Беседа с детьми право на отдых. Беседа "Ты имеешь право!" (по страницам Конвенции). Формы и методы работы по проекту
Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст)
Цель:
Дать детям понятие о правах ребенка , развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Как ваши дела? Давайте мы по кругу передадим мяч и каждый из вас скажет, как у вас дела? Сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка. С давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила . Система норм, правил , которые установлены тем или иным государством, и есть права . ( право на жизнь , на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно : Какие обязанности вы выполняете? (Каждый день ходить в детский сад, а потом в школу, в институт, на работу, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.
Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка , взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права . А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.) . Это и есть забота государства о детях.
2. Рассказ о правах ребенка .
Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права . Какие же права ребенка вы должны знать ?
1) Каждый имеет право на жизнь . Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
2) Каждый ребенок имеет право на образование . Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
3) Каждый ребенок имеет право на свободу . Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
4) Никто не имеет права обижать друга , унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе , а не размахивать кулаками.
5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать .
6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей : входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.
8) Каждый имеет право на отдых . У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.
3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка , эпизодами из любимых сказок.
1) "Нет ничего дороже жизни" ( право на жизнь )
Давайте посмотри мультфильм «Волк и семеро козлят»,Волк наруш ил право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", вспомним сказку "Колобок", лиса нарушила право на жизнь колобка.
2) Давайте вспомним сказку в которой врач бор ется за право на жизнь, всех зверей он лечит. (К. Чуковский "Айболит")
3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")
4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")
5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")
6) Право на труд
4. Подведение итогов:
подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву )
Задачи :
· Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права.
· Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
· Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми о правах ребёнка
Задачи:
- Познакомить детей с их правами. В доступной форме разъяснить значение каждого права .
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
- Воспитывать чувство семейной сплоченности, чувство самоуважения и уважения к другим людям .
Материал: Мяч, лепестки с именами детей (что обозначает каждое имя).
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поболтаем! Садитесь на ковёр. (дети садятся на ковёр) Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша, как к нему обращаться? Ребята, как же помочь этим родителям. Надо придумать имя малышу! (дети предлагают разные имена)
Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчество!
Давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру: «Назови друг друга ласково». (Дети передают друг другу мяч и называют ласково имя того ребенка, которому отдают мяч).
Считается, что имя влияет на характер человека, его увлечения. Сейчас мы с вами посмотрим, как имя влияет на характер человека. У меня есть ромашка, вытягиваем первый лепесток – Александр-это…далее дети вытягивают по одному лепестку и передают его тому, чьё имя написано. Тот ребёнок, который получил лепесток, садится за стол вместе со своим лепестком.
Воспитатель: Вот так ребята. На что имеет право каждый ребёнок? На имя! Каждый ребёнок ещё имеет право и на семью! Что такое семья? Это мама. Папа…семью надо любить и уважать. Давайте с вами послушаем стихотворение «Про маленького мишку – упрямого сынишку».
Вечер по лесу плывёт, заревел сыночек.
Звёздочками светится. Вышла мама за порог
Сыну песенку поёт. Принесла ему цветок:
Бурая медведица: - вот тебе цветочек,
На траву упала шишка. Баю-бай, сыночек!
Баю, бай, усни, сынишка! - не хочу цветочек. -
Не нужна мне шишка! Завизжал сыночек
Зарычал сынишка. Вышла мама за порог,
Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок,
Лучше я пойду гулять! Притащила мёду
Вышла мама за порог, Целую колоду.
Принесла ему грибок: мама песенку поёт,
Вот тебе грибочек, мишка угощается:
баю-бай, сыночек! - до чего могучий мёд,
Не хочу грибочек. - Аж глаза слипаются!
Воспитатель: Скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого-то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью!
А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? (Ответы детей)
Воспитатель: И так, на зарядку становись!
Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись,
Вправо, влево наклонись,
Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь!
Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.
Раз присели, два присели, в третий раз присесть сумели.
Ну-ка сынок! Ставь ножку на носок,
А теперь на пятку – сделаем зарядку!
Дочка! Руку подними. А теперь рукой махни!
Помаши- ка мне рукой раз – другой, раз – другой!
Давай попрыгаем, сынок! Скок – скок, скок-скок!
Друг за другом, друг за другом, побежали мы по кругу!
Раз – два, раз – два начинается ходьба!
Воспитатель: Устали? Вот так мы немножко укрепили своё здоровье! Ещё ребята , у вас есть право на игру , вы можете играть в разные игры! Какие игры вам нравятся? В какие игры вы играете в садике? (Ответы детей) Послушайте стихотворение «мои права»!
У ребёнка право есть, кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить, на салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой, разбросать свои игрушки!
Исчеркать картинки в книжке, дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав! Разве я, друзья, не прав?
Воспитатель: Как вы думаете, прав ли герой стихотворения? (Ответы детей)
Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, о каких правах мы с вами говорили?
Ребёнок имеет право на имя , фамилию!
Ребёнок имеет право на семью !
Ребёнок имеет право на охрану здоровья !
Ребёнок имеет право на игру !
Молодцы, ребята! Теперь вы знаете о своих правах!
Цель : совершенствоватьнавыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников. Развивать диалогическую речь, речевую культуру. Совершенствовать навыки поведения в обществе.
Воспитывать у детей навыки культурного поведения, коммуникативное общение, доброжелательное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства.
(Дети свободно играют на ковре)
Воспитатель. Ребята, сегодня в детский сад приехал журналист. Он хочет познакомиться с вами, побеседовать и написать о вас статью.
(стук в дверь, входит журналист)
Журналист. Здравствуйте, ребята. Много слышала о вашем д/с. Сегодня пришла, чтобы взять у вас интервью. Я уже побывала в группе «Гнездышко» и «Светлячки». Ребята рассказали о своей жизни и делах, а я записала их рассказы на диктофон.
