Цель обеспечения безопасности образовательного учреждения. Безопасность образовательных учреждений. Организация противодействия терроризму регламентируется такими законодательными и нормативными правовыми актами, как

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

7) Планирование и контроль.

8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

Обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

Снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

Улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

Формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

Экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

Формирование навыков правильного поведения при опасностях;

Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

Руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

Администрация района, правоохранительные органы;

Органы управления образованием, органы здравоохранения.

2) Физическая защита здания ОУ:

Освещение зданий, периметров и территорий;

Ограждения, запоры, решетки на окнах;

Барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

Шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

3) Охрана ОУ:

Вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

Организация охраны и режима;

Пакет документов по организации охраны;

Организация обучения сотрудников охраны;

Организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

План совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

Системы видеонаблюдения;

Системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

5) Финансовое и ресурсное обеспечение:

Оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

Средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

Средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

Средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

Энергетические и иные ресурсы.

6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

7) Воспитательная работа с учащимися.

8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

11) Методические документы по безопасности ОУ.

12) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

13) Психологическое обеспечение:

Методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

Методики психологической реабилитации;

Тренинги, ролевые игры.

14) Кадровые и социально-бытовые меры.

15) Режим, обстановка, культура безопасности.

16) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

17) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

18) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

19) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

20) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

21) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

Способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

Создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

", организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации.

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, "чоповцы", а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Решение задачи по обеспечению безопасности образовательного учреждения находится на сегодняшний день под пристальным вниманием государства. Ведь ДОУ, школы, колледжи и вузы являются наиболее уязвимыми в плане возникновения в них чрезвычайных ситуаций, причем их последствия оказываются особенно тяжелыми и, как правило, вызывают сильный социальный и политический резонанс не только в той стране, где они произошли, но и за ее пределами.

Именно поэтому обеспечение безопасности является задачей весьма актуальной. Ее решение выступает совокупностью целого комплекса мер, принимаемых не только сотрудниками ОУ, но и целым рядом различных государственных органов, служб и структур.

Определение понятия

Согласно закону Российской Федерации «О безопасности», под безопасностью образовательного учреждения понимают совокупность мероприятий и мер ОУ, которые осуществляются при взаимодействии с общественными организациями, с правоохранительными структурами, с органами, на которые возложены функции местного самоуправления, а также прочими вспомогательными службами. Их выполнение призвано не только предотвратить чрезвычайные ситуации, но и подготовить к рациональным действиям при их возникновении.

Культура безопасности

Одной из задач педагогического коллектива ОУ является формирование у учащихся особых поведенческих мотивов, связанных с предотвращением угроз для их жизни и здоровья.

Для этого учителям необходимо формировать у своих воспитанников культуру безопасности. При этом им понадобится:

  • развивать качества личности, способствующие ее правильному поведению в окружающем мире, позволяющем предвидеть и избегать опасных ситуаций;
  • формировать у каждого учащегося способности по принятию безопасных решений в бытовых условиях;
  • прививать навыки, умения и знания, способствующие снижению коллективных и индивидуальных рисков;
  • разрабатывать морально-психологическую устойчивость учеников в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

Формирование и дальнейшее развитие культуры безопасности человека является одним из компонентов образовательного процесса. Проведение работы в данном направлении включает в себя целую систему способов деятельности и знаний, а также норм, правил и ценностей. Основной функцией всех этих элементов является формирование и учеников готовности к профилактике опасных и вредных факторов и их минимизации.

Цели и задачи

Формирование у учащихся ОУ культуры безопасности необходимо для:

  • снижения числа происшествий в учреждении образования;
  • постоянной поддержки интереса к выполнению требований безопасности, а также правил по охране труда;
  • убеждения работников ОУ и учащихся в важности проводимых мероприятий;
  • воспитания сознательного отношения к необходимости снижения коллективных и индивидуальных рисков;
  • внедрения в процесс обучения и воспитания самых современных средств безопасности и охраны труда;
  • создания в ОУ здоровых условий для учебы и профессиональной деятельности.

Выполнение комплексных мероприятий

Безопасность образовательного учреждения, представляющая собой совокупность самых различных направлений, была разработана и внедрена в ОУ сравнительно недавно. Принимаемые при этом меры включают в свой состав множество аспектов. Среди них обеспечение химической и радиационной безопасности, снижение самых разнообразных техногенных и природных рисков, защита от терроризма, пожара и т.д. Все эти меры направлены на предотвращение, а также на максимальное снижение ущерба в виде человеческих жертв и уничтожения материального имущества.

Служит важнейшим фактором обеспечения нормальных условий для ведения процесса обучения. Рассмотрим эту систему подробнее.

Система безопасности образовательного учреждения

Понятно, что правоохранительные органы не в состоянии эффективно защитить одновременно всех и везде. Именно поэтому, как и в других организациях, в образовательном учреждении создание системы безопасности является одним из существенных условий осуществления его деятельности. Что она представляет собой? Система безопасности образовательного учреждения является совокупностью взаимосвязанных между собой и упорядоченных руководителем самых разнообразных средств и методов по снижению риска появления чрезвычайной ситуации. При правильном подборе этих элементов, их лучшем сочетании и удобном расположении защищенность ОУ повышается в несколько раз.

