Актуальные проблемы исполнительного производства в гражданском процессе. Правовые проблемы исполнительного производства. продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, наход

.

Сегодня в России исполнительное производство не выполняет в должной мере возложенные на него обязанности. В 2009 г. процент взыскания сумм по исполнительным документам не превысил и 40%, и дело здесь не только в уровне квалификации приставов. Основная причина кроется в очевидных концептуальных пробелах Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве в РФ", а также, как ни странно, в лояльности самих судей, рассматривающих жалобы на бездействие приставов.

Поспешишь - людей насмешишь?

Согласно ст. 4 Закона одним из принципов исполнительного производства является принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. С учетом этого ч. 1 ст. 36 данного Закона содержит норму о том, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены приставом в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Более того, в соответствии с ч. 8 ст. 36 Закона истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством.

Вместе с тем Закон не содержит требований о том, с какой периодичностью пристав должен совершать исполнительные действия в случае, если решение суда не удалось исполнить в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Поэтому на практике во многих случаях по истечении двухмесячного срока исполнения пристав не предпринимает повторные исполнительные действия до тех пор, пока взыскатель не обратится с жалобой на его бездействие. Полагаем, что по смыслу ч. 1 ст. 36 Закона пристав должен проводить повторные действия, необходимые для исполнения исполнительного документа, с периодичностью раз в два месяца, поскольку именно этот срок является оптимальным для исполнения.
Кроме этого, в ст. 38 Закона предусмотрено право пристава отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по собственной инициативе на срок не более 10 дней, но не указаны основания для этого. В постановлении об отложении исполнительных действий должна содержаться лишь дата, до которой откладывается исполнительное действие, и не более того. Практика применения указанной нормы показывает, что приставы иногда откладывают исполнительные действия на срок более 10 дней без указания причин.

С принципом своевременности совершения исполнительных действий тесно связан принцип полноты исполнения, который, к сожалению, не нашел отражения в Законе, а закреплен в ст. 12 Федерального закона РФ от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах". Указанный принцип подразумевает необходимость совершения всех возможных с точки зрения закона исполнительных действий для исполнения решения суда, а не только тех, которые пристав посчитал необходимыми выполнить. Однако в ряде норм Закона говорится, что пристав вправе совершать исполнительные действия (ст. 64), обращаться в регистрирующий орган для регистрации права собственности имущества должника (ст. 66), выносить постановление об ограничении на выезд должника за пределы РФ (ст. 67).

Этим пробелом на практике пользуются приставы, которые оправдывают свое бездействие по совершению определенных исполнительных действий отсутствием соответствующих ходатайств взыскателя.

Бесправный взыскатель

Согласно ст. 4 Закона один из принципов исполнительного производства - принцип уважения чести и достоинства гражданина. Правда, не совсем понятно, почему законодатель выбрал именно эту категорию, ведь согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому в основу исполнительного производства должен быть положен принцип обеспечения прав и законных интересов взыскателя и должника. Именно об этом идет речь в ст. 13 Закона о судебных приставах, согласно которой пристав не должен допускать ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Между тем на практике взыскатель является не только потерпевшей стороной, но и самым бесправным лицом в исполнительном производстве. В качестве примера рассмотрим, как реализуются основополагающие права взыскателя на заявление ходатайств и на участие в исполнительных действиях (ст. 50 Закона).
В первом случае Закон вообще не устанавливает правил и сроков, предусмотренных для разрешения приставом ходатайств, в том числе содержащих требования взыскателя о производстве каких-либо исполнительных действий, предоставлении возможности ознакомления с материалами исполнительного производства.

Что касается права на участие в исполнительных действиях, то согласно ст. 24 Закона лица, участвующие в исполнительном производстве, должны извещаться об исполнительных действиях. Однако на практике данные действия, как правило, проводятся в отсутствие взыскателя со ссылкой на то, что он каких-либо ходатайств об участии не заявлял. Результат в таких случаях предсказуем - все заканчивается актом об отсутствии у должника имущества. В отличие от ГПК РФ и АПК РФ, в которых извещение лиц, участвующих в деле, является обязанностью суда, а нарушение этой обязанности влечет отмену судебного решения, в Законе не предусмотрены правовые последствия такого неизвещения. Полагаем, что это неправильно и нельзя рассматривать извещения и вызовы в исполнительном производстве как технические правила делопроизводства (см.: Постатейный комментарий к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" / Под ред. О.В. Исаенковой // СПС КонсультантПлюс, 2008).

Руки прочь от должника!

К числу принципов исполнительного производства, направленных исключительно на защиту интересов должника, ст. 4 Закона относит принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, на практике реализуется путем применения норм ст. ст. 79, 101 Закона и ст. 446 ГПК РФ. Полагаем, что запрет в ст. 446 ГПК РФ на обращение взыскания на жилье должника является необоснованным. Например, должник живет в многоэтажном особняке, а взыскатель не может получить долг в несколько тысяч - разве это не абсурд? Необходимо, чтобы доля должника в жилом помещении подлежала реализации с обременением, предусматривающим право проживания должника в жилом помещении.

Отметим, что в ст. 446 ГПК РФ не содержится, как в ранее действовавшем законодательстве, перечня "предметов обычной домашней обстановки". Толкуя это положение, приставы относят к предметам "обычной домашней обстановки" телевизоры, холодильники, компьютеры, видеомагнитофоны, кухонные комбайны. Разве все это необычно? При этом чем больше у должника в квартире зарегистрировано членов семьи, тем больше имущества необходимо им для существования.

Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения заключается в том, что все применяемые в процессе исполнения меры принуждения должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе. Вместе с тем на практике нередко встречаются ситуации, когда у должника имеется лишь имущество, значительно превышающее сумму долга. В этих случаях закон допускает возможность обращения взыскания на имущество, стоимость которого превышает сумму задолженности.
Возможность обращения взыскания на указанное имущество вытекает из положений ч. 12 ст. 87 и ч. 6 ст. 110 Закона, предусматривающих выплату должнику разницы между суммой, вырученной от реализации арестованного имущества, и суммой задолженности по исполнительному документу.

