Административное право понятие в обществознании. Административные правоотношения. Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба

    Убеждение (разъяснение, внушение, поощрение и т.д.).

    Принуждение (применение взысканий).

II. Административные методы административного права предполагают прямое или внеэкономическое воздействие со стороны управляющего субъекта на сознательное поведение управляемых.

    Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом.

    Распорядительные воздействия - приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль исполнения.

    Материальная ответственность и взыскания - выражается в обязанности работников возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях.

    Дисциплинарная ответственность и взыскания - применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

    Административная ответственность применяется в случаях совершения административных правонарушений.

III. Экономические методы административного права предусматривают косвенное воздействие на объект управления:

IV. Правовые методы административного права .

    Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в определенных условиях

    Запрет - возложение прямой юридической обязанности воздержаться от совершения тех или иных действий

    Дозволение - юридическое разрешение совершать определенные действия либо не совершать их по своему усмотрению.

Административное право включает в себя административно-правовые нормы . Это установленное государством правило регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Административные нормы носят императивный характер, т.е. требуют безусловного подчинения. Выделяют следующие виды административных норм :

    обязывающие;

    запрещающие;

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Соответственно, различают нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Реализация норм представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Различают четыре формы реализации норм :

    Исполнение - активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.

    Соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий.

    Использование - субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, правом обратиться с жалобой).

    Применение - принятие компетентным государственным органом или уполномоченным должностным лицом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы.

Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения .

Особенности административно правовых отношений заключаются в следующем:

    обязанности и права сторон этих отношений связаны с государственным управлением;

    в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо и т.д.);

    данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    в случае нарушения административно- правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Участниками административно-правовых отношений могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные служащие, общественные объединения, предприятия, учреждения, другие юридические лица, трудовые коллективы, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим административно-правовые отношения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) , который вступил в силу 01.07.2002 г.

Административное правонарушение

Административное правонарушение - это противоправное деяние невысокой степени опасности, предусмотренное законодательством об административных нарушениях.

Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные), несовершеннолетние и их родители, должностные лица, юридические лица (организации).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Для человека, совершившего административное правонарушение, наступает административная ответственность . Это мера принуждения, осуществляемая государством к лицу, совершившему противоправное деяние, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных наказаний и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Административные взыскания не налагаются на лиц моложе 16 лет, работников правоохранительных органов, военнослужащих и депутатов.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией о делах несовершеннолетних и защите их прав, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Военнослужащие и работники правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.

Депутаты не привлекаются к административной ответственности из-за существующего у них иммунитета.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости из-за хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Согласно КоАП, существуют обстоятельства, смягчающие административную ответственность :

    1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

    3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах.

Кроме смягчающих, существуют также обстоятельства, отягчающие административную ответственность :

    1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

    2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения, лицо уже подвергалось административному наказанию;

    3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

    4) совершение административного правонарушения группой лиц;

    5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, могут не признать какое-либо обстоятельство из этого перечня отягчающим.

Применение мер административной ответственности возможно только с соблюдением следующих основных принципов .

    Принцип равенства перед законом - лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

    Принцип презумпции невиновности - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Принцип законности - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законодательством.

    Принцип справедливости - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение человеку физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Принцип целесообразности - при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

    Принцип неотвратимости - предполагает неизбежность наступления административной ответственности за совершенное правонарушение.

Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Поскольку административные проступки имеют меньшую общественную опасность и вредность, чем преступления, административные наказания менее суровы, чем уголовные, кроме того, они не влекут судимости.

КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний .

    Предупреждение - выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение считается административным наказанием, только если оно выносится в письменной форме. Применение предупреждения влечет для правонарушителя не только моральные, но и правовые последствия: при совершении повторного аналогичного правонарушения к нему будет применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф является наиболее распространенным видом административного взыскания и предусматривается за большинство административных правонарушений. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

    • минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (размер МРОТ в РФ с 1 июня 2011 г. будет составлять 4611 руб.);

      стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

      сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

    Сумма административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ, или превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1 000 МРОТ для юридических лиц. Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

    Возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей, например, изъятие боевого оружия.

