Безвозмездное оказание услуг 44 фз. Вопрос: О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями) на праве безвозмездного пользования или оперативного управления. Кто может быть "внешним"

Государственным заказчиком заключен договор безвозмездного пользования имуществом, согласно условиям которого заказчик (ссудополучатель) обязан участвовать в расходах ссудодателя на капитальный ремонт пропорционально занимаемой площади.
Вправе ли государственный заказчик заключить договор на ремонт нежилых помещений по п. 23 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" со ссудодателем, если последним был заключен с подрядной организацией подрядный договор (ссудодатель самостоятельно не выполняет работы по ремонту) на ремонт крыши здания, системы отопления здания, а также ремонт котельной здания с заменой котлов (подрядная организация, с которой ссудодатель заключил договор, уже выполнила данные работы)?

Заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ субъектами, относящимися в соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) к государственным заказчикам, осуществляется в соответствии с нормами указанного Закона ( Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Способ определения поставщика выбирается заказчиком с учетом положений Закона N 44-ФЗ (ч. 5 ст. 24 данного Закона).
Как следует из Закона N 44-ФЗ, договор с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем может заключаться лишь в случаях, которые прямо предусмотрены положениями ч. 1 указанной статьи. В частности, заключение договора на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, является согласно Закона N 44-ФЗ основанием осуществления закупки у единственного поставщика.
В свою очередь, необходимо иметь в виду, что выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений составляет предмет договора строительного подряда ( ГК РФ). По данному договору одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором срок построить по заданию другой стороны (заказчика) определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену ( ГК РФ).
Из приведенных норм следует, что по контракту на выполнение ремонта здания, заключаемому по Закона N 44-ФЗ, исполнителем должны совершаться определенные действия в интересах заказчика, имеющие определенный материальный результат. То есть, на наш взгляд, речь в данном пункте идет о заключении заказчиком договоров непосредственно с исполнителями работ, которые выполняют данные работы также в пользу и других пользователей помещений в том же здании.
В связи с этим отметим, что обязанность по возмещению ссудополучателем расходов ссудодателя по содержанию помещения в отношении помещений, переданных в безвозмездное пользование, следует из ГК РФ (если иное не предусмотрено договором ссуды). Иными словами, возмещение ссудодателю расходов на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на законе (смотрите также ФАС Дальневосточного округа от 23.10.2012 N Ф03-4741/12). Заключение договора о возмещении затрат на оплату ремонта здания (помещения) в этой ситуации направлено на создание условий для пользования ссудополучателем переданным ему имуществом (зданием) в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора безвозмездного пользования. Упомянутый в вопросе договор по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению ссудополучателем (смотрите также ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985), при этом ссудодатель не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает ссудополучателю какой-либо услуги.
Обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещения перед определенным лицом - ссудополучателем, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.
Иначе говоря, предметом рассматриваемого договора является не выполнение работ и не оказание ссудодателем услуг ссудополучателю, а лишь компенсация понесенных ссудодателем затрат. Поэтому мы полагаем, что заключение государственным заказчиком договора о возмещении расходов на ремонт с владельцем здания, непосредственно заключившим договор с подрядчиком, выполнившим ремонтные работы, вообще не подпадает под действие N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

В случае если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, то такой заказчик вправе заключить контракт на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по содержанию и ремонту указанного нежилого помещения, услуг по водо-, тепло-, газо — и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

При этом согласно части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случае, предусмотренном в том числе пунктом 23 части 1 статьи 93 указанного федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Также отмечаем, что согласно части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с нормами статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма), посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, по мнению Департамента, в случае, указанном в обращении, контракт между заказчиком (ссудополучателем) и ссудодателем заключается в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. При этом ссудополучатель вправе осуществлять оплату на основании счета, выставленного ссудодателем.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вопрос: О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями) на праве безвозмездного пользования или оперативного управления

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Такая закупка не соответствует Закону № 44-ФЗ, поскольку данный закон не предусматривает безвозмездные закупки. Более того, все закупки заказчика указываются в плане-графике.

Заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным .

Допускается ли заключение контракта с ценой 0 руб. для привлечения экспертов в целях приемки работ

Нет, не допускается. Такая закупка не соответствует Закону № 44-ФЗ , поскольку он не предусматривает безвозмездных закупок. Более того, все закупки заказчика указываются в плане-графике . Закон № 44-ФЗ устанавливает возмездный характер проведения экспертизы, указывая на компенсацию затрат на ее проведение (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Письмо Минэкономразвития России от 25.12.2015 № Д28и-3776

«…Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, для оказания следующих финансовых услуг:

привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;

услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

доверительное управление ценными бумагами;

негосударственное пенсионное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Услуги в сфере финансового посредничества (код 65 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 2019-р.

Таким образом, закупка услуг кредитных учреждений по перечислению заработных плат граждан должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.

