Что относится к чрезвычайным обстоятельствам в судоходстве. Виды чрезвычайных обстоятельств. Классификация ЧС в зависимости от масштаба

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях в значительной мере зависит от своевременности и результативности предпринимаемых мер по защите населения, в том числе персонала предприятий и организаций, осуществляемых заблаговременно, при возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Понятие "защита населения" имеет две трактовки - общую широкую и более узкую, целенаправленную, специфическую. Первая связана с положениями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", по которому под защитой фактически понимается вся деятельность по противодействию чрезвычайным ситуациям. Вторая исходит из представления, что защита населения заключается в проведении определенных видов защитных мер, направленных на предохранение людей от конкретных поражающих воздействий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи. Такого рода защита достигается путем осуществления целого комплекса специальных мероприятий того или иного вида защиты.

Защита населения, в том числе персонала, от чрезвычайных ситуаций - это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

  • - риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
  • - реализацией этих рисков в виде воздействия на человека поражающих факторов;
  • - предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Защите в условиях чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту, однако личность не является пассивным объектом защиты. Граждане обязаны участвовать в мероприятиях защиты населения, проходить обучение по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью как предупредительных мер, так и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном, так и в оперативном порядке.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу. При этом следует иметь в виду, что они ведутся не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна и в мирное, и в военное время.

Мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом экономического значения регионов, муниципальных образований и объектов экономики в зависимости от особенностей расселения, природно-климатических и других местных условий.

Для осуществления защиты населения формируются и реализуются системы защитных мер разных уровней. Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территорий страны по видам и степеням возможных опасностей.

Зонирование (районирование) территории страны но видам и степеням природной и техногенной опасности представляет собой процесс выделения границ территорий, общим признаком которых является высокая потенциальная опасность возникновения на них того или иного вида стихийных бедствий или аварий. В результате могут быть определены зоны, для которых характерны сейсмическая, вулканическая, лавинная, оползневая, радиационная, химическая или другие опасности. В случае если для данной территории определена величина риска возникновения чрезвычайной ситуации соответствующего вида, то в признаке зонирования оказываются учтенными не только вид опасности, но и ее степень. Применительно к этим зонам разрабатываются типовые варианты зашиты населения и персонала, объектов экономики и инфраструктуры и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям по их защите.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов состояния природной и техногенной опасности соответствующих территорий, исходя из принципа разумной достаточности с учетом экономических возможностей по их реализации. Важной мерой, существенно оптимизирующей весь комплекс мероприятий по защите населения и персонала, является максимально возможное следование принципу двойного назначения, т.е. использования предназначенных для защиты населения материальных средств и объектов не только для защиты, но и в интересах обеспечения функционирования объектов экономики и обслуживания населения.

Методически, технологически, а отчасти и организационно защитные мероприятия строятся по видам защиты. Под видом защиты понимается специфическая сфера профессиональной аварийно-спасательной деятельности, целью которой является защита людей, а также территорий от поражающих факторов однородной физической природы или противодействие однотипным последствиям чрезвычайных ситуаций. Каждый вид защиты осуществляется путем проведения соответствующего ему комплекса защитных мероприятий, предусматривающих использование специфических для данного вида действий способов и средств защиты. В целом защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных ката строф достигается комплексным применением различных способов и средств защиты и осуществлением мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Основными видами защиты населения от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций являются инженерная, радиационная, химическая, противопожарная, медицинская, а также эвакуация населения.

1. оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

2. эвакуация и рассредоточение;

3. инженерная защита населения и территорий;

4. радиационная и химическая защита;

5. медицинская защита;

6. обеспечение пожарной безопасности;

7. подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

1. Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня. Более подробно этот пункт рассмотрим в четвертом вопросе лекции.

2. Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация . В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Более подробно этот пункт рассмотрим в третьем вопросе лекции.

3. В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты . По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо–, селе–и лавиноопасных районах – до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

Укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

Использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

Укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

Возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия. Более подробно этот пункт рассмотрим в следующем вопросе лекции

4. Частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Задачами радиационной и химической защиты населения являются:

Непрерывный контроль и оценка радиационной и химической обстановки в районах размещения радиационно и химически опасных объектов;

Заблаговременное накопление и поддержание в готовности к использованию средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля;

Создание, производство и применение унифицированных средств защиты, приборов и комплектов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

Контроль за использованием по назначению приобретенных населением в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты;

Своевременное применение средств и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;

Создание и использование на радиационно и химически опасных объектах систем (преимущественно автоматизированных) контроля обстановки и локальных систем оповещения;

Разработка и применение при необходимости режимов радиационной и химической защиты населения и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в условиях загрязнения (заражения) местности;

Заблаговременное приспособление объектов коммунально–бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта и проведение этой обработки в условиях аварий;

Обучение населения пользованию средствами индивидуальной защиты и правилам поведения на загрязненной (зараженной) территории.

