1 кто относится к участниками образовательных отношений. Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений. отношений в сфере образования

Зигле Лилия Александровна - заместитель заведующей по инновационной деятельности ГБДОУ детский сад №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального Санкт-Петербург

Гудушина Людмила Павловна - заведующая детский сад N55 Кировского района Санкт-Петербурга

Новый Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» принят 31 декабря 2012 года, и вступает в силу с 1 сентября 2013 года. На подготовительную работу по реализации норм Федерального Закона направленных на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства осталось не очень много времени.

Впервые Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, обеспечивающий регулирование общественных отношений в сфере образования с учётом видов, уровней и форм получения образования.

Перед руководителями образовательных организаций, и в частности дошкольных образовательных организаций, стоит много задач по приведению всей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность руководимых ими организаций в соответствие с новым законодательством.

Любая нормотворческая деятельность руководителя начинается с детального анализа основных законодательных положений. Авторы данной статьи предлагают заведующим дошкольных образовательных организаций провести анализ текста Закона «Об образовании в Российской Федерации» на предмет регламентации «отношений в сфере образования», и в частности остановиться на понятии «образовательные отношения». Но начнём обзор с определение юридического термина «отношения в сфере образования», которое содержится в п.30 статьи 2 главы 1 «Общие положения»:

«отношения в сфере образования - это совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающими содержания образовательных программ (образовательные отношения) и общественных отношений , которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование».

Из данного определения видно, что отношения в сфере образования включают два основных компонента: образовательные отношения и общественные отношения, их разное целеполагание представленное в таблице 1 определяет и разные направления содержания работы руководителей.

Таблица 1

С кем придётся взаимодействовать руководителю образовательной организации в многообразии отношений в сфере образования?

Текст Закона предлагает нам определения «участников образовательных отношений» и «участников отношений в сфере образования». Проведём сравнительный анализ (табл.1) этих определений, которые представлены в п.31 и п.32 рассматриваемой нами статьи Закона.

Таблица 1

участники

образовательных отношений

участники

отношений в сфере образования

1. обучающиеся,

2. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,

3. педагогические работники и их представители,

4. организации, осуществляющие образовательную деятельность

Участники образовательных отношений

Федеральные государственные органы

Органы государственной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Работодатели и их объединения.

В статье 2 Закона «Об образовании» в перечне основных понятий, есть определения каждого участника образовательных отношений.

«Обучающийся» - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. В статье 33 главы 4 «Обучающиеся и их родители» понятие «обучающийся» классифицируется в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы. В отношении физических лиц, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, используется термин «воспитанники».

«Педагогический работник» - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности.

«Организация, осуществляющая образовательную деятельность» - образовательная организация. Статья 23 главы 3 «Лица, осуществляющие образовательную деятельность», вводит типологизацию образовательных организаций в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ. Поэтому участником образовательных отношений в рассматриваемом контексте будет «дошкольная образовательная организация» - организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности - образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода.

Двенадцать принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплены в п.1. статьи 3 Закона «Об образовании». Принцип «сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» направлен на решение двух важных задач из шести в правовой регламентации образовательных отношений, изложенных в статье 4 «Правовое регулирование отношений в сфере образования»:

3 задача - «создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования»;

4 задача - «определение правового положения участников отношений в сфере образования».

В главе 6 «Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений» постатейно рассматриваются этапы развития отношений между участниками. Не все десять статей данной главы (со ст. 53 по ст. 62 включительно) можно применить к образовательным отношениям, возникающим между участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в таблице 3 приведён анализ использования их применения.

Таблица 3

№ ст.

Название статьи

Степень использования

Возникновение образовательных отношений

используются п.1,2,4.

