Борьба с коррупцией в вооруженных силах российской федерации в свете принципов правового государства. П. ХачикянПротиводействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации План месячника противодействия коррупции в войсковых частях

Что такое преступление с юридической точки зрения? Речь идет о действии или бездействии, приведшем к нарушению норм права. Как правило, правонарушение рассматривается, если действие гражданина наносит общественный вред, опасность и противоправность.

В данной статье мы рассмотрим такой юридический вопрос, как ответственность военнослужащих за преступления коррупционной направленности. Речь идет о действии или бездействии военного, которое в итоге приносит определенную ему выгоду посредством должностных полномочий, то есть, переходя за рамки законных интересов общества и государства в целом. О какой выгоде идет речь:

  • деньги;
  • ценности;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • определенные услуги;
  • имущественные права для себя или для других граждан.

Военнослужащий – лицо должностное, потому будет нести ответственность за преступление коррупционного характера. Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Наказание назначается, исходя из степени опасности, которую несет правонарушение со стороны военного человека. Далее уже рассматриваются определенные санкции.

Как мы уже говорили, военный совершает коррупционное преступление для собственной выгоды, и тем самым нарушает интересы граждан и государства при этом он использует свои должностные полномочия, которых у военнослужащего действительно хватает.

Как пример, довольно распространенное преступление. Военнослужащий, базирующийся в воинской части, сговаривается с начальником жилищной группы. Вместе они берут взятки с военных гарнизона, которым необходимо получить в обозримом будущем служебное жилье. Такое уже случалось неоднократно, да и вообще, хороший бизнес, да вот только опасный. За такой тип коррупционного преступления, военнослужащий будет лишен свободы и должен будет выплатить штраф.

Что касается административного преступления коррупционного характера, то здесь речь идет о противоправном действии или бездействии военнослужащего, приведшей к противоправной выгоде. Этот вид рассматривается в Кодексе РФ, как административное правонарушение со стороны военнослужащего, воспользовавшегося своим служебным положением ради собственной выгоды.

Но в этом случае преступление не несет такую серьезную опасность обществу и государству, потому его классифицируют, как административное. За него срок не дадут, но штраф, естественно, придется заплатить.

Административное преступление коррупционной направленности в большинстве случаев рассматривается, если военнослужащий совершил мелкое хищение чужого имущества, проводил какие-то махинации, мошенничество , присваивал, растрачивал и так далее. Сюда же относится и несоблюдение порядка закупок товара, работ и всего прочего.

Существует и такое понятие, как коррупционная дисциплинарная ответственность за проступок со стороны военнослужащего. Этот вопрос рассматривается, когда военный нарушает дисциплину, тем самым получает выгоду, но при этом этот проступок не рассматривается, как административный или тем более уголовный.

За дисциплинарный проступок максимум военнообязанный гражданин уволят по статье. И мотивацией послужит то, что лицу теперь нет доверия, ввиду нарушения определенных запретов, обязанностей или ограничений по военной дисциплине.

Гражданско-правовая ответственность наступает при совершении коррупционного нарушения со стороны военнослужащего, когда тот нарушает ряд определенных правил и теряет доверие со стороны сослуживцев. Военный может быть наказан по этой ситуации за составление договоров и государственных контрактов с иными конторами.

Каждый военнослужащий несет ответственность за преступления коррупционной направленности. За этим следит военная прокуратура, и она же назначает наказание нарушителю.

Макаров В.Д., помощник военного прокурора Сибирского военного округа, подполковник юстиции.

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований.

В одном из своих посланий Федеральному Собранию, будучи Президентом Российской Федерации, Путин В.В. говорил о том, что деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов.

Сложившаяся в стране ситуация свидетельствует о серьезной болезни общества. Некоторые эксперты считают, что коррупция перешла в хроническую стадию с такими симптомами, как всевластие чиновничества, незащищенность граждан от произвола.

Словно раковая опухоль, коррупция разрушает любой социальный организм, но для армии подобное разрушающее воздействие может иметь самые катастрофические последствия. Военнослужащие, попав под ее влияние, превращаются из защитников Отечества в его самых опасных врагов. Опасных тем более, что эти враги внутренние.