К основным мероприятиям по защите населения во время радиационной аварии относятся следующие:

Обнаружение факта аварии и оповещение о ней;

Разведка радиационной обстановки в районе аварии;

Организация радиационного контроля;

Установление и поддержание режима радиационной безопасности;

Проведение (при необходимости) на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

Обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;

Укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и укрытиях, обеспечивающих его защиту;

Дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

Эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения превышает допустимый для проживания населения.

В случае химической аварии проводятся следующие основные мероприятия:

Обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

Разведка химической обстановки в зоне химической аварии;

Соблюдение режимов поведения на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической безопасности;

Обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;

Эвакуация населения (при необходимости) из зоны аварии и зон возможного химического заражения;

Укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ;

Оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;

Санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

Дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

5. Значительную роль в общем комплексе мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполняют мероприятия медицинской защиты. К ним относятся:

Подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико–санитарная и морально–психологическая подготовка населения;

Заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

Поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;

Медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации;

Проведение лечебно–эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

Медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и участников ликвидации ее последствий;

Контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

Проведение санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

6. Важным элементом защиты населения и территорий являются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые включают в себя:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно–спасательных работ.

7. Подлежат обучению в области гражданской обороны следующие группы населения:

Руководители федеральных органов исполнительной власти, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций;

Должностные лица и работники гражданской обороны;

Личный состав нештатных аварийно–спасательных формирований и спасательных служб;

Работающее население;

Неработающее население.

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

Председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности фередеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

Работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящие в состав органов управления РСЧС;

Работающее население;

Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

Неработающее население.

Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения. Оно является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно–методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и проживания граждан.

Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

Изучение правил поведения, способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Совершенствование практических навыков руководителей всех уровней в организации и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мероприятий гражданской обороны, а также навыков управления силами и средствами РСЧС и гражданской обороны при проведении аварийно–спасательных и других неотложных работ;

Овладение личным составом сил РСЧС и гражданской обороны приемами и способами действий по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры - предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, - это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

Среди различных терминов и определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные ситуации.

Существующее многообразие терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению, чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Разработка понятийного аппарата имеет особое значение еще и потому, в настоящее время в специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при которой на практике происходит подмена одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.

В то же время базисом для корректного определения понятий служит, с одной стороны, современное состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.

Тем не менее, нам представляется очевидным, что при всем многообразии терминов, на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».

Так, чрезвычайные ситуации, с одной стороны характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.

На мой взгляд, чрезвычайную ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы с ней. Кризисная ситуация не может быть длитель-ной и устраненной обычными мерами, используемыми при повседневных ситуа-циях. При этом успешные результаты борьбы с ней напрямую связаны с времен-ными составляющими вмешательства и разрешения ситуации.

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобре-тены ею в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятель-ность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.

Кроме того, к характерным признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить различного рода негативные последствия: социально-экологической, соци-ально-психологической, социально-политической и экономической направленности.

Исследование развития чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать характерные условия и причины их возможного возникновения:

они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследст-вие низкой эксплуатационной надежности технических систем;

они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;

они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.

Чрезвычайную ситуацию необходимо не только прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.

Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то - это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие «чрезвычайная ситуация» отсутствует.

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной террито-рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со-бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей» Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации 1994. № 35. Ст. 3648..

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы-званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нор-мативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуаци-ям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми ус-ловиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю-дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные». Для выполнения задач по оказанию содействия органам внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах создается группировка сил и средств.

Таким образом, мы видим, что понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.

Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима. Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

Общемировая проблема борьбы со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами требует объединения сил международных государственных органов, различных ведомств, предприятий, учреждений, организаций и общественности, принятия своевременных мер предупреждения гибели людей и имущества.

Такие организации в мире создаются и успешно действуют, так например, «Международное агентство по атомной энергии» (МАГАТЭ), «Международный корпус спасения» – эта организация создана в 1981 году после сильнейшего землетрясения в Италии. Офис находится в городе Марлоу в Британии. Международный координационный центр расположен в Женеве, он действует под эгидой ООН.