Главной задачей руководителя ОУ при организации безопасности в образовательном учреждении является эффективная интеграция каждого из компонентов такой системы. Рассмотрим эти элементы подробнее:

  1. Субъекты, призванные принимать меры безопасности в образовательных учреждениях. В их число входит само руководство ОУ, а также его персонал и охрана, службы обеспечения, помощи и спасения. Помимо этого в перечне таких субъектов находятся правоохранительные органы и администрация района.
  2. Физическая защита от опасности здания, в котором расположено ОУ. Данный элемент включает в себя освещенность и ограждение территории. Безопасность дошкольного образовательного учреждения непременно должна включать в себя запоры на дверях и калитках. Также защита ОУ обеспечивается с помощью установки решеток на окна, барьеров и цепочек, ограничивающих пропуск посетителей, противотаранных устройств и шлагбаумов на подъездах к ОУ.
  3. Охрана. Безопасность детей в образовательных учреждениях обеспечивается его руководством, сторожами и вахтерами. Помимо этого администрацией ОУ должен быть разработан пакет документов, касающихся организации принятия необходимых мер защиты обучающихся. Также сотрудники охраны должны пройти обучение и досконально знать все инструкции по безопасности в образовательном учреждении. В том случае, если возникают действия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, необходимо оперативное информирование администрации ОУ, пути которого также должны быть предусмотрены заранее.
  4. Технические средства. Согласно требованиям безопасности образовательных учреждений, в них необходима установка систем сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Помимо этого должно вестись видеонаблюдение. Администрации ОУ понадобится позаботиться об установке металлодетекторов, систем передачи сигналов тревоги, а также электронного автоматического допуска.
  5. Ресурсное и финансовое обеспечение. Данный элемент системы по обеспечению безопасности образовательного учреждения - это выделение определенных средств. Они необходимы для оплаты услуг по охране ОУ, для установки и содержания охранной сигнализации, а также «тревожной» кнопки. Финансовое обеспечение при выполнении программы безопасности образовательного учреждения понадобится и на закупку оборудования освещения и видеонаблюдения, автоматического контроля над доступом в ОУ, а также металлодетекторов и ремонт или обустройство новых ограждений вокруг здания. Из ежемесячных расходов можно выделить оплату энергетических и иных ресурсов.
  6. Организация работы с представителями органов, представляющими местное самоуправление, а также МЧС, ФСБ и МВД. Подобный элемент, призванный поддерживать безопасность образовательных учреждений РФ, представляет собой согласование мер, предусматривающих проверку территории и здания ОУ на возможность их взрывоопасности, проводимую специалистами кинологической и инженерной служб. Эти мероприятия невозможны без распределения ответственности между ведомствами и без обмена между ними информацией. Важна и совместная разработка, а также согласование плана безопасности образовательного учреждения и совместный контроль деятельности ЧОП в ОУ.
  7. Проведение воспитательной работы. Психологической безопасности образовательного учреждения можно достичь путем обучения детей умениям, навыкам и готовности действовать при развитии чрезвычайной ситуации. Для этого в плане работы педагогического коллектива должны присутствовать занятия на тему «Распознавание опасности», «Умение говорить "нет"» и другие. Одним из составляющих компонентов воспитательной работы с детьми должно стать и проведение мероприятий по формированию у них культуры отношений в межнациональной среде, а также по соблюдению толерантности. Педагогами должны регулярно проводиться специальные занятия и тренировки, позволяющие детям освоить навыки действий при самых разных чрезвычайных ситуациях.
  8. Работа с родителями. В числе мероприятий обеспечения безопасности образовательного учреждения должны находиться и беседы с близкими людьми учеников. Проводятся они, как правило, на родительских собраниях, где поднимаются вопросы об обеспечении безопасности ОУ, содержании и совершенствовании охраны, воспитании бдительности, антитеррористической защищенности, а также об ответственности за коллективную и личную безопасность детей. Для чего необходимо проведение таких бесед? Их целью является повышение заинтересованности родителей в совершенствовании системы безопасности и ее технической оснащенности.
  9. Персонал ОУ. Программа безопасности образовательного учреждения непременно включает в себя подготовку педагогических и руководящих работников к действиям по защите ОУ. В числе разрабатываемых мероприятий находится проведение встреч учителей с сотрудниками правоохранительных органов с рассмотрением соответствующих вопросов.
  10. Делопроизводство. В ОУ должен присутствовать комплект действующих нормативов, необходимых к соблюдению для обеспечения нормальных условий педагогического процесса. Помимо этого, руководителем должен быть издан приказ по безопасности образовательного учреждения с указанием в нем обязанностей должностных лиц и правил внутреннего распорядка. Необходима также разработка инструкций для педагогических работников и для охраны с включением в них схем и планов здания ОУ. Необходимой составляющей делопроизводства является номенклатура дел, касающихся направлений безопасности. В нее должны быть включены планы и переписка, нормативные акты, условия материально-технического снабжения и т.д.
  11. Методические документы. Данный элемент общей системы по безопасности ОУ представляет собой рекомендации и памятки для детей, родителей и персонала ОУ, стенды и плакаты, фильмы и буклеты, касающиеся мер предотвращения личной и коллективной опасности.
  12. Медицинское обеспечение. Данный элемент системы включает в себя охрану труда, а также внедрение в ОУ здоровьесберегающих технологий.
  13. Психологическое обеспечение. В числе мер по обеспечению безопасности ОУ находятся методики, позволяющие морально подготовить учителей и детей к действиям при различных чрезвычайных ситуациях. Сюда также входят способы психологической реабилитации, ролевые игры и тренинги.

