1 классификация административно правовых норм. Источники. Классификация административно-правовых отношений. В зависимости от функционального назначения

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они

юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность

участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику

государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие

позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего,

практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу -

административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в

утвержденном Правительством РФ 18 июня 1998 г. Регламенте заседаний Правительства, определяющем основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений в редакции от 5 октября 2000 г.

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные

административно-правовые нормы.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в

зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных данной нормой

условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ;

По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта

государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

1 См. САПП РФ. 1993. № 5. Ст. 398; СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4091.

Б) запрещающие, то есть предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения.

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов

свидетельствует о наличии иного "рычага" юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных)

административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы,

связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и т. п.).

Если адресатом административно-правовых норм являются исполнительные органы

(должностные лица), ситуация, не изменяясь по существу, приобретает особую юридическую окраску. Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой

в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении

льготного кредитования и т. п.;

г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований, а также федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации и др. Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач. По своей сути они близки к содержанию административно-дозволительных норм, хотя и не лишены определенных элементов авторитарности.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по

адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных

звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих - работников

управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и

учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур,

включая частные;

е) административно-правовой статус граждан.

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы по

своему масштабу подразделяются на общефедералъные, а также устанавливаемые

субъектами Федерации (республиканские, территориальные или региональные и т. п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.


Похожая информация.


Административное право как отрасль состоит из огромного множества правовых норм, разнообразных по своему содержанию, целевому назначению и способу правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Например, диспозиция административно-правовых норм может выражаться во множестве разнообразных предписаний, запретов и дозволений. Санкция может предусматривать меры дисциплинарного или административного воздейст-

вия. Кроме того, каждая административно-правовая норма имеет свои особенности, выражающиеся в уровне обобщенности содержащихся в ней правил, их юридической силе и т.п. В связи с этим нормы административного права могут быть подразделены по группам и видам, т.е. классифицированы.

Классификация административно-правовых норм преследует цель более точного определения содержания, функционального назначения и роли различных групп административно-правовых норм, составляющих единую отрасль административного права. В зависимости от конкретных практических целей классификации, могут быть избраны различные критерии ее осуществления. В теории административного права и правоприменительной практике наиболее часто используются такие критерии, как целевое назначение норм; их содержание; метод воздействия на регулируемые общественные отношения, а также степень обобщенности правил, сформулированных в диспозиции правовых норм.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся та регулятивные, содержащие правила созидательной организационно-властной деятельности органов исполнительной власти, и охранительные, призванные обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений. При этом регулятивные нормы в своей совокупности выступают в качестве специфической подсистемы административного права, образуя его подотрасль, которая именуется управленческим правом.

Благодаря особенностям содержания указанных норм, они сообщают данной подотрасли черты высокой внутренней организации, спаянности и в то же время изменчивости, подвижности, что обусловлено социальной природой управленческой деятельности, ориентированной на быстротечные, находящиеся в непрерывном развитии управленческие ситуации. С помощью норм этой подотрасли обеспечивается определение правового статуса, задач, функций и полномочий органов государственной исполнительной власти, создаются правовые основы деятельности государственных служащих, регулируются формы и методы осуществления государственного управления, устанавливаются управленческие процедуры, а также обеспечивается внутриорганизационная (внутриаппаратная) управ-

ленческая работа. Иными словами, на основе регулятивных норм, образующих управленческую подотрасль административного права, осуществляется практическая творческая организация и осуществление функций государственного управления, имеющих созидательную целевую направленность.

В отличие от этого охранительные нормы используются органами государственной исполнительной власти в целях предупреждения и пресечения правонарушений в сфере государственного управления, привлечения нарушителей к юридической ответственности, восстановления нарушенных прав и интересов участников административно-правовых отношений, а также обеспечения общественной безопасности и правопорядка вне связи с правонарушениями (например, путем использования различных мер административно-предупредительного характера). При этом регулятивные и правоохранительные нормы теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют, поскольку представ-. ляют две органически соединенные составные части административного права, образующие его коренную бытийную основу.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют административно-правовой статус участников регулируемых административным правом общественных отношений. Эти нормы определяют права, обязанности и ответственность субъектов административно-правовых отношений, закрепляют правовые формы их взаимодействия, устанавливают основания возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. По существу, в материальных административно-правовых нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система органов государственной исполнительной власти.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику реализации государственной исполнительной власти в процессе осуществления управленческой деятельности и обеспечения охраны публичного общественного порядка, осуществления прав и законных ин-

тересов граждан. Их функциональное назначение выражается в определении правил и процедур реализации юридических обязанностей, прав и ответственности участников административно-правовых отношений, установленных в нормах материального административного права (например, определение порядка прохождения государственной службы; установление правил приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений; осуществление производства по делам об административных проступках и т.п.). Это значит, что при анализе сущности и содержания процессуальных административно-правовых норм следует акцентировать внимание прежде всего на их юридическом предназначении, которое заключается в создании условий для реализации материальных административно-правовых норм.