Однако Закон не определяет, в какой именно срок после возбуждения исполнительного производства пристав должен воспользоваться этой возможностью. Да и окажется ли в наличии имущество у должника спустя определенное время после начала исполнительного производства?

Вот типичный пример: сумма долга - 50483 рубля, в обеспечении иска о наложении ареста на грузовой автомобиль, прицеп и два легковых автомобиля должника судом отказано и постановлено наложить арест на имущество по месту жительства должника в размере, не превышающем сумму долга. В итоге арест накладывается на имущество стоимостью 5000 рублей, а размер ежемесячных удержаний из заработка должника по судебному решению составляет 1500 рублей ежемесячно, но при этом должник продолжает оставаться собственником дорогостоящего автомобиля (см.: Архив мирового судьи судебного участка Фатежского района Курской области за 2009 г. Дело по иску Т. к Л. о возмещении ущерба, причиненного ДТП).

А исполнитель-то судебный!

Статьями 50, 128 Закона закреплено право стороны исполнительного производства на обжалование действий (бездействия), постановлений пристава. Когда последняя капля перевешивает чашу терпения взыскателя, все стороны исполнительного производства и сам пристав оказываются в суде. И в этой ситуации в психологическом и процессуальном плане приходится сплотиться:

  • приставу, доказывающему правомерность своего бездействия с помощью представителя - юриста УССП;
  • должнику, приводящему тысячу причин, по которым невозможно исполнить решение суда;
  • судье, предоставляющему приставу возможность восполнить пробелы исполнительного производства.

В случае, когда взыскателем обжалуется бездействие приставов, судьи нередко предоставляют им возможность восполнить пробелы исполнительного производства и совершить до принятия решения все необходимые исполнительные действия, на несовершение которых указывает в заявлении взыскатель. В итоге в обосновании отказа в удовлетворении заявления суд указывает, что требования взыскателя удовлетворены в добровольном порядке. Факт несвоевременного совершения исполнительных действий обычно оправдывается судом со ссылкой на то, что данное обстоятельство не нарушило прав взыскателя, поскольку какого-либо имущества у должника не появилось и на момент судебного разбирательства (см.: Архив Промышленного районного суда г. Курска за 2008 г., гр. дело по заявлению С. к ССП САО г. Курска, Архив Кировского районного суда г. Курска за 2010 г., гр. дело по заявлению Ш. к ССП ЖАО г. Курска). Неслучайно по статистике в 2009 г. в РФ было удовлетворено лишь 6,9% заявлений о признании незаконными действий (бездействия) приставов (см. сайт Федеральной службы судебных приставов РФ http:www.fssprus.ru/dod809.html).

Зачем суду разделять позицию пристава, ведь именно судья в первую очередь должен быть заинтересован в исполнении вынесенного им же решения?

Во-первых, с точки зрения психологии судопроизводства отказать в иске, заявлении гораздо проще.

Во-вторых, признание незаконными действий (бездействия) пристава, как и любого другого должностного лица органа госвласти, требует от судьи определенного мужества, поскольку он также является представителем госвласти.

Наконец, в-третьих, судья не несет никакой ответственности, кроме моральной, за неисполнение решения, которое он вынес.

Подведем итог: на сегодняшний день государство, рьяно оберегая интересы должников, подрывает к себе доверие законопослушных граждан, которым остается обращаться за решением суда к криминальным элементам общества.

Принятие ФЗ "Об исполнительном производстве" устранило множественные недостатки и конфликты в правовом регулировании исполнительного производства, не изменив при этом основных начал, на которых строилось предшествующее законодательство.

Преимуществом нового Федерального закона над предыдущими нормами является более подробная регламентация действий всех участников исполнительного производства, а также уменьшение количества отсылочных норм, существовавших ранее.

Вместе с тем, законодательство об исполнительном производстве, в частности ФЗ "Об исполнительном производстве", имеет и недостатки. Так, данный Закон не затрагивает вопрос о возможности регулирования отношений в области исполнительного производства правовыми актами органов власти субъектов РФ Уваров П.В. Некоторые проблемы реализации законодательства об исполнительном производстве. // Вестник ТГУ. - 2011. - № 1 (45). - С. 91. . Представляется, что субъектам РФ можно предоставить право регламентации отношений в данной области.

В законодательстве отсутствуют в качестве мер ответственности специфические процессуальные санкции, которые следует закрепить в законодательном порядке по отношению к взыскателю, ведь в процессуальном законодательстве продекламированы обязанности сторон и равенство прав. В отношении должника разработана система санкций. Возможные препятствия со стороны взыскателя действиям судебного пристава-исполнителя остаются неурегулированными Межинская Н.О. Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве. // Вестник Ессентуки. - 2014. - № 8. - С. 73. .

Исполнительное производство является разнообразием юридического процесса, и в связи с этим в нём следовало бы отразить процессуальные особенности, такие как этапы (или стадии) исполнения исполнительного производства.

Несмотря на предложения ряда юристов выделить в Исполнительном кодексе (который так и не был разработан) или ФЗ "Об исполнительном производстве" отдельный раздел под названием "Стадии исполнительного производства", эта идея не была реализована Межинская Н.О. Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве. // Вестник Ессентуки. - 2014. - № 8. - С. 74. . Выделение в законодательстве указанного раздела позволило бы создать чёткую структуру новой отрасли права и особенной разновидности юридического процесса - исполнительного производства или исполнительно-процессуального права (как это реализовано, например, в УИК РФ).

Также одной из основных проблем законодательства об исполнительном производстве является проблема сроков совершения исполнительных действий. В практике и юридической науке вопрос об установления оптимальных сроков для совершения юридически значимых действий относится к числу трудных и, в то же время, особо значимых. Эффективность любой юридической деятельности повышают правомерные сроки, позволяя обеспечить своевременность совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих правовых актов.

Законодатель постарался предвидеть возможные ситуации, когда исполнительный документ своевременно не может быть исполнен. В ч.8 ст.36 ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства Федеральный закон от 02. 10.2007 N 229-ФЗ (в послед. ред.) «Об исполнительном производстве» // КонсультантПлюс. - URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n= 194982 (дата обращения: 05. 04. 16). . Данное положение требует конкретизации.

