Защита прав и интересов усыновленных детей. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами

М.А. Камалян*

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, УСЫНОВЛЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ, - ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается вопрос прекращения гражданства детей, усыновленных иностранными гражданами. Разрешая выход детей из гражданства Российской Федерации по заявлению усыновителей, государство теряет возможность в дальнейшем участвовать в защите прав и интересов усыновленного ребенка. В частности, автор рассматривает проблему переусыновления детей однополыми союзами и предлагает установить запрет на прекращение гражданства детей по заявлению усыновителей.

Ключевые слова: прекращение гражданства, права ребенка, однополые союзы, переусыновление, запрещенная информация для распространения среди детей.

Дети являются наиболее уязвимой категорией социума, поэтому они нуждаются во всесторонней заботе, внимании и охране со стороны государства. Одним из аспектов такой охраны является определенное нормативно-правовое регулирование тех или иных вопросов конституционно-правового статуса ребенка в различных правоотношениях . Так, Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» посвящает отдельную главу гражданству детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Законодатель при этом руководствуется интересами ребенка, стремится обеспечить единое гражданство всех членов семьи и исключить безгражданство детей.

Согласно статье 9 указанного Закона, гражданство детей до 14 лет следует гражданству его родителей. В соответствии с той же статьей для изменения гражданства детей от 14 до 18 лет требуется их согласие. Ребенок приобретает гражданство России, если оба его родителя или единственный родитель приобретают российское гражданство. Кроме того, гражданство ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного родителя. Главным условием является то, чтобы ребенок не оставался лицом без гражданства. Немаловажен и тот факт, что гражданство детей не может быть изменено в случае изменения гражданства его родителей, которые лишены родительских прав. Также для изменения гражданства ребенка не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав. Эти положения действуют во всех ситуациях, когда нужно решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства его родителей, а также опекунов, попечителей и усыновителей.

Положениями статьи 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» регулируются вопросы гражданства, связанные с усыновлением (удочерением) детей. Российская Федерация во всех возможных случаях старается обеспечить сохра-

* © Камалян М.А., 2017

Камалян Милена Арташесовна ([email protected]), кафедра государственного и административного права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

нение или приобретение российского гражданства усыновленными детьми. Государство исходит из интересов одинакового гражданства в семье независимо от того, родные родители или усыновители .

При усыновлении иностранными гражданами ребенка, который является гражданином России, он сохраняет российское гражданство. В этом случае гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

В сентябре 2013 года депутатами Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации был предложен проект федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Изменения должны были коснуться гражданства несовершеннолетних детей, которых усыновляют иностранные граждане. Предлагалось установить запрет на прекращение гражданства Российской Федерации детей, которых усыновляют иностранные граждане. Депутаты, которые поддерживали данный законопроект, говорили, что, сохранив российское гражданство у усыновленных детей, Россия сможет защищать права таких детей, даже если они будут жить за пределами Российской Федерации.

Двусторонние договоры, которые предусматривают контроль за жизнью усыновленных детей за рубежом, заключены только с Италией и Францией. Так, согласно ч. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, усыновленный ребенок приобретает гражданство принимающего государства со дня вступления в силу решения об усыновлении в государстве происхождения, при этом сохраняя гражданство государства происхождения . Аналогичное положение о гражданстве усыновленных детей содержится в ч. 2 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой.

Однако если по заявлению обоих усыновителей гражданство ребенка будет прекращено, то Россия не сможет обеспечить защиты прав ребенка, так как он потеряет устойчивую правовую связь с Россией. Главная причина, по которой депутаты выступали за запрет прекращения гражданства усыновленных детей - российских граждан, заключается в том, что есть опасения переусыновления ребенка однополыми семьями. Эти опасения касались именно Франции, так как в Италии однополые браки запрещены. При сохранении российского гражданства, согласно пп. «б» п. 2 ст. 16 соответствующего Договора между Россией и Францией, для переусыновления ребенка потребуется согласие государства происхождения, т. е. Российской Федерации .

В январе 2014 года проект данного федерального закона должен был быть рассмотрен Государственной думой в первом чтении. Однако рассмотрение проекта было два раза перенесено, и в итоге в мае 2014 года он был снят с рассмотрения Государственной думой в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы .

В законодательстве Российской Федерации нет отдельного самостоятельного запрета на регистрацию однополых браков. Такой вывод можно сделать из содержания статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3, в которой перечислены обстоятельства, при наличии которых не допускается заключение брака. К таковым относятся: заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в браке; заключение брака между родственниками; между усыновителем и усыновленным; в случае, если хотя бы одно лицо, намеревающееся вступить в брак, признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Вместе с тем из смысла статьи 12 Кодекса можно сделать вывод, что законодатель подразумевает, что брак может быть заключен именно между женщиной и мужчиной: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».

Защита прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, -

обязанность государства 109

Моральный аспект данного вопроса, на наш взгляд, является темой для другого исследования, так как каждый сам решает, как ему относиться к такого рода отклонениям от общепринятых нравственных норм. Тем более что Конституция Российской Федерации предполагает реализацию принципа индивидуальной автономии личности. Каждому гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли и слова, неприкосновенность частной жизни, право не быть принужденным к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина, а также предоставление гарантий равенства прав и свобод человека независимо от его убеждений.

Вместе с тем не стоит забывать о другом конституционном положении: согласно ст. 38 «Материнство и детство», семья находятся под защитой государства. В связи с этим политика Российской Федерации совершенно оправданно направлена на защиту несовершеннолетних лиц от информации, которая может неблагоприятно воздействовать на их нравственность и психику, а также исказить их представление о традиционных ценностях . Так, согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», обязанностью органов государственной власти Российской Федерации является защита ребенка от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения. По мнению законодателя, подобная информация наносит вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка, в связи с чем является запрещенной для распространения среди детей . Статьей 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Кроме того, с 3 июля 2013 года вступили в силу изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, согласно которым не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке (пп. 13 п. 1 ст. 127). Однако данная норма не может предотвратить переусыновление ребенка лицами, состоящими в однополом союзе.

Учитывая изложенное, полагаем, что было бы целесообразнее принять поправку в статью 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и не допускать прекращения гражданства усыновленного ребенка по заявлению усыновителей - иностранных граждан.

В первую очередь Российская Федерация должна защищать права и свободы детей, которые оказались усыновленными иностранными гражданами и покинули территорию государства происхождения. В случае когда по заявлению усыновителей возможно прекращение гражданства ребенка, Россия теряет все права на защиту усыновленных детей. Как показывает практика, в некоторых случаях эти дети больше всех нуждаются в защите, оказавшись в чужой стране и у недобросовестных усыновителей.

Во-вторых, это нужно сделать для предотвращения переусыновления ребенка лицами, состоящими в однополых браках. Мы не отрицаем право личности на свободу мысли и убеждений, а также свободу сексуального самоопределения. Однако считаем, что до совершеннолетия на ребенка не должно оказываться такое влияние со стороны взрослых, которое может исказить его представления о семье в традиционном понимании.

Библиографический список

1. Воробьева Д.С. Конституционно-правовые вопросы гражданства детей в Российской Федерации и зарубежных странах // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3. С. 61-65.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юристь, 2004. 585 с.

3. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 06.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 462.

4. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 18.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 46. Ст. 6260.

5. Протокол № 171 заседания Совета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 мая 2014 г. URL: http://goo.gl/7KztzY (дата обращения: 10.04.2017).

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я.Н. Евтушенко и Д.А. Исакова» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 40. Ст. 5489.

7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

1. Vorobyova D.S. Konstitutsionno-pravovye voprosygrazhdanstva detei vRossiiskoi Federatsii i zarubezhnykh stranakh . Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia , 2015, no. 3, pp. 61-65 .

2. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. 3-e izd, pererab. i dop. . M.: Iurist", 2004, 585 p. .

3. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ital"ianskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei (podpisan v g. Moskve 06.11.2008) . Sobranie zakonodatel"stva RF , 2010, no. 5, Article 462 .

4. Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Frantsuzskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei (podpisan v g. Moskve 18.11.2011) . Sobranie zakonodatel"stva RF , 2014, no. 46, Article 6260 .