Важное значение для понимания роли организационно-властной функции административно-правовых норм имеет классификация этих норм по методу их воздействия на регулируемые общественные отношения. С этих позиций могут быть выделены следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически-властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий, предусмотренных данной нормой;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, которым предусматривается запрет на совершение тех или иных действий (либо бездействия) в условиях, определяемых данной нормой;

в) уполномочивающие (или дозволительные), которые предусматривают возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению (т.е. дозволяют участникам административно-правовых отношений выбрать различные варианты поведения с учетом фактически сложившихся обстоятельств и, подчиняясь определенному правовому режиму, предусмотренному соответствующей нормой административного права).

Примерами обязывающих норм могут быть, в частности: предписание об обязанности руководителей государственных учреждений издавать приказы в случаях зачисления граждан на соответствующие должности; требование закона об обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; нормативное установление о паспортизации лиц, достигших 16-летнего возраста и т.п.

Запрещающие нормы представлены многочисленными правовыми предписаниями, определяющими основания применения административного принуждения (в т.ч. описывающими составы административных проступков, предусматривающими применение мер административного пресечения, устанавливающими основание дисциплинарной ответственности государственных служащих и др.

).

Уполномочивающие нормы могут быть обнаружены по признакам их диспозиций, которые не ограничивают адресата какими-либо предписаниями или запретами, а позволяют ему действовать по собственному усмотрению с учетом обстоятельств и установленных законом ограничений (например, право граждан на обжалование незаконных действий должностных лиц государственного аппарата используется ими по их собственному усмотрению; органы государственной исполнительной власти в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности могут выбрать один из возможных вариантов поведения: привлечь нарушителя к юридической ответственности, адресовать ему требование о прекращении противоправной деятельности, либо применить меры административно-предупредительного характера).

При этом следует иметь в виду, что конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) норм зависит от особенностей правового статуса их адресата. Если адресатом административно-правовых норм являются государственные исполнительные органы (либо их должностные лица), то ситуация, не изменяясь цо существу, приобретает особую юридическую окраску.1

Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный вариант поведения, однако не произвольно, а с учетом фактически сложившихся обстоятельств, перечня возможностей предоставленных соответствующими административно-правовыми нормами и подчиняясь установленному этими нормами правовому режиму.

Таким образом, если гражданину предоставляется возможность самостоятельно без каких-либо ограничений решать вопросы, связанные с практической реализацией своих субъективных прав в сфере государственного управления,

то органы государственной исполнительной власти, несмотря на дозволительный характер уполномочивающих норм, не только вправе, но и обязаны использовать предоставленную им возможность выбора определенного варианта поведения из числа предлагаемых соответствующей правовой нормой.

Большое значение для правоприменительной практики имеет классификация административно-правовых норм по уровню обобщенности содержащихся в них правил. По этому критерию могут быть выделены, в частности, общие и специальные административно-правовые нормы. К общим относятся нормы, которые устанавливают правила поведения, распространяющиеся на все виды общественных отношений, регулируемых нормами определенного института административного права (например, нормы, регулирующие государственную службу, определяющие формы и методы государственного управления, устанавливающие административную ответственность и т.п.).

Специальные нормы представляют собой исключения из общих правил, сформулированных в нормах определенного института административного права (например, административно-правовые нормы, устанавливающие правила торговли оружием и административную ответственность за их нарушение (ст. 190 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Если общие и специальные нормы имеют одинаковую юридическую силу, то при их конкуренции действует спе-циальная норма.

Завершая рассмотрение вопроса о классификации адми-; нистративно-правовых норм, необходимо отметить, что фактическое распределение этих норм может осуществляться и по другим критериям (например, по адресату, которому направлены их предписания; по срокам их действия; по Областям управления, где они применяются и т.д.) Важно лишь помнить, что при избрании любого критерия классификации административно-правовых норм, фактическое распределение этих норм по определенным группам и видам должно преследовать реально значимые научные либо практические цели.

