664 приказ мвд скачать word. С изменениями и дополнениями от. Права участников движения
С 20 октября 2017 года действует новый Приказ МВД № 664. Приказ 185 отменили и он больше не в силе. Приказ регламентирует работу сотрудников ГИБДД и разъясняет, каким образом должен вести себя сотрудник ГИБДД с водителями, какие права и какие обязанности он имеет.
Далее мы рассмотрим лишь самые популярные моменты, с которыми сталкиваются и которыми интересуются водители , так как текст приказа довольно объемный. Но вы можете полностью ознакомиться с документом по ссылке ниже.
Как должны себя вести сотрудники ГАИ
Остановка автомобиля
Согласно данному закону о полиции, сотрудник ГИБДД имеет право останавливать почти любой автомобиль (что является большим минусом для водителей). Основаниями к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД признаются:
- Зафиксированные техническими средствами или установленные визуально признаки нарушений ПДД.
- Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.) о том, что автомобиль был использован в противоправных целях или если есть основания считать, что автомобиль находится в розыске.
- Наличие данных (информация дежурного, ориентировки и др.), которые свидетельствуют об участии водителя в совершении ДТП, административного правонарушения или преступления.
- Есть необходимость опроса участника дорожного движения об обстоятельствах ДТП, преступления, административного правонарушения, которому они являлись очевидцами.
- Выполнение регулировочных действий.
- Необходимо привлечь водителя в качестве понятого.
- Проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой автомобилей, пассажиров или грузов.
- Необходимо содействие водителя в оказании помощи сотрудникам полиции, пешеходам или другим водителям.
Если ваш автомобиль был задержан на трассе, то сотрудники ГИБДД должны помочь вам попасть в ближайший населенный пункт.
Сотрудники ГИБДД не имеют право:
- Останавливать автомобили на участках, на которых, согласно ПДД, остановка запрещена, кроме случаев, когда остановка необходима для пресечения административного правонарушения, преступления, предотвращения угрозы имуществу, здоровью или жизни участников дорожного движения. Также остановка разрешена в случаях, когда места остановки обозначаются патрульным автомобилем.
- Останавливать автомобили, находясь в транспортных средствах, не оборудованными цветографическими знаками и мигалкой – запрещено для этого использовать машины без опознавательных знаков.
Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю:
1. Выйти из автомобиля в следующих случаях:
- Если у водителя наблюдаются признаки болезненного состояния или опьянения.
- Необходимо устранить нарушения правил грузоперевозки или тех. неисправности автомобиля.
- Для проведения досмотра, осмотра автомобиля или перевозимого груза или для проведения личного досмотра водителя.
- Для проведения сверки номеров автомобиля.
- Если поведение водителя представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
- Если необходимо участие водителя в оказании помощи пешеходам или другим водителям.
В случае наличия у инспектора ГИБДД подозрений в том, что водитель находится в состоянии опьянения, ему должно быть предложено прохождение алкотеста в присутствии двух понятых. Если специального прибора для алкотеста у инспектора нет, то водителя нужно доставить в полицейское отделение, располагающее необходимым оборудованием. Если водитель не согласен с результатами алкотеста, он должен пройти медицинское освидетельствование. Если врач подтвердит трезвость водителя, то сотрудник ГИБДД должен доставить водителя к его автомобилю.
2. Переместить автомобиль в указанное инспектором ГИБДД место в следующих случаях:
- Если для обращения к водителю инспектору ГИБДД необходимо находиться на проезжей части, что представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.
- Нахождение автомобиля там, где он был остановлен, создает помеху или угрозу участникам дорожного движения.
3. Пройти в служебное помещение или занять место в патрульном автомобиле, если участие водителя требуется для оформления документов.
Сотрудник ГИБДД имеет право для установления личности водителя рассмотреть следующие виды документов:
- Паспорт.
- Удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
- Водительское удостоверение.
- Служебный, дипломатический паспорт.
- Удостоверение личности офицера.
- Паспорт моряка.
- Военный билет для лиц, находящихся на военной службе.
- Пенсионное удостоверение бывшего сотрудника правоохранительных органов или офицера в запасе.
- Документы, которые содержат данные о личности из органов полиции, паспортных служб, адресных бюро.
- Свидетельство о рождении — для граждан младше 14 лет.
- Свидетельские показания.
- Справка об освобождении из мест лишения свободы.
- Паспорт гражданина другого государства или другой документ, удостоверяющий личность.
Осмотр автомобиля и груза
Основаниями для осмотра автомобиля и перевозимого груза сотрудником ГИБДД признаются:
- Если, по наблюдаемым признакам, перевозимый груз не соответствует документам.
- Если необходимо провести сверку маркировочных обозначений автомобиля.
- Проверка предположения о наличии в автомобиле предметов, при помощи которых было административное правонарушение или преступление.