В большинстве случаев на практике указанного законодательством времени недостаточно для исполнения исполнительного документа Межинская Н.О. Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве. // Вестник Ессентуки. - 2014. - № 8. - С. 76. . Речь идёт об исполнительных производствах, отличающихся особой сложностью, например, взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, взыскание крупных сумм, взыскание недоимок по налогам и сборам, либо исполнение требований неимущественного характера, и т.д. По остальным категориям исполнительных производств, с учётом нагрузки на судебного пристава-исполнителя и сложной процедуры исполнительного производства исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в двухмесячный срок сложно и не всегда получается. Представления прокуратуры об устранении нарушений сроков исполнительного производства могут на практике привести к тому, что судебные приставы-исполнители в некоторых случаях, когда содержательная работа будет заведомо выходить за рамки установленного срока, ограничатся выполнением формальных действий. Взыскатель в большей степени заинтересован в том, чтобы судебный пристав-исполнитель использовал все предусмотренные законом возможности для исполнения соответствующих требований, чем в том, чтобы он уложился в двухмесячный срок.

Исходя из этого, представляется целесообразным предоставить главному судебному приставу субъекта РФ право на продление срока совершения исполнительных действий.

Для улучшения правового регулирования отношений в области принудительного исполнения необходимо проводить усовершенствование всей системы законодательства в сфере исполнительного производства с целью устранения имеющихся в нём конфликтов и выявления недостатков.

исполнительное производство законодательство российский

Бузыка Денис Михайлович

[email protected]

Проблемы реализации на стадии формирования исполнительного документа

Фактическое положение сторон в исполнительном производстве таково, что при обращении в ФССП, взыскатель, как правило, имеет дело с недобросовестными и, более того, злонамеренными должниками. Законопослушные субъекты, которые признают долг, обычно исполняют предписания закона добровольно и своевременно, и поэтому кредиторам нет нужды обращаться в суд (или иные органы, компетентные выдавать исполнительные документы); если же законопослушный субъект не согласен с требованием кредитора, он, тем не менее, гасит долг добровольно сразу после вступления судебного решения в законную силу, и необходимость принудительного исполнения не возникает. Чем позже начнутся исполнительные действия, тем больше шансов к тому, что недобросовестный должник спрячет, подвергнет отчуждению, уничтожит имущество, на которое может быть обращено взыскание, создаст иные препятствия для реализации исполнительного документа. Кроме того, должники зачастую имеют несколько взыскателей, что вызывает конкуренцию последних и промедление с реализацией исполнительного документа опять же может привести к уменьшению размера взысканного или к полной невозможности взыскания. Должники - физические лица могут покинуть место своего пребывания (выехать в другой район, регион или за рубеж), их может постичь болезнь или смерть, должники - юридические лица могут прекратить хозяйственную деятельность, скрыть или уничтожить отражающие ее документы, распустить персонал и т.д., что также серьезно затруднит или сделает практически невозможным взыскание. а время работает на должника и против взыскателя. Состояние дел осложняется еще и тем, что на данный момент уровень жизни приставов, как и многих других работников ФССП сложно назвать достойным, а нагрузка на специалиста, условия его деятельности зачастую оставляют желать лучшего; поэтому при возможности выбора, даже в отсутствие коррупционных намерений выбор осуществляется в сторону минимизации нагрузки.

Судебные приказы

Проблемы в реализации исполнительного документа возможны уже при его формировании; ГПК РФ предусматривает институт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа - в течение трех дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа суд при наличии оснований, выносит определение об отказе в принятии заявления. Но действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования такого определения, и незаконный отказ в принятии заявления о вынесении судебного приказа препятствует дальнейшему движению дела в порядке приказного производства, и взыскатель лишается права на рассмотрение его заявления в упрощенной процедуре, что делает ее менее доступной в сравнении с исковым производством. С одной стороны, отсутствие права на обжалование определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа вызвано спецификой приказного производства, а с другой - в данном случае возникает ситуация, когда суд сам вместо лица, обращающегося за судебной защитой, определяет выбор судебного производства, в рамках которого эта защита будет предоставляться, что само по себе нарушает принцип диспозитивности гражданского процесса, в соответствии с которым лишь заинтересованное лицо определяет способ и порядок защиты своего нарушенного права. Во-вторых, большому сомнению подвержено положение об основании приказа на сделке, совершенной в простой письменной форме в связи с юридической неграмотностью населения и повсеместным недоверием к органам государственной власти; на практике возможны злоупотребления правом, и поэтому существующие предложения по ещё большему упрощению процедуры судебного приказа в условиях существующей российской правовой реальности представляются преждевременными. В практике автору встречался случай злоупотребления возможностями приказного производства коммерческим банком при предоставлении своих услуг населению - после подписания договора о предоставлении займа через некоторое время (даже когда клиент отказался от услуг банка и займом не пользовался) после рассмотрения мировым судьей заявления банка с приложением письменного договора к работодателю клиента направлялся судебный приказ (ввиду сложности оповещения клиент уведомлений от банка и суда не получал) о взыскании суммы займа с процентами за пользование и неустойки ввиду просрочки платежа. Не зная своих прав и не имея фактической возможности доказывания своей правоты, клиент банка в итоге вынужден был заплатить сумму несуществующего долга. В-третьих, отсутствие мотивировки в судебном приказе приводит на практике к ограничению его трансграничного действия, что особенно актуально в рамках государств - участников СНГ. Действующий ГПК РФ не содержит обязанности мирового судьи указывать в судебном приказе мотивы его принятия, и, как следствие, на практике возникают проблемы определения содержания судебного приказа - иностранные суды отказывают в его исполнении, поскольку там не приводятся либо приводятся, но незначительно мотивы, по которым судья пришел к определенным выводам. В практике был случай отказа в принятии судебного приказа о выплате алиментов на ребенка от отца - гражданина Турецкой Республики. Следует думать, что упрощение судебных процедур не должно проводиться за счет упрощенчества в отношении содержания и формы актов правосудия.