Многие десятилетия существует Международная ассоциация общественной безопасности при Международной организации труда. Ассоциация регулярно проводит мероприятия по обсуждению современных проблем обеспечения безопасности на вредных и опасных производствах. В ней создана международная секция по предупреждению несчастных случаев и заболеваний в химической промышленности, которая может представлять информацию по технике безопасности в различных отраслях производства.

Законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. впервые в России было закреплено понятие безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях реализации указанного Закона Указом Президента России был образован Совет безопасности. Председателем Совета безопасности по должности является Президент Российской Федерации. В сферу важнейших вопросов Совета безопасности входят:

– определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выделение внутренних и внешних угроз объектам безопасности;



– подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; организация их ликвидации и другие вопросы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 10 июля 1996 г. № 1024 утверждено Положение о Совете безопасности, которым был конкретизирован правовой статус этого конституционного органа и возложена задача по разработке предложений по координации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценки их эффективности.

В целях более эффективного государственного воздействия на различные ситуации природного и техногенного характера, а главное – на быстрейшую ликвидацию их разрушительных последствий впервые Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 710 был образован единый специализированный федеральный орган исполнительной власти – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вместе с тем, в последние годы массовый характер приобрели чрезвычайные обстоятельства и особые условия социального, криминогенного характера, связанные с появлением незаконных вооруженных формирований, банд, похищением людей, совершением террористических актов и т. п. В связи с этим Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах закреплены такие понятия, как чрезвычайные обстоятельства и особые условия.

Чрезвычайные обстоятельства (ЧО) – это события, произошедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни и здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.



К видам чрезвычайных обстоятельств относятся: появление на определенной территории незаконных вооруженных формирований, банд, вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров); возникновение вооруженного мятежа, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; захват заложников, важных объектов, собственных объектов органов внутренних дел; блокирование транспортных коммуникаций; угон транспортных средств; незаконное массовое пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Особые условия определяются как обстановка, сложившаяся в результате возникновения чрезвычайных обстоятельств, введения чрезвычайного положения, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории диверсионно-разведывательных или террористических групп, угрозы применения или применение ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей.

Понятие «чрезвычайное положение» сформулировано в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ и означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ.

Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г. № 1094 выделены следующие виды чрезвычайных ситуаций:

1) локальная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного или социального значения;

2) местная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 10 человек, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 человек, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс. но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района;

3) территориальная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тысяч, но не более 500 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации;

4) региональная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 500 тыс., но не более 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ;

5) федеральная – ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;

6) трансграничная – ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

В классификации чрезвычайных ситуаций немалое место занимают стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии. Однако, законодательством Российской Федерации не закреплены эти понятия, поэтому при определении их будем руководствоваться терминами, сложившимися в научной литературе и на практике.

Стихийные бедствия – это неконтролируемые явления природы, не зависящие от воли и деятельности человека, угрожающие жизни и здоровью людей, частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений.

По времени возникновения и по своей сущности стихийные бедствия условно можно подразделить на две группы:

1) закономерно, периодически повторяющиеся стихийные бедствия паводки, наводнения, снежные заносы;

2) внезапные, т. е. возникающие в короткий промежуток времени (землетрясения, ураганы, тайфуны, пожары).

Различие этих групп стихийных бедствий состоит не только в степени их общественной опасности, но и в степени подготовленности государственных органов и населения по защите от сил природы. Если первая группа стихийных бедствий дает возможность заранее предусмотреть антистихийные мероприятия, то есть имеется период упреждения, то вторая группа наиболее опасна в силу своей внезапности, не позволяющей принять в короткие сроки меры защиты.

– гидрологические (снежные лавины, селевые потоки);

– метеорологические (сильные ветры, метели, бураны, ливни);

– гидрометеорологические (цунами, тайфуны);

– сейсмические (землетрясения, извержения вулканов).

В мировой практике для оценки разрушительной силы некоторых стихийных бедствий разработана и применяется специальная шкалы:

– для определения силы ветра – 12-ти бальная;

– для землетрясений – 9-ти бальная;

– для аварий на АЭС – 7-ми уровневая шкала;

– существует также шкала пожаров и т. п.