Договор об образовании

используется

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

используется

Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

не используется

Изменение образовательных отношений

используется

Промежуточная аттестация обучающихся

не используются

Итоговая аттестация

Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Прекращение образовательных отношений

используется

Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

не используется

Следует обратить внимание, что нормы ст. 54, посвящены Договору об образовании, который заключается в простой письменной форме. В соответствии со ст.160 Гражданского Кодекса РФ «Письменная форма сделки» совершается путем составления документа в письменной форме, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Примерная форма договора об образовании, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Поэтому ждём…

Следует обратить внимание на п.9 ст.55 «Правила приёма в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. »

Продолжение данного пункта раскрывается в статье 67 «Организация приёма на обучение по основным общеобразовательным программам». Нормы данной статьи закрепляют сроки получения дошкольного образования: с двух месяцев и до шести лети шести месяцев. Начальное общее образование ребёнок может получить с шести лет и шести месяцев, но не позже достижения им восьми лет. Нормы этой статьи закрепляют приоритетное право на получение образования по принципу территориального проживания. Ребёнку, проживающему на территории, закреплённой за образовательной организацией, может быть отказано только в случае отсутствия мест. Все положения закреплённые в данной статье, должны быть отражены в локальном акте дошкольной образовательной организации «Правила приёма», который она разрабатывает самостоятельно.

Определению правового положения участников отношений в сфере образования посвящены главы 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)» и 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». В данных главах закреплены обязанности, права и социальные гарантии государства всех участников образовательного процесса.

Мы привыкли к практике детализации законодательных норм в подзаконных актах, например, в Типовых положениях о разных типах образовательных учреждений. В прежнем Законе об образовании, содержались ссылки на данные документы. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит упоминаний о таких нормативно-правовых актах.

На сегодняшний день, федеральными исполнительными органами власти начато общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в целях реализации федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и руководителям дошкольных образовательных учреждений необходимо тщательно следить за процессом их обсуждений и сроками их окончания. Министерство образования и науки предлагает всем принимать активное участие в законотворческой деятельности, пройдите по ссылке http://минобрнауки.рф и вы будете в курсе сегодняшней, очень быстро меняющейся ситуации.

You have no rights to post comments

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Колосова Оксана Дмитриевна

социальный педагог ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы»

2016

План

Введение ……………………………………………………………….……...3

  1. Основные положения правового регулирования в области образования ………………………………………………………………..……….……..4
  2. Права и обязанности работников образовательного учреждения. ….….6

Заключение …………………………………...…………………………..…..8

Введение

Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий его статус, отношения с Учредителем и всеми участниками образовательного процесса.

Права и обязанности обучающихся в Учреждении определяются законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения.

В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

1. Основные положения правового регулирования в области образования.

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе «Об образовании».

Образование осуществляется в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации ООН о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Ниже представлены несколько примеров из законов, регулирующих вопросы в сфере защиты и охраны прав и интересов в образовательном процессе.

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путём законодательных и иных мер (Преамбула Декларации прав ребёнка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).

«Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». (Закон РФ ”Об образовании”, ст.50, п.4)

«В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений» (п.5 ст. 5 Закон РФ ”Об образовании”).

«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 52, п. 1).

«Ответственность за создание необходимых условий для учёбы труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской федерации и уставом данного образовательного учреждения» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 51, п. 7).

2. Права и обязанности работников образовательного учреждения

Права и обязанности работников образовательного учреждения (педагогических работников), ниже будут рассмотрены на примере ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Непоседы».

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» - это организация, созданная для достижения образовательных, социальных и культурных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании.

Учреждение является государственной казенной общеобразовательной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящейся в ведении Московской области, и осуществляющей реализацию программ начального общего, дошкольного и художественно-эстетического образовании образования.

Деятельность данного учреждения строится на принципах обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

Педагогическую деятельность в образовательном учреждении осуществляют лица, имеющие высшее профессиональное или среднее специальное образование. Данное образование должно быть подтверждено соответствующими документами государственного образца об уровне образования.

Работники Учреждения имеют право на:

Защиту чести, достоинства и деловой репутации;

Получение необходимой базы для учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений.

Не допускается применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса и систематически заниматься повышением своей квалификации, проходить переподготовку, соответствующую должностям.

