220 фз от 13.07 15 г. ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ — Российская газета. Контроль за осуществлением регулярных перевозок

Независимо от системы налогообложения компании и ИП, которые выплачивают своим сотрудникам облагаемый доход, должны платить страховые взносы во внебюджетные фонды. В данной статье рассмотрим ставки взносов в ФСС и кардинальные изменения, которые вступят в силу уже с 2017 года и повлияют на работу ИП и организаций на УСН.

Тарифы страховых взносов в ФСС для УСН

В ФСС страхователи платят два вида взносов:

  • На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — исходя из ставки 2,9%.
  • На страхование от производственных травм. Ставка определяется по виду деятельности и установленному классу профессионального риска (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2012 № 625Н). Минимальный тариф равен 0,2%. Если плательщик страховых взносов занимается опасным производством (например, добычей каменного угля), его ставка может достигать значения 8,5%.

Взносы платят с дохода работника. Не облагаются взносами командировочные, выходные пособия в пределах трех средних заработков, декретные пособия, разовая материальная помощь и т.д. (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В определенный момент упрощенец, как и любой другой плательщик, имеет право перестать платить взносы по временной нетрудоспособности в ФСС. Это право наступает, когда зарплата нарастающим итогом с начала года превысит 718 000 рублей (для 2016 года) и 755 000 рублей (для 2017 года). К примеру, если сотрудник ежемесячно получает 70 000 рублей, в декабре с его заработной платы взносы в ФСС уже не перечисляются, так как его совокупный доход превысит установленный лимит (70 000 * 11 месяцев = 770 000 рублей). Обратите внимание! Взносы на травматизм платятся независимо от начисленной базы, то есть всегда.

ИП на УСН, работающие без наемных работников, не платят обязательные взносы за себя в ФСС, но могут делать это добровольно.

Ставки тарифов, приведенные выше, распространяются на большую часть работающих. Однако есть категории лиц, по которым платятся взносы по иным ставкам. Например, по временно пребывающим иностранцам тариф в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Кроме того, часть упрощенцев имеют право на пониженные тарифы (льготы). Все категории льготников перечислены в ст. 58 Закона № 212-ФЗ . Если вы попадаете в данную категорию, платить взносы в ФСС не нужно совсем. Такие упрощенцы перечисляют взносы только в ПФР по ставке 20%.

Что ждет упрощенцев в 2017 году?

С 2017 года взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перейдут в руки ФНС. Это значит, что в ФСС перечислять придется только взносы на травматизм.

До конца 2016 года лучше свериться с Фондом и закрыть переплаты и недоимки. Фонды будут взаимодействовать с ФНС и обмениваться данными. Например, придется состыковывать информацию по пособиям, выплаченным работникам за счет ФСС. Кроме того, налоговые инспекторы и специалисты фондов теперь смогут проводить совместные проверки на местах согласно плану. На практике такие проверки чаще всего бывают у крупнейших налогоплательщиков и у тех страхователей, которые возмещают из Фондов существенные суммы.

Также обязательно нужно проследить за изменениями предельных лимитов для начисления взносов — в 2017 году они станут выше и составят 755 000 рублей.

По взносам в ФСС страхователи отчитываются с помощью расчета 4-ФСС. В 2017 году он изменится и будет включать информацию лишь о взносах на травматизм. Срок оплаты останется прежним — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. По остальным взносам отчитываться нужно будет в ФНС по форме единого расчета по взносам (в него войдут показатели по взносам на социальное страхование и пенсионное обеспечение). Новый расчет, также как и 4-ФСС, — квартальный, сдавать его нужно будет до 30-го числа месяца, следующего после отчетного квартала.

ИП без наемных работников, не зарегистрированный в качестве работодателя, в ФСС не отчитывается.

КБК для уплаты взносов

Очень часто компании и ИП путаются в КБК. Отсюда возникают проблемы: уплаты по взносам зависают на неопределенных платежах и расхождения по взносам порой выявляются только при сверке.

В идеале нужно сверяться с фондами раз в квартал сразу после сдачи отчетности. Обычно с переносом взносов с одного КБК на другой проблем не возникает — достаточно написать письмо в банковскую группу ФСС. Чтобы не утруждать себя лишними переписками и звонками в ФСС, внимательно заполняйте платежные поручения на уплату взносов.