- Проверка предположения о наличии в автомобиле оружия, взрывных устройств, боеприпасов, наркотических, психотропных, радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ.
- Задержание лиц, находящихся в автомобиле.
Владелец автомобиля имеет право присутствовать при досмотре. В отсутствие владельца досмотр может быть проведен только в неотложных случаях. Осмотр должен проходить в присутствии 2 понятых. Сотрудник ГИБДД перед проведением досмотра должен дождаться, пока пассажиры и водитель выйдут из автомобиля, а также при помощи сотрудников наряда установить контроль за их поведением.
Сотрудник ГИБДД обязан составить акт осмотра автомобиля и груза. В акте указываются место и дата его составления, данные сотрудника ГИБДД (его фамилия, инициалы, звание и должность), данные присутствовавших при осмотре лицах (имя, фамилия, отчество, номер телефона, адрес проживания), сведения об автомобиле (модель, марка, другие признаки автомобиля), сведения о грузе (количество, вид и другие признаки груза). Также в акт нужно внести запись о фиксации доказательств (запись на фото, видео), а сами материалы прилагаются к акту. При необходимости имеет право делать запись фото и видео, а также использовать другие способы фиксации доказательств.
Знание своих прав и прав инспекторов ГИБДД может помочь водителям избежать конфликтных ситуаций. Помните, что вы всегда можете оспорить свои права, но для этого лучше обратиться к грамотному юристу.
20 октября 2017 года вступает в силу новый Административный регламент МВД. Документ заменяет всем известный «Приказ №185».
О регламенте
Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.
Полное название: «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
Вводится: «Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664»
В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.
Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.
Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.
Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.
Запрещена фото-видео съемка сотрудников полиции
Это главный миф , который распространился на основании исключения следующих строк из регламента:
25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом «О полиции».
Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Остановка для проверки документов по новому Административному регламенту МВД может осуществляться на любом посту
Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов.
63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Изменение сэкономит много времени, как водителей, так и сотрудников ДПС. С развитием доступности видеоконтента многие «начитанные» водители считали, что требование передать документы, в случае остановки с нарушением регламента не является законным. В результате получался конфликт вплоть до задержания водителя.
Вот видео с примером, как можно отвлечь от работы на 30 минут инспекторов ГИБДД.
Не пытайтесь повторить. В данном видеоролике непонятны такие лояльные действия сотрудников. Были все основания для привлечения водителя к ответственности за невыполнение законных требований.
Еще раз, водитель обязан выполнять законные требования сотрудников полиции. Главный «закон» для водителя это . Регламент МВД (ГИБДД) — для полиции. Нарушение регламента не основание не выполнять законные требования.
Есть мнение: «Не по регламенту — не по закону» — оно не верно . Для подтверждения попробуйте найти дело, где неисполнение регламента как-либо основательно повлияло на результат рассмотрения.
По своей сути регламент МВД для водителя — это путеводитель по законодательству в области дорожного движения. Он полностью соответсвует федеральным законам и водителю не требуется копаться во всех нормативных документах, а просто найти ссылку на требуемую статью закона из регламента.
Для тех, кто все-таки жаждит пообщатся с инспектором, касаемо остановки для проверки документов в регламенте есть еще раздел «Основания для проверки документов».
106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении*(96), являются:
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
- остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
Тут шансов у водителя практически нет. Стоит отметить, никаких ориентировок, планов мероприятий, инных документов, кроме служебного удостоверения инспектор предоставлять не обязан.
Засады запрещены
Да, такой раздел есть, но с небольшим исключением
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему , его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
Еще раз обратите внимание на выделеный фрагмент. Далее смотрим следующий раздел регламента.
64. При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Так что любой соседний автомобиль в потоке или на парковке может оказаться с полицейскими, следящими за соблюдением требований Правил.
Кроме того для фиксации нарушений могут использоваться квадроптеры.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие).
Для фиксации нарушений ПДД можно использовать квадрокоптер
Возврат к автомобилю после освидетельствования на опьянение
233. В случае, если освидетельствование на состояние опьянения осуществляется на ближайшем стационарном посту , в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения и отсутствии оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
В предыдущей версии требование о возврате водителя было только при медицинском освидетельствовании, то есть в мед. учереждении.
Фиксация в зоне временных знаков
Исключен запрет установки средств фиксации в зоне действия .
Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.
Коммерческие камеры
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Подводя итог вернемся к тому с чего начали. Для водителей Административный регламент МВД(ГИБДД) с 20 октября 2017 года никаких изменений не вносит.
Ссылаясь на данный регламент возможно только составить жалобу на действия инспектора. Однако, если по отношению к вам со стороны полиции были совершены противоправные действия используя информацию регламента будет проще сориентироваться в федеральных законах.
