «Е». Также существует индекс, который указывает на тип мотора. Индекс «1» означает, что масло используется в транспортных средствах с бензиновым мотором, «2» - с дизельным. Если индекс отсутствует, значит, продукция считается универсальной.

Маркировка по ILSAC

Это менее популярная классификация, разработанная совместно американскими и японскими инженерами. Выделяют пять стандартов (от GF-1 до GF-5), которые по своей сути соответствуют классам по API. Отличительной особенностью является то, что по данной классификации продукция является и энергосберегающей, и всесезонной.

Устанавливают следующее соответствие:

  • GF1 считается устаревшим.
  • GF2 – аналог маслу с API SJ. По вязкостным характеристикам близок к 0W-20 и 5W-20.
  • GF3 – аналог API SL.
  • GF4 и GF5 являются аналогами по параметрам продукции с маркировкой SM и SN.

Для японских иномарок с турбинами существует отдельный класс, в маркировке которого вы встретите выражение DX-1.

Стоит отметить, что некоторые автопроизводители создали собственные допуски, которые фактически дополняют существующие системы классификации. В частности, свою маркировку имеет фирменная продукция от Mercedes, BMW, Renault, Ford и других брендов, объединенных концерном VAG. Подробную информацию вы всегда можете найти в сети Интернет или на тематических форумах по вашей иномарке.

Выводы

Умение расшифровать обозначение на этикетке моторного масла – это залог успешного выбора изделия. При покупке также обязательно проверяйте качество упаковки и всех рисунков. Это позволят выявить контрафактную продукцию, которая представляет опасность для вашего автомобиля, Покупка только высококачественных сертифицированных изделий гарантирует продолжительный срок службы двигателя и отсутствие непредвиденных поломок.

На этикетке автомобильного масла можно увидеть загадочный набор цифр и букв, именно он может поведать автолюбителю о составе, характеристиках и назначении смеси. Большинство производителей на таре указывают следующую информацию: тип масла, степень вязкости, качество по классификации API или ГОСТ. Как не потеряться в море непонятных на первый взгляд символов? - Давайте разбираться.

Тип масла

  • Минеральное - изготавливаются на основе нефтепродуктов, на этикетке такой продукции стоит надпись «Mineral»;
  • Синтетическое - синтезируется искусственным путем, отличается сложным химическим составом. Маркируется «Fully Synthetic»;
  • Полусинтетическое - в его состав входят и синтетические, и органические компоненты, это универсальный вариант, который можно распознать по надписи «Semi Synthetic».

Класс вязкости

Вязкость - одно из доминантных качеств, влияющих на эксплуатацию смазки. Все моторные масла по принятой SAE классификации делятся на: всесезонные, зимние и летние. В последнее время универсальное масло вытеснило сезонные аналоги, ведь его использование избавляет автомобилиста от львиной доли работы по регулярной замене масла.

  • Обозначение всесезонных масел - 2 числа: первое - показатель вязкости при минусовых температурах, второе - при высоких. К примеру, SAE20-W40;
  • Летние масла имеют самую вязкую консистенцию, обозначаются SAE с числом (SAE 15);
  • Зимние с меньшим показателем вязкости маркируются буквой W (winter - зима), например, SAE 10W.

В морозную погоду лучше работают жидкие масла, они экономят топливо и защищают двигатель от перемерзания. Летом приветствуются вязкие смеси.

Маркировка зимних смесей:

0W - полноценно функционируют в условиях до -35 градусов;

5W - полноценно функционируют в условиях до -30 градусов;

10W - полноценно функционируют в условиях до -25 градусов;

15W - полноценно функционируют в условиях до -20 градусов;

20W - полноценно функционируют в условиях до - 15 градусов.

Маркировка летних смесей

SAE 30 - полноценно функционируют в условиях до +25 градусов

SAE 40 - полноценно функционируют в условиях до +40 градусов

SAE 50 - полноценно функционируют в условиях до +45 градусов

SAE 60 - полноценно функционируют в условиях до +50 и более градусов

Классификация ACEA

Европейская ассоциация разработала собственную классификацию ACEA, которая периодически обновляется. Согласно стандарту моторные масла разделяют на 3 группы:

  • A/B - для дизелей и бензиновых двигателей легковых машин и авто с малой грузоподъемностью;
  • С - можно совмещать с нейтрализаторами отработавших газов;
  • Е - для дизелей грузовой техники.

Классификация ГОСТ

В начале кода продукта стоит буква М - она говорит о том, что масло моторное. Индекс 1 обозначает масло для бензиновых двигателей, 2 - для дизелей. Следующая цифра присваивается класс вязкости:

  • Дробные коды, к примеру 63/14 означают, что масло всесезонное;
  • Маркировка 10, 12, 14, 20, 16, 24 - это летнее масло;
  • 33, 6, 63, 43, 53 - зимнее масло.

Масло с маркировкой 8 тоже является всесезонным. Буква «З» указывает на то, что смесь содержит загущающую присадку и является универсальной.

Буквенным индексом обозначается группа двигателей, для которой разрешается использование моторного масла:

  • А - для дизельных и бензиновых нефорсированных двигателей;
  • Б - для малофорсированных силовых установок;
  • В - для среднефорсированных;
  • Г - для высокофорсированных;
  • Д - для высокофорсированных силовых установок, которые используются в неблагоприятных условиях;
  • Д - для высокофорсированных двигателей, которые используются в экстремальных условиях.

К примеру, маркировка М-6з/10В означает, что масло является универсальным для среднефорсированных двигателей, всесезонное.

Классификация API

API - аббревиатура для Американского института нефти, согласно разработанной классификации масла делятся на 2 вида:

  • S (Service) - эта маркировка говорит о том, что масло подходит для бензиновых силовых установок легковых автомобилей, средств малой грузоподъемности, микроавтобусов;
  • C (Commercial) - к этой категории относится тяжелая техника с дизельными двигателями.

Для легковых машин с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.

Буква рядом обозначает характеристики смеси. Чем ближе она к концу алфавита - тем лучшие свойства демонстрирует масло.

  • Маркировки SC, SD, SE, SF, SG, SH считаются устаревшими, такие масла предназначены для двигателей, созданных до 2001 года. Продукция еще выпускается, поскольку старые машины все еще частенько встречаются на дорогах;
  • SJ - для двигателей с 2001 года и старше;
  • SL - для двигателей, выпущенных с 2004 года;
  • SM - стандарт введен в 2004 году, такие масла отличаются повышенной стойкостью к окислению, повышенную защиту от износа, отложений, эксплуатируются при разных температурах;
  • EC - аббревиатура для энергосберегающих масел для бензиновых двигателей (Energy Conserving).

Если после буквы стоит цифра, она указывает на разновидность дизеля: 2- двухтактный, 4 - четырехтактный.

Соответствует ли масло заявленной спецификации, проверяет комиссия API.

Дополнительная информация

Сюда относится маркировка допуска и контроля качества от производителей автомобилей: к примеру, WV 505.00. Дополнительная информация, не признанная стандартами, тоже может присутствовать на упаковке, никакой технической новизны она не несет, просто описывает качества масла: эстеровое, очищающее, защитное и так далее.

Реже встречаются спецификации NMMA (для снегоходов и гидроциклов), Global DND - для японских автомобилей, JASO - для корейских и японских мотоциклов.