"Царствие Божие внутрь вас есть." Как понимать эти евангельские слова. Царствие божие внутрь вас есть Царствие небесное в вас есть

ДЬЯКОН АЛЕКСАНДР РАСТВОРОВ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Читая Евангелие, мы часто сталкиваемся с понятием «Царство Небесное», или «Царство Божие». Сам Спаситель неоднократно говорил о Царстве Небесном в беседах с учениками и народом.

Что же такое Царство Небесное? Вроде бы все знают. Это такое почти расхожее понятие. И во времена Христа люди тоже имели какое-то представление о нем.

Во первых, Царство Небесное – это предел наших устремлений, та вечность, в которую мы очень хотим перейти после смерти. Царство Небесное – это спасение человека, безопасное пристанище, вечная жизнь с Богом. Все это знают и для многих, к сожалению, знание это становится обыденным и никак не влияет на повседневную жизнь, на поступки.

Зачем же Христос говорил так часто о нем? Оказывается, человек входит в Царство Небесное не после смерти, человек приобщается к Царству Небесному уже во время своей земной жизни. Не только потому что заслуживает или не заслуживает его своими поступками, а потому что в определенной мере уже в земной жизни человек должен стать причастником будущих благ, носителем сверхъестественных благодатных даров.

Мы имеем прямую заповедь Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все (остальное) приложится вам» . Поиск Царства Небесного – это не что иное как забота о святости. И даже вопросы повседневного выживания человека (что есть, во что одеться) должны отходить на второй план или решаться неразрывно с поиском этой правды и святости, о которых говорит Спаситель.

С самого начала Своей проповеди Спаситель говорит о покаянии в связи с Царством Небесным: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» . Христос открывает человеку великую истину «Царство Божие внутри вас есть».

Сегодня мы читали евангельское зачало от Матфея, где в виде притчи Господь Иисус Христос объяснял апостолам реалии Царства Небесного, говорил о тех качествах, которые должен стяжать человек, стремящийся к святости.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 18, 23-35

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Непосредственно перед тем, как Христос рассказал притчу о государе и его рабе, апостол Петр спрашивал Его, сколько раз необходимо прощать брата своего, который согрешил перед тобой. Хватит ли семи раз, подразумевая, что дальше наверное можно дать место гневу и справедливости.

Христос призвал Петра к совершенству, сказав, что прощать надо «семь раз по семьдесят» раз. Он заповедует постоянно прощать – бессчетное количество раз.

И мы понимаем, что этого требует не земной закон человеческой справедливости, а небесный закон в Царстве Божием, который действует в сердцах святых, просвещенных благодатью Божией.

Содержание притчи нам хорошо знакомо. В ней говорится о том, что некий человек был должен государю десять тысяч талантов, т. е. огромную по тем временам сумму, отдать которую не было никакой возможности. Он молил государя, и тот простил ему долг. Сам же, освободившись от огромного долга, нашел одного из своих товарищей и потребовал с него незначительный долг (100 динариев), затем посадил товарища в темницу. За это негодный раб был наказан государем.

Под государем мы можем подразумевать Бога; под рабом, призванным государем к ответу, любого из нас. И единственное, чем мы можем оплатить бесчисленные благодеяния Божия по отношению к нам, – это молитва и готовность от всего сердца прощать прегрешения других людей по отношению к нам.

В притче под суммой в сто динариев изображены бесчисленные возможные согрешения людей перед нами. Но даже все прегрешения или кажущиеся несправедливости близких пред нами – это лишь сто динариев по сравнению с тем долгом, который мы имеем перед Богом, по сравнению с десятью тысячами талантов.

Христос учит нас, что готовность прощать является неотъемлемым качеством человека, стяжавшего Царство Небесное, признаком его святости.

Достигается же это не просто желанием и незначительным волевым усилием. Захотел – и начал с сегодняшнего дня всем все прощать и не волноваться по поводу своих обидчиков.