Обратите внимание! Если вы успеете перечислить декабрьские взносы до конца 2016 года, используйте прежний КБК 393 1 02 02090 07 1000 160. Если же взносы с декабрьской зарплаты вы будете отправлять в новом 2017 году, в платежке укажите КБК, который утвердит ФНС в конце года. Детали о перечислении вносов по-новому можно узнать из Информации ФСС от 24.08.2016 . Также с нового года поменяется и получатель взносов: вместо ФСС следует указывать вашу ИФНС.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам рассчитать взносы в ФСС, сформировать платежки и отчитаться перед Фондом. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, формируйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших специалистов.

– Я работаю по гражданско-правовому договору. Отчисления в ФСС с зарплаты не делаются. Можно ли мне в частном порядке вносить взносы в ФСС и, например, через 2 года иметь право на декретные?

На вопрос отвечает начальник отдела правового обеспечения регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РК Инна Алиева.

– В соответствии со ст. 2 Фе­дерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту - Закон №255-ФЗ) данному виду социального страхования подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9 Феде­рального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Возможность в добровольном порядке уплачивать страховые взносы на такие выплаты законодательством не установлена.

В соответствии с Законом №255-ФЗ добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством могут адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. Они приобретают право на получение страхового обеспечения (в том числе пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай. Добровольно вступить в указанные правоотношения можно путем подачи заявления в территориальный орган страховщика (Фонда социального страхования РФ) по месту жительства.

Обращаем ваше внимание, что матери либо отцы, опекуны, осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (неработающие), имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, которое назначается и выплачивается им органом социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет. С 1 января 2012 года для указанных лиц размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 2326 руб. (+районный коэффициент), а по уходу за вторым ребенком и последующими детьми 4651,99 руб. (+ районный коэффициент).

Кроме того, один из родителей имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка. В том случае, если оба родителя не работают, оно выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства одного из родителей. С 1 января 2012 года размер пособия составляет 12405,32 руб. (+ районный коэффициент).

Но при этом стоит руководствоваться законодательством, чтобы не допускать ошибок и исполнять свои обязательства вовремя. Каков же порядок произведения платежей?

Общие сведения

Как функционирует такая инстанция, как ФСС, что собой представляет и какие нормативные акты являются основными для плательщиков страховых взносов? Проанализируем действующую законную базу.

Определения

Одним из основных внебюджетных фондов является ФСС (Фонд социального страхования). Его работа имеет два направления. Это:

Суммы, что направлены на обязательное социальное страхование при временной нетрудоспособности, могут быть сформированы за счет:

  • сумм взносов, что в обязательном порядке уплачиваются страхователем;
  • штрафа и пени, которые могут быть начислены плательщику при нарушении норм законодательства.

Средства на осуществление обязательного соцстрахования при нетрудоспособности временного характера и в связи с материнством формируются за счет:

  • обязательных взносов страхового плата лиц;
  • штрафов и пени, что будут взиматься при нарушениях.

Те суммы, что перечисляются по страхованию от несчастного случая и профзаболеваний, формируют за счет:

  • средств, что в обязательном порядке перечисляются страхователями (страховые взносы);
  • штрафы и пени по таким платежам;
  • средств, что поступают от страхователей при ликвидации предприятия;
  • других сумм, что не противоречат нормативной документации РФ.

Основная задача Фонда – обеспечить защиту работников компаний не тот случай, когда он определенный период не могут исполнять свои трудовые обязательства.

Перечислим функции ФСС:

  • обеспечение страховой защиты при наступлении несчастного случая на рабочих местах или профессиональном заболевании.
  • страховое покрытие в случае материнства (беременности и родов), которое включает:
  1. Оплату .
  2. Пособия по беременности.
  3. Единовременное пособие, когда осуществляется постановка на учет к специалисту на ранних сроках беременности.
  4. Пособие по уходу за новорожденным.
  • обеспечение спонсирования .
  • оказание финансовой помощи при предупредительном мероприятии, направленном на уменьшение рисков травматизма на работе и снижение риска возникновения профболезни.
  • предоставление путевок в санатории для отдыха и лечения льготных категорий граждан.
  • предоставление инвалидам протезов и техсредств при реабилитационном процессе.

Представители откажут в оплате больничного:

  1. При наступлении временной нетрудоспособности из-за травм или болезней, что не были получены на работе.
  2. При осуществлении ухода за больными детьми или другими членами семьи.
  3. При уходе за малолетним ребенком или несовершеннолетним ребенком с инвалидностью, если их родитель/попечитель сам болеет.
  4. При карантине, лечении в санаторном учреждении.
  5. При переводе застрахованных лиц временно по медицинским показаниям на более легкий труд, оплата за который также производится в меньшем размере.