5. Protokol № 171 zasedaniia Soveta Gosudarstvennoi Dumy Federal"nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii ot 22 maia 2014 g. . Retrieved from: http:// goo.gl/7KztzY (accessed 10.04.2017) .

6. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.09.2014 № 24-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti 1 stat"i 6.21 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh v sviazi s zhaloboi grazhdan N.A. Alekseeva, Ia.N. Evtushenko i D.A. Isakova» . Sobranie zakonodatel"stva RF, 2014, no. 40, Article 5489 .

7. Federal"nyi zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ «O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov"iu i razvitiiu» . Sobranie zakonodatel"stva RF , 2011, no. 1, Article 48 .

3a^uma npae u UHmepecoe demeu, ycbinoeneHHbix UHOcmpambiMU zpawtdanaMU, -

o6a3aHHQcmb zocydapcmea 111

PROTECTION OF RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN ADOPTED BY FOREIGN CITIZENS IS THE DUTY OF THE STATE

This article illustrates the issue of the termination of children"s citizenship adopted by foreign citizens. The state loses the possibility to participate in the protection of rights and interests of an adopted child, if it allows children to renunciation of citizenship of the Russian Federation on the application by adoptive parents. Author particularly analyses the problem of the re-adoption of children by same-sex unions and proposes to ban the termination of citizenship of children on the application by adoptive parents.

Key words: termination of citizenship, rights of a child, samesex unions, re-adoption, prohibited information for distribution among children.

* Kamalyan Milena Artashesovna ([email protected]), Department of State and Administrative Law, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Караев Р. М. Консультативное заключение Международного суда ООН по Косово и международное право [Электронный Ресурс]. URL: http://statlc.bsu.az/w8/Xeberler%20Jurnali/Sosial% 202010%203/64-76.pdf (Дата обращения: 15.07.2013).

7. Резолюция 1244 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4011-м заседании, состоявшемся 10 июня 1999 года // Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. URL: http://daccessddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/91/PDF/N9917291. pdfPOpenElement (Дата обращения: 15.07.2013 г.).

8. РИА Новости (07.02.2011): Россия обеспокоена перестрелкой на границе Таиланда и Камбоджи // Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ world/20110207/331451717.html#13737554466914&message=resize&relto=login&action=rem oveClass&value=registration (Дата обращения: 15.05.2014 г.).

9. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Действующее международное право. - Т. 1. - М., 1996.

10. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XII. - М., 1956.

11. Фещенко В. Судьям не до революций. Президент Международного суда ООН о традициях, менять которые нелегко// Российская газета. - 15.05.2013. - № 6077 (Спецвыпуск).

М. В. Шевченко

ЗАШИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В данной статье раскрывается понятие Ключевые слова: защита прав и ин-

усыновления (удочерения), рассматрива- тересов детей, усыновление (удочерение), ются проблемы защиты прав и интересов тайна усыновления, детей при усыновлении (удочерении) в Российской Федерации.

М. V. БИеусИепко

PROTECTION OF CHILDREN RIGHTS IN CASE OF ADOPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORY AND PRACTICE

The article deals with the concept of adoption and problems of protection of children rights and interests in case of adoption in the Russian Federation.

Защита прав ребёнка в современной России является одной из значимых проблем. Семейное законодательство закрепляет право ребёнка жить и воспитываться в семье как основополагающее (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации). В п. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ это положение нашло своё развитие: усыновление (удочерение) является приоритет-

Key words: protection of children rights and interests, adoption, secret of adoption.

ной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить как интересы ребёнка, так и взрослых людей, которые по тем или иным причинам не могут иметь своих детей. В нашей стране сложности обеспечения действительной защиты прав и интересов детей, которые остались без попечения родителей, являет-

ся одной из самых острых. Усыновление -сложный институт семейного права. Объектом усыновления являются интересы ребёнка, передаваемого на усыновление. От правильного выбора семьи, в которую передаётся ребёнок, зависит его судьба. Закон при усыновлении исходит из основного принципа семейного законодательства -обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение интересов детей - обязательное условие любого усыновления. Под интересами ребёнка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития. Каждый ребёнок - это неповторимая личность, поэтому сугубо индивидуален каждый случай усыновления. Усыновление совершается в интересах детей тогда, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и идеи, направленные на предоставление усыновляемому ребёнку прав, гарантированных Конституцией, Семейным и Гражданским кодексами с целью воспитания и гармоничного развития его личности, а сами усыновители приобретают права и способны исполнять обязанности родителей. Интересы детей предполагают тщательный подход к выбору будущего усыновителя. К лицам, которые могут быть усыновителями, законодательство предъявляет многочисленные требования, которые регламентирует статья 127 Семейного кодекса РФ. Усыновление совершается в строгом соответствии с законодательством и ведет к установлению правовых последствий, предусмотренных статьей 137 Семейного кодекса РФ.