Хотите послушать? (прослушивают)
Воспитатель. Ребята, вы согласны дать интервью нашему гостю?
Журналист. Меня зовут Татьяна Александровна, я журналист независимой газеты «Васильковое детство».
Теперь каждый из вас представится и ответит на мои вопросы:
Как называется ваш д/с?
Ваша группа?
Чем вы любите заниматься?
Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?
Кто твой друг? (неск. ответов)
О чем ты мечтаешь?
Спасибо, ребята, за интересные ответы.
Воспитатель. Ребята, давайте предложим Татьяне Александровне остаться на занятии, чтобы она побольше узнала о нашей жизни в д/с.
(воспитатель выставляет фотографию группы и беседует с детьми по вопросам)
Кто изображен на этой фотографии?
Как вы узнаете друг друга?
Чем мы похожи?
Чем не похожи?
На фотографии, как и в жизни вы все такие разные: кто-то спокойный и задумчивый, а кто-то веселый, и я вас всех очень люблю.
У меня есть вот такие необычные значки.
Давайте вместе выберем, кто в нашей группе:
самый веселый – дарим солнышко;
добрый – сердечко;
трудолюбивый – веник;
самый смелый – кораблик;
самый умный – книга.
Мы все такие разные, но в д/с живем в большом дружном коллективе и должны научиться вести себя так, чтобы всем было хорошо рядом с нами.
А для этого нужно делать?
Давайте послушаем историю, которую хочет рассказать Полина.
Ребята, как вы считаете, кто самый глупый в этой истории? Почему вы так думаете?
Что чувствовала Таня, когда Ваня дернул ее за косичку?
Почему она ударила ногой собаку?
В этой истории тот, кто сильнее, обижал слабого. А как бы вы поступили в этой ситуации?
Нам надо научиться выслушивать друг друга, уважать и, если возникают конфликты, уметь их разрешать.
(на столе лежат картинки с играми)
Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе ту, которая вам больше нравится.
На верхнюю полку поставьте те, в которые можно играть одному, на нижнюю – с друзьями.
В какие игры вам интереснее играть? Почему?
Когда вы дружно и весело играете, много гуляете, вы вырастите крепкими и здоровыми.
Давайте немного отдохнем и пожелаем друг другу здоровья.
Релаксационная пауза «Здравствуйте»
(звучит спокойная музыка, дети встают в круг)
Когда мы встречаемся, мы приветствуем друг друга, здороваемся. Давайте сейчас пожелаем друг другу здоровья, но сделаем это без слов: просто посмотрите друг другу в глаза, на лицо, обведите всех по кругу взглядом, встретьтесь глазами, кивните друг другу и мысленно пожелайте здоровья.
Журналист. Я увидела какие правила вы соблюдаете, как живете в своем «Васильке», чем занимаетесь, так и во всем государстве люди должны соблюдать определенные правила, и эти правила записаны вот в этой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».
Этот документ существует во всем мире для всех людей, и сегодня я дарю его вам.
Воспитатель. Спасибо за подарок Татьяна Александровна, мы обязательно познакомимся с этой книгой.
Журналист. На своих занятиях вы узнаете еще много интересного, а чтобы оформить мою статью о вашем д/с, я предлагаю вам нарисовать рисунки о том, чем вы любите заниматься и прислать их в редакцию нашей газеты.
Вот моя визитная карточка. До свидания.
(звучит спокойная музыка, дети рисуют)
Беседа для школьников «Изучаем детский Закон»
Педагог:- Ребята, как вы думаете, что такое закон?
Дети:
- (Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать)
Педагог:
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно надо
И лелеять и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».
Педагог:
- Вы согласны с таким жизненным девизом?
- Почему важно соблюдать законы?
- Как называется основной закон страны?
Дети:
- Конституция.
Педагог:
- В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.
С 1 августа 2008 года на территории Краснодарского края вступил в силу Закон Краснодарского края от 21.07.2008 года ” О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”. Этому закону исполняется 4 года. Такой закон есть только в Краснодарском крае.
1) Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
2) Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц:
несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;
несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов;
несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.
5) Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее – краевой Закон) разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации.
Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозит большой штраф и воспитательные курсы.
В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.
Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок.
Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.
Педагог:
- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве?
Дети:
Если все будут выполнять, соблюдать закон.
Педагог
:
- Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.
2. Практическая часть.
- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают. (высказывания детей)
На доске прикреплен ватман с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают своё мнение, приводят примеры и т. п.
Черты характера:
Вспыльчивость (-);
Торопливость (-);
Осмотрительность (+);
Аккуратность (+);
Честность (+);
Лживость (-);
Уважение к людям (+);
Безразличие (-).
Упражнение «Познай себя».
Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия…
Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
Помочь маме или пойти погулять?
Делать уроки или побездельничать?
Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?
Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства. Эти качества можно воспитать подобным образом:
Я уважаю себя, и поэтому не буду обижать младших … (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить… (дети продолжают)
Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить старшим… (дети продолжают)
Я уважаю себя… (дети продолжают)
Педагог:
- Кто, какой бы жизненный девиз выбрал для себя?
1. Работа не волк, в лес не убежит.
2. Хочу всё знать.
3. «Детский закон» – о детях забота! Его соблюдать – простая работа!
4. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
5. Моя хата с краю – ничего не знаю.
6. Жители Кубани, дети и подростки, чтобы в этой жизни процветать,
Нужно быть послушным и неравнодушным и законы края соблюдать.
7. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
3. Подведение итогов.
- Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?
- Какой вы должны помнить закон Краснодарского края?