То есть, ФСС не компенсирует ущерб, что нанесен не на рабочих местах, а в быту.

Кто является плательщиками?

Действующая нормативная база

Плательщикам страховых взносов в Фонд по социальному страхованию стоит опираться на такие нормативные документы, в которых содержатся правила исчисления и уплаты сумм:

  1. Закон от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Срок предоставления отчетности и уплаты сумм в бюджет может отличаться. Влияющий фактор – категория плательщика взносов. Расчеты подаются по .

Плательщик должен уплатить страховые взносы по истечению каждого отчетного периода. Допускается:

На страхование от травм взносы перечисляются каждый месяц в сроки, установленные для получения в банковском учреждении зарплат за прошедший месяц.

Страхователь платит страховые суммы в соответствии с в сроки, что устанавливались страховщиками (закон № 125-ФЗ ст. 22).

При перечислении нельзя допускать ошибок в КБК, названии компании или банковского учреждения, иначе обязательство по уплате страховых взносов не будет считаться исполненным (ст. 18 документа № 212-ФЗ).

Если последний день, в который еще можно произвести уплату, пришелся на выходной, то он переносится на ближайший рабочий день. Но это касается не всех взносов.

Например, при уплате взносов на травматизм стоит опираться на правила закона № 125-ФЗ, где сказано, что уплачивать нужно в рабочий день, что предшествует последнему, если это выходной.

За плательщиками остается обязанность обеспечить ведение учета начислений и взносов. Учет осуществляется в отношении каждого лица в индивидуальном порядке.

Размер страховых взносов в ФСС

Плательщики делятся на 4 группы в соответствии с общими и пониженными тарифами:

Условие Пояснение
Лица, которые не должны платить страховые взносы в ФСС Это касается участников проекта «Сколково», а также, если ИП за себя
Лица, что перечисляют 1,9% Это фирмы, что работают на ЕСХН, являются сельскохозяйственными производителями. Правило распространяется и на общественную организацию граждан с ограниченными возможностями
Лица, что платят 2% Это касается IT-компаний, резидентов технической внедренческой особой экономической зоны, обществ, что создавались после 13.08.09 года бюджетным учреждением
Лица, что платят 2,9% Это организации на ОСНО, УСН, ЕНВД

База для начисления

База для начисления сумм взносов – перечисления, что осуществляются физическим лицам. В 2015 году лимит установлен в размере 670 тыс. рублей ().

То есть, страховые взносы будут уплачиваться в структуры до тех пор, пока сумма выплат работнику не будет превышать норматив. Регулирование сумм осуществляется п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ.

Как произвести расчет?

Начисления не должны превысить лимит базы. Расчеты сумм страховых взносов базы осуществляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

При уплате страховых сумм стоит учитывать такие моменты:

  1. Платежи определяются согласно величине выплат, что начислялись сотруднику с начала года до того месяца, когда производятся подсчеты.
  2. При расчетах стоит учесть тарифы. Из начисленных сумм стоит отнять платежи, которые осуществляются каждый месяц, за срок от начала года до текущего месяца.
  3. Страховые взносы могут уменьшаться на произведенные расчеты на перечисление пособия по такому виду страхования. Уплатить средства необходимо на конкретные счета в федеральный бюджет ФСС.

Используемая формула:

Возможен ли возврат излишне уплаченных сумм?

Иногда возникает недовольство у лиц по такому поводу: региональным отделением Фонда осуществляется излишнее взыскание сумм по страховым взносам с предприятий.

Причиной может быть, например, сбой в программах. При этом не всегда компания получает требование о перечислении недоимки. Как быть в подобных ситуациях? Возможно ли возмещение страховых взносов?

Суммы, что излишне взыскиваются, плательщики вправе вернуть, причем с процентами, рассчитанными по такой формуле:

За пользование чужими средствами дополнительные суммы с уполномоченного органа взыскать не удастся, так как не применяется в сфере социального страхования.

Для получения причитающейся суммы назад стоит подать (). На это у вас есть 1 месяц с того момента, когда вы выяснили о списанной сумме в излишках.

Обычно плательщики узнают об этом при получении по расчетным счетам. Если такие сроки будут пропущены, то вопрос придется решать в судебном порядке.