В числе элементов общей системы безопасности в ОУ находятся также:

  • социально-бытовые и кадровые меры;
  • культура безопасности, обстановка и режим ОУ;
  • органы управления учреждениями образования, а также взаимодействие с ними;
  • инженерные сооружения и инфраструктура, а также организации, обеспечивающие их надлежащую эксплуатацию;
  • жители прилегающих кварталов;
  • близлежащие и шефские предприятия;
  • прочие объекты.

Все перечисленные выше элементы необходимо рассматривать в единстве. Только при их комплексном охвате можно будет получить требуемое качество защищенности ОУ.

Элементы личной системы безопасности

Каждый работник и обучающийся ОУ должен:

  • твердо знать законы и правила поведения человека при чрезвычайных ситуациях;
  • соблюдать рекомендации по личной безопасности;
  • обладать способностью к самоконтролю и быть дисциплинированным;
  • умело использовать средства безопасности;
  • знать, как связаться с правоохранительными органами;
  • помогать товарищам по работе;
  • сохранять нормальные отношения с окружающими людьми и в семье.

Пожарная безопасность

Особый риск для персонала ОУ, а также для обучающихся несут в себе чрезвычайные ситуации, при которых происходит быстрое развитие поражающих факторов. К ним можно отнести пожары. При их возникновении для выполнения защитных мероприятий времени бывает очень мало. Именно поэтому для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений столь важно заблаговременно:

  1. Создать нормативно-правовую базу. Она представляет собой приказы и положения, а также инструкции, которые возлагают на должностных лиц обязанности, связанные с обеспечением безопасности людей.
  2. Провести оснащение ОУ системами оповещения. Необходима и закупка средств безопасности.
  3. Проанализировать возможные опасности с обоснованием способов защиты от них.
  4. Организовать обучение учеников, педагогического коллектива и персонала методам защиты. Одной из важнейших составляющих таких мероприятий по пожарной безопасности в образовательных учреждениях является проведение тренировок и учений с целью выявления соответствия действий людей нормативным требованиям.

Осуществление оперативных мероприятий потребуется при непосредственном возникновении угрозы здоровью и жизни людей. Основным действием при этом явится экстренная эвакуация всех, кто находится в здании. При выполнении этой меры стоит иметь в виду, что все образовательные учреждения обладают своей особенностью, заключенной в максимальной концентрации большого количества людей на сравнительно небольших площадях. Дополнительные сложности эвакуации заключены и в возрастных особенностях учеников. Это также в значительной степени затрудняет применение необходимых мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

В структуру защиты детей, учителей и персонала ОУ входит две подсистемы. Первая из них призвана предотвратить возникновение пожара, а вторая служит защитой от огня. Обе они направлены на:

  • профилактику появления чрезвычайной ситуации;
  • обеспечение безопасности людей;
  • сохранение материальных ценностей.

Отвечают за обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях их руководители, которые издают в этом направлении ряд приказов:

  1. О правилах пожарной безопасности.
  2. Об организационных мерах по обеспечению пожарной безопасности. В этом приказе предусматривается ответственность конкретных должностных лиц, а также решаются вопросы по беспрепятственной эвакуации, оперативному оповещению людей, находящихся в здании, определению состояния средств, необходимых для первичного тушения огня, по порядку действий в случае опасности, по аварийному освещению и т.д.
  3. Об организации работ пожароопасного характера.
  4. О проведении тренировочных занятий.
  5. Об организации специальных мест для курения.

Все эти приказы должны быть доведены до исполнителей под роспись. В последующем администрации ОУ необходимо тщательно контролировать их исполнение.

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях обеспечивается и проведением инструктажей. Все они должны быть правильно оформлены в специальных журналах.

Особое значение для ОУ имеет эффективный противопожарный режим. Это правила поведения людей, содержания помещений и классов, а также организация самого учебного процесса.

Антитеррористическая защищенность ОУ

Работа в данном направлении представляет собой принятие целого комплекса мер. Все они направлены на систематические действия по усилению бдительности педагогического коллектива и персонала, укреплению материальной базы ОУ, а также формированию у учителей и учеников умений к выполнению адекватных и оперативных действий при возникновении террористической опасности.

Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений обеспечивается проведением профилактических мероприятий, цель которых состоит в предотвращении или максимальном сокращении людских потерь при возникновении опасной ситуации. Для этого предпринимаются следующие действия:

  • инструктаж всех работников ОУ по противодействию террористическим актам;
  • инвентаризация всех входов и выходов (основных и запасных);
  • периодические осмотры помещений ОУ и его территории;
  • проверка работоспособности линии телефонной связи для соединения дежурного ОУ с частью УВД;
  • организация контролируемого въезда ТС на территорию учреждения образования;
  • осуществление пропускного режима;
  • донесение до учителей, учеников и персонала ОУ информации антитеррористической направленности;
  • проведение плановых проверок работоспособности всех имеющихся технических средств защиты, в том числе электронных и кодовых замков, телефонов и т.д.;
  • проведение тренировочных занятий по антитеррористический деятельности;
  • инвентаризация сдаваемых в аренду помещений.

Ответственными за антитеррористическую безопасность образовательных учреждений являются их непосредственные руководители. В их задачу входит координирование противодействия персонала ОУ опасным для жизни людей ситуациям, а также организация взаимодействия с находящимися на этой территории органами ФСБ и МВД. Постоянно действующим органом управления в этом случае является антитеррористическая комиссия, созданная в образовательном учреждении. Ее создают согласно приказу руководителя ОУ. В своей работе она придерживается Положения об антитеррористической комиссии, в котором указываются ее функции и задачи. Утверждается оно руководителем ОУ.

Наиболее вероятным проявлением террористической деятельности является минирование территории. При любом сообщении о наличии подозрительных предметов, а также бесхозных вещей ситуация рассматривается как несущая реальную угрозу людям, их здоровью и жизни. Решение об их эвакуации с территории ОУ принимается руководителями территориальных органов УВД исходя из результатов объективной оценки имеющихся сведений. При поступлении на пульт «02» сообщения о минировании ОУ дежурный части обязан передать эту информацию диспетчеру образовательного учреждения, а также сообщить ему о принимаемых мерах (вызове саперов, кинолога и т.д.) и об окончании подобных мероприятий.

Эвакуация людей из здания обеспечивается благодаря совместным действиям работников и должностных лиц ОУ с сотрудниками органов УВД.

Если в образовательном учреждении были обнаружены бесхозные вещи, то категорически запрещается:

  • касаться не только самого подозрительного предмета, но и тех, которые находятся с ним в контакте;
  • обливать обнаруженный предмет жидкостями, засыпать его грунтом или накрывать сверху тканевыми или другими материалами;
  • использовать радио- и электроаппаратуру, а также переговорные устройства недалеко от обнаруженной бесхозной вещи;
  • оказывать на подозрительный предмет механическое, световое, звуковое или температурное воздействие.

В перечне предварительных мероприятий, предшествующих возможному проведению работ по эвакуации людей, руководитель ОУ издает приказ, в котором назначает:

  • лиц, которые ответственны за организацию вывода людей из помещений или с территории ОУ;
  • порядок оповещения ответственных за проведение эвакуации, а также выставление оцепления.

В случае обнаружения взрывного устройства на территории ОУ его руководитель тут же информируется об этом и вызывается на работу в любое время.

Любой работник, обнаруживший подозрительный предмет или бесхозную вещь, обязан:

  • сразу же уточнить место, которое может нести в себе опасность;
  • оградить подозрительные предметы, соблюдая при этом осторожность;
  • сообщить дежурному диспетчеру ОУ о своей находке лично или по телефону;
  • производить дальнейшие действия исходя из указаний диспетчера.

В свою очередь дежурный ОУ при поступлении такого звонка:

  • уточняет место нахождения имеющегося в образовательном учреждении подозрительного предмета;
  • сообщает о происшествии руководителю ОУ или заменяющему его лицу;
  • уточняет степень эвакуации людей при поступлении указаний от дежурной части УВД и действует по ее указаниям.

Руководитель ОУ, получив сообщение о найденном подозрительном предмете, обязан:

  • не отлучаться со своего рабочего места, поддерживая при этом постоянную связь с дежурным образовательного учреждения и руководством УВД;
  • координировать действия, необходимые для выполнения мероприятий по эвакуации людей.

Безопасность на дорогах

Охранять жизнь и здоровье детей помогает и организация изучения ПДД. Его целью является формирование у воспитанников навыков самоконтроля, дисциплинированности, внимания и чувства ответственности на улице.

О дорожной безопасности в образовательном учреждении дошкольного типа детям рассказывают педагоги совместно с сотрудниками ОВД. Начинается такая работа с составления плана тематических мероприятий. Среди основных направлений подобной деятельности можно выделить:

  • наблюдения, прогулки и экскурсии;
  • проведение конкурсов по ПДД, игровых программ и викторин;
  • организацию профилактических акций;
  • выступление агитационных бригад учащихся школ;
  • организацию встреч с сотрудниками ОВД;
  • работу с родителями;
  • занятия на автоплощадке и т.д.

Полученные в ДОУ знания дети закрепляют, став школьниками. При этом педагогическому составу среднего образовательного звена необходимо правильно организовать обучение своих воспитанников правилам безопасности на дорогах. Помимо этого, учреждения образования в рамках ОБЖ проводят внеклассную и внешкольную работу по профилактике ДТП согласно заранее составленным планам.