    Конфискация орудия или предмета правонарушения (ружье браконьера, сеть). Конфискация назначается судьей. Не является конфискацией изъятие у лица, который незаконно владеет орудием или предметом административного правонарушения.

    Лишение специального права (охоты, управления транспортным средством). Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее месяц и более 2 лет.

    Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Выдворение за пределы России (для иностранцев и лиц без гражданства) - принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из РФ.

    Дисквалификация - заключается в лишении физического права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности.

    Такое наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркологических средств, в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Судья, на основании ходатайства лица, подвергнувшегося этому административному наказанию, прекращает его исполнение, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них. Если лицо совершило несколько аналогичных административных правонарушений, наказание назначается в пределах одной санкции.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее, чем по истечении 2 месяцев со дня его совершения. При длящемся административном правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.

Согласно КоАП, дела об административных правонарушениях рассматриваются:

    1) судьями (мировыми судьями);

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (районными, городскими, районными в крупных городах);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Компетенция каждого органа в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях установлена законодательством.

Контрольные вопросы

    Что является предметом административного права?

    Назовите методы административного права.

    Что такое административная правовая норма?

    Какие виды административных правовых норм Вы знаете?

    Дайте определение административно-правовым отношениям.

    Что такое административное правонарушение?

    Дайте определение административной ответственности.

    Назовите принципы, на основании которых применяется административная ответственность.

    Какие виды административных наказаний Вы знаете?

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России.

В его предмет входит следующие группы отношений:

  • - организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб полиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков);
  • - надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей);
  • - административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в полицию, применение огнестрельного оружия и др.).

Отношения в области административной юстиции - это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время, когда в стране предпринимаются попытки построения демократического, правового, социально ориентированного государства с рыночной экономикой, все чаще раздаются голоса ученых по поводу кардинального изменения взгляда на предмет административного права России .

Административное право России - это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь - исполнительной) власти.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также иных отношений, связанных с ее деятельностью или при осуществлении административного судопроизводства.

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

Субъект - это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления. Объект - это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти. Содержание административно-правовых отношений - это права и обязанности сторон правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Признаки административно-правовых отношений:

  • - несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
  • - одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
  • - данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Определение формы вины дано в ст. 2.2 КоАП РФ. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. Легкомыслие заключается в том, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно надеется их предотвратить. А небрежность состоит в предвидении возможности противоправных последствий, которые лицо должно и могло предвидеть.

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. В редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ. Например, ст. 9.10, 21.7.

Умышленное причинение вреда является основанием для наложения на виновного более строгого наказания. По сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным.

Субъект правонарушения - это тот, кто может его совершить и понести административную ответственность. К субъектам административных правонарушений законодатель отнес физических лиц и юридических лиц.

К физическим лицам относятся граждане РФ, должностные лица, лица, которые за совершение административных правонарушений несут административную ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в определенных органах, в случаях, установленных КоАП РФ, - на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Установлено, что административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ содержит большое количество статей, которыми предусматривается ответственность должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения. Они несут ответственность только за виновные действия - за неисполнение либо ненадлежащее исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ предусматривает более суровые наказания для должностных лиц по сравнению с гражданами, не наделенными таким статусом (ст. 3.5, 3.11 и др.).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний и порядок их назначения определены в КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому или юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, наличие в действиях правонарушителя признаков состава правонарушения и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кодекс установил, что законами субъектов РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться только такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

В отношении юридического лица могут применяться только четыре их вида:

  • - предупреждение;
  • - административный штраф;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - административное приостановление деятельности.
  • Административное право Российской Федерации: учебник/ под ред.А.В. Мелехина. М ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 26.

Понятие уголовного права


Виды наказаний

  • а) штраф;

  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

  • г) обязательные работы;

  • д) исправительные работы;

  • е) ограничение по военной службе;

  • з) ограничение свободы;

  • и) арест;

  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;

  • л) лишение свободы на определенный срок;

  • м) пожизненное лишение свободы;

  • н) смертная казнь.