Трудности реализации иных исполнительных документов

В отношении актов органов с несудебной юрисдикцией следует отметить что, указанные требования органов приобретают силу исполнительных документов, только в тех случаях, когда законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения , и в соответствии с КоАП РФ постановления органов (должностных лиц) о наложении штрафов на физических лиц (граждан) должны направляться для принудительного исполнения приставам только в том случае, если должники добровольно не исполняют указанные в постановлениях требования и не работают (не имеют постоянного дохода). Если же возникает необходимость взыскания дополнительных санкций, например пени, то обязательным условием является обращение в суд; указанный закрепленный законом порядок осложняет работу пристава и на практике взыскание часто заходит в тупик.

Возникает вопрос о регулируемой законом возможности исполнения при отсутствии постоянного места жительства по месту пребывания взыскателя; местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает - в жилом доме, квартире, общежитии и тому подобное в качестве собственника по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных предусмотренных российским законодательством основаниях, и место жительства, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации . Решением пробела видится в установлении судом места жительства гражданина на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, то есть отказ в приеме заявления взыскателя может быть обжалован в суде на основе признания места жительства настоящего местонахождения взыскателя. Исходя из этого, предъявить иск по месту фактического пребывания взыскателя можно, представив суду доказательства того, что взыскатель не проживает по месту регистрации, а постоянно или преимущественно проживает вне места регистрации .
Проблемы исполнения при самостоятельном обращении взыскателя в банк, иную организацию или лицу
Существует также пробел в отношении взыскания самим взыскателем периодических платежей на сумму более 25 000 рублей. Хотя подобная практика, по всей видимости, пока является редкостью, из буквального толкования закона следует, что в данном случае банком может быть правомерно отказано в исполнении решения, и для реализации решения суда взыскателю придется обращаться в ФССП. В Законе также не установлено срока, в течение которого при отсутствии денег на счете исполнительный лист должен быть возвращен взыскателю, что дает широкие возможности для злоупотребления правом - ведь невозвращение исполнительного документа препятствует дальнейшему ходу принудительного взыскания. Представляется, что на практике в таком случае самым быстрым и логичным является получением взыскателем дубликата исполнительного документа, направляемого уже в ФССП, и нарушение уже указаний пристава влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей. Возмещение неполученных со счета должника расходов хоть и возможно в исковом порядке взыскателем, но доказать факт наличия денежных средств на банковском счету должника в момент его обращения с исполнительным документом взыскателя представляется крайне сложным. Следует добавить, что в случае неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (со вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц ЦБ РФ может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций , однако представление в ЦБ РФ доказательств вышеуказанного факта также представляется невыполнимым.

Законом определено, что исполнительное производство должно быть закончено в двухмесячный срок . Если должник догадается закрыть банковский счет, указанный в спорном договоре, а также иной свой счет, то взыскатель не сможет взыскать деньги с помощью банка и будет вынужден обратиться к приставу-исполнителю, который, возбудив производство, может уволиться, заболеть или просто забыть своевременно направить должнику постановление о взыскании денежных средств .

Проблемы исполнения при обращении в ФССП

При обращении взыскателя в ФССП с нотариальной надписью пристав может обосновать свой отказ приказом Минюста России, согласно которого признано утратившим силу письмо Минюста России от 26.01.1995 N 09-1600/13 об исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия, то есть фактически приставам рекомендовано не принимать исполнительные надписи нотариусов для исполнения, что потребует обжалования отказа в суд и затянет исполнение требований документа.