Педагогические работники образовательного учреждения пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается обязанностей работников образовательного учреждения:

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, следование профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;

Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии;

Соблюдение прав и интересов воспитанников;

Поддерживать дисциплину в учреждении на основе уважения человеческого достоинства, не допускать применения к воспитанникам методов физического и психического насилия;

Четко планировать свою учебно-методическую и воспитательную работу;

Быть вежливым с коллегами и воспитанниками;

Нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса;

Заключение

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Среди обязанностей работников образовательных учреждений стоит выделить стремление к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы (п.70 Рекомендации ЮНЕСКО ”О положении учителей ); уважать личность ребёнка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам (п.4 ст.50 Закона РФ ”Об образовании”.

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.


1. Основные понятия.

2. Образовательные отношения: объекты, субъекты, правовой статус.

3. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Отношения в сфере образования являются частью общественных отношений.

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности (Владимир Шкатулла ).

Необходимо различать понятия «отношения в сфере образования» и «образовательные отношения». Второе является частью первого.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения ), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование ().

Как частное с общим различаются и понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования».

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» ).

Участники отношений в сфере образования участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» ).

Как и другие общественные отношения, по своему составу образовательные отношения складываются из объектов и субъектов (Д.А. Ягофаров ).

Целью образовательных отношений является освоение обучающимися содержания образовательных программ. Поэтому объектами образовательных отношений можно считать совокупность характеристик образования определенного уровня, вида и направленности, требования к которым установлены нормативными документами (федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями) и (или) физическими или юридическими лицами, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность:

1) структура основных образовательных программ и их объем;

2) условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные;

3) результаты освоения основных образовательных программ.

Субъекты образовательных отношений – участники образовательных отношений, вступающие между собой в правовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта (Д.А. Ягофаров ).

Все субъекты образовательных отношений могут быть дифференцированы на индивидуальные (ученик, воспитанник, студент, слушатель, педагог, руководитель образовательной организации, индивидуальный предприниматель) и институциональные (образовательные организации, их подразделения).

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также гарантий их осуществления, образуют правовой статус этого субъекта.

При этом каждый субъект имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие: обучающихся; родителей обучающихся (законных представителей); педагогических работников; образовательных организаций.

Правовое регулирование – целенаправленная, организованная деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств и механизмов (по определению Д.А. Ягофарова ).

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Все вышеперечисленное составляет законодательство об образовании.

В ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» выделены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

Цели:

- «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

Создание условий развития системы образования;

Защита прав и интересов участников отношений в сфере образования».

Задачи:

1) «обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».

Кузнецова Жанна
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений

В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование становится первым уровнем общего образования . В этих условиях для родителей и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной организации ?

ФГОС ДО на федеральном уровне закрепляет требования к результатам освоения детьми в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

В силу специфики дошкольного детства (гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непроизвольности и непосредственности , а также системных особенностей дошкольного образования (необязательности уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствия возможности вменения ребенку ответственности за результат) неправомерно требовать от дошкольников конкретных образовательных достижений .

В соответствии с ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений являются

Обучающиеся,

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,

Педагогические работники и их представители,

- организации , осуществляющие образовательную деятельность .

Рассмотрим, каким видят выпускника детского сада все участники этих отношений .

Так как семья выступает в роли социального заказчика образовательных услуг , определяющего цель деятельности учреждения и педагогов, мы провели анкетирование среди родителей. В анкете был всего один вопрос : «Каким Вы хотите видеть своего ребенка на пороге школы?» . Было опрошено 120 человек.

1. Всесторонне развитым, обладающим необходимыми знаниями, умениями и навыками – 48%

3. Здоровым – 31%

4. Умеющим общаться – 29%

5. С желанием учиться – 26%

6. Добрым – 14%

7. Самостоятельным – 14%

8. Усидчивым – 14%

9. Внимательным – 14%

Как видно из результатов анкеты, большинство родителей по-прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Радует то, что чем старше становятся дети, тем желания родителей склоняются в «правильную сторону» : они хотят, чтобы их дети

Хотели учиться в школе,

Были усидчивыми, внимательными, старательными,

Умели общаться,

Были самостоятельными.

Задача дошкольного образовательного учреждения информировать родителей о целях дошкольного образования , которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. И для этого в нашем ДОУ проводятся следующие мероприятия :

Общее родительское собрание «Дошкольное образование - первая ступень образования в России ». Цель : повышение компетентности родителей в области модернизации системы образования , информирование родительской общественности о ходе внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду .

Групповые родительские собрания «Готовность ребенка к школе» . Цель - ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Семинар-практикум «Родители и ребенок на пороге школы» . Цель – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.

Анкетирование «Портрет будущего первоклассника» . Цель – выяснить, каким хотят видеть родители своего ребенка на пороге школе.

Наглядные консультации, папки-передвижки «Право на образование » , «Чему учить будущего первоклассника» и др.

Сайт ДОУ

Основная задача всего дошкольного учреждения , а значит и каждого педагога в отдельности – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст , и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе .

В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом .

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса : от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала.

Мы решили выяснить, понимание нашими педагогами этого и провели анкетирование, также задав им всего один вопрос «Каким Вы видите выпускника детского сада?» .

1. Здоровый – 75%

2. Познавательно активный – 67%

3. Коммуникабельный – 53%

4. С достаточным уровнем произвольного поведения и внимания – 55%, сформирована мотивационная готовность к обучению в школе – 55%

5. Овладевший необходимыми умениями и навыками – 48%

Как видно из результатов анкетирования, воспитатели ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств , а не «узкопредметных» знаний, умений и навыков. При чем воспитатели старших и подготовительных групп в приоритет ставят уровень произвольного поведения и внимания и мотивационную готовность к обучению в школе.

В детском саду создана система методической работы, предусматривающая сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС. Она включала :

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ

Педагогический совет «Внедрение и реализация ФГОС ДО» ,

Деловая игра «Правильный ответ» по изучению ФГОС дошкольного образования ,

Семинар-практикум «Образовательная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»,

Семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС ДО и ФГОС НОО»

Разработка и реализация модели взаимодействия педагогов МБДОУ

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования . Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования , которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ) ” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования .

Начальная школа – преемник, она подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого , связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Чтобы избежать разночтения результатов освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования , важно согласовать основополагающие моменты со школой, с учителями начальных классов. Проводя анонимное анкетирование среди учителей начальных классов, мы хотели получить вариант характеристики выпускника ДОУ. Учителя начальной школы хотят, чтобы у выпускника ДОУ :

Была сформирована мотивационная готовность (любознательность, познавательный интерес, стремление к развитию) – 75%,

Саморегуляция (произвольное внимание и поведение) – 65%,

Умеет наблюдать, делать выводы – 52%,

Умеет выразить свои мысли – 46%

Коммуникабельный – 42%.

На современном этапе у учителей произошло смещение акцента в виденье готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» . Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом , для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Образование будет успешным тогда, когда учителя и воспитатели станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на образовательный процесс , вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Взаимодействие педагогов нашего детского сада и начальной школы проявилось в следующих формах сотрудничества :

Совместный анализ адаптации детей-выпускников ДОУ к школьному обучению.

Совместное родительское собрание с учителями начальной школы, на котором родители познакомились с особенностями введения ФГОС и требованиями, предъявляемыми современной школой к выпускнику детского сада,

Встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов.

Совместный педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы» . Цель : осуществление непрерывности и преемственности в обучении детей.

Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями.

В чем же проявились совпадения в пожелании и понимании того, как должен выглядеть выпускник детского сада в видении родителей, воспитателей и учителей.

Совпали три позиции :

Сформирована мотивационная готовность (у учителей на первом месте, у воспитателей на 4, у родителей – на 5,

Достаточный уровень произвольного поведения и внимания (у учителей на 2 месте, у воспитателей – 4, у родителей – на 8) .

Коммуникабельность (у учителей на 5 месте, у воспитателей – на 3, у родителей – на 4) .

Поэтому необходимо продолжить работу по вопросам сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений .

Ведь такое взаимодействие обеспечит :

- для детей : приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;

- для педагогов и специалистов : позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами , детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для родителей : стать активными участниками и партнерами образовательного процесса ; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Ну, и напоследок… Мы спросили у детей подготовительной группы, какими они должны быть, чтобы хорошо учиться в школе. Дети ответили :

«Чтобы хорошо учиться в школе, надо…

Не отвлекаться и не отвлекать учителя,

Быть умным,