Преступление (правонарушение)


Уголовная ответственность: смягчающие вину обстоятельства (Ст.61. УК РФ)

  • Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств.

  • Несовершеннолетие виновного.

  • Беременность.

  • Наличие малолетних (до 14 лет) детей у виновного.

  • Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания.

  • Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

  • Совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.

  • Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

  • Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.

  • Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба


  • а) рецидив преступлений;

  • б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

  • в) совершение преступления в составе группы лиц

  • г) особо активная роль в совершении преступления;

  • д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

  • е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

  • совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

  • ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

  • з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

  • и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего ;


Уголовная ответственность: отягчающие вину обстоятельства (С.63. УК РФ)

  • к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением психического принуждения;

  • л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

  • м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

  • н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

  • о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.



Факторы влияющее на уголовное наказание


Задачи по уголовному праву

  • У.1. Четырнадцатилетний Саша Чугункин украл из магазина шоколадку стоимостью 20 рублей. Кто и к какой ответственности будет привлечен?

  • У.2. Шестнадцатилетний Вася Петров, проходя поздно вечером по улице увидел лежащего пьяного гражданина А., и с целью завладения имуществом снял с него пальто, шапку, ботинки, оставив А., на 30-градусном морозе. Потерпевший вскоре замерз. Определите форму вины и ее вид. Подлежит ли он ответственности за наступления смерти?

  • У.3. Гражданин Ворапаев обнаружил дневник своей 15-летней падчерицы, в котором она писала, что ненавидит своего отчима и желает его смерти, даже описала способ его убийства. Как можно оценить поведения девушки с точки зрения уголовного права?

  • У.4. Сотрудник милиции Табаков, возвращаясь с дежурства, встретил знакомую 18 летнюю девушку, которая попросила дать ему подержать оружие. Милиционер вынул обойму и дал девушки пистолет, не проверив патронник. Девушка в шутку приставила ствол к голове друга и нажала на спусковой крючок. Табаков погиб. Есть ли вина девушки?

  • У.5. У районного прокурора похитили дочь, потребовав, чтобы тот необоснованно прекратил уголовное дело. В противном случае девочку обещали убить. Прокурор выполнил требования похитителей. Подлежит ли прокурор ответственности?


Уголовный процесс


Административное право


Административное право

  • 1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  • 2. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

  • 3. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

  • 4. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

  • 5. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.


Виды административных наказаний


Задачи по административному праву

  • А.1. Укажите за какие проступки может наступить административная ответственность

  • Безбилетный проезд 16 шестнадцатилетнего учащегося в общественном транспорте

  • Опоздание на работу водителя автобуса на час

  • Нарушения правил пожарной безопасности в негосударственном образовательном учреждении «Шанс»

  • Мелкое хулиганство

  • Неисполнение обязательств по кредитному договору

  • Переход дороги в неположенном месте

  • Публичное оскорбление лица, находящегося при исполнении своих обязанностей.

  • А.2. Группа студентов одного из вузов, отмечая успешное окончание летней сессии, жарили шашлык, и оставили после себя незатушенный костер. Директор лесхоза оштрафовал каждого из них за нарушения правил пожарной безопасности и сообщил в происшествии в институт. В сентябре ректор института объявил студентам за этот проступок выговор.


Трудовое право (Трудовой кодекс РФ)

  • Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;

  • трудоустройству данного работодателя;

  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • в разрешению трудовых споров;

  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Принципы трудового права (Ст. 2 ТК РФ)

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

  • равенство прав и возможностей работников;

  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размеры оплаты труды

  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;


  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

  • место и дата заключения трудового договора.

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;

  • конкретный вид поручаемой работнику работы.

  • дата начала работы,

  • а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия

  • условия оплаты труда

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

  • другие условия в случаях предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Труд несовершеннолетних

    По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет Лица, достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, в случаях получения общего образования либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения

  • С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения

  • для работников в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего времени - 24 часа в неделю,

  • а в возрасте от 16 до 18и лет - 35 часов в неделю.

  • Если же такой работник является учащимся образовательного учреждения:

  • - до 16 лет - до 12 часов в неделю;

  • - от 16 до 18 лет до 17,5 часов в неделю.

  • Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • - по общему правилу для работников в возрасте от 15 до 16 лет - 5 часов,

  • в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов;

  • - для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте

  • от 14 до 16 лет - 2,5 часа,

  • от 16 до 18 лет – 3,5 часов


Трудовое право –дисциплинарная и материальная ответственность


Источники гражданского права.


Предмет гражданского права


Предмет гражданского права.


Основные институты гражданского права


Элементы гражданских правоотношений


Юридические факты и гражданские правоотношения.


Элементы гражданского правоотношения



Юридические факты и гражданские правоотношения


Сделки


Функция нотариуса

  • Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

  • 1) удостоверяют сделки;

  • 2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

  • 3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

  • 4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

  • 5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

  • 6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

  • 7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

  • 8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

  • 9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

  • 10) удостоверяют время предъявления документов;

  • 11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

  • 12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

  • 13) совершают исполнительные надписи;

  • 14) совершают протесты векселей;

  • 15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

  • 16) принимают на хранение документы;

  • 17) совершают морские протесты;

  • 18) обеспечивают доказательства.


Недействительные сделки


Договор


Основные понятия наследственного права

  • Наследование - переход наследственной массы умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам).

  • Наследственная масса (наследство) - это совокупность принадлежавших наследодателю на день открытия наследства вещей, а также иных видов имущества, в том числе имущественных прав и обязанностей.

  • Выморочное имущество - это наименование наследственной массы в том случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию.. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

  • Время открытия наследства - день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день вступления в силу решения суда или указанный в нем.

  • Местом открытия наследства признается, по общему правилу, последнее постоянное место жительства наследодателя. Если же такое место жительства неизвестно или находится за пределами РФ, местом открытия наследства в РФ признается место нахождения на территории РФ наследственного имущества.

  • Виды:

  • по закону - граждане , находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся живыми после его смерти, и Российская Федерация;

  • по завещанию - граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся живыми после его смерти; юридические лица, существующие на день открытия наследства; Российская Федерация ; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования; иностранные государства; международные организации.

  • Недостойные наследники - граждане, утратившие право наследовать или отстраненные от наследования судом вследствие своего противоправного поведения по отношению к наследодателю.


Наследование по завещанию

  • Согласно действующему законодательству завещание может быть совершено при соблюдении определенных требований:

  • 1) только гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

  • 2) завещание должно быть совершено лично . Совершение завещания через представителя не допускается.

  • 3) в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина . Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается.

  • (Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Важным моментом, является принцип свободы завещания)

  • 4) завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом . Удостоверение завещания другими лицами допускается в отдельных случаях :

  • (например: завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

  • 5) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов и т.д.)


Восемь очередей наследников :

  • Восемь очередей наследников :

  • 1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления .. Доля умершего супруга в этом имуществе равна половине всего нажитого имущества, входит в состав наследства и переходит к наследникам.

  • 2. Наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя ) наследуют по праву представления .

  • 3. Наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя ). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления .

  • 4. Наследники четвертой очереди по закону являются прадедушки и прабабушки наследодателя;

  • 5. Наследники пятой очереди по закону являются дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

  • 6. Наследники шестой очереди по закону являются дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

  • 7. Наследники седьмой очереди по закону являются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

  • 8. Также выделяют так называемую плавающую очередь . Наследники данной очереди это несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя .


Обязательства вследствие причинения вреда


Гражданская ответственность родителей (опекунов, специальных учреждений)

  • за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечает тот, под опекой кого несовершеннолетний находился в момент причинения вреда, а именно:

  • за вред причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

  • если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения.

  • если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.


Гражданский процесс


Семейное право

  • Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,

  • регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными),

  • в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.


Семейное право


Виды семейных правоотношений


Принципы семейного права


Брачный договор


Брачный договор


Брачный договор

    Брачным договором не может быть предусмотрена обязанность одного супруга передавать в собственность другому все нажитое во время брака имущество или все получаемые доходы, поскольку это поставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Нельзя принять на себя обязательство, ограничивающее свободу завещания, поскольку это право предусмотрено законом и входит в содержание правоспособности гражданина.

