Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности. Анализ аварийности по российской федерации Анализ динамики изменения состояния аварийности

К основным методам анализа динамики изменения состояния аварийности относится анализ динамики по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке), по отношению к базовому году, по отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему), анализ динамики по средним показателям, например по средним за 2 пятилетки (средние к среднему), сглаживание многолетних тенденций аналитическими зависимостями.

Результаты анализа представляются в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производится, как правило, для оценки результатов деятельности по обеспечению БДД, выявления неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ динамики по отношению к предшествующему периоду сводится чаще всего к констатации «роста – снижения» показателей ДТП. При этом рост происшествий оценивается как признак неудовлетворительной деятельности, а снижение иди прежний уровень числа происшествий позволяет положительно оценить работу по БДД. Однако, как отмечалось в работах различных авторов такая оценка далеко не всегда справедлива. Прежде всего, неверным является заложенное в основу такой оценки предположение, что объективный уровень БДД характеризуется значениями показателей предыдущего периода, что далеко не всегда правильно. ДТП по своей природе - случайное событие, т. е. наблюдаемое число происшествий изменяется под влиянием случайных факторов, это влияние необходимо учитывать, чтобы получить более правильные выводы об изменении показателей ДТП.

При анализе динамики по отношению к базовому году, важное значение имеет выбор точки базы. Если это была точка наибольшего типа аварийности, то незначительное снижение показателей аварийности в течение ряда лет не может говорить о положительной тенденции в обеспечении БДД. Колебания анализируемых показателей можно сгладить, если проводить анализ динамики по средним показателям. Период усреднения берется, как правило, в 3 или 5 лет. Таким образом, подсчитываются средние показатели аварийности за последующие периоды в 3 - 5 лет.

При анализе динамики по принципу «точка к среднему» данные за один последующий период времени сравниваются со средними за несколько (как правило, 3) предшествующих периодов времени. На основе проведения подобного анализа часто очень наглядно можно показать спекулятивность вывода о улучшении деятельности по БДД на основе сравнения показателей по отношению к одному предшествующему периоду времени («точка к точке»).

3.5. Государственная система учета и анализа дтп. Учет дтп в автотранспортном предприятии.

Порядок учета и сбора сведений о ДТП установлен Правилами учета ДТП, действующими с 1 января 1985 года, согласно которым все ДТП подразделяются на три группы.

Первая группа - ДТП, в которых погибли или получили ранения люди. Сведения об этих происшествиях заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность. Обязанность по сбору и обработке статистических данных возложена на органы МВД. Работники ГАИ по результатам выезда на место ДТП и последующего уточнения причин и обстоятельств ДТП следственными органами заполняют учетную и информационную карточки ДТП.

Учетная карточка остается в органах ГАИ по месту совершения ДТП, а информационная карточка высылается в ГНИЦ УИ МВД, который производит запись поступившей информации на магнитный носитель статистическую обработку данных на ЭВМ. Обработка информации ведется ежеквартально, в результате которой образуются сводные по стране данные о безопасности дорожного движения.

На ДТП с участием транспортного средства, зарегистрированного на территории другой республики (края, области, города, района) составляется дополнительный экземпляр карточки. Его высылают в орган внутренних дел по месту регистрации транспортного средства.

При решении вопроса о включении сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность используется уже приведенное определение «погибшего».

Лица, получившие телесные повреждения, относятся к числу раненых в случае, если пострадавший в результате полученных телесных повреждений, вызвавших потерю трудоспособности, был госпитализирован на срок не менее одних суток, либо ему назначено амбулаторное лечение после оказания первой медицинской помощи.

Вторая группа - ДТП с материальным ущербом без пострадавших, а также ДТП, в которых люди получили легкие телесные повреждения и не подпадают под категорию «раненый» в соответствии с действующими правилами включения в государственную статистическую отчетность. Сведения о таких ДТП в государственную статистическую отчетность не включаются, а учитываются и анализируются на уровне отдельных городов и районов (горрайонные отделы внутренних дел и строевые подразделения ДПС ГАИ).

