Адвокаты собирают подписи под письмом президенту россии. Профессиональное сообщество считает, что необходимо повысить оплату труда адвокатов по назначению

550 руб. – это плата за участие адвоката в судебном заседании или в следственных действиях (которые могут длиться несколько часов), где решаются важные, даже судьбоносные вопросы. Это почти в 3–4 раза меньше стоимости разовой платной консультации врача (около 15 минут), в 2 раза меньше стоимости замены сантехником прибора учета воды (20 минут) и примерно соответствует подшивке брюк в ателье (25 минут).

Возьмем идеальный случай: адвокат по назначению каждый рабочий день участвует в следственных действиях или судебных заседаниях (к которым надо еще подготовиться). В месяце, как правило, 21 рабочий день, значит, максимальное вознаграждение адвоката по назначению за месяц составит 11 550 руб. Но и эти деньги надо сначала «вытоптать», т. е. добиться их выплаты. Потом с них надо заплатить НДФЛ, т. е. минус 13%. Остается около 10 000 руб., что в любом случае значительно ниже размера оплаты труда следователя или прокурора.

Проблема повышения ставок оплаты особенно актуальна для адвокатов из регионов, где из-за низкой платежеспособности населения подавляющее большинство уголовных дел проходит именно с участием защитника по назначению. И если в городах-миллионниках малые ставки оплаты еще как-то возможно компенсировать гонорарными делами, то адвокату в провинции рассчитывать на них не приходится.

Можно ли в таких случаях рассчитывать на полноценную профессиональную защиту? Нет. Низкие ставки оплаты труда адвоката по назначению определенно негативно влияют на качество оказываемой юридической помощи. Конечно, есть адвокаты с имиджем статистов, которые успевают в день посетить несколько судебных заседаний или следственных действий. Однако исполнять такую чисто формальную роль становится все сложнее: адвокатское сообщество активно борется с этим, исходя из того что адвокат не должен брать дел больше, чем он может качественно провести.

Да, по правилам адвокатской профессии качество защиты по назначению не должно отличаться от качества работы адвоката по уголовному делу за гонорар. Но в случае оплаты труда адвоката доверителем у такого защитника значительно больше возможностей. Например, он может привлечь эксперта или специалиста для дачи заключения по отдельным вопросам дела, требующим специальных познаний, оплатив эти услуги из предварительно полученных от доверителя денег. Защитник по назначению такой возможности лишен. Такая же ситуация и в случаях возникающей необходимости выезда адвоката в командировки для сбора доказательств и материалов в пользу своего доверителя. Если бы труд адвоката по назначению оплачивался достойно, то эти затраты можно было бы первоначально оплачивать из дохода за ранее проведенные дела, также оплаченные из госбюджета. Однако существующие ставки едва позволяют адвокату по назначению сводить концы с концами.

Кроме того, не надо забывать, что адвокат – это не только самозанятый, но и самообеспечивающий себя участник уголовного судопроизводства: помимо обязательных взносов в органы адвокатского сообщества и адвокатское образование защитник самостоятельно несет все расходы, возникающие в процессе работы: организационно-технические, транспортные и проч. В итоге на руках у идеального защитника по назначению ежемесячно остается сумма, сравнимая с величиной прожиточного минимума.

Такие скромные доходы отрицательно влияют и на повышение адвокатом своей профессиональной квалификации. Ведь юридическая литература, кодексы, электронные правовые базы данных, различные формы учебы – все это стоит денег, и часто немалых. Рыночная стоимость одной лекции по правовой тематике составляет где-то 7–8 судодней защиты по назначению. Так что государство подобными ставками просто загоняет адвоката в сегмент низкой квалификации. Адвокатские палаты, насколько возможно, сопротивляются этому, организуют учебу по себестоимости, а не по рыночным ценам. Это частично смягчает остроту проблемы, но полностью не решает ее.

Крайне низкая оплата труда адвоката по назначению провоцирует возвращение к существовавшему в период развитого социализма подходу: «вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что работаем». И хотя дисциплинарные органы адвокатских палат жестко реагируют на такие ситуации (в том числе и на пассивность адвокатов в защите по назначению), необходимо, чтобы к такому методу жесткого администрирования процесса было добавлено и экономическое стимулирование.