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

· действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, – так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия;

· действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, т. е. в отношении не подчиненных им организационно-физических и юридических лиц.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

· действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

· действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

· действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении);

· совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

· подлежащие официально-документальному оформлению;

· не подлежащие официально-документальному оформлению.

№29. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов.

Правовые акты государственного управления - это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они, во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства; во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т.е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т. ч. и возможностью применения мер государственного принуждения; в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.



Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

Нормативные правовые акты управления - это односторонние властные волевые действия аппарата исполнительной государственной власти, совершаемые в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленные на установление юридических норм - правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство - другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство , или административно-исполнительские действия, как особая и специфическая форма управленческой деятельности - есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой - от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т.д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на организацию каких-то отношений, а служат одним из средств исполнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

№ 30. Требования, предъявляемые к правым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. При несоблюдении этих требований наступают неблагоприятные последствия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Реферат

По дисциплине «Административное право»

Тема: «Классификация административно правовых норм»

Студента 2 курса

очного юридического факультета

Шикалина Валентина

Научный руководитель

Профессор: Н.И. Дорохов

Москва 2014г.

Введение

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и

структуры.

2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности.

3. Реализация административно-правовой нормы.

4. Действия норм административного права.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее мес­то в правовой системе Российской Федерации.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Характеристике содержания понятия «административно-правовая норма» уделяется большое внимание практически во всех учебных пособиях и монографиях, посвященных административному праву. Но, не смотря на большое количество материалов и разработок по данной тематике, проблема административно - правового нормотворчества до сих пор не потеряла своей актуальности.

Административно-правовая норма - это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

К особенностям административно-правовых норм относятся:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимо­действия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового госу­дарства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредст­венно в сфере государственного управления и выполняющих тот или; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совер­шать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государ­ственного управления, прежде всего и главным образом предназначе­ны для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, прове­дения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы долж­ного поведения в сфере государственного управления, служат интере­сам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих дру­гих отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросо­вестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду адми­нистративная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой не­сравненно уже, чем у административной ответственности (исключи­тельно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управлен­ческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогово­го, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятель­ности и т.п.;
ж) административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нор­мам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти дей­ствующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Рос­сийской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы, как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством уста­новлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Административно-правовая норма состоит из:

1) гипотеза - условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).

2) диспозиция - правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст. 165).

3) санкция - меры административного и дисциплинарного воздействия.

Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выража­ется гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.).

Диспозиция - центральная часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

2. Классификация норм административног о права. Критерии и особенности

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу­ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист­ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ­ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот­реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя­ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право­вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол­нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим­ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним уп­равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря­док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонару­шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце­дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули­руемых управленческих отношений.

1. закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

2. определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

3. устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

4. регулирующие административно-процессуальную деятельность;

5. обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

6. определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

а) общие - регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;

б) особенные - регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

Общефедеральные,

Устанавливаемые субъектами федерации (рес­публиканские, территориальные или региональные и т.п.).

По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

Общи ми,

Межотраслевыми,

Отраслевыми,

Местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В пос­леднем случаеих действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

3. Реализация административно-правовой нормы

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. административный правовой норма

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть, проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъяв­лений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть, в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.

Исполнение административно-правовых норм -- точное следо­вание участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универ­сален, так как его субъектами являются любые участники управлен­ческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти. Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуаль­ных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неполо­женном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

Правоприменение -- обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В част­ности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение админист­ративных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных спо­соба реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, свя­занного с реакцией участников управленческих отношений на запре­ты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкрет­ным выражением их исполнения. Соблюдение -- основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее спосо­бов; это -- наиболее общая категория, характеризующая правопоря­док и дисциплину в сфере государственного управления, а не их част­ное проявление.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, име­ющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения до­зволительных административно-правовых норм.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

Акты органов законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти, именуются источниками административного права.

Источниками административного права России являются:

Конституция;

Законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы;

Соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный кодекс РФ и другие отраслевые кодексы);

Нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти;

Нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие административно-правовые отношения.