Несмотря на то, что произошло активное обновление отечественного семейного законодательства, в правовом регулировании усыновления детей существует немало проблем. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, с оговоркой «насколько это возможно». Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Речь, очевидно, идёт об объективной невозможности

знать своих родителей (нет никаких сведений об отце, матери, неизвестно где они находятся и т.д.). При этом в юридической литературе достаточно дискуссионным является вопрос о соответствии права ребёнка знать своих родителей и тайны усыновления либо биологического происхождения при применении методов искусственного оплодотворения. Ещё в КоБС 1969 г. появились нормы о тайне усыновления (удочерения) (ст. 110). Допускалось в целях обеспечения тайны усыновления (удочерения) изменение места и даты рождения (не более чем на 6 месяцев) усыновленного ребенка, предусматривался запрет без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства сообщать какие-либо сведения об усыновлении либо выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного. В ст. 105 закреплялась возможность изменения фамилии, имени, отчества усыновляемого. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.05.1970 г. за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя была внесена норма (ст. 124.1), согласно которой наказывалось данное преступление исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до двух минимальных месячных размеров оплаты труда, либо общественным порицанием.

В настоящее время закон возлагает обязанность соблюдать тайну усыновления на судей, вынесших решение об усыновлении ребенка, должностных лиц, осуществивших государственную регистрацию усыновления, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении (п. 1 ст. 139 Семейного кодекса РФ). Тайна усыновления охраняется нормами гражданского процессуального законодательства, поскольку дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании (ст. 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Участвующие в рассмотрении дела лица должны

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя в случаях, предусмотренных ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

В настоящее время вопрос об отмене тайны усыновления встаёт часто. С целью сохранения тайны усыновления многие женщины имитируют беременность, а также факт выписки из родильного дома, поэтому о факте усыновления ребёнка не догадываются даже близкие родственники. Вместе с тем после достижения совершеннолетия, усыновлённые дети желают получить информацию о своих биологических родителях. Однако органы опеки и попечительства, ЗАГса, другие лица, которые обязаны хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну в силу ст. 155 Уголовного кодекса РФ, не вправе предоставлять такую информацию. Усыновлённый ребенок может получить её только непосредственно от усыновителей. Другим, достаточно дискуссионным, является вопрос о том, могут ли усыновлённые дети, у которых сохранились отношения не с родителями и другими кровными родственниками, наследовать после них? В п. 3 ст. 1147 Гражданского кодекса РФ сказано: «В случае, когда в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства» . Семейное законодательство предусматривает, что «при усыновлении ребёнка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца,

если усыновитель-женщина. Помимо этого, предусмотрено, что если один из родителей усыновлённого ребёнка умер, то по просьбе умершего родителя (дедушки или бабушки ребёнка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребёнка. О сохранении таких отношений указывается в решении суда об усыновлении ребёнка» . Суть спорных точек зрения ученых сводится к разрешению проблемы о том, сохраняются ли родственные отношения и, соответственно вытекающие из них наследственные права усыновлённого с любыми другими родственниками его умершего родителя (дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.) либо нет. Присоединяюсь к мнению А. Л. Маковского, который названные выше нормы толкует буквально: «Поскольку сохранение родственных отношений усыновленного с родственниками по происхождению из прежней семьи зависит от решения суда, такие отношения сохраняются с теми лицами, которые названы в решении суда» . Однако другими авторами трактуются расширительно положения п. 3 ст. 137 Семейного кодекса РФ. В частности, О. Ю. Шилохвост, считает, что «родственные и все другие, основанные на родстве связи ребёнок приобретает не непосредственно в отношении каждого кровного родственника, а через своего родителя, и в силу этого происхождения ребёнок приобретает связи с другими родственниками. Он пишет: «...санкционируя сохранение отношений усыновлённого с одним из своих родителей, суд тем самым санкционирует и сохранение всех тех родственных и семейных связей, участником которых данный усыновлённый являлся в качестве ребёнка своего родителя» . В действующем Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», к сожалению, разъяснения по этому поводу не даются. Состав