В свою очередь достойная оплата защиты по назначению определенно будет побуждать успешных адвокатов избирать уголовную специализацию или добавлять ее к уже имеющейся у адвоката иной специализации. Это расширит количество задействованных в этой работе защитников, будет способствовать развитию здоровой конкуренции и дальнейшему росту качества защиты по назначению.

Адвокат по назначению – такой же участник уголовного судопроизводства, как следователь или прокурор, и было бы логично установить минимальный размер его вознаграждения за участие в следственном действии или судебном заседании исходя из, например, среднедневного заработка прокурора.

Да, как пишут коллеги из Ивановской области в обращении к президенту, повышение размера выплат адвокатам по назначению потребует дополнительных расходов из федерального бюджета – в сумме, сопоставимой с той, что уходит на повышение оплаты вознаграждений и должностных окладов других участников уголовного судопроизводства. Но, как известно, дешевый суд дорого стоит народу. Это социальная проблема, требующая политического решения, но это решение в интересах и общества, и государства.

Российские адвокаты обратились к руководству страны с просьбой повысить оплату их услуг почти в шесть раз.

Совет Федеральной палаты адвокатов настаивает, что за свой труд адвокат должен получать 3 тыс. рублей за один день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Другой вариант - переход на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой вознаграждения не менее 700 рублей в час. Причем такой размер вознаграждения может в определенных случаях увеличиваться, например за работу в выходные дни, и должен ежегодно индексироваться.

Обращение «Об устранении дискриминации в оплате труда адвоката за участие в уголовном судопроизводстве по назначению» (имеется в распоряжении «Известий») направлено в пятницу председателю правительства Дмитрию Медведеву, председателю Государственной думы Сергею Нарышкину, руководителю администрации президента РФ Сергею Иванову и министру юстиции Александру Коновалову. В документе указано, что ставки вознаграждения адвокатов несравнимо ниже, чем установленные государством ставки для оплаты работы других участников уголовного процесса.

«Если ставка для переводчика (гораздо менее значимой процессуальной фигуры) составляет 0,7–1,5 тыс. рублей в час, то базовая ставка адвоката только 550 рублей в день», - отмечается в обращении.

Палата обращает внимание, что такая оплата несопоставима и с заработной платой других участников судопроизводства, выполняющих публичные функции, - средний ежемесячный доход сотрудников прокуратуры или судей мировых судов составляет более 60 тыс. рублей в месяц. Ну а размер ежемесячного дохода судьи суда общей юрисдикции в 2015 году в 21 раз превысил доход адвоката за участие в делах по назначению (9095 рублей в месяц).

Адвокаты предложили решение проблемы - восстановить целевое бюджетное финансирования, которое было прекращено после 2013 года, повысить ставки оплаты защиты по назначению, их дифференциацию с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях, в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени.

При этом предлагается увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей общей юрисдикции (без мировых судей).

Цифры, позволяющие получить представление о размере выплат судьям, содержатся в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В 2015 году финансирование оплаты труда судей осуществлялось в соответствии со штатной численностью судей в судах общей юрисдикции (без учета мировых судей). Для оплаты труда 25 433 судей в бюджете было предусмотрено 59,2 млрд рублей.

Кроме того, Федеральная палата адвокатов просит не совмещать полномочия правоохранительных и судебных органов по назначению защитника в уголовном судопроизводстве с полномочиями этих же органов по оплате труда адвоката.

Несмотря на произведенное три года назад повышение оплаты, ставки мизерны. К тому же в большинстве случаев оплата производится по минимуму - 550 рублей за судодень, не проводится индексация. Условно-почасовая зарплата следователей существенно выше, - рассказал о текущем положении дел президент ФПА Юрий Пилипенко.

Если сравнивать существующие в России ставки с уровнем оплаты труда адвокатов по назначению в других странах, то во Франции, например, адвокат получает за такую работу 80€ в час, - привел пример вице-президент ФПА Генри Резник.

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Юрий Костанов заявил о поддержке ивановских адвокатов направить Владимиру Путину коллективное обращение по поводу повышения размера оплаты труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

Напомним, что на сайте ФПА РФ продолжается сбор подписей под соответствующим обращением. Как отмечается в его тексте, повышение ставок оплаты будет способствовать надлежащему обеспечению конституционного права граждан России на получение бесплатной юридической помощи, которое гарантировано им ст. 48 Конституции РФ.