Большим пробелом, дающим широкие коррупционные возможности со стороны пристава, является наличие дискреционных формулировок. Типичным примером явного, прямо предусмотренного законом, выбора является регулирование полномочий должностного лица по формуле "может", "вправе", либо сильно размытыми формулировками, вообще сложными к применению. Возможно нарушение соотношения прав и обязанностей сторон и пристава - так право сторон не подкрепляется соответствующими обязанностями со стороны пристава и дает приставу возможность выбора, исходя из личного усмотрения: либо разрешить ходатайство взыскателя или должника немедленно после его заявления, либо, формально не нарушая закон, вообще не рассматривать поступившее от взыскателя или должника ходатайство длительное время (вплоть до момента, когда ходатайство утрачивает смысл), поскольку порядок и срок разрешения поступивших ходатайств, уведомления о результатах рассмотрения и место хранения документов не регламентированы; более того, у пристава есть возможность вообще не рассматривать ходатайства, и не принимать по ним какого-либо решения и даже не приобщать ходатайства к материалам исполнительного производства, что препятствует надлежащему контролю за работой указанных должностных лиц. Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением ; в то же время понятие "необходимых случаев" в исполнительном законодательстве не раскрыто, и пристав стоит перед выбором между применением или неприменением нормы закона о немедленном аресте имущества должника, и вправе руководствоваться при этом собственным усмотрением. Также по заявлению взыскателя пристав одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении . Однако в такой редакции опять означает предоставление должностному лицу ничем не ограниченного выбора между двумя вариантами поведения: удовлетворить соответствующее заявление взыскателя или отказать в этом. При прочих равных условиях и в отсутствие коррупционного мотива выбор, тем не менее, скорее склонится в пользу неприменения ареста имущества (т.е. в пользу должника), потому что этот вариант означает меньшую нагрузку и ответственность пристава. При этом права взыскателя, обычно располагающего более полной информацией о должнике и его имущественном положении, и более точно предполагающем, как должник поведет себя в ходе исполнительного производства при непринятии такой меры, как арест, будут ущемлены, поскольку принято и вступило в законную силу соответствующее решение суда или иного юрисдикционного органа, от исполнения которого должник уклоняется, а также потому, что за должником сохраняется право на обжалование ареста. В практике автора был случай продажи зарегистрированной на одного из супругов приобретенной в период совместной жизни квартиры - без применения ареста отчуждения последней было формально правомерным. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику , и важные правовые последствия закон связывает не с фактом направления, а с фактом вручения соответствующих документов должнику или иным лицам в ходе исполнительного производства, однако при этом на пристава законом не возлагается обязанность отслеживать и фиксировать вручение копии взыскателю и должнику, а также в разумный срок принимать дополнительные меры для вручения копии, если направленный по почте документ не вручен. Нет такой обязанности у пристава и относительно направления иных важных документов (запросов о наличии имущества у должника, копии постановления о возвращении исполнительного документа, самого исполнительного документа и др.) Но если постановление не вручено, нет оснований и ожидать добровольного исполнения, кроме того, если должнику в установленном порядке не вручена копия постановления, обычно также нет оснований утверждать, что должник знает о вступлении в законную силу соответствующего судебного акта. Это, в свою очередь, препятствует привлечению должника-гражданина или руководителя организации-должника к административной либо уголовной ответственности за уклонение от исполнения судебного акта, ибо нельзя признать человека виновным в неисполнении судебного акта, если не доказано, что он знал о существовании этого акта. Таким образом, невозможно и исполнение по производствам неимущественного характера, где ответчиком от организации выступает руководитель государственного органа, в действительности злостно уклоняющийся от исполнения решения суда. Течение срока для наложения ареста на имущество должника начинается со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства. Поэтому, юридически формально, если нет свидетельства вручения, течение срока не начинается, арест имущества должника не происходит, исполнительное производство буксует и взыскание становится проблематичным . В практике автора есть случай фактического отказа в выполнении судебного решения по выдаче изъятого ранее паспорта транспортного средства и регистрации машины начальником МРЭО города Выборга - при прямом обращении взыскателя (уже после возбуждения исполнительного производства) должностное лицо официально ответило, что никакие постановления пристава им не получались, и о судебном решении вообще стало известно лишь при личном обращении взыскателя - в то время как процессуальные сроки обжалования бездействия пристава уже давно прошли (а устные обращения взыскателя в выборгское отделение ФССП происходили постоянно в течение 2007 и 2008 годов). Отсутствует регламентация такого важного процессуального действия, как розыск. С учетом отсутствия уже указанного соотнесения прав сторон с обязанностями пристава при исполнении судебного акта возможность розыска должника полностью зависит от усмотрения пристава, также сомнительно положение о том, что розыск должника (кроме защищаемых законом случаев) возможен только при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы; неясны размер авансового взноса и методика его расчета, вопросы возврата авансового взноса, и возвращается ли полностью авансовый взнос взыскателю, если розыск должника не дал положительных результатов; отсюда можно сделать вывод, что институт розыска должника на сегодняшний день является фактически не действующим , а возможность его применения или отказа в этом предполагает возможность широкого развития коррупции В целом в отношении применения приставом административного и уголовного закона есть ряд серьезных упущений. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований предусматривает применение к должнику исполнительного сбора и штрафа, но в случае уважительных причин их применение может быть обжаловано, При обнаружении в действиях лиц признаков преступления, не подведомственного следствию органов ФССП, (например, мошенничества, уклонения от уплаты налогов), последние обязаны передать дело в МВД; на это уходит определенное время, и активы должников тем временем "уводятся" - становятся юридически недоступными. Есть предложения по установлению "альтернативной подследственности" по ряду дел: статьи 199 - "Уклонение от уплаты налогов с организации", 159 - "Мошенничество", 160 - "Присвоение или растрата", 165 - "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием", 170 - "Регистрация незаконных сделок с землей", 194 - "Уклонение от уплаты таможенных платежей", но есть твердые сомнения в том, что компетенции ФССП в ближайшие годы хватит для реализации "альтернативной подследственности " Возникает вопрос и о возможности применения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории России, такой меры, как временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации , поскольку она может применяться в отношении любых должников, а не только граждан нашей страны, отдельные правила ее применения определены на подзаконном уровне. Следует учитывать, что для использования такой меры на иностранных граждан возникнет ряд практических вопросов: о визовом режиме, поскольку при ограничении выезда может закончиться срок действия визы; о месте жительства, поскольку постоянное место жительства иностранного гражданина, как правило, находится за рубежом и в России он может не располагать жилым помещением для проживания, и так далее. В исполнительном производстве существует необходимость участия прокурора, которая объясняется тем, что прокурор может предъявлять иски: а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты (дети, престарелые, физически немощные и др.); б) для защиты государственных и общественных интересов как представитель государства. В соответствии с законом в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами государственных и негосударственных образований, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В то же время надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры . Все перечисленное касается в том числе надзора за исполнением законов приставами, то есть, по сути, в настоящее время существует целое направление прокурорского надзора - общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, в первую очередь - законность принимаемых приставами мер и выносимых правовых актов; представляется, что в поле зрения прокуроров должно находиться и исполнение приставами других законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, федеральных законов "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об оружии" и ряда других). Между тем в самом Законе об исполнительном производстве нормы о процессуальном положении прокурора полностью отсутствуют и в настоящее время нет действенного механизма реализации указанных полномочий прокурора, как в качестве властного надзирающего органа, так и представителя государственных интересов и прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты. То есть с юридически формальной стороны прокурор лишен возможности обращения в качестве представителя стороны в ФССП, банк, иную организацию или лицу, отсутствует и правовая основа оспаривания действий (бездействий) последних в суде - словом, нет итогового доведения до логичного окончания правовой защиты указанных субъектов и интересов.

Пробелы закона и злоупотребление правом иммунитета имущества

При обращении взыскания на имущество пристав сталкивается с иммунитетом имущества должника, и порой установленная законом защита противоречит смыслу всего закона либо вообще не имеет регламентации. При проведении процедуры взыскания, с одной стороны, должнику предоставлено право указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь, с другой - окончательная очередность обращения взыскания на имущество должника определяется приставом с учетом, во-первых, положений законодательства и, во-вторых, фактических обстоятельств (состояния имущества, его ликвидности и др.). На практике достаточно часто возникает вопрос о правомерности обращения взыскания на имущество, на которое должник указал как на объект для первоочередного обращения взыскания, но такое указание сделано с нарушением очередности, установленной законодательством об исполнительном производстве. Представляется, что пристав вправе обратить взыскание на имущество, указанное должником, без соблюдения правил очередности

