Азбука веры апостол и прокимен. Схема чтения прокимена, апостола и аллилуария. Служба преподобных жен обща

Прокимен, Апостол, аллилyарий и причастен

Рядовые - по дню седмицы и святого Минеи (если есть).

…В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один из седмичных дней Великого Поста. Но в большинстве слyчаев первой частью всенощной является великая вечерня.

Как явствyет из названия, это богослyжение должно совершаться ночью. И действительно, yстав предписывает начинать слyжбy, а точнее звон к слyжбе, который сам по себе тоже достаточно продолжителен при точном соблюдении yстава, «по еже зайти солнцy мало», т. е. вскоре после захода солнца - по настyплении астрономической ночи. Мы говорили в прошлом семестре, что в обычные дни вечерня слyжится, вообще говоря, еще засветло, так что самая всенощная должна начинаться сyщественно позднее, нежели бyдничная вечерня.

Вследствие этого полyчается гораздо больший временной разрыв междy окончанием предыдyщей рядовой слyжбы и началом всенощного бдения. Представим себе, что мы слyжим всенощнyю под воскресный день. Что же полyчается? Только в сyбботy поздно вечером начинаем ее, а литyргия в сyбботy отошла к первой половине дня, и тогда вся первая половина дня остается без общественного богослyжения.

Естественно, Святая Православная Церковь не могла пойти на такой разрыв непрестанного богослyжения. Поэтомy было yстановлено совершать прежде начала всенощного бдения особyю краткyю слyжбy, которая полyчила название малой вечерни. Сразy же возникает вопрос: когда совершается малая вечерня? Всегда, когда слyжится всенощное бдение. Если экзаменатор хочет «посадить» стyдента, то он скажет, что ответ неверный. Малая вечерня, строго говоря, совершается всегда, когда совершается всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Вот если всенощная начинается с великого повечерия, то малой вечерни нет.

Теперь посмотрим, когда совершается малая вечерня, как она совершается и в чем ее характерные особенности.

Малая вечерня описана в главе 1 Типикона. Описание начинается словами: «Прежде солнечного захождения дне сyбботнего клеплет параекклесиарх в малый кампан». То есть малая вечерня совершается в то же время, когда в обычные дни должна совершаться обычная бyдничная, или вседневная, вечерня.

Согласно ныне действyющемy………….. yстава, малая вечерня предваряется чтением 9 часа - точно так же, как и вседневная вечерня. Напомню, что литyргически слyжба 9–го часа относится еще к yходящемy дню, поэтомy на ней читаются тропарь и кондак yходящего дня. Значит, если мы говорим о воскресной малой вечерне, то на 9 часе, ее предваряющем, должно прочитать тропарь и кондак yходящего сyбботнего дня.

Далее - сама малая вечерня. Начинается она так же, как вседневная вечерня, по 9 часе. Поэтомy ни в какие подробности я вдаваться не бyдy, предполагая сие yже известным вам. По сyществy малая вечерня есть просто сокращение вседневной вечери. Наша с вами ближайшая задача состоит в том, чтобы рассмотреть, чем же, собственно, состоит «малость» малой вечерни по сравнению с вечерней вседневной, чего малой вечерне недостает по сравнению с вечерней вседневной.

На малой вечерне отсyтствyют: - светильничные молитвы священника - великая, малая и просительная ектении - кафизма -?

2 стихиры на «Господи, воззвах» (на вседневной вечерне стихир 6) - прокимен дне (на воскресной малой вечерне поется тот же прокимен, что и на великой вечерне, но одним стихом).

Для yдобства я бyдy рассказывать вам воскреснyю слyжбy в самом простом ее виде, т. е. в соединении со слyжением одномy маломy святомy. Когда все это бyдет изложено, я расскажy об особенностях совершения воскресной слyжбы шестеричным, славословным, полиелейным и бденным святым.

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Прокимен После стихир на Господи воззвах малая вечерня имеет песнь Свете тихий и прокимен великой вечерни Господь воцарися, который поется не 4 1/2 раза, а 2 1/2. После него Сподоби Господи и стихиры на

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПРОКИМЕН ВЕЧЕРНИЙ Понятие о прокимне За песнью «Свете тихий» следует на вечерне не только праздничной, но и будничной (исключая постную и иногда заупокойную) прокимен. С прокимном в вечерню привходит новый вид церковной песни, отличающийся от других прежде всего

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Прокимен воскресной вечерни Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и след. 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

ПРОКИМЕН УТРЕНИ Более непосредственным, чем степенны, подготовлением к утреннему Евангелию служит прокимен. Прокимен утрени всегда содержит прославление празднуемого события, тогда как вечерний не имеет отношения к нему (за немногими исключениями). Это, следовательно,

Из книги Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм автора Коллектив авторов

Прокимен и аллилуиарий Важнейшею изменяемою частью литургии является Апостол и Евангелие. Тот и другое ввиду этого имеют пред собою весьма сложное подготовление, изменяемыми элементами которого пред первым служит прокимен, а пред вторым аллилуиарий.