В Вооруженных Силах, несмотря на проводимые реформы, по-прежнему сохраняется достаточно сложная криминогенная обстановка. Более того, большинство наиболее опасных преступлений стали возможны при весьма распространенной коррумпированности среди командного состава Вооруженных Сил страны, что самым ярким образом демонстрирует взаимосвязь организованной преступности и коррупции.

Представителей организованной преступности применительно к Вооруженным Силам интересуют, прежде всего <1>:

<1> Эминов В., Мацкевич И. Организованная преступность в армии. 2004.
  • оружие, в том числе взрывчатые вещества;
  • значительные материальные ценности, находящиеся на армейских складах;
  • армейские склады как база для незаконного хранения, например, наркотиков, угнанных автомашин и т.п. Особенно привлекательным для преступников является то, что на территорию воинской части без специального разрешения не могут проникнуть представители невоенных правоохранительных и контролирующих органов;
  • радиоактивные вещества, имеющие значительные поражающие свойства и высокую рыночную стоимость;
  • финансовые средства Министерства обороны и других министерств и ведомств, где имеются воинские формирования. С помощью кредитно-финансовой системы МО РФ преступники вкладывают деньги во всевозможные околоармейские ветеранские фонды, обладающие рядом налоговых льгот;
  • возможность использования государственно-чиновничьего аппарата;
  • военный транспорт, который, как правило, освобожден от обычного досмотра и маршруты его движения часто проходят в стороне от транспортных магистралей;
  • государственная граница. Представителей организованной преступности в первую очередь интересуют вопросы прохождения контрабандного товара, незаконно добытой валюты и, особенно в последнее время, наркотиков;
  • новейшие образцы военной техники, а также секретные военные разработки и материалы, представляющие доходный товар для иностранных спецслужб;
  • высокопрофессиональные специалисты, хорошо владеющие огнестрельным оружием, имеющие навыки рукопашного боя и умеющие на практике обращаться со взрывчатыми веществами.

Определяя основные причины коррупции в Вооруженных Силах страны, необходимо выделить следующие:

  1. Проведение реформ в армии сопряжено с серьезными трудностями, которые усугубляются тем, что реформирование проводит организационно-управленческий аппарат, не видящий конечную цель реформирований, преобразований. Планируемые мероприятия спонтанны, в финансовом плане не просчитываются.
  2. Растет социальное расслоение среди военнослужащих. Некоторые должностные лица, как правило, имеющие доступ к военному имуществу, технике и вооружению, пользуются значительными материальными благами (имеют квартиры в разных городах, дорогие автомашины, дачи), другие военнослужащие вынуждены жить либо в общежитиях, либо снимать комнаты или квартиры, тратя на это значительную часть своего денежного довольствия.
  3. До сих пор не удалось повысить престиж военной службы, что крайне негативно отражается на отношении общества к армии.
  4. Отсутствуют четкие и понятные морально-этические правила поведения высших военных чиновников. В правовом поле действующего законодательства не работают ограничительные нормы, призванные не допускать участия должностных лиц в осуществлении коммерческой деятельности.
  5. Правоохранительная система, сложившаяся в Вооруженных Силах, устарела и требует серьезной реконструкции. Причем речь должна идти не только о структурно-штатной реорганизации, а о пересмотре некоторых принципов в ее деятельности (например, финансирование работников военной юстиции не должно идти через Министерство обороны). Неоднократно высказывалось мнение различных экспертов о давно назревшей необходимости создания военной полиции в качестве самостоятельной структуры, не подчиненной командиру части, однако законопроект о военной полиции так и не был принят.

Вследствие этих проблем с сожалением приходится констатировать рост преступности среди офицеров. Каждое пятое преступление, совершенное в армии, приходится на долю командиров, желающих обогатиться за чужой счет. Самые популярные статьи: мошенничество, взяточничество, присвоения и растраты.