В законе четко прописан перечень оставляемого должнику имущества, что не лишает последнего возможности злоупотреблением правом, причинами чего являются и размытость формулировок, и отсутствие должного правового регулирования. Так, законом сохраняется за должником предметы обычной домашней обстановки и обихода, но предельная стоимость и количество таких предметов не предусмотрено, что позволяет должнику сохранять за собой такие возможные к обращению ко взысканию вещи, как, например, теле- и видеоаппаратура, дорогие предметы бытовой техники, другие предметы, не признаваемые предметом роскоши. То же относится и к единственному для проживания должника и членов его семьи жилому помещению, кроме случаев обременения его ипотекой. При совместном владении и проживании в таком жилом помещении других жильцов обращения взыскания возможно лишь с продажей доли собственности в таком помещении, которая, как представляется, будет иметь малую ликвидность при продаже с торгов, особенно если в небольшом помещении (чаще - квартире, комнате) собственниками и жильцами является большое число человек, и взыскателю при несостоявшейся продаже доли достанется только право пользования таким помещением. Также в случае, например, регистрации за должником единственного жилого помещения, каким может быть и трехэтажный особняк, законом не разработана возможность разумного соотношения принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи и основной задачи исполнительного производства - исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и, по сути, является злоупотреблением права. В практике автора был случай уклонения должника-гражданина от уплаты налогов и алиментов путем мнимого дарения большинства имущества (квартиры, дачи) на родственников и ближайших знакомых, произошедшего в феврале 2008 года. В отношении имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен существовать перечень видов такого имущества, который устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций, но такого перечня пока не утверждено.

Существующее законодательство прямо не указывает, что имущество, отнесенное к мобилизационным мощностям, ограничено в обороте. Судебной практикой признавалось, что реализация объектов, предназначенных для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время, может привести к срыву выполнения мобилизационного задания и, как следствие, оно ограничено в обороте. Наличие подобной проблемы в реализации исполнения имущества государственных организаций, а также в связи с частым осуществлением своих функций в форме учреждений существенно ограничивает возможность взыскания с государственных организаций и развития коррупции в их администрации - в практике автора был случай долга ФГУП в Ленинградской области в 2007 году, который возвращался только после получения со стороны взыскателя определенного процента от удерживаемой суммы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

отдельных областях экономики, которым будет разрешено работать в 2017 г. Так, в Постановлении Правительства РФ указано, что самые существенные изменения касаются иностранных работников -водителей, число которых в стране последовательно снижается. Например, в 2015 г. их доля составляла 50 %, а в 2017 г. уже 30 %. Полный запрет на наем мигрантов по-прежнему установлен для предприятий розничной торговли лекарственными средствами в аптеках, а также для некоторых видов розничной торговли, а именно, в нестационарных торговых объектах и на рынках. Самая высокая квота в 50 % от штатной численности работников установлена в сельском хозяйстве, что обусловлено подъемом данной отрасли.

В заключение отметим, что федеральный государственный контроль и надзор как методы управления государством служат действенным механизмом в реализации проводимой страной политики в сфере трудовой деятельности иностранных работников в России. Список использованной литературы:

1. О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115 // СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3032; 2015, № 21, ст. 2984.

2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ // СЗ РФ, 2008, № 52, ст. 6249; 2016, № 18, ст. 2503.

3. Об установлении на 2017 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах экономической деятельности на территории РФ: Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1315 // Российская газета. 2016. 16 декабря.

© Сазонова О.А., 2017

П. Р. Федоров

Студент, СГЮА г. Саратов, Российская Федерация А. П. Бобылева Студентка, РПА Минюста России г. Саратов, Российская Федерация

СТОРОНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

Рассмотрены закон РФ «Об исполнительном производстве»; стороны исполнительного производства. Проанализированы права и обязанности субъектов исполнительного производства. Дана характеристика правового положения взыскателя.

Ключевые слова

Право, исполнительное производство, истец, взыскатель, судебный пристав, имущество.

В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» стороны являются активными участниками такого производства и называются взыскателем и должником. Взыскатель - это лицо, в интересах которого выдан исполнительный документ, а должник - это лицо, обязанное совершать по исполнительному документу определенные действия или воздержаться от них.

Следует иметь в виду, что стороны исполнительного производства не всегда тождественны истцу и ответчику в гражданских процессуальных правоотношениях. Истец становится взыскателем, ответчик - должником только при удовлетворении требований истца. В случае же отказа в удовлетворении исковых

требований при наличии у ответчика судебных расходов или в удовлетворении судом встречного требования ответчика к истцу стороны в исполнительном производстве меняются местами: взыскателем становится ответчик, а должником - истец. Кроме того, нельзя поставить знак равенства между взыскателем и должником, истцом и ответчиком еще и потому, что в качестве взыскателя и должника в исполнительном производстве могут выступать не только истец и ответчик в гражданском процессе, но и другие лица, в отношении которых, согласно закону, судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение различных исполнительных документов. Другими словами, понятия «взыскатель» и «должник» шире понятий «истец» и «ответчик».

Стороны исполнительного производства наделены немалым комплексом соответствующих прав и обязанностей, позволяющим им добиваться реальных результатов в своей деятельности.

Так, стороны имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по вопросам, возникающим в ходе исполнения, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, обращаться через пристава-исполнителя или непосредственно в суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке, рассрочке его исполнения, а также об изменении порядка и способа исполнения, об отложении совершения исполнительного производства, о его приостановлении. Взыскатель, кроме того, вправе отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении, оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок, просить суд о восстановлении пропущенного для предъявления исполнительного листа или судебного приказа срока, получать информацию от налоговых органов о наличии у должника счетов и вкладов в банках или иных кредитных организациях, требовать в судебном порядке от должника возмещения расходов по розыску, предъявлять организации иск о взыскании с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

Характеризуя правовое положение взыскателя, нельзя не отметить то обстоятельство, что в исполнительном производстве активная роль в принудительном исполнении судебных и несудебных актов принадлежит судебному приставу-исполнителю, а взыскатель как лицо, непосредственно заинтересованное в эффективности исполнительного производства, оказывает приставу-исполнителю содействие в реализации судебного и иных актов. Но, вместе с тем, содержание ст. 46 закона «Об исполнительном производстве» дает основание в этом сомневаться. Так, одной из причин возврата исполнительного документа взыскателю без исполнения служит отсутствие у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, когда принятые приставом-исполнителем меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными. Об этом пристав-исполнитель составляет акт, который утверждается старшим судебным приставом. Как отмечается в юридической литературе, указанное положение закона может усилить тенденцию формального отношения судебного пристава-исполнителя к своим служебным обязанностям.