Юрий Костанов пообещал, что на ближайшем заседании СПЧ с участием Президента России обязательно задаст главе государства вопрос о необходимости увеличения ставок оплаты труда защитников по назначению. По его словам, хотя решение данного вопроса относится к компетенции Правительства РФ, Президент РФ, будучи гарантом прав и свобод граждан (включая конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи), в сложившейся ситуации не может оставаться безучастным. Существующее положение дел формирует экономическую непривлекательность деятельности защитника по назначению, что может серьезно затруднить реализацию указанного конституционного права граждан.

Необходимо отметить, что с каждым годом реальный размер оплаты труда защитника по назначению уменьшается. Ветераны адвокатского сообщества вспоминают, что в советское время он был в 4,5 раза выше, чем в среднем по экономике, и в переводе на современные деньги равнялся 2640 руб. в день. В 1988 г. среднемесячная зарплата работающих в отраслях экономики в РСФСР составляла, по данным Госкомстата, 233,2 руб., а оплата труда защитника на предварительном следствии и в судах первой инстанции – до 20 руб. в день (по сложным делам – до 25 руб. в день). То есть вознаграждение, которое адвокат получал за день работы, равнялось примерно 1/11 среднемесячной зарплаты в РСФСР. В декабре 2013 г. среднемесячная зарплата в России составляла 29 346 руб., а вознаграждение адвоката по большинству дел – 550 руб. за 1 судодень. Получалось, что вознаграждение защитника за день составляло лишь 1/52 часть от общероссийской среднемесячной зарплаты. Налицо почти пятикратная разница с советским уровнем оплаты.

Поначалу в новой России уровень оплаты труда защитников по назначению устанавливался Министерством юстиции РФ. 31 января 1994 г. оно утвердило Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства, в котором размер этой оплаты определялся из расчета не менее 1/4 установленного в России минимального размера оплаты труда за один день участия адвоката в рассмотрении дела. На момент принятия положения МРОТ в России был установлен в размере 14 620 неденоминированных руб., а следовательно, дневная ставка защитника по назначению равнялась 3655 руб. Напомним, что для 90-х гг. прошлого столетия была характерна высокая инфляция, и динамика увеличения размера МРОТ за ней не успевала.

Позднее установление размера оплаты труда защитников по назначению отнесли к компетенции Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» фактически был сохранен прежний порядок исчисления этой оплаты (1/4 от МРОТ). А в 2007 г. Правительство РФ внесло поправки в это постановление, устранив привязку к МРОТ и установив фиксированный размер оплаты – не менее 275 руб. за один день участия. В 2008 г. размер минимальной ставки увеличили до 298 руб.

Юрий Костанов напомнил, что Федеральная палата адвокатов пыталась обжаловать упомянутое постановление Правительства РФ в Верховном Суде как раз по вопросу размера оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. Однако Верховный Суд отказался рассматривать заявление ФПА РФ по формальному основанию, сославшись на то, что закон не наделяет Федеральную палату адвокатов правом обращаться в суд в интересах других лиц или неопределенного круга лиц (ст. 35 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) на тот момент предусматривала для ФПА РФ в числе целей создания представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти; в дальнейшем ФПА добилась того, что Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ в ст. 35 Закона об адвокатуре было внесено дополнение, прямо предусматривающее право Палаты обращаться в суд в порядке, предусмотренном ст. 46 ГПК РФ и ст. 40 КАС РФ, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества).

Следующего повышения пришлось ждать 5 лет. С 1 января 2013 г. минимальная ставка была увеличена до 550 руб. Надо отметить, что накануне повышения ставки в региональных палатах наблюдались протестные настроения.

Сейчас, спустя 5 лет, размер вознаграждения защитника по назначению, оставшийся на уровне 2012 г., в десять раз ниже экономически сложившихся рыночных расценок. В начале 2018 г., когда в адвокатских коллективах проходят годовые отчетные собрания, эта проблема обнажилась. В результате и появилась инициатива АП Ивановской области обратиться за помощью к главе государства.