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Прокимен Поется прокимен на литургии по тому же чину, как на вечерне, но не воскресной, а всякой другой, т. е. 2 1/2 раза, и с тем же предварительным возгласом, за исключением последнего «вонмем», должно быть, потому, что оно имеется пред чтением и повторение его пред прокимном

Из книги автора

Причастен Последней изменяемой частью литургии является причастен (??????????) - стих, большей частью псалмический, поющийся во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе,

Из книги автора

АПОСТОЛ раздел новозав. *канона, включающий Деяния, Соборные послания, послания ап. Павла и Откровение. Все книги А. (кроме Откр) читаются за правосл. богослужением. Сборник свящ. книг «Апостол» стал первой рус. печатной книгой, изданной первопечатником *Федоровым

Из книги автора

Апостол Книга Апостол содержит в себе Деяния святых апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий св. апостола Павла, а иногда и Апокалипсис, который у нас при богослужениях не читается. Книга Деяний и Послания разделены на главы. Кроме того, весь Апостол

Из книги автора

Прокимен и «чтения», или Паремии Возглашается Прокимен учиненным монахом или чтецом, или канонархом, в настоящее же время, по большей частью, самим же диаконом после того непосредственно, как он скажет: «Премудрость» (или самим священником, если нет служащего

Из книги автора

Прокимен, чтение Евангелия За степенными следуют молитвословия и возгласы, которые обычно всегда бывают перед чтением Евангелия и служат в качестве приготовления верующих к достойному слушанию Евангелия. Диакон возглашает: Вонмем. Премудрость. И затем произносит

Из книги автора

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Аллилуиа (трижды).ПричащениеПосле причастна и после приобщения священнослужителей, отверзаются св. двери, и диакон (или иерей), взяв св. потир и вознося его к людям:Со страхом Божппм и верою приступите.Л.

Из книги автора

Апостол Введение во Храм Пресвятой БогородицыПроповедь архимандрита Ианнуария ИвлиеваИтак, имел и первый Завет и свои богослужебные предписания и свое земное святилище. Была устроена скиния. Первая часть ее, в которой был светильник и стол с хлебами предложения,

Из книги автора

Причастен Стих, который поётся во время причащения

Из книги автора

Прокимен Так называется стих, предваряющий чтение Священного Писания: Апостола, Евангелия, паремии. Он заимствуется из Священного Писания и кратко указывает или на содержание чтения, или на значение дня и молитвословий дня. Отсюда прокимны различаются на прокимны

Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета - великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.
Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» -
следующий:
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает:
«И духови твоему»
(чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) - ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Прокимен, псалом Давыдов…», и
сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый
прокимен.
Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому.
Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому.
Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен.
Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).
По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».
Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфом послание святаго апостола Павла» или «От деяний святых апостол чтение» и т.п.
Посём иерей: «Вонмем».
Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например:
«Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.
Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением.
Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.
Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.
По окончании чтения Апостола, иерей возглашает:
«Вонмем, мир ти».
Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Псалом Давыдов, аллилуйя».
Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца
«Псалом Давыдов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго
апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».
Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго
апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха
соединяются и произносятся без приостановки в голосе).
Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах
(например когда совершается служба без священника или
со священником, но когда нет возможности служить
Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя
сказываются причастные стихи обоих апостолов
(написаны там же, после последнего стиха и обозначены
словом «Причастен»).
Если бывает один апостол на Литургии и стихов для
пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой
аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по
прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз
возглашает едину аллилуйя.
После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и
положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю)
прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и
наконец на всю церковь.
ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ.
В конце книги «Апостол» имеются указатели
чтений:
«СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И
АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».
В этом разделе имеется:
> указание дня или праздника;
> прокимен и стих его;
> номер зачала, которое должно быть прочитано в данный день;
> аллилуйные стихи и причастны.
Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало– это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и
Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало - это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.
Все зачала идут непрерывным порядком. От начала Деяний до конца Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и
двух 51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. апостола Иакова.
50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала первыми.
Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зачало 29-го августа – в день Усекновения главы св. Иоанна Предотечи, а 49-е зачало – 21 мая в день памяти святого равноапостольного Константина
Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
Некоторые многоопытные уставщики по - иному объясняют факт наличия двух 50-х и двух 51-х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50-м зачалом, а в других 51-м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51-х зачал и два 52-х.!
Второй немаловажный момент выяснения отчего такая нестыковка в нумерации - это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос и Апостол-апракос. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи.
Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяниий св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола - Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа.
Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».
В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280-й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2-го октября, а вторая в неделю 31-ю.
Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.
Зачала бывают:
> рядовые – на каждый день в течение года;
> для праздничных служб;
> для богослужений во время Великого поста;
> для «общих служб» святым;
> зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб).
Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут
понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на
предстоящий день.
А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:
В ВОСКРЕСЕНИЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период10 Богородице не отлагается.
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.
В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.
В ВЕЛИКИЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ, равно же и святым, ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ – чтение Апостола и Евангелия бывает только единому празднику, а рядовое дню читается в предыдущий день под главу.
Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.
ПЕНИЕ АНТИФОНОВ. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:
> В неделю Пасхи;
> в четверг Вознесения;
> в неделю Пятидесятную;
> в неделю цветную (Вербное воскресение);
> на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста;
> на Рожество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
> на св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
> на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
При этом к первому антифону бывает припев:
«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2-ому -
«Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы...» или:
«Преобразивыися на горе...» и т. д. «Поющих ти:
Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, ередующиеся с пением тропаря праздника.
Во всех вышеперечисленных случаях после второго антифона на «Слава, и ныне» поется всегда торжественный гимн Воплотившемуся Сыну Божию, составленный по преданию императором Юстинианом:
«Единородный Сын Слово Божие, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися, от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распятся Христе Боже, смертию на смерть наступивыи, Едине сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Святому Духу, спаси нас».
Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.
Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его – первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя.
Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих:
«Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.
Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко ввек милость Его. Во Иордане крещающутися Господи».
Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающутися Господи, тройческое явися поклоняние, родителев бо глас свидетельствоваше Ти, возлюбленна Тя Сына именуя, и Дух в видении голубине извествоваше словеси утвержение, явлеися Христе Боже наш, и мир просвещеи, слава Тебе».
По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.
При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.
Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.

Служба Пресвятей Богородице.

Прокимен, глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

Другий прокимен, глас 6: Помяну имя Твое / во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.

Апостол к филипписием, зачало 240. Другий ко евреем, зачало 320.

Аллилуиа, глас 8: Слыши дщи и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

Служба святым Небесным Безплотным Силам.

Прокимен, глас 4: Творяй Ангелы Своя духи, / и слуги Своя пламень огненный. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Апостол ко евреем, зачало 305.

Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.

Служба святым пророком обща.

Прокимен, глас 4: Ты иерей во век / по чину Мелхиседекову. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

Апостол к коринфяном, зачало 156. Другий ко евреем, зачало 314. Третий от соборнаго послания Иаковля, зачало 57.

Аллилуиа, глас 5: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призыващих имя Его. Стих: Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.

Служба святым Апостолом обща.

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Апостол к коринфяном, зачало 131.

Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Стих: Бог прославляемь в совете святых.

Служба святителю единому.

Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.

Апостол ко евреем, зачало 318.

Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его.

Служба святителей обща.

Апостол ко евреем, зачало 335.

Служба преподобных, и Христа ради юродивых обща.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Апостол к галатом, зачало 213.

Служба мученика.

Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

Апостол к Тимофею, зачало 292.

Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

Служба мучеников обща.

Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Апостол к римляном, зачало 99, или ко евреем, зачало 330.

Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Служба священномученика.

Апостол ко евреем, зачало 334.

Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.

Служба священномучеников обща.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Апостол ко евреем, зачало 318, или к филипписием, зачало 246.

Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются.

Служба преподобномучеников обща.

Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.

Апостол преподобномученика единаго, к Тимофею, зачало 291. Преподобномучеником апостол к римляном, зачало 99.

Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его.

Служба святых мучениц обща.

Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

Апостол к коринфяном, зачало 181. Другий к галатом, зачало 208.

Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою.

Служба преподобных жен обща.

Прокимен и аллилуиа писан мученицам.

Апостол к галатом, зачало 208.

Служба исповедников.

Прокимен и аллилуиа писан преподобномучеником.

Апостол ко ефесеем, зачало 233.

Служба безмездников.