Органы внутренних дел при получении сообщений о ДТП с участием зарегистрированных на обслуживаемой территории транспортных средств передают (письменно или по телефону) сведения об этих ДТП администрации предприятий и организаций-владельцев этих транспортных средств. Сведения о ДТП, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия, передают дорожным и коммунальным организациям.

Третья группа - отдельные происшествия, которые по формальным признакам могут быть квалифицированы как дорожно-транспортные, но сведения о них в государственную статистическую отчетность не включаются, учету как ДТП не подлежат. Различают 7 таких случаев:

1. Происшествия с тракторами, другими самоходными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены: пахота, прокладка траншей, скирдование, уборка сельскохозяйственных продуктов на полях, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, производимые с помощью автокранов, установка мачт, опор и т. д.

2. Происшествия, возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинения вреда здоровью людей или имуществу, а также явившиеся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством. Умышленность действий одного или нескольких лиц, виновных в совершении происшествия, должна быть признана, как правило, в судебном порядке.

3. Происшествия, возникшие в, результате стихийных бедствий.

4. Происшествия, возникшие в результате нарушения техники безопасности или правил эксплуатации транспортных средств при отсутствии водителя за рулем (пуск двигателя с помощью заводной рукоятки или пуск двигателя при включенной передаче; сцепка-расцепка транспортных средств с прицепами, тракторными санями и сельскохозяйственными орудиями, ремонт транспортных средств и т. п.). ДТП в любом случае не подпадает под данное исключение, если водитель находился за рулем в момент происшествия.

5. Пожары на движущихся тракторных средствах, не связанные с их технической неисправностью.

6. Происшествия на огороженных и охраняемых территориях предприятий, учреждений и других объектов с пропускной системой въезда и выезда.

7. Происшествия, возникшие во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т. п.), когда пострадали водители, спортсмены, судьи или другой обслуживающий персонал. В карточку учета ДТП заносятся сведения, отражающие:

Вид происшествия;

Время (месяц, число, день недели, час);

Место (в населенном пункте указывается статус населенного пункта, на дорогах - значение дороги);

Дорожные условия (вид покрытия и состояние проезжей части, освещенность, элементы улицы, дороги; путепровод; зона остановки общественного транспорта, перекресток и т. д.);

Сведения о виновных водителях;

Вид нарушения водителем или пешеходом ПДД, который, по мнению работника милиции, привел к ДТП;

Сведения о транспортных средствах, наличие неисправностей транспортных средств, способствовавших происшествию,

Сведения о пострадавших пешеходах или лицах, находившихся в транспортном средстве, о характере и локализации полученных ими травм, а также описание и схема ДТП Указанная первичная информация из всех регионов собирается в общий государственный банк данных, на основе которых ежегодно составляется следующая аналитическая отчетность;

Общее количество ДТП, погибших и раненых в них в целом и по Российской Федерации и по входящим в ее состав административно-территориальным образованием;

Количество ДТП, погибших и раненых в них по вине водителей различных типов транспортных средств и пешеходов, в том числе в нетрезвом состоянии;

Количество ДТП, погибших и раненых в них на дорогах различного значения (республиканских, краевых, областных, местных, ведомственных);

Количество ДТП, погибших и раненых в них, вызванных неудовлетворительными дорожными условиями;

Количество ДТП, погибших я раненых в них из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств,

Количество ДТП, погибших и раненых в них по вине водителей предприятий и организаций;

Тяжесть последствий ДТП (погибло на 100 пострадавших) в целом по Российской Федерации и по входящим в ее состав административно-территориальным образованьям.

Перечисленные сведения ежегодно обобщаются в выпускаемых МВД России специальных сборниках. Кроме указанных статистических данных обрабатывается и анализируется информация о видах нарушений ПДД водителями и пешеходами, признанными виновными в момент регистрации ДТП.

Государственная система сбора и обработки статистических данных об аварийности не реализует в необходимой степени задачу выявления причин, факторов и условий, определяющих высокие значения абсолютных показателей аварийности, она ориентирована, главным образом, на выявление виновных - водителей, пешеходов, предприятий и организаций, региональных органов управления в нарушениях установленных в сфере БДД правил и нормативов, повлекших ДТП. гибель или ранения участников движения.