Пропаганда безопасного поведения на дорогах в ОУ обеспечивается благодаря оформлению специального уголка по безопасности дорожного движения. Он представляет собой стенд, на котором размещаются информационные материалы для учащихся и их родителей, а также схемы безопасного передвижения учащихся по маршруту из дома в школу, а после окончания занятий - вновь домой. Располагается уголок БДД в вестибюле ОУ. Это позволяет такой информации быть доступной большому числу людей, в том числе ученикам и их родителям, педагогам, а также тем детям, которые приехали в данное учреждение на какое-либо мероприятие.

Практически и теоретически значимые материалы, размещаемые на стенде, предоставляются, как правило, сотрудниками ОВД, закрепленными за школой.

Изучение ПДД проводится обычно в кабинете, оборудованном для изучения основных правил безопасности жизнедеятельности.

В плане мероприятий образовательного учреждения в сфере дорожной безопасности находятся:

  • наблюдения, экскурсии, прогулки;
  • профилактические беседы о безопасном поведении на дороге;
  • кинолектории с демонстрацией анимационных и видеоматериалов;
  • занятия в автогородке или на специально оборудованной автоплощадке;
  • проведение программ и конкурсов в игровой форме, соревнований, олимпиад и викторин;
  • организация встреч с сотрудниками ОВД, профилактических акций и т.д.

Электробезопасность

Обеспечение безопасности детей в учреждениях образования непременно затрагивает вопросы их защиты от поражения переменным током. Согласно имеющимся нормативным документам, входная дверь в находящуюся в здании электрощитовую обязательно должна быть закрыта на замок. С двух сторон ее обивают жестью, а снаружи обязательно вешают табличку, указывающую на назначение помещения. Здесь же указывается то место, где хранятся ключи, и наносится знак-предупреждение, а именно «Осторожно! Электрическое напряжение».

Существуют определенные требования и к самому помещению электрощитовой. Так, в нем не должно быть никаких посторонних предметов, а светильники защищаются герметичными плафонами. На полу электрощитовой в обязательном порядке следует разложить резиновые коврики. В этой комнате должен находиться порошковый или углекислотный огнетушитель и одна пара диэлектрических перчаток.

Техника безопасности и охрана труда

Создание и обеспечение нормальных, не вредящих здоровью условий обучающего процесса должно соответствовать требованиям действующего государственного стандарта. Одно из его обязательных условий заключается в наличии Правил, а также журналов инструктажа учеников по технике безопасности. Принимаемые меры призваны не допустить травматизма детей в ОУ.

Инструктаж по охране труда непременно проводится и со всеми сотрудниками ОУ. При приеме на работу он является вводным. Первичный инструктаж проводят уже на рабочем месте еще до начала профессиональной деятельности. Один раз в шесть месяцев осуществляют повторные разъяснения правил охраны труда, а при введении новых инструкций - внеплановые. Один раз в течение трех лет педагогический коллектив подлежит организованному обучению и проверке знаний по безопасности на рабочем месте. Полученные навыки позволяют обеспечить нормальные условия труда, предупредить профессиональные заболевания и производственный травматизм. Обязательным прохождение подобного обучения является и для руководителя учреждения образования.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

КАФЕДРА ВАЛЕОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Безопасность образовательных учреждений»

Выполнил: студентка 1 курса ОЗО

Чупикова Александра Сергеевна

Научный руководитель: Шкода В.В.

Краснодар 2011

Введение

Глава 1. Общие положения и основные понятия

Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖД). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖД в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Целью данной работы является изучение организационных основ обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.

Для чего в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть общие положения и основные понятия касательно безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях;

изучить принципы организации безопасности в ОУ.

Глава 1. Общие положения и основные понятия

Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов.

Но из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз .

Для полноценного рассмотрения организационных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в ОУ необходимо ввести и пояснить некоторые термины.

Безопасность образовательного учреждения - система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени связаны между собой и влияют друг на друга .

Опасность - воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.

Опасный фактор - природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.

Опасный производственный фактор - негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.

Опасная ситуация - любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.

ЧС (чрезвычайная ситуация) - официальный термин, используемый в документах, - неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.

ЧП (чрезвычайное происшествие) - обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.

Безопасные условия труда и иных видов жизнедеятельности - это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).

Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.

Техника безопасности - совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).

Охрана труда - система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) - это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны. Защита трудовой и образовательной деятельности - это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ - это составная часть более широкой области - обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения сопровождаются пожарами, авариями, а наводнения и засухи - эпидемиями и кражами. Техногенные и природные опасности в ОУ часто переплетаются с социальными факторами и последствиями (например, ДТП, обрушение здания).

В ЧС ежегодно погибает до 2-3 тыс. человек. А основные потери (до 250 тыс.) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и не получают адекватного освещения в учебниках, программах и других материалах по БЖД. Отчасти поэтому многие нынешние и будущие родители и педагоги плохо подготовлены к обеспечению БЖД своих детей. Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.