Мы знаем, исходя из своего жизненного опыта, что это тяжелый труд, связанный с преображением сердца, приобретением чистоты сердечной, постоянным понуждением себя, терпением. Ведь прощать нужно не формально, а от сердца, как заповедует Господь. Это трудный подвиг, но не невозможный, потому что нет ничего невозможного для человека, прибегающего к помощи Божией, уповающего на Бога.

Другого пути у нас нет. Мы каждый день по несколько раз произносим молитву «Отче наш» – единственную молитву, которую Господь дал Своим ученикам. Не будем же механически произносить слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» без того чтобы следовать им на самом деле. Тогда мы сможем стать причастниками того Царства Божия, о пришествии которого просим в молитве Господней. Аминь.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

Когда приидет царствие Божие? - Вопрос, разумеется, сделан не от искренности сердца, не с благою целью; он сделан легкомысленно, из любопытства узнать, какой последует ответ. Коварные и злобные фарисеи надеялись, что Господь доставит им повод к удобному обвинению Господа. Составив себе понятие о Мессии, как о великолепном царе и громком завоевателе, видя Мессию в образе убогого странника, не имеющего где главу подклонить, фарисеи предложили вопрос, прикрывая им насмешку, и выразили в нем свое плотское мудрование, чуждое и враждебное разуму Божию.

Господь дал ответ, который приличествует всем без исключения плотским людям, привязанным к миру, проводящим греховную жизнь среди непрерывных житейских забот и вещественного наслаждения. Богочеловек отвечал фарисеям: Не приидет Царствие Божие с соблюдением , то есть Царство Божие не придет приметным образом для чувственных очей, ниже рекут: се зде, или онде. Се бо Царствие Божие внутрь вас есть . Это значит: надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство. Кто приял внутрь себя Царство Божие, тот может иметь ясное понятие о втором пришествии Богочеловека, тот может узнать и избежать антихриста или противостать ему. Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым.

Аскетическая проповедь.

Прп. Исаак Сирин

Одним из святых написано: «Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом». Если же скажешь, что некоторые отцы писали о том, что такое душевная чистота, что такое здравие, что такое бесстрастие, что такое созерцание, то писали не с тем, чтобы нам с ожиданием домогаться этого прежде времени; ибо написано, что не приидет Царствие Божие с соблюдением ожидания. И в ком оказалось такое намерение, те приобрели себе гордость и падение. А мы область сердца приведем в устройство делами покаяния и житием, благоугодным Богу; Господне же приидет само собою, если место в сердце будет чисто и неоскверненно. Чего же ищем с соблюдением , разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковию Божиею; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь. Да и как нам домогаться высоких Божиих дарований, когда Павел хвалится скорбями и высоким Божиим даром почитает общение в страданиях Христовых.

Слово 55.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 20-25 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос? Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч. 26, 4) , но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин. 18, 36) . Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой - жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим. 10, 8) . Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям. «Сказал также ученикам: придут дни» и прочее. То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин. 16, 1) . «И скажут вам, - говорит, - вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь». Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там. Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение. Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, - говорит, - если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

Лопухин А.П.

Ст. 20-21 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть

На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т. е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом » (μετὰ παρατηρήσεως), т. е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту(ср. стих 20, πότε – «когда »).

«И не скажут…» Т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям…

«Внутрь вас есть» , т. е. между вами, в вашем кругу оно уже есть (ἐντὸς ὑμῶν ἐστιν), а вы, – мысленно прибавляет Господь, – его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф.12:28) . Некоторые толкователи (из древних – свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших» . Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия.