  • Условия брачного договора, нарушающие требования (п.3 ст.42 СК), являются ничтожными. Если условия брачного договора ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, признание этих условий договора недействительными производится судом по иску заинтересованного лица.


Опекунство и попечительство

  • Статья 35. Опекуны и попечители

  • 1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. 2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. 3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного. 4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.


Лишение родительских прав


Лекция по обществознанию на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Административное право как наука изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Административное право как отрасль права состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации.

Орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера.

В органах исполнительной власти работают государственные служащие. Под государственной службой законодательство понимает не просто работу по найму в государственном органе, а профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Такая деятельность осуществляется за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Государственные должности подразделяются на три категории.

    1. Государственные должности категории А. Это должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

      Государственные должности категории Б. Это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А.

      Государственные должности категории В. Это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Прохождение государственной службы включает несколько этапов: поступление на госслужбу, собственно прохождение госслужбы, прекращение госслужбы.

Законодательство устанавливает принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Допускаются лишь требования к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуации, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности, наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если в отношении него существует связь с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, наличие гражданства иностранного государства и др. Способом замещения государственной должности служит назначение. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.

При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными федеральным законом о госслужбе. Так, например, этот закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаше одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Другая особенность - расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. К ним относятся достижение госслужащим предельного возраста для нахождения на госслужбе (60-65 лет), прекращение гражданства РФ, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего, разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, возникновение обстоятельств, препятствующих продолжению госслужбы.

Органы исполнительной власти вынуждены в своей деятельности применять меры административного принуждения с целью заставить обязанных лип выполнять предписанные законом действия. Выделяют административно-предупредительные меры, цель которых - предупреждение возможных правонарушений. Они носят профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). Применяются также меры административного пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

Выделяются административно-восстановительные меры, связанные с восстановлением в правах, возмещением ущерба (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.).

Основную роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Документом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, служит Кодекс об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности служит административное правонарушение. Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

      1. это деяние, выраженное в виде действия или бездействия. Мысли и убеждения не считаются правонарушением;

        это антисоциальное деяние. Административное правонарушение наносит вред общественным отношениям, отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности и может в некоторых случаях перерасти в преступление;

        это противоправное деяние, так как оно нарушает нормы права;

        это виновное деяние, предполагающее наличие вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Прежде чем привлечь лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии состава правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности. К ним относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Причинить вред общественным отношениям возможно путем причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения); путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение вещи); путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенное нормами административного права, за которое установлена административная ответственность.

Субъект административного правонарушения - это физические и юридические лица. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранцам и лицам без гражданства. Возраст для административной ответственности установлен в 16 лет. Не несут ответственность лица, находившиеся в момент совершения правонарушения в состоянии невменяемости, т.е. те, кто не могли отдавать отчет в своих действиях, а также лица, обладающие иммунитетом (неприкосновенностью) - депутаты, судьи, прокуроры, дипломаты и др.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и его последствиям. Важной составляющей субъективной стороны выступает вина, которая проявляется в умысле или неосторожности.

Законодательство выделяет различные виды административных правонарушений: 1) посягающие на права и здоровье граждан (проведение агитации в день выборов, нарушение норм по охране труда, нарушение санитарных норм и т.д.); 2) посягающие на собственность (мелкое хищение); 3) правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, засорение лесов, нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, и др.); 4) посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство).

Большую группу составляют административные правонарушения против государства:

1) правонарушения в области использования тепловой и электрической энергии (нарушение правил пользования газом); 2) правонарушения на транспорте (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте и др.); 3) правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства (самовольное строительство и др.); 4) правонарушения в области торговли (нарушение правил торговли); 5) правонарушения, посягающие на порядок управления (неповиновение сотрудникам милиции, проведение несанкционированных митингов, проживание без регистрации и др.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут дополнять установленный законом перечень административных правонарушений.

За совершение административного правонарушения налагается административное взыскание - мера государственного принуждения, применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.