Для подачи отводится период в 3 года. При составлении заявления учтите, что нужно отражать не только сумму переплаты, но и процентов, которые должен вернуть ФСС.

Региональным представительством будет возвращено указанную в заявлении сумму процентов. Но так как вы не знаете, когда именно произойдет возврат на момент обращения, сумма может отличаться от отраженной в документе.

Остаток процентов исчисляется представителями Фонда в течение 3 дней с момента получения плательщиком уведомления. Сроки возврата излишне перечисленных сумм может затянуться, так как органами может проводиться сверка всех расчетов.

Сумму процентов в налоговом учете отражать не нужно. В бухучете стоит использовать такие проводки:

Может быть использована и одна прямая проводка: Дт 51 Кт 91-1.

Возникающие нюансы

Даже при исполнении своих обязательств в полной мере, вы не можете предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности.

А значит, помимо основ уплаты средств в фонд следует разобраться и в нюансах: возможных штрафах, недоимках и т. д.

Какой штраф за неуплату взносов?

При несвоевременном представлении расчетных ведомостей в фонд по соцстрахованию, плательщик должен будет заплатить штраф в размере 5% от суммы, которая подлежит уплате в каждом месяце.

Минимальная сумма – 100 рублей, максимальная – 30%. Если лицо опоздает с уплатой больше чем на 180 дней, то штрафные санкции будут такими:

30% Штраф
10% За каждый месяц, когда не внесено средства

Минимальный размер – 1000 рублей. Дополнительно понесет ответственность и руководство организации. Штраф руководителя – 300 – 500 рублей.

Если несвоевременно подано отчетность по рассчитанным страховым платежам, то плательщика также ожидает штраф. О санкциях говорится в ст. 46 закона № 212-Фз и ст. 19 закона № 125-ФЗ.

Когда расчет по страховым взносам предоставлен с нарушением законодательства в отношении электронного формата подачи, сумма штрафа – 200 рублей.

Если не полностью уплачено сумму в связи с неправильных проведение расчетов, то предусмотрен штраф, размер которого составит 20%.

При умышленной неуплате лицо заплатит 40%. При не предоставлении документа – 200 рублей за одну справку.

Отражение проводками недоимки

Начисления на обязательный вид страхования влияют на размер базы налога на прибыль. Они должны включаться в составе остальных затрат и уменьшать налогооблагаемый доход в том периоде, когда средства были начислены или уплачены в ФСС.

Уточнения могут быть трех видов:

Как можно проверить отчисления?

Лицо может не знать об образовавшихся задолженностях по страховым взносам. В одних случаях основной причиной является пропуск крайних сроков уплаты, в других – неправильное исчисление платежей.

Чтобы не понести ответственность за нарушения, стоит контролировать отчисления во внебюджетные структуры, и потребовать в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов.

Для проверки информации вам стоит обратиться в региональное отделение ФСС с письменным запросом, составленным в произвольной форме. С собой необходимо будет взять документ, который подтвердит вашу личность.

Можно также подождать письменное уведомление-квитанцию на оплату страховых взносов от уполномоченного органа, хотя оно не во всех случаях доходит до адресата.

Работник может также проконтролировать, платит ли за него в ФСС работодатель или нет, попросив предъявить , в которой отражены реальные доходы физического лица.

Облагается ли лечение сотрудника?

К примеру, работодатель изъявил желание покрыть работнику фирмы расходы на проведения операции. Является ли такая сумма облагаемой взносами? На размер компенсации затрат на лечение администрация должна начислять страховые взносы в ФСС.

Но если сумма матпомощи не превысила лимита 4 тыс. рублей, то начисления можно не осуществлять. Основанием для этого является п. 11 ч. 1 ст. 9 документа № 212-ФЗ.

Перспективы администрирования СВ

Разберемся, какие проблемы являются актуальными и как они решаются.

Мировой опыт показывает, что самый надежный – метод трехканального финансирования, при котором:

Государственные средства направляются на осуществление всеобщих выплат и на обеспечение минимальных пособий по страхования, если указанных выше сумм не достаточно. Таким образом, ответственность за риски несут 3 субъекта.

Страховой и накопительный принцип дают понятие о том, что безвозмездной социальной помощи быть не может, что необходимо инвестировать суммы в развитие компаний. ФСС получает определенные проценты, что устанавливаются правительственными органами.

Чтобы обеспечить координацию работы всей системы по социальному страхованию, а также провести республиканских мероприятий, выполнять программы, в фонд федерального уровня также направляется определенная часть полученных средств.