Царство Божие

I. ПОНЯТИЕ
Слова, используемые в Библии для передачи понятия "царство" (евр. малхут; греч. басилейа), означают: "царская власть", "царское владычество". Слово "царство" имеет два значения: "правление царя" и "территория, подвластная царю" (ср. Пс 144:13; Мф 25:34). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание - "Царство Небесное" (32 раза; "Царство Божие" - только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром - над царством природы и Духа (Пс 102:19) . Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога (Мф 6:10) . Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11) ; односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия.
II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ
Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком "Царство Божие" на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле:

1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ.
Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию см. Израиль (см. Пятикнижие Моисея , I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, к-рым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность (Исх 19:5,6) . Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих см. Пророк ов, устами к-рых Он давал народу указания (Иер 7:25) . Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем 9:6-37) . С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в см. Плен . Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в к-ром свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназнач. для войн, будет перековано в орудия труда (Ис 2:2-4; Мих 4:1-5) . Израиль станет благословением "посреди земли" (Ис 19:24) . Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет "производить суд и правду на земле" (Ис 11:1,2; Иер 33:15) . В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7) , грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет "как-бы Сын человеческий" (Дан 7:13) . Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44) . В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.) ;
2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие "приблизилось" (Мф 3:2; 4:17) . Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Ц.Б. уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться (см. Мф 6:10; 10:7; 12:28) . В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могуществ. вмешат-вом Бога (Притча о неводе, ст. 47-50) . Царь этого Царства - Сам Иисус, посланный Богом. Его Царство носит духовный характер, оно "не от мира сего" (Ин 18:36) . Его нельзя установить человеч. усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37). Тот, кто желает "увидеть" Ц.Б. и ждет его "пришествия", должен быть рожден "свыше", т.е. "от Духа" (Ин 3:1-8) . Ц.Б. не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом (см. Мф 8:11) . "Основным законом" цар. власти Бога по праву считается см. Нагорная проповедь , в к-рой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян 1:6) . Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы "исполнились... Духа Святого" (Деян 2) . С того дня, дня Пятидесятницы (см. Пятидесятница), Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову (см. Церковь, собрание, община), к-рая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, к-рая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия (Гал 3:28) . Поскольку Христос - поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа (2Пет 1:11) . Верующий в Христа введен в Его Царство (Кол 1:13) , где торжествуют "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим 14:17) . Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин 17:15) , но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству (Флп 3:20; Кол 3:1-3) ;
3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО.
Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта:

а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23) . На основании Свящ. Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (см. Тысячелетнее царство) (Откр 20:1-6) . В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин "наследовать" Его Царство (Мф 25:31-46) . Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: "Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр 11:15) ;
б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24) . Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них - смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. см. Приход Царства Божиего на землю .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Царство Божие" в других словарях:

    Царство Божие - Одно из основных утверждений Библии: Бог воцарился. Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, провозглашал Иисус, начиная Свою проповедь в Галилее, покайтесь и веруйте в Евангелие. Выражение Царство Божие означает, скорее, не место, где… … Подробный словарь библейских имен

    - (Царство Христово, Царство небесное) изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные покаяние и вера … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Царство Божие - (Царство Небесное) изображается Евангелием в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии как Царство внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные – покаяние и вера. По учению … Православие. Словарь-справочник

    Царство Божие - (или Царство Небесное, Царство Христово) – вступление в Царство Небесное, которое откроется вторым пришествием Христа, возможно лишь истинно верующему во Христа и покаявшемуся в своих грехах. Достойными Ц. Б. Христос считал нищих духом,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    «Царство Божие» - концентрированное выражение идеи всего христианского учения об идеальной жизни человечества, о рае. В Царстве Божием – вечная жизнь и вечное блаженство. Эта идея выражает сущность человеческих устремлений в ином мире, на «том свете». Именно там… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Царство\ Божие - Ц’арство Б’ожие (Царство Небесное) царствование и владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказано в Ветхом Завете (Дан.2:44 ; Дан.7:14), явлено в Иисусе Христе (Лук.1:33) и было основой Его учения (только в… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 20 - 25.

20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,

24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

(Лк. 17, 20–25)

Слова сегодняшнего евангельского чтения повествуют о знамениях и условиях наступления Царствия Божия.