Важнейшими официальными изданиями, где публикуются административно-правовые акты, являются:

Собрание законодательства Российской Федерации (до 1 мая 1994 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации),

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

Российская газета.

4. Действ ия норм административного права

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

Правомерные;

Неправомерные.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. При проведении видовой клас­сификации этих норм условия действия их. в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяетсяих юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «вы­ход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в со­ответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотно­шений между суверенными государствами -- членами Союза Не­зависимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содер­жатся (например, указов Президента или постановлений Правитель­ства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-пра­вовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые админи­стративно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союз­ные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Феде­рации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две под отрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных -- федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Реализация норм административного права представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм:

1) исполнение;

2) соблюдение;

3) использование;

4) применение.

Список используемой литературы

Правовые источники:

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Понятие и особенности административно-правовых норм, их структура и основные части, классификация и разновидности, отличительные черты. Порядок реализации административно-правовых норм на практике, формы их выражения в законодательстве государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Понятие и сущность и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Реализация норм административного права. С помощью норм определяются границы управомоченного, должного, запрещенного поведения.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2005

    Сущность административно-правовой нормы, ее элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) и различные подходы к классификации. Характеристика основных видов норм. Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений. Понятие юридических фактов.

    презентация , добавлен 06.03.2013

    Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2003

    Роль административно-правовой нормы в обеспечении организации и функционирования системы исполнительной власти, ее структура, виды, отличие от других норм права. Характеристика источников административного права России. Административно-правовой контроль.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Раскрытие понятия, сущности, а также социального назначения административно-правовой нормы. Проведение классификации административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями. Рассмотрение основных форм выражения данных норм права.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Административно-правовые нормы: понятие и особенности. Сущность этой категории, соотношение правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Логическая структура норм права и их разновидности. Акты официального их толкования.

Для того чтобы понять назначение, сущность и особенности административно – правовых норм, а также для того чтобы отметить их перспективы развития и при необходимости предложить соответствующие изменения, необходимо понимать и знать их типологию.

Замечание 1

Административно – правовые нормы могут быть разделены в зависимости от предмета, которые подвергается регулированию, а также в зависимости от формы предписания. От субъекта регулирования и соответствующего метода. Также выделяют типологические признаки административно – правовых норм в зависимости от формы предписаний.

Типология регулирования административно – правовых норм

Невероятно популярной и распространенной типологией классификации административно – правовых норм считается классификация по предмету регулирования. Нормы делятся на два типа:

  • Материальные . Как правило, они закрепляют административно – правовой статус всех участников правоотношений. Стоит отметить, что на этом же этапе происходит фиксация прав и обязанностей, а также в некоторых случаях и возникшей ответственности. Материальная классификация также устанавливает порядок, который отражает взаимодействие между всеми органами исполнительной власти и управленческого процесса. Наиболее яркими примерами становятся запросы граждан, которые касаются полномочий органов исполнительной власти.
  • Процессуальные . Данная классификация позволяет только установить определенный порядок, и в последующем урегулировать процессе общего государственного управления. Здесь речь может идти о порядке приема в военнослужащие ряды с применением определенной ответственности за совершение каких – либо поступков административного типа. Процессуальная классификация служит, прежде всего, для процессов, которые направлены на реализацию материальных норм. Предписания – это вторая большая группа, в которую входят самые разные административные права. Здесь можно выделить также две основные подгруппы: диспозитивные и императивные.

Императивные несут в себе определенный обязывающий характер, и говорят об отсутствии свободы воли каждого участника в созданных правовых отношениях и процессах их управления.

Административное право и предмет регулирования

В зависимости от предмета регулирования можно классифицировать следующие административные права и административно – правовые нормы:

  • Обязывающие нормы . В эту группу входят императивные предписания, которые используются для участников конкретных отношений. Стоит понимать, что лицо обязано совершать все действия, которые установлены на законодательном уровне.
  • Управомочивающие нормы . Такие нормы не содержат никаких запретов. Например, здесь полностью отсутствует запрет на совершение определенных действий, но не обязывает к их выполнению.
  • Запрещающие нормы . Такие нормы, как правило, предусматривают запреты на самые разные поведения общества и могут быть привлечены к конкретной ответственности. Запреты в этом случае могут быть специальными или общими.
  • Стимулирующие нормы . Здесь имеются в виду варианты поощрения всех участников, которые присутствуют в правовых отношениях. Кроме того, может быть использован и рекомендательный характер.
  • Рекомендательные нормы .