В одном из недавних выступлений, еще будучи первым вице-премьером, Дмитрий Медведев определил борьбу с коррупцией как одну из национальных программ <2>.

<2> Доронина О. Коррупции конец? // Аргументы и факты. N 5. 2008. 30 января.

Противодействие коррупции стало в настоящее время важнейшей стратегической задачей деятельности Российского государства и его гражданского общества.

В России процесс совместной антикоррупционной деятельности государства и общества длится уже не один год. Однако деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов. Госдума пыталась принять закон о борьбе с коррупцией в течение 14 последних лет. Правительство инициативы тоже не проявляло.

Призыв-предостережение Путина В.В. к чиновникам любого ранга осознать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом, свидетельствует о том, что борьба с коррупцией переходит на новый качественный уровень. Этот уровень требует проведения последовательной системной работы всего государства и общества по пресечению деятельности коррумпированных должностных лиц любого уровня и формированию действенных условий, препятствующих дальнейшему развитию коррупции <3>.

<3> Доклад подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции (г. Москва) "Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты". 20 декабря 2007 г.

В этой связи органы прокуратуры разработали планы противодействия коррупции, определили новые подходы к организации прокурорского надзора, в 2007 году был проведен ряд мероприятий, направленных на реализацию мер борьбы с коррупцией. Было создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В прокуратурах субъектов Российской Федерации сформированы профильные подразделения. А на прошедшей в феврале т.г. коллегии по итогам работы за 2007 год Главный военный прокурор Фридинский С.Н. сообщил о создании в военной прокуратуре специального отдела по борьбе с коррупцией <4>.

<4> "В армии подсчитали коррупцию" // Российская газета. N 4584. 2008. 8 февраля.

Таким образом, создана вертикаль, способная предупреждать коррупционные преступления, выявлять и устранять порождающие их причины и условия. Вместе с тем проведенные мероприятия будут бессмысленны без четко выработанного антикоррупционного законодательства <5>.

<5> О расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Генеральная прокуратура Российской Федерации. 19.02.2008.

Изучение материалов средств массовой информации, статистических данных позволило сделать определенные выводы о путях преодоления коррупции в Вооруженных Силах.

Полагаю, справиться с коррупцией усилиями только правоохранительной, уголовно-исполнительной и судебной систем невозможно, многое зависит от отношения общественности к этой проблеме. К сожалению, у большинства населения нашей страны и у военнослужащих в том числе отсутствует представление о противодействии коррупции. В связи с этим необходимо:

  • для выявления фактов коррупции привлекать военнослужащих, членов их семей и других граждан. При этом важно отработать механизм защиты военнослужащих, сообщающих о взяточничестве должностных лиц, особенно органов военного управления, установить горячие телефонные линии для сбора и анализа подобной информации;
  • создать нормативную базу ответственности и наказания должностных лиц, занимающихся коммерческой деятельностью;
  • для правильного действия закона не должно быть неприкасаемых или стоящих над ним персон;
  • закрепить на законодательном уровне положение, согласно которому взяточники, привлеченные к уголовной ответственности, лишались бы права занимать государственные должности либо должности, связанные с материальными средствами, пожизненно;
  • поскольку в 2006 году Россия присоединилась к международным конвенциям о противодействии коррупции, то чиновники любого ранга обязаны декларировать доходы всех членов своей семьи;
  • выявить коррупционные схемы и механизмы, влекущие за собой коррупционные проявления в различных сферах правоотношений, что в дальнейшем может способствовать выработке действенного механизма противодействия коррупции (либо на основе их анализа выработать действенные механизмы противодействия коррупции).

Для идентификации правонарушений коррупционной направленности и их классификации необходимо разобраться в дефиниции правонарушения с учетом коррупционной составляющей. Затем полученный перечень правонарушений коррупционной направленности автор соотнесет с интересующей сферой общественных отношений (сферой охраны морских биологических ресурсов).

Под правонарушением в современной юридической науке понимаются действия (бездействия) субъектов общественных отношений, нарушающие конкретные нормы права. Правонарушения обладают рядом общих признаков. К таким признакам он относит общественную опасность (общественную вредность) и противоправность. По его утверждению «общественная опасность является объективным свойством в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Вместе с тем, отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя».