Абсолютные значения количества ДТП, погибших и раненых, приводимые в аналитических сборниках, не отражают качественного состояния организации транспортного процесса, описывая в какой-то мере социально-экономические потери общества от отдельных групп ДТП, не позволяют решить основную задачу учета и анализа - выявление причин аварийности.

Учет ДТП в Российской Федерации в соответствии с Правилами учета ДТП должен осуществляться также (наряду с государственной системой учета) в предприятиях и организациях, эксплуатирующих транспортные средства, в дорожных организациях, в лечебно-профилактических учреждениях подлежат учету все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие вследствие происшествия, доставленные в морги и паталого-анатомические отделения..

В дорожных организациях подлежат учету все ДТП, возникшие на обслуживаемых участках дорог или владельцами которых они являются с пострадавшими или без пострадавших с материальным ущербом. Сведения о ДТП регистрируются в журнале учета ДТП. Его заполняют по данным органов внутренних дел, дополняют результатами анализа дорожных условий, способствовавших возникновению ДТП, и сведениями о мерах по профилактике ДТП, принятых дорожными организациями.

Для каждой из дорог, находящихся в ведении данной организации, составляют отдельные журналы учета ДТП, которые хранятся в течение 3-х лет с даты последней записи. При этом проводятся:

Анализ условий и причин отдельных ДТП с целью установления роли дорожных условий в их возникновении;

Анализ распределения ДТП по протяженности дорог для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения в данном месте дороги и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий;

Анализ общего состояния аварийности на обслуживаемой сети дорог, для выявления общих закономерностей возникновения аварийности.

По ДТП с тяжелыми последствиями, причиной которых явились неудовлетворительные дорожные условия ведется служебная проверка причин и обстоятельств их совершения.

В предприятиях и организациях, эксплуатирующих транспортные средства, должен проводиться учет и анализ всех ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей.

Общими задачами учета и анализа ДТП на предприятиях, организациях, учреждениях является оценка состояния безопасности и анализ причин и условий возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.

Учет ДТП в предприятиях, организациях осуществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначенными приказом по предприятию или организации,

Предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежности о всех ДТП с участием своих транспортных средств, а также о возвращении в гараж транспортных средств с внешними повреждениями Предприятия и организации сверяют с горрайорганами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими до 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Сведения о ДТП независимо от последствий регистрируются в журнале учета ДТП в суточный срок с момента поступления сообщения о ДТП.

В журнале указываются: дата и время возникновения ДТП, фамилия, имя, отчество водителя, класс и стаж его работы, на каком часу работы произошло ДТП, состояние водителя; модель и номерной знак транспортного средства; вид ДТП; место возникновения ДТП; условия и обстоятельства ДТП; последствия ДТП (число погибших и раненых, материальный ущерб по подвижному составу, грузу); причины происшествия, кто из работников предприятия выезжал на место происшествия, принятые меры; дата и номер сообщения о ДТП (по подчиненности в соответствии с действующими документами об отчетности о ДТП). В примечании могут указываться особые обстоятельства, связанные с данным ДТП. Журнал подлежит хранению в течение 3 лет даты последней записи.

В настоящее время Минтрансом РФ разрабатывается порядок учета ДТП и отчетности о состоянии безопасности движения в предприятиях и организациях, осуществляющих автомобильные перевозки.

⁠1. Какая информация носит фактологический, а какая оценочный характер.

А) На выпускных вечерах в Сургуте запретили спиртные напитки. Соответствующие письма, предупреждающие об административной ответственности родителей и организаторов за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, направлены в учебные учреждения департаментом образования и отделом по делам несовершеннолетних накануне выпускных вечеров. Как рассказала инспектор ОДН УВД по Сургуту, все выпускные вечера прошли спокойно.

Б) Юношам и девушкам в возрасте до 16 лет посещать ночные развлекательные заведения с 23 часов вечера до 6 утра можно только в сопровождении родителей. Если владелец «общественного места» допустит нахождение лица до 16 лет в ночное время, на него может быть наложен штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа увеличивается прямо пропорционально числу выявленных детей. Однако многие высказывают предположение, что данная мера не исправит ситуацию.