По пути в Иерусалим, когда Господь проходил между Самарией и Галилеей, фарисеи приступили к нему с вопросом о времени прихода Царствия Божия. На этот вопрос Господь сказал следующее: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там (Лк. 17, 20–21).

Другими словами, Господь обозначил духовный характер Царства Божия, для которого не назначено определенного места в мире, так как оно не материально: сущность Царствия Божия во внутреннем обновлении и освящении людей. Фарисеи понимали под Царством Божиим земное царство Мессии, пришествие Которого они ожидали вместе с освобождением от ига ненавистных римлян. Господь внушает им, что это царство не внешнее, земное, а духовное, внутреннее, и что оно уже наступило.

Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) , – говорит Господь, таким образом поясняя, что Царствие это не от мира сего. Оно не приходит так приметно, как возникают царства этого мира. Про царства мира говорят, что в такой-то стране правит такой-то царь, а в такой-то – другой, но про Царство Божие этого сказать нельзя, так как оно не ограничивается пределами каких-либо стран, но действует прежде всего в душах людей, преобразуя не внешнее положение, а их сердца и жизнь.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «”Внутри вас” понимается двояко: во-первых, Царство Божие уже пришло - оно среди вас, среди народа Иудейского, хотя вы и не замечаете его, по своей духовной слепоте; во-вторых, Царствие Божие невидимо для внешних очей, ибо оно водворяется в душе человека».

Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите (Лк. 17, 22), – обращается Господь к ученикам. Желание это будет вызвано, вероятно, скорбями последних времен. Потому и захотят они, по крайней мере, увидеть один из дней времени Христа, чтобы отдохнуть от скорбей, но этого дня не увидят, так как время Его Второго пришествия еще только впереди.

Блаженный Феофилакт отмечает: «Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но, если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники».

Говоря о наступлении этого Царства, Господь поясняет, что второе Его пришествие будет настолько славным и блистательным, что не́ для чего будет узнавать об этом от других. Пришествие это не ограничится каким-нибудь местом, а, как молния не скрывается, но является с одного края земли до другого, так светло́ и явно оно будет. По вавилонско-иудейскому представлению небесный свод упирался своими двумя концами в землю, а потому молнию, о которой говорит Христос, должно быть видно с одного края неба до другого.

Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк. 17, 25). Так Господь заранее предупреждает учеников о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против своей воли. Этими словами Христос приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению. Ведь, если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует всегда помнить, что воцарение Бога происходит в душе человека. Если люди любят Бога и ближних, то куда бы они ни переселялись, в какой бы стране ни жили, везде они будут исполнителями Его воли и причастниками единого Царства Божия. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

1. Что такое Царство Божие?

Царство есть то место, где правит Царь. Царство Божие везде, где Бог управляет жизнями Своих подданных. Царство Божие невидимо, ибо невидим Бог. Это духовное царство, которое нельзя видеть обычным образом. Иисус Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17.21).

В Молитве Господней Иисус дал нам такие слова для обращения к Богу: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6.10). Эта молитва показывает приоритет, который Иисус отдает Царству Божьему. Можно ли сказать, что Царство Божие установится на земле тогда, когда воля Божья будет выполняться здесь так же, как на небесах, когда видимый мир будет точно отражать невидимый? Думаю, что можно. В Царстве Божием все подчиняется Божьей власти - мгновенно и без исключения. В видимом же мире существует противление воле Божьей.

Царство Божие вечно. Это место, в котором будут в конце концов пребывать христиане. Сейчас это Царство незримо присутствует вокруг нас и внутри нас. Там, где есть люди, которые прославляют Царя, там, где присутствует Дух Вечного Царя, там - Царство Божие.

2. Как войти в Царство?

Один из начальников иудейских по имени Никодим ночью пришел к Иисусу. Он жаждал учения, которое помогло бы ему найти Бога. Никодим стал праведным иудеем, благочестивым человеком, и все же он чувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Он хотел войти в Царство Божие. Иисус ответил ему: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3.3). За этим последовало обсуждение с Никодимом того, что значит подобное второе «рождение свыше». Никодим хотел понять, как может пожилой человек вернуться в утробу своей матери и снова родиться. Иисус же заговорил не о рождении плоти. Он сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3.5).