Федеральная палата адвокатов неоднократно ставила перед органами государственной власти вопрос о необходимости повысить вознаграждение адвокатов за участие в судопроизводстве по назначению. В марте 2016 г. он был включен в повестку 43-го специального заседания СПЧ, посвященного подготовке предложений об установлении дополнительных законодательных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей. В итоговых рекомендациях , которые Совет направил Президенту России, было предложение о корректировке и индексации ставок оплаты деятельности адвоката с приложенным к нему финансово-экономическим обоснованием и проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу…». Тогда предлагалось всего лишь добавить повышающий коэффициент 1,5 к размеру вознаграждения адвоката за один рабочий день в случаях, когда адвокат выполнял функции защитника по назначению за пределами рабочего времени. Несмотря на скромность предложенных изменений, они приняты не были.

16 октября 2017 г. президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко направил в Министерство финансов РФ письмо о мерах по оплате труда адвокатов, участвующих в уголовных делах по назначению.

Читайте также

Прорыв в переговорах с Минфином

ФПА РФ достигла договоренности о создании отдельного кода бюджетной классификации для финансирования защиты по назначению

В своем обращении к заместителю министра финансов РФ Алексею Лаврову президент ФПА РФ напомнил о достигнутом 23 мая 2017 г. в ходе переговоров между Минфином России и ФПА РФ соглашении , связанном с изменением механизма финансового обеспечения защиты по назначению, который исключил бы перебои с выплатами, а также сделал бы невозможным или затруднил манипулирование со стороны довольствующих органов средствами, выделенными на оплату труда адвокатов. В соответствии с договоренностями этому должно способствовать введение для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению.

Юрий Пилипенко сообщил, что по результатам мониторинга ситуации с оплатой труда адвокатов по назначению было выявлено, что на 30 сентября 2017 г. общая сумма задолженности перед адвокатами в 43 субъектах РФ составила 160,8 млн рублей, из которых большая часть, 118,6 млн рублей, приходится на органы МВД России. Кроме того, он указал на то, что в адвокатских палатах некоторых регионов ситуация стала критической и это привело к обращениям в прокуратуру и Правительство РФ, а также к решениям о приостановке приема новых поручений на защиту по уголовным делам по назначению органов дознания, следствия и суда.

В связи с этим президент ФПА РФ просил ускорить рассмотрение вопроса о введении для каждого главного распорядителя бюджетных средств отдельных кодов бюджетной классификации для финансирования расходов, предусмотренных на защиту по назначению. Юрий Пилипенко просил принять незамедлительные меры по выделению соответствующих лимитов бюджетных средств для погашения имеющейся задолженности и выделить необходимые средства для обеспечения текущих платежей.

28 ноября 2017 г. Федеральная палата адвокатов РФ получила ответ Минфина России. Министерство сообщило, что с 2018 г. расходы федерального бюджета на вознаграждения защитников по назначению будут отражаться на отдельном направлении расходов «Выплаты адвокатам, участвующим в судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия или суда». Как подчеркнули в ведомстве, это «позволит в полной мере обеспечить обособленность и прозрачность как в рамках расходов по закупке услуг, так и в рамках процессуальных издержек». Отмечается, что перераспределение средств с данного направления расходов может быть осуществлено только посредством внесения соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

Что касается вопросов увеличения объемов бюджетных ассигнований на вознаграждение адвокатов по назначению и погашения задолженности перед ними, Минфин России указал, что планирование и определение приоритетных направлений расходования средств федерального бюджета отнесено к полномочиям главных распорядителей бюджетных средств. «На недостаточность средств для исполнения в полном объеме соответствующих обязательств в 2017 году указало только МВД России. В этой связи в 2017 году МВД России предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели в объеме 1599,8 млн рублей», – сообщается в ответе Министерства финансов РФ.

Сегодня размер вознаграждения адвоката, который участвует в уголовном деле по назначению, должен составлять не менее 550 руб. и не более 1,2 тыс. руб. в день ( ; далее – Постановление № 1240). По оценке представителей профессионального сообщества, такая ставка свидетельствует о недостаточном финансировании адвокатской деятельности со стороны государства, и это порождает целый ряд неблагоприятных последствий. Для граждан – поскольку появляются сомнения в качестве оказываемой им бесплатной юридической помощи, и для самих адвокатов – из-за того, что дискредитируется авторитет института адвокатуры в целом.