В) Шоу-бизнес встревожен. В небольшом городе Архангельской области случился прецедент, который грозит перевернуть представления московской эстрадной богемы о собственной концертной деятельности. На афишах не было указано, что концерт проводится под инструментальную фонограмму («минус один»). За это организатору выступления выдано предписание об административном правонарушении и штрафе размером 10 тысяч рублей.

Г) За десять месяцев текущего года за несанкционированную перепланировку помещений в Москве к административной ответственности привлечены 151 юридическое лицо, 8 должностных лиц и 438 граждан. По словам начальника государственной жилищной инспекции столицы, «перепланировка жилых помещений в Москве сейчас является обычным делом. Мосжилинспекция сделает всё, чтобы ни один жилой дом в столице не обрушился».

А - фактологический, однако последнее предложение носит оценочный характер;

Б - фактологический, однако последнее предложение носит оценочный характер;

В - оценочный, но последнее предложение носит фактический характер;

Г - первое предложение - фактологический, второе и третье - оценочный.

2. Определите, кто и какие административные правонарушения совершает в этом рассказе. Какая ответственность налагается за данные правонарушения?

В этот Новый год не было снега. Зато можно было съездить в лес за ёлкой на мотоцикле. Скорость была большая, в ушах свистело, волосы просто рвались на ветру. Всё же зря Сергей не надел шапку - он очень замёрз. Друзья старшего брата уговаривали его глотнуть водки, чтобы согреться. Водка Сергею не понравилась, и он решил согреться другим способом - покататься на лыжах, ведь рядом была лыжная станция. К сожалению, покататься не удалось, так как за выдачу лыж в залог требовали паспорт, а у Сергея его ещё не было. Обратно он поехал уже в шапке.

Сергей и его друзья совершили административное правонарушение за незаконную вырубку. За это им грозит штраф от 3 до 3,5 тысяч рублей.

Если Сергей был за рулём мотоцикла - то он совершил административное правонарушение за езду без прав. И ему грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей.

Сергей совершил административное правонарушение за распитие спиртных напитков несовершеннолетними. За это ему грозит штраф от 500 до 1500 рублей.

3. Проанализируйте статистическую информацию о динамике аварийности на дорогах Российской Федерации.

Опишите общую динамику аварийности на дорогах РФ. Как вы думаете, в чём причины ухудшения ситуации на дорогах России?

К сожалению, судя по диаграмме, в нашей стране с каждым годом происходит увеличение количества ДТП и количества пострадавших.

Например, в 2006 году по сравнению с 2001, количество пострадавших увеличилось в целых 1,5 раза и составило 285 тысяч человек.

Это трагическое увеличение связано со многими факторами :

Во-первых, увеличивается количество плохих дорог, а ведь четверть всех аварий случается именно по их вине.

Во-вторых, увеличивается количество телефонов у людей. Многие водители начинают разговаривать по телефону во время езды, а кто-то и вовсе, успевает играть в игры и смотреть фильмы - а ведь всё это приводит к трагическим последствиям.

В-третьих, увеличивается количество старых, неисправных автомобилей, т.к. у многих людей не хватает денег на покупку нового авто.

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

· анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

· анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления - на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП - построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

· субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

· объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

· дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

· категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей - отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

· характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

· численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

· условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

· стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

· по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

· отношению к базовому периоду времени;

· отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

· средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде
таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Таблица 1

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП К Т может быть определен как отношение числа погибших людей n у к числу раненых n p за определенный календарный срок:

К T = n у / n p .

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 / 5 до 1 / 40 . Следует, однако, учитывать, что на величину К T оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным: на 10000 жителей; на 1000 транспортных средств; на 1000 водителей; на 1 км протяжения дороги; на 1 млн. км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП - величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3-12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

В 2015 году в некоторых регионах Российской Федерации существенно снизились случаи аварий на автомобильных трассах, дорогах и магистралях. И, тем не менее, количество подобных происшествий хотелось бы еще больше снизить, прежде всего, ради того, чтобы меньше гибло людей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из форм влияния на сознательность водителей является обнародование статистических данных, которые могут показать целостную картину, насколько часто люди погибают в дорожных авариях.