Гуманитарные и юридические исследования

преступления, предусмотренный ст. 155 Уголовного кодекса РФ, сформулирован следующим образом: «...разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до 80 ООО рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового» . Данное

деяние заключается в извещении любого лица в устной или письменной форме о факте усыновления кого-либо, а также в сообщении усыновленному ребенку о том, что его родители являются усыновителями.

Проведенный анализ норм семейного законодательства России позволяет сделать вывод, что положение, согласно которому возможно представление сведений об усыновлении с согласия усыновлённого лица, достигшего совершеннолетия, требует детальной разработки. Проблему о том, сохраняются ли родственные отношения и соответственно вытекающие из них наследственные права усыновленного с родственниками его умершего родителя (дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и т.д.) либо нет, следует разъяснить в Постановлении Пленума Верховного суда РФ.

Литература

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЭ (ред. от 14.06.2012 № 76-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЭ (ред. от 25.11.2013 № 317-Ф3).

3. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. - М., 2002.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.1966 г. № 63-Ф3 (принят ГДФСРФ 24.05.1996 года).

5. Шилохвост О.Ю. Спорные вопросы правового регулирования наследования усыновлённых // Журнал российского права. - 2006. - № 1.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Keywords :

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Ю.В. Колдина

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ртищево Саратовской области"

PROTECTION CHILDREN`S RIGHTS IN CASE OF ADOPTION (AS ONE`S SON/DAUGHTER) BY FOREIGH CITIZENS

U.V. Koldina

Municipal Educational institution "Secondary School № 2".

Rtischevo, Saratov region

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных проблем, которые возникают при усыновлении (удочерении) детей иностранными гражданами. Особое внимание уделяется защите интересов детей о ставшихся без попечения родителей.

Abstract: The article is devoted to the review of main problems in case of children adoption (as one’s son/daughter) by foreign citizens. Main attention is focused on the protection of the interests of children remaining without parental care.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), иностранные граждане, дети, права

Keywords : adoption (as one’s son/daughter), foreign citizen, children, rights

Дети являются одной из самых социально незащищенных групп населения, поэтому защита их прав и интересов является одной из наиболее важных проблем современного общества. Согласно статье 56 Семейного Кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на защиту. Защита в данном случае есть гарантия предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод несовершеннолетнего. Так, согласно статье 54 СК РФ одним из наиболее значимых прав ребенка признается право жить и воспитываться в семье, поэтому, семье необходимо уделять особое внимание, ведь именно в семье закладываются базовые ценности формирования личности ребенка. Сегодня озабоченность со стороны государства и общества вызывают дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейный кодекс РФ предлагает решать проблему таких детей при помощи усыновления (удочерения). Данная мера позволяет обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также создать благоприятные условия для их эффективного физического, психического и духовного развития.

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления (удочерения) детей, как гражданами России, так и иностранными гражданами, что, несомненно, повышает шансы таких детей на обретение полноценной семьи. Интересы ребенка требуют тщательного подхода к выбору усыновителей, ведь от правильного выбора семьи зависит и судьба ребенка. Поэтому к усыновителям, сегодня предъявляют высокие требования . Процесс усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Семейным Кодексом РФ (ст. 124). Законодательство нашей страны предусматривает определенную очередность при передаче детей иностранным гражданам. Так, первыми на это имеют право российское граждане, проживающие на территории РФ, далее следуют российские граждане, проживающие вне территории РФ и только потом право на усыновление переход иностранным гражданам. Еще одним документом, регулирующим процесс усыновления (удочерения) является Конвенция о правах ребенка . Так, именно в этом документе закреплены основные права ребенка, в том числе и его право на защиту. Усыновление - это государственная помощь и поддержка детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами имеет свои особенности. Так, иностранные граждане вправе проводить процедуру самостоятельно («независимое усыновление») или же через представительства иностранных организаций, получивших аккредитацию на осуществление подобной деятельности на территории нашего государства . Чаще всего усыновители пользуются услугами именно услугами агентств по усыновлению. Списки соответствующих аккредитованных организаций есть в каждом регионе. Все желающие иностранцы могут обратиться в региональный банк данных, где оператор проинформирует усыновителя о детях, оставшихся без попечения родителей. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой. В отличие от иностранных граждан российские граждане практически не имеют доступа к банку таких данных. В результате чего создается реальная возможность для сокрытия здоровых детей от российских усыновителей, которые впоследствии усыновляются иностранцами. Подобного рода ситуации требуют особого внимания и контроля со стороны государства, а также органов прокуратуры.

