Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок. «Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара. -
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.

В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка. Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.

Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.

Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением. Жизнь молодой чинары легка и беззаботна. Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.

Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. Листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.

Основа всего стихотворения — антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее (Засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья.), так и внутреннее (одинокий листок и в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара) . Противопоставление есть и в отношении внешнего мира (жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море). С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость, но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике , являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый» . Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно , в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных» ) лирический герой («бедный дубовый листочек» ), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…» .

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви . Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?» . Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!» . Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности : эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара ), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна ), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская ). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Лермонтов - великий поэт. Он написал множество стихотворений. Одна из главных тем Михаила Юрьевича - одиночество. Прослеживается она и в его поэтическом творении «Листок». Написал Лермонтов «Листок» в 1841 году.

Начало

Начинается невесёлая история с рассказа о главном герое повествования - листке. Через него поэт передаёт свою грусть, душевные терзания. Во время бури порыв ветра оторвал листок от ветви дуба и понёс его в степь. По дороге лист постепенно стал вянуть, засыхать от горя, жары, холода. Быть может, в этих строках говорил о себе Михаил Лермонтов? Листок явился его природным отражением. Ведь известно, что Михаил Юрьевич тоже был вынужден расстаться с родными для него городами Москвой и Петербургом и отправиться служить на Кавказ. Сюда сослал его Николай 1 за то, что Лермонтов в год гибели Пушкина написал смелое стихотворение «Смерть поэта». В последних строках этого произведение от прямо обвиняет власть в кончине гения.

Зато в одночасье прославило поэта. Но он вынужден был несколько месяцев провести вдалеке от родины. Быть может, когда создавал Лермонтов «Листок», то представлял себя на чужбине. Лист докатился до Чёрного моря. И ссылка Михаила Юрьевича была в южном направлении.

Чинара

На юге листок встречается с молодой чинарой. На дереве - красивые зелёные ветки на которых сидят и поют дивные песни. Хотел бы около такой красивой чинары поселить свой природный прототип Михаил Юрьевич Лермонтов. Листок прижался к корням дерева и просит чинару, чтобы она приютила его на время. Он ей объясняет, что на родине созрел раньше срока и вырос в довольно суровом мире. Скорей всего, в этих строках поэт имеет ввиду своё поколение, которое тоже преждевременно созрело и ведёт бесцельную жизнь.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок», тайный смысл

Лермонтов рассказывает о двух совершенно противоположных персонажах. Чинара растёт в любви и гармонии - её зелёные ветви ласкает ветер, её окружают птицы. Море омывает её корни, солнце и то любит чинару.

К бедному листку судьба не была так благосклонна, его не жалел никто. Наоборот, мир к нему был настроен враждебно - буря оторвала от родного дерева, затем ветер гнал его вдаль. Не щадили листок ни холода, ни жара. Под воздействием такого негатива от увял. Грустью пронизано стихотворение довольно молодого человека. А ведь до его гибели остаётся совсем мало времени. В конце июля 1841 он погибнет на дуэли, так же, как и его великий кумир Пушкин. Может быть, Михаил Юрьевич предчувствовал это и понимал, что после его скитаний на чужбине ему тоже придётся увянуть до срока? Вот к каким выводам может привести глубокий Лермонтова «Листок». Но это лишь предположения. Что же дальше было с несчастным странником, оторвавшимся от ветки и попавшим на чужбину? Нашёл ли он покой и приют? Об этом расскажет поэт - Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Листок» - финал стихотворения

Листок рассказал чинаре о своей судьбе о том, сколько всего ему пришлось испытать, какие тяготы и трудности поджидали в пути. Он попросил её приютить около своих изумрудных листьев. Листок рассказывает, что знает много интересных историй. Но чинаре, как она говорит, не нужны его небылицы. Райские птахи ей утомили слух. Поэтому больше ничего слушать не желает. Ей не нравится внешний вид листка. Чинара сказала, что он жёлтый и пыльный и не пара её свежим зелёным сынам. Дерево говорит, чтобы путник шёл себе дальше, ведь она его не знает. При этом чинара рассказывает, в каких прекрасных условиях растёт и значит ей больше ничего не надо для счастья. Ведь она любима солнцем и блистает для него, в сторону неба растут её ветви, море даёт влагу корням. Ей хорошо, а до листка нет никакого дела. Вот так печально заканчивает своё произведение Михаил Лермонтов.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара, -

Ты пылен и желт, - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

_____________________________________________________________________________

Лирический герой в поэзии Лермонтова – личность, жаждущая деятельности, приложения молодых, кипучих сил, но не понятая обществом и трагически одинокая. Поэтому его стихи проникнуты мотивами грусти, тоски, безысходности. Не находя гармонии во взаимоотношениях людей, поэт обращается к природе как к животворящему источнику. Но и там он не находит совершенства. Тучи – «изгнанники», несутся они с «милого севера в сторону южную» («Тучи»), легкомысленная тучка, «по лазури весело играя», покидает мрачный утёс, который не может удержать её («Утёс»), парус, скользящий «в тумане моря голубом», давно уже не ищет счастья («Парус»), сосна так и будет стоять одиноко, не найдя родную душу («На севере диком стоит одиноко…»). В стихах о природе Лермонтов символически воплотил тоску одинокого странника, бесприютного изгнанника, с горечью размышляя о судьбе человека.