Какие произошли изменения в количестве дорожных происшествий по сравнению с 2018 годом

В общей своей тенденции, конечно же, объем аварийных случаев на российских дорогах уменьшается.

Однако точечно, по тем или иным регионам страны можно увидеть совсем обратную картину – учащаются случаи возникновения происшествий из-за ремонтных работ на дорогах и близлежащих территорий, а также существенно увеличилось количество наездов на пешеходов или спровоцированных аварий детьми-пешеходами.

Неисправные автомобили также продолжают давать о себе знать, они часто мелькают в том или ином ДТП в качестве виновников. Кроме этого, замечено, что по тем или иным причинам чаще стали случатся аварии на дорогах, где участниками являются автобусы с пассажирами.

Чтобы понять, в какую же сторону движется общая тенденция по дорожным аварийным случаям, нужно рассмотреть хотя бы общую статистику за уже прошедшие периоды 2018 года по отношению к периодам 2018 года.

В сравнении с данными по автодорожным происшествиям, например, за период январь-август 2018 года, за этот же отрезок времени, но уже в 2018 году сокращение аварий с тяжкими последствиями, пострадавшими и погибшими, снизилось на 9,2%, что составляет 115,3 тыс. случаев ДТП.

Из них:

  • уменьшились аварии с жертвами и смертельными исходами на 15,3%, что составляет 14,3 тыс. человек;
  • сократились происшествия с пострадавшими гражданами, как прямыми участниками автокатастрофы, так и косвенными, например, мимо проезжающие автотранспортные средства, которых как-то могло зацепить случившееся, на 9,6%, что является в цифровом показателе – 146,2 тысячи человек;
  • в общей тенденции число наездов на пешеходов в первые два месяца 2018 года упало на 1,5% по сравнению с прошлым 2018 годом, это составило 32,2 тысячи случаев;
  • но потом специалисты стали отмечать некоторое увеличение аварий из-за пешеходов – 7, 1 тысяча аварий за восемь месяцев 2018 г. (+11,9%), из них 440 чел. погибли (+2,3%) и 7,3 тысячи человек были ранены (+11,7%);
  • за январь-август выявлено 5,3 тысячи случаев наездов на детей, что увеличилось по сравнению с 2018 годов на 2,6%;
  • за этот же период из всех 164 случая оказались смертными (+3,8%), а 53 тысячи детей получили увечья и тяжелые травмы (+3,1%).

Регресс отметился также и при наездах на рабочих, которые занимаются строительством придорожных объектов или ремонтом дорог, а также отмечаются участившиеся случаи наездов на сотрудников ГИБДД и других специальных работников.

Ухудшение этих показателей отмечается в следующих цифрах:

  • по сравнению с прошлым 2018 годом случаев наездов на работников дорожных служб составило на 38,7% больше;
  • в числовом выражении таких аварий в 2018 году оказалось 4,4 тысячи;
  • погибших из этого числа оказалось 600 человек, что составляет 40,7%;
  • раненных из этого числа – 5,5 тысяч человек, что является в процентном выражении – 36,9%.

Вместе с тем отмечается и сокращение финансирования из госбюджета дорожных служб. Финансирование на дорожное строительство по сравнению с 2018 годом в 2018 году снизилось на 25%, в связи, с чем снижаются темпы и объемы строительных работ на автодорогах.

Но даже этот фактор никак не повлиял на уменьшение аварийности на дорожном полотне с участием дорожных рабочих и сотрудников дорожной службы.

Кроме работников строительных дорожных служб, аварии также участились из-за водителей-перевозчиков, которые водят автобусы.

