§4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации. Национально-государственное устройство российской федерации и его принципы

ВОПРОС: Что такое национально-государственное устройство и административно-территориальное деление?

ОТВЕТ: Национально-государственное устройство - это определенная форма общественных отношений, представленная в административно-территориальной или территориально-политической организации государства, способе существования его составных образований.

Исторически сложились две основные формы национально- государственного устройства: 1)

унитарное государство; 2)

федеративное государство. (Правда, известна и третья форма - конфедерация, создаваемая с целью достижения определенных политических, военных, экономических и иных целей и затем, чаще всего, трансформируемая либо в союзное федеративное государство, либо распадающееся на несколько унитарных государств.)

Унитарное государство - это простое государство, в котором все основные признаки: конституция, гражданство, территории, система органов власти и управления и внешние атрибуты (национальный флаг, герб, гимн и столица) - представлены только один раз.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором все основные признаки представлены столько раз, сколько субъектов входит в союз.

ВОПРОС: На каких принципах строится Российская Федерация?

ОТВЕТ: В основе национально-государственного устройства Российской Федерации лежат следующие принципы.

Совмещение национальной или территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (статья 5 Конституции 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г. и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.

Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих прежде всего малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными в большой семье народов нашей федерации. В соответствии с Конституцией тот или иной народ на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития, и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

ВОПРОС: Какими признаками характеризуется природа Российского государства как федерации?

ОТВЕТ: Россия, будучи государством федеративным, характеризуется наличием всех признаков, позволяющих говорить, что это государство сложное, имеющее такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными законами и органами государственной власти и управления) существуют отдельные территориальные единицы, имеющие составные законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеративная природа нашего государства характеризуется следующими признаками.

1. Российская Федерация имеет Конституцию. Наряду с ней субъекты, входящие в состав федерации, имеют свои конституции (в республиках), уставы и законодательство (в краях, областях, городах федерального значения и в автономных образованиях), в которых закрепляется их правовой статус как субъектов Российской Федерации. 2. Российская Федерация обладает своей территорией, на

которую распространяется ее государственный суверенитет и в рамках которой общефедеральное законодательство имеет верховенство. 3.

Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. 4.

Российская Федерация имеет систему общефедеральных органов государственной власти, акты которых являются обязательными для исполнения на всей территории страны. 5.

Российская Федерация имеет единую денежную систему, единый государственный бюджет и единую налоговую систему. 6.

Российская Федерация имеет герб, гимн, государственный флаг и столицу.

Еще по теме §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации:

  1. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
  2. 1.2. Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации
  3. 4. Формы национально-государственногои административно-территориального устройства
  4. 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР

Государственное устройство - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Конкретная форма государственного устройства дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория государства, каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь его иерархических структур. Обычно выделяют три формы государственного устройства. Это унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Наша федерация основана на национальном принципе. Существуют федерации, основанные на территориальном принципе, например, США, ФРГ и Мексика.

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная и кредитная система, единая государственная политика и федеральная конституция. В отношении функционирования государственной власти федерация предполагает наличие законодательной, исполнительной и судебной власти.

На территории нашего государства проживает более 120 национальностей и народностей. Из них около 120 млн. русских. Среди других национальностей: татар - 5,5 млн., чувашей - 1,8 млн., башкир - 1,3 млн., мордвы - 1,1 млн. Национальный состав проявляется во внутреннем устройстве Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности.

Следует отметить, правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. При этом Конституция республики не должна противоречить Основному Закону - Конституции Российской Федерации. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа устанавливается наряду с Конституцией России собственными уставами.

4. Государственный орган: понятие, признаки, классификации.

4.1. Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
4.2. Органы государства классифицируются по различным основаниям
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент".
Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх в республиках - президент.
Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, - вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные органы власти.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

Заключение

Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Раскрыто понятие, сущность и социальное назначение государства.

Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества.

Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

2. Рассмотрены основные признаки государства, к ним относятся:

Территориальная организация;

Публичная (государственная) власть;

Государственный суверенитет;

Неразрывная связь государства и права;

Система налогообложения.

3. Определена типология и форма российского государства.

Типология государства – это его специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Различают формационный и цивилизационный подход. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки - общественно-экономическая формация (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип государства). В рамках цивилизационного подхода основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные и прочие (египетская, китайская, православная и др. цивилизации).

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

4. Рассмотрены понятие, признаки и классификация государственных органов.

П Л А Н

Проведения общественно-государственной подготовки,

Общественно-политического и государственно-правового информирования с личным составом сводного курса психологического факультета.