По тяжести последствий к стихийным бедствиям близко примыкают крупные промышленные аварии и транспортные катастрофы. Они возникают или по вине людей что, как правило, выражается в служебной халатности или преступной самонадеянности конкретных должностных лиц либо возникают из-за изношенности оборудования и другим причинам. К таким катастрофам можно отнести аварию на Чернобыльской АЭС 1986 г. (эта авария относится к наивысшему 7-му уровню по шкале МАГАТЭ), гибель судов, серию крушений пассажирских поездов и взрывов на железной дороге, крупные пожары и другие техногенные ситуации.

Серьезную опасность для жизни и здоровья населения представляют эпидемии.

Эпидемия – это массовое заражение населения инфекционной болезнью, поражающее определенную местность, регион. Особую опасность вызывают холера, чума, черная оспа, тиф и др.

Большой урон государству и населению наносят эпизоотии это массовое распространение инфекционных болезней среди животных. В случае возникновения эпизоотии (ящура, бешенства, сибирской язвы и прочих болезней животных) на данной территории устанавливается карантин и вводятся режимные ограничения (как впрочем, и при эпидемиях).

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым определены ее задачи, органы управления, состав сил и средств, порядок выполнения задач и порядок взаимодействия основных структур, а также регулируются основные вопросы функционирования этой системы (ЕГСЧС) в разных режимах.

ЕГСЧС состоит из функциональных территориальных и подсистем имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальные подсистемы ЕГСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие специальные органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

а) на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

б) на территориальном уровне (субъекта РФ) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;

г) на местном уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

д) на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Органами повседневного управления ЕГСЧС являются:

1) центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

2) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

3) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

4) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Постановлением Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924 установлено, что к ним относятся:

1) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

– служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

– формирований санитарно-эпидемиологической службы;

– служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства экономического развития и торговли;

– геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федерального агентства по атомной энергии.

2) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

– военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти;

– формирований Всероссийской службы медицины катастроф;

– формирований Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

– специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны Российской Федерации;

– служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации;

– сил Федеральной службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования единой системы:

1) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий;

2) режим повышенной готовности – при ухудшении той или иной указанной выше обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации являются:

– непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

– оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

– проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости общественных объединений и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

– непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

– организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

– проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

§ 2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел

Стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и крупные аварии техногенного характера – это чрезвычайные обстоятельства, значительно влияющие на состояние общественного порядка и общественной безопасности, резко изменяющие оперативную обстановку в городе, районе, крае и области. Для поддержания правопорядка и решения других правоохранительных задач в единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создается функциональная подсистема охраны общественного порядка гражданской обороны МВД России.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств являются: ст. 17 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 13 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 8 Закона РФ «О безопасности», Указ Президента РФ «О совершенствовании единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 августа 2003 г. № 991 ,постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД России.

На органы внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств возлагаются следующие задачи:

– обеспечение общественного порядка, общественной безопасности и спокойствия населения; недопущение использования обстановки чрезвычайной ситуации для совершения преступлений; привлечение виновных к ответственности;

– принятие неотложных мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи неотложной помощи пострадавшим, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии или бедственном положении;

– предотвращение повреждений и гибели материальных ценностей; организация охраны оставшегося без присмотра государственного, общественного имущества и личной собственности граждан;

– обеспечение безопасности дорожного движения, оказание содействия в эвакуации населения;

– оказание содействия органам здравоохранения и ветеринарного надзора в проведении карантинных мероприятий;

– оказание содействия горрайоблвоенкоматам при обнаружении неразорвавшихся бомб, снарядов, мин и других взрывных устройств;

– оказание содействия подразделениям МЧС России при осуществлении дозиметрического контроля и другие задачи.

На состояние общественного порядка и общественной безопасности в условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств оказывают существенное влияние следующие факторы:

а) характер протекаемого явления природы или других чрезвычайных обстоятельств, их интенсивность, разрушительная сила, продолжительность, территория распространения;

б) психическое состояние людей, обусловленное особенностями восприятия и оценки этих явлений, подготовленность населения и адаптация к ним;

в) подготовленность организаций, учреждений и предприятий к чрезвычайным ситуациям природного или техногенного характера, организация их деятельности, в том числе и органов внутренних дел.

В условиях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств обычные формы охраны общественного порядка становятся неэффективными, поэтому работа в этих условиях требует повышенной мобилизации личного состава органов внутренних дел, создания надежной системы управления, поддержания четкого взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти. Умелое обеспечение охраны общественного порядка в экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, не допустить совершение тяжких преступлений, своевременно оказать помощь населению и, в конечном счете, обеспечить проведение всего комплекса неотложных мероприятий.