Целями административного взыскания служат: а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение; б) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем: в) предупреждение совершения новых правонарушений другими липами (на примере наказуемого).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), исправительные работы, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Принципы наложения административного взыскания:

        1. административное взыскание может быть наложено только на лило, совершившее административное правонарушение;

          при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности, т.е. взыскание применяется в соответствии с законом;

          при привлечении липа к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания, т.е. нужно учитывать все конкретные обстоятельства, личность нарушителя, причиненный вред и т.д.

В последнем случае целесообразно учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также возможность освобождения от ответственности.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года. Могут учитываться и другие смягчающие обстоятельства.

Отягчающими обстоятельствами служат продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лип; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию незначительности правонарушения. Обстоятельством препятствующим наложению административного взыскания, является истечение срока давности, который установлен в два месяца со дня совершения правонарушения. Кроме того, административное взыскание не налагается в случае объявления амнистии или помилования.

Вопросы и задания

1. Дайте определение административного права.

2. Что понимается под государственной службой? Какие категории государственных должностей существуют?

          1. Каков порядок прохождения государственной службы?

            Какие меры административного принуждения существуют?

            Каковы определение и признаки административного правонарушения?

            Охарактеризуйте состав административного правонарушения.

            Какова классификация видов административного правонарушения?

            Что такое административная ответственность? Какие виды административных взысканий существуют?

            Назовите принципы наложения административного взыскания.

            В каких случаях говорят о смягчающих и отягчающих обстоятельствах? В каких случаях возможно освобождение от административной ответственности?

Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление, руководство». Поэтому административное право нередко называют управленческим правом. Оно представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти. (Перечислите их.)

Видами административно-правовых отношений являются внутриаппаратные отношения (например, между руководителями отделов аппарата управления и подчиненными ему работниками); отношения между соподчиненными органами государственного управления (Правительством РФ и министерствами); между несоподчиненными органами (двумя министерствами). Административное право регулирует также взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; государственными и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями (скажем, взаимоотношения городского Департамента образования с частным лицеем). Виды административно-правовых отношений - это и взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями, например областной администрации с советом ветеранов; исполнительных органов с гражданами- Например, взаимоотношения Отдела внутренних дел и гражданина, призванного соблюдать правила паспортной системы, дорожного движения, противопожарной безопасности и пр.

Одна из особенностей административно-правовых отношений в том, что в них непременно участвует какой-либо исполнительный орган государственной власти (правительство, министерство и пр.) или должностное лицо. Другая особенность - исключение юридического равенства сторон. Иными словами, нормы административного права на одного из участников возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта - соблюдать положенную скорость), а другому предоставляют права (инспектору ГИБДД - наблюдать за движением транспорта).

Добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей порождает правомерные действия. Например, обучение в школе, вузе и пр. предполагает систематическое посещение занятий, самоподготовку, сдачу экзаменов и пр. Неправомерные действия образуют административные правонарушения (проступки). Подчеркнем, что основным источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Согласно Кодексу административные проступки делятся на виды: в области охраны труда и здоровья (например, руководитель вредного производства не выдал работникам специальную защитную одежду); посягающие на государственную собственность (самовольное пользование водой из озера в промышленных целях); в области охраны природы, памятников истории и культуры (незаконная порубка елки для своей семьи); на транспорте, в сфере дорожного хозяйства и связи (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и пр.); в области торговли и финансов (нарушение правил продажи спиртных напитков); посягающие на общественный порядок (нецензурная брань в общественном месте и пр.); посягающие на установленный порядок управления (неповиновение работнику милиции и др.).

За совершение административных проступков наступает административная ответственность в форме административных взысканий. К ним относятся: предупреждение, штраф, возмездное (с оплатой стоимости) изъятие предметов и орудий правонарушения, лишение специального права (права охоты, водительских прав), административный арест (кратковременное лишение свободы) до 15 суток, дисквалификация.

Административная ответственность наступает в полном объеме с 16 лет. Ее цель - воспитание лица в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку, предупреждение совершения им и другими лицами новых правонарушений.