Место проведения: актовый зал института

Время проведения: 13.15 – 14.00 часов

Материально – техническое обеспечение: конспекты лекций по общественно-государственной подготовке, общественно-политическому и государственно-правовому информированию.

№ п/п Проводимое мероприятие Время проведения, мин Отметка о выполнении
Общественно-государственная подготовка – 30 минут
1. Проведение лекции – диспута на тему: «Конституционные основы федеративного устройства России».
Общественно-политическое и государственно-правовое информирование – 15 минут
2. Доведение и обсуждение информации о событиях в стране и за рубежом.
3. Доведение и обсуждение информации о событиях в Вологодской области.
4. Доведение и обсуждение информации о событиях ФСИН России и учебного заведения.

Заместитель начальника курса

майор внутренней службы Руковишников А. В.

С О Г Л А С О В А Н О:

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы Сафиуллина Л. И.

« ____ » ____________ 201 ___ года

Инспектор ООВР ОРЛС института

лейтенант внутренней службы

Сафиуллина Л. И.

«____»_________________201_г.

План лекции

по общественно государственной подготовке личного состава

Тема:Конституционные основы федеративного устройства России

Место проведения: актовый зал ВИПЭ ФСИН

Время проведения: 30 мин.

Понятие и принципы национально-государственного устройства Российской Федерации

Под государственным (национально-государствен­ным) устройством в юридической науке понимается внут­ренняя структура государства, правовое положение от­дельных составляющих его частей, характер взаимоот­ношений между ними, а также с центральными органа­ми власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоя­тельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-тер­риториальных единиц подчиняются центральным орга­нам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитар­ного государства суверенитетом не обладают. В некото­рых Унитарных государствах имеются национальные ав­тономные образования, которые также не являются су­веренными.

Федерация представляет собой добровольное объ­единение государств, обладающих определенной само­стоятельностью, в союзное государство на основе федера­тивного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во вза­имоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая инте­ресы субъектов федерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных до­говоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного уст­ройства в свое время прошли Швейцария, США, Герма­ния, Канада к др. Конфедерация не имеет единых госу­дарственных органов, гражданства, конституции, терри­тории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопре­деления в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему го­сударственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государст­венного устройства России включают в свое содержание:

закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство феде­ральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность тер­ритории Российской Федерации; установление субъект­ного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъек­тов; равноправие и самоопределение народов; равнопра­вие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регули­рующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы нацио­нально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство".

Основными принципами федеративного националь­но-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народно­стей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и авто­номией.

4. Национально-территориальный принцип образо­вания форм государственности в сочетании с территори­альным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Феде­рации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.

1. Добровольность объединения наций и народно­стей в федеративное государство. Этот принцип построе­ния Российского государства формировался историче­ски.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации. Так, в Преамбуле Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации (1992 г.) закреплено:

"Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти Российской Федераций и орга­нов государственной власти суверенных республик в со­ставе Российской Федерации... стремясь к качественно­му обновлению федеративных отношений на основе доб­ровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления... договорились о нижеследующем,.." Аналогичные положения содержатся и в других доку­ментах, составляющих Федеративный договор.

О добровольном характере объединения наций и народностей в Российскую Федерацию свидетельствует и то, что Конституция РФ 1993 года была принята путем всенародного голосования, во всех субъектах Федерации.

2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональ­ный народ Российской Федерации принимает свою Кон­ституцию, "исходя из общепризнанных принципов рав­ноправия и самоопределения народов".

В ст. 5 Конституции РФ среди принципов, лежа­щих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и ав­тономией. Многонациональный характер, сложный ис­торический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Фе­дерацией по действовавшей тогда Конституции, в Рос­сии начались процессы суверенизации бывших автоном­ных республик, изменения форм государственности быв­ших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.

Россия обладает всеми признаками Федерации: на­личием федеративной территории и территории субъек­тов; федеративного гражданства и гражданства респу­блик, входящих в Федерацию; общефедеративной кон­ституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном уст­ройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, яв­ляются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие приз­наки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных на­ционально-государственных образований в форме авто­номной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государст­венности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Рос­сийского государства. Содержание и пределы самоуправ­ления определяются государственной властью Федера­ции.

4. Национально-территориальный принципобра­зования форм государственности в сочетании с терри­ториальным принципом образования субъектов Феде­рации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по терри­ториальному принципу (США, ФРГ и др.) и националь­но-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современ­ном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплоще­ние оба эти принципа.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием нацио­нального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в со­ставе Российской Федерации, автономная область и ав­тономные округа.