Когда человек рождается первый раз - это природное рождение, происходящее от половой связи между мужчиной и женщиной. Второе рождение происходит, когда человек добровольно подчиняет свою жизнь Богу. Это случается, если кто-либо принимает жертвенную смерть Иисуса, очищающую от греха, делает Иисуса Господом своего духа и принимает в себя Духа Святого. Этот опыт столь глубок, что он равносилен второму рождению. С этим новым рождением дух человека создается заново и соединяется с Божьим Духом; человек, таким образом, становится способен иметь духовное зрение, необходимое, чтобы увидеть Царство Божие и войти в него.

Когда были сотворены Адам и Ева, они имели внутри себя духовное подобие зеркала, которое отражало образ Божий. Поэтому они могли видеть Царство и естественным образом знать духовные предметы. С началом греха это зеркало и образ Божий внутри человека затемнились.

Когда человек рождается заново, это зеркало очищается и проясняется, и человек снова может видеть Бога и Его Царство. Такой человек может войти в Царство Божие и стать его частью. Но это Царство - только для духовных людей: оно не для тех, кто остается чувственным, или плотским, или природным человеком. Апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2.14).

Таким образом, войти в Царствие можно только через новое рождение в Духе Божием.

3. Что является величайшей добродетелью в Царстве Божием?

Если гордыня является величайшим грехом - а она им является, - то величайшей добродетелью должно быть смирение (2 Пар 7.14; Иак 4.10). Именно смирение позволяет мне признать, что моя жизнь принадлежит Богу, что я подверженное ошибкам создание и что Бог есть Господь вселенной. Именно смирение говорит: «Я грешник и нуждаюсь в спасении». Смирение есть начало мудрости (см. Притч 22.4). Истины Царства воспринимаются только теми, кто смиренен. Никто из гордых никогда не получит ничего от Бога, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4.6).

Те, кто смиренен, получают благоволение Божие, и им открываются тайны Царства, ибо они приходят как нищие. Иисус Христос сказал: «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5.3). Нищий духом - это не гордый и не богатый человек. Он протягивает свои руки со словами: «Я беден. Я в нужде. Я нуждаюсь в помощи». Именно такой человек получает что-либо от Господа.

4. Что является величайшим грехом в Царстве Божием?

Величайшим грехом является гордыня - и этому есть ряд причин (см. Пс 58.13; Прит 8.13; 16.18; 29.23). Во-первых, гордыня была основным грехом сатаны, когда он пал. Гордыня говорит: «Я могу сделать это лучше, чем Бог» - и сатана думал, что он справится с управлением вселенной лучше, чем Бог! Во-вторых, гордыня с неизбежностью ведет к греху бунта. Осуществляя в своей гордыне свои планы в отношении собственной жизни и жизней тех, кто нас окружает, мы неизбежно вступаем в конфликт с Божественным планом. Вот почему в Библии говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4.6).

Невозможно быть нейтральным в Царстве Божием. Вы либо за Иисуса, либо против Него. Если вы горды, то вы автоматически оказываетесь против Него, ибо ваша жизнь не будет отдана Ему и всему тому, что Он хочет совершить. На каждом шаге своего пути вы будете бороться с Ним.

Наконец, гордыня вызывает чувство самодостаточности, когда мы не желаем учиться чему-либо или принимать что-либо от Бога или человека. Иисус сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18.3). Дети доверчивы, они способны учиться. Дети все время задают вопросы. «Папочка, почему трава зеленая? Почему небо голубое, почему собаки лают?» Они все время хотят учиться.