Из природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже - оползни, сели, землетрясения, цунами. Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся. Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами. Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные. Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике - около 3 млн человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений - около 10 млн человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз. Эти данные говорят об актуальности и необходимости изучения материалов о социально-криминальных опасностях для каждого работника ОУ и учащегося. От природных и техногенных опасностей пострадавших в сотни раз меньше.

Многие опасные, но не чрезвычайные ситуации внешне не сразу воспринимаются как таковые, и мы к ним привыкаем, как к потоку машин, контактам с посторонними. У современного городского жителя значительно снижен порог чувствительности к скрытым опасностям. Для персонала и сотрудников охраны ОУ это недопустимо. Часто относительно малоопасные ситуации (опыт на уроке химии, занятия в спортзале, дискотека, поездка на автобусе) могут мгновенно перерасти в опасные. Например, едкое вещество попало в глаз, машину начало заносить на скользкой дороге, загорелся электроприбор, завязалась драка и т. д. Чаще всего ОУ сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными. Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта. Статистика разных лет иногда поразительно сходна, что свидетельствует о некоторых закономерностях в появлении факторов, ведущих к малым и большим происшествиям.

В ОУ необходимо прогнозировать следующие возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):

) Социально-политические:

массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан;

акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.

) Угрозы военного характера:

военные конфликты и противостояния;

действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.

) Социально-криминальные:

противоправное проникновение посторонних в ОУ; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников ОУ;

хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков;

уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;

угрозы осуществления терактов;

теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников и иные).

) Техногенные и социально-техногенные:

транспортные аварии (катастрофы);

пожары, взрывы газа;

разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений и т.п.

) Природные и социально-природные:

стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии);

эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций;

метеорологические опасные явления; природные пожары.

) Угрозы экологического характера:

деградация суши (почвы, недр, ландшафта). Смог. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;

загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.

) Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:

аварии на предприятии, работающем с культурами (возбудителями) I-IV групп патогенности;

массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;

появление опасных для человека больных диких животных и птиц.

В составляемых паспортах и планах обеспечения безопасности ОУ должны учитываться и отражаться возможные количественные показатели ущерба от этих угроз, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей, а также данные о группировках правонарушителей в прилегающем к ОУ микрорайоне, о фактах вандализма, угроз, вымогательства, иных возможных противоправных действиях. По каждой возможной опасной ситуации в паспортах безопасности и комплексных планах прогнозируются и планируются (с привлечением специалистов и консультантов) ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации этих угроз, аварий, ЧС и их последствий.

безопасность жизнедеятельность образовательное учреждение

Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.

Программный метод решения проблемы - это создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки .

Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.

Чтобы выстроить эффективную концепцию безопасности ОУ, необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогнозирование возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов будущей системы безопасности.

Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.

) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.

) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).

) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.

) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.

) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие - не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.

) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ - непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.

) Планирование и контроль.

) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет - мужик не перекрестится».

) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.

) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:

формирование готовности к опасностям и к противодействию им.

Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

формирование навыков правильного поведения при опасностях;

формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Основными элементами системы безопасности ОУ являются:

) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

) Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

) Охрана ОУ:

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

) Технические средства охраны и безопасности ОУ:

система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы видеонаблюдения;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

) Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.

) Воспитательная работа с учащимися.

) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

) Методические документы по безопасности ОУ.

) Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

) Психологическое обеспечение:

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

) Кадровые и социально-бытовые меры.

) Режим, обстановка, культура безопасности.

) Органы управления образованием и взаимодействие с ними.

) Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

) Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

) Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

) Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

) Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента - это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность организации безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

Постоянное совершенствование системы безопасности и ее организации, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖД;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Заключение

В современных условиях проблемы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остаются актуальными. Эти проблемы были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер. Их решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

И самое главное, у каждого из учащихся должно происходить полноценное формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях.

Список литературы

1.#"justify">. #"justify">. #"justify">. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / С. В. Петров. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006, 243 с.

Http://www.bezopasnost.edu66.ru/media/bezOU.htm

Безопасность в образовательном учреждении

В последнее время возникла острая потребность в усилении мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. Вопросы безопасности с каждым годом обсуждаются все чаще, появляется огромное количество нормативной документации и различных правовых актов в области обеспечения безопасности, постоянно растут требования, предъявляемые к различным объектам, по обеспечению их безопасности. Не исключением из общего правила стали общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного и дошкольного образования.

Из личного опыта автора, можно сказать, что наряду с широким обсуждением вопросов обеспечения безопасности в средствах массовой информации, активной пропагандистской деятельностью различных министерств и ведомств у многих людей складываются достаточно стереотипные и устаревшие понятия о том, что же такое безопасность.

Существует ряд различных определений термина безопасность, в данной статье под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (в рамках данной статьи под интересами личности понимаются интересы участников образовательного процесса в УДОД).

Обозначим и такое понятие как объекты безопасности, к ним относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В действительности, практически в любой области человеческой деятельности, да и просто в повседневной жизни мы сталкиваемся с вопросом безопасности: безопасность жизнедеятельности, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность персональных данных, экономическая безопасность, безопасность труда и т.д.