§ 3. Организация деятельности органов внутренних дел
в чрезвычайных обстоятельствах

Основной объем работ по выполнению задач, возложенных на органы внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельствах, приходится на функциональную подсистему охраны общественного порядка гражданской обороны МВД России, которая строит свою работу в этих условиях в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации; Положения о федеральной службе гражданской обороны охраны общественного порядка; Наставления по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и других ведомственных нормативных актов.

Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств включает условно два периода:

1) подготовительный период;

2) исполнительный период.

В эти периоды проводятся следующие мероприятия по:

– созданию системы управления силами и средствами при ЧО;

– обеспечению сбора личного состава и приведению в степени готовности сил и средств;

– расчету сил и средств;

– обеспечению действий сил и средств;

– планированию действий органов внутренних дел;

– подготовке сил и средств к действиям при ЧО;

– организации взаимодействия;

– обеспечению мер безопасности.

Рассмотрим эти элементы организации.

Система управления силами и средствами при ЧО включает в себя органы управления, пункты управления, средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, электронную организационную технику). Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и оперативный штаб. При этом дежурная часть до сбора членов оперативного штаба самостоятельно принимает необходимые решения, отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику органа внутренних дел в соответствии с Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации.

Мероприятиями по обеспечению сбора личного состава и приведению в степени готовности сил и средств являются:

а) установление сигналов оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО;

б) создание системы оповещения привлекаемого для этих целей личного состава;

в) организация и проведение мероприятий по приведению сил и средств в степени готовности.

Следует отметить, что сигналы оповещения являются едиными для органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, внутренних войск и их образовательных учреждений (см. приложение 1 к Наставлению).

Система оповещения реализуется через план оповещения и сбора личного состава органа внутренних дел, который является приложением к Плану действий органа внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. Оповещение личного состава осуществляют дежурные части органов внутренних дел.

Для сокращения сроков приведения в готовность сил и средств, устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено иное, вводятся последовательно.

Мероприятия по расчету сил и средств.

Личный состав органов внутренних дел, внутренних войск, образовательных и других учреждений используется в соответствии с нормами, установленными Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

При ликвидации незаконных вооруженных формирований, при проведении специальных операций по пресечению захвата заложников и в других случаях могут создаваться группировки сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск.

Обеспечение действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах включает планирование:

– оперативно-разыскных мероприятий;

– мероприятий по разведке;

– мероприятий по инженерному обеспечению;

– мероприятий по радиационной, химической и биологической защите;

– морально-психологического обеспечения;

– тылового и технического обеспечения.

Планирование действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. Управление всеми задействованными силами и средствами органов внутренних дел в рассматриваемых условиях предполагает оперативность, своевременный обмен информацией и надлежащую организацию связи. Все это находит отражение в специальном (типовом) плане.

Разработка типового плана осуществляется на основе решения начальника органа внутренних дел. При его разработке большое значение имеют прогнозы соответствующих государственных органов, например, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальных подразделений о наиболее вероятном событии неблагоприятных явлений или учреждений здравоохранения о распространении инфекционных заболеваний. План согласуется с соответствующими органами власти и утверждается начальником органа внутренних дел

Типовой план состоит из нескольких разделов, отражающих характеристику территории, населения, географические и экономические особенности субъекта Российской Федерации, в котором дислоцируется орган внутренних дел; выводы из оценки общественно-политической и оперативной обстановки в субъекте Российской Федерации (городе, районе), задачи органа внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств; состав оперативного штаба; порядок действий должностных лиц дежурной части и оперативного штаба при чрезвычайных обстоятельствах; сигналы и действия по ним; силы и средства группировки, привлекаемой к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта в районы вероятных действий, а также для выполнения задач при различных чрезвычайных обстоятельствах; вопросы организация управления и обеспечения мер безопасности.

К плану действий при чрезвычайных ситуациях прилагаются: карта руководителя оперативного штаба, на которую наносятся границы обслуживаемой территории, пункты управления, важные объекты народного хозяйства, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации; схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в различных ситуациях; схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, а также могут прилагаться и другие документы, исходя из местных условий и особенностей.