Но коль скоро человек становится гордым, он говорит: «Это мое дело. Не командуйте мной». Человек, который думает, что он знает все, скорее всего ничему не сможет научиться. Но блага Царства Божия даются лишь тем, кто просит; если вы не просите, вы ничего не получите. Эта истина выявляется в имени Бога. Оно значит «Я есмь [Сущий]» (Исх 3.14). Я есмь - что? Ответ: Я есмь удовлетворение твоей нужды. Я есмь исцеление, мудрость, освящение, поддержка, победа и спасение. Его могущество в отношении Его слуг в чем-то подобно незаполненному чеку на предъявителя. Мы заполняем чек в соответствии со своей нуждой. Только когда вы поймете, что вы в нужде, вы можете действительно познать Бога. Бог частично раскрывает Себя нам каждый раз, когда Он удовлетворяет наши нужды.

Если мы не чувствуем себя в нужде, если мы полностью самонадеянны, то мы закрываем свою жизнь от Бога. Вот почему гордыня лишает нас всех благ Царствия. Гордыней мы грешим против Бога и против самих себя.

5. Какой закон Царства Божьего составляет основу всего индивидуального и общего развития?

Я называю этот закон «законом использования». В Евангелии от Матфея записано поучение Иисуса, известное как притча о талантах (талантом называлась денежная единица) (см. Мф 25.14-30). Иисус рассказал о богатом человеке, который собирался в путешествие. Перед отъездом он собрал своих рабов и дал одному из них пять талантов, другому два таланта и еще один получил только один талант - каждый в соответствии со своими способностями. Затем он сказал: «Владейте ими до моего возвращения».

Человек, у которого было пять талантов, пошел и занялся торговлей. Он рисковал. Он вкладывал деньги и превратил их в десять талантов. Человек с двумя талантами сделал то же самое. Он рисковал, торговал, вкладывал деньги, покупал, продавал, и он удвоил деньги своего господина.

Но человек, который получил один талант, был подозрителен. Он знал, что его господин - суровый человек, и не был уверен, будет ли он награжден, если усердно поработает. Он был не только недоверчив, но также эгоистичен и ленив. Избегая риска и беспокойства, он взял талант и зарыл его в землю.

Когда хозяин вернулся, он призвал своих рабов и спросил с них отчет о том, как они использовали свои таланты. Первые два за свое усердие получили похвалу и вознаграждение.

Затем подошел тот, у кого был один талант. По существу, он сказал так: «Я ничего не потерял. Вот тебе обратно твои деньги». Его хозяин пришел в ярость. «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать мои деньги торгующим, и пришед я получил бы мое с прибылью». Поэтому он отобрал у него деньги и отдал человеку, у которого было десять талантов.

Когда Иисус рассказал эту историю, многие в толпе изумились, потому что окончание истории показалось им очень несправедливым: отобрать у человека единственный талант и отдать тому, у кого есть десять. Иисус твердо объявил этот закон Царства: «Всякому имеющему дастся... а у не имеющего отнимается и то, что имеет» (Мф 25.29). Иными словами, если вы используете то, что вам дано, вы получите больше. Если же вы не используете данное вам, то потеряете даже то, что, как вы думаете, у вас есть.

Физическая сфера иллюстрирует ту же истину. Если вы регулярно упражняете свои мышцы, то они будут расти и укрепляться. У вас будут мощные мускулы, большая выносливость и ловкость. Это правило действует в беге, плавании, поднятии тяжестей, футболе, в любых физических упражнениях. Каждая ступень деятельности открывает вам новую перспективу с благоприятными возможностями. Если же вы привяжете свою руку к туловищу на пять или шесть месяцев, то окажется, что вы не сумеете даже нормально пользоваться ею. Ее мышцы не будут действовать, и вы лишь с трудом сможете поднять этой рукой чашку кофе.

Закон использования применим также к интеллектуальным занятиям. Один уровень знаний подводит к овладению следующим. Если знание используется, то становится возможным большее знание. Изучающий биологию становится студентом-медиком. Студент-медик становится практикантом в больнице. Практикант становится врачом при больнице. Врач при больнице становится специалистом. Специалист может приобрести всемирную известность, если он использует свое возрастающее мастерство.