После знакомства с ребенком, иностранному гражданину необходимо принять решение, результаты которого необходимо огласить органам опеки. Если решение положительное, то далее следует процедура сбора всех необходимых документов. После сбора документов дело об усыновлении (удочерении) направляются в суд. Одной из главных проблем на данном этапе является невозможность проверки судом всех представленных документов на их законность получения. Так, многие медицинские заключения иностранные граждане получают на территории своего государства, а не на территории Российской Федерации . Конечно, мы не можем утверждать, что все собранные иностранцами документы получены в результате коррупции, но и в обратном уверенности нет. Процедура сбора необходимых документов носит длительный характер, и, возможно, именно поэтому каждый усыновитель таким способом пытается сократить время ожидания.

Второй проблемой была и остается проблема насилия в отношении детей , усыновленных иностранными гражданами. Это происходит главным образом из-за отсутствия должного контроля над условиями содержания усыновленного ребенка, за соблюдением его прав и законных интересов. Так, начиная с пятого месяца после отъезда ребенка за границу, вступает в действие регулярная и многоступенчатая система обследования условий жизни детей, данные которой, отправляются в Россию. В соответствии с российским законодательством приемные родители должны представлять отчеты о состоянии ребенка после усыновления. Однако на практике такие отчеты либо имеют ложные сведения, либо не предоставляются совсем. При возникновении ситуации, когда ребенок чувствует себя некомфортно в приемной семье по каким-либо причинам, социальные службы принимаю решение о переустройстве ребенка в другую семью на территории иностранного государства. Только в случае если данная мера по переустройству невозможна, ребенка возвращают на родину. Однако случаи отмены международного усыновления являются достаточно редкими. Данная ситуация не может не отразиться на психике ребенка.

Результатом решения данной проблемы стало принятие Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона № 272-ФЗ от 18 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», названный также «Законом Димы Яковлева», в память о ребенке, умершим из-за халатности своих усыновителей - граждан США . Данный закон утвердил полный запрет на усыновление российских детей гражданами США. Уже в 2014 году целые регионы полностью отказались от иностранного усыновления: Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край, Мордовия, Алтай, Хакасия, Тыва .

В последнее время в России принято огромное количество нормативно-правовых актов, международных норм и стандартов, регулирующих институт усыновления. Тем не менее, законодательное регулирование процесса усыновления, а вместе с тем и защита прав несовершеннолетних не лишена недостатков. Данная проблема сегодня требует укрепления гарантий защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на конституционном уровне. Для решения указанных проблем необходимо разработать и принять нормативно – правовые акты как на уровне государства, та и на международном уровне, которые будут четко регламентировать процесс проверки представленных иностранными гражданами документов. Согласно статье 21 «Конвенции о правах ребенка» усыновление не должно носить коммерциализированный характер . Исходя из этого, необходимо ввести контроль над соблюдением процедуры аккредитации всех органов, занимающихся усыновлением, а также усилить контроль над представлением отчетов по содержанию ребенка в приемной семье. Главная задача государства на сегодняшний день это забота о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако ответственность за сложившую ситуацию лежит не только на государстве как на гаранте прав и свобод, но и на обществе, где эти права реализуются. Если мы будем продолжать равнодушно относиться к сложившимся проблемам, то законы будут носить лишь формальный характер.

Список использованной литературы

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

3. Минаева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Юридический журнал. – 2014 - № 1