При этом необходимо отметить, что согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта соответственно на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 526 ГК РФ, статья 702 ГК РФ).

В соответствии с положением статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа, размещаемого за счет бюджетных средств, в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, который регулирует соответствующие отношения.

Следовательно, положения Закона № 44-ФЗ применяются, в случае если заказчик перечисляет бюджетные средства юридическому или физическому лицу в качестве оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

В связи с этим договоры, заключаемые на продажу права заключения контракта , являются возмездными, поскольку заказчик получает плату от победителя закупок.

Учитывая изложенное, заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства. …»

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Между государственным бюджетным учреждением (гимназия) и обществом с ограниченной ответственностью был заключен государственный контракт на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в государственном бюджетном учреждении.

Контракт заключен с единственным исполнителем на осно­вании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что горячим пита­нием обеспечиваются следующие категории обучающихся:

. обучающиеся, проживающие в общежитии (шестиразовое питание);

обучающиеся 1 — 11 классов, имеющее право на бесплатное питание (горячий завтрак).

Пунктом 3.2.8 разд. 3 «Права и обязанности сторон» кон­тракта предусмотрено, что исполнитель (общество с огра­ниченной ответственностью) обязуется заключить договор безвозмездного пользования на помещение пищеблока и техно­логическое оборудование, принадлежащее балансодержателю (гимназии) на праве оперативного управления.

Правомерна ли такая передача имущества государствен­ным бюджетным учреждением в безвозмездное пользование с согласия собственника (Комитета Республики Адыгея по иму­щественным отношениям) на основании государственного кон­тракта, или необходимо осуществление передачи данного иму­щества на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в аренду, безвозмездное пользование?

Какой договор следует заключить в приведенной ситуации - аренды или ссуды?

В приведенной ситуации учреждение вправе с согласия собственника предоставить помещение пищеблока и тех­нологическое оборудование исполнителю в безвозмездное пользование либо аренду без проведения торгов на основании ч. 3.2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Во избежание спора считаем целесообразным заключить именно договор безвозмездного пользования.

Обоснование позиции

В силу ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ договоры арен­ды и безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом заключаются в порядке, не предусмотренном указанной статьей. По общему правилу, такие договоры заключаются только по итогам проведе­ния конкурсов или аукционов (ч. 1, п. 3, ч. 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ). Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен п. 1 - 16 ч. 1, ч. 3.1, 3.2 и 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ (см. также п. 1 разъяснений ФАС России от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В частности, согласно п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, проведение торгов не требуется в случае передачи государ­ственного или муниципального имущества лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государ­ственного или муниципального контракта.

В рассматриваемой ситуации контракт заключен с единственным исполнителем на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (то есть не по результатам торгов), в связи с чем предусмотренное п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ основа­ние неприменимо.

Вместе с тем в приведенной ситуации, как нам представляется, указанные в вопросе помещение и оборудование могут быть переданы в аренду или безвозмездное пользование исполнителю по контракту без проведения торгов по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 3.2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Согласно этой норме, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества госу­дарственных или муниципальных организаций, осуществля­ющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, если учреждение (гимназия) отвечает при­знакам организации, осуществляющей образовательную дея­тельность (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), оно вправе предоставить помещение пищеблока и технологиче­ское оборудование, необходимое для оказания услуг по орга­низации горячего питания обучающихся, без проведения тор­гов в безвозмездное пользование либо аренду исполнителю по государственному контракту (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 № 03АП-6313/15). Последний, на наш взгляд, должен рассма­триваться как организация общественного питания.

Что касается вопроса о выборе вида договора, который сле­дует заключить в приведенной ситуации, полагаем, он должен решаться исходя из существа отношений между учреждением и исполнителем, а также содержания заключенного между ними контракта. Само по себе приведенное в вопросе усло­вие, согласно которому учреждение обязуется заключить с исполнителем договор безвозмездного пользования, как нам представляется, не является безусловным свидетельством воз­никновения у сторон контракта обязанности заключить соответствующий договор. Однако, на наш взгляд, такое условие в случае возникновения спора (например, если учреждение предложит исполнителю заключить не договор безвозмезд­ного пользования, а договор аренды) с высокой степенью вероятности может быть оценено судом как указывающее на необходимость в целях исполнения контракта передачи испол­нителю помещения и оборудования именно в безвозмездное пользование (ст. 431, 327.1, 429 ГК РФ), поскольку исполнение контракта на иных условиях очевидно не отвечает интересам исполнителя. Поэтому в приведенной ситуации во избежание возникновения спорных ситуаций мы считаем целесообраз­ным передать исполнителю указанное в вопросе имущество именно в безвозмездное пользование. Разумеется, для заклю­чения соответствующего договора учреждению необходимо получить согласие собственника (п. 3 ст. 298 ГК РФ).