Таким образом, следует отметить, что занимаясь обеспечением безопасности в образовательном учреждении руководителю предстоит решить задачу не только физической охраны учреждения, но и целый ряд разного рода вопросов так или иначе связанных с обеспечением безопасности, поскольку безопасность, в данном случае, является комплексом мер и решений организационного, технического, образовательного, воспитательного характера направленных на защиту образовательного учреждения, сотрудников и обучающихся от различного рода внутренних и внешних угроз не только в стенах учреждения, но и за его пределами, а так же на прогнозирование, выявление и оценку угроз безопасности, усиление, совершенствование, разработку способов выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявлений.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения невозможно без хорошо организованной службы безопасности, которая должна представлять собой полноценное структурное подразделение, в составе которого работает множество специалистов. Только когда вопрос безопасности является актуальным для всех, тогда можно добиться успехов в данном направлении и свести к минимуму риск возникновения различных чрезвычайных происшествий. Именно такая задача должна стать приоритетной для руководителя образовательного учреждения, равнодушия со стороны участников образовательного процесса быть не должно!

Изучив необходимую нормативно-правовую базу и особенности работы в образовательном учреждении, автором была разработана структура службы безопасности, изображенная на схеме 1. Данная структура основывается на основных направленностях работы заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», а именно: антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, комплексная безопасность учреждения (более подробно указанные направленности описаны в разделе 3).

Перейдем к рассмотрению структуры службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» более подробно.

Структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

В общем виде структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» изображена на схеме № 1.

Непосредственным (линейным) руководителем всех структурных подразделений и сотрудников, входящих в службу безопасности, является заместитель директора по вопросам безопасности. Далее расположены остальные структурные единицы, составляющие службу безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», к ним относятся: антитеррористическая группа; штаб ГО и ЧС; комиссия комплексной проверки знаний и аттестации сотрудников по вопросам ОТ и ТБ; комиссия по проверке комплексной безопасности учреждения.

В представленной схеме просматриваются три уровня организации службы безопасности: административно-управленческий; вспомогательный; исполнительский (в схеме каждый уровень обведен пунктирной линией).

В рамках данной статьи, не будет рассматриваться каждая структурная единица отдельно, так как на любом из уровней организации службы безопасности может быть различное количество структурных единиц и все зависит от конкретных условий, вместо этого рассмотрим уровни организации службы безопасности.

Административно-управленческий уровень

К административно-управленческому уровню относится заместитель директора по вопросам безопасности и в рамках предложенной структуры является единственным звеном данного уровня. В компетенцию структурных единиц административно-управленческого уровня входит непосредственное принятие управленческих решений в области обеспечения безопасности, организация работы сотрудников исполнительского уровня и координация деятельности структурных единиц вспомогательного уровня, а также планирование деятельности данных структурных единиц, взаимодействие с другими структурными подразделениями для решения различных задач, связанных с обеспечением безопасности ОУ. Заместитель директора по вопросам безопасности непосредственно подчинен директору ОУ.

Вспомогательный уровень

Структурные единицы вспомогательного уровня создаются на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов с целью исполнения требований установленных данными документами, так же могут создаваться инициативно, по мере необходимости.

Создание структурных единиц вспомогательного уровня обуславливается необходимостью получения объективного суждения о целесообразности и способах организации различных видов работ, по обеспечению безопасности, об уровне подготовленности персонала учреждения (усвоение программы пожарно-технического минимума, аттестация неэлектротехнического персонала на группу допуска по электробезопасности и др.), об эффективности различных мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

В результате получения такого объективного суждения создаются условия для принятия более точного и рационального решения, на административно-управленческом уровне, включающего в себя интересы всех участников образовательного процесса.

У каждого структурного подразделения вспомогательного уровня должен быть свой руководитель, назначенный приказом по учреждению, либо выполнение функций руководства данными подразделениями может быть возложено непосредственно на заместителя директора по вопросам безопасности.

Исполнительский уровень

Деятельность структурных единиц данного уровня непосредственно направлена на реализацию мер и решений по обеспечению безопасности образовательного учреждения и участников образовательного процесса, принятых на административно-управленческом уровне.

На исполнительском уровне организована деятельность, обеспечивающая безопасность учреждения в режиме рабочего времени (вахтовые дежурные), вне рабочего времени (сторожа), и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера (нештатные аварийно-спасательные формирования).

Сотрудники данного уровня обеспечивают исполнение установленных требований безопасности в образовательном учреждении, первыми сталкиваются с различными чрезвычайными ситуациями в работе и применяют все доступные им средства для устранения последствий этих ситуаций. В своей работе руководствуются указаниями заместителя директора по вопросам безопасности.

Взаимодействие структурных единиц

В предложенной схеме исключена возможность взаимодействия структурных единиц вспомогательного и исполнительского уровня между собой как в пределах одного уровня, так и между уровнями. Это связано с тем, что линейным руководителем всех структурных единиц является заместитель директора по вопросам безопасности, что исключает возможность отдавать распоряжения и самостоятельно принимать управленческие решения другим структурным единицам.