Это не все изменения регламента. Если у Вас есть вопросы — спрашивайте в комментариях, обсудим.
Похоже для ясности, придется привести конкретный пример, из-за которого у меня случился спор.Инспектор тормозит машину. Основание для остановки ТС - 84.13 Проверка документов. Хорошо, а основание для проверки документов? В 106 пункте основания для проверки доков, являются: 84.1, 84.2, 84.3, 84.11. Пункта 84.13 там НЕТ. То есть НЕЛЬЗЯ остановить ТС, чтобы проверить документы, чтобы проверить документы. (но можно остановить ТС, чтобы проверить доки, потому что ориентировки/мероприятия и т.д.)
Но в 106 пункте есть та самая непонятная фраза про выявление признаков. Мой оппонент в споре считает что явление это процесс, что инспектор может начать этот процесс, и пока процесс продолжается, проверять документы у всех подряд, т.к. есть основание.
Я считаю что выявление это результат (предшествующий остановке), и остановить ТС для проверки документов, можно только при наличии (при выявленных)
признаков правнарушения. Например негорящие огни.Скрытый текст
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
84.6. Необходимость использования транспортного средства.
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
С 20 октября 2017 года действует новый приказ МВД № 664. Приказ 185 больше не в силе — его отменили . Ведомственный документ – 664 приказ ГИБДД – устанавливает требования к должностным функциям сотрудников дорожной полиции. Документ был утвержден в 2009 году и дополнен изменениями в последующие годы. В 2017 году с учетом всех критических замечаний и опыта урегулирования вопросов, возникающих в процессе дорожного движения, в целях более четкого соблюдения прав и обязанностей водителей и сотрудников ГИБДД, в приказ 664 внесены существенные дополнения.
Содержание документа: краткое описание
Административный регламент государственной дорожной инспекции описывает все вопросы, связанные с исполнением сотрудниками ГИБДД должностных обязанностей. В документе освещаются вопросы:
- нормативное обоснование функции контроля безопасности дорожного процесса, порядок исполнения всех административных процедур;
- права и обязанности инспекторов ГИБДД при общении с водителями;
- состав административных процедур как меры наказания за нарушение водителями ПДД;
- вопросы регулирования дорожного движения;
- результат исполнения контрольной функции.
Регламентные вопросы описаны четко и максимально подробно, поэтому объем документа является значительным – более 20 страниц.
Самые важные аспекты приказа
Нормативный акт МВД состоит из 4 разделов и 18 приложений, в которых разъяснены вопросы взаимоотношений участников дорожного движения (водителей и пешеходов) с инспекторами ГИБДД, подробно перечисляются все административные процедуры вплоть до порядка досудебного обжалования решений о привлечении нарушителей к административной ответственности.
Наиболее значимыми для автолюбителей являются следующие аспекты приказа:
- Сведения о должностных лицах, обладающих контрольными полномочиями в сфере дорожного движения.
- Уточнение информации об участниках дорожного движения.
- Этические нормы и требования к профессиональному поведению сотрудников ГИБДД и иных должностных лиц полиции.
- Круг полномочий инспектора ГИБДД с разъяснениями, описывающими границы административных процедур, в том числе порядок ареста транспортного средства, задержания правонарушителей.
- Перечень средств, допустимых для исполнения контрольной функции сотрудниками ГИБДД.
- Требования к внешнему виду инспектора ГИБДД (форме одежды, иным атрибутам).
- Описание случаев, когда правомерно требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства.
- Уточнение ситуаций, когда водителю необходимо выйти из машины по требованию инспектора полиции.
- Правила проведения медицинского освидетельствования на предмет употребления алкоголя, психотропных или наркотических средств.
- Законные случаи для проведения досмотра автомобиля.
- Вопросы о порядке привлечения к административной ответственности (вынесение определения, составления протокола, постановления-квитанции о штрафе за нарушение ПДД).
Помимо перечисленных аспектов в приказе имеется много нюансов и деталей, которые целесообразно изучить водителям, чтобы при необходимости уметь обоснованно отстаивать свою невиновность или успешно оспорить неправомерные действия должностных лиц ГИБДД.
Требования к поведению сотрудников ГИБДД
Согласно регламенту, инспектор ГИБДД при общении с водителем должен соблюдать ряд основных требований:
В соответствии с пунктом 20 приказа сотрудник ГИБДД всегда должен мотивировать свои требования. При обращении к водителю внятно называть свои данные: фамилию, звание, должность. При этом обращение должно быть корректным и исключительно на «Вы».
Для фиксации общения и обстоятельств дорожного правонарушения разрешено пользоваться техническими средствами (видеокамерой, диктофоном) не только инспекторам ГИБДД, но и водителям.