Обязаны ли адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, бесплатно оказывать юридические услуги Героям Труда РФ? Ответ – в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По расчетам Юрия Пилипенко, представленным в его письме председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко (имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), даже если адвокат полный месяц, то есть 22 рабочих дня будет ежедневно участвовать в обычном уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, то размер оплаты его труда составит лишь 12,1 тыс. руб., а после вычета НДФЛ, обязательных отчислений и платежей, в частности, в ПФР, эта сумма окажется менее 10 тыс. руб. Президент ФПА РФ добавил к этому, что базовая ставка в 550 руб. не индексируется с ростом инфляции, хотя в большинстве регионов участие в уголовном судопроизводстве по назначению составляет до 80% всей занятости адвокатов.

Проблема оплаты труда адвокатов, по оценкам экспертов, является чрезвычайно актуальной, но не новой. Юрий Пилипенко указал, что Всероссийские съезды адвокатов в 2013 году, 2015 году и 2017 году принимали резолюции о необходимости повышения ставок оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, однако положение не меняется из года в год. "Это старейшая проблема, и на самом деле размер этой оплаты унижает достоинство адвоката", – присоединился к данному мнению Президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, Президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата Гасан Мирзоев . По его оценке, оплата должна составлять от 2 тыс. руб. за день или как минимум приравниваться к средней заработной плате федерального судьи. Он подчеркнул, что участие в осуществлении правосудия – важнейшая государственная функция, которую исполняют адвокаты, поэтому ее необходимо достойно оплачивать.

Юрий Пилипенко добавил к этому, что повышение вознаграждения адвокатам не предполагает потери для бюджета, поскольку деньги, потраченные на адвоката, государство потом взыскивает с осужденного по месту отбывания наказания. То есть, сделал вывод президент ФПА РФ, если ставки увеличатся, процесс возврата средств через осужденных лишь растянется, но так или иначе они вернутся в бюджет.

Однако конкретных предложений о повышении вознаграждения адвокатам, выраженных в каких-либо проектах документов, пока нет. На это обратил внимание заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Минфина России Дмитрий Воронцов . Он отметил, что министерство готово рассмотреть конкретные предложения, но пока они не представлены, и поэтому нельзя предсказать, сколько потребуется на реализацию инициативы о повышении оплаты труда адвокатов. Сегодня, по его данным, на эти средства в бюджете закладывается около 4 млрд руб. в год, а по мере необходимости госорганам предоставляется дополнительное финансирование. "У меня есть сейчас все ответы, которые пока говорят о том, что денег хватает", – добавил он.

Как отмечают эксперты, проблемным является не только размер оплаты, но и порядок ее получения. Научный руководитель Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков обратил внимание, что стороны в процессе находятся в неравном положении, так как порядок оплаты труда заключается в подписании специальных представлений у следователя или судьи. "Здесь есть простор для развития цифровой экономики. Поскольку это тоже не должна быть процедура заполнения, извините, бумажек, их подписания, стравливания печатью, это какой-то прошлый век, и действительно много есть информации, что следователь может отказаться подписать, может занизить число судодней", – указал он.

По мнению адвокатов, пока не решится обозначенная проблема, нет смысла поднимать другие, особенно требующие финансирования за счет адвокатуры. Так, например, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак обратил внимание, что не только мизерная оплата труда адвокатов по назначению дискредитируют деятельность адвокатов, а еще и . По его мнению, дела между адвокатами по назначению необходимо распределять автоматически, с применением информационных технологий. Минюст России в связи с этим планирует подготовить изменения в , чтобы в нем было прямо прописано – назначение защитника предполагает обязательное автоматическое распределение дел. "Я не думаю, что такие уж сильные расходы потребуются на это", – добавил он. Однако эта инициатива не должна проводиться за счет адвокатуры, считает Юрий Пилипенко.

"Государство не имеет морального права требовать от российской адвокатуры сколь-либо значительного финансирования системы распределения при той оплате участия адвокатов в судопроизводстве, которое на сегодняшний день есть, – указал он. – На сегодняшний день, мне кажется, наиболее актуальной проблемой все-таки является нищенская, унизительная оплата труда адвокатов, которые исполняют на самом деле обязательства, принятые, в соответствии с , на себя государством. И только решив эту проблему, кардинально увеличив эту сумму, можно тогда требовать от адвокатов, чтобы они дополнительно финансировали, а это недешевое удовольствие, систему распределения дел по назначению".