Подготовка сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах в целях поддержания необходимой готовности сил и средств, а также слаживания создаваемых групп к действиям при чрезвычайных ситуациях в органах внутренних дел и во внутренних войсках должны проводиться: методические занятия и групповые упражнения с личным составом создаваемых групп; штабные тренировки с лицами начальствующего состава органов внутренних дел и командного состава внутренних войск; командно-штабные учения; совместные тактические (тактико-специальные) учения с участием всех элементов группировки сил и средств.

Управление всеми силами и средствами органов внутренних дел, их взаимодействие с другими государственными органами возлагается на соответствующие оперативные штабы. Так, при возникновении чрезвычайных обстоятельств федерального или трансграничного характера создается Оперативный штаб Федеральной службы охраны общественного порядка гражданской обороны (ФС ООП ГО), обеспечение деятельности которого возложено на Департамент охраны общественного порядка МВД России.

Оперативный штаб МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ возглавляют министр, начальник и его заместители. В состав оперативного штаба входят руководители основных отраслевых служб, групп анализа и информации, разведки, пропаганды и связи.

Штаб руководит всеми силами, находящимися в его непосредственном и оперативном подчинении. Он выполняет указания и приказы вышестоящих органов внутренних дел, решения (акты) органов власти, производит необходимый расчет сил и средств, задействованных для выполнения поставленных задач, производит маневрирование ими.

§ 4. Особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного
или техногенного характера

Период непосредственного проведения мероприятий начинается с получения сообщения о чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. В зависимости от характера и размера чрезвычайной ситуации и в соответствии с типовым планом начинает действовать весь личный состав органов внутренних дел.

Деятельность личного состава в этот период имеет следующие особенности:

1) все подразделения переводятся на работу без выходных дней, продолжительность активного несения службы составляет 12 и более часов в сутки;

2) все объекты охраны переводятся на караульную систему охраны (т. е. круглосуточно).

Общей мерой усиления охраны общественного порядка и борьбы с преступностью при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера является организация патрулирования на улицах населенных пунктов и транспортных магистралях. Милицейские и войсковые наряды направляются в населенные пункты, из которых эвакуировано население, в места сбора людей, на переправы через реки, в палаточные городки, где временно размещены такие граждане. Нарядам ставятся задачи оказывать помощь гражданам, предотвращать кражи, грабежи и другие преступления, загорания покинутых домов и другие задачи.

Порядок действия нарядов патрульно-постовой службы при возникновении пожаров, наводнений, снежных заносов, эпидемий и эпизоотий, землетрясений, крушений, катастроф, при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических предметов и других чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера определяется ст. 194-200 Устава ППС милиции, иными нормативными правовыми актами МВД России.

Одной из главных задач органов внутренних дел является усиление охраны особо важных объектов. Для этого наряды милиции или войсковые караулы выставляются у объектов водо-газо-электроснабжения, почтовых, телеграфных и банковских отделений, баз, складов и других объектов.

В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на границах зон бедствия служба охраны общественного порядка гражданской обороны нередко осуществляет меры ограничительного характера. Сущность изоляционно-ограничительных мероприятий можно рассмотреть на примерах борьбы с лесными пожарами, возникающими ежегодно. В связи с начавшимися пожарами органы исполнительной власти своими распоряжениями обычно запрещают посещение туристами, грибниками, рыбаками и охотниками лесов, а также пользование в этих местах огнем.

На органы внутренних дел в этот период возлагается задача полного прекращения посещений лесов гражданами. Служба охраны общественного порядка гражданской обороны на всех дорогах, ведущих в лес, должна выставлять посты милиции с привлечением дружинников, внештатных сотрудников милиции, организовать патрулирование во взаимодействии с работниками территориальных подразделений Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Большая роль здесь отводится Госавтоинспекции безопасности дорожного движения, сотрудники которой ограничивают или полностью запрещают въезд транспортных средств в лесные массивы. На границах запретной зоны устанавливаются предупредительные знаки и указатели.

Подобные ограничения передвижения населения вводятся при наводнениях, землетрясениях, эпидемиях, эпизоотиях, в случае угрозы схода снежных лавин, селевых потоков и т.п.

Для борьбы с ледяными заторами, лесными пожарами, ликвидации снего-лавинной опасности нередко используются взрывчатые вещества гражданскими организациями. В связи с этим сотрудникам лицензионно-разрешительных подразделений необходимо осуществлять контроль за соблюдением правил перевозки, хранения этих материалов на временных складах в районе производства взрывных работ и сдачей неизрасходованных взрывчатки и детонаторов.

На паспортно-визов