Основания для остановки автомобиля
Этот вопрос регламентирован пунктом 63 приказа. Основаниями для остановки ТС являются:
- случаи нарушения ПДД, подтвержденные техническими средствами или визуально;
- по ориентировке правоохранительных органов;
- по информации дежурного сотрудника полиции (при проведении спецопераций оперативного характера, других нарядов);
- для регулировки дорожного процесса;
- в случае ДТП, если появилась необходимость в привлечении понятого;
- при необходимости использования ТС в целях оперативной работы;
- при необходимости проверки грузов, лиц, перемещающихся в машине (в рамках специальных оперативных мероприятий по решению уполномоченных должностных лиц);
- при проверке документов на стационарных постах ДПС.
Остановка ТС запрещена в местах, не предусмотренных для этих целей ПДД, за исключением ситуаций, угрожающих здоровью граждан, при проведении розыскных мероприятий оперативного характера, совершении регулировки на дороге (пункт 66 регламента). При исполнении своих должностных обязанностей при пресечении административных правонарушений и при отказе водителя остановить автомобиль инспектор может применить огнестрельное оружие.
Требования к средствам фиксации правонарушений
Приказ устанавливает четкие требования к порядку документирования и технической фиксации правонарушений. Так, пунктом 46 приказа определены условия использования аппаратуры в процессе контроля дорожной ситуации.
К ним относятся следующие:
- контрольно-измерительные приборы должны иметь сертификат качества и специальный допуск, позволяющий проводить измерения;
- технические средства должны пройти метрологическую экспертизу, которая подтверждается соответствующим свидетельством;
- мобильная техническая аппаратура должна храниться в отделении и использоваться в строгом соответствии с инструкциями и методическими рекомендациями.
В соответствии с пунктом 43 приказа автомобиль ГИБДД на дороге должен быть отчетливо виден водителям, чтобы дать им возможность скорректировать движение и избежать правонарушения. Патрульный автомобиль дорожной полиции оформляется специальной цветной схемой.
Таким образом, приказ МВД № 664 содержит полный перечень требований к сотрудникам ГИБДД, которыми они обязаны руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей по контролю за безопасностью дорожного движения. Знание содержания этого документа позволит водителям правильно выстроить свое общение с полицейскими, избежать случаев неправомерного привлечения к административной ответственности, а также эффективно оспорить штрафные санкции при необходимости.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о новом . Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.
Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - , однако он утрачивает силу.
Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.
На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.
Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер
39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.
Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.
При этом возможно использование видеокамер установленных:
- в автомобиле ДПС;
- на посту;
- на сотруднике (носимый регистратор).
Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.
Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых
40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись ). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД
46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается .
При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.
В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об , фиксирующих нарушения правил.
Остановка автомобилей для проверки документов вне постов
63.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).
84.
Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7.
Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
84.9.
Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12.
Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС . Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.
Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.
Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.
Использование мигалок при остановке в темное время суток
Пункт 85 нового регламента ГИБДД:
В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).
Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.
Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.
Особенности принудительной остановки транспортных средств
97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:
- с применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях ;
Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:
- на горных дорогах;
- в местах с ограниченной видимостью;
- на железнодорожных переездах;
- на мостах;
- на путепроводах;
- на эстакадах;
- в туннелях.
Исправление ошибок в документах ГИБДД
174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.
Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).
Основания для досмотра автомобиля
155.
- проверка обоснованного предположения
- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
- осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.
202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:
- проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
- задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.
Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.
Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.
Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.
Изъятие записей видеорегистратора инспектором
176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов ), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.
Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.
Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.
Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.
Соответствие пунктов старого и нового регламента
Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:
Административная процедура | Пункт " " регламента | Пункт " " регламента |
Надзор за дорожным движением | 58 | 38 |
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации | 75 | 55 |
Регулирование дорожного движения | 79 | 58 |
Остановка транспортного средства | 84 | 63 |
Остановка пешехода | 101 | 77 |
Проверка маркировочных обозначений | 106 | 82 |
Опрос водителя | 131 | 102 |
Составление протокола | 142 | 109 |
Вынесение постановления | 156 | 120 |
Доставление | 175 | 187 |
Задержание водителя | 179 | 192 |
Досмотр водителя | 189 | 165 |
Осмотр ТС | 197 | 149 |
Досмотр ТС | 202 | 155 |
Изъятие вещей | 213 | 173 |
Отстранение от управления | 223 | 126 |
Освидетельствование на состояние опьянения | 227 | 129 |
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения | 234 | 136 |
Задержание ТС | 244 | 146 |
Запрещение эксплуатации | 258 | 143 |
Арест ТС | 260 | 181 |
Выезд на место ДТП | 266 | 207 |
В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".
Все нововведения, рассмотренные выше, включены в новую версию курса, поэтому он сохраняет свою актуальность. И если Вы до сих пор не изучили аудиоуроки, то рекомендую это сделать.
Удачи на дорогах!