В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были го­сударства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.

5. Государственная целостность Российской Фе­дерации. Этот принцип включен в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и за­креплен в ст.5 п.З Конституции РФ, которая устанавли­вает, что "федеративное устройство Российской Федера­ции основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...".

Важнейшей правовой гарантией сохранения госу­дарственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федера­ции. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и дру­гие нормы, гарантирующие единство и целостность Рос­сии.

Согласно ст.67 п.1 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное единство и целостность России. Принцип государственной целост­ности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Россий­ской Федерации (ст.68 Конституции РФ).

На обеспечение государственной целостности нап­равлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст.74); устанавливается единая денежная еди­ница - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховен­ство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государствен­ной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо­чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов.

Конституция устанавливает порядок правового ре­гулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъек­тов Федерации.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот прин­цип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации -суверенности и равноправия наций. Анализируя сущ­ность принципа равноправия субъектов Федерации, не­обходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм госу­дарственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Россий­ской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст.11 п.2); равный конституционный статус однопоряд­ковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным язы­ком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Россий­ской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); рав­ное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Фе­дерации (ст. 104) и др.

2. Россия - суверенное федеративное государство

Статья 1 Конституции РФ определяет, что "Рос­сийская Федерация - Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской фор­мой правления". Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые приз­наки, атрибуты государственности, элементы конститу­ционно-правового статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее сувере­нитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Фе­дерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. По ранее действовавшим российским конституциям кроме территории субъектов (автономных республик, областей и округов) имелась территория непосредственно общефедеральная. С при­знанием в 1992 г. краев, областей и городов федерально­го значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятель­ными и равноправными субъектами Федерации вся тер­ритория России состоит из территорий субъектов.

Определяя конституционные основы правового ре­жима территории, статья 67 Конституции РФ устана­вливает, что "территория Российской Федерации вклю­чает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ни­ми". Впервые в Конституции РФ в этой статье определе­ны основы статуса континентального шельфа. Россий­ская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конститу­ции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и норма­ми международного права.

Правовое регулирование вопросов территории осу­ществляется также Законом "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с измене­ниями и дополнениями от 22 июля 1994 г. Согласно ст.1 Закона Государственная граница Российской Федера­ции - это линия и проходящая по этой линии верти­кальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного про­странства) Российской Федерации, то есть простран­ственный предел действия государственного суверените­та Российской Федерации. -

Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает 6 них. Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Особый статус имеет исключительная экономиче­ская зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории).

Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть измене­ны с их взаимного согласия (ст.67 п.З Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России опре­деляется Законом "О Государственной границе Россий­ской Федерации".

2. В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с феде­ральным законом, является единым и равным независи­мо от оснований его приобретения.

Наличие федерального гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, вхо­дящих в состав Федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федерального гражданства влечет за собой утрату гражданства респу­бликанского.

3. Российская Федерация как суверенное государ­ство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем ре­ферендума. Она имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изме­нение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.

Суверенный характер Российской Федерации обус­ловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нор­мативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.

Верховенство федерального законодательства обес­печивается конституционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде­ральным законам" (ст. 76 п. 5 Конституции РФ).

4. Наличие системы фе­деральных органов государственной власти. В содержа­ние основ конституционного строя входит норма, уста­навливающая, что "государственную власть в Россий­ской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Фе­дерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конститу­ции РФ).

В целях обеспечения единства системы органов ис­полнительной власти федеральные органы исполнитель­ной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать со­ответствующих должностных лиц (ст. 76 п.1 Конститу­ции РФ).

5. Наличие единых Воору­женных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Россий­ской Федерации созданы Вооруженные Силы и устано­влена воинская обязанность граждан Российской Феде­рации.

Вооруженные Силы комплектуются как в добро­вольном порядке, так и по призыву по экстерриториаль­ному принципу,что обусловлено их единым общефедера­тивным характером. Верховным Главнокомандующим ВС, согласно Конституции РФ, является Президент Рос­сийской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы безопасности, войска феде­ральной правительственной связи, железнодорожные войска и др. Перечень этих войск является исчерпы­вающим. Закон запрещает существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований. Отсюда вытекает невозможность создания вооруженных формирований в субъектах Федерации.

Общефедеральный характер оборонной деятель­ности и строительства Вооруженных Сил обусловливает законодательное регулирование этой сферы федераль­ным законодательством.