Думается, что возврат исполнительного документа без исполнения еще более недопустим в случае авансирования взыскателем расходов по исполнению. К сожалению, в законодательстве нет конкретного положения, позволяющего при неисполнении исполнительного документа по вине пристава-исполнителя взыскивать с него причиненный взыскателю ущерб. Такое положение можно было бы закрепить в законе, если будет доказано, что в результате упущений со стороны пристава-исполнителя произошло сокрытие должником своего имущества или самого должника. Можно согласиться с высказываемым в литературе предложением, согласно которому в случае авансирования взыскателем расходов по исполнению отсутствие у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, следует считать основанием для приостановления исполнительного производства судом общей юрисдикции по месту нахождения пристава-исполнителя. При этом приостановленное исполнительное производство должно находиться под контролем пристава-исполнителя и периодически возобновляться для проверки наличия у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание. Такое предложение не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

лишено смысла, но, вместе с тем, оно не дает ответа на вопросы о том, сколько раз может возобновляться исполнительное производство, по чьей инициативе и в пределах каких сроков. Что касается должника, то он, в частности, вправе просить суд о приостановлении исполнительного производства в случае призыва на военную службу в Вооруженных силах РФ, нахождения в длительной служебной командировке и по другим основаниям, указанным в ст. 40 закона «Об исполнительном производстве», просить пристава-исполнителя об отложении исполнения на срок не более 10 дней при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению, указывать приставу-исполнителю те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Наиболее важной гарантией, защищающей интересы должника, является запрет обращать взыскание на имущество, необходимое для поддержания жизнедеятельности должника и состоящих на его иждивении лиц. Общим правом сторон исполнительного производства является заключение соглашения, которое в случае утверждения его судом влечет прекращение исполнительного производства. В общем виде обязанности сторон сформулированы в ст. 50 указанного ранее закона: «Обязаны исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве».

Если говорить о конкретных обязанностях взыскателя, то можно отметить, что он, в частности, обязан предъявлять исполнительный документ к исполнению в установленный законом срок, возместить расходы по исполнению в случае неосновательного отказа от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа с целью передачи их взыскателю, а также при создании каких-либо препятствий исполнению исполнительного документа и т. д. Должник же главным образом обязан возместить расходы по совершению исполнительных действий во всех остальных случаях, кроме указанных, и в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены постановления, на основании которого был выдан исполнительный документ.

Сравнение правового положения взыскателя и должника приводит к выводу о том, что в законе «Об исполнительном производстве» преимущественное внимание уделяется защите прав должника, в то время как интересы взыскателя оттеснены на второй план. Одним из веских аргументов в пользу сделанного вывода является положение, закрепленное в ч. 12 ст. 30 названного закона, согласно которому должнику предоставляется пятидневный срок для добровольного исполнения судебного или иного акта. Только по истечении указанного срока и при отсутствии добровольного исполнения пристав-исполнитель может приступить к применению мер принудительного исполнения. Для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры по реализации или сокрытию имущества, денежных средств, самого себя с целью затруднить или сделать невозможным исполнение судебного или иного акта. Спрашивается, какой смысл в предоставлении должнику возможности добровольно исполнить свою обязанность? Если бы должник хотел добровольно исполнить судебное решение, он бы это сделал либо до, либо сразу после вступления его в законную силу. Спор окончательно разрешен судом по существу, права и обязанности сторон определены и должник обязан исполнить судебный или иной акт. Вот почему сохранение в законе положения об установлении должнику пятидневного срока для добровольного исполнения представляется нецелесообразным, приводящим лишь к затягиванию исполнения.

© Федоров П Р., Бобылева А.П., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Белецкий С.В.

к. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Московский государственный лингвистический университет

Е-mail: [email protected] Лобанов С. В.

к. пед. наук, заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВО Московский государственный лингвистический университет

Якушев В. А. доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Московский государственный лингвистический университет

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБУЧАЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации контроля знаний теоретического раздела учебной программы по физической культуре у студентов с использованием компьютеров и способом «тест на бумаге».

Ключевые слова

Одной из основных задач реформирования системы образования, в том числе и физического воспитания, является разработка и внедрение в практику вузов новых педагогических технологий. Опыт реализации ФГОС3+ по дисциплинам физической культуры и спорта в период модернизации высшего образования (объединение и присоединение вузов) свидетельствует о большом внимании к компьютерному сопровождению профессиональной деятельности . Компьютерное тестирование знаний призвано выполнять те же функции, что и в традиционных технологиях обучения: собственно, контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, информационную и корректирующую. По объективности, широте и скорости диагностирования этот способ превосходит все остальные формы педагогического контроля. Большой интерес при этом сосредоточивается на соотношении традиционного и инновационного, иными словами, на адаптации дидактических принципов обучения к компьютерной среде. В области физико-математических дисциплин теоретические вопросы компьютерного контроля знаний достаточно хорошо разработаны, а сам он активно используется в учебном процессе. Иначе обстоит дело в такой преимущественно практической дисциплине, как «Физическая культура», где приоритет отдается либо спортивно-тренировочной, либо рекреационно-оздоровительной направленности. Тем не менее, специалисты кафедр физического воспитания признают, что с помощью контроля знаний может быть установлена степень усвоения учебного материала: узнанного обучаемым на практическом занятии или прочитанного в учебнике.

По утверждению разработчика программных продуктов, Белецкого С.В., работая над компьютерными учебными пособиями (самоучитель, практикум, экзаменатор) автор стремился учесть специфику учебной дисциплины, а также взаимосвязи предмета физической культуры с анатомией, физиологией, медициной и другими науками. Кроме этого указано, что компьютерный «тестировщик» предоставляет пользователям авторскую систематизацию теоретического материала, а также дополнительные вопросы, которые могут возникнуть у преподавателя в процессе проведения устной аттестации студентов .