Следует отметить для примера самые крупные аварии с участием этой категории транспорта:

  • всего за 8 месяцев 2018 года по сравнению с прошлым годом произошло более 2000 аварий с участием автобусов и водителей, имеющие лицензию перевозчиков;
  • в процентном соотношении этот фактор составляет на 13,6% больше, чем за прошлый год;
  • общий показатель подобной аварийности составил более 3000 случаев, что на 8,2% больше, чем год назад;
  • общее число погибших из-за автобусов – 223 человека, что на 42% больше по сравнению с прошлым годом;
  • раненных оказалось 4,6 тысяч человек, что на 12,5% увеличено, чем за прошлый годовой период;
  • самые крупные аварии случились в Хабаровском крае, Чечне и Омской области;
  • уже эти три крупнейшие аварии показали внушительную цифру погибших – 128 пассажиров, в том числе и водителей;
  • такая цифра является в процентном показателе на 58% больше, чем за 8 месяцев 2018 года.

Помимо всего остального в отдельную категорию статисты выделяют пожилых водителей, из-за невнимательности которых в 2018 г. в период с января по август месяцы уже произошло 5000 случаев с серьезными последствиями.

В этих ситуациях оказались лица возрастом 60-70 лет. В прошлом году пожилой контингент аварийности составлял на 10,2% меньше случаев, чем это происходит сегодня.

И последней очевидной причиной, активно меняющей статистические данные этого года по сравнению с прошлым – это неисправные автотранспортные средства.

Отмечено, что из-за плохого технического состояния автомобилей аварии случались на 12,2% чаще, чем в 2018 г. (это 1,4 тысяч случаев).

Статистика за 2018 год по регионам России

Сведения о нарушенной безопасности движения на автодорожном полотне ежегодно формируют и представляют общественности на сайте ГИБДД. Где всегда можно ознакомиться с изменениями или с подробностями, авариях в деталях, так сказать. Регламентируется работа статистов .

Отчеты покажут общие показатели за тот или иной период времени, можно изучить данные аварий с участием различных категорий граждан – пользователей автотранспортными и другими видами средств передвижения.

Кроме того, отдельно представляется статистика ДТП в состоянии алкогольного опьянения, с участием детей, случаев на перекрестках или железнодорожных переездах и другие детали, которые могут оказаться существенно важными для граждан России.

Общая

Всего по территории России за 8 месяцев в 2018 году погибло больше 14000 человек.

За период 9 прошедших в 2018 году месяцев уже отмечены статистические данные по Российской Федерации, которые составили следующую картину:

А за первые 6 месяцев в 2018 году фиксировалось 79199 случаев аварий на дорогах. Из них погибших было 9712 человек, раненных – 99740 человек по данным ГИБДД РФ.

Пик аварий приходится по-прежнему на выходные дни – субботу и воскресенье. Причем – это почему-то именно вечернее время – с 17 до 18 часов вечера.

По причине некачественного автодорожного покрытия случилось 30667 аварий. А из-за пьяных водителей – 5396 случаев ДТП.

Количество автоаварий детально

Чтобы посмотреть более детальную статистику по всей России за уже прошедший период в 2018 году можно бегло изучить таблицу по основным регионам страны:

Название региона РФ
г. Москва 7538 492 8664
Московская область 5687 985 6923
Нижегородская область 3939 379 5103
г. Санкт-Петербург 5292 253 6341
Ленинградская область 2522 451 3372
Ростовская область 3843 501 4868
Волгоградская область 1762 248 2136
Республика Коми 805 95 1082
Ханты-Мансийский АО 1395 174 1874
Томская область 624 80 763
Красноярский край 3376 422 4293
Иркутская область 2399 342 2886
Алтайский край 2573 233 3255
Хабаровский край 1403 156 1788
Амурская область 1048 113 1325
Сахалинская область 574 68 731
Магаданская область 197 25 257
Республика Саха 774 90 986