Одним из главных признаков правонарушения является формально-юридический состав правонарушения. Как определяет теория права, любое правонарушение имеет четко определенный состав, в противном случае отсутствие состава правонарушения исключает возможность производства по любой категории дел и привлечение субъекта правонарушения к юридической ответственности. К составу правонарушения относятся следующие элементы: субъект – физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние; объект – общественные отношения, которым наносится вред или возникает угроза его причинения; субъективная сторона – сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения (в структуру психической деятельности входят следующие элементы: вина, мотив, цель, эмоциональное состояние); объективная сторона – внешнее проявление правонарушения как противоправного деяния, характеризующееся противоправным деянием (действием или бездействием), наличием причиненного вреда общественным отношениям и причинной связью между деянием и вредными последствиями.



Коррупционные отношения – это отношения «обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы».

Под коррупционными правонарушениями на военной службе понимаются противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий. Автор считает вышеуказанное определение точным и вместе с тем общим, так как под неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий не всегда понимается коррупционная составляющая совершаемого деяния. Так, например, ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) устанавливают ответственность военнослужащих за неправомерное использование своих должностных полномочий, но коррупционную составляющую не всегда можно выделить из приведенных ниже составов преступлений. Например, статьи 339, 340, 341, 347 УК РФ не всегда предусматривают коррупционную составляющую, но всегда сопряжены с неправомерным использованием военнослужащими своих должностных полномочий. В связи с вышеизложенным, автор представляет на обозрение следующее понятие коррупционных правонарушений, связанных с порядком прохождения военной службы (полученное путем наложения понятия коррупции и понятия правонарушения на военной службе): это противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды, вопреки законным интересам общества и государства.

Но как быть с военнослужащими, которые правомерно используют свои должностные полномочия и в «знак благодарности» за это получают определенную выгоду? Получается, что признаки правонарушения, которое они совершают, не учитываются в определении, указанном выше, а сами правонарушения существуют, и автор относит их к коррупционным. Таким образом, под коррупционными правонарушениями следует понимать противоправные виновные деяния (действия или бездействие), связанные с правомерным или неправомерным использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды (далее под понятием выгода автор будет понимать деньги, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера, иные имущественные права для себя или для третьих лиц), вопреки законным интересам общества и государства.

До настоящего времени законодателем не определен исчерпывающий перечень коррупционных правонарушений, за которые субъект подлежит уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. Вследствие этого автор считает обязательным установление исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений для каждой сферы деятельности с целью точного определения коррупциогенных признаков правонарушений, разработки антикоррупционных мер и в дальнейшем – для создания условий невозможности существования коррупции в каждой сфере деятельности конкретно.

Стоит отметить, что военнослужащие как и любые должностные лица несут уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за коррупционные правонарушения. Одним из определяющих элементов этой классификации является степень общественной опасности, которая позволяет разграничить юридическую ответственность на виды и определить соответствующие санкции.

К настоящему моменту автор отмечает множество попыток создать перечень коррупционных правонарушений в целом, однако, надо понимать, что перечень коррупционных правонарушений следует создавать в каждой конкретной сфере деятельности отдельно с учетом специфики деятельности государственных органов, исполняющих конкретную государственную функцию. Так станет более понятна сущность коррупционных правонарушений в каждой сфере, детализируются условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений и, как следствие, становится очевиднее, какие антикоррупционные меры необходимо разработать и применить.

В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. К коррупционным преступлениям можно отнести виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные УК РФ под угрозой наказания, связанные с использованием военнослужащими предоставленных им должностных полномочий в целях получения выгоды. К таковым относятся следующие составы преступлений, предусмотренные УК РФ: ст. ст. 160, 285, 285.1, 286, 289, 290, 291, 291.1, 292, 293.

Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащим являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Следующим видом ответственности является административная ответственность военнослужащих за административные коррупционные правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под коррупционным административным правонарушением следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица (должностного лица), за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность и которое неразрывно связано с использованием должностным лицом, предоставленных ему законом полномочий в целях получения противоправной выгоды.

Зачастую нормы КоАП РФ дублируют нормы УК РФ, но характеризуются меньшей степенью общественной опасности. В связи с отсутствием исчерпывающего перечня коррупционных правонарушений каждый автор-исследователь этой актуальной темы вправе отнести статьи КоАП РФ к коррупционным и обосновать это. Автор согласен с исследователями, что такие статьи, как 5.10, 5.11, 5.16, 5.17, 5.18, 5.20, 5.45, 5.46, 5.47, 5.48, 5.50, 5.52, 7.27, 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 14.9, чч.1,4 14.35, 15.14, 15.21, 19.5, 19.7.2, 19.7.4, 19.28, 19.29 КоАП РФ можно отнести к коррупционным, правда, за исключением из этого списка статей: 7.27, 19.28, 19.29 КоАП РФ в связи с тем, что по указанным статьям КоАП РФ военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности согласно ст. 2.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность только юридических лиц и поэтому военнослужащих и иных физических лиц привлечь к ответственности по этой статье не представляется возможным. Однако указанная статья имеет существенное значение в противодействии коррупции в целом, предупреждая о существующей ответственности за коррупционные правонарушения, совершаемые юридическими лицами.

Таким образом, определение сущности коррупционных административных правонарушений, разработка системы правовых средств (административно-правовых средств) предупреждения коррупции, в целях создания условий недопустимости совершения коррупционных правонарушений является неотъемлемой частью противодействия коррупции как составляющая одного целого.

Рассмотрим далее дисциплинарные коррупционные правонарушения, их сущность, условия возникновения и санкцию за их совершения. Так, согласно ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ДУ ВС РФ) под дисциплинарным проступком следует понимать противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Соответственно, добавляя к дисциплинарному проступку приставку «коррупционный» необходимо выявить именно коррупционную составляющую в действиях военнослужащего, нарушающего воинскую дисциплину в корыстных целях, то есть в целях собственной выгоды.

Стоит отметить, что в законодательстве отсутствует перечень коррупционных дисциплинарных проступков. Здесь особого внимания заслуживают актуальные нововведения в нормативные правовые акты о военной службе в Российской Федерации. Так, подпунктом «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено новое основание увольнения военнослужащего: утрата доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в определенных законом случаях. Также п. 2 ст. 51 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе «О военной службе» предусматривает следующие основания досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту: в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны.

Подводя итог, следует отметить слишком слабое действие, установленных норм за коррупционные правонарушения ввиду их разобщенности и противоречивости. В этой связи необходима разработка такого правового института как ответственность военнослужащих за коррупционные правонарушения с четким выделением всех видов ответственности, устойчивым понятийным аппаратом и фиксированной процедурой применения, установленных норм.

Руководитель занятия:

майор М.Ю. Лаптева

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) - часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция - самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина - заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов . Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский , действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу - хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей … за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн . рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников , работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов , военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов , начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов , заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман , начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России - около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности - 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска - 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий - 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля - 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды - 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты . Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы - координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.

© Хачикян П. П., 2017

* * *

Предисловие

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

Информация об авторе

Аспирант МГТУ ГА.

Области научных интересов: юриспруденция, антитеррористическая безопасность, технические науки, организация производства.

Адрес электронной почты (E-mail:): [email protected]

Введение

Коррупция (от латинских слов «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом его обладателя, возможностей и связей в целях личной выгоды, а также выгоды иных заинтересованных лиц, имеющих определенный интерес в разрешении той или иной ситуации и спорного вопроса.