При необходимости разрешения какой-либо ситуации, целесообразность привлечения структурных единиц более низкого уровня рассматривается заместителем директора по вопросам безопасности, за исключением тех случаев, когда участие структурных единиц регламентировано требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Если такое решение не принято, то рассмотрение данной ситуации остается в компетенции заместителя директора по вопросам безопасности.

Основные функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности

Данный раздел посвящен рассмотрению роли заместителя директора по вопросам безопасности в представленной структуре службы безопасности учреждения, как линейного руководителя - главной функциональной единицы системы обеспечения безопасности учреждения.

Если говорить обобщенно, то основной задачей заместителя директора по вопросам безопасности является управление службой безопасности учреждения. Однако понятие управление носит достаточно широкий характер, что не позволяет, в полной мере, описать весь спектр задач заместителя директора, поэтому, создается необходимость в более детальном рассмотрении данного раздела.

Для наглядности функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности изображены на схеме 2, схема имеет многоуровневую структуру, в которой каждое функциональное направление занимает определенный уровень, в соответствии с его приоритетом. Функциональные направления одного уровня имеют одинаковый приоритет.

Работа заместителя директора по вопросам безопасности основывается на следующих функциональных направлениях деятельности: анализ; прогнозирование; планирование; организация; контроль; взаимодействие. Непосредственно из указанных функциональных направлений, в свою очередь, складываются все функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности.

Как было сказано выше, каждое функциональное направление имеет соответствующий приоритет. Это означает, что работа заместителя директора по вопросам безопасности должна быть построена именно с учетом этого приоритета.

Отмечу, что в предложенной схеме функции взаимодействия, несмотря на приоритет нижнего уровня, могут оказывать существенное влияние на деятельность более высокого уровня приоритета.

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения относится к функциональным направлениям первого уровня приоритета.

Анализ деятельности является важной управленческой функцией, позволяющей определить текущее состояние службы безопасности учреждения и выявить перспективные направления ее дальнейшего развития.

Очень важно проводить анализ деятельности систематически, так как полученные результаты представляют собой крайне полезную информацию и непосредственно влияют на другие виды деятельности и работу по обеспечению безопасности в целом.

Прогнозирование и выявление приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Наряду с анализом, к функциональным направлениям первого уровня приоритета относятся прогнозирование и выявление. Указанные виды деятельности регламентированы Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Сведения, полученные в результате функциональной деятельности данного направления, могут стать основанием для улучшения работы службы безопасности, усовершенствования службы безопасности и материально-технической базы учреждения.

Так же как и анализ, прогнозирование и выявление влияет на функциональные направления более низкого уровня приоритета.

Планирование деятельности

Планирование деятельности является одной из первоочередных функций управления службой безопасности и относится к приоритету второго уровня. Планирование представляет собой процесс прогнозирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.

Задачи планирования заключаются в выявлении перспективных направлений в работе службы безопасности учреждения, формирование целей и стратегии развития службы безопасности, определение первоочередных задач и действий для их решения, необходимых затрат и результатов.

Отметим, что планирование деятельности должно осуществляться не только по работе заместителя директора по вопросам безопасности в целом, но и отдельно по направленностям работы, рассмотренным выше (антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма ).

Организация деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Одинаковый приоритет с планированием занимает деятельность по организации работы структурных единиц, составляющих службу безопасности учреждения.

В данном контексте под организацией понимается процесс, результатом выполнения которого является постановка конкретных задач для структурных единиц, составляющих службу безопасности и, в свою очередь, активизация деятельности, направленной на решение этих задач, указанных структурных единиц.

Несмотря на приоритет второго уровня, от качественного выполнения данной функции напрямую зависит функционирование всей службы безопасности в целом. Поэтому стоит уделить особое внимание указанному направлению работы.

Контроль деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Под контролем деятельности понимается процесс проверки соответствия выполнения поставленных перед сотрудниками и структурными единицами задач планам работы, а также отслеживания качества выполнения указанных задач, следовательно, необходимость в контроле деятельности возникает только в том случае, когда перед сотрудниками и структурными единицами поставлены четкие задачи, определены сроки, правила и нормы их выполнения.

Контроль деятельности относится к приоритету третьего уровня, это обусловлено не тем, что роль функции контроля в управлении службой безопасности имеет второстепенное значение, а тем, что для ее реализации необходимо наличие результата (положительного либо отрицательного) выполнения функций, имеющих более высокий уровень приоритета.

Взаимодействие с другими организациями и структурными подразделениями

Функция взаимодействия представляет собой совместную деятельность, с другими организациями или структурными подразделениями учреждения, направленную на решение поставленных задач в области обеспечения безопасности.

Взаимодействие может быть внешним (внешние организации) и внутренним (структурные подразделения учреждения). Результат взаимодействия может оказывать существенное влияние на функциональные направления деятельности более высокого уровня приоритета, в зависимости от характера взаимодействия.

Необходимость взаимодействия может возникать по различным внутренним и внешним причинам (в целях исполнения требований федеральных законов, контролирующих органов или в результате возникновения ЧС).


Функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»