Гибели людей в ДТП:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. с погибшими участниками
г. Москва 492
Московская область 985
Нижегородская область 379
г. Санкт-Петербург 253
Ленинградская область 451
Ростовская область 501
Волгоградская область 248
Республика Коми 95
Ханты-Мансийский АО 174
Томская область 80
Красноярский край 422
Иркутская область 342
Алтайский край 233
Хабаровский край 156
Амурская область 113
Сахалинская область 68
Магаданская область 25
Республика Саха 90
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 245 2 243
Московская область 169 18 152
Нижегородская область 195 16 181
г. Санкт-Петербург 269 1 270
Ленинградская область 92 8 84
Ростовская область 72 7 65
Волгоградская область 49 9 40
Республика Коми 33 0 33
Ханты-Мансийский АО 36 0 36
Томская область 17 0 17
Красноярский край 78 6 72
Иркутская область 55 5 50
Алтайский край 87 1 86
Хабаровский край 45 1 44
Амурская область 39 1 39
Сахалинская область 12 0 12
Магаданская область 3 0 3
Республика Саха 21 0 21
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 390 43 397
Московская область 249 41 257
Нижегородская область 143 15 156
г. Санкт-Петербург 148 20 149
Ленинградская область 82 16 81
Ростовская область 116 22 126
Волгоградская область 74 10 76
Республика Коми 25 2 29
Ханты-Мансийский АО 43 5 44
Томская область 27 2 31
Красноярский край 144 23 155
Иркутская область 178 21 200
Алтайский край 94 10 103
Хабаровский край 49 7 60
Амурская область 53 13 60
Сахалинская область 27 2 30
Магаданская область 4 1 3
Республика Саха 50 3 53

С участием детей:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 622 10 662
Московская область 537 22 562
Нижегородская область 430 8 479
г. Санкт-Петербург 473 4 496
Ленинградская область 271 21 293
Ростовская область 408 23 429
Волгоградская область 196 11 211
Республика Коми 111 7 114
Ханты-Мансийский АО 174 3 185
Томская область 89 0 98
Красноярский край 371 15 403
Иркутская область 265 16 271
Алтайский край 333 13 355
Хабаровский край 187 10 210
Амурская область 146 4 159
Сахалинская область 74 3 81
Магаданская область 24 0 29
Республика Саха 114 4 122
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 94 8 120
Московская область 2451 608 3187
Нижегородская область 1114 230 1644
г. Санкт-Петербург 42 3 56
Ленинградская область 1689 377 2405
Ростовская область 1218 333 1703
Волгоградская область 377 98 481
Республика Коми 259 61 405
Ханты-Мансийский АО 415 117 642
Томская область 160 41 200
Красноярский край 1022 289 1518
Иркутская область 707 193 915
Алтайский край 652 152 954
Хабаровский край 246 87 389
Амурская область 304 63 424
Сахалинская область 167 41 225
Магаданская область 60 17 85
Республика Саха 220 49 355

По вине пешеходов:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 2649 220 2539
Московская область 1673 342 1416
Нижегородская область 1107 124 1039
г. Санкт-Петербург 1985 127 1946
Ленинградская область 497 90 425
Ростовская область 1029 139 934
Волгоградская область 536 66 494
Республика Коми 207 22 203
Ханты-Мансийский АО 326 23 312
Томская область 193 20 181
Красноярский край 965 92 914
Иркутская область 775 101 703
Алтайский край 883 81 837
Хабаровский край 478 48 453
Амурская область 269 29 249
Сахалинская область 173 13 169
Магаданская область 54 3 52
Республика Саха 221 19 209
Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 3 1 2
Московская область 15 4 13
Нижегородская область 11 0 18
г. Санкт-Петербург 6 3 6
Ленинградская область 3 5 39
Ростовская область 1 1 0
Волгоградская область 4 1 5
Республика Коми 5 1 5
Ханты-Мансийский АО 3 2 4
Томская область 2 0 2
Красноярский край 6 4 9
Иркутская область 4 2 2
Алтайский край 1 0 1
Хабаровский край 3 0 3
Амурская область 5 0 7
Сахалинская область 1 0 1
Магаданская область 0 0 0
Республика Саха 0 0 0