Суммы страховых взносов, что отчуждаются на законных основаниях, являются собственностью застрахованного лица и не могут быть изъяты.

Они не используются за пределами страховой системы, не являются налогооблагаемыми другими платежами и с них не нужно производить отчисления. Средствами может управлять такой субъект – фонд или страховая касса, который финансирует все мероприятия.

Для того чтобы система рыночных отношений была более устойчива, фонд и касса имеет коммерческие права на управление суммами соцстрахования, если большая ее часть направлена в систему соцстрахования. Актуален вопрос о том, как участвуют средства государственного бюджета в такой системе.

При отказе от госфинансирования части затрат в сфере социального обеспечения может увеличиться доля взносов страхователя, или невозможность возместить застрахованному лицу 100% перечисленной зарплаты.

Но факт того, что средства государственного бюджета участвуют, создает прецеденты вмешательства правительства в финансовый вид деятельности системы соцстрахования.

Финансирование осуществляется в фонды по остаточным принципам, а существующие бюджетные дефициты не могут удовлетворить потребности всех граждан.

Поэтому создатели модели финансирования соцстраха предлагают 2 варианта, которые являются альтернативными:

Потерянную зарплату возмещать в размере 80% от средней прибыли застрахованных лиц Из них 73% — из прибыли организации, 7% — из сумм, что накоплены. Остаток (20%) может быть возмещена с участием государственного бюджета или структур соцстрахвоания, что накоплены за счет коммерческого вида управления. При нехватке средств на первых этапах будет осуществляться возмещение установленного минимума
Сумма страховых возмещений составит 75% — это минимум В том числе из денег организации платится 55№ от указанной суммы и 25% — за счет средств государственного бюджета. Остаток может распределяться между фирмой (75 процентов) и застрахованным лицом (25%). Минимальное возмещение утраченных средств заработной платы взят как определенный средний размер от выплаченных раньше возмещений, когда величина зависела от стажа сотрудника

Те средства, что не были израсходованы в текущем бюджетном периоде, могут поступить в распоряжение страхователя, что направляют деньги с целью обеспечить потребности застрахованного лица.

Видео: ФСС, пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

Так может обеспечиваться принцип возвратности сумм, что не израсходованы. Фонд получит прибыль за счет управления коммерческого и контрольно-ревизионного характера, а также за средства штрафов, пеней и иных мероприятий регрессивного типа.

Современная система страхования является усовершенствованной в сравнении с той, что действовала ранее. Но на пути стоит еще много проблем, которые предстоит решить правительственным органам.

Разобравшись в особенностях уплаты страховых взносов в ФСС, вы сможете вовремя их перечислять в соответствии с установленными тарифами и сроками.

Что такое отчет 4-ФСС, как выглядит бланк в 2019 году и какие правила заполнения документа действительны в текущем году? В этом поможет разобраться инструкция формирования бланка. Ежегодно предприниматели и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью предоставить в структуры Фонда социального страхования отчетность по форме...

Недавние реформы законодательства сделали возможным отправку отчетов и документов иного типа в Фонд социального страхования при помощи специального телекоммуникационного канала – через шлюз. Файлы должны быть в обязательном порядке зашифрованы специальным образом, как это требует законодательство. Данный процесс...

Относительно недавно была осуществлена реформа действующего законодательства, касающаяся выплаты компенсации по больничным листам. Это привело к необходимости формирования специальной структуры – Фонда социального страхования. Следствием этого является дополнительная отчетность, строго обязательная для выплачивающих...

В январе 2018 года исполнилось 2 года, как вступил в силу № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но споры о нем не утихают и по сей день.

Этот вопрос регулярно поднимается во время поездок руководителей Минтранса в регионы. На различных площадках - коллегиях, селекторных совещаниях, профессиональных форумах и конференциях - представители Минтранса России, региональных органов власти, общественных организаций, эксперты обсуждают реализацию этого закона в субъектах РФ. Газета «Транспорт России» собрала разные мнения о реализации № 220-ФЗ и представляет на суд читателей заочный «круглый стол», посвященный этой теме.

Какие же задачи ставили перед собою разработчики № 220-ФЗ, учитывая, что на долю автомобильного и городского наземного электрического транспорта сегодня приходится 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта?