И в стихотворении «Листок» скрыт аллегорический подтекст: в образе дубового листка поэт показал гонимого обществом одиночку, испытавшего много горя. В первой строфе раскрывается история изгнания листка, а во второй – история «чинары высокой». Их судьбы различны: она, счастливица, избранница небес, не знала «холода, зноя и горя», всё ласкает, нежит её, она окружена восхищением, «с ней шепчется ветер», на ветвях «качаются райские птицы», она «солнцем любима», корни её «умывает холодное море». Поэтому не случайна антитеза в начале стихотворения: не суждено листку и чинаре быть вместе. Слишком ничтожным и жалким кажется гордой чинаре пыльный жёлтый листок. Разве он может соперничать с солнцем, чьими лучами обласкана высокомерная красавица?!

Диалог листка и чинары тоже построен на противопоставлении: он молит, она даёт ему резкую отповедь. Что может предложить красавице засохший и увядший листок? Только свой поэтический дар: «Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных», - с тайной гордостью говорит бедный странник. Но и это отвергает чинара: для неё его рассказы – «небылицы», ей не нужна горькая правда изгнанника. Пресыщенная восхвалениями райских птиц, она с презрением отталкивает от себя пришельца. С разной интонацией звучат и их слова. Листок говорит жалобно, пытаясь найти сочувствие, растрогать неприступную красавицу: «Я бедный листочек», «один и без цели по свету ношуся давно я». В словах же чинары звучат самые разные оттенки чувств: и презрение, и равнодушие, и хвастовство: «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю». Нет только добрых чувств: жалости, сострадания, милосердия, любви. Подобно светской красавице в стихотворении Лермонтова «Нищий», положившей камень в протянутую руку бедняка, чинара вместо милосердия проявляет жестокость, прогоняя листок: «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!» Но ей не откажешь в своеобразном поэтическом даре, ярко и выразительно она описывает собственную красоту: «цвету и блистаю», «по небу я ветви раскинула». Но как скуден её словарь, когда она обращается к листку: «Ты пылен и жёлт», - вот всё, что увидела чинара в страннике. Не заметила, что он прижался к её корням, словно смиренно преклонив колени перед её роскошной, царственной красотой, не захотела понять его душу, которая могла стать родной, ведь листок - часть могучего дуба, она же южное дерево с пышной кроной.

Идейным и композиционным центром стихотворения является ключевое слово «один», характерное для мироощущения поэта. Листок чужой везде. Он изгнан с родины, не принят и не понят и на чужбине. На чужбине, которая могла стать близкой. Не случайно Лермонтов восторженно и приподнято описывает картины южной природы: «на ветвях зелёных качаются райские птицы», использует эпитет «меж листьев её изумрудных», олицетворение «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская».

Поэт в свойственной для него манере не делает выводов, предоставляя читателю самому проникнуть вглубь поэтического подтекста. Характерно, что на резкую отповедь горделивой красавицы листок ничего не отвечает, не спорит с ней и больше ничего не просит. Лермонтов показывает мир, полный противоречий, в котором мечта о соединении с родственной душой не может осуществиться. Ледяное равнодушие в ответ на «тоску глубокую». Интересно, что слово «холод», употреблённое в первой строфе, повторяется с небольшими изменениями в последней – «холодное море». Холодно на родине – суровом севере, холодно и одиноко на чужбине – тёплом и роскошном юге. Нет места пришельцу на земле. Существование двух полюсов – севера и юга, двух противоположностей – неба («по небу я ветви раскинула…») и земли (листок сорван с кроны, упирающейся в небо, и пресмыкается по земле) в понимании поэта подразумевает невозможность соприкосновения и человеческих душ.

В.Г. Белинский говорил, что стихи Лермонтова «писаны кровью». И действительно, вся страстность, глубина натуры, раздирающая душу тоска от одиночества, боль и страдание непонятого существа вполне выразились в стихотворении «Листок», поэтическом шедевре Лермонтова.

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г. за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация - 6 катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» , «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» .

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Тема

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам» .

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер - пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Ключевую роль играет метафора : «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» , «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара» . Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» . Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».