Прокимен писан мучеником.

Апостол к коринфяном, зачало 153.

Аллилуиа, глас 2: Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?

Служба за мертвыя.

Прокимен, глас 6: Душы их / во благих водворятся. Стих: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век.

В понедельник апостол к римляном, зачало 113.

Во вторник апостол к коринфяном, зачало 162.

В среду апостол к коринфяном, зачало 178.

В четверток апостол к коринфяном, зачало 160.

В пяток апостол к коринфяном, зачало 163.

В субботу апостол к солуняном, зачало 270.

Аллилуиа, глас 8: Блажени яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

В понедельник

Прокимен, глас 4: Творяй ангелы Своя духи, / и слуги Своя - пламень огненный. Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Стих: Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася.

Во вторник

Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

В среду

Прокимен, глас 3: Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Аллилуиа, глас 8: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

В четверток

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых. Стих: Бог прославляем в совете святых.

В пяток

Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, / яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.

Аллилуиа, глас 1: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

В субботу

Прокимен, глас 8: Веселитеся о Господе, / и радуйтеся, праведнии. Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.

И умершим

Прокимен, глас 6: Души их / во благих водворятся.

Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Стих: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

Соответствующий значению дня или праздника, возглашаемый чтецом или диаконом перед чтением Священного Писания – , или , – а хор вторит ему.

Ежедневные прокимны Вечерни

На Вечерне прокимен поётся после «Свете тихий» и никогда не опускается. Прокимен Вечерни определён для каждого дня недели и не изменяется.

  • Воскресенье: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся » ()
  • Понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни » ()
  • Вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́ » ()
  • Среда: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́ » ()
  • Четверг: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми » ()
  • Пятница: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю » ()
  • Суббота: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя » ()

Все эти прокимны поются на 2,5 стиха (самый распространённый вариант), а воскресный - на 4,5, то есть по чину великого прокимна. Если суббота совпадает с праздником, вечером которого полагается петь великий прокимен, то великий прокимен переносится на другой день.

Исключения из вышеизложенного правила:

  • Великие прокимны - см. ниже.
  • В будние дни Великого поста вечерня соединяется с Часами, на которых читается Псалтирь. Прокимны Вечерни в эти дни выбираются из псалмов, прочитанных до этого на часах, и, в связи с этим, изменяются ежедневно. Поскольку в эти дни на Вечерне читается две паремии, каждая из них предваряется своим прокимном. Таким образом, на великопостных вечернях поются два прокимна, меняющиеся ежедневно.

Великие прокимны Вечерни

В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
Великих прокимнов в современном богослужении четыре:

  • Вечером праздников Светлого Воскресения, Фомина Воскресения, Пятидесятницы и Рождества Христова: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш; Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́ » (),
  • Вечером праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова: «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́ » ()
  • Вечером в Прощёное воскресенье, второе и четвёртое воскресения Великого поста: «Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю » (),
  • Вечером в первое, третье и пятое воскресения Великого поста: «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди » ().

Прокимны Утрени

Единственным чтением на Утрене бывает чтение Евангелия в воскресные и праздничные дни, а также в дни памяти некоторых святых. Это чтение и предваряется прокимном.

В двунадесятые и храмовые праздники, даже при их совпадении с воскресеньем, поётся прокимен праздника (из Минеи или Триоди). В воскресенья, не совпадающие с двунадесятыми и храмовыми праздниками, поётся воскресный прокимен рядового гласа:

  • Глас 1: «Ны́не восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят » ().
  • Глас 2: «Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя » ().
  • Глас 3: «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется » ().
  • Глас 4: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей » ().
  • Глас 5: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки » ().
  • Глас 6: «Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас » ().
  • Глас 7: «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца » ().
  • Глас 8: «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род » ().

На утренях Великих Понедельника, Вторника, Среды, Четверга и Пятницы прокимна перед Евангелием не полагается.
На утрене Великой Субботы - полагается два прокимна (перед паремией и апостольским чтением).

Прокимны Часов

Обычно последование Часов не включает в себя чтений из Св. Писания, поэтому прокимны на часах обычно отсутствуют. Исключения:

  • Великие часы (навечерия Рождества Христова и Богоявления; Великая Пятница) - чтения и, соответственно, прокимны на каждом часе,
  • Шестой час в будние дни шести недель Великого поста (перед чтением из пророка Исайи), в Великие Понедельник, Вторник и Среду (перед чтением из пророка Иезекииля),
  • Первый час в Великий четверг (читается паремия).