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул: - Работа над законопроектом шла около 10 лет и была вызвана необходимостью установления единого для всей страны механизма допуска перевозчиков к осуществлению перевозок на регулярных маршрутах. До принятия № 220-ФЗ в субъектах РФ использовались различные подходы к осуществлению регулярных автомобильных перевозок и контроля за ними. При этом на региональном и местном уровнях встречались случаи необоснованных административных барьеров для перевозчиков, а также нарушения перевозчиками установленных требований, что снижало безопасность перевозок.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: - Напомню, что во время работы над этим законопроектом существовала точка зрения, что нет необходимости регулировать этот вопрос на федеральном уровне, субъекты сами разберутся, как им выстраивать взаимоотношения с перевозчиками. Но жизнь показала, что это не так. Со временем пришло понимание того, что в законах обязательно нужно прописывать четкий перечень оснований, по которым чиновник может что-либо запретить. Поэтому № 220-ФЗ создавался в том числе и для того, чтобы исключить самодеятельность властей, которая процветала на региональном уровне.

Николай Асаул: - При разработке данного закона мы старались учесть интересы всех сторон: перевозчиков, пассажиров-льготников, региональных властей и муниципалитетов. В сфере межмуниципальных и муниципальных автомобильных перевозок впервые на уровне федерального закона были определены единые принципы регулирования таких перевозок для всех субъектов. Раскрыты полномочия регионов и муниципалитетов в области транспортного обслуживания населения как автомобильным, так и городским наземным электрическим транспортом. Региональные органы власти наделены полномочиями по установлению, изменению и отмене маршрутов. Появились две формы допуска для перевозчиков: по регулируемым тарифам через заключение муниципального контракта и по нерегулируемым тарифам по итогам открытого конкурса.

Основными новеллами № 220-ФЗ в сфере межрегиональных перевозок являются:

Закрепление за федеральным центром в лице Минтранса России (совместно с ФБУ «Росавтотранс») полномочий по организации перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, ведению реестра таких маршрутов и реестра остановочных пунктов по этим маршрутам; определение четких правил при проведении процедуры установления, изменения и отмены межрегиональных маршрутов; введение нормы о необходимости соответствия оборудования автовокзалов и автостанций минимальным требованиям, утвержденным Минтрансом России, как условия использования этих объектов на межрегиональных маршрутах; установление административной ответственности за нарушение закона, в том числе при осуществлении перевозок без карт маршрутов - до 300 тыс. руб., за посадку и высадку пассажиров вне установленных остановочных пунктов - до 5 тыс. руб. на водителя за каждый факт нарушения.

Как нормы закона были реализованы на практике?

Николай Асаул: - На конец января 2018 года в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включены сведения о 3766 маршрутах и 2771 остановочном пункте, из которых 1110 - это автовокзалы и автостанции, 1661 - расположены на дорогах общего пользования, причем на федеральных дорогах зарегистрированы 1296 объектов, в то время как на всей региональной маршрутной сети - лишь 365 объектов. При этом мы отмечаем, что только 38% межрегиональных маршрутов регулярных перевозок имеют свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов, а 62% межрегиональных перевозок осуществляются вне закона, поскольку в реестре отсутствуют остановочные пункты. Причина - в сложной процедуре регистрации остановочных пунктов. Для исправления ситуации в декабре 2017 года были внесены изменения в № 220-ФЗ, согласно которым обязанность и полномочия по регистрации остановочных пунктов на территории субъекта возложены на руководство субъекта.

Юрий Свешников: - Основная идея закона была в том, что все легально работающие на день принятия закона перевозчики могут продолжать работать и дальше как минимум пять лет, а региональные чиновники обязаны выдать им все правоустанавливающие документы. Перевозчики в течение 30 дней с момента принятия № 220-ФЗ должны были проинформировать региональные и муниципальные органы о параметрах эксплуатации своих маршрутов для формирования реестров регулярных автобусных маршрутов.

Закон установил четыре правовых основания легальной законной работы перевозчика: наличие договора с органом власти, паспорта маршрута (для междугородных перевозчиков), допуска или нормативно-правового акта, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров. По истечении 180 дней с момента принятия № 220-ФЗ органы власти в регионах должны были составить реестры регулярных автобусных маршрутов, по истечении 270 дней - выдать перевозчикам временные карты маршрутов, действительные на срок действия правового основания законности маршрута. Перевозчикам, у которых этот срок заканчивался в течение года со дня принятия № 220-ФЗ, временные карты маршрутов выдавались до июля 2016 года. После этого всем перевозчикам, получившим временные карты маршрутов, местные власти обязаны были выдать свидетельства на право эксплуатации маршрута и постоянные маршрутные карты. Однако во многих регионах перевозчики по разным причинам не успели уложиться в 30-дневный срок, в результате их маршруты не были включены в новые реестры, и они в одночасье стали нелегалами.