На личном транспорте:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 4883 265 5894
Московская область 2973 407 2937
Нижегородская область 2392 233 3359
г. Санкт-Петербург 3417 157 4340
Ленинградская область 1998 364 2790
Ростовская область 2591 323 3505
Волгоградская область 1208 167 1574
Республика Коми 534 63 776
Ханты-Мансийский АО 1054 138 1475
Томская область 432 62 559
Красноярский край 2280 271 3099
Иркутская область 1457 207 1903
Алтайский край 1574 153 2152
Хабаровский край 975 93 1264
Амурская область 697 62 962
Сахалинская область 386 43 541
Магаданская область 137 18 188
Республика Саха 528 56 722

На грузовом транспорте:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 420 38 488
Московская область 475 71 618
Нижегородская область 257 29 331
г. Санкт-Петербург 263 14 325
Ленинградская область 188 33 242
Ростовская область 216 29 273
Волгоградская область 121 16 140
Республика Коми 52 5 82
Ханты-Мансийский АО 119 17 157
Томская область 23 5 27
Красноярский край 161 44 237
Иркутская область 142 29 161
Алтайский край 140 11 198
Хабаровский край 82 10 100
Амурская область 105 16 147
Сахалинская область 47 14 45
Магаданская область 14 2 21
Республика Саха 49 11 66

На общественном транспорте:

Название региона РФ Количество случаев ДТП за 9 месяцев 2018 г. Из них всего погибших по региону Из них раненных всего по региону
г. Москва 2071 81 2572
Московская область 1866 212 2378
Нижегородская область 1403 105 1995
г. Санкт-Петербург 1513 42 1966
Ленинградская область 1014 128 1420
Ростовская область 1383 134 1849
Волгоградская область 603 63 771
Республика Коми 322 40 421
Ханты-Мансийский АО 534 72 721
Томская область 224 23 288
Красноярский край 1344 139 1787
Иркутская область 816 96 1054
Алтайский край 956 60 1284
Хабаровский край 480 52 702
Амурская область 373 22 499
Сахалинская область 208 19 279
Магаданская область 76 9 101
Республика Саха 308 29 445

По маркам автомобилей

Кроме региональных данных статистика еще рассматривает и фиксирует случаи частого попадания в ДТП тех или иных марок автомобилей.

Это необходимо для того, чтобы вычислить качество производителя, насколько машины являются маневренными, нормально ли в общей тенденции у той или иной марки работают тормозные системы и другие характеристики.

В общей сложности чаще всего в 2018 году уже успевали побывать в авариях следующие модели и марки легковых машин:

Причин ДТП

Главной причиной аварий, по мнению психологов в стране являются не только пешеходы и их неадекватное поведение, но также и повышенная нервозность водителей из-за мотоциклистов.

Зачастую маневренность двухколесного транспорта очень мешает внимательности водительского состава автомобилей. Кроме этого разные данные по наличию аварий на дороге показывают в вечернее и дневное время суток.

В обзорном виде можно рассмотреть таблицу следующих данных, которые отражают причины возникновения ДТП по России:

Что предпринимается государством по снижению количества аварий

Несмотря на снижение финансирования реконструкции дорог в стране, государство не перестает предпринимать иные попытки по урегулированию движения на автодорогах и уменьшению рисков возникновения ДТП.

Это замечено в работе законодателей. Так, к 01.07.2015 г. вступают в силу поправки в Уголовном Кодексе Российской Федерации, где появиться новая статья — .

В статье будет указываться, что уголовная ответственность будет возникать теперь не только тогда, когда появились в результате аварии погибшие люди, но также и за то, что водитель находился в алкогольном или наркотическом опьянении за рулем повторно, после первого предупреждения и штрафа.

Также к уголовной ответственности будут привлекаться лица, которые водят автомобиль, но отказываются проходить повторное медицинское освидетельствование.

Кроме того, Правительство РФ также заинтересовано в исправлении ситуации на дорогах. Так, В.В. Путин поручил правительственным органам уже к 15 июля 2018 г. утвердить план мероприятий по снижению ДТП в России.

Заработает в скорости публичный мониторинг движения на автодорогах по участкам, чтобы выявить наиболее опасные, которым следовало бы в первую очередь уделить внимание.

Также Президент РФ делает упор на федеральные власти, которые должны активно включиться в проект по созданию максимальной безопасности на дорогах страны.