6. Российская Федерация имеет свою государственную федеральную собст­венность, денежную и кредитную систему, единое эко­номическое пространство.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск, объекты и имущество органов государ­ственной власти Российской Федерации.

В Российской Федерации существует единое рубле­вое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком Рос­сийской Федерации.

7. Российская Федерация обладает международнойправосубъектностъю. Со­гласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет огра­ничения прав и свобод человека и гражданина и не про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федерации".

Россия заключает международные и межгосудар­ственные договоры и соглашения с иностранными госу­дарствами. Только Федерация об­ладает правом решения вопросов войны и мира. Россий­ская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

8. Наличие государ­ственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отме­чается в Законе РФ "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., статус государственного на всей терри­тории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Предметы ведения Российской Федерации

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодатель­ными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации опреде­ляется Конституцией РФ 1993 года и Федеративным договором.

1) исключительные предметы ведения и полномо­чия Российской Федерации (ст.71);

2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72).

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов Федерации, статья 72 п.2 Конституции РФ устанавли­вает, что данные положения в равной мере распростра­няются на республики, края, области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться догово­рами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор пред­усматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнитель­ной власти Российской Федерации и ее субъектов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Политический режим является совокупностью методов, благодаря которым происходит осуществление государственной власти.

Виды режимов

Современная политология выделяет такие разновидности политических режимов:

1. Демократический режим . В государстве с демократическим режимом существует многопартийность - каждая политическая организация имеет реальную возможность прийти к государственному управлению. Обществу доступный идеологический плюрализм, то есть господствующая идеология и ее насильственная пропаганда - отсутствует.

Органы государственной власти при демократическом режиме формируются путем свободного голосования граждан государства, обладающих выборным правом. В демократическом государстве гарантируется защита прав и свобод человека Конституцией и главой государства.

2. Террористический режим . В государстве, в котором господствует террористический режим запрещена деятельность любых других, кроме доминантной, политических партий организаций, народу насильственно навязывается выгодная для правительства идеология, которая активно культивируется органами власти.

Демократические права и свободы не только не гарантируются, но и отсутствуют полностью. Органы государственного управления формируются исключительно правящей верхушкой. В государстве доминирует массовый террор на идеологической основе и полное беззаконие. Террористический режим бывает двух видов - авторитарный и тоталитарный.

Политический режим России

Давайте определим, какой политический режим присущ нашему государству. На сегодняшний день Россия принадлежит к странам демократического режима. Однако наше государство прошло очень тяжелый путь, прежде чем достичь торжества демократии. Долгие века, правление Россией было сконцентрировано в руках монарха, что означает господство авторитарного режима.

Желания демократических преобразований государства и общества привели к тому, что в 1922 году была создана другая, уже тоталитарная империя - Советский Союз. И только в 90- х годах 20 века в нашем государстве впервые произошло зарождение демократии, которая на сегодняшний день уже достаточно укрепилась в российском обществе.

Национально-государственное устройство

Национально-государственной устройство - это система общественных отношений в рамках государственности многонационального общества, которые формируются в форму организации власти. Национально государственное устройство регламентирует статус территориальных национальных суверенных образований в рамках одного государства. Основными видами национально-государственного устройства является федерация и унитарное государство.

Многие источники выделяют и третий вид - конфедерацию, однако она является только содружеством независимых суверенных государств, с целью обеспечения более эффективного взаимодействия. Унитарное государство образовывается в мононациональном обществе и состоит из отдельных не суверенных административных единиц - областей, княжеств, земель и т. д. Федерация - это государственное устройство в многонациональном обществе, которое состоит из автономных, чаще национальных регионов, которые не являются независимыми субъектами международных отношений и подчиняются центру.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

Различаются две основные формы государственного устройства:унитарная и федеративная .

Унитарное государство - это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства - конфедерацию , которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления ("горизонтальное разделение власти"), для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп.

Унитарное государство - централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс).

Конституционные основы национально-государствен-ного устройства России включают:

Закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

Верховенство федеральной Конституции и федераль-ных законов на всей территории РФ;

Целостность и неприкосновенность территории РФ;

Установление субъектного состава России;

Закрепление в качестве основы федеративного устрой-ства России ее государственной целостности, единства си-стемы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

Равноправие народов;

Равноправие субъектов во взаимоотношениях с феде-ральными органами государственной власти;

Единство и равенство федерального гражданства.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

Добровольность объединения наций и народностей;

Равноправие наций;

Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией;

Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;

Государственная целостность РФ;

Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;

Равноправие субъектов РФ.