В современном обществе, практический каждый человек знаком с проявлениями коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Несмотря на увеличение сил и средств, направленных на противодействие коррупции, она по-прежнему представляет угрозу для дальнейшего развития государства. Коррумпированными связями пронизаны как государственные органы власти, так и коммерческие организации, отдельные физические лица, имеющие те или иные полномочия или выступающие в качестве посредников. Военизированные государственные организации представляют для коррупционеров особый, повышенный интерес, так как отсутствие полноценного доступа со стороны контролирующих организаций и контроля со стороны общества в них достаточно сильно ограничены, а непубличный и иногда секретный режим функционирования данных организаций порождает возможность сокрытия определенных фактов, создает благоприятную почву для развития коррупции. Несовершенство организационной системы военных органов управления, проявляющееся в отсутствии четко распределенных полномочий и специалистов в сфере противодействия коррупция также попустительствует развитию коррупционных отношений в армейской среде. За последние годы Министерство обороны Российской Федерации потрясли крупные коррупционные скандалы, которые наглядно показали обществу объемы коррупции и как глубоко она проникла в самое высшее руководство страны. Коррупционные скандалы привели к возбуждению уголовных дел в отношении ряда лиц руководящего состава МО РФ, а также прямо повлияли на принятие решения Президентом страны об отставке с должности главы Министерства обороны РФ. Как отмечает заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор Сергей Фридинский, борьба с преступностью в армии с приходом нового руководства военного ведомства коренным образом изменилась в лучшую сторону. Но, цифры все равно настораживают: за 2015 год военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам работы Главной военный Прокуратуры РФ более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, по материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей.

Официальное определение понятия коррупции отражено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и достаточно понятно: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также со вершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. Стоит отметить, что данное определение выражено с точки зрения права и юриспруденции. Фактически же, коррупция – это сложное общественное явление, имеющее экономическую, социально-политическую и психологическую составляющую. Поэтому полное, всеобъемлющее понимание сущности и содержания коррупции, а также выработка эффективных мер противодействия ей возможны только путем проведения соответствующих научных исследований по данной тематике. Большой вклад в развитие науки в области коррупции в военной среде внесли научные труды доктора юридических наук, сотрудника Военного университета МО РФ, полковника юстиции – Виктора Михайловича Корякина. Несмотря на его большой личный вклад в науку, теме коррупции в системе Вооруженных сил РФ посвящено на настоящий момент недостаточно полноценных научных работ, степень разработанности темы является невысокой, так по данным из открытых источников, менее двух работ на соискание ученой степени по схожей тематике находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

В рамках данной монографии автор предлагает углубиться в изучение проблемы коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации, обозначить причины и истоки ее появления, разделить общевоинские и общесоциальные причины, рассмотреть вопросы профилактики и противодействия коррупции, выражает свое личное мнение по данному вопросу.

Монография состоит из трех глав.

В первой главе автор дает криминологическую характеристику коррупции в ВС РФ, определяет понятие и классификацию, характер коррупции, проводит экскурс в историю и приводит данные опроса по текущей ситуации по данной проблематике в системе ВС РФ.

Во второй главе автором проводится исследование причин коррупционной преступности в ВС РФ. Для полноты изучения вопроса общевоинские причины отделяются от общесоциальных, составляется и анализируется портрет криминогенной личности преступника – коррупционера.

В третьей главе анализируются существующие механизмы профилактики и противодействия коррупции, вносятся собственные предложения автора по совершенствованию механизмов работы. Для конкретизации и разделения сред, общесоциальные и общевоинские решения рассматриваются отдельно, однако между ними проводятся определенные взаимосвязи.

Статья «Коррупционный скандал в Министерстве обороны России». [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: [сайт]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупционный_скандал_в_ Министерстве_обороны_России (дата обращения: 15.05.2016).

Интервью с Сергеем Фридинским. //Российская газета – Юрий Гаврилов: [сайт) – Российская газета – Федеральный выпуск № 6866 (295) декабрь 2015 г.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]: от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016). – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

Интервью с Корякиным В.М. «Государственная антикоррупционная стратегия нуждается в серьезном научном обеспечении». [Электронный ресурс] // Фонд «Наука-ХХI»: [сайт]. Режим доступа: http://www.nicnauka.ru/intervyu-s-uchenym/ (дата обращения: 21.01.2016).