Ранее было отмечено, что у преподавателя преимущественно практической дисциплины, могут возникать сложности устного опроса большого количества студентов, так как очевидным недостатком этой

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 1.1 Исполнительное производство: основные стадии и стороны 5 1.2 Возбуждение исполнительного производства 7 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 11 2.1 Проблема взаимосвязи исполнительного производства с другими юридическими процессами 11 2.2 Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29 ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ 31

Введение

Актуальность выбранной темы исследования. Радикальные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране, не могут не затрагивать Федеральную службу судебных приставов, как составную часть государственной системы. При этом проблемам исполнительного производства уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания, что приводит к крайне негативным последствиям, поскольку неисполнение судебных актов дискредитирует судебную систему в целом, а в результате – судебный акт как способ защиты нарушенных прав теряет свое значение. Практически каждый, кто сталкивался с проблемой исполнения судебного акта, убежден, что это одна из самых трудновыполнимых частей гражданского процесса. Необходимость преодоления кризисных явлений, усиления защиты прав и свобод человека и гражданина, повышения эффективности борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности предъявляет особые требования к организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов. В идеале каждый судебный акт, акт других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом, должны быть исполнены полностью и в срок. Это было и остается основной задачей данной Службы, решение которой и призвано обеспечить действующее законодательство об исполнительном производстве, особенностью которого является наличие единого общефедерального акта – Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ1. Целью данной курсовой работы является изучение актуальных проблем исполнительного производства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить общую характеристику исполнительного производства его основные стадии и стороны; - рассмотреть порядок возбуждения исполнительного производства; - дать характеристику искам о признании и искам о присуждении; - проанализировать проблему взаимосвязи исполнительного производства с другими юридическими процессами; - охарактеризовать основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве; Объект исследования - комплекс правоотношений, складывающихся в процессе реализации задач исполнительного производства. Предмет исследования работы – исполнительное производство в гражданском процессе. Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В работе использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический). Поставленные цели и задачи определили структуру представленной курсовой работы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Таким образом, отечественная модель исполнительного производства на сегодняшний момент далека от параметров эффективной государственной деятельности, строго протекающей в режиме законности. Однако в юридической литературе проблемы исполнительства начинают активно обсуждаться, причем специалистами как в области гражданского права (процесса) и арбитражного процесса, так и административистами. Представляется, что выработка оптимальной для России модели и ее практическая реализация должны увенчаться успехом лишь при условии интегрированных усилий ученых и практиков различных сфер, соприкасающихся с исполнительской деятельностью. В сегодняшней России отсутствует эффективный механизм по исполнению судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, что делает вопрос о форме организации Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и всей системы принудительного исполнения в РФ открытым. Несмотря на то, что в последнее десятилетие проводились некоторые реформаторские преобразования, кардинального улучшения дел в сфере исполнительного производства не произошло. Причем важно отметить, что рассматриваемая проблема является «бедой» как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов. Главной проблемой остается низкая исполнимость судебных и иных предъявляемых к исполнению решений во многих субъектах Российской Федерации. Еще раз подчеркнем, что неисполнение судебных и иных юрисдикционных актов не только нарушает права граждан и организаций, но и дискредитирует судебную и исполнительную власти, тем самым укрепляя неверие во всеобщий порядок в государстве. По нашему мнению, частноправовая модель организации системы принудительного исполнения заслуживает самого пристального внимания и изучения в целях применения ее элементов в правовой системе России, что, конечно же, не означает отсутствия определенных сложностей при внедрении «чуждого» для нашей действительности института. Нельзя исключать возникновение трудностей и при возможном переходе к альтернативной модели организации деятельности органов принудительного исполнения. Основным проблемным аспектом нам представляется возможность злоупотребления своими полномочиями со стороны частных судебных приставов-исполнителей, т.е. стремление получения наибольшей прибыли благодаря возможности получения дополнительной информации о деятельности должника и его платежеспособности заинтересованной стороной от недобросовестных судебных исполнителей. Можно предостеречь, что при отсутствии довольно жестких механизмов контроля со стороны государства, при переходе к частноправовой или смешанной моделям возможно усиление криминализации в сфере исполнения. Другой сложный аспект связан с тем, что «самодеятельность» судебных исполнителей может привести к снижению престижа некоторых профессий, так как подобного рода деятельность повлечет резкое увеличение доходов исполнителей по сравнению со многими должностными лицами, в том числе судьями.

Список литературы

1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы 1.1 Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993г. в ред. от 30.12.2008г. // Российская газета.2009. - №7. 1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. (действующая редакция от 22.10.2014). // СПС Консультант Плюс. 1.3 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс, 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 1.4 Арбитражный процессуальный кодекс российской федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002), (действующая редакция от 06.04.2015). Консультант Плюс. 2. Специальная литература 2.1 Бахарев П.Д., Диордиева О.И. Гражданский и арбитражный процесс. Учебник. М: Университетская книга, 2012. - 220 с. 2.2 Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное производство: Учебник. Практикум. М., 2011. – 440 с. 2.3 Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран. М.: ТК Велби, 2014. – 678 c. 2.4 Коршунов Н.М. Гражданский процесс: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право, 2011. – 431 с. 2.5 Кутяева О. Перспективы законодательства об исполнительном производстве // http://www.akdi.ru/PRAVO/news/isp_kod.htm 2.6 Малешин Д.Я. Процессуальная природа исполнительного производства: деятельностный анализ // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2013. 2.6 Морозова И.Б., Треушников A.M. Исполнительное производство. - М.: «Городец-издат», 2012. - 448 с. 2.7 Мапешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). - М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2011. - 240 с. 2.8 Пиджаков А.Ю. Институт принудительного исполнения в России: история и современность // Исполнительное право. 2012. № 1. С. 25. 2.9 Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М., 2009. С. 145. 2.10 Ситдикова Л.Б., Свирин Ю.А. Онтологическая природа гражданского исполнительного права // Исполнительное право. 2009. № 4. С. 25. 2.11 Уваров П.В. Исполнительное производство как разновидность юридического процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 8.