Удалось ли решить проблему административных барьеров?

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов: - Одна из основных целей № 220-ФЗ - защита перевозчиков от административных вольностей - не достигнута. Региональные органы власти стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом, а суды, прокуратура и антимонопольные органы в большинстве случаев встают на сторону администрации. В результате бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и с хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.

Плохую службу сыграла предоставленная органам власти свобода принятия решений по открытию маршрутов. В результате несогласованных действий региональных и муниципальных властей появилось много дублирующих друг друга межмуниципальных и муниципальных маршрутов.

Немало вопросов вызывает и установление порядка изменения маршрутов. Известны многочисленные случаи, когда органы власти давали перевозчику свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, а на следующий день требовали изменить маршрут. Сверхсложный порядок формирования реестра остановочных пунктов на межрегиональных маршрутах привел к тому, что этот реестр в полном объеме не сформирован до сих пор.

Юрий Свешников: - Мы даже подумать не могли, что нарушения № 220-ФЗ в регионах достигнут такого уровня. Где-то существенно был расширен список оснований для изъятия свидетельства у перевозчика, в целом ряде субъектов РФ вообще ставилось под сомнение право перевозчиков работать по нерегулируемым тарифам или проводились торги на заключение госконтракта по цене 1 коп./км пробега (?!). Как можно в этом случае играть на понижение? Оказывается, можно, если поставить цену 1 коп./2 км пробега.

Олег Старовойтов: - Конкурсные процедуры стали одним из самых проблемных вопросов. Право органов власти на местах устанавливать требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам породило обширную судебную практику.

Широкое распространение получили махинации с применением такого критерия конкурсного отбора, как количество ДТП в расчете на среднее количество транспортных средств, которыми владел перевозчик в течение года, предшествующего конкурсу. Дошло до того, что даже добросовестные перевозчики перед проведением конкурсов начали заключать фиктивные договоры аренды транспортных средств и за счет этого резко улучшать значение данного критерия. Нередки случаи, когда перевозчик выигрывал конкурс, заявив транспортные средства с немыслимыми характеристиками, но после получения свидетельства о своих обязательствах забывал. При этом ни контролирующие органы, ни органы власти ничего не предпринимали для прекращения действия этого свидетельства.

Не секрет, что в регионах тарифы в два раза ниже себестоимости и не во всех субъектах Федерации из бюджетов соответствующих уровней выделяются субсидии перевозчикам, из-за чего они вынуждены экономить в том числе и на безопасности. По данным Минтранса, сегодня убыточными являются порядка 60% предприятий общественного транспорта и 80% - организаций городского электрического транспорта. Какой выход из этой ситуации?

Николай Асаул: - Напомню, что на заседании президиума Госсовета при Президенте РФ в Ульяновске, где обсуждались вопросы комплексного развития пассажирских перевозок в регионах, особый акцент был сделан на необходимости определения реальной, справедливой и экономически обоснованной стоимости транспортной работы. Мониторинг показал, что после принятия № 220-ФЗ наметилась тенденция установления заказчиком начальной нулевой цены контракта при проведении конкурсов на организацию автоперевозок, что ставило перевозчиков на грань выживания. Экономить приходилось на всем: зарплатах водителей, обслуживании техники, соблюдении требований технологической и транспортной безопасности. В ряде субъектов РФ рост тарифов на пассажирские перевозки в 2015-2016 годах был в два раза ниже уровня инфляции.

Во исполнение поручений Президента РФ Минтранс издал приказ от 8 декабря 2017 года о порядке определения начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, что создает экономическую основу взаимоотношений между органами власти и перевозчиками, позволяет объективно учитывать специфику осуществления закупок в сфере регулярных перевозок. Также утверждена методика определения максимальной начальной цены контракта. Эти документы носят обязательный характер, и мы рассчитываем, что в 2018 году будут созданы реальные механизмы для улучшения финансового состояния автотранспортных предприятий.

Юрий Свешников: - Несмотря на все сложности, № 220-ФЗ дает возможность субъектам РФ сформировать удобную и экономически обоснованную модель пассажирских перевозок. Важно то, что теперь органы власти на местах могут сформировать маршрутные сети, исходя из своих бюджетных возможностей. При этом они должны решить уравнение с тремя неизвестными и свести воедино: стоимость единицы транспортной работы, посчитанной по федеральной методике, величину тарифа для населения и количество денег в бюджете, заложенных на транспорт. И уже исходя из этого открывать определенное количество маршрутов с регулируемыми тарифами, а все остальное отдать бизнесу.

Научно доказано: если рентабельность менее 9,5%, то транспортное предприятие не может устойчиво работать, а если перевозчик хочет обновлять подвижной состав и менять его каждые семь лет, то рентабельность должна быть 22,5%. Надо, наконец, определиться: у нас тарифы социально ориентированные или экономически обоснованные? Если они социально ориентированные, тогда федеральный бюджет должен дотировать регионы, чтобы они могли компенсировать перевозчикам разницу в стоимости тарифа до уровня рентабельности, причем не только ГУПам и МУПам, но и частным компаниям. Если тарифы все же экономически обоснованные, то местные власти должны устанавливать стоимость единицы транспортной работы по методике определения максимальной начальной цены контракта.

Характерно, что ряд регионов в рамках № 220-ФЗ не издали ни одного подзаконного акта, а в 50% муниципальных образований не реализуются полномочия, данные № 220-ФЗ. Неисполнение отраслевого закона в течение длительного времени должно приводить к каким-то правовым последствиям?

Николай Асаул: - В октябре 2016 года Генеральная прокуратура РФ провела мониторинг правоприменения № 220-ФЗ органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, который выявил следующие проблемы: невключение в соответствующие реестры маршрутов, сведения о которых перевозчики не успели подать в 30-дневный срок после вступления в силу ст. 39 № 220-ФЗ, и произвольное закрытие маршрутов в течение действия переходного периода; в 28% субъектов РФ не были приняты нормативные правовые акты о порядке установления, изменения и отмены маршрутов; в ряде субъектов РФ в реестры были включены маршруты регулярных перевозок как осуществляемые по регулируемым тарифам, в то время как перевозчики не получали ни субсидий, ни дотаций из бюджетов, но перевозили пассажиров по фиксированным тарифам; в субъектах РФ действуют различные требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

По результатам мониторинга были внесены представления органам исполнительной власти субъектов РФ о необходимости устранения нарушения законодательства РФ.

К сожалению, субъекты Федерации пока недостаточно активны в этом вопросе, мы считаем, что и в дальнейшем участие прокуратуры было бы весьма нелишним, чтобы действенным образом понудить руководителей субъектов исполнять федеральное законодательство.

Перевозчики отмечают важность соблюдения региональными властями норм № 220-ФЗ и, самое главное, установления ответственности не только для них, но и для органов власти при исполнении данных нормативно-правовых актов. Только при соблюдении этих условий можно организовать транспортное обслуживание в регионах на должном уровне. В декабре 2017 года был принят № 480-ФЗ, который призван исправить недочеты № 220-ФЗ. Среди принципиальных изменений: уточнение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок; установление перечня требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам; исключение дублирования межмуниципальных маршрутов межрегиональными и другие.

По данным Ространснадзора, примерно 15% всех проверок были связаны с реализацией № 220-ФЗ. За все время действия закона выданы более 4 тыс. заключений по остановочным пунктам. В 2017 году проверены более 8 тыс. предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, и более 120 тыс. автобусов в процессе их эксплуатации. По итогам этих проверок составлены 12 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что на 46% больше по сравнению с 2016 годом. Сумма штрафов составила более 218 млн руб. (рост в 1,5 раза).

Как отмечают в службе, планомерная работа по борьбе с нелегальными перевозчиками ведется только в четырех городах, где приняты нормативные акты, направленные на создание специализированных стоянок для хранения транспортных средств.

В заключение хотелось бы привести слова руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина, которые он сказал на итоговой коллегии службы: «Не проходит и недели, чтобы кто-то из субъектов не попросил новых полномочий по передаче контрольно-надзорных функций по исполнению № 220-ФЗ, - говорил Виктор Басаргин. - Однако если бы регионы выполняли все полномочия, данные им в рамках № 220-ФЗ, у них спина согнулась бы от тяжести. Одного этого достаточно, чтобы ликвидировать нелегальных перевозчиков и обеспечить безопасные